Организация страхования финансово хозяйственной деятельности организации

Организация страхования финансово-хозяйственной деятельности юридического лица с страховой компанией можно представить следующей схемой:

Договор страхования — это соглашение между страхователем и страховщиком, в соответствии с условиями которого, страховщик обязуется выплатить страхователю определенную денежную сумму при наступлении предусмотренного договором страхового случая.

Порядок заключения договора страхования

Закон предусматривает письменную форму заключения договора. Несоблюдение письменной формы влечет недействительность договора страхования, за исключением договора обязательного государственного страхования.

Для заключения договора страхования страхователь представляет страховщику письменное заявление по установленной форме. Факт заключения договора страхования должен удостоверяться передаваемым страховщиком страхователю страховым свидетельством (полисом, сертификатом) с приложением правил страхования.

Страховой полис (свидетельство) должен содержать:

  • 1. наименование документа;
  • 2. наименование, юридический адрес и банковские реквизиты страховщика;
  • 3. фамилию, имя, отчество или наименование страхователя и его адрес;
  • 4. указание объекта страхования;
  • 5. размер страховой суммы;
  • 6. указание страхового риска;
  • 7. размер страхового взноса, сроки и порядок его внесения;
  • 8. срок действия договора;
  • 9. порядок изменения и прекращения договора;
  • 10. другие условия по соглашению сторон, в том числе дополнения к правилам страхования либо исключения из них;
  • 11. подписи сторон.

Таким образом, основными документами страхования, подтверждающими заключение на определенных условиях договора страхования, являются общие условия, правила страхования и страховой полис.

Порядок заключения договора имущественного страхования

При страховании имущества страховая сумма не может превышать его действительной стоимости на момент заключения договора. Под действительной стоимостью имущества понимается восстановительная (балансовая) стоимость.

Договоры страхования имущества могут быть заключены на один год и на неопределенный срок с ежегодным перерасчетом стоимости имущества и суммы годовых платежей. Договор, заключенный на неопределенный срок, считается продленным на следующий год при условии внесения до окончания текущего года определенной части (обычно 20-25%) страховых платежей, рассчитанных на следующий год.

Часто в условиях договора предусматривается франшиза.

Франшиза — предусмотренное условиями страхования освобождение страховщика) от возмещения убытков страхователя, не превышающих заданной величины.

Франшиза может быть выражена как пропорциональная доля (в процентах от страховой суммы, либо убытка) либо как абсолютная величина (в денежном выражении).

Франшиза бывает условной и безусловной.

При условной франшизе:

  • — если размер ущерба не превышает установленный договором размер франшизы, то страховое возмещение не выплачивается;
  • — если размер ущерба превышает установленный договором размер франшизы, то страховое возмещение выплачивается в полном объёме;

Пример: Договором страхования определено, что страховая сумма составляет 400 тыс. руб., при этом оговорено, что условная франшиза составляет 100 тыс. руб. При наступлении страхового случая определено, что сумма ущерба составила 90 тыс. руб. В этом случае страхователю страховое возмещение не выплачивается. А если ущерб составит 150 тыс. руб., то в этом случае страховое возмещение будет выплачено в полной сумме убытка, т.е. 150 тыс. руб.

При безусловной франшизе:

— во всех случаях из размера страхового возмещения вычитается установленный договором размер франшизы.

Пример: Договором страхования определено, что страховая сумма составляет 400 тыс. руб., при этом оговорено, что безусловная франшиза составляет 100 тыс. рублей. При наступлении страхового случая сумма ущерба составила 200 тыс. рублей. В этом случае страхователю будет выплачено страховое возмещение в размере 100 тыс. руб., что составит разницу между общей суммой ущерба (200 тыс. руб.) и безусловной франшизой (100 тыс. руб.).

Договор страхования прекращается в следующих случаях, определенных законом:

  • · истечения срока действия;
  • · исполнения страховщиком обязательств перед страхователем по договору в полном объёме;
  • · неуплаты страхователем страховых взносов в установленные договором сроки;
  • · ликвидации страхователя, являющегося юридическим лицом;
  • · ликвидации страховщика в порядке, установленном законодательными актами Российской Федерации;
  • · принятия судом решения о признании договора страхования недействительным.

Коммерческий банк – вид банка, кредитная организация, специализирующаяся на предоставлении банковских услуг. Как правило, коммерческие банки универсальные, обслуживают как юридических, так и физических лиц.

