Оценка рабочих мест

Специальная оценка условий труда – это…

Кто должен проводить специальную оценку условий труда в 2018 году

Согласно ст. 226 Трудового Кодекса РФ работодатели должны выделять на охрану труда не менее 0,2% суммы затрат на производство продукции. Среди прочих мероприятий, перечисленных в "Рекомендациях по планированию мероприятий по охране труда, утвержденных постановлением Минтруда России от 27.02.95 № 11", работодатель в соответствии с требованием ст.212 ТК РФ обязан провести аттестацию рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда.

Аттестация рабочих мест по условиям труда — это оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Уровни опасных и вредных производственных факторов определяются на основе инструментальных измерений.

Аттестации подлежат все имеющиеся в организации рабочие места.

Аттестация рабочих мест проводится в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России №342н от 26 апреля 2011 г.

Подготовка к аттестации рабочих мест по условиям труда заключается в составлении перечня всех рабочих мест и выявлении опасных и вредных факторов производственной среды, подлежащих инструментальной оценке, с целью определения фактических значений их параметров.
Оценка опасных и вредных производственных факторов на аналогичных по характеру выполняемых работ и по условиям труда рабочих местах производится на основании данных, полученных при аттестации не менее 20% таких мест.
Определение аналогичных рабочих мест приводится в приложении к Приказу №342н от 26 апреля 2011 г "Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда":

Аналогичные рабочие места — это рабочие места, которые характеризуются совокупностью признаков:

  • выполнение одних и тех же профессиональных обязанностей при ведении однотипного технологического процесса в одинаковом режиме работы;
  • использование однотипного производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья;
  • работа в одном или нескольких однотипных помещениях или на открытом воздухе; использование однотипных систем вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения;
  • одинаковое расположение объектов (производственное оборудование, транспортные средства и т.п.) на рабочем месте;
  • одинаковый набор вредных и (или) опасных производственных факторов одного класса и степени;
  • одинаковая обеспеченность средствами индивидуальной защиты.

Нормативной основой проведения аттестации рабочих мест по условиям труда являются:

  • Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда», утвержденное Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 29.07.2005 г. Руководство Р 2.2.2006-05.
  • Стандарты системы безопасности труда (ССБТ); Санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы;
  • Типовые отраслевые нормы бесплатной выдачи рабочим и служащим специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, утвержденные постановлениями Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС в 1979-1982 г.г., с последующими изменениями и дополнениями.
  • Перечень основных стандартов ССБТ, санитарных правил, норм и гигиенических нормативов, используемых при аттестации рабочих мест по условиям труда, приведен в приложении № 2 к настоящему Положению;
  • Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденный постановлением Госкомтруда и Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 г. № 298/П-22, с последующими изменениями и дополнениями;
  • Перечень производств, профессий и должностей, работа в которых дает право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания в связи с особо вредными условиями труда, утвержденный постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 7 января 1977 г. № 4/П-1;
  • Постановление Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 16 декабря 1987 г. № 731/П-13 «О порядке бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов рабочим и служащим, занятым на работах с вредными условиями труда";
  • Списки № 1 и №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденные постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10, введенные в действие на территории Российской Федерации с 1 января 1992 г. постановлением Совета Министров РСФСР от 2 октября 1991 г. № 517.

Результаты аттестации используются в целях:

  • планирования и проведения мероприятий по охране и условиям труда в соответствии с действующими нормативными правовыми документами;
  • сертификации производственных объектов на соответствие требованиям по охране труда;
  • обоснования предоставления льгот и компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и опасными условиями труда, в предусмотренном законодательством порядке;
  • решения вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание, установления диагноза профзаболевания, в том числе при решении споров, разногласий в судебном порядке;
  • рассмотрения вопроса о прекращении (приостановлении) эксплуатации цеха, участка, производственного оборудования, изменении технологий, представляющих непосредственную угрозу для жизни и (или) здоровья работников;
  • включения в трудовой договор (контракт) условий труда работников;
  • ознакомления работающих с условиями труда на рабочих местах;
  • составления статистической отчетности о состоянии условий труда, льготах и компенсациях за работу с вредными и опасными условиями труда по форме N 1-Т (условия труда);
  • применения административно-экономических санкций (мер воздействия) к виновным должностным лицам в связи с нарушением законодательства об охране труда.

