Обязанности ЧОП

Содержание

Охрана торгового центра

Организация охраны торгового центра зависит от его внутренней структуры, площади и других не менее важных аспектов. Нельзя однозначно сказать, сложно ли охранять торговый центр. С одной стороны, охранники ТЦ призваны лишь следить за общественным порядком и быстро решать сложившиеся чрезвычайные ситуации.

С другой стороны, большое количество арендаторов, большие площади, сложность инфраструктуры, большое количество посетителей, ежедневно проходящих через ТЦ, многократно усложняют поставленную задачу по обеспечению безопасности.

Перед началом работы сотрудники любого охранного агентства проводят мониторинг объекта: осматривают площадь предприятия, определяют защищенность торгового центра и составляют акт состояния безопасности объекта, в котором содержатся советы по организации охраны, количеству и распределению постов, а также рекомендации по применению технических средств.
Количество охранников и расположение постов охраны в первую очередь зависит от конфигурации и площади помещения, расположения входов и выходов, подъездных путей и дебаркадеров, от режима работы объекта и даже от желания заказчика. Для каждого поста охраны разрабатывается и согласовывается свой табель, где подробно определяются задачи и обязанности каждого охранника.

По данным специалистов, объекты торговли являются наиболее сложными и ответственными. Только на таких объектах сотрудники агентств безопасности выполняют весь комплекс охраны: организация пропускного режима, физическая и психологическая защита имущества и персонала; предотвращение хищений, краж и порчи имущества, проверка товара и техники, при необходимости — осмотр ручной клади и личных вещей покупателей и сотрудников; антитеррористическая деятельность.

Обеспечение безопасности в торговом центре зависит и от времени суток, и от режима работы предприятия. Так, есть сложные объекты, где, например, магазины арендаторов работают только днем, а часть объекта (например, кинотеатр, боулинг) функционирует круглосуточно. В этом случае целесообразно оснащать секции периметральной охраной, а также отделять торговую зону от зоны развлечений дополнительными средствами, которые не позволяли бы проникать на основную территорию торгового центра. Режим работы и расположение арендаторов надо учитывать еще при планировке и при проектировании здания.

Безопасность или охрана

Какие же требования предъявляются сегодня к системе безопасности торговых центров?
Главное — система безопасности должна быть комплексной. В этой связи физическая охрана является хотя и основной, но только составляющей системы. Практика показывает, что эффективная система должна сочетать в себе следующие элементы:
— физическую охрану (ЧОП), выполняющую задачи в соответствии с условиями действующего Договора с торговым предприятием;
— службу собственной безопасности торгового центра (или аппарат контролеров);
— милицейское подразделение, обслуживающее супермаркет;
— технические средства контроля и видеонаблюдения.

Для реализации всего комплекса охранных мероприятий внутри дежурных смен формируются команды охранников, узко специализирующихся на выполнении частных задач. К примеру, для оказания содействия правоохранительным органам в поддержании общественного порядка, организации контрольно-пропускного режима и задержания нарушителей с неоплаченным товаром используются сотрудники непосредственно физической охраны частного охранного предприятия (ЧОП). Они выполняют охранные функции также на входах (выходах) в торговые залы, в складских зонах и зонах за кассовым блоком.

Для работы на стоянках автотранспорта привлекаются охранники частного охранного предприятия, обладающие навыками регулировки и парковки автомобилей. А вот в торговых залах под видом посетителей работают сотрудники охраны собственной службы безопасности в гражданской одежде, которые контролируют клиентов магазина и обеспечивают безопасность товара в торговом зале. Такие охранники получили название агенты-контролеры, а в отдельных супермаркетах их называют еще и агенты-детективы.

В обязанности охранника, работающего скрытно (агент-контролер) в торговом зале, входит также обязанность пресекать случаи употребления неоплаченных продуктов и напитков. В этом случае информация доводится охранником до старшего смены, который подходит к покупателю и обязывает расплатиться за товар.

Знание расположения отделов торгового центра (магазина), примерного уровня цен в них дает возможность агенту-контролеру вычислить мошенника в зале и предугадать его возможный маршрут перемещения по торговому залу.

Не посещаемые основной массой посетителей отделы, витрины и стеллажи с товарами, пользующимися более низким спросом у покупателей (несезонный или неходовой товар), представляют собой особо привлекательные места для магазинных воров. В таком месте вор может незаметно вскрыть упаковку, извлечь товар и скрытно его перепрятать. Эти места должны находиться под постоянным контролем агентов — контролеров, работающих в торговых залах супермаркетов и гиперцентров. Заметив такие действия покупателя, охраннику целесообразно, не привлекая к себе внимания, продолжать наблюдение из смежной зоны, имитируя процесс выбора товара.

Существует ряд требований, предъявляемых к манере поведения такого сотрудника охраны:
— не выделяться из общей массы посетителей ни одеждой, ни поведением;
— уметь вести разговоры по средствам связи без привлечения внимания;
— иметь навыки пересечения в кратчайшие сроки нестандартной ситуации в торговом зале.
Несоответствие агента-контролера этим требованиям может привести к негативным последствиям: вызвать неправильную реакцию честных покупателей, спровоцировать «сброс» вещественных доказательств со стороны похитителя или даже открыто проявить его агрессивные намерения, а главное — вызвать негативную реакцию у основной массы покупателей к торговому центру в целом.

Управляющая компания принимает участие в решении практически всех вопросов, касающихся жизнедеятельности ТЦ, в т. ч. — и вопросов безопасности. Для создания собственной службы безопасности следует: подготовить необходимую документацию (в соответствии с Законом РФ «О частной детективной и охранной деятельности в РФ»), встать на учет в налоговые органы, предоставить документы в Управление по лицензионно-разрешительной работе УВД для открытия Частного охранного предприятия.

Охрана ТЦ, который имеет несколько входов и большую общую площадь, требует особого внимания, сил и затрат. ТЦ в 30-40 тыс. кв. метров должен иметь на своей территории 10-20 постов охраны. Это примерно 30-60 человек. Встает вопрос: набрать этих людей в штат или взять их «в аренду» у кадрового агентства.

Создавая службу охраны ТЦ, удобнее воспользоваться последним способом: в этом случае охранное агентство берет этих людей к себе в штат, избавляя ТЦ от набора дополнительного персонала (бухгалтер, кадровик), который будет вести работу этой службы внутри ТЦ. Если рекрутинговое агентство не очень большое, то, беря на себя все обязательства по обеспечению ТЦ охраной, оно предлагает наиболее оптимальное решение из всех возможных. Более того, происходит оптимизация бизнеса, а это — самое важное для успеха любого ТЦ.

Служба безопасности (СБ) отличается от службы охраны. Нельзя путать эти два понятия. СБ работает локально, на определенном участке ТЦ. Она следит за тем, чтобы в магазине не было воровства, защищает продавцов от покупателей, а сам магазин — от несанкционированных действий и т.д.

