Оптимизация логистических затрат

Уникальность компании на рынке достигается множеством способов, одним из которых являются низкие издержки, в том числе логистические. Каждый шаг по снижению расходов должен быть проанализирован под углом его влияния на текущие обороты и стратегию. Бухгалтерский учет не предназначен для контроля расходов. Для этих целей применяется управленческий учет, и в особенности его раздел под названием «учет издержек».

Поскольку расходы на логистику и продажи не являются необходимыми для собственно производства, их часто не учитывают в стоимости продукта. «Абсорбционная» бухгалтерия отличается большим разбросом единичных расходов, обусловленных изменениями производства: чем мельче производство, тем выше единичные расходы и наоборот. Имея постоянную цену продаж и изменяющиеся единичные расходы, производство в один период может принести прибыль, а в другой — убытки. Колебания доходности существенно затрудняют разработку стратегии ценообразования и распространения товаров.

При снижении прибыльности повышают цены, что приводит к снижению спроса, а затем — и прибыли. Такое негативное сочетание тем сильнее, чем большая доля единичных расходов входит в постоянные расходы.

Вопросы учета и анализа логистических издержек с целью их минимизации представляют наибольшую сложность по сравнению с другими видами затрат. Управление затратами служит средством достижения предприятием высоких экономических результатов и сводится не только к снижению затрат, но и распространяется на все элементы управления.

Представление о затратах в логистической системе основывается на трех важных положениях:

• затраты появляются в результате использования ресурсов. Они отражают, сколько и каких ресурсов израсходовано на логистические функции в логистической системе при производстве и реализации продукции;

• объем использованных ресурсов может быть представлен в натуральных и денежных единицах;

• определение затрат всегда соотносится с конкретными целями, задачами, т.е. объем использованных ресурсов в денежном выражении рассчитывают для определенной функции или производственлото подразделения предприятия. Управление затратами предполагает выполнение всех функций, присущих управлению любым объектом, т.е. разработку (принятие) и реализацию решений, атакже контроль над их выполнением. Функции управления затратами реализуются через элементы управленческого цикла: прогнозирование и планирование, организацию, координацию и регулирование, активизацию и стимулирование выполнения, учет и анализ.

Основные принципы управления затратами выработаны практикой и действуют при управлении логистическими издержками. Они сводятся к следующему:

• системному подходу к управлению затратами;

• единству методов, принятых на разных уровнях управления затратами;

• управлению затратами на всех стадиях жизненного цикла продукта— от создания до утилизации;

• сочетанию снижения затрат с высоким качеством продукции и услуг;

• недопущению излишних затрат;

• широкому внедрению эффективных методов снижения затрат;

• совершенствованию путем получения информации об уровне затрат;

• повышению заинтересованности производственных подразделений системы в снижении затрат.

Системный подход находит свое выражение в том, например, что эффективность управления затратами оцени вают по эффективности самого слабого звена системы.

Низкий уровень нормирования затрат, слабая мотивация и стимулирование персоналазаихснижение, недостаточный по объему и неудовлетворительный по качеству анализ, слабая система учета затрат, не обеспечивающая потребности руководства, — неизбежно скажутся на функционировании логистической системы. Соблюдение всех принципов управления затратами создает базу экономической конкурентоспособности предприятия, завоевания им передовых позиций на рынке.

Логистические затраты входят в состав себестоимости готовой продукции и существенно влияют на ее цену, однако учету этой группы издержек в отечественной практике уделяется мало внимания, отсутствует системный подход к их выявлению, анализу и оптимизации. Причиной этого служит организация системы отечественного бухгалтерского учета. В классификации затрат, входящих в себестоимость, используемой в российской практике, логистические издержки не сгруппированы, что затрудняет их выделение и учет.

Выходные данные учебного пособия:

учебного пособия «Логистика: конспект лекций : пособие для подготовки к экзаменам».

Нужно признать, что компании различных отраслей все чаще сталкиваются с возрастающей необходимостью сократить операционные затраты, но при этом не прекращать наращивать доход и продолжать делать клиентов счастливыми. Это может стать непосильной задачей в условиях растущей перегруженности автотрасс, нестабильной цены на топливо, ограничений по вместительности и грузоподъёмности транспорта и, конечно же, более строгих, непрерывно повышающихся, требований потребителя. Кроме того, слабый контроль может быстро увеличить уровень подверженности рискам, привести к чрезмерным расходам на топливо, спровоцировать ненужные жалобы на обслуживание клиентов и отрицательно сказаться на работе всей системы поставок. В результате получение максимального эффекта от уровня вложенных средств продолжает быть главным поводом для беспокойства предприятия.

Компании постоянно ищут способы понизить затраты посредством анализа и улучшения бизнес-процессов. Но даже при этом часто упускается из виду область с избыточными затратами, эта область – управление доставкой. Доставка последней мили является обязательным компонентом любой хорошо налаженной системы поставок. От того насколько качественно организована последняя миля, настолько и эффективным будет весь процесс доставки. Компании, которые сосредоточены на получении максимума от их затрат на транспортировку, получают достойное вознаграждение.