Организации, проведшие аттестацию своих рабочих мест по условиям труда, имеют право на получение скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Размер такой скидки рассчитывается территориальным органом Фонда социального страхования РФ, но не может превышать 40%.

Для получения скидки к страховому тарифу нужно представить в территориальный орган ФСС РФ:

  1. Заявление
  2. Данные о результатах аттестации рабочих мест Вашей организации по условиям труда по состоянию на 1 января текущего года (подаются сводная ведомость и протокол аттестационной комиссии)
  3. Данные о результатах медицинских осмотров работников Вашей организации за прошлый год;

Порядок получения скидки к страховому тарифу определен в постановлениях Правительства России и ФСС РФ:

  1. Постановление Правительства РФ от 06.09.2001 г. №652
  2. Постановление ФСС РФ от 22.03.2002 г. №32
  3. Постановление ФСС РФ от 05.02.2002 г. №11

Аттестация рабочих мест по условиям труда — это важнейшая составляющая системы управления охраной труда в организации.

Аттестация рабочих мест по условиям труда – мероприятие обязательное. Она должна проводится не реже одного раза в пять лет с момента проведения последних измерений.

Отвечает за ее проведение руководитель организации (п.5.8 Положения). Федеральным законом от 30.03.99 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрена административная ответственность руководителей, а также самого юридического лица за невыполнение требований к условиям труда (п.4 ст.55 закона). Штраф — от 20 до 30 минимальных зарплат для руководителя и от 200 до 300 минимальных зарплат для фирмы организации.

Также статьей 5.27 КоАП РФ за непроведение аттестации предусматривается ответственность за нарушение законодательства о труде и об охране труда.:

Статья 5.27.

Специальная оценка условий труда (СОУТ): зачем она нужна и кто ее проводит

Нарушение законодательства о труде и об охране труда

1. Нарушение законодательства о труде и об охране труда — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от одной тысячи до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. (в редакции Федеральных законов от 09.05.2005 N 45-ФЗ, от 20.04.2007 N 54-ФЗ, от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

2. Нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение — влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет (в редакции Федерального закона от 09.05.2005 N 45-ФЗ).

Помните, что, если руководитель не выполнит в установленный срок предписание государственного инспектора труда о проведении аттестации, его могут наказать по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ, то есть назначить штраф от 5 до 10 минимальных зарплат.

 

С 2014 г. все компании обязаны проводить специальную оценку рабочих мест и по ее результатам уплачивать дополнительные тарифы по страховым взносам. Такое требование предусмотрено Законами N N 426-ФЗ и 421-ФЗ. Однако до сих пор было непонятно, как именно нужно проводить спецоценку. Ведь Методика ее проведения утверждена совсем недавно.

С 2014 г. вступили в силу Федеральные законы от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" и от 28.12.2013 N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда".

В Трудовой кодекс РФ внесены изменения, которые упраздняют процедуру аттестации рабочих мест по условиям труда и вводят процедуру специальной оценки условий труда.

Условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса — оптимальные (1 класс), допустимые (2 класс), вредные (3 класс) и опасные (4 класс) условия труда.

При этом вредные условия труда (3 класс) подразделяются на 4 подкласса, соответствующих определенной степени вредности:

— подкласс 3.1 (вредные условия труда 1 степени);

— подкласс 3.2 (вредные условия труда 2 степени);

— подкласс 3.3 (вредные условия труда 3 степени);

— подкласс 3.4 (вредные условия труда 4 степени).

Специальная оценка проводится раз в пять лет в отношении условий труда всех сотрудников, кроме надомников, дистанционных работников и тех, которые трудятся у физлиц, не являющихся предпринимателями.

Следовательно, все компании вне зависимости от формы собственности и вида деятельности должны провести специальную оценку условий труда.

Напомним, что ранее аттестацию рабочих мест можно было не проводить в отношении рабочих мест, на которых сотрудники были заняты только работой на персональных компьютерах.

Методика проведения спецоценки

 

Специальная оценка условий труда проводится в соответствии с Методикой ее проведения.

Указанная Методика утверждена Приказом Минтруда России от 24.01.2014 N 33н. Документ вступил в силу с 08.04.2014.

Для кого не проводят СОУТ оценку условий труда работников

До указанной даты контролирующие органы не вправе были требовать от работодателей незамедлительного проведения специальной оценки условий труда либо аттестации рабочих мест.

При этом результаты аттестации рабочих мест по условиям труда действительны в течение пяти лет с момента ее завершения, но не более чем до 31.12.2018.

Методикой утверждены требования к идентификации потенциально вредных или опасных производственных факторов, их исследованию и измерению, отнесению условий труда на рабочем месте к определенному классу (подклассу) и оформлению результатов.

Работодателю важно проводить идентификацию потенциально вредных или опасных производственных факторов.

Итак, идентификация включает в себя следующие этапы:

— выявление и описание имеющихся на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса, источников вредных и (или) опасных факторов;

— сопоставление и установление совпадения имеющихся на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса с факторами производственной среды и трудового процесса, предусмотренными Федеральным законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ;

— принятие решения о проведении исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов;

— оформление результатов идентификации.

Результаты идентификации утверждаются комиссией по проведению специальной оценки условий труда, куда входят представители работодателя.

Источники вредных и (или) опасных факторов на рабочем месте выявляются путем изучения представляемых работодателем:

— технической (эксплуатационной) документации на производственное оборудование (машины, механизмы, инструменты и приспособления), используемое работником на рабочем месте;

— технологической документации, характеристик технологического процесса;

— должностной инструкции и иных документов, регламентирующих обязанности работника;

— проектов строительства и (или) реконструкции производственных объектов (зданий, сооружений, производственных помещений);

— характеристик применяемых в производстве материалов и сырья (в том числе установленных по результатам токсикологической, санитарно-гигиенической и медико-биологической оценок);

— деклараций о соответствии и (или) сертификатов соответствия производственного оборудования, машин, механизмов, инструментов и приспособлений, технологических процессов, веществ, материалов, сырья установленным требованиям;

— результатов ранее проводившихся на данном рабочем месте исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов.

Указанные сведения предоставляются работодателем при их наличии.

Выявление источников вредных и (или) опасных факторов может также проводиться путем осмотра и ознакомления с работами, фактически выполняемыми работником в режиме штатной работы, а также путем опроса работника и (или) его непосредственных руководителей.

Если вредные и (или) опасные факторы на рабочем месте не найдены, условия труда на данном рабочем месте признаются комиссией допустимыми. В этом случае исследования и измерения не проводятся и работодатель подает в территориальный орган Роструда декларацию о соответствии условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

Доптарифы

В целях реализации Закона N 426-ФЗ положениями Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ внесены изменения в ст. 58.3 Закона N 212-ФЗ. Так, устанавливается, что в зависимости от результатов специальной оценки условий труда применяются следующие дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд.

Дополнительные тарифы страховых взносов в ПФР

Класс условий труда

Подкласс условий труда

Дополнительный тариф страхового взноса, %

Опасный

8,0

Вредный

7,0

6,0

4,0

2,0

Допустимый

0,0

Оптимальный

0,0

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

С 1 января 2014 г.  вступили в силу Федеральный закон № 426-ФЗ от 28.12.2013 г.«О специальной оценке условий труда» и Федеральный закон № 421-ФЗ от 28.12.2013 г."О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда".

В соответствии с Федеральным законом № 426-ФЗ  специальная оценка условий труда (СОУТ) проводится на всех рабочих местах и должна быть завершена не позднее  31 декабря 2018 г. При этом ранее проведенная аттетстация рабочих мест по условиям труда (АРМ) действительна в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации.

Фактически  СОУТ заменяет собой АРМ. Однако, есть ряд значительных отличий между данными процедурами. Как и АРМ,  СОУТ проводится в целях:

1) разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников;

2) информирования работников об условиях труда на рабочих местах,

3) организации медицинских осмотров работников

4)установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций и др.

По результатам проведения специальной оценки условий труда так же  устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах. Как и АРМ, СОУТ проводится совместно работодателем и организацией, проводящей специальную оценку условий труда (ранее-аттестующие организации) не реже чем один раз в пять лет.

Одним из основных отличий СОУТ от АРМ является введение такого этапа работы как «Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов». Идентификация представляет собой выявление на рабочих местах потенциально вредных и (или) опасных факторов и сопоставление и установление совпадения имеющихся на рабочих местах факторов производственной среды и трудового процесса с факторами производственной среды и трудового процесса, предусмотренными классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов. Идентификация может проводиться на основании изучения предоставляемой работодателем информации или путем обследования рабочих мест методом осмотра, а также путем опроса работников и (или) непосредственных руководителей.  (На настоящий момент Приказ Минтруда России №33н от 24 января 2014 г. Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению» находится на регистрации в Минюсте).

В отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы по результатам осуществления идентификации не выявлены, работодателем  заполняется и подается в государственную инспекцию труда декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, которая действительна в  течение 5 лет (специалисты ООО «Югополис-АРМ» оказывают помощь в заполнении декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда)

На рабочих местах, на которых потенциально вредные и (или) опасные производственные факторы были выявлены, указанные факторы подлежат измерениям. По результатам проведения измерений экспертом организации, проводящей специальную оценку, осуществляется отнесение условий труда на рабочих местах к классам условий труда.

Таким образом, в отличие от АРМ при СОУТ измерения факторов производственной среды и трудового процесса могут проводиться не на всех рабочих местах!

Схема 1 «Проведение специальной оценки условий труда»

 

Важная информация:

Федеральным законом № 421-ФЗ от 28.12.2013 г."О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" внесены существенные изменения в Трудовой Кодекс РФ в части, касающейся предоставления доплат, дополнительного оплачиваемого отпуска, сокращенной рабочей недели работникам,  на рабочих местах которых установлены вредные условия труда.

Ранее, согласно Постановлению Правительства РФ от 20.11.08 г.

Кто должен проводить специальную оценку условий труда в организации

№ 870 "Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда" доплаты, дополнительный оплачиваемый отпуск, сокращенная рабочая неделя должны были предоставляться всем работникам на рабочих местах которых по результатам аттестации рабочих мест установлены вредные условия труда, независимо от степени вредности условий труда (классы 3.1, 3.2, 3.3, 3.4)

В соответствии с изменениями, внесенными в статьи 92, 117, 147  ТКРФ, сокращенная продолжительность рабочей недели устанавливается только тем работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к классам 3.3 и 3.4. Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к классам 3.2, 3.3, 3.4. (см. схему 2).

При этом, согласно статье 15 Федерального закона № 421-ФЗ уменьшить количество и размер компенсаций работникам, занятым на рабочих местах с вредными условиями труда можно только после проведения СУОТ.

Другие изменения в законодательстве:

Кодекс об административных правонарушениях.

Федеральным законом № 421-ФЗ от 28.12.2013 г." так же внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. По статье 11 421-ФЗ (вступает в силу с 1 января 2015 г. ) «…нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение -влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей…»

Пенсионное законодательство.

Существенные изменения внесены и в Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Теперь в периоды работы, предусмотренные подпунктами 1 — 18 пункта 1 статьи 27 173-ФЗ и имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования". При этом условия назначения трудовой пенсии по старости, установленные подпунктами 1 — 18 пункта 1 статьи 27 , применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в подпунктах 1 — 18 пункта 1 настоящей статьи, соответствовал вредному и (или) опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.

Так же внесены изменения в  Федеральный закон N 27-ФЗ   от 01.04.1996 "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".  Теперь в периоды трудовой деятельности, включаемые в страховой стаж для назначения трудовой пенсии, а также страховой стаж, связанный с особыми условиями труда включаются периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 1 — 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в случае, если класс условий труда на рабочем месте по данной работе соответствовал вредному и (или) опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда)

Подход к оценке факторов

В соответствии с Классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов (Приказ Минтруда России №33н от 24 января 2014 г. на данный момент направлен на регистрацию в Минюст), неионизирующие излучения от офисной техники, освещенность на рабочих местах работников, не связанных с проведением высокоточных работ, естественная освещенность и ряд других факторов не относятся к потенциально вредным и (или) опасным. Существенно изменена методика оценки напряженности трудового процесса. (например, труд водителей транспортных средств теперь не оценивается как напряженный).

В каких случаях нужно проводить СУОТ:

1. В случае, если АРМ на рабочих местах не проводилась

2. В  случае, если срок действия  АРМ заканчивается раньше 2018 г.

3. В случае, если АРМ проводилась и были выявлены рабочие места с вредными условиями труда. (в целях экономии средств на гарантии и компенсации работникам)

4. В случае, если проведены мероприятия по улучшению условий труда.

СОУТ является новой процедурой на рынке услуг по охране труда и существенно меняет подходы к оценкам факторов, назначению гарантий и компенсаций, оформлению документов, учету пенсионного стажа. Во многие нормативные документы внесены изменения. Чтобы провести СОУТ своевременно и правильно обратитесь за консультацией к опытным специалистам!