В супермаркете, который играет роль якорного арендатора торгового центра и является большим и сложным с точки зрения защищенности объекта, служба безопасности необходима. Здесь основной акцент делается на контрольно-пропускной режим, начиная от движения людей и перемещения материальных ценностей при поступлении их в магазин и заканчивая воровством.
Совершено другая задача охранного агентства торгового центра – обеспечение общественного порядка в рабочее время и тогда, когда ТЦ закрыт. В последнем случае ответственность лежит на охранном предприятии, которое обязано контролировать периметр ТЦ, парковку и осуществлять видеонаблюдение. Все риски, связанные с вскрытием периметра как торгового центра, так и торговых секций, лежат на таком охранном предприятии.

Как выбрать охрану

Самый важный этап – это выбор профессионального охранного агентства. Сейчас на рынке присутствует большое предложение по оказанию услуг охраны. Считается хорошо, если в ЧОПе количество лицензированных охранников достигает 75%. Во всех ЧОПах охранники сдают экзамен по вопросам гражданско-правового характера.

Очень опасно заключать соглашение с ЧОПом, который не имеет опыта работы в сфере торговли. Средняя посещаемость его ТЦ составляет свыше 10 тыс. человек в день. Очень важно, чтобы при такой посещаемости у охранников ТЦ, что называется, «не замыливался глаз», и они четко могли бы отличить карманника от обычного посетителя на протяжении всего рабочего дня.
Контроль над службой охраны осуществляет генеральный директор управляющей компании, его заместитель, также милиция, которая проводит рейды и проверяет территорию ТЦ. Считается нормой, если управляющая компания проверяет охрану через день.

Также служба охраны должна периодически проводить учебные тренинги на случай возникновения чрезвычайных ситуаций. Причем такие тренинги устраивают не на учебных полигонах, а непосредственно на территории ТЦ.

Все службы безопасности арендаторов, которые находятся на территории ТЦ, регулярно (один раз в месяц) проводят встречи с охраной ТЦ. Обычно все вопросы о взаимодействии служб решаются на уровне начальников охраны объекта при обязательном участии генерального директора управляющей компании. Последний имеет превалирующий голос в решении любых вопросов.

В свою очередь, охранное агентство старается выбирать себе объекты для охраны примерно в одном районе города. Это удобно: ведь в ЧОПах есть проверяющие, которые следят за порядком на объектах. Обычно эти проверки осуществляются ночью. В них входит проверка постов, осмотр здания на защищенность и т.д. В случае чрезвычайных ситуаций проверяющие могут быстро среагировать на вызов с охраняемого объекта.

Выбор охраны для торгового центра — это очень щепетильный вопрос, который часто становиться камнем преткновения при организации работы торговой точки.

Человеческий фактор

Основная проблема, которая мешает охране хорошо выполнять свои обязанности, – это человеческий фактор. Не всегда удается найти людей, которые профессионально относятся к своим обязанностям. С ЧОПом, где охранникам платят мало, лучше вообще не иметь никаких контактов. В этом случае вы рискуете поручить охрану ТЦ далеко непрофессиональным людям, среди которых могут оказаться и пьяницы, и наркоманы.

В большинстве охранных агентств идет постоянная ротация кадров. Низкая зарплата вынуждает охранников искать другое место работы. Как следствие, подготовка ЧОПом грамотных специалистов с опытом работы не всегда удается. Это сказывается на конечных потребителях охранных услуг – торговых центрах, где охрана не всегда действует умело, предоставляя возможность для безнаказанных нарушений порядка на территории ТЦ.

При договоре о сотрудничестве с ЧОПом, ТЦ не может выбирать охранников для своего магазина. Охранное предприятие само направляет необходимое количество людей, для того, чтобы закрыть все посты на объекте. Но если управляющая компания видит, что кто-то из охраны не отвечает требованиям, то в этом случае ответственность ложится на ЧОП.

«Мы ведем таблицу, по которой охранник на каждом посту обязан выполнять необходимые требования. Если он расстегнул больше одной пуговицы на форме, то ЧОП облагается штрафом в 10 USD. За более серьезные нарушения режима возрастает и сумма штрафа. За этим следит управляющий ТЦ, администрация ТЦ, старший смены, начальник смены. ЧОП по первому требованию меняет людей. Причем ТЦ может попросить замену, не озвучивая причину» — говорит Леонид Померанцев, генеральный директор управляющей компании ТЦ «Лига».
Такой жесткий режим необходим для того, чтобы охрана была всегда собрана и мобилизована. Если хоть на день «отпустить вожжи», то совсем скоро можно будет увидеть охранника, который развалился на стуле и «плюет в потолок». Хватает трех-четырех дней без контроля, и дисциплина падает.

Важно, чтобы во всех чрезвычайных ситуациях охрана действовала спокойно и рассудительно, не доводя ситуацию до того, чтобы ТЦ пришлось закрывать. Даже если охранник увидел человека с сумкой, в которой возможно лежит взрывоопасное вещество, ни в коем случае нельзя кричать: «Ложись! Бомба!».
Такая реакция приведет к тому, что пострадает лицо (имидж) ТЦ на рынке, его позиционирование. Оператора закроют, и он понесет огромный финансовый ущерб. А для самой службы охраны это будет означать лишение лицензии на любую охранную деятельность.

На посту

В ТЦ есть несколько основных постов, которые являются определяющими для охраны всего здания. Для каждого из них составляются свои функциональные обязанности. На каком бы посту не находился охранник, главное для него – следить за порядком.
Для четкого распределения зон ТЦ между охранниками смены есть данные, сколько человек должно находиться в торговой зоне ТЦ, в офисных помещениях, на разворотном круге для легковых и грузовых машин, в административном блоке и т.д. Количество охраны определяется и индивидуально — по желанию управляющей компании.

Основные посты:
– на въезде в ТЦ (контроль въезда-выезда машин, т.е. проверка наличия техпаспорта; проверка накладных у водителей грузовых машин);
– на входе в ТЦ (этот пост считается одним из самых тяжелых). Охраннику приходится отвечать на вопросы посетителей, показывать расположение того или иного магазина и т.д. Нельзя отворачиваться от посетителей или грубить им. Кроме того, когда охранник видит карманника, входящего в ТЦ, он немедленно должен сообщить об этом другим постам.
– пост видеонаблюдения (на посту работает от трех до двадцати мониторов c диагональю 21 дюйм, разделенных на 4-9 квадратов). Обычно, на посту работают два-три человека, которые всю смену (с небольшими перерывами) должны внимательно следить за картинкой на мониторах. Для этого поста ЧОП иногда предлагает торговому центру женщин, которые при работе не отвлекаются на молодых симпатичных девушек.

