Охрана здоровья

Документ показан в сокращенном демонстрационном режиме!

Получить полный доступ к документу

Вход для пользователей Стань пользователем

Доступ к документу можно получить: Для зарегистрированных пользователей:
Тел.: +7 (727) 222-21-01, e-mail: info@prg.kz, Региональные представительства

Для покупки документа sms доступом необходимо ознакомиться с условиями обслуживания
Я принимаю Условия обслуживания
Продолжить

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ
Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации

(с изменениями и дополнениями по состоянию на 31.07.2020 г.)

См. о внесении изменений:

Федеральный закон РФ от 25.12.18 г. № 489-ФЗ (см. сроки вступления в силу);

Федеральный закон РФ от 27.12.19 г. № 481-ФЗ (см. сроки вступления в силу).

Принят Государственной Думой 1 ноября 2011 года

Одобрен Советом Федерации 9 ноября 2011 года

Глава 1. Общие положения

(статьи 1 — 3)

Глава 2. Основные принципы охраны здоровья

(статьи 4 — 13)

Глава 3. Полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья

(статьи 14 — 17)

Глава 4. Права и обязанности граждан в сфере охраны здоровья

(статьи 18 — 28)

Глава 5. Организация охраны здоровья

(статьи 29 — 50)

Глава 6. Охрана здоровья матери и ребенка, вопросы семьи и репродуктивного здоровья

(статьи 51 — 57)

Глава 7. Медицинская экспертиза и медицинское освидетельствование

(статьи 58 — 65)

Глава 8. Медицинские мероприятия, осуществляемые в связи со смертью человека

(статьи 66 — 68)

Глава 9. Медицинские работники и фармацевтические работники, медицинские организации

(статьи 69 — 79.1)

Глава 10. Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи

(статьи 80 — 81)

Глава 11. Финансовое обеспечение в сфере охраны здоровья

(статьи 82 — 84)

Глава 12. Организация контроля в сфере охраны здоровья

(статьи 85 — 97)

Глава 13. Ответственность в сфере охраны здоровья

(статья 98)

Глава 14. Заключительные положения

(статьи 99 — 101)

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

Глава 1 вступила в силу с 1 января 2012 года

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации (далее — в сфере охраны здоровья), и определяет:

1) правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан;

2) права и обязанности человека и гражданина, отдельных групп населения в сфере охраны здоровья, гарантии реализации этих прав;

3) полномочия и ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья;

4) права и обязанности медицинских организаций, иных организаций, индивидуальных предпринимателей при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья;

5) права и обязанности медицинских работников и фармацевтических работников.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) здоровье — состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма;

Министерство здравоохранения РК разработало Кодекс чести медицинских и фармацевтических работников, передает Liter.kz.

Министерство здравоохранения разработало Кодекс чести медицинских и фармацевтических работников. Соответствующий проект приказа опубликован на портале «Открытые НПА».

«Настоящий Кодекс чести медицинских и фармацевтических работников Республики Казахстан (далее – Кодекс чести) разработан с учетом принципов Всеобщей декларации прав человека, Руководства по медицинской этике Всемирной медицинской ассоциации, Конституции Республики Казахстан, Кодекса Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения». Кодекс чести определяет моральную ответственность медицинских и фармацевтических работников перед медицинским сообществом, гражданами и обществом в целом. Знание и соблюдение медицинскими и фармацевтическими работниками Кодекса чести является профессиональным долгом и одним из критериев качества профессиональной деятельности и корпоративной культуры», – говорится в Кодексе.

Документ определяет обязанности и права медицинских и фармацевтических работников, а также их взаимоотношения с пациентами и друг с другом. К примеру, работники медучреждений должны приумножать традиции и достижения казахстанской медицины. Помимо этого, они имеют право на страхование и возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении должностных обязанностей в соответствии с законодательством Республики Казахстан, говорится в тексте кодекса.

В документе указано, что Кодекс чести относится абсолютно ко всем медицинским и фармацевтическим работникам. Кроме того, его должны соблюдать и студенты медвузов, которые временно замещают или ассистируют медработнику.

Напомним, в середине августа 2020 года на главного санврача Алматинской области Ергалы Сыдыманова завели дисциплинарное дело после его скандальной встречи с местными предпринимателями.

В начале августа 2020 года официальный представитель Министерства здравоохранения РК Багдат Коджахметов сообщил, что наказание за приписки посещений в электронные медкарты может быть ужесточено. Причиной такого решения стало то, что за первое полугодие в информационной системе Damumed выявлено свыше 11 тысяч случаев, когда у казахстанцев появлялись записи о визитах к врачу, которых они не совершали.

мнение доктора медицинских наук, профессора, заслуженного деятеля науки РФ, члена Комитета гражданских инициатив Комарова Ю.М.

