Оплата классного руководства

Классное руководство, ЕГЭ и проверка тетрадей: за что не платят учителю в школе (хотя должны)

Количество рабочих часов, проверка тетрадей, подготовка к урокам, классное руководство (а вместе с ним экскурсии и турпоходы), работа на ОГЭ и ЕГЭ. За всё это учителям, по идее, должны платить. Но не всегда. Корреспондент «Вестей образования» Ольга Дашковская разбиралась, из чего состоит зарплата педагогов и почему они так мало получают.

Привет, учитель! Рассылка Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию

Деньги на школы выделяют в зависимости от количества учеников. Какую сумму установить на одного ребёнка — решают власти в регионах. В государственные школы (ГБОУ) деньги приходят прямо из региона, а если школы муниципальные (МБОУ), то средства идут сначала в муниципалитеты, а потом в школы.

По словам эксперта Института проблем образовательной «Эврика» Натальи Шадриной, одна из проблем муниципальных школ в том, что иногда муниципалитет перераспределяет субсидии между школами. Другими словами, они доходят до некоторых школ не полностью. Средний норматив по стране — 50-60 000 рублей на одного ученика в год, в некоторых регионах ещё меньше.

Из чего состоит зарплата учителя

Зарплата учителя состоит из базовой части, компенсационных выплат за особые условия (например, работа в ночное время) и платы за дополнительной работу (заведование кабинетом, проверка тетрадей, классное руководство, занятия с отстающими и так далее). Они должны выплачиваться в течение учебного года независимо ни от чего. Ещё есть стимулирующие надбавки, которые якобы зависят от результатов работы. Реально начисление стимулирующих зависит от школьной администрации и поэтому вызывает часто недовольство.

Базовая часть зарплаты зависит от стоимости урока (часа аудиторной нагрузки) и количества этих уроков в неделю. Поскольку нормативы на ученика определяют региональные власти, стоимость одного часа может сильно различаться. Учитываются и коэффициенты: сельские, северные, дальневосточные, за стаж, специфику работы и так далее. Размер компенсационных выплат тоже зависит от региональных бюджетов. Так, оплата за классное руководство может быть фиксированной, а может идти процентом от оклада.

В Москве фиксированную надбавку за работу за работу (за выполнение обязанностей) классного руководителя планируют повысить до 15 000 рублей. В регионах в среднем её размер от 800 до 3000 рублей. Откуда взялись эти цифры? В 2006 году вышло постановление о вознаграждении за классное руководство в размере 1000 рублей в месяц. Субсидии на это выплачивались регионам из федерального бюджета. Деньги перестали перечислять после нового закона «Об образовании». То есть с 1 сентября 2013 года обязательства по оплате перешли субъектам России.

Как два министерства образования поделят финансы

Иногда доплаты за классное руководство назначают по второй схеме, и они зависят от величины оклада. Если оклад мизерный (от 5 до 10 000 рублей, как это чаще бывает), то и доплаты такие же. «В конце этого учебного года у нас вновь работала комиссия по изменению положений об оплате труда, — рассказывает учитель Евгения Шарыгина из Бийска, Алтайский край. — Нашим краевым министерством дали рекомендации по оплате проверки тетрадей, за заведование кабинетом, классное руководство, нет только оплаты консультаций ЕГЭ. И всё бы хорошо, но осталась неизменной оплата ставки: за высшую категорию — 5 656 рублей, а все выплаты идут в процентах от оклада и получаются копейки».

Как посчитать рабочее время

Помимо проведения уроков, учитель делает много всего другого. Он готовит уроки, составляет учебный план, участвует в педсоветах и общается с родителями учащихся. Всё это входит в его обязанности, поэтому не оплачивается отдельно.

«Именно потому, что невозможно и не нужно учитывать время, которое тратит учитель на всё это, и ввели понятие „ненормированная часть рабочего времени учителя“, — объясняет представитель межрегионального профсоюза „Учитель“ Всеволод Луховицкий. — К сожалению, у директоров возникает совершенно естественное желание вместить в эту ненормируемую часть как можно больше тех видов работ, которые нужно оплачивать: дополнительные занятия, подготовку к конкурсам и олимпиадам и так далее. Поскольку денег у школы мало, директор убеждает педагогов работать бесплатно. А чиновники делают всё для того, чтобы это желание опиралось на нормативные акты».