«В нашем ТЦ служба охраны не скрывает, что она ведет видеонаблюдение. Об этом свидетельствует камеры и телевизор, установленные в доступном для всеобщего обозрения месте. Необходимо дать знать покупателям, что их снимают. Это гораздо лучше, чем если бы велась скрытая видеосъемка, которая вообще запрещена охране ТЦ законодательством РФ», – сказал Леонид Померанцев.

Вообще, все посты, которые использует ТЦ для организации безопасности, бывают двух видов: видимые и невидимые. Видимые посты – охрана, которую покупатели видят на территории торгового комплекса. К невидимым постам относится видеонаблюдение, группа быстрого реагирования, патруль (дневной и ночной), который может быть одет в гражданскую одежду.
. Как правило, информация от агента-контролера попадает к оператору технических средств в мониторную. В мониторной по видеосредствам отслеживают действия мошенника и продолжают его «вести» по торговому залу до самого выхода из зоны кассового блока магазина. Факт хищения, зафиксированный на видеоносителе, является еще одним доказательством вины нарушителя.

Каждый ТЦ по-разному осуществляет охрану в ночное время. Есть круглосуточно работающие ТЦ, есть магазины, которые закрываются на ночь. Если оператор работает круглосуточно, то охрана объекта осуществляется в обычном режиме и днем, и ночью. Если ТЦ не работает ночью, то для обеспечения безопасности на территории ТЦ необходимо поставить ночной патруль.
В часы пик, в выходные дни количество постов охраны увеличивается. Как правило, в этом случае и количество охранников на каждом из них возрастает в два-три раза. Очень важно, чтобы при таком большом потоке покупателей охранники работали эффективно и хорошо следили за порядком. Для удобства работы охранники меняются постами каждый час. Это происходит в обязательном порядке в течение всего дежурства.

Какой он…охранник?

Если управляющая компания собирается возложить на ЧОП какие-то серьезные функции: досмотр, задержание, оформление актов об утерях, то необходимо пройти Разрешительную систему. Даже чтобы одеть охрану в определенную форму, необходимо разрешение органов внутренних дел.

Также ЧОПам запрещено ходить в пятнистой одежде. Охрана ТЦ имеет право быть одетой в одежду разрешенного образца. Внешний вид охранника должен быть в соответствии с согласованным разрешением (по форме одежды) с УЛРР ГУВД.

«Я считаю, что четкий регламент охранного предприятия позволяет избежать случаев, когда еще в начале 90-х гг. можно было встретить охрану, одетую в форму чуть ли не «зеленых беретов»», – отметил Леонид Померанцев.

«Форма должна быть утвержденного образца. Утверждается она разрешительной системой МВД. Есть летняя и зимняя формы одежды. Обычно это зеленый или черный костюм с видимой эмблемой на рукаве, которая показывает принадлежность к ЧОПу. Обязательно наличие галстука», – отметили представители службы безопасности ТРК «АТРИУМ».

«Для сотрудников охраны нашего ТЦ мы используем форму двух видов: зеленого цвета и гражданский костюм. Те люди, которые у нас находятся в гражданском, не считаются работниками какого-либо поста. Тем не менее, для нас он — на работе: если он заметит что-либо, то обязательно подаст сигнал. Все, что мы делаем самостоятельно, называется внутриобъектовым режимом», – добавил Леонид Померанцев.

Служба охраны ТЦ не имеет право иметь при себе палок, резиновых дубинок. Нельзя также пользоваться полосатыми пластмассовыми указателями для помощи водителям сориентироваться и найти свободное место на парковке.

Охраннику нельзя при себе иметь наручники, спецсредства. При их применении могут возникнуть серьезные последствия, за которые ЧОП может быть наказан государственными органами. Однако, охранникам не возбраняется иметь личные газовые пистолеты. ЧОП не будет нести никакой ответственности, если у охранника в целях самообороны оказалось это оружие: ведь по регламенту, который предписан ЧОПу в работе с ТЦ, не разрешено использовать любые виды холодного оружия. Следовательно, вся ответственность в этом случае ложится на человека, уличенного в использовании этих средств защиты.

В своей работе охранник всегда должен ориентироваться на ближайший ОВД или на службу ГАИ. Вопросы, которые ЧОП пытается решить самостоятельно, всегда решаются на грани фола: у ЧОПа не так много полномочий, как может показаться на первый взгляд.

Если в ТЦ охрана задерживает карманника, буяна, хулигана, то необходимо сразу же вызвать правоохранительные органы (милицию). Важно, чтобы у ЧОПа, который охраняет магазин, были добрые отношения с отделом ОВД. До приезда милиции нарушителя лучше всего оставить в комнате администратора, где всегда кто-то находится (охранник или начальник смены). В многих ТЦ в день служба порядка задерживает 1-2 карманников.

За границей и иногда в России в ТЦ служба безопасности и служба охраны устраивают комнату временного задержания (как, например, в сети магазинов «Патэрсон»). Но это незаконно: нельзя временно задерживать человека и при этом оставлять его одного в каком-либо помещении.
Если при выезде из ТЦ автомобилист не хочет показывать техпаспорт охраннику, по которому его пропустили на автостоянку, то ЧОПовец не должен самостоятельно предпринимать какие-либо действия до тех пор, пока гражданин не произведёт противоправных нарушений. Лучше всего немедленно сообщить о происшествии старшему смены и вызвать ГАИ. Все разбирательства с потенциальным злоумышленником проводит ГАИ, которая достаточно быстро реагирует на сигнал опасности с частной стоянки ТЦ.

Иногда служба охраны ТЦ все же не в состоянии предотвратить угон автомобиля. Происходит это из-за того, что служба охраны не имеет права и полномочий попросить у водителя паспорт или права, чтобы сверить личность автомобилиста с его техпаспортом.

«В нашем ТЦ за десять месяцев работы случилось только пять угонов, в то время как в некоторых ТЦ в полгода угоняют порядка 150 машин. По праздникам мы даже приглашаем инспекторов ГАИ постоять на нашей парковке. Один их вид заставляет водителей соблюдать правила парковки на территории ТЦ», – рассказал Леонид Померанцев.

Если покупатель проходит по ТЦ и не замечает на своем пути ни одного человека в форме, то в этом случае охрана территории находится на очень хорошем уровне: охраннику важно контролировать свою зону, не попадаясь при этом на глаза.

ЧОП, который работает по периметру торгового центра, не имеет права находится на территории арендаторов ТЦ. Это негласное правило, которое необходимо соблюдать при охране разными охранными агентствами. Если необходимо как-то отреагировать на событие, то ЧОПовец торгового центра должен подойти к охраннику арендатора и поделится с ним своими наблюдениями.

Охраннику необходимо знать о пожарных выходах из ТЦ, о расположении пожарных кранов и огнетушителей. Также работник охранного агентства должен знать расположение магазинов внутри ТЦ, весь руководящий персонал ТЦ. При закрытии магазина ЧОПовец обязан проверить документы и соблюсти все формальности.