В последнее время в подготовленных документах Минздрав РФ упоминает систему охраны здоровья, которую в общем правильно определяет, но придает ей по содержанию все, что связано с медицинской помощью. Например, ФЗ №323 называется «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», а по содержанию весь закон посвящен различным аспектам оказания медицинской помощи. В соответствии со статьей 7 Конституции РФ (пункт 2) охрана здоровья отделена от традиционного понимания здравоохранения, оказывающего медицинскую помощь (медицинскую профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию, медицинский уход и паллиативную помощь), а также осуществляющего пропаганду здорового образа жизни, за которые в соответствии с утвержденным положением несет ответственность отраслевое министерство. Между тем, система охраны здоровья отражает комплексность, межведомственность/межсекторальность и государственность. Эта система выходит далеко за пределы рамок собственно здравоохранения, как одной из важнейших отраслей, т.е. является более широкой и более приближенной к населению.

Мы уже неоднократно давали определение системы охраны здоровья, начиная с Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан (1993), и потому повторяться не будем. Здоровье народа –– это важнейший индивидуальный и общественный ресурс, и потому государство и общество должны быть заинтересованы в увеличении числа здоровых граждан и с позиции экономики, и с социальных позиций. Ведь главным образом здоровые люди способны созидать, строить, восстанавливать, защищать, создавать возможности для содержания социально уязвимых групп населения и давать здоровое потомство. Целью системы охраны здоровья является создание необходимых условий для сохранения и улучшения здоровья населения и для ведения им здорового образа жизни. Фактически это все то, что создает систему жизнеобеспечения населения в каждом конкретном месте проживания людей по критерию здоровья. Поэтому неспроста в пункте 1 статьи 41 Конституции РФ медицинская помощь и охрана здоровья обозначены раздельно, что конституционно подтверждает их полную неидентичность. Фактически утрата здоровья людей формируется вне традиционного здравоохранения, которое затем занимается «ремонтными работами». Отсюда становится очевидным, что система охраны здоровья является прерогативой государства, которое и несет за нее ответственность. Что же касается российского здравоохранения, то его целью является предупреждение болезней медицинскими средствами, полное или частичное восстановление (при возможности) здоровья в случае его утраты и трудоспособности по медицинским показаниям у работающих. За такое здравоохранение несет ответственность отраслевое министерство.

Однако отраслевой министр определяет задачи самого здравоохранения в виде снижения заболеваемости и смертности, на что здравоохранение оказывает минимальное влияние, вместо таких показателей как сохраненный жизненный потенциал, ожидаемая продолжительность здоровой жизни, снижение смертности, но не всей, а только преждевременной ее части и предотвратимой силами здравоохранения, число вылеченных больных и, вообще, исходы лечения и результаты оказания медицинской помощи населению. Но при этом нельзя забывать о том, что вложение средств в традиционное здравоохранение в принципе означает борьбу со следствиями, поскольку причины нездоровья обусловлены дефектами в системе охраны здоровья. Если не заниматься этими причинами, то с позиции системного анализа следствие будет требовать все больше кадровых, технологических и финансовых ресурсов. А это приведет в перспективе к социальному и экономическому тупику. Кроме того, следует отметить имеющуюся выраженную диспропорцию между интенсивным развитием медицины (новые современные методы диагностики и лечения в отдельных основных клиниках) и разрушающейся системой организации здравоохранения, не позволяющей в том числе в полной мере использовать достижения клинической медицины. Ведь в указанные клиники попадают сотни и тысячи больных, а их у нас миллионы и в большинстве случаев недуги можно предупредить или выявить их на начальных стадиях и излечить в короткие сроки, не доводя больных до сложных операций и дорогостоящих высокотехнологичных методов лечения. Однако, большая часть бюджетных средств на здравоохранение сконцентрирована в высокотехнологичной медицинской помощи (ВМП), расходы на которую за последние годы возросли в 5 раз. В условиях рыночной экономики и вытекающего из нее в большей или меньшей степени неравенства в доходах и возможностях людей здравоохранение является важнейшим фактором социального выравнивания в обществе ибо перед лицом болезни или смерти все равны.