К ненормируемой части относится участие в разных мероприятиях: концертах, конкурсах, спортивных соревнованиях, тренировочных сборах, экскурсиях и тому подобное. За счёт этого приказа директора могут законно не оплачивать учителям большую часть их работы.

По словам сотрудника Аналитического центра при правительстве России Инны Каракчиевой, преподавание занимает около 45% времени педагога, ещё 25% уходит на подготовку учебного процесса, а оставшиеся 30% — это внеурочная работа и организационно-педагогическая деятельность, которая чаще не оплачивается.

За что учителям должны платить, но нет

Учитель из Санкт-Петербурга Марина Балуева составила свой список работ, которые пытаются причислить к «обязанностям» и никак не оплачивают.

1. Классное руководство. Где-то за него платят 800-1500 рублей, очень редко — 3000. Хотя по объему это полноценная работа на отдельную ставку.

2. Проверка тетрадей. 100 рублей в месяц. Или вообще не оплачивается.

3. Работа с отстающими учениками. Оплачивается очень редко.

4. Школьная газета, театр, экскурсии, конкурсы. Кто-то не доплачивает, кто-то откупается редкими премиями, другие считают за 1-2 учебных часа.

Все эти поездки и внеклассная работа (подготовка к праздникам, фестивалям, конкурсам), по словам Марии Балуевой, отнимают много времени и часто в выходные дни, но совсем не оплачиваются. Зато учителей часто привлекают к уборке или ремонту в школе. Отказаться они, конечно, не могут.

«Проще сказать о том, за что платят учителю, — говорит учитель Анна Инютина из Ижевска. — Платят за количество учебных часов, за классное руководство (1500-2000 рублей в месяц), за проверку тетрадей (тоже жалкие копейки). У нас, в Удмуртии, ещё есть надбавка за категорию. Пожалуй, всё. К примеру, в прошлом учебном году за одну ставку (18 учебных часов в неделю) я получила 14 000 рублей, куда вошли доплаты за высшую категорию и региональный коэффициент».

Что происходит с ФИРО. Комментарий Александра Асмолова

Чаще всего учителя жалуются, что никак не оплачивается работа с отстающими учениками, внеурочные консультации к экзаменам, организация и проведение мероприятий, экскурсии, подготовка к конкурсам и конференциям. А с недавних пор ещё и не оплачивают принудительную работу в выходные дни (например, во время выборов).

Оплата работы на ОГЭ и ЕГЭ

До сих пор закон регулировал только оплату за работу на ЕГЭ. В результате учителя на ОГЭ работали бесплатно, но и за работу на ЕГЭ не получали никаких доплат.

Зимой 2017 года в Татарстане случился скандал, когда правительство республики заявило, что один час проверки работ на ЕГЭ будет стоить 19 рублей. «Работа учителя на ГИА никак не оформляется юридически. С учителем не заключают договор, хотя в должностные обязанности этот вид деятельности не входит, — поясняет Всеволод Луховицкий. — В некоторых регионах решили платить из стимулирующего фонда, а по закону регион должен выделять эти средства отдельной статьёй. Учителя подают в суд, но чаще судьи выносят решения в пользу региональных властей. Причина — плохая формулировка самой нормы».

«Родители правильно опасаются: число пожилых педагогов увеличивается»

В начале июля 2018-го были приняты поправки в закон «Об образовании», которые обязывают оплачивать работу учителя не только на ЕГЭ, но и ОГЭ. Правда, новая формулировка не уточняет, какую именно работу надо оплачивать. Потому что работа организаторов в пунктах проведения экзаменов, есть техническая подготовка аудиторий, а есть проверка работ.

Что насчёт стимулирующих выплат

1 декабря 2008 года в школах, как и в других бюджетных организациях страны, ввели Новую систему оплаты труда (НСОТ), которая предполагает стимулирующие надбавки за результаты учительской работы. Но эта система на практике себя не оправдала. В докладе профсоюза «Учитель» расписаны все её недостатки, включая недофинансирование и как следствие маленький фонд оплаты труда.