Источник: Орбита-союз

В результате изучения главы студент должен:

знать

  • • субъекты осуществления различных видов обеспечения физической безопасности в нашей стране, их полномочия, права и обязанности;
  • • порядок осуществления государственной охраны высших должностных лиц страны;

уметь

• выделять особенности организации деятельности ведомственной охраны предприятий и организаций, частных охранных предприятий и военно-охранных компаний, вневедомственной охраны полиции;

владеть

• методами применения на предприятии физической охраны, определения ее состава и направлений взаимодействия внутри системы безопасности.

Порядок создания и функционирования частных охранных предприятий

В соответствии с действующим законодательством охранную деятельность в нашей стране осуществляют федеральные государственные органы, специально выделенные структурные подразделения министерств, ведомств, организаций и предприятий. Каждый из участников этой деятельности обладает своей сферой компетенции и установленными полномочиями. Ряд указанных структур, а также организации с особыми уставными задачами наделены правом на хранение и применение оружия, патронов к нему и специальных средств. Общая структура и взаимосвязь государственных органов и иных организаций, осуществляющих охранную деятельность в Российской Федерации, представлены на рис. 27.1.

Частная охранная деятельность в нашей стране регулируется федеральным законодательством с 1992 г. Соответствующий Закон РФ от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон о частной детективной и охранной деятельности) имеет прямое действие.

Согласно данному Закону частная охранная деятельность — это оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел организациями и индивидуальными предпринимателями в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов.

Рис. 27.1. Органы, предприятия и организации, наделенные правом осуществления функции охраны

В целях охраны разрешается предоставление следующих услуг:

  • • защита жизни и здоровья граждан;
  • • охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном или доверительном управлении, за некоторыми исключениями;
  • • охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которой устанавливается Правительством РФ, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию;
  • • консультирование клиентов и подготовка рекомендаций по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;
  • • обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий;
  • • обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах;
  • • охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитсррори- стической защищенности, за исключением объектов, подлежащих государственной охране.

Как было указано выше, частная охранная деятельность не распространяется на объекты государственной охраны, а также некоторые иные охраняемые объекты, перечень которых утверждается Правительством РФ. Запрещается вооруженная охрана имущества на территориях закрытых административно-территориальных образований, а также приобретение и использование оружия частными охранными организациями, зарегистрированными и (или) расположенными на их территориях. Оказание охранных услуг в целях защиты объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства осуществляется с учетом требований законодательства о транспортной безопасности.

Важно

Нс вправе претендовать на статус частного охранника лица:

  • • не достигшие 18 лет;
  • • признанные решением суда недееспособными или ограниченно дееспособными;
  • • имеющие заболевания, которые препятствуют исполнению ими обязанностей частного охранника (перечень таких заболеваний устанавливается Правительством РФ);
  • • имеющие судимость за совершение умышленного преступления;
  • • которым предъявлено обвинение в совершении преступления;
  • • в отношении которых но результатам проверки имеется заключение о невозможности допуска к осуществлению частной охранной деятельности в связи с повышенной опасностью нарушения прав и свобод граждан, возникновением угрозы общественной безопасности.

Кроме того, к работе частными охранниками нс допускаются лица, досрочно прекратившие полномочия по государственной должности или уволенные с государственной службы, в том числе из правоохранительных органов, из органов прокуратуры, судебных органов в связи с совершением ими дисциплинарных проступков, грубыми или систематическими нарушениями дисциплины, совершением проступка, порочащего честь государственного служащего, утратой доверия к нему, а также если с момента прекращения полномочий (увольнения) прошло менее трех лет.

Уполномоченным органом в области лицензирования частной охранной деятельности являются органы внутренних дел.

Вопросы практики

В МВД России эту деятельность координируют Управление по организации лицензионно-разрешительной работы и соответствующие подразделения территориальных органов. Им предоставлены полномочия по оказанию следующих государственных услуг:

  • • прием квалификационного экзамена у граждан, прошедших ранее обучение но программе профессиональной подготовки частных охранников;
  • • выдача лицензии на частную охранную деятельность;
  • • выдача удостоверения частного охранника;
  • • исполнение функции контроля за частной охранной деятельностью;
  • • выдача юридическим лицам с особыми уставными задачами разрешения на хранение и использование служебного оружия и патронов к нему.

В рамках охранного бизнеса первоначально оформляется лицензия юридического лица на право заниматься частной охранной деятельностью. На следующем этапе устанавливается и изучается объект охраны, формируется концепция его защиты, производится расчет требуемых сил и средств, набирается персонал охраны.

Первоначально, чтобы не терять динамики, можно набирать на работу уже лицензированный персонал. В последующем можно сделать акцент на подборе кадров в соответствии с собственными критериями, а затем направить их на обучение в одно из специализированных учебных заведений. После обучения слушатели должны будут сдать квалификационный экзамен в органах внутренних дел и получить удостоверение частного охранника. Только эти лица получат право на ношение и применение служебного оружия.

Вопросы практики

Пакет документов для получения лицензии в обязательном порядке должен включать:

  • • медицинскую справку о состоянии здоровья;
  • • документы, подтверждающие прохождение специальной подготовки для работы в качестве частного охранника или стаж работы в органах внутренних дел, органах безопасности не менее грех лет;
  • • сведения о потребности в специальных средствах, средствах связи и иных технических средствах и намерении их использовать.

Стоимость охранных услуг бывает различной и зависит от ряда факторов. Прежде всего она зависит от региона, а также от размеров населенного пункта, категории охраняемого объекта, количества постов охраны и их вооруженности.

Значительно возрастают затраты на охрану в том случае, если планируется организация нескольких круглосуточных вооруженных постов; оборудование оружейной комнаты; организация дежурной части охраны (пульта мониторинга); оборудование технических средств безопасности с выводом на пульт централизованной охраны (ПЦО) вневедомственной охраны МВД; закупка форменной одежды охранников и специального снаряжения, средств радиосвязи, бронежилетов и пр.

Права частного охранника, являющегося работником по трудовому договору (ст. 21 Трудового кодекса РФ)

Гражданин, выполняющий функции частного охранника, имеет право на:

заключение, изменение и расторжение трудового договора в порядке и на условиях, которые установлены Трудовым кодексом, иными федеральными законами;

предоставление ему работы, обусловленной трудовым договором;

рабочее место, соответствующее условиям, предусмотренным государственными стандартами организации и безопасности труда и коллективным договором;

своевременную и в полном объёме выплату заработной платы в соответствии с квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы;

отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности рабочего времени, сокращенного рабочего времени для отдельных профессий и категорий работников, предоставлением еженедельных выходных дней, нерабочих праздничных дней, оплачиваемых ежегодных отпусков;

полную достоверную информация об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте;

профессиональную подготовку, переподготовку и повышение своей квалификации в порядке, установленном Трудовым кодексом, иными федеральными законами;

объединение, включая право на создание профессиональных союзов и вступление в них для защиты своих трудовых прав, свобод и законных интересов;

участие в управлении организацией в предусмотренных Трудовым кодексом, иными федеральными законами и коллективным договором формах;

ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений через своих представителей, а также на информацию о выполнении коллективного договора, соглашений;

защиту своих трудовых прав, свобод и законных интересов всеми не запрещёнными законом способами;

разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, включая право на забастовку, в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами;

возмещение вреда, причинённого работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей, и компенсацию морального вреда в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами;

обязательное социальное страхование в случаях, предусмотренных федеральными законам.