Надо сказать, что попытки сформировать общее видение перспектив традиционного здравоохранения или Концепцию его развития предпринимались и ранее. Так, в 1997 г. Правительство РФ утвердило Концепцию развития здравоохранения и медицинской науки до 2005 г., однако она оказалась нереализованной, поскольку охватывала все направления, и подведение итогов по ней не проводилось; в начале 2008 г. отраслевое министерство приступило к разработке нового проекта «Концепции развития здравоохранения Российской Федерации до 2020 г.», но документ так и не был утвержден. В последнее время делается попытка возобновления концептуальных основ здравоохранения. Взамен развития гражданского общества по западному образцу в стране создано так называемое «Открытое правительство», куда помимо предпринимателей вошли люди с известной гражданской позицией. По идее, это «правительство» должно было бы представлять все слои нашего общества, однако простые люди не могут там высказать свое мнение, и потому вместо открытого характера оно скорее является закрытым. Тем не менее, приказом министра здравоохранения РФ № 465 от 15.07.2013 г. созданы три совместные с Экспертным советом Открытого правительства рабочие группы по разработке концепции организации системы здравоохранения, по интеграции саморегулируемых организаций в систему здравоохранения, по развитию лекарственного обеспечения населения. В состав рабочих групп включены уважаемые специалисты, однако возлагать большие надежды на создание прорывной и перспективной концепции здравоохранения пока преждевременно хотя бы потому, что обозначенные для рассмотрения приоритетные вопросы носят тактический сиюминутный (например, ценообразование, риски в системе ОМС, правила разработки и контроля стандартов и т.д.), а не концептуально-перспективный характер и, уж тем более, к стратегии охраны здоровья в стране не имеющие отношения. В 2009–2011 гг. в отсутствие единой долгосрочной стратегии развития здравоохранения были приняты базовые федеральные законы, регулирующие деятельность отрасли, что не устранило противоречия и недостатки в законодательной базе, а только их усугубило. Удивительно также то, что эти законы и действующие программы (в т.ч. государственных гарантий) не базируются на строго научных данных о потребности населения в охране здоровья и медицинской помощи (такие исследования не заказывались Минздравом РФ в течение последних 30 лет) и даже в утвержденной Правительством новой стратегии развития медицинской науки не предусмотрены основополагающие исследования состояния и динамики здоровья населения, его истинной заболеваемости, физического развития и верифицированной смертности, в т.ч. от множества причин, социальной обусловленности здоровья и болезней, совершенствование организационных форм и методов оказания медицинской помощи населению.

В докладе Комитета гражданских инициатив «2012: власть и наши общие риски» говорится о различных возможных направлениях взаимодействия власти с обществом, в том числе путем декларирования в условиях сложившихся бюджетных приоритетов очередного повышения социальных обязательств. Отсюда следует, что приоритеты финансовой политики в стране должны быть пересмотрены с участием представителей гражданского общества, что позволит реализовать слова Президента РФ о необходимости разворота системы к человеку. В социальной сфере должно преобладать главенство человеческих идеалов над прагматическими сиюминутными интересами.
Между тем нередко в программах и законодательных актах, имеющих отношение к здравоохранению, все усилия фокусируются не на человеке (пациенте), даже не на медицинских работниках, а на медицинских учреждениях, забывая о том, что не пациент существует для здравоохранения, а здравоохранение для пациента, а это меняет и ориентиры, и многие действия. Вызывает обеспокоенность также то обстоятельство, что выделяемые дополнительные средства на здравоохранение либо расходуются не туда, куда следует, либо используются не полностью. В октябре 2012 г. Минздравом России была разработана Государственная программа «Развитие здравоохранения до 2020 г.», утвержденная затем Правительством РФ и на финансирование которой до 2020 г. планируется потратить 27 трлн. руб. В то время как в развитых странах разрабатываются и реализуются, как это и должно быть, программы улучшения здоровья людей, нацеленные на конкретные и важные для каждой страны результаты и приоритеты, то в нашей стране они направлены на развитие здравоохранения и его служб, т.е. на средства улучшения работы медицинских учреждений, что далеко не одно и то же и требует разных усилий с разной степенью ответственности. Развивать здравоохранение и укреплять его материально-техническую базу- это совсем не означает, что здоровье граждан будет улучшаться, хотя и само здравоохранение требует особого внимания и обоснованных преобразований в направлении приближения к его перспективной организационной модели. Нужно заметить, что и расходы на охрану здоровья (в первую очередь), и расходы на оказание медицинской помощи в совокупности с пропагандой здорового стиля жизни не являются безвозвратными затратами, а, скорее всего, инвестициями в будущее страны. Для лучшего понимания, что такое система охраны здоровья и почему за нее должно отвечать государство, а не отрасль, приведем некоторые аспекты этой системы.
Бедность и здоровье. Между доходами и смертностью существует сильная корреляционная связь, например, с отравлениями алкоголем –– 0,9, с убийствами –– 0,87, с суицидами –– 0,75. Официально бедным считается человек, уровень доходов которого не позволяет ему получить физиологически необходимый минимум жизненных благ, продуктов, услуг и обеспечить себе нормальное без излишеств качество жизни. Завершенное в 2013 г. крупномасштабное социологическое исследование показало доля бедных по доходам сократилась до 30%,, а доля бедных по лишениям (невозможность платить за обучение детей, за медицинскую помощь, улучшить жилищные условия, невозможность похода в театр и кино и т.д.) сократилась до 40%, причем, бедность по доходам молодеет, а по лишениям- стареет. Через три года жизни в ужасной бедности (а, по сути, в нищете) обратно возврата уже нет. Установлено, что бедность воспроизводит себя во 2-3 поколениях, именно поэтому борьбу с ней следует вести не только с позиции улучшения здоровья, но и с социальных, экономических, криминальных и других позиций. Средний возраст бедняка- 40.9 лет. Важно, что бедные не выступают за уравниловку, но 71% (и это еще мало) считает, что государство должно взять курс на сокращение чрезмерно избыточного неравенства, раскалывающего все общество. Чем ниже доход человека (или семьи), тем сильнее должна быть социальная поддержка. Это касается налогов и сборов, платежей, пособий и льгот. Пенсия должна минимально составлять 60% средней по стране зарплаты (рекомендации МОТ в 1952 г. –– 40%). По данным ВЦИОМ, 67% (из них две трети живут на селе) опрошенных не имеют каких-либо сбережений. Чем многодетней семья, тем у нее больше шансов стать бедной. А в 2012 г. родилось 11% детей в многодетных семьях. Бедность является ведущим фактором патологической рождаемости, накопления с детства бремени болезней и инвалидизации. Именно у женщин, проживающих в бедности, с первых недель беременности закладываются основы для возникновения дефектов новорожденных, последующего распространения хронических дегенеративных болезней.