Стимулирующие выплаты — это часть зарплаты, которую школа сама распределяет между педагогами из общего фонда оплаты труда организации. Комиссия учитывает заслуги учителя: оценки и учебные достижения его учеников, внеурочную работу и так далее.

Олег Смолин, первый зампред комитета Госдумы по образованию и науке, признаёт, что стимулирующий фонд не оправдал себя: «За счёт него повышают зарплаты технического персонала, когда повышается МРОТ. В итоге так ставки техперсонала оказываются выше ставок учителей».

По словам Инны Каракчиевой из Аналитического центра при правительстве России, при нехватке общего объёма средств стимулирующая часть фонда оплаты труда уменьшается, и педагог за одинаковые достижения в разное время года получает разный размер вознаграждения. Поскольку в некоторых школах доплата за педагогическую категорию входит в стимулирующую часть, то этот показатель по общеобразовательным организациям регионов страны составляет от 0 до 15%. «Это привело к тому, что в школах, где в стимулирующей части доплата за категории отсутствует, учителя отказываются проходить аттестацию на первую или высшую категорию, — объясняет Каракчиева. — Это снижает уровень профессионализма педагогов».

Ещё один недостаток НСОТ — непрозрачность распределения стимулирующих выплат. Стимулирующий фонд существует, но куда он «уплывает», учителя не в курсе.

Есть ли шанс как-то повысить зарплату

Получается, единственный выход для учителя — набрать побольше часов. Кстати, только благодаря большой нагрузке учителей, регионам удаётся хоть как-то отчитаться о выполнении майских указов президента.

Средняя нагрузка педагога по стране — 1,4 ставки

«Зарплата за одну ставку как минимум в полтора раза ниже средней по России, — утверждает Олег Смолин. — Мы неоднократно вносили в Госдуму законопроект, согласно которому средняя зарплата за одну базовую ставку равна средней зарплате по региону, но эти попытки не увенчались успехом. Профсоюз „Учитель“ обратился к нам с просьбой внести ещё одну версию законопроекта: повысить базовую ставку учительского труда до двух МРОТ по региону. Мы будем варьировать разные версии закона по зарплате педработников до тех пор, пока один из них не будет принят».

Но это, как говорится, журавль в небе.

С 1 сентября 2018 года правительство Кировской области приняло решение приравнять базовую ставку учительской зарплаты к МРОТ — 11 163 рубля. Теперь гарантированная часть зарплаты школьных педагогов вырастет с 60% до 75% от общей зарплаты учителя. Всё остальное — компенсационные и стимулирующие выплаты. Но и последние тоже постепенно будут расти. Например, за классное руководство будут доплачивать до 15% от оклада, а надбавки за стаж могут доходить до 35%.

«Новое положение — пример, на его основе каждая образовательная организация области должна разработать свой документ, — считает заместитель председателя правительства Кировской области Дмитрий Курдюмов. — Благодаря увеличению оклада произойдёт уменьшение нефиксированной части зарплаты, которая в некоторых организациях начислялась руководителем школы по отношению к учителям субъективно».

По данным мониторинга Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований РАНХиГС, в 2016 году 65,2% учителей были недовольны своей зарплатой, в 2017-м — 59,8%.

Вот как комментирует эти цифры директор Центра Татьяна Клячко: «В 2017 году ситуация улучшилась, перед выборами президента регионы всеми силами стремились повысить и выровнять зарплаты учителей. В 2018 году, видимо, вновь следует ожидать рост недовольства, так как у регионов особых ресурсов на повышение зарплат не осталось. За исключением регионов, где пройдут выборы губернаторов».

Остаётся надеяться, что губернаторы выполнят предвыборные обещания, и жизнь российского учителя станет немного (или намного) лучше.

Доплата классным руководителям в Москве составит 12,5 тысячи рублей в месяц

Классные руководители в московских школах будут получать доплату. Ежемесячное вознаграждение за руководство классом в 25 человек составит 12,5 тысячи рублей. Об этом Сергей Собянин сообщил на пленарном заседании городского открытого августовского педагогического совета, который проходит на ВДНХ.