Права частного охранника, выполняющего охранные функции

Выполняя охранные функции, частный охранник имеет право предоставлять следующие виды услуг:

защита жизни и здоровья граждан;

охрана имущества собственников, в том числе при его транспортировке;

проектирование, монтаж и эксплуатационное обслуживание средств охранно-пожарной сигнализации;

консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;

обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий.

В ходе осуществления частной охраной деятельности разрешено применение специальных средств и огнестрельного оружия только в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Законом (в редакции Федерального закона от 10.01.2003г. № 15-ФЗ).

Охранники имеют право применять специальные средства:

для отражения нападения, непосредственно угрожающего их жизни и здоровью, и для отражения нападения, непосредственно угрожающего жизни и здоровью охраняемых граждан;

для пресечения преступления против охраняемой ими собственности, когда правонарушитель оказывает физическое сопротивление (ст.17 Закона «О частной детективной и охранной деятельности»).

Охранники имеют право применять огнестрельное оружие в следующих случаях:

для отражения нападения, когда его собственная жизнь подвергается непосредственной опасности;

для отражения группового или вооружённого нападения на охраняемую собственность;

для предупреждения (выстрелом в воздух) о намерении применить оружие, а также для подачи сигнала тревоги или вызова помощи (ст.18 Закона «О частной детективной и охранной деятельности»).

Лицо, совершившее противоправное посягательство на охраняемые жизнь и здоровье граждан или собственность, может быть задержано охранником на месте правонарушения и должно быть незамедлительно передано в орган внутренних дел (милицию) (ст.12 Закона «О частной детективной и охранной деятельности»).

Граждане, занимающиеся частной детективной и охранной деятельностью, подлежат обязательному страхованию за счёт средств соответствующего предприятия (объединения) на случай гибели, получения увечья или иного повреждения здоровья в связи с осуществлением сыскных или охранных действий (ч. 2 ст. 19 в редакции Федерального закона от 6.06.2005г. № 59-ФЗ).

Оказание сопротивления, угроза или насилие в отношении лиц, занимающихся оказанием охранных услуг в связи с исполнением ими своих обязанностей, влечёт ответственность в соответствии с законом (ст.19 Закон «О частной детективной и охранной деятельности»).

Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников юридических лиц с особыми уставными задачами может производиться негосударственными учебными центрами по подготовке частных детективов и охранников, соответствующими федеральными органами исполнительной власти и организациями, а при отсутствии условий для такой подготовки органами внутренних дел (ст.12 ФЗ «Об оружии» № 150-ФЗ).

Право частного охранника на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда (ст. 8 Федерального закона «Об основах охраны труда в Российской Федерации» № 181-ФЗ)

Гражданин, выполняющий функции частного охранника, имеет право на:

рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда;

обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с законодательством Российской Федерации;

получение достоверной информации от работодателя, соответствующих государственных органов и общественных организаций об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных или опасных производственных факторов;

отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, до устранения такой опасности;

обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты работников в соответствии с требованиями охраны труда за счёт средств работодателя;

обучение безопасным методам и приёмам труда за счёт средств работодателя;

профессиональную переподготовку за счёт средств работодателя в случае ликвидации рабочего места вследствие нарушения требований охраны труда;

запрос о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте органами государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда или органами общественного контроля за соблюдением требований охраны труда;

обращение в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, к работодателю, в объединения работодателей, а также в профессиональные союзы, их объединения и иные уполномоченные работниками представительные органы по вопросам охраны труда;

личное участие или участие через своих представителей в рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением безопасных условий труда на его рабочем месте, и в расследовании происшедшего с ним несчастного случая на производстве или его профессионального заболевания;

внеочередной медицинский осмотр (обследование) в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ним места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанного медицинского осмотра;

компенсации, установленные законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, коллективным договором (соглашением), трудовым договором (контрактом), если он занят на тяжёлых работах и работах с вредными или опасными условиями труда.

Обязанности частного охранника

Гражданин, выполняющий функции частного охранника, обязан следовать предписанным ему в соответствии с законодательными актами нормам и правилам внутреннего распорядка, утвержденные локальными актами.

Обязанность частного охранника проходить медицинское освидетельствование

Как работник юридического лица с особыми уставными задачами, занятый на работах с вредными или опасными условиями труда, охранник проходит обязательное предварительное (при поступлении на работу) и периодическое (не реже одного раза в год) медицинское освидетельствование для определения пригодности к работе и предупреждения профессиональных заболеваний, а также периодическую проверку частных охранников на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств (Приказ МВД № 568 от 17.08.2005г.).

О каждом случае применения огнестрельного оружия охранник обязан незамедлительно информировать орган внутренних дел по месту применения оружия (ст.18 Закона «О частной детективной и охранной деятельности»).

Обязанности частного охранника как работника по трудовому договору

Как работник по трудовому договору охранник обязан:

добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором;

соблюдать правила внутреннего трудового распорядка организации;

соблюдать трудовую дисциплину;

выполнять установленные нормы труда;

соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда;

бережно относиться к имуществу работодателя и других работников;

незамедлительно сообщить работодателю либо непосредственному руководителю о возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, сохранности имущества работодателя (ст. 21 Трудового кодекса РФ).

Обязанность частного охранника соблюдать требования охраны труда

Охранник обязан соблюдать требования охраны труда:

правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты;

проходить обучение безопасным методам и приёмам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда;

немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления);

проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования) (ст. 15 ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» № 181-ФЗ).

Конкретные трудовые обязанности работника закрепляются в заключаемом с ним трудовом договоре, правилах внутреннего трудового распорядка или ином локальном акте организации, а также в должностной инструкции, технических правилах и т.д.

Работник должен быть ознакомлен со своими обязанностями под расписку.

Ответственность частного охранника

Применение частным детективом или охранником специальных средств или огнестрельного оружия с превышением своих полномочий, крайней необходимости или необходимой обороны влечёт за собой ответственность, установленную законом(в редакции Федерального закона от 10.01.2003 г. № 15-ФЗ).

Уголовная ответственность частного охранника

Уголовная ответственность наступает за превышение полномочий служащими частных охранных или детективных служб.

