Организационный план включает

Среди всех разделов бизнес-плана:

  1. Титульный лист
  2. Меморандум о конфиденциальности
  3. Резюме
  4. Инвестиционный план
  5. Маркетинговый план
  6. Производственный план
  7. Организационный план
  8. Финансовый план
  9. Анализ рисков

именно организационный план описывает персонал проекта, инициаторов, их доли в управлении проектом, квалификацию и оплату менеджеров проекта, а также мотивацию персонала.

Если вы пишете бизнес-план для получения инвестиций на развитие уже функционирующего предприятия, вам нужно будет доказать потенциальным партнерам, что его организационная структура является максимально эффективной. Если же вы только планируете открытие фирмы, производства или торговой точки, вам необходимо будет подробно изложить, как вы собираетесь обеспечивать работу нового бизнеса.

Вся информация, касающаяся управления предприятием должна быть изложена в разделе под названием «Организационный план». Более того, именно этот пункт бизнес-плана подготовит почву для написания финансового раздела проекта.

Структура организационного плана бизнес-плана

Правовая форма

Прежде всего, в данном разделе необходимо обосновать выбор формы деятельности. Укажите, являетесь ли вы физическим лицом – ИП, или же основателем организации – ООО или АО. В последнем случае обязательно нужно перечислить органы управления и их полномочия, состав учредителей и их права и обязанности. После этого необходимо описать организационную структуру предприятия.

Организационная структура

Организационная структура – это состав, система взаимоотношений и функций между различными отделениями предприятия, каждое из которых несет ответственность за свою сферу деятельности и является частью иерархической системы организации.

Существует несколько видов организационных структур, а именно, линейная, функциональная, линейно-функциональная и т.д. Однако каким бы ни был тип структуры, ваша задача заключается в том, что бы подчеркнуть, что она является максимально эффективной, а именно:

  • Позволяет наладить взаимодействие между всеми отделами и сотрудниками;
  • Создает благоприятные условия для изготовления высококачественной продукции или оказания услуг;
  • Способствует развитию предприятия, его товаров и услуг.

Как правило, авторы бизнес-плана изображают организационную систему максимально наглядно, при помощи диаграммы или органограммы. Для создания последней вам нужно будет скачать специальное приложения, тогда как диаграмму можно создать и обычном документе Microsoft Word. Если по каким-либо причинам не можете изобразить систему графически, вы можете описать структуру вашего предприятия текстом.

При помощи данной схемы вы наглядно покажете состав подразделений организации. Однако вам также необходимо описать, как они связаны между собой, каковы обязанности каждого из них, а также каковы полномочия и функции руководителей отделов. Это также делается для того, чтобы показать инвесторам, что вы способны организовать или уже организовали нормальные условия работы и дальнейшего развития предприятия.

Описание штата сотрудников

После того, как вы определите структуру организации, вам нужно описать штаб своих сотрудников. Иными словами, вам нужно указать, специалисты какого профиля потребуются вам для нормальной работы, при этом упомянув необходимый опыт и образование, планируемую заработную плату и систему премирования.

Отдельное внимание стоит уделить так называемой управленческой команде. В нее входят те люди, которые фактически будут осуществлять управлением фирмой, учреждением или торговой точкой. Так, к примеру, если вы являетесь владельцем магазина, в команду могут входить директор, администратор, заместитель администратора.

Стоит также описать квалификацию, опыт и образование каждого из управленцев, если персоналии на эти должности уже определены, так как на это нередко обращают особое внимание ваши потенциальные инвесторы. Однако не стоит быть и слишком оптимистичными – если вы считаете, что в составе управляющих необходимо будет провести необходимые модификации, стоит упомянуть и об этом. Это вряд ли отпугнет партнеров, скорее покажет, что вы тщательно проанализировали все стороны проекта.

Помимо управляющих, вам нужно будет перечислить и рядовых сотрудников. Уровень сложности этой задачи будет напрямую зависеть от того, планируете ли вы открыть небольшую торговую точку или завод с тысячами работников. Однако в обоих случаях схема описания персонала одна. Вам нужно указать:

  • Должность сотрудника или сотрудников;
  • Количество работников в этой должности (Например, 1 Администратор; 4 Кассира);
  • Ежемесячную заработную плату работника по каждой специальности, окладную часть, премиальную часть и систему премирования.
  • Ежегодную заработную плату работника по каждой специальности.

Также постарайтесь подумать, необходимо ли вам будет проводить дополнительные обучающие курсы (как правило, это требуется на узкоспециализированных предприятиях). Если таковая необходимость имеется, обязательно укажите это в организационном плане.

Если вам придется как-либо изменять штат в процессе деятельности предприятия, опишите в каких условиях и как именно это будет осуществляться. Если планируется найм новых работников или других специалистов, обязательно упомяните это, даже если подобные перемены могут стать необходимостью только через несколько лет.

Пример организационного плана магазина одежды

Предприятие «Beautiful clothes» является Обществом с ограниченной ответственностью и осуществляет деятельность в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Предприятие является юридическим лицом, действующим в строгом соответствии с принятым Уставом и Учредительным договором, имеет уставной капитал, производственные площади и баланс.

Учредителями предприятия являются:

  • Общество с ограниченной ответственностью «Фабрика Одежды»;
  • индивидуальный предприниматель Иванов А.А.;
  • Общество с ограниченной ответственностью «Glamorous».

Уставной капитал организации разделен на доли: ООО «Фабрика Одежды» — 60%; ИП Иванов А.А. — 20%; ООО «Glamorous» — 20%.

Управление ООО осуществляется Советом директоров, члены которого ответственны за определения главных направлений развития, разработку и воплощение планов. Прибыль предприятия распределяется между учредителями пропорционально их долям.

Инициатором создания магазина стало ООО Фабрика одежды. На сегодняшний день основная часть прибыли этого предприятия поступает за счет производства одежды и ее реализации закупщикам, однако данный проект предполагает дальнейшее развитие предприятия и открытие фирменного магазина «Beautiful clothes».

Руководство деятельностью осуществляется генеральным директором, которого назначает Совет директоров. В круг его обязанностей входит: решения главных вопросов деятельности организации, подписание официальных документов, распоряжение имуществом компании, осуществление найма и увольнения персонала, назначение коммерческого директора. Директор также несет ответственность за правильность данных бухгалтерского учета.

Коммерческий директор, в свою очередь, осуществляет следующие функции: руководит организацией маркетинговых исследований и рекламных кампаний, а также сбытом товара.

Бухгалтерия и главный бухгалтер отвечает за расчеты с поставщиками, учет товарооборота, поступающих прибылей, расходов, выплату заработных плат, составление бухгалтерских отчетов.

Главный дизайнер руководит дизайнерами, которые занимаются созданием новых коллекций одежды и их пошивом.

Организационная структура предприятия «Beautiful Clothes»

Состав и численность персонала предприятия Табл. 1.

Специальность

Численность

Требуемый стаж

Заработная плата (ежемесячно)

Ген. директор

1

От 10 лет

80 тысяч руб.

Коммерческий директор

1

От 10 лет

65 тысяч руб.

Главный бухгалтер

1

От 10 лет

65 тысяч руб.

Главный дизайнер

1

От 10 лет

65 тысяч руб.

Дизайнеры

4

От 5 лет

45 тысяч руб.

Маркетологи

2

От 5 лет

45 тысяч руб.

Швеи

10

От 5 лет

30 тысяч руб.

Кассиры

3

От 3 лет

25 тысяч руб.

Уборщицы

2

15 тысяч руб.

Администратор магазина

1

От 5 лет

35 тысяч руб.

Заместитель администратора

1

От 5 лет

30 тысяч руб.

Продавцы-консультанты

3

От 2 лет

25 тысяч руб.

Всего на производстве и в самом магазине задействовано 29 человек. Расширение штата (найм администраторов, продавцов и кассиров) возможно при условии открытия новых магазинов «Beautiful clothes».

Другие примеры организационного плана

К сожалению, мы не можем в данной статье привести примеры организационного плана для всех видов бизнесов, поэтому, если вы хотели бы увидеть пример раздела именно для интересующего вас бизнеса, вы можете это сделать перейдя по ссылке на один из интересующих вас бизнес-планов либо воспользоваться поиском:

Бизнес: Автобизнес

  • Автозаправка
  • Автомойка
  • Автосервис
  • Магазин Автозапчастей
  • Такси
  • Шиномонтажная мастерская

Бизнес: Безопасность

  • Охранное предприятие

Бизнес: Бытовые услуги

  • Ателье по пошиву одежды
  • Клининговая компания
  • Прачечная
  • Химчистки

Бизнес: Гостиничный бизнес

  • Хостел

Бизнес: Деньги и Финансы

  • Ломбард

Бизнес: Животные

  • Ветеринарная аптека
  • Ветеринарная клиника
  • Зоомагазин

Бизнес: Здоровье

  • Массажный салон
  • Медицинский кабинет
  • Стоматологический кабинет

Бизнес: Красота

  • Барбершоп
  • Парикмахерская
  • Тату-салон
  • Тренажерный зал
  • Фитнес-клуб
  • Фотостудия

Бизнес: Образование

  • Детский развивающий центр
  • Репетиторский центр
  • Частный детский сад

Бизнес: Общепит

  • Блинная
  • Кальянная
  • Столовая

Бизнес: Одежда и обувь

  • Магазин детской одежды
  • Магазин обуви

Бизнес: Продукты питания

  • Кондитерская
  • Магазин разливного пива
  • Мини-пекарня
  • Продуктовый магазин
  • Продуктовый магазин формата «У дома»

Бизнес: Развлечения

  • Баня
  • Детская игровая комната
  • Магазин детских игрушек
  • Сауна

Бизнес: Растения

  • Магазин (салон) цветов

Бизнес: Туризм

  • Туристическое агентство

Бизнес: Фармацевтика

  • Аптека

Бизнес: Хозтовары

  • Магазин бытовой химии

Цель раздела «Организационный план» состоит в том, чтобы показать, что имеется квалифицированный персонал, способный реализовать инвестиционный проект, опытные менеджеры, способные рационально распределить обязанности по реализации проекта.
В разделе описывается организационная структура управления проектом, описываются функции, обязанности персонала, приводятся также данные о методах его стимулирования, режиме работы, системе контроля, предполагаемое штатное расписание. В этом разделе приводятся подробные данные о каждом руководителе предприятия, наиболее крупных держателях акций, составе команды разработчиков проекта.
Раздел «Организационный план» представляет собой описание принятой концепции, формы и структуры управления реализацией инвестиционного проекта. Центральное место в данном разделе бизнес-плана занимает принятая организационная структура управления реализацией проекта. В ней должны быть четко определены: формы, функции и задачи служб и отделов, формы и порядок взаимодействия исполнителей, порядок координации, учета и контроля работ по реализации проекта, обязанности и ответственность отделов, служб и отдельных исполнителей. Очень важно определить круг лиц, наделенных правами принимать соответствующие решения по необходимому кругу вопросов на различных этапах и участках реализации проекта. Так же отражается потребность в руководителях и специалистах для реализации инвестиционного проекта, требования, предъявляемые к ним по профилю и опыту деятельности, специальности и квалификации, условия принятия на работу, а также порядок и система оплаты труда руководителей и специалистов, их аттестации, организации повышения квалификации, условия премирования, участия в распределении прибыли.
Одна из основных задач, которая решается организационным планом — планирование работ по осуществлению инвестиционного проекта. Центральное место должно отводиться обоснованию организационно-штатной структуры предприятия и выбору рациональной системы управления производством, персоналом, снабжением, сбытом и предприятием в целом. При этом указываются возможности инициаторов проекта по подбору и подготовке персонала, способности команды менеджеров реализовать данный проект, определяется необходимая квалификация и численность специалистов и т.п.
В этом разделе рассматриваются и вопросы создания организационной схемы, необходимой для управления и контроля за всей деятельностью предприятия, связанные с этим расходы. В ней должно быть четко указано, кто и чем будет заниматься, как будут взаимодействовать между собой все отделы и службы, кто и как будет координировать и контролировать их деятельность. Кроме того, необходимо четко распределить обязанности и ответственность персонала, в частности, кто кому подчиняется и перед кем отчитывается, кто подготавливает варианты и принимает окончательное управленческое решение.
Важное место в этом разделе должны занять вопросы оплаты труда руководителей и специалистов (их не следует считать коммерческой тайной), их премирования, участия в распределении прибыли, другие формы материального поощрения эффективной работы. Не менее важным является и разработка системы подбора, расстановки и использования кадров. Должны быть конкретно установлены специалисты (какого профиля, с каким образованием, опытом), в которых нуждается предприятие, и их заработная плата.