«Есть такая категория учителей, как классные руководители. Они испытывают дополнительную нагрузку, которая не до конца оценена городом, школой. Между тем эта работа требует огромного количества внимания, ответственности. И должен вам сказать, что сегодня я подписал постановление Правительства Москвы о доплате за классное руководство. Причем эту доплату мы вводим не с 1 сентября, а задним числом, с 1 августа», — сказал Мэр Москвы.

Он также добавил, что с 1 сентября дополнительное вознаграждение в размере 10 тысяч рублей будут получать педагоги, которые присоединятся к проекту «Московская электронная школа».

Зарплата столичных учителей за последние годы выросла в 2,5 раза, напомнил Сергей Собянин.

«Какие бы электронные чудеса мы ни внедряли в школах, какие бы технологии ни создавали, какие бы красивые стены ни строили, главное, от чего зависит успех наших детей, — это педагоги, учителя. Это вы, ваши умения, ваша забота», — подчеркнул Мэр Москвы, отметив, что важно, чтобы профессия учителя была престижной.

«Московская электронная школа» — это уникальное сочетание традиционного образования и цифровых технологий, которое дает возможность учить и учиться по-новому.

Проект открывает учителям доступ к обширной базе данных, которая включает 230 электронных учебников. Их дополняют тестовые задания, виртуальные лаборатории, интерактивные образовательные приложения. В общем доступе сейчас опубликовано более 20 тысяч электронных сценариев уроков по всем обязательным предметам с первого по 11-й класс.

Оплата за классное руководство

1. Два года работаю на двух классах. Классное руководство платят только за один класс, а документацию требуют за два класса. На мой вопрос об оплате отвечают, что не положено оплачивать второе классное руководство. Правомерны ли эти действия администрации? Работаю учителем начальных классов.

1.1. Заработная плата устанавливается в соответствии с действующей системой оплаты у вашего работодателя.
Работа со вторым классов предполагает увеличение трудовой нагрузки. Вы вправе требовать повышения заработной платы.
При отказе вы вправе обратиться в трудовую инспекцию или в прокуратуру.

2. Я педагог. Классный руководитель 9 класса. Ставка у меня всего 17 часов. И классное руководство. Наступила пора ГИА. А это сопровождение и ожидание своего класса на экзаменах. Время работы превышает в 2 раза. Вместо 2-4 в день-5-7. Я спросила: кто мне оплатит за излишки переработанного времени? Мне ответили: никто. Это ваша работа классного руководителя. Кто прав? И что говорит об этом закон? Спасибо.

2.1. Работа на ГИА не относится к числу должностных обязанностей педагогических работников. Работа это может выполняться ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО С СОГЛАСИЯ педагога и должна быть оплачена. Якутия в этом плане не является исключением. На эту тему очень много материала в интернете. Можете сами посмотреть, введя в поисковую строку «оплата ГИА»

3. Я работаю учителем в школе. С прошлого года нас всех перевели на эффективный контракт. Должен ли директор ежегодно заключать со мной допсоглашение при изменении нагрузки в виде часов, изменении оплаты за классное руководство и т.д.?

3.1. Здравствуйте. С введением эффективного контракта у вас ничего не изменилось. ЭК это тот же трудовой договор в котором конкретизированы обязанности и оплата труда. Как и раньше, в случае изменения нагрузки или условий оплаты труда, работодатель обязан заключить с работником допсоглашение.

3.2. Здравствуйте, Юлия!
Особенности определения учебной нагрузки в трудовом договоре и список работ, выполняемых за дополнительную оплату на основании дополнительных соглашений к трудовому договору, регулируются следующими приказами:
1) Приказ Минобрнауки России от 22.12.2014 №1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре»
2) Приказ Минобрнауки России от 11.05.2016 №536 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность».
В соответствии с требованиями приказа №1601 изменение нагрузки должно оформляться в письменном виде дополнительным соглашением к трудовому договору.
В соответствии с нормами приказа №536 классное руководство — это дополнительный вид работ, выполняемый за дополнительную плату на условиях, определяемых дополнительным соглашением к трудовому договору.
Успехов!

4. По новому закону зарплата должна быть не ниже МРОТ. Что имеется ввиду? Ставка не ниже МРОТ или сколько начислено? Я преподаватель, ставка у нас 6000, но за всякие добавочные работы (зав. кабинетом, классное руководство, дежурства, стимулирующие выплаты, премии) удавалось дотянуть примерно до 9000-10000. Теперь нам обязаны ставку платить по размеру МРОТ? А эти доплаты — дополнительно? Или могут сказать, что «вы же получаете как раз МРОТ» зарплату не добавят?

4.1. Это не новый закон, поскольку трудовой кодекс РФ был принят еще в 2002 г, только никто не соблюдал этот закон и сейчас его не соблюдает. Приравнять МРОТ к прожиточному минимуму предполагается только с 1 мая 2018 года.
Что касается вашей ситуации, то Вам следует иметь ввиду, что зарплата, а не оклад, должна быть не ниже МРОТ. Зарплата педагога состоит не только из оклада, поэтому на руки вы в любом случае получаете выше МРОТ и выше прожиточного минимума. Все эти манипуляции с МРОТ и прожиточным минимумом предназначены для других целей и в России никак не влияют на размер зарплат.

5. В СПО доплату за кабинет и классное руководство преподавателям предложено выплачивать за счет средств приносящих доход, но их не достаточно и оплату не производят. Законно ли это и что делать?

5.1. Доброго времени суток!
Незаконно. В рассматриваемой ситуации обратитесь с жалобой в прокуратуру
Всего доброго, желаю удачи!

5.2. Доброго времени суток, уважаемый посетитель сайта. В данном случае действия работодателя неправомерны-обращайтесь с жалобой в инспекцию по труду, также можно в прокуратуру. Всего Вам хорошего.

6. Главное управление образования и директор школы направили меня (учителя) на курсы повышения квалификации на 10 дней. Сказали, что оплата за эти дни мне будет по среднему, а за классное руководство за эти дни не заплатят. Правильно ли это. На какие статьи опираться?

6.1. Повышение квалификации не является ни командировкой, ни учебным отпуском.
Средний дневной заработок при повышении квалификации исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за отработанные дни в расчетном периоде, на количество фактически отработанных в этот период дней.

7. Работаю в школе учителем, классного руководства нет. Обязана ли я дежурить на переменах в коридоре? Оплату получаю только за уроки.

7.1. Если дежурство вменено в ваши обязанности — то это необходимо выполнять — смотрите правила внутреннего трудового распорядка
если нет — то предъявляйте требования о доплате. Либо замене вас другим работником во время перемены.

Фото: verywellmind.com

Подсчитали – прослезились

Зарплата учителя состоит из трех основных слагаемых: базовой части, компенсационных выплат за особые условия труда (вредные условия, работа в ночное время) и за дополнительную работу (заведование кабинетом, проверка тетрадей, классное руководство, занятия с отстающими и многое другое), которые должны выплачиваться в течение учебного года независимо ни от чего, и стимулирующих надбавок, которые не гарантированы работнику и зависят от результатов его деятельности. Реально начисление стимулирующих зависит от школьной администрации и поэтому вызывает наибольшее недовольство.

Всем известно, что классное руководство – это нелегкий и очень ответственный труд, фактически особый вид деятельности, который требует серьезных трудозатрат и порой ненормированного рабочего времени.

Размер компенсационных выплат, как и всей зарплаты, зависит от возможностей региональных бюджетов.

Например, оплата за классное руководство может назначаться: 1) в виде фиксированной доплаты с учетом количества учащихся в классе или 2) начисляться в процентном соотношении от оклада. Если оклад мизерный (5–10 тысяч, как это чаще всего бывает), то и доплаты за разные виды работ получатся копеечные.

В Москве фиксированную надбавку за этот вид деятельности в этом году повысили до 12,5 тысяч рублей (при наполняемости класса 25 человек), в регионах, по данным межрегионального профсоюза «Учитель», этот показатель колеблется от 700 до 3 тысяч рублей в редких случаях.

Откуда взялись эти «космические» цифры?

28 декабря 2006 года вышло постановление правительства РФ № 814 о вознаграждении за классное руководство в размере 1 тысячи рублей в месяц. Субсидии на эти цели выплачивались регионам из федерального бюджета. Но средства перестали перечислять после вступления в силу нового Закона «Об образовании в Российской Федерации». То есть с 1 сентября 2013 года обязательства по оплате были переданы на уровень субъектов РФ.

Например, в Псковской области расчет выплат за классное руководство происходит по двум вариантам.

Во-первых, в размере 1 тысячи рублей при наполняемости класса 25 человек и выше (в городе), 14 человек и выше (на селе).
Менее 1 тысячи рублей – пропорционально количеству обучающихся – менее 25 человек в городе/14 человек на селе.
Во-вторых, может быть надбавка в размере 10% от оклада педагогического работника из компенсационных выплат, плюс стимулирующие выплаты за успехи в воспитательной работе (определяет школа).

От походов и экскурсий до взаимодействия с судами

Мы спросили учителей, какие обязанности им приходится выполнять в качестве классного руководителя и довольны ли они материальным поощрением.

«Лично у меня в этом году нет классного руководства, поэтому я счастливый человек, – радостно сообщает Анна Инютина из Ижевска. – Коллеги в Удмуртии за эту добровольно-принудительную работу получают от 2 до 3 тысячи рублей. Как правило, это 20% от оклада плюс в некоторых школах стимулирующие надбавки за участие во всяких мероприятиях.

Классный руководитель должен проводить организационные и тематические классные часы и родительские собрания; готовить детей к участию в классных и общешкольных мероприятиях; ездить на экскурсии, ходить в походы; отслеживать посещаемость и успеваемость каждого по всем предметам; проводить индивидуальные беседы с детьми и с родителями; изучать особенности своих воспитанников; организовывать питание; вести отчетную документацию (план воспитательной работы, социальный паспорт класса, личные дела, успеваемость, посещаемость, инструктажи и прочее по требованию администрации); решать проблемные вопросы по мере возникновения; нести ответственность за жизнь и здоровье, а поэтому встречать-провожать, разнимать драки, наводить разборки “кто-кого-когда-за-что” обидел, плюнул, дунул, не пустил и т.д. Если дети в классе оказались не очень благополучные, то приходится взаимодействовать с комиссией по делам несовершеннолетних, а также судами».

Анна Инютина также обращает внимание на то, что многочисленные функции классного руководителя накладываются на среднюю нагрузку учителя-предметника в размере 1,5–2 ставок.

Немаленький список получился и у педагога из Санкт-Петербурга Марины Балуевой. По ее словам, это постоянное курирование детей, событий в классе, ответственность за их успеваемость и конфликты. Постоянная связь с родителями, звонки в любое (буквально) время суток. Организация праздников, мероприятий, поездок. Ведение отчетности (личные дела, справки, статистика и прочее, что потребуют).

«Практически это отдельная должность. Платят везде по-разному. В среднем от 500 рублей до трех тысяч. Эти деньги, разумеется, не покрывают трудозатраты», – заключает Марина Балуева.

«Вопрос, как всегда, не в деньгах, а в политической воле»

«Откровенно говоря, классное руководство недооценивалось еще в советский период, – отмечает первый зампред комитета Госдумы по образованию и науке Олег Смолин. – В то время за выполнение этих функций учителя получали 10 рублей – примерно 2,5 тысячи рублей по сегодняшним меркам.

Как известно, в 2006 году была установлена федеральная выплата за классное руководство в размере 1 тыс. рублей. С тех пор были введены новые системы оплаты труда, и надбавки за классное руководство в них просто растворились. Теперь все, включая министра просвещения, говорят о восстановлении воспитательной работы в школе. Мне кажется, это абсолютно правильно».

Олег Смолин неоднократно вносил в Госдуму законопроекты, в рамках которых предлагалось доплачивать из федерального бюджета как минимум 3 тысячи рублей за классное руководство.

«Мы исходили из того, что это хоть как-то компенсирует тысячу, которая была в 2006 году, – поясняет депутат. – К сожалению, каждый раз в Думе мы слышали одно и то же: этот вопрос очень важный, его надо решать, но сейчас денег нет».

Цена вопроса, по словам Олега Смолина, составляла около 25 млрд рублей. При этом дополнительные доходы бюджета в 2018 году превысят 2 трлн рублей, а в 2019 году, по оценкам председателя Счетной палаты Алексея Кудрина, составят более 3 трлн рублей.

«Поэтому вопрос, как всегда, не в деньгах, а в политической воле. Если мы хотим, чтобы педагоги на регулярной основе занимались воспитательной работой, такие законы должны приниматься. 12,5 тысячи рублей за классное руководство, как в Москве, – это серьезно, а в большинстве регионов – это просто слезы», – считает первый зампред профильного комитета Госдумы.

Вознаграждение педагогам за классное руководство

Звоненко Д. П., юрист

Журнал «Учет в сфере образования» № 6, июнь 2011 г.

Наступила пора школьных каникул, в связи с чем возникает вопрос: нужно ли за это время выплачивать педагогам вознаграждение за классное руководство? Разберемся в данном вопросе, принимая во внимание новые правила финансирования выплаты вознаграждения.

Кому положено вознаграждение

Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2005 г. № 850 педагогическим работникам федеральных государственных общеобразовательных учреждений было установлено ежемесячное вознаграждение за выполнение функций классного руководителя в размере 1000 руб.
А постановлением Правительства РФ от 7 сентября 2006 г. № 548 действие постановления № 850 было распространено на педагогических работников, выполняющих функции классного руководителя в федеральных государственных образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования:

– в суворовских военных училищах, нахимовских военно — морских училищах, кадетских (морских кадетских) корпусах, общеобразовательных школах — интернатах, кадетских школах и кадетских школах — интернатах;
– в вечерних (сменных) общеобразовательных школах при воспитательных колониях уголовно — исполнительной системы;
– в образовательных учреждениях для детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
– в оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении.

Источники финансирования

Дополнительное ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство финансируется из федерального бюджета.
Правила его выплаты утверждены постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2010 г. № 1238 «О порядке предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на выплату денежного вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам…».
Они определяют порядок предоставления субсидий из федерального бюджета региональным бюджетам на выплату вознаграждения за классное руководство педагогическим работникам государственных региональных и муниципальных образовательных учреждений следующих типов и видов:
– общеобразовательных;
– вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений;
– кадетских школ и кадетских школ — интернатов;
– общеобразовательных школ — интернатов;
– образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста;
– специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (кроме специальных (коррекционных) профессиональных училищ);
– специальных учебно — воспитательных учреждений для детей и подростков с девиантным поведением;
– образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого — педагогической и медико — социальной помощи;
– образовательных учреждений для детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
– оздоровительных образовательных учреждений санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении;
– общеобразовательных школ — интернатов с первоначальной летной подготовкой.
Субсидия предоставляется бюджету субъекта Российской Федерации из расчета выплаты педагогу 1000 руб. в месяц за классное руководство в классе с наполняемостью не менее той, которая установлена для учреждений соответствующими типовыми положениями, либо в классе с наполняемостью не менее 14 человек в сельской местности.
Для классов, наполняемость которых меньше установленной, размер финансирования (субсидии) уменьшается пропорционально численности обучающихся.
Правда, региональные органы власти могут за счет собственных средств устанавливать доплаты относительно размера, определенного на федеральном уровне (1000 руб.).

Выплаты в период каникул и отмены занятий

Периоды каникул, установленные для обучающихся лиц и воспитанников, не совпадающие с ежегодными отпусками педагогов, а также периоды отмены учебных занятий по санитарно — эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям являются для педагогов рабочим временем. Соответственно, за указанное время выплачиваются деньги за классное руководство. Это прописано в пункте 10 Рекомендаций по применению законодательства РФ при осуществлении выплаты вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам общеобразовательных учреждений (приведены в письме Минобрнауки России от 25 апреля 2006 г. № АФ — 100/03).

Вознаграждение учитывается при расчете среднего заработка

Вознаграждение за выполнение функций классного руководителя включается в список выплат, учитываемых при расчете среднего заработка. Об этом – в подпункте «м» пункта 2 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2007 г. № 922. Так, в частности, данной нормой определено, что данное вознаграждение должно учитываться при расчете отпускных.

Важно запомнить

За выполнение функций классного руководителя педагогам ежемесячно выплачивается вознаграждение в размере 1000 руб. Причем по решению региональных властей его размер может быть увеличен. Но учтите: за неисполнение или ненадлежащее исполнение педагогическим работником функций классного руководителя работодатель имеет право прекратить выплату вознаграждения.