Превышение руководителем или служащим частной охранной или детективной службы полномочий, предоставленных им в соответствии с лицензией, вопреки задачам своей деятельности, если это деяние совершено с применением насилия или с угрозой его применения, наказывается ограничением свободы на срок до трёх лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трех лет или без такового.

То же деяние, повлёкшее тяжкие последствия, наказывается лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет (ст. 23 УК РФ в редакции Федерального закона от 8.12.2003г. № 162-ФЗ).

Административная ответственность частного охранника

Служащие частных охранных или детективных служб несут административную ответственность за ряд административных правонарушений.

Незаконное ношение форменной одежды со знаками различия, с символикой государственных военизированных организаций, правоохранительных или контролирующих органов, совершенное лицом, имеющим специальное разрешение (лицензию) на осуществление частной детективной или охранной деятельности, в связи с осуществлением этой деятельности, влекут наложение административного штрафа в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией форменной одежды, знаков различия, символики государственных военизированных организаций, правоохранительных или контролирующих органов (ст. 17.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Умышленное повреждение или срыв печати (пломбы), наложенной правомочным должностным лицом, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 11.15 и ст. 16.11 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одного до трех минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц – от трёх до пяти минимальных размеров оплаты труда (ст. 19.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Нарушение правил учёта, хранения, ношения оружия и патронов к нему влечёт предупреждение или наложение административного штрафа в размере от пяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда с возмездным изъятием оружия и патронов к нему или без такового (ст. 20.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Стрельба из оружия в населённых пунктах и в других не отведённых для этого местах, а равно в отведённых для этого местах с нарушением установленных правил влечёт наложение административного штрафа в размере до десяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией оружия и патронов к нему или без таковой (ст. 20.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Оказание частных охранных услуг, либо не предусмотренных законом, либо с нарушением установленных законом требований влечёт наложение административного штрафа на частных детективов (охранников) в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда; на руководителей частных детективных или охранных организаций – от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда (ст. 20.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Незаконное использование в частной детективной или охранной деятельности специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации и не предусмотренных установленными перечнями влечёт наложение административного штрафа на частных детективов (охранников) в размере до двадцати минимальных размеров оплаты труда с конфискацией незаконно используемых специальных технических средств; на руководителей частных детективных или охранных организаций (объединений, ассоциаций), служб безопасности в организациях – от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда (ст. 20.24 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Материальная ответственность частного охранника

В соответствии с постановлением Минтруда РФ от 31.12 2002 г. № 85 «охранник» не является специальностью, включённой в перечень специальностей, дающих право на заключение индивидуальных или коллективных договоров о полной материальной ответственности. Материальная ответственность может быть возложена на охранника лишь при одновременном наличии следующих обязательных условий:

прямого действительного ущерба, причинённого работодателю (упущенная выгода взысканию с работника не подлежит (ст. 238 Трудового кодекса РФ);

противоправного поведения работника и его вины в причинении ущерба (по решению суда);

причинной связи между действиями (или бездействием) работника и ущербом (если доказано в результате оперативно-следственных действий).

Дисциплинарная ответственность частного охранника

Совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, влечёт дисциплинарную ответственность. За совершение дисциплинарного проступка работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

замечание;

выговор;

увольнение по соответствующим основаниям.

Различаются меры дисциплинарного взыскания и меры дисциплинарного воздействия. Перечень первых прямо предусмотрен в федеральных законах и актах Правительства РФ. Вторые могут устанавливаться в локальных нормативных актах. Меры дисциплинарного воздействия не должны быть оскорбительными для работника, причинять ущерб его чести и достоинству. К таким мерам можно отнести:

лишение полностью или частично премии, предусмотренной системой оплаты труда в организации за период, в течение которого был совершен дисциплинарный проступок;

ограничение пользования объектами социально-культурного назначения, принадлежащими работодателю;

уменьшение размера вознаграждения или невыплата вознаграждения по итогам работы организации за год;

назначение внеочередной аттестации и др.

Контроль частной детективной и охранной деятельности на территории Российской Федерации осуществляет МВД РФ (Указ Президента РФ № 927 от 19.07.2004г.).

Правовые ограничения в деятельности частного охранника

Деятельность сотрудников частных охранных предприятий в основном регламентируется Законом «О частной детективной и охранной деятельности».

Запрет на совмещение охранной деятельности с государственной службой

Руководителям охранных предприятий, а также охранникам не разрешается совмещать охранную деятельность с государственной службой либо выборной оплачиваемой должностью в общественных объединениях (ст. 11 Закона «О частной детективной и охранной деятельности»).

Запрет на использование методов сыска

Охранникам запрещается использовать методы сыска (ст. 12 Закона «О частной детективной и охранной деятельности»).

Кроме того, в соответствии со ст. 7 и 12 Закона «О частной детективной и охранной деятельности» частным охранникам запрещается:

скрывать от правоохранительных органов ставшие им известными факты готовящихся или совершенных преступлений;

выдавать себя за сотрудников правоохранительных органов;

собирать сведения, связанные с личной жизнью, с политическими и религиозными убеждениями отдельных лиц;

осуществлять видео- и аудиозапись, фото- и киносъёмку в служебных или иных помещениях без письменного согласия на то соответствующих должностных или частных лиц;

прибегать к действиям, посягающим на права и свободы граждан;

совершать действия, ставящие под угрозу жизнь, здоровье, честь, достоинство и имущество граждан;

фальсифицировать материалы или вводить в заблуждение клиента;

разглашать собранную информацию, использовать её в каких-либо целях вопреки интересам своего клиента или в интересах третьих лиц;

передавать свою лицензию для использования её другими лицами.

Запреты в применении оружия

Запрещается применять огнестрельное оружие в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен охраннику, кроме случаев оказания ими вооружённого сопротивления, совершения вооружённого либо группового нападения, угрожающего жизни охранника или охраняемой собственности, а также при значительном скоплении людей, когда от применения оружия могут пострадать посторонние лица (ст. 18 Закона «О частной детективной и охранной деятельности»).

Запреты в применении специальных средств

Запрещается применять специальные средства в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен частному детективу (охраннику), кроме случаев оказания ими вооружённого сопротивления, совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью частного детектива (охранника) или охраняемой собственности (ст.17. Закона «О частной детективной и охранной деятельности»).

В соответствии со ст. 7 Закона «О частной детективной и охранной деятельности» № 144-ФЗ в отношении частного охранника могут проводиться мероприятия оперативно-розыскной деятельности.

Охранная деятельность предприятий не распространяется на объекты, подлежащие государственной охране, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.

Необходимо подчеркнуть, что в данной главе рассмотрены только общие правовые нормы и тенденции их развития, касающиеся правового статуса частного охранника.

При выполнении обязанностей частный охранник должен знать требования локальных документов определяющих его права и обязанности в частной охранной организации и на данном объекте. Основные требования к Инструкции изложены в Приказе Министра внутренних дел Российской Федерации № 960 от 22 августа 2011 года «Об утверждении типовых требований к должностной инструкции частного охранника на объекте охраны».