Один из главных методов снижения расходов – модернизировать свою стратегию транспортировки. Модернизировать – значит устранить неэффективность, автоматизировать процессы, получить контроль и прозрачность функцией управления доставкой. Это может дать колоссальные возможности для снижения расходов – до 30% в год.

Узнать детальнее о технологиях оптимизации последней мили вы можете на открытых вебинарах ABM Cloud.

Поделиться публикацией:

Блог по теме:

  • Лучшее оборудование для автоматизации складской логистики
  • Программа для логистики транспорта компании Engin
  • Организация эффективной доставки на предприятии «Натурово»

В условиях современного рынка, организации все больше ориентируются на потребителя, что проявляется в их стремлении к удовлетворению возможных потребностей клиентов. Для конкретного потребителя высокий уровень качества определенного товара или услуги означает наличие такого сочетания потребительских свойств, которое удовлетворяет его потребности. Одним из таких важных свойств является стоимость товара или услуги, которая в значительной степени зависит от издержек, связанных с различными операциями и работами. Снижение общих издержек может быть достигнуто путем применения принципов логистики в практике деятельности компаний. Логистическая деятельность носит интегрированный характер и простирается от момента возникновения потребности в товаре или услуге и до момента удовлетворения данной потребности. Логистика определяется как совместная деятельность различных предприятий по интеграции всех процессов, связанных с достижением цели их бизнеса. Деятельность в области логистики многогранна. Она включает управление транспортом, складским хозяйством, запасами, кадрами, организацию информационных систем, коммерческую деятельность и многое другое.

Суть принципов логистики – органичная взаимная связь, интеграция вышеперечисленных областей в единую систему. В рыночной экономике лидером в конкурентной борьбе может стать только та фирма, которая будет рационально использовать свои возможности. Логистика рассматривает предприятие через призму издержек, с целью их оптимизации, контроля и управления ими. Именно оптимизация издержек сегодня привлекает к логистике столь пристальное внимание, так как именно издержки оказывают основное влияние на прибыль компании, ради которой и строится весь бизнес.

Логистические издержки могут составлять около 20—30 % стоимости продукции. Их сокращение значительно повышает конкурентоспособность компаний. По оценкам специалистов, использование прикладных логистических систем позволяет уменьшить материальные запасы почти на 80 %, а затраты на оборудование (приспособления) — на 50 %. Из вышесказанного, можно сделать вывод об экономической значимости логистичексих издержек на предприятиях, поэтому хотелось бы более подробно рассмотреть этот термин. Логистические издержки — это затраты, связанные с выполнением логистических операций: размещением заказов на поставку продукции, закупкой, складированием поступающего сырья, внутрипроизводственной транспортировкой продукции, внутрипроизводственным хранением в незавершенном производстве, хранением готовой продукции, внешней транспортировкой и др.

Чаще всего эффективность логистических решений оценивается с точки зрения их влияния на общие издержки или на выручку от продаж. Иногда решения, принятые в какой-либо области, отражаются непредвиденным ростом издержек в одной или нескольких других областях или звеньях логистической цепи. Так, изменения производственного графика, предусматривающие повышение эффективности выпуска продукции, могут вызвать колебания объема запасов готовых изделий и негативно сказаться на обслуживании покупателей.

Планирование и оптимизация логистических издержек подчиняется принципу общих затрат ( TC — общие или валовые затраты ): TC = FC + VC ( 1)

Важное значение в процессе управления затратами имеет их распределение на постоянные ( FC ) и переменные ( VC ) . К постоянным затратам ( FC ) относятся затраты, величина которых не зависит от объема производства предприятия . Под переменными ( VC ) затратами понимаются затраты общая величина которых находится в непосредственной зависимости от объема производства и реализации . В сумме постоянные и переменные затраты образуют общие или валовые затраты ( TC) . Также выделяют средние затраты , которые показывают затраты на единицу материалопотока . Средние затраты рассчитываются путем деления затрат на объем материалопотока в натуральном измерении . Средние валовые затраты (AVC ) можно рассчитать двумя способами :

1) Делением валовых затрат на материальный поток

2) Суммируя средние постоянные и средние переменные затраты

Для эффективного управления процессами формирования себестоимости продукции важно правильно определить сумму постоянных и переменных затрат. Существует 3 основных метода определения суммы затрат:

1) Метод максимальной и минимальной точки

2) Графический метод

3) Метод наименьших квадратов

Наиболее точное распределение валовых затрат на постоянные и переменные позволяет произвести метод наименьших квадратов, т.к в расчетах используются данные за весь период работы предприятия , входящего в логистическую систему: TC = FC + AVC * Q ( 2) , где Q — объем материального потока в натуральных единицах .

Важной особенностью формирования логистических затрат и последующего принятия логистических решений является их реализация в рамках уровня издержек, существующего в логистической системе. Анализ затрат предполагает учет изменения издержек, вызываемых логистическими решениями. Кроме того, издержки рассматриваются с позиций их нарастания — как трансформация общих затрат вследствие преобразования системы. Так, появление нового звена в распределительной сети влияет на затраты по транспортировке, передаче информации, ведению переговоров, содержанию запасов, т.е. изменяет структуру издержек и их общую величину в системе. Цель деятельности любого звена логистической цепи оптимизация и увеличение прибыли , следовательно , предприятию выгодно , если на единицу материалопотока приходится меньшая сумма постоянных затрат . Этого можно достичь увеличив объем производства и реализацию на уже имеющихся производственных мощностях , но важно помнить о зависимости объема материалопотока и издержек .

Прирост затрат, связанный с производством дополнительной единицы материалопотока, т.е отношение прироста переменных затрат к вызванному приросту материалопотока называют предельными издержками ( МС ) .

( 3 )

Существует закон «Убывающей отдачи «, при котором, начиная с определенного момента каждое последовательное присоединение единицы товара приводит к сокращению роста экономической отдачи. В определенный период возникает ситуация, при которой предельные доходы предприятия становятся меньше , чем предельные издержки . Таким образом, изменение объема материалопотока может влиять на оптимизацию логистичексих издержек на предприятии в целом .

Необходимо учитывать, что не всякое расширение производства влечет за собой увеличение прибыли, т.к. изменение уровня издержек происходит по- разному, а при росте объема производства происходит снижение цен. Существует несколько методов определения оптимального объема материалопотока при котором предприятие получает максимальную прибыль:

1) Бухгалтерско — аналитический метод представляет собой сопоставление предельного дохода и предельных издержек. Для максимизации прибыли предприятие должно увеличивать объем материалопотока до тех пор пока предельный доход выше предельных издержек и прекратить его увеличение как только предельные издержки начнут превосходить предельный доход .

2) Графический метод представляет собой систему координат на которую наносят кривые зависимости предельных издержек и предельного доходов от объема материалопотока. Максимальная прибыль для предприятия — это точка пересечения кривой предельных издержек с кривой предельных доходов .

3) Метод наименьших квадратов заключается в том что на основании данных и использования корреляционно — регрессионного анализа исследуется зависимость предельных доходов и предельных издержек от объема материального потока .

Проиллюстрируем вышерассмотренные методы на примере.

Таблица 1 .

Согласно бухгалтерско – аналитическому методу из Таблицы 1 видно, что при грузообороте в 7 тыс. т в год предприятие должно остановить увеличение объема материалопотока , т.к на этом этапе происходит увеличение предельных издержек по сравнению с предельным доходом . Графический метод анализа издержек представлен на следующем рис.:

Расчет методом наименьших квадратов дает следующие результаты:

MR = -20 Q + 200; MC = 4,6548 — 49,679 Q + 177,86; Q = 7,0506 тыс. Т; R= 916,6; AVC=73; FC=215; TC=279,7. Прибыль: 186,9.

Данные, получаемые посредством учета и анализа логистических издержек, должны являться индикатором наличия проблем у предприятия в области логистики, служить основой для выбора оптимальных вариантов решения этих проблем. Анализ логистических издержек должен выполняться на основе достоверной учетной информации, а это выполнимо лишь при условии их обособленного планирования и учета.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ РЕСУРСОВ:

2. Швецова Е.В. Виртуальная логистика в бизнесе / Международная научно-практическая конференция Проблемы развития предприятий: теория и практика СГЭУ 15 ноября 2012.

УДК 338.5:339.182

https ://doi.org/10.24158/tipor.2018.5.22

Петчина Дарья Кирилловна

аспирант кафедры логистики и управления цепями поставок Санкт-Петербургского государственного экономического университета

МЕТОДЫ СНИЖЕНИЯ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ

В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Petchina Daria Kirillovna

PhD student, Logistics and Supply Chain Management Department, Saint Petersburg State University of Economics

METHODS TO REDUCE LOGISTICS COSTS AT MANUFACTURING ENTERPRISE IN THE MODERN CONTEXT

Аннотация:

В статье обоснована необходимость внедрения основ логистики на производственном предприятии как главного системного фактора экономичности логистических и на этой основе общих затрат предприятия. Средние логистические затраты на Западе составляют от 10 до 14 % ВВП, тогда как в России данный показатель достигает значения 20 % ВВП, что свидетельствует о неэффективном управлении логистическими процессами на российских производственных предприятиях и требует разработки методов снижения логистических затрат предприятий, которые возникают на всех этапах воспроизводственного цикла. В целях сокращения логистических затрат компаний необходимо рассматривать производственное предприятие как единую логистическую систему с координацией и интеграцией всех структур и изучать каждый бизнес-процесс, исключая необязательные процессы, не создающие ценности.

Ключевые слова:

логистика, логистические затраты, учет затрат, операционный подход, логистика снабжения, логистика производства, логистика распределения, контроллинг затрат.

В современном мире возрастает роль логистики, что обусловлено стремлением предприятий на микроуровне и стран на макроуровне к сокращению временных и денежных затрат. Именно логистика является системным фактором экономичности прежде всего логистических и на этой основе общих затрат предприятий. Задача сокращения и контроля затрат представляется для любой компании одной из основных, поскольку от управления затратами предприятия зависит коммерческая политика данной компании, а значит, и конкурентное преимущество и дальнейшее существование фирмы.

Экономика России сегодня столкнулась с рядом внутренних и внешних проблем, таких как экономический кризис, неустойчивость курса валют, ввод двусторонних санкций, напряженная и нестабильная политическая обстановка в мире. В данной ситуации особого внимания требует проблема управления деятельностью российских предприятий в целом, и в особенности проблема управления затратами и процессами предприятия, на что направлен инструментарий логистики.

Средние логистические затраты на Западе составляют от 10 до 14 % ВВП. Безусловно, затраты на логистику значительно различаются в разных отраслях промышленности и зависят от факторов, присущих тому или иному виду деятельности. К примеру, затраты на логистику в строительстве значительно выше по сравнению с аналогичными затратами в ювелирном деле и фармацевтике . Однако логистические затраты в РФ составляют около 20 % ВВП, что указывает на низкую эффективность управления логистическими процессами в стране. Необходимо разработать методы снижения логистических затрат в структуре общих затрат предприятия и цепей поставок с целью улучшения ситуации, что предоставит возможность инвестировать полученные средства в развитие предприятий, корректировать ценовую политику, повысить уровень обслуживания потребителей. В то же время в исследованиях специалистов в области логистики отмечается неоднозначность трактовки логистических затрат, что влечет за собой несколько подходов к их структуризации. Наиболее известные определения термина «логистические затраты» представлены в таблице 1.

Таблица 1 — Подходы к определению понятия «логистические затраты»

Автор Определение логистических затрат

Н.К. Моисеева Логистические затраты представляют собой денежное выражение использованной рабочей силы, средств и предметов труда, финансовые затраты и различные негативные последствия форс-мажорных событий, которые обусловлены продвижением материальных ценностей (сырья, материалов, товаров) на предприятии и между предприятиями, а также поддержанием запасов

А.М. Гаджинский Логистические затраты — затраты на выполнение логистических операций

О.А. Сярдова Логистические затраты представляют собой затраты материальных, трудовых и информационных ресурсов, связанных с выполнением логистических операций, обеспечивающих выполнение заказов потребителей

В.И. Сергеев Общими логистическими затратами называются суммарные затраты, связанные с комплексом функционального логистического менеджмента и логистическим администрированием в логистической системе

Т.В. Алесинская Логистические затраты — это сумма всех затрат, связанных с выполнением логистических операций: размещением заказов на поставку продукции, закупку, складирование поступающей продукции, внутрипроизводственную транспортировку, промежуточное хранение, хранение грузовых потоков, отгрузку, внешнюю транспортировку, а также затраты на персонал, оборудование, помещение, складские запасы, на передачу данных о заказах, запасах, поставках

В результате проведенных исследований под логистическими затратами предлагается рассматривать перенесенную (вмененную) ценность ресурсов на вновь создаваемую ценность (продукт, услугу), обусловленную движением материального и сопутствующих ему потоков (финансового, информационного и пр.) на предприятии и в структуре цепи поставок .

Структура затрат, в том числе логистических, и их классификация во многом зависят и определяются спецификой деятельности той или иной компании . Определение состава логистических затрат для каждого предприятия является необходимым мероприятием, что способствует принятию экономически обоснованных, верных управленческих решений. Основной задачей анализа логистических затрат является изыскание факторов их снижения при сохранении необходимого качества обслуживания, что впоследствии повышает финансовые возможности предприятия. Лишь при правильной организации процессов и эффективном управлении можно минимизировать уровень логистических затрат предприятия.

В отличие от традиционного подхода к учету затрат логистика подразумевает ведение учета затрат на всем пути движения материального потока в рамках операционного подхода, не объединяя затраты в общепринятые группы согласно системе бухгалтерского учета. По данным бухгалтерского учета невозможно осуществлять идентификацию, анализ и контроль логистических затрат. Большинство специалистов в области логистики, как зарубежных, так и российских, выделяют три функциональные области логистики — логистику снабжения (закупочная логистика), логистику производства (производственная логистика) и логистику распределения (сбытовая логистика). Соответственно, объектом анализа логистической деятельности на том или ином этапе воспроизводственного цикла являются разные процессы, операции и функции.

В логистике снабжения к таким процессам и функциям можно отнести расчет потребности в закупаемых ресурсах, поиск и выбор поставщиков, выбор способа внешней транспортировки, организацию складского хозяйства всех закупаемых материальных ресурсов (обычно комплектующих и запчастей), снабжение цехов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В логистике производства к таким процессам и функциям можно отнести планирование производства, разработку планов-графиков производственных заданий цехам, расчет загрузки производственных мощностей, расчет потребности в материалах и установление нормативов, организацию складского хозяйства материалов незавершенного производства, выбор способа внутрипроизводственной транспортировки.

В логистике распределения к таким процессам и функциям можно отнести планирование процесса реализации готовой продукции, организацию складского хозяйства готовой продукции, выбор каналов распределения готовой продукции, упаковку готовой продукции, отгрузку готовой продукции, выбор способа транспортировки, организацию послепродажного обслуживания потребителей.

Закупочная деятельность — это основная функциональная область предприятия, где возникают наибольшие логистические затраты. Это связано непосредственно с организацией самой закупки материальных ресурсов для обеспечения бесперебойного производства и жизнедеятельности предприятия, а также с организацией складского хозяйства закупаемых материалов (поддержанием необходимого уровня запасов). При неэффективной организации процессов закупочной деятельности на предприятии (например, избыточные закупки по неправильному расчету потребности в ресурсах) возникают чрезмерные затраты на закупку, т. е. фактические потери предприятия, что также влечет за собой иммобилизацию денежных средств в запасах и дополнительные затраты на хранение.

При неэффективной организации процессов производства продукции также могут возникать излишние логистические затраты, т. е. потери, что часто свидетельствует об износе оборудования, простое производственных мощностей, избыточном количестве запасов незавершенного производства.

При неэффективной организации процессов сбыта также зачастую возникают излишние логистические затраты, т. е. потери в основном в результате неправильного прогнозирования объема спроса на готовую продукцию.

Так как на всех этапах воспроизводственного цикла осуществляются разные логистические процессы, возникают разные логистические затраты, которые необходимо идентифицировать, анализировать, для сокращения которых необходимо принимать соответствующие меры и в дальнейшем контролировать уровень данных затрат.

В целях сокращения затрат предприятия руководству компании необходимо изучить каждый бизнес-процесс, изменить структуру процессов и задач , исключить необязательные, не создающие ценности процессы, рассматривать предприятие как единую логистическую систему с координацией и интеграцией всех отделов, что приводит к синергетическому эффекту.

При управлении логистическими затратами необходимо учитывать их взаимозависимость. Снижение одних затрат приводит к увеличению других (рисунок 1). Интегрированный подход к управлению логистическими процессами требует достижения компромисса, обеспечивающего минимизацию общих затрат при сохранении необходимого уровня логистического обслуживания.

Рисунок 1 — Взаимозависимость логистических затрат

В исследованиях специалистов в области логистики недостаточно раскрыта проблема внедрения и применения конкретных решений по сокращению логистических затрат. Для снижения уровня данного вида затрат производственных предприятий рекомендуется использовать ряд универсальных методов, предложенных автором (таблица 2).

Таблица 2 — Методы снижения логистических затрат производственного предприятия

Функциональная область логистики Методы снижения логистических затрат

Логистика снабжения — выбор поставщиков ресурсов с наилучшими предложениями цен и качества продукции; — координация деятельности предприятия с поставщиками и возможная интеграция; — поиск более дешевых заменителей ресурсов; — создание систем регулирования запасов; — проведение инвентаризации; — обновление складского оборудования; — уменьшение ненормативных складских запасов; — создание единой номенклатуры для учета и поиска ресурсов на складах

Логистика производства — инвестирование в технологическое и техническое усовершенствование производства (автоматизация, роботизация, компьютеризированные системы управления); — совершенствование организации производства и труда; — аутсорсинг менее производительной деятельности; — повышение производительности труда и уровня механизации производства; — повышение технического уровня производства; — упрощение конструкции изделия

Логистика распределения — определение точной структуры рынка и прогноз спроса; — точное исследование каналов распределения; — повышение точности соблюдения сроков; — координация деятельности предприятия с дистрибьюторами и возможная интеграция; — аутсорсинг второстепенных процессов

Главным инструментом сокращения затрат на предприятии является контроллинг. Объект логистического контроллинга — процессы производства как процессы приращения его ценности и накопления затрат, предмет — затраты и ценность производимого продукта . Контроллинг затрат заключается в выявлении факторов, вызывающих отклонения фактических значений затрат от плановых, а также определении места возникновения таких отклонений, нахождении способов их преодоления и поиске путей их минимизации. Осуществление контроллинга затрат требует от предприятия отказа от котлового метода учета затрат и перехода на функциональный/процессный и объектный учет затрат, т. е. по местам их возникновения.

Таким образом, при интегрированном комплексном управлении, внедрении инструментария логистики и контроллинга затрат на предприятии уровень логистических затрат и на этой основе общих затрат предприятия снизится, что приведет к укреплению финансовой устойчивости и усилению конкурентоспособности компании.

Ссылки:

1. Waters D. Logistics. An Introduction to Supply Chain Management. Houndmills ; N. Y., 2003. 369 p.

2. Моисеева Н.К. Экономические основы логистики : учебник. М., 2008. 528 с. (Высшее образование).

3. Гаджинский А.М. Логистика : учебник. 20-е изд. М., 2012. 484 с.

4. Сярдова О.А. Особенности формирования и учета логистических издержек цепи поставок промышленного предприятия // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2015. № 1 (20). С. 105-108.

6. Алесинская Т.В. Основы логистики. Общие вопросы логистического управления : учеб. пособие. Таганрог, 2005. 121 с.

8. Там же.

9. Миротин Л.Б., Ташбаев Ы.Э., Порошина О.Г. Эффективная логистика. М., 2003. 160 с.

10. Мясникова Л.А. Логистика : учеб. пособие. СПб., 2013. 135 с.

11. Козлов В.К., Царева Е.С. Производственная логистика (Логистика производства) : учеб. пособие. СПб., 2013. 232 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

к.э.н. Дайрабаева А.С., магистрант Токанаева А.А.

Казахстанский инновационный университет, Республика Казахстан

Формирование затрат на транспортировку является ключевым и одновременно наиболее сложным элементом формирования и развития производственно-хозяйственного механизма предприятия охваченного системой управленческого учета.

Затраты на производство — затраты, связанные с производством и реализацией произведенной продукции. В бухгалтерской и статистической отчетности отражаются в виде себестоимости. Включают в себя: материальные затраты, амортизационные отчисления, расходы на оплату труда, накладные расходы, а также расходы связанные с продвижением товара на рынок и его продажей. И в частности как определены затраты в логистике.

Логистические затраты – это сумма всех затрат, связанных с выполнением логистических операций: размещением заказов на поставку продукции, закупку, складирование поступающей продукции, внутрипроизводственную транспортировку, промежуточное хранение, хранение готовой продукции, отгрузку, внешнюю транспортировку, а также затраты на персонал, оборудование, помещение, складские запасы, на передачу данных о заказах, запасах, поставках.

Сквозной материальный поток проходит через множество различных подразделений, но традиционные методы учета осуществляют калькуляцию расходов по отдельным функциональным областям, т.е. известно лишь, во что обходится реализация той или иной функции. Это не позволяет выделять затраты по отдельным логистическим процессам, формировать информацию о наиболее значимых затратах и о характере их взаимодействия друг с другом.

Например, для выполнения заказа клиента необходимо осуществить следующие операции: прием заказа, обработка заказа, проверка кредита, оформление документов, комплектация заказа, отгрузка, доставка, выставление счета. Т.е. расходы, связанные с процессом выполнения заказа, складываются из множества затрат, возникающих в разных сферах, и интегрировать их в единую статью расходов в рамках функционального учета сложно. Кроме того, традиционно затраты объединяются в крупные агрегаты, что не позволяет провести детальный анализ различных по происхождению затрат, учесть в деталях все последствия принятых управленческих решений. В результате решения, принятые в одной функциональной области, могут привести к непредвиденным результатам в других смежных с ней областях .

Система оценки логистических затрат нужна лишь менеджерам по логистике, которые берут её за основу принятия решения.

Оценка логистических затрат по процессам зависит от субъективных суждений и решений. Какие затраты включить в анализ и каким образом их распределять – вопросы на которые нет однозначных рецептов. Одно общее правило: конкретные затраты не следует приписывать тем логистическим факторам, которые не подконтрольны менеджерам организации.

Общие затраты на создание и поддержание запасов складываются:

  • Затраты на текущее обслуживание запасов, которые включают в себя налоги и запасы.
  • Затраты на инвестированный в запасы капитал.
  • Затраты на хранение запасов (расходы на аренду складского помещения, амортизационные отчисления, оплату электроэнергии, заработную плату складского персонала и специалистов).
  • Риски, связанные с содержанием запасов.

Точно определить затраты по содержанию запасов, достаточно сложно. На практике может использоваться среднее значение затрат на создание и содержание запаса виде процента от стоимости запаса. На практике допустимы значения от 15 до 35% от цены изделия. В стабильных условиях цена хранения может назначаться как общий по многим продуктам процент от цены и в среднем составлять 25 центов на доллар.

К транспортно-заготовительным расходам относят:

1. Затраты, связанные с организацией заказа и его реализацией

2. Расходы по закупке и доставке товарно-материальных ценностей

3. Затраты пополнения запаса.

Часть транспортно-заготовительных расходов не зависит от партии поставки, но зависит от количества заказов в год. Другая часть (транспортные затраты, приемно-проверочные и др. расходы) зависит от размера партии поставки.

В свою очередь, все затраты на перевозку могут быть подразделены на переменные, зависящие от расстояния перевозки (или времени движения) и постоянные, не зависящие от расстояния.

Специфика учета затрат в логистике заключается в суммировании всех затрат, связанных с реализацией процесса.

Традиционные методы учета зачастую не обеспечивают возможности идентификации всей цепочки затрат связанных с тем или иным процессом. Основная причина заключается в том, что калькуляция расходов осуществляется по отдельным функциональным областям, тогда как материальные потоки проходят «сквозь» организацию, взаимодействуя с множеством подразделений.

Традиционные методы учета объединяют затраты в крупные агрегаты, что не позволяет провести детальный анализ различных по происхождению затрат, учесть все последствия принятых управленческих решений, а так же их воздействия на корпоративную организацию. В результате решения, принятые в одной функциональной области, приводят к непредвиденным результатам в других, смежных с ней областях.

Проблемы, связанные с определением суммарного воздействия системы движения материальных потоков на общую систему предприятия, чрезвычайно разнообразны. Логистика по своей природе «пронизывает» предприятие, оказывая существенные воздействие на множество его подсистем, традиционные системы учета не позволяют определять это воздействие, агрегируя логистические затраты в другие группы корпоративных затрат. На представлена декомпозиция процесса товароснабжения на отдельные операции. Расходы, связанные с общим процессом, складываются из множества затрат, возникающих в разных сферах, и интегрировать их в единую статью расходов в рамках функционально-организованного учета весьма сложно.

Например, одно из предприятий пищевой промышленности Москвы при организации товароснабжения мелкорозничной торговой сети использовало следующий порядок. Заказы торговых точек, находящихся на заранее установленных маршрутах, перед погрузкой комплектовались по товарному признаку, т.е. одинаковые товары, заказанные разными магазинами, собирались на одном поддоне (возможен и другой вариант отгрузки, когда на одном поддоне собираются разные товары, предназначенные одному магазину). Прибыв по маршруту в очередной магазин, водитель отбирал для него товары из разных поддонов и ящиков (в соответствии с заказом). Фактически комплектацию осуществлял водитель, автомобиль в это время простаивал. Транспортная служба завода смогла убедить руководство завода в необходимости осуществления предварительной комплектации на складе готовой продукции в соответствии с заказами отдельных магазинов. Основной аргумент – повышение эффективности использования транспорта. Комплектацию передали складу готовой продукции, однако никто при этом не просчитал, на сколько здесь увеличились затраты ресурсов. Транспортной службе решение, очевидно, выгодно, но выгодно ли данное решение в целом для завода неизвестно.

В отличие от традиционного подхода к учету затрат логистика предусматривает введение пооперационного учета затрат на всем пути движения материального потока. В логистике ключевым событием, объектом анализа является заказ потребителя и действия по выполнению этого заказа. Калькуляция затрат должна позволять определять, приносит ли конкретный заказ прибыль и каким образом можно сократить затраты на его выполнение. Учет затрат по процессам дает наглядную картину того, как формируются затраты, связанные с обслуживанием клиента, какова доля в них каждого из подразделений. Суммируя все расходы по горизонтали, можно определить затраты, связанные с отдельным процессом, заказом, услугой, продуктом и т.д.

Основное внимание должно уделяться сокращению затрат, занимающих наибольшие доли в сумме всех логистических затрат. Как показывает практика, основными составляющими логистических затрат являются транспортно-заготовительные расходы (до 60%) и затраты на содержание запасов (до 35%).

При повышении качества работы логистической системы до определенного уровня логистические затраты растут линейно, а затем экспоненциально. Например, если мы хотим повысить готовность сбытовой системы к поставкам с 78 до 79%, затраты на содержание страхового запаса придется увеличить примерно на 5%. Если же мы решим увеличить готовность к поставкам с 98 до 99% (также на 1%, но в области высокого качества работы), то это потребует увеличения затрат на 13%.

Система оценки логистических затрат нужна лишь менеджерам по логистике, которые берут ее за основу. Никакие правила или законы не требуют представлять учет затрат по процессам в финансовых отчетах. Различия финансовых отчетов и отчетов по логистическим издержкам представлены в следующей таблице 1.

Таблица 1 — Сравнение логистической и финансовой отчетности

Характеристика

Отчет по логистическим затратам

Финансовый отчет

Пользователи

Менеджмент компании

Внутрение и внешние пользователи

Цели

Оптимизация материального потока, потока услуг и сопутствующих потоков

Контроль администрации, предоставление базы для налогообложения

Критерии качества

Соответствие процессам, пригодность решений в области логистики

Пригодность для аудита, соответствие инструкциям

Временной аспект

Прошлое, настоящее и будущее

Прошлое и настоящее

Структура и содержание

Индивидуальные, подобранные к каждой конкретной компании, решениям, коммуникациям

Нормированные законом и профессиональными организациями

Степень подробности

Высокая

Высокая

Гласность

Может содержать информацию, не разглашаемую сторонним организациям

Содержит открытую для внешних организаций информацию

Примечание: составление на основе .

Требования к системе учета логистических затрат:

1. Необходимо выделять затраты, возникающие в процессе реализации каждой логистической функции.

2. Необходимо вести учет затрат по логистическим процессам для выявления специфических затрат, связанных с одним процессом, но возникающих в разных подразделениях.

3. Необходимо формировать информацию о наиболее значимых затратах.

4. Необходимо формировать информацию о характере взаимодействия наиболее значимых затрат друг с другом.

5. Необходимо определять изменения затрат, расходы, вызванные отказом от данного процесса.

6. В соответствии с принципом тотальных затрат недостаточно контролировать только те затраты, которые образуются в пределах одного предприятия, необходимо выявлять затраты всех участников ЛЦ и выяснять механизм их образования и взаимную обусловленность.

Задачей учета затрат в логистике является обеспечение менеджеров информацией, позволяющей принимать решения в области управления затратами по продвижению материального потока в пределах логистической системы (при максимально широком подходе – от первичного источника сырья до конечного потребителя). Однако управлять затратами возможно лишь в том случае, если их можно точно измерять поэтому системы учета затрат производства и обращения участников логистических процессов должны :

  • Выделять затраты, возникающие в процессе реализации функций логистики
  • Формировать информацию о наиболее значимых затратах
  • Формировать информацию о характере взаимодействия наиболее значимых затрат друг с другом.

При соблюдении данных требований появляется возможность использовать важный критерий построения оптимального варианта логистической системы минимум совокупных затрат на протяжении всей логистической цепи.

В логистике ключевым событием (объектом анализа) является заказ потребителя (клиент, продукт, или услуга) и действия по выполнению этого заказа. Калькуляция затрат должна позволять определять приносит ли конкретный заказ (клиент, продукт или услуга) прибыль. Для эффективной калькуляции затрат нужно: точно определить конкретные затраты, которые следует включить в схему анализа; установить временные рамки затрат; отнести затраты на конкретные факторы имеющие отношение к оценке альтернативных действий; установить критерий принятия решений.

Логистические процессы пронизывают основные подразделения предприятия (закупка, производство, сбыт и т.п.) по горизонтали. Традиционные методы учета, направленные на определение затрат по функциональным областям (по вертикали), не позволяют выделять затраты возникающие в ходе осуществления сквозного процесса, формировать информацию о наиболее значимых затратах, а так же о характере их взаимодействия друг с другом. Известно лишь, во что обходится реализация той или иной функции.

Учет затрат по процессам дает наглядную картину того, как формируются затраты, связанные с обслуживанием клиента, какова доля в них каждого из подразделений. Суммируя все расходы по горизонтали можно определить затраты, связанные с отдельным процессом. Таким образом, оказываются детерминированными как показатели сквозного материального потока, так и отдельные специфические затраты, возникающие в различных подразделениях.

Практическое применение концепции учета затрат по процессам предполагает:

  • Во-первых, выявление всех вовлеченных в процесс подразделений
  • Во-вторых, определение изменения затрат, вызванного отказом от данного процесса

Специфика учета затрат в логистике заключается в группировке расходов не вокруг подразделений предприятия, а вокруг работ и операций, поглощающих ресурсы. Переход от управления по функциям к управлению процессом требует соответствующего перехода от учета затрат по функциям к учету затрат по процессам. Учет затрат в логистике не требует той тщательности, которая необходима в бухгалтерском учете. Главная задача здесь выявить основные затраты и понять, как они взаимосвязаны друг с другом.

Таким образом, специфика учета затрат в логистике заключается: во-первых, в необходимости выявления всех затрат, связанных с конкретными логистическими процессами (принцип тотальных затрат); во-вторых, в группировке расходов не вокруг подразделений предприятия, а вокруг работ и операций, поглощающих ресурсы.

Литература

1. Управленческий учет: Под. редакцией А.Д. Шеремета. – М.: ФБК-ПРЕСС, 2001, с. 365

2. Гаджинский А. М. «Логистика»: Учебник для высших и средних специальных учебных заведений. ИВЦ «Маркетинг», 2002

3 Миротин Л.Б.. Ташбаев Ы.Э. Логистика для предпринимателя: основные понятия, положения и процедуры.- М.: ИНФРА-М, 2003.

4 Логистика: учебное пособие/ Б.А. Аникин.- И. ; ТК Велби, изд-во Проспект, 2007.

5 Логистика. / Лукинский В.С., Цвиринько И.А., Малевич Ю.В. — СПб: Издетельство СПбГИЭУ, 2000.

6 Основы логистики. Общие вопросы логистического управления: Учебное пособие/ Алесинская Т.В. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2005.

7 Логистика / А.М.Гаджинский Москва: Дашков и К, 2006