Опо 4 2

Класс опасности ОПО – классификация опасных производственных объектов в зависимости от уровня потенциальной опасности. Существует 4 класса опасности опасных производственных объектов:

— I класс опасности — объекты чрезвычайно высокой опасности;
— II класс опасности — объекты высокой опасности;
— III класс опасности — объекты средней опасности;
— IV класс опасности — объекты низкой опасности.

Присвоение класса опасности ОПО: от 3 дней

Кому необходимо присваивать класс опасности ОПО

Класс опасности должен быть присвоен всем опасным производственным объектам. Ростехнадзор не регистрирует опасные производственные объекты, если данному объекту не присвоен класс опасности.

Если в Вашем Свидетельстве о регистрации ОПО, рядом с наименованием объекта не стоит класс опасности, то Вам необходимо провести перерегистрацию ОПО с целью присвоения класса опасности. Данная требование вступило в силу 15 марта 2013 г. и указанно в статье 10 ФЗ-22 от 04.03.2013 г. Перерегистрацию необходимо было провести до 01.01.2014 г.

Специально для организаций эксплуатирующих опасные производственный объект, которые не провели перерегистрацию опасных производственных объектов и не присвоили класса опасности в указанные сроки, могут назначатся и проводится плановые проверки инспаектором Ростехнадзора, не чаще чем одного раз в течение одного года. Так же это нарушение законодательства в области промышленной безопасности, которое в случае проверки будет указанно в предписании Ростехнадзора.

Регистрация ОПО Перерегистрация ОПО Идентификация ОПО Карта учета ОПО

Как присвоить класс опасности ОПО

Класс опасности опасного производственного объекта определяет организация самостоятельно, руководствуясь существующими нормативными документами, а именно Приложением №2 Федерального закона №116-ФЗ «О промышленной безопасности …». Далее формируется пакет документов на регистрацию ОПО в реестре Ростехнадзора, с указанием класса опасности и документы подаются в Территориальный орган Ростехнадзора по субъекту РФ в котором располагается объект. Инспектор Ростехнадзора рассматривает пакет документов согласно регламента, по итогу рассмотрения пакета документов принимает решение регистрировать или не регистрировать опасные производственные объекты. Если решение положительно, то выдается Свидетельство о регистрации ОПО и сопутствующие документы, с указанием класса опасности ОПО. Организация эксплуатирующая ОПО, присваивает класс опасности в следующих случаях:

1. Первичная регистрация организации в госреестре ОПО;

2. Перерегистрация опасного производственного объекта в случае изменения состава объекта или данных организации.

3. Перерегистрация ОПО для присвоения класса опасности.

ВАЖНО: Руководитель организации несет ответственность за правильность присвоения класса опасности ОПО.

Чем отличаются классы опасности

Основные отличия между классами опасности заключаются в количество документации, а так же порядке взаимодействия с органами Ростехнадзора. Сравнительная таблица приведена ниже:

Документы и надзор Примечание
Плановые проверки инспектором Ростехнадзора плановые проверки не чаще чем один раз в течение одного года — для объектов I и II класса опасности;
плановые проверки не чаще чем один раз в течение одного года — для объектов III класса опасности;
плановые проверки не проводятся — для объектов IV класса опасности.
Создание вспомогательных горноспасательные команды, если ведутся горные работы Нужна — для объектов I и II класса опасности на которых ведутся горные работы;
Не нужна — для объектов III и IV класса опасности.
Система управления промышленной безопасностью Нужна — для объектов I и II класса опасности;
Не нужна — для объектов III и IV класса опасности.
Декларация промышленной безопасности Нужна — для объектов I и II класса опасности;
Не нужна — для объектов III и IV класса опасности.
Постоянный государственный надзора объекта Проводится — для объектов I класса опасности;
Не проводится — для объектов II, III и IV класса опасности.
План мероприятий по локализации и ликвидация последствий аварийных ситуаций (ПЛА) Нужен — для объектов I, II и III класса опасности;
Не нужен — для объектов IV класса опасности.
Лицензия на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов Нужна — для объектов I, II и III класса опасности;
Не нужна — для объектов IV класса опасности.

ВАЖНО: Отмена плановых проверок и уменьшение их количества, не влияет на количество и порядок проведения внеплановых проверок. Регламент проведения внеплановых проверок прописан в пунктах 7-10 статьи 16 ФЗ-116.

Наши специалисты присвоят класс опасности опасным производственным объектам быстро. Звоните.

Лицензирование деятельности опасного производственного объекта
Лицензирование деятельности опасных производственных объектов является составной частью социально-экономического механизма обеспечения безопасности населения и защиты окружающей среды от аварий на потенциально опасных промышленных объектах.
Государственная стратегия в области лицензирования деятельности определена Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ, а также подзаконными актами в свете требований данного закона.
В соответствии с законом лицензирование — мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и возобновлением действия лицензий, аннулированием лицензий и контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.
Лицензия — специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю (лицензиату).
Лицензионные требования и условия представляют собой совокупность, установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, выполнение которых обязательно при осуществлении требований и условий, лицензируемого вида деятельности. В эти требования и условия должны включаться меры и по предупреждению аварий и катастроф.
Особенность положений Федерального закона о лицензировании состоит в том, что он направлен преимущественно на лицензирования деятельности по эксплуатации потенциально опасных производственных объектов.
Среди перечня видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия, значительное место занимают объекты, нарушение порядка эксплуатации которых может привести к чрезвычайным ситуациям. Основными из них являются:
— выполнение работ и оказание услуг по хранению, перевозкам и уничтожению химического оружия;
— эксплуатация взрывоопасных производственных объектов;
— эксплуатация пожароопасных производственных объектов;
— эксплуатация химически опасных производственных объектов;
— эксплуатация магистрального трубопроводного транспорта;
— эксплуатация газонефтедобывающих производств;
— переработка нефти, газа и продуктов их переработки;
— транспортировка по магистральным трубопроводам нефти, газа и продуктов их переработки;
— хранение нефти, газа и продуктов их переработки;
— производство и хранение взрывчатых материалов промышленного назначения;
— деятельность по эксплуатации электрических (газовых, тепловых) сетей;
— деятельность, связанная с использованием возбудителей инфекционных заболеваний;
— перевозки пассажиров и грузов морским, речным, воздушным, железнодорожным транспортом;
— перевозки пассажиров автомобильным транспортом (более 8 чел.) и грузов (автотранспортом грузоподъемностью свыше 3,5 тонны);
— деятельность по обращению с опасными отходами и другие.
Лицензирование деятельности в соответствии с настоящим законом осуществляют федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (лицензирующие органы).
В целях обеспечения единого экономического пространства и порядка на территории Российской Федерации Правительство Российской Федерации утверждает положения о лицензировании отдельных видов деятельности, определяет федеральные органы исполнительно власти, осуществляющие лицензирование конкретных видов деятельности, и устанавливает виды деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Лицензирующие органы осуществляют следующие полномочия:
— предоставление лицензий;
— переоформление документов, подтверждающих наличие лицензий;
— приостановление действий лицензий;
— возобновление действий лицензий;
— контроль за соблюдением организациями лицензионных требований и условий.
При этом закон предусматривает передачу части полномочий от федеральных органов исполнительной власти к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации с согласия последних.
В перечне приведенных полномочий имеют место те из них, осуществление которых может быть направлено в целях предупреждения чрезвычайных ситуаций, смягчения их масштабов, что представляет собой поле деятельности органов управления РСЧС, особенно на территориальном и местном уровне.
Лицензирование видов деятельности на уровне субъектов Российской Федерации осуществляется, как правило, уполномоченными на то республиканскими, краевыми и областными органами технической инспекции, госэнергонадзора, госпожнадзора, транспортной инспекции, органами по охране окружающей среды, природных ресурсов и другими лицензионными органами по решению территориальных органов исполнительной власти.
Роль территориальных органов управления РСЧС в вопросе лицензирования определяется интересами предупреждения техногенных и других чрезвычайных ситуаций. Они могут выступать в роли координатора этого вида деятельности между различными ведомственными лицензионными органами. В ряде субъектов Российской Федерации такую роль выполняют центры лицензирования при администрациях субъектов Российской Федерации.
Порядок лицензирования видов деятельности в области промышленной безопасности, а также перечень органов, уполномоченных на ведение лицензионной деятельности, устанавливаются специальным нормативным актом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
При выполнении своих функций территориальные органы, уполномоченные на ведение лицензионной деятельности, взаимодействуют с территориальными органами, осуществляющими надзор и контроль в области защиты населения и территорий.
В качестве необходимого условия при выдаче территориальными органами, уполномоченными на ведение лицензионной деятельности, лицензий необходимо наличие у заявителя, помимо документов, определяемых законами и другими правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, следующих документов:
— заключения экспертизы промышленной безопасности;
— договора страхования ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта;
— декларации промышленной безопасности опасного производственного объекта.
Участие в подготовке исходных данных для разработки указанных документов, их согласовании и экспертизе является важным направлением деятельности органов управления РСЧС территориального, местного и объектового уровня в области противодействия катастрофам.
Положения Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» в части осуществления контроля за соблюдением лицензионных требований позволяют своевременно реагировать на нарушения в ходе предусмотренных законом проверок деятельности лицензиата на предмет ее соответствия установленным лицензионным требованиям и условиям — запрашивать у лицензиата необходимые объяснения, составлять акты и протоколы во время проверок с указанием конкретных нарушений, выносить решения, обязывающие устранить нарушения с указанием сроков, выносить предупреждения лицензиату. Кроме того действие лицензии (срок действия лицензии не менее 5 лет) может быть приостановлено. Лицензия может быть также аннулирована в случае выявления неоднократных нарушений или грубого нарушения лицензионных требований и условий. При этом лицензирующий орган обязан установить срок устранения нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии.
Лицензиат обязан уведомить лицензирующий орган в письменной форме об устранении допущенных нарушений, повлекших за собой приостановление лицензии. Лицензирующий орган, приостановивший действие лицензии, принимает решение о возобновлении ее действия и сообщает о своем решении лицензиату (в течение 3-х дней после получения уведомления об устранении выявленных нарушений).
Лицензия может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа в случае, если нарушение лицензионных требований повлекло за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации.
В процессе рассмотрения документации на получение лицензий производится проверка предприятий органами исполнительной власти, осуществляющими лицензирование, на предмет соответствия представленной документации фактическому состоянию оборудования, подготовки кадров, а также устранению длительно действующих нарушений, замене изношенного оборудования и т.п.
Как показала практика, лицензирование эксплуатации объектов и работ повышенной опасности способствует более качественному обучению инженерно-технических работников и рабочих, занятых технической эксплуатацией потенциально опасных производств и объектов, повышению ответственности за состояние безопасности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также повышению эффективности надзора и контроля за безопасностью производственной деятельности потенциально опасных объектов.
Лицензирование деятельности в комплексе с мероприятиями по декларированию безопасности и страхованию ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта способствует предупреждению аварий и катастроф техногенного и биолого-социального характера и уменьшению их масштабов.

Автоматическая бельевая веревка, сушка для одежды инерционная роликовая Dogus.
Компактная настенная вытяжная сушилка для белья.
Удобна в использовании – веревки легко вытягиваются благодаря автоматической системе вытяжения.
Всегда туго натянутые веревки – автоматическая система фиксации.
Подходит для использования в ванной комнате – изготовлена из коррозионностойких материалов.

Характеристики:

Количество верёвок: 5 шт.

Материал: пластик

Цвет: белый

Производитель: Dogus (Турция)

Металлические крючки для крепления к стене и шурупы входят в комплект.

Раздвигающаяся инерционная сушилка общей длиной — 21 м.

Сушка имеет 5 шнуров длиной до 4,2 метра каждый. Общая нагрузка: 5 кг

Современная сушилка для белья «Dogus» — решение для настенных сушек, которое хорошо подходит как для интерьера современных ванн, так и идеальна для использования на открытом воздухе.

В закрытом состоянии она занимает очень мало места, и выглядит очень элегантно. В открытом состоянии мы получаем достаточно места для сушки белья.

Механизм вытягивания и сматывания шнуров позволяет без усилий пользоваться сушилкой. Механизм подтягивания позволяет держать шнуры в натянутом состоянии.

Что относится к опасным производственным объектам?

Классификация опасных производственных объектов определена в Федеральном законе от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»: опасные производственные объекты в зависимости от уровня потенциальной опасности аварий на них для жизненно важных интересов личности и общества подразделяются в соответствии с критериями, указанными в приложении 2 к Федеральному закону №116-ФЗ, на четыре класса опасности:

I класс опасности — опасные производственные объекты чрезвычайно высокой опасности;

II класс опасности — опасные производственные объекты высокой опасности;

III класс опасности — опасные производственные объекты средней опасности;

IV класс опасности — опасные производственные объекты низкой опасности.

Чем меньше численное значение класса опасности опасного производственного объекта, тем, очевидно, он опаснее.

Согласно Федеральному закону №116-ФЗ присвоение класса опасности опасному производственному объекту осуществляется при его регистрации в государственном реестре.

Установленная связь присвоения класса опасности опасному производственному объекту с его регистрацией в госреестре сделала более явными несоответствия в законодательстве. Градостроительный кодекс относит к особо опасным и технически сложным объектам капстроительства опасные производственные объекты, подлежащие регистрации в госреестре, в т.ч. некоторые опасные производственные объекты I и II классов опасности. Формулировка «подлежащие регистрации», очевидно, относится не к объектам, уже зарегистрированным в госреестре, а к объектам, которые должны быть (будут) зарегистрированы в госреестре в качестве опасных производственных объектов (будущие опасные производственные объекты), в т.ч. в качестве опасных производственных объектов I или II класса опасности. Это хорошо согласуется с данным в Градостроительном кодексе определением объекта капстроительства, как объекта, строительство которого не завершено, но вносит неопределенность в отнесение не построенного и не зарегистрированного в госреестре опасного производственного объекта к особо опасным и технически сложным объектам капстроительства. ФЗ №116-ФЗ не предусматривает определение класса опасности проектируемого опасного производственного объекта, фактически определять этот класс приходится проектировщику.

Не смотря на то, что согласно Федеральному закону №116-ФЗ руководитель организации, эксплуатирующей опасные производственные объекты, несет ответственность за полноту и достоверность сведений, представленных для регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов, в соответствии с законодательством Российской Федерации, ни КоАП, ни УК прямо не предусматривают ответственность руководителя эксплуатирующей организации за полноту и достоверность сведений, представленных для регистрации в госреестре.

Часто задают вопрос, как определить какой нужен эксперт для проведения работ по экспертизе на конкретном ОПО.

Для того, чтобы это сделать надо открыть свидетельство о регистрации ОПО, а также «Сведения, характеризующие ОПО».

Категорию эксперта определяем по классу ОПО (в соответствии с п.17 Приказ Ростехнадзора от 14.11.2013 №538 (ред. от 28.07.2016) «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности»):

Классы ОПО Категориии экспертов
I 1
II 1, 2
III 1, 2, 3
IV 1, 2, 3
I, II, III, IV 1
II, III, IV 2
III, IV 3

Область аттестации эксперта определяем по наименованию ОПО, пользуясь Приказ Ростехнадзора от 07.04.2011 №168 (ред. от 17.10.2012) «Об утверждении требований к ведению государственного реестра опасных производственных объектов в части присвоения наименований опасным производственным объектам для целей регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов». В этом документе приведены типовые наименования всех возможных ОПО. Найдя в таблице свое наименование, смотрим номер позиции, это и будет цифровой код области аттестации эксперта. Однако не все позиции в этом документе совпадают с номером области аттестации эксперта, тогда нужно открыть Приказ Ростехнадзора от 09.09.2015 №355 (ред. от 15.06.2017) «Об утверждении перечня областей аттестации экспертов в области промышленной безопасности» и найти соответствующее наименование области аттестации.

Например, наименование ОПО — «Склад хлора», номер в таблице «9.Опасные производственные объекты систем водоподготовки», область аттестации эксперта Э9.

Или, например ОПО — «Аммиачно-холодильная установка», номер в таблице «10.ОПО пищевой и масложировой промышленности», значит область аттестации эксперта Э10.

Нумерация групп ОПО и областей аттестации экспертов начинает отличаться с 13-ой позиции, поэтому для простоты мы свели вместе группы ОПО и области аттестации экспертов. Смотрите здесь — Таблица: Определение области аттестации эксперта по наименованию ОПО.

Буквенные индексы в области аттестации эксперта (КЛ, ТП, ТУ, ЗС, Д, ОБ)

Казалось бы, все просто, открываем Приказ Ростехнадзора от 09.09.2015 №355 (ред. от 15.06.2017) «Об утверждении перечня областей аттестации экспертов в области промышленной безопасности»: ТУ — это технические устройства, ЗС — здания и сооружения, и т.д., но здесь необходимо учитывать, что технологические трубопроводы на химических ОПО — это сооружение (см. Приказ Ростехнадзора от 11.03.2013 №96 (ред. от 26.11.2015) «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств»), РВС (резервуар вертикальный стальной) — также сооружение (см.ГОСТ 31385-2016).

На эту тему есть два письма Ростехнадзора:

Письмо Ростехнадзора № 14-00-07/7070 от 07.06.2016г. — об областях аттестации при экспертизе технологических трубопроводов, промысловых трубопроводов и резервуаров вертикальных стальных (РВС).
Письмо Ростехнадзора № 02-00-14/10907 от 27.06.2016г. — об областях аттестации при экспертизе оборудования, работающего под избыточным давлением.

Также будет полезен материал Основные вопросы и итоги круглого стола «Экспертиза промышленной безопасности. Основные требования.» Круглый стол проводило Волжско-Окское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору 11.10.2016г.

Рассматривались такие вопросы, как:

  • Типовые ошибки при заполнении заявления о внесении заключения ЭПБ в реестр
  • Понятие экспертизы промышленной безопасности (далее ЭПБ), какие объекты подлежат ЭПБ (отмена экспертизы дымовых труб)
  • Понятие технического перевооружения (далее ТП)
  • Области аттестации экспертов, проводящих ЭПБ технологических трубопроводов и РВС
  • Области аттестации экспертов, проводящих ЭПБ зданий и сооружений на ОПО
  • Области аттестации экспертов, проводящих ЭПБ документации на техническое перевооружение, ликвидацию, консервацию ОПО
  • Неправомерное использование удостоверений эксперта экспертными организациями

СПИСОК НТД:

Федеральный закон от 21.07.1997 №116-ФЗ (ред. от 29.07.2018) «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»

Приказ Ростехнадзора от 23.06.2014 №260 (ред. от 30.06.2017) «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по предоставлению государственной услуги по ведению реестра заключений экспертизы промышленной безопасности»

Приказ Ростехнадзора от 11.03.2013 №96 (ред. от 26.11.2015) «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств»

Приказ Ростехнадзора от 14.11.2013 №538 (ред. от 28.07.2016) «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности»

Приказ Ростехнадзора от 09.09.2015 №355 (ред. от 15.06.2017) «Об утверждении перечня областей аттестации экспертов в области промышленной безопасности»

Заявление о внесении сведений в Реестр заключений экспертизы промышленной безопасности в Worde (формат RTF) — доработанная, включая ФИО руководителей и номер лицензии.