Сергей Кашурников

Утратил силу — Федеральный закон от 27.05.96 г. N 57-ФЗ З А К О Н РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О государственной охране высших органов государственной власти Российской Федерации и их должностных лиц Настоящий Закон определяет предназначение государственной охраны высших органов законодательной, исполнительной и судебной властей Российской Федерации и их должностных лиц, закрепляет правовые основы и порядок деятельности федеральных органов государственной охраны. РАЗДЕЛ I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Государственная охрана Государственная охрана в соответствии с настоящим Законом — это совокупность организационных, охранных, режимных, оперативно-розыскных, технических и иных мер, осуществляемых федеральными органами государственной охраны с целью обеспечения безопасности высших органов законодательной, исполнительной и судебной властей Российской Федерации и их должностных лиц. Статья 2. Правовая основа государственной охраны Правовую основу государственной охраны составляют Конституция Российской Федерации, Закон Российской Федерации «О безопасности», настоящий Закон, иные нормативные акты Российской Федерации, а также международные соглашения, регулирующие правоотношения в данной сфере. Статья 3. Основные принципы государственной охраны Государственная охрана осуществляется на основе принципов: законности; уважения прав, свобод и законных интересов личности; разделения полномочий; координации и взаимодействия с другими силами обеспечения безопасности; сочетания гласных и негласных форм деятельности; персональной ответственности; единоначалия; подконтрольности и поднадзорности. Статья 4. Предназначение государственной охраны, средства ее осуществления Государственная охрана предназначена для обеспечения безопасности высших органов законодательной, исполнительной и судебной властей Российской Федерации и их должностных лиц. Безопасность высших органов законодательной, исполнительной и судебной властей Российской Федерации и их должностных лиц достигается: а) предоставлением должностным лицам высших органов государственной власти — объектам государственной охраны — персональной охраны, специальных средств связи, транспортного, бытового и медицинского обслуживания (оплата питания и вещевого обеспечения производится за счет средств охраняемых лиц); б) поддержанием общественного порядка в местах постоянного и временного пребывания высших органов государственной власти и их должностных лиц; в) проведением охранных и других специальных защитных мероприятий в местах работы высших органов государственной власти Российской Федерации и их должностных лиц; г) охраной зданий, строений, сооружений и прилегающих к ним территорий, находящихся в ведении высших органов государственной власти Российской Федерации; д) поддержанием установленного режима в зданиях, строениях, сооружениях и на прилегающих к ним территориях, находящихся в ведении высших органов государственной власти Российской Федерации. Высшие органы законодательной, исполнительной и судебной властей Российской Федерации устанавливают режим в находящихся в их ведении зданиях, строениях, сооружениях и на прилегающих к ним территориях. РАЗДЕЛ II ОБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОХРАНЫ Статья 5. Объекты государственной охраны К объектам государственной охраны относятся высшие органы законодательной, исполнительной и судебной властей Российской Федерации и должностные лица этих органов, а также иные лица, определенные настоящим Законом. Статья 6. Президент Российской Федерации Высшему должностному лицу Российской Федерации — Президенту Российской Федерации — с момента избрания предоставляется государственная охрана в местах его постоянного и временного пребывания. В течение срока полномочий Президента Российской Федерации государственная охрана предоставляется членам его семьи, проживающим совместно с ним или сопровождающим его. Президент Российской Федерации в течение срока своих полномочий не вправе отказаться от государственной охраны. По истечении срока полномочий Президенту Российской Федерации предоставляется персональная охрана пожизненно. Статья 7. Должностные лица высших органов законодательной, исполнительной и судебной властей Российской Федерации Государственная охрана предоставляется следующим должностным лицам высших органов законодательной, исполнительной и судебной властей Российской Федерации (далее — должностные лица): Председателю Верховного Совета Российской Федерации; Председателю Конституционного Суда Российской Федерации; вице-президенту Российской Федерации; Председателю Совета Министров — Правительства Российской Федерации. Указанным должностным лицам государственная охрана предоставляется в течение срока полномочий в местах их постоянного и временного пребывания. Дополнение перечня должностных лиц, указанных в части первой настоящей статьи, допускается только законом. Статья 8. Обеспечение безопасности иных объектов государственной охраны В интересах государства федеральные органы государственной охраны обеспечивают безопасность следующих должностных лиц (в течение срока их полномочий) и граждан: Председателя Верховного Суда Российской Федерации; Председателя Высшего арбитражного суда Российской Федерации; заместителей Председателя Верховного Совета Российской Федерации; заместителей Председателя Совета Министров — Правительства Российской Федерации; Генерального прокурора Российской Федерации; граждан, зарегистрированных кандидатами на пост Президента Российской Федерации, — на время проведения предвыборной кампании и выборов. При необходимости обеспечивается безопасность иных должностных лиц высших органов законодательной (в том числе народных депутатов Российской Федерации), исполнительной (министров и других лиц) и судебной (судей Конституционного Суда Российской Федерации, судей Верховного Суда Российской Федерации, судей Высшего арбитражного суда Российской Федерации) властей Российской Федерации. Решение об этом принимается соответственно палатами Верховного Совета Российской Федерации, Президентом Российской Федерации, Председателем Конституционного Суда Российской Федерации, или Председателем Верховного Суда Российской Федерации, или Председателем Высшего арбитражного суда Российской Федерации. Безопасность указанных в настоящей статье лиц обеспечивается предоставлением им необходимых средств из комплекса перечисленных в пункте «а» части второй статьи 4 настоящего Закона исходя из степени опасности. РАЗДЕЛ III ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОХРАНЫ Статья 9. Федеральные органы государственной охраны и их положение в системе безопасности Российской Федерации Федеральные органы государственной охраны входят в состав сил обеспечения безопасности Российской Федерации и непосредственно осуществляют государственную охрану высших органов законодательной, исполнительной и судебной властей Российской Федерации и их должностных лиц. Статья 10. Взаимодействие федеральных органов государственной охраны с иными государственными органами Российской Федерации Федеральные органы государственной охраны обеспечивают безопасность высших органов законодательной, исполнительной и судебной властей Российской Федерации и их должностных лиц во взаимодействии между собой и с иными государственными органами. Порядок взаимодействия федеральных органов государственной охраны между собой, а также с иными государственными органами, участвующими в осуществлении государственной охраны в пределах своей компетенции, устанавливается соглашениями между ними и иными нормативными актами. Федеральные органы государственной охраны координируют деятельность сил обеспечения безопасности Российской Федерации в сфере государственной охраны. В пределах своей компетенции государственную охрану обеспечивают также федеральные органы государственной безопасности, органы внутренних дел, Вооруженные Силы Российской Федерации, органы внешней разведки и иные государственные органы обеспечения безопасности, действующие в соответствии с законодательством Российской Федерации и координирующие свою деятельность в этой сфере с федеральными органами государственной охраны. Статья 11. Порядок образования