Окружающая среда и здоровье. По данным Счетной палаты (2013) питьевое и хозяйственно бытовое обеспечение в стране на 87-90% осуществляется за счет поверхностных, наиболее подверженных антропогенному воздействию, водных ресурсов. В настоящее время только 22.7% населенных пунктов страны обеспечены доброкачественной водой. Мощностей очистительных сооружений не хватает для пропуска всех стоков. И на эту воду регулярно растут цены. А от качества питьевой воды напрямую зависит здоровье населения. Это одна из важнейших проблем системы охраны здоровья в стране, за которую ответственность несет государство. Необходимо повысить качество питьевой воды и атмосферного воздуха, особенно в городской промышленной среде.

Жилищные условия и здоровье. Что говорить обо всей стране, если в Подмосковье люди (с детьми и пожилыми) проживают в бараках, полностью непригодных для жилья. Конечно, это все отражается на их здоровье и удовлетворенности жизнью. Даже во время кризиса в 2012 г. в США было построено 635 млн. кв. м. жилья (в РФ- в 10 раз меньше) при том, что цена 1 кв. м. в США в среднем составляет 87% от средней стоимости в РФ. Отсюда следует, что в строительстве нужно наводить порядок (в виде госзадания) с тем, чтобы строились не столько элитные квартиры, сколько бюджетные. Несмотря на декларируемые успехи «Газпрома» полстраны отапливается дровами. Особенно обидно тем селянам, рядом с которыми проходят газопроводы. Вообще, глубинка живет своей жизнью, где имеют место разваливающиеся церкви, разрушенные дома, пьяные на улицах. Все это не способствует улучшению здоровья нации.

Необходимо расширить возможности для получения и приобретения муниципального жилья в зависимости от доходов и числа членов семьи с тем, чтобы резко уменьшить число живущих в бараках, неприспособленных и разрушающихся зданиях. Нужны повсеместные газификация, электрофикация и обеспечение коммунальными сетями (холодное и горячее водоснабжение, отопление, канализация).

Питание и здоровье. Несмотря на то, что за последние 100 лет произошли значительные сдвиги в развитии сельского хозяйства и производительность труда выросла в 1000 раз, в 1913 г. Россия кормила полмира, а в 2013 г. нас, в основном, кормит заграница. Несмотря на то, что Россия стала обеспечивать себя зерном, с 1990 г. производство молока в стране уменьшилось в 7.7 раза, мяса и мясопродуктов- в 4.2 раза и т.д. А по говядине, производство которой в 7.4 раза меньше, чем в Бразилии, зависимость от импорта из Бразилии составляет 78%. Понятно, что финансировать следует не условия производства и разные структуры типа «росагролизинга», а результаты, т.е. закупать произведенную сельхозпродукцию, тем более, что наша страна субсидирует сельское хозяйство в 2 раза меньше, чем по условиям ВТО. Необходимо восстановить систему сертификации продуктов питания и более жестко контролировать их качество и набор ингредиентов. Вместо послабляющих технических условий и технических регламентов ввести обязательные стандарты на импортируемую продукцию и на производство продуктов питания внутри страны, усилить санитарно-противоэпидемический контроль, закрывать фирмы и магазины, поставляющие вредную (в т.ч. просроченную) для здоровья пищевую продукцию. Необходимо не пищевому бизнесу содействовать, а заботиться о здоровье людей. Нужно содействовать развитию агропромышленного комплекса. Целесообразно расширить сеть общественного питания по доступным ценам, включая питание для детей, максимально приблизить (в пешеходной доступности) сеть продовольственных магазинов с товарами повседневного спроса, а в отдаленных малонаселенных районах организовать выездные магазины и продуктовые лавки. Представленные АиФ результаты Интернет-опроса показывают, что люди в своем большинстве понятия не имеют, что означает «правильное питание». Отсюда следует, что крайне необходимо проведение соответствующей разъяснительной работы (в листовках, брошюрах, лекциях и беседах, средствах массовой информации и т.д.). Кроме того, проблема нередко состоит даже не в качестве, полноценности и структуре питания, а в элементарном отсутствии средств на приобретение пищевых продуктов, особенно в многодетных семьях с низким уровнем дохода. В этом случае стоит обратить внимание на опыт Индии, где готовится закон о национальной продовольственной безопасности, согласно которому правительство намерено бесплатно предоставлять ежемесячно по 5 кг зерна двум третям населения, т.е. 800 млн. чел., для чего потребуется 24 млрд. долл. в год. Правда, в России людей нуждающихся в такой поддержке во много раз меньше.
Занятия и здоровье. Здесь можно выделить два аспекта: производственную занятость и занятость по интересам. Для решения проблем производственной занятости требуется создание новых рабочих мест (особенно в моногородах) и придание населению большей мобильности (привязка не к месту жительства, а к месту работы). Занятость по интересам относится в первую очередь к детям и подросткам, способствуя их отвлечению от пагубных привычек и антисоциального поведения, а также развитию патриотизма. Для этого необходимо повсеместно (при Домах молодежи, ДЭЗах, школах им т.д.) создавать бесплатные (или за минимальную плату) разнообразные кружки и секции (музыкально-танцевальные, спортивные, модельные, книголюбов, любителей животных и др.). Эти вложения являются потенциально окупаемыми в государственном масштабе. Однако, нередко вместо этого муниципальные власти закрывают сохранившиеся, успешно и бесплатно работающие детские секции, изгоняя оттуда детей и передавая помещения коммерческим структурам.

Условия труда и здоровье. Необходимо стремиться к созданию безопасных и комфортабельных условий труда, обратив особое внимание на его охрану и технику безопасности, развивая производственную медицину.
Отдых и здоровье. Необходимо восстановить сеть домов отдыха, санаториев, профилакториев со льготными путевками, использовать их не только для отдыха, но и для восстановления здоровья и трудоспособности. Особое внимание должно быть уделено оздоровительному отдыху детей.

Образование и здоровье. Многочисленные исследования показывают, что чем выше уровень образования, тем лучше здоровье и меньше потребность в медицинской помощи.

Культура и здоровье. Здесь связь является опосредованной, поскольку культурные мероприятия способствуют переключению, снижению уровня стресса, более «культурному» поведению и отношению к своему здоровью.
Вредные привычки и здоровье. Известно, что все вредные привычки (табак, алкоголь, наркотики) в сочетании со стрессом наносят непоправимый вред здоровью и потому борьба с ними должна вестись всеми адекватными мерами (запретительными, ограничительными, заместительными, поощрительными, разъясняющими, воспитательными и т.п.).

Здравоохранение и здоровье. Здесь связь прямая, но не тесная и не полная, поскольку традиционная система здравоохранения не столько сохраняет и укрепляет здоровье, сколько ориентирована на возможное восстановление здоровья в случае его утраты в связи с болезнями, травмами и несчастными случаями.

В развитых странах отмечается четко выраженная тенденция заботиться не о болезнях, а о здоровье (from sick care to health care), что полностью соответствует стратегии, ориентированной на приоритет охраны здоровья, Care вместо Cure, т.е. забота вместо лечения. Все это имеет отношение к государственной политике в сфере охраны здоровья, эти проблемы должны широко исследоваться и результаты этих исследований должны иметь непосредственный выход в практику. Поскольку все развивать одновременно нельзя (это не могут себе позволить даже богатые страны), то нужно обоснованно выделить 3-5 приоритетов для их первоочередного решения. Однако, к сожалению, понимание этого у региональных властей ослаблено, что подтверждают материалы Президиума Госсовета от 30 июля 2013 г. Реально Президент РФ для решения поставленных задач использует не потенциал общества, а вертикаль бюрократии, которая во многих случаях работает не эффективно. Но на самом деле губернаторы должны отчитываться не столько за число построенных поликлиник или перинатальных центров (как это имело место), сколько за улучшение здоровья граждан на их территории и что для этого было сделано. А с позиции организации медицинской помощи- о ее доступности, результативности и удовлетворенности пациентов, а также о том, за счет чего произошли изменения.

Таким образом, традиционное здравоохранение входит составной частью в систему охраны здоровья, причем здоровье граждан лишь в малой степени обусловлено задачами, решаемыми в здравоохранении. Например, Минздрав РФ и медицинские учреждения (т.е. отрасль) могут вести пропаганду здорового образа жизни, влияя на некоторые поведенческие факторы и мотивацию, однако создание условий для этого- безусловная ответственность государства.

Президент РФ Владимир Путин подписал закон, вносящий изменения в ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» по вопросам оказания паллиативной медицинской помощи. Полный текст закона доступен на Официальном интернет-портале правовой информации, он вступит в силу по истечении 10 дней после опубликования.

Работа над законом, которого ждали сотни тысяч наших граждан, велась в течение нескольких лет, а уже после внесения законопроект прошел широкое обсуждение в рамках Совета по законотворчеству при Председателе Государственной Думы и больших парламентских слушаний с участием представителей гражданского общества, экспертами, специалистами по паллиативной помощи. Это, как подчеркивал Председатель Государственной Думы Вячеслав Володин Володин
Вячеслав Викторович Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва. Избран депутатом в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ» , позволило доработать законопроект, найти решения по проблемным вопросам.

«Важнейший вопрос, который имеет не только медицинское, но и социальное, общественное, нравственное измерение, – это организация паллиативной помощи», — сказал в Послании Федеральному Собранию Президент Владимир Путин.

Государственная Дума во всех трех чтениях голосовала за закон о паллиативной помощи единогласно.

Что такое паллиативная медицинская помощь?

Паллиативная медицинская помощь, оказываемая как взрослым, так и детям, в соответствии с законом «представляет собой комплекс мероприятий, включающих медицинские вмешательства, мероприятия психологического характера и уход, осуществляемые в целях улучшения качества жизни неизлечимо больных граждан и направленные на облегчение боли, других тяжелых проявлений заболевания».

Список заболеваний, при которых она необходима, был ранее установлен приказом Министерства здравоохранения РФ. Среди них — различные формы злокачественных новообразований, прогрессирующие хронические заболевания в терминальной стадии, травмы с необратимыми последствиями, требующие постоянного ухода за человеком, деменция различных форм (в том числе болезнь Альцгеймера) в терминальной стадии и ряд других.

Где и как такие пациенты смогут ее получить?

Оказываться паллиативная медицинская помощь будет как в условиях медицинских стационаров (в том числе дневных), так и на дому, чтобы неизлечимо больные люди могли быть рядом с близкими. Закон предусматривает их обеспечение всем необходимым — специализированным уходом, лекарственными препаратами, в том числе наркотическими и психотропными, а также медицинскими изделиями, требующимися для поддержания функций органов и систем организма человека. Это означает, что, например, дома, а не в больнице смогут находиться те, кто подключен к аппарату искусственной вентиляции легких, — аппарат будет пациенту предоставлен.

Еще одно важное нововведение — в случае, если человек находится без сознания и рядом с ним нет родственников или законных представителей, то решение об оказании ему паллиативной помощи смогут принять сами врачи — на врачебной комиссии, консилиуме или даже непосредственно лечащий (дежурный) врач.

Кто будет ее оказывать?

Закон подразделяет паллиативную помощь на специализированную медицинскую, врачебную и доврачебную — ее смогут оказывать фельдшеры или медсестры, сделав тем самым максимально приближенной к пациенту. В законе подчеркивается, что специалисты, которые будут ее оказывать, пройдут специальное обучение.

При этом «медицинские организации, оказывающие паллиативную медицинскую помощь, осуществляют взаимодействие с родственниками и иными членами семьи пациента или законным представителем пациента, лицами, осуществляющими уход за пациентом, добровольцами (волонтерами), а также организациями социального обслуживания, религиозными организациями, организациями в том числе в целях предоставления такому пациенту социальных услуг, мер социальной защиты», — сказано в законе.

Как закон будет работать?

Закон о паллиативной медицинской помощи начнет действовать по истечении 10 дней после его официальной публикации. Положения об организации паллиативной медицинской помощи, а также порядок взаимодействия между медиками и социальными работниками утверждаются профильными министерствами — Министерством здравоохранения и Министерством труда и социальной защиты. Как отмечала в ходе парламентских слушаний в ГД Министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова, необходимая нормативная база была подготовлена и представлена парламентариям к рассмотрению в третьем чтении.

При этом и после вступления закона в силу ГД продолжит осуществлять парламентский контроль за тем, как он исполняется. «Государственная Дума будет держать на контроле реализацию закона о паллиативной помощи на практике, чтобы он реально работал для людей и помогал тем, кто находится в самой тяжелой ситуации», — говорил Председатель ГД Вячеслав Володин.

Обязанности пациентов: не правом единым жив пациент!

Средства массовой информации время от времени будоражат разговоры о нарастающей в обществе проблеме «потребительского экстремизма», когда пациенты даже в условиях страховой медицины требуют от больниц сопоставимого с частным сектором уровня сервиса и внимания. Одновременно с этим растет число дискуссий об усилении ответственности пациентов за свое здоровье. Но так ли, что у пациентов нет обязанностей перед врачами?

Основные обязанности пациентов прописаны в ст. 27 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее — Закон об охране здоровья). К ним относятся «общесоциальные» обязанности:

— необходимость заботиться о сохранении своего здоровья;

— проходить медицинские осмотры;

— проходить медицинское обследование и лечение, а также заниматься профилактикой заболеваний, представляющих опасность для окружающих, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 715 Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих».

Пациентам будет важно узнать, что за нарушение этих обязанностей предусмотрена ответственность, хотя часто и косвенная. Так, равнодушие к своему здоровью (а через него — и к здоровью окружающих) может повлечь за собой дисциплинарную и административную ответственность (например, за курение в неположенном месте согласно нормам Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»).

За отказ от прохождения медицинских осмотров, а равно обследования и лечения может последовать отказ работодателя в допуске работника к работе (или отстранении его от работы) без начисления заработной платы на весь период отстранения. Это предусмотрено нормами ст. 8, 10, 13 Федерального закона от 18.06.2001 № 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации», ст. 9 Федерального закона от 30.03.1995 № 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)».

Лечиться же от заболеваний, представляющих опасность для окружающих, а также от инфекционных заболеваний (ст. 33 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»), настоятельно требует закон. За неисполнение таких требований контролирующие органы могут применить меры вплоть до принудительной госпитализации. Об этом говорит п. 1 ст. 33 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Такое возможно как по инициативе главных санитарных врачей (пп. 6 п. 1 ст. 51 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения») или на основании решения суда, с привлечением полиции для доставления таких пациентов в стационар (п. 2, 35 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции»).

Существует целый блок «административных» обязанностей пациентов.

Так, пациенты должны соблюдать правила внутреннего распорядка ЛПУ, в том числе режим работы, правила поведения, не использовать служебные телефоны в личных целях и проч., т.е. действовать добросовестно (ожидаемо). Неисполнение таких требований после ознакомления с ними суды рассматривают как нарушение пациентом обязательств по сделке. Это следует из ст. 153, 307–310, 401 ГК РФ, п. 1 постановления Пленума Верховного суда РФ от 23.06.2015 № 25.

Частным случаем таких правил является обязанность пациентов выписаться из больницы в связи с достижением положительного результата лечения. В отношении недееспособных пациентов такая обязанность возлагается на их родственников. При этом ЛПУ вправе обратиться в полицию за содействием в доставки пациента домой (если адрес известен) или в органы соцзащиты для размещения в интернате (если адрес не известен либо по показаниям) и в поликлинику — с сообщением об осуществлении курации (п. 2 ч. 1 ст. 12 Федерального закона «О полиции», ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»).

Особая обязанность пациентов состоит в том, чтобы соблюдать правила поведения в больнице. Прямой ответственности за нарушение таких правил нет, но медики вправе внести в строку: «Отметки о нарушении режима» листа нетрудоспособности коды с 23 по 28. Величина выплат по такому больничному не будет превышать величину МРОТ на период таких выплат, что следует из требований п. 58 Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 № 624н, ст. 8 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

Идя вразрез сложившимся стереотипам о потребительских экстремистах, пациенты обязаны соблюдать «медицинские» обязанности.

Так, после подписания информированного добровольного согласия (ИДС, о нем — ниже) пациенты обязаны сообщать врачу достоверную информацию о себе, об изменении состояния своего здоровья, выполнять предписания врача, т.е. действовать добросовестно (ожидаемо). Нарушение требований ИДС после ознакомления с ними суды рассматривают как нарушение пациентом обязательств по сделке. Об этом говорит ч. 1 ст. 20 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», ст. 153, 307–310, 401 ГК РФ, п. 1 постановления Пленума Верховного суда РФ от 23.06.2015 № 25.

Кроме этого, гражданский долг обязывает пациентов проявлять в общении с врачами уважение и такт. За унижение чести и достоинства врача пациента можно привлечь к административной ответственности (ст. 5.61 КоАП РФ).

Реализуя «организационные» обязанности, пациенты осуществляют выбор ЛПУ для получения помощи, а также участкового врача (врача общей практики, фельдшера), причем (за некоторыми исключениями) не чаще чем один раз в год (ч. 2 ст. 21 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Порядок выбора гражданином медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2012 № 406н). Причем выбирать врача/фельдшера пациенты могут только при его на то согласии.

Такое же согласие требуется для замены пациентом лечащего врача (п. 8 Порядка содействия руководителем медицинской организации (ее подразделения) выбору пациентом врача в случае требования пациента о замене лечащего врача, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2012 № 407н ).

Также существует обязанность пациентов оплачивать оказанные им (их представляемым) платные медицинские и сервисные услуги (Правила предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утвержденные постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 № 1006). Это требование распространяется также и на иностранцев (Правила оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 06.03.2013 № 186). ЛПУ вправе требовать возмещения пациентом фактически понесенных расходов, что следует из норм ст. 500, п. 1 ст. 782 ГК РФ.

Все эти обязанности несут совершеннолетние пациенты, а также эмансипированные граждане (т.е. признанные судом дееспособными — ст. 21, 27 ГК РФ, абз. 3 п. 1 ст. 56Семейного кодекса РФ, п. 16 постановления Пленума Верховного РФ, Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 № 6/8). За неисполнение несовершеннолетними пациентами обязанностей ответственность лежит на их законных представителях (это родители, усыновители, опекуны, попечители, органы опеки и попечительства). Об этом подробнее в ст. 19, 20, 54 Закона об охране здоровья.

Права врачей: мал золотник, да дорог!

Права врачей напрямую выходят из обязанностей пациентов.

Осуществляя медицинскую деятельность, врач наделен рядом прав, в частности, вправе устанавливать диагноз, а также обследовать и вести пациента, причем осуществлять это не только в силу приказа руководителя, но и по просьбе пациента. Это следует из п. 1 ч. 5 ст. 19, ч. 1 ст. 70 Закона об охране здоровья.

Однако сначала врач должен получить от пациента подписанное им информированное добровольное согласие (ИДС) на медицинское вмешательство (ст. 20 Закона об охране здоровья). Это требование распространимо и на случаи оказания платных медицинских услуг (п. 28 Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг). Подписание пациентом ИДС является обязательным началом взаимоотношений врача с пациентом. Если пациент не дал согласие на медицинское вмешательство (т.е. не подписал ИДС), врач вправе не оказывать ему медицинскую помощь (кроме случаев, предусмотренных законом).

Как пациент вправе отказаться от врача, так и лечащий врач может отказаться от пациента. Но если это не будет угрожать жизни пациента и здоровью окружающих. Об этом говорит Порядок содействия руководителем медицинской организации (ее подразделения) выбору пациентом врача в случае требования пациента о замене лечащего врача. Перечень таких случаев закон не устанавливает, и требует от руководителя замены пациенту лечащего врача.

На лечащем враче лежит большая ответственность. Так, он вправе принимать решение о медицинском вмешательстве без согласия гражданина (его законного представителя) по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни совершеннолетнего дееспособного человека (ч. 5, п. 1, 2 ч. 9, ч. 10 ст. 20 Закона об охране здоровья).

Кроме этого, лечащий врач решает вопрос о медицинском вмешательстве при отказе одного из родителей (законного представителя) от медицинского вмешательства, необходимого для спасения его жизни (гл. 31.1 Кодекса административного судопроизводства РФ).

Можно смело утверждать, что такие же права есть и у дежурных врачей, принимающих решения за лечащего врача (руководителя) в его отсутствие.

У дежурантов есть и специфические права: согласовывать назначенные пациенту лекарственные средства в случае отсутствия заведующего отделением, что следует из требований п. 25 Приложения 1 к Порядку назначения и выписывания лекарственных препаратов, утвержденному приказом Минздрава России от 20.12.2012 № 1175н.

Принимая во внимание специфику работы дежурантов, они имеют право на сон во время дежурства (за исключением тех, кто оказывает экстренную медицинскую помощь, письмо Минздрава СССР от 11.12.1954 № 02-19/21 «Об упорядочении организации труда медицинского персонала в лечебно-профилактических учреждениях», а также совместное письмо Минздрава РСФСР от 06.09.1965 № 32/735 и Минфина РСФСР от 09.09.1965 № 08/977 «О дополнительных мероприятиях по экономии средств на заработную плату работникам здравоохранения»).

Есть у лечащего врача, в том числе дежуранта, свои «организационные» права, например, обращаться во врачебную комиссию и получать мнения консилиума врачей (ст. 48 Закона об охране здоровья ), а также оформлять пациентам листки нетрудоспособности сроком до 15 дней (п. 11 Порядка выдачи листков нетрудоспособности).

Что из всего этого следует?

Врачи и пациенты обладают набором взаимных прав и обязанностей.

Обязанности пациентов не позволяют разрастаться «потребительскому экстремизму», выявляя те сферы деятельности, где наряду с обязанностями у пациентов появляется и ответственность.

Права врачей хотя и узкие, тем не менее, во многом дублируют обязанности пациентов.

От сторон взаимоотношений требуется лишь правовая грамотность при реализации своих прав и обязанностей.