Регулирование деятельности коммерческих банков

Для того чтобы заниматься банковской деятельностью, коммерческие банки получают соответствующую лицензию. Роль регулятора возложена на Банк России.

Банковская деятельность коммерческих банков

  • Услуги, которые предоставляют коммерческие банки юридическим лицам:
  • расчетно-кассовое обслуживание;
  • кредитование юридических лиц, в т. ч. малого бизнеса;
  • выпуск корпоративных пластиковых карт и зарплатные проекты;
  • проведение документарных операций и валютный контроль;
  • другие специализированные операции, в т. ч. факторинг, лизинг и пр.

Услуги коммерческих банков для физических лиц:

  • расчетно-кассовое обслуживание;
  • выпуск пластиковых карт;
  • размещение срочных вкладов и депозитов;
  • кредитование, в т. ч. выдача потребительских, автокредитов, ипотечных займов.

Кроме того, коммерческие банки предоставляют своим клиентам инвестиционные услуги — брокерское обслуживание и доверительное управление на рынке ценных бумаг. Как правило, коммерческие банки имеют свои обменные пункты и совершают операции с наличной валютой.

Прибыль коммерческих банков

Коммерческие банки называются коммерческими, потому что цель их создания — получение прибыли. Доход банков складывается из двух основных составляющих: разницы между ценой привлечения и размещения денежных средств и комиссией за предоставляемые услуги. Помимо того, не основной, но значимой статьей дохода являются штрафы и пени (например, за просрочки платежей по предоставленным ссудам).

Система коммерческих банков

По состоянию на конец первого полугодия 2017 года в России действовали 572 коммерческих банка (на осень 2011 года их было более 900), представляющих из себя в едином целом банковскую систему страны. Их совокупные активы, по сведению Банка России, составляют 78,5 трлн рублей. По всем сегментам выдано кредитов в общей сложности более чем на 44 трлн рублей. Привлечено частных вкладов физических лиц на 24,8 трлн. Денежные средства юрлиц на счетах коммерческих банков — 24 трлн рублей.

В современной России, в условиях развития общественных отношений, возрастает роль страхования в жизни общества и, соответственно, развитие отечественного страхового рынка. Для успешного функционирования страхового рынка необходимо создание эффективной системы государственного регулирования страховой деятельности, а также совершенствование нормативно- правовой базы в области страхового дела.

Проблема правового регулирования страховой деятельности очень актуальна в современном обществе. Это обусловлено рядом причин.Во-первых, с каждым годом возрастает роль и значение страхования в жизни общества. Это связано с тем, что граждане стараются обезопасить себя от несчастного случая, который может произойти в любой момент с каждым из нас, а, во-вторых, существующая законодательная база в области страхования, не в полной мере защищает интересы потребителей страховых услуг. Многие потенциальные потребители не доверяют страховым компаниям и считают их услуги недостаточно законными и качественными, так как права страхователей на протяжении длительного времени не учитывались.

Эффективное функционирование страхового рынка в России зависит, в первую очередь, от наличия необходимой нормативно-правовой базы. Страховая деятельность в Российской Федерации регулируется достаточно большим количеством законодательных актов: Гражданский Кодекс РФ, федеральные законы («Об организации страхового дела в Российской Федерации», «О медицинском страховании граждан в РФ», «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»), указы Президента РФ («Об обязательном личном страховании пассажиров», «Об основных направлениях государственной политики в сфере обязательного страхования»), постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации («О порядке проведения обязательного государственного личного страхования военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел»), нормативно — правовые акты Министерства финансов, Министерства экономического развития, а также приказы и инструкции Центрального Банка Российской Федерации.

В соответствии с Законом РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации», страхование представляет собой отношения по защите интересов физических и юридических лиц при наступлении страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков . Данный закон направлен на усовершенствование и урегулирование отношений, связанных с организацией страхового дела в Российской Федерации.

В международной практике выделяют два основных подхода к государственному регулированию страхового рынка. Каждый из подходов реализуется в рамках определенной системы права — «континентальной» и «англо-американской».

Система «континентального» права (существующая в Германии, Франции, Италии, Испании, Японии и других странах) основана на строгой законодательной регламентации деятельности субъектов рынка, при этом основными источниками права являются законы и кодексы. В рамках континентальной системы права действует модель жесткого регулирования страхового дела, характеризующаяся детальной регламентацией всех сторон деятельности страховщиков и систематическим контролем за соблюдением законодательства при проведении страховых операций.

В «англо-американской» системе права (которая действует в США, Великобритании, Австралии, Канаде и других странах) закон не является единственным источником права. Наряду с основным законом важную роль играет судебный прецедент. Большинство сторон хозяйственной жизни не кодифицировано. Законодательство определяет наиболее общие условия, правовые рамки экономической деятельности, без детальной регламентации, отсутствует жесткая регламентация страховых операций, утверждение страховых тарифов и т. п. .

Рассмотрев модели правового регулирования страхового дела, предлагаемые зарубежной практикой, можно сделать вывод о том, что для развития страховой деятельности в Российской Федерации можно заимствовать определенные методы регулирования у других стран, но необходимо учитывать специфику развития российского страхового дела.

Эта специфика заключается в том, что страховой рынок в России сложился сравнительно недавно. Также российский страховой рынок характеризуется низким уровнем платежеспособного спроса (это связано с низкими доходами значительной части российского населения, слабое развитие среднего класса и т. д.)

Так как нормативно-правовое регулирование в Российской Федерации осуществляется множеством актов, полагаем, что одним из направлений развития правового регулирования страховой деятельности может стать создание единого комплексного документа в сфере страхования. Этот документ может быть представлен в виде Страхового кодекса Российской Федерации, который «соберёт» воедино все нормы страхового законодательства и будет способствовать достаточному регулированию страховой деятельности, обеспечит стабильность страховых правоотношений между участниками страхового рынка, а также будет достигнута надлежащая устойчивость страховой деятельности.

Необходимо отметить, что развитие рынка страховых услуг сдерживает проблема законодательного порядка. И именно это приводит к серьёзным трудностям при реализации прав застрахованного лица. Одной из причин всего этого является отсутствие достаточных исследований в области страхового дела. Надлежащие исследования позволят решить основную задачу государства в области страхования — совершенствование страхового законодательства. Это совершенствование должно происходить с учетом задач внутреннего регулирования страхового рынка, требований европейского страхового нормативно-правового поля, в условиях вступления России во Всемирную торговую организацию, освоение новых страховых продуктов и видов страхования, подготовка и переподготовка кадров для страхового бизнеса.

Рассмотрев правовое регулирование страхования в РФ можно сделать вывод о том, что страхование является необходимой общественно полезной деятельностью, при которой организации и граждане могут заранее застраховать себя от неблагоприятных последствий, а также свое имущество от различных воздействий. Законодательство о страховой деятельности складывается из норм Гражданского Кодекса РФ, Федеральных законов РФ, Указов Президента РФ, Постановлений Правительства РФ, приказов и инструкций, которые издают федеральные органы по надзору за страховой деятельностью. В процессе правоприменительной практики оказывается, что большинство населения страны недостаточно знакомы с законодательной базой в области страхования, а также со своими правами и обязанностями. Это говорит о правовой безграмотности населения. Решение этой проблемы возможно только с взаимодействием органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций и объединений, а также с помощью средств массовой информации. Формирование юридически грамотного населения будет способствовать развитию рынка страховых услуг.

Важно отметить, что с каждым годом роль страховых организаций стремительно возрастает и развитие российского рынка страховых услуг напрямую зависит от состояния нормативно-правовой базы, которая обеспечивает функционирование этого сегмента экономики. Следует также не забывать, что главным источником функционирования страхового рынка является страхователь, который формирует спрос на страховые услуги, поэтому для совершенствования работы страховых компаний и повышения их эффективности необходимо вмешательство государства с целью регулирования прав участников страхового рынка.

Подводя итог всему вышесказанному, важно отметить, что основными задачами государства должно стать решение следующих задач:

Во-первых, необходимо формирование законодательной базы рынка страховых услуг, которая бы соответствовала современным требованиям;

Во-вторых, необходимо создание единого документа по регулированию страховой деятельности

И, в-третьих, необходимо создание стабильного и эффективного механизма государственного регулирования за страховой деятельностью.

Решение этих проблем и будет способствовать эффективному развитию рынка страховых услуг, так как страховые отношения являются социально, экономически значимыми как для граждан РФ, так и для государства в целом.

Литература:

  1. Закон РФ от 27.11.1992 N 4015–1 (ред. от 13.07.2015) «Об организации страхового дела в Российской Федерации»
  2. Балынин И. В. Нормативно-правовое регулирование страховой деятельности в Российской Федерации и за рубежом. Theoretical & Applied Science. 2015. № 7 (27). С. 110–117.
  3. Косаренко Н. Н. Государственно-правовое регулирование страховой деятельности страховщиков в Российской Федерации. Ученые труды Российской академии адвокатуры и нотариата. 2014. № 1 (32). С. 110–113.
  4. Сухомлинова Н. В. Правовое регулирование страховой деятельности в зарубежных странах: сравнительно-правовой анализ. Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. 2014. № 2. С. 88–95.
  5. Филичкин А. И., Савина Т. Н. Правовое обеспечение страхового рынка России. Системное управление. 2011. № 1 (10). С. 1.

Настоящее страхование представляет собой отношения по защите имущественных интересов юридических и физических лиц при наступлении определенных событий: возникшей по закону обязанности Страхователя, оказывающего в силу своих профессиональных обязанностей медицинские услуги, возместить вред, причиненный здоровью какого-либо иного физического лица или лиц (Пациенты).

Согласно действующему законодательству РФ граждане имеют право на предъявление иска медицинскому учреждению на материальное возмещение причиненного по его вине ущерба.

Страхователи:

а) юридические лица независимо от их организационно-правовой формы: поликлиники, диспансеры, родильные дома, женские консультации, медицинские диагностические и лечебные центры и иные медицинские учреждения, заключившие со Страховщиком договоры страхования своей гражданской ответственности;

б) дееспособные физические лица: частнопрактикующие врачи (далее частнопрактикующие врачи), которые осуществляют предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, заключившие со Страховщиком договоры страхования своей профессиональной ответственности.

Медицинские учреждения и Частнопрактикующие врачи на момент заключения договора страхования должны иметь лицензию на осуществление медицинской деятельности.

Объекты страхования:

Объектом страхования являются не противоречащие законодательству РФ имущественные интересы Застрахованного лица, связанные с возмещением причиненного им вреда здоровью Пациентов, если:

  • вред здоровью Пациентов причинен в результате осуществления Страхователем, указанной в договоре страхования профессиональной врачебной деятельности;
  • вред здоровью Пациентов был причинен во время и в Медицинском учреждении, которые указаны в договоре страхования.

Страхованием покрывается вред, нанесенный здоровью Пациентов, если он явился следствием:

  • ошибки в диагнозе и плане лечения;
  • непредвиденных осложнений в результате плановой операции в стационаре;
  • непредвиденных осложнений в результате применения назначенных лекарственных препаратов, в том числе в результате неправильно назначенной дозировки;
  • непреднамеренного сокращения срока лечения в результате преждевременной выписки из стационара или преждевременного закрытия больничного листа при амбулаторном лечении;
  • заражения при переливании крови, внутривенном вливании и т.п.

К непредвиденным осложнениям относятся чрезвычайные медицинские обстоятельства в виде внезапного проявления медицинских симптомов, которые не могли быть заранее предвидены и которые требуют немедленного врачебного вмешательства.

Факт причинения вреда и его размер должны быть подтверждены имущественной претензией, направленной в соответствии с законодательством РФ потерпевшим лицом в адрес Страхователя с документальным подтверждением компетентных органов о причиненном ущербе, или решением суда.

Страховщик также компенсирует Страхователю необходимые и целесообразно произведенные им расходы, направленные на уменьшение ущерба здоровью Пациента, причиненного в результате врачебных действий.

Условия страхования:

Договор страхования может быть заключен сроком на:

  • определенный период в целых месяцах до 1 года включительно;
  • на несколько лет (от 1 до 5 лет);
  • на конкретный период.

Для заключения договора страхования Страхователь представляет Страховщику письменное заявление на специальном бланке, к которому прилагаются сведения о враче (врачах):

  • возраст;
  • образование;
  • занимаемая должность;
  • квалификация;
  • ученая степень;
  • стаж;
  • наличие исков по гражданской ответственности за предыдущие пять лет;
  • иные данные, позволяющие судить о степени риска.

Страхователь несет ответственность за достоверность и полноту сообщаемых им сведений.

К заявлению должна быть приложена копия лицензии на право осуществления медицинской деятельности.

Правила страхования гражданской ответственности медицинских организаций, медицинских и фармацевтических работников

ЗАПРОС НА СТРАХОВАНИЕ