федеральных органов государственной охраны Федеральные органы государственной охраны формируются исходя из принципа разделения законодательной, исполнительной и судебной властей, функционируют независимо и самостоятельно. Решение о создании, реорганизации и упразднении федеральных органов государственной охраны, обеспечивающих безопасность высших органов законодательной и исполнительной властей Российской Федерации и их должностных лиц, в соответствии с Законом Российской Федерации «О безопасности» принимается соответственно Верховным Советом Российской Федерации и Президентом Российской Федерации. Решение о создании, реорганизации и упразднении федерального органа государственной охраны, обеспечивающего безопасность высших органов судебной власти Российской Федерации и их должностных лиц, принимается Верховным Советом Российской Федерации или Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, согласованному с Председателем Верховного Суда Российской Федерации и Председателем Высшего арбитражного суда Российской Федерации. Организация и особенности деятельности федеральных органов государственной охраны регламентируются законодательными и иными нормативными актами, соответствующими настоящему Закону. Статья 12. Задачи и функции федеральных органов государственной охраны Задачами и функциями федеральных органов государственной охраны являются: прогнозирование и выявление угроз жизненно важным интересам объектов государственной охраны, осуществление комплекса оперативных и долговременных мер по их предупреждению и нейтрализации; поддержание в готовности сил и средств; управление силами и средствами обеспечения государственной охраны и организация взаимодействия с другими силами обеспечения безопасности; выявление, предупреждение и пресечение противоправных посягательств на объекты государственной охраны; обеспечение личной безопасности должностных лиц; охрана зданий, строений, сооружений и прилегающих к ним территорий, находящихся в ведении высших органов государственной власти Российской Федерации, поддержание общественного порядка в указанных местах; обеспечение в пределах своей компетенции сохранности государственных секретов в аппарате высших органов государственной власти; предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений на охраняемых объектах. Статья 13. Правомочия федеральных органов государственной охраны Федеральные органы государственной охраны вправе: организовывать и проводить охранные, режимные, оперативно-розыскные, технические и иные мероприятия по охране высших органов законодательной, исполнительной и судебной властей Российской Федерации и их должностных лиц в соответствии с действующим законодательством; привлекать необходимые силы и средства обеспечения безопасности для участия в подготовке и проведении охранных мероприятий; устранять собственными и другими силами и средствами обеспечения безопасности любые обстоятельства, препятствующие государственной охране; осуществлять в зданиях, строениях, сооружениях и на прилегающих к ним территориях, находящихся в ведении высших органов государственной власти, а также в местах постоянного и временного пребывания должностных лиц санитарно-гигиенический, экологический, радиационный и противоэпидемический контроль; разрешать сотрудникам федеральных органов государственной охраны, прошедшим специальную подготовку, хранение, ношение табельного оружия и специальных средств; получать безвозмездно от государственных органов, предприятий, учреждений и организаций информацию, необходимую для решения задач по обеспечению государственной охраны; осуществлять информационно-аналитическое обеспечение своей деятельности; обеспечивать собственную безопасность; взаимодействовать в пределах своей компетенции со специальными службами иностранных государств; осуществлять на договорной основе подготовку и повышение квалификации кадров в образовательных и научно-исследовательских учреждениях; обеспечивать пожарную безопасность. Законные требования сотрудников федеральных органов государственной охраны обязательны для исполнения гражданами и должностными лицами. Невыполнение этих требований, а также деяния, препятствующие выполнению сотрудниками федеральных органов государственной охраны возложенных на них служебных обязанностей, влекут установленную законом ответственность. РАЗДЕЛ IV СОТРУДНИКИ И СЛУЖАЩИЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОХРАНЫ Статья 14. Сотрудники федеральных органов государственной охраны Сотрудниками федеральных органов государственной охраны являются военнослужащие и (или) сотрудники органов внутренних дел. Порядок комплектования федеральных органов государственной охраны военнослужащими и сотрудниками органов внутренних дел определяется законодательством Российской Федерации и иными нормативными актами. На военнослужащих федеральных органов государственной охраны распространяется действие законодательства Российской Федерации о военной службе и статусе военнослужащих, на сотрудников органов внутренних дел — действие Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации. Сотрудники федеральных органов государственной охраны при исполнении ими служебных обязанностей являются представителями власти и находятся под защитой государства. Никто, кроме прямых и непосредственных начальников, не имеет права вмешиваться в служебную деятельность сотрудников федеральных органов государственной охраны. Воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей, оскорбление их чести и достоинства, оказание сопротивления, угроза или насилие в отношении сотрудников федеральных органов государственной охраны, посягательство на их жизнь, здоровье и имущество в связи с осуществлением ими служебной деятельности влекут за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. Сотрудники федеральных органов государственной охраны не вправе состоять в партиях, общественных объединениях и массовых движениях, преследующих политические цели. Сотрудникам федеральных органов государственной охраны запрещается заниматься предпринимательской, а также любой другой оплачиваемой деятельностью, за исключением творческой, научной и преподавательской деятельности. Статья 15. Служебные обязанности и права сотрудников федеральных органов государственной охраны Сотрудники федеральных органов государственной охраны обязаны: квалифицированно и точно решать поставленные перед ними задачи; поддерживать необходимый уровень профессиональных и правовых знаний, физической, специальной и боевой подготовки; быть вежливыми и предупредительными в общении с гражданами. Сотрудники федеральных органов государственной охраны при исполнении ими служебных обязанностей в пределах и порядке, предусмотренных действующим законодательством, имеют право: требовать от граждан и должностных лиц соблюдения установленного порядка в местах проведения охранных мероприятий; выявлять, предупреждать и пресекать преступления, административные правонарушения; проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие их личность; доставлять в органы милиции граждан в случае совершения ими правонарушений; использовать в служебных целях средства связи, принадлежащие предприятиям, учреждениям, организациям, а в неотложных случаях — и гражданам; использовать в служебных целях транспортные средства предприятий, учреждений, организаций (кроме транспортных средств, принадлежащих дипломатическим, консульским и иным представительствам иностранных государств и международных организаций) для предотвращения преступлений, преследования и задержания лиц, совершивших преступление или подозреваемых в его совершении, для доставления лиц, нуждающихся в срочной медицинской помощи, в лечебные учреждения, а также для проезда к месту происшествия; беспрепятственно входить в жилые и иные принадлежащие гражданам помещения, на территорию и в помещения предприятий, учреждений и организаций при пресечении преступлений, создающих угрозу объектам государственной охраны, а также при преследовании подозреваемых в совершении таких преступлений, если промедление может создать реальную угрозу объектам государственной охраны, — с последующим сообщением прокурору в суточный срок; производить документирование, фотографирование, звукозапись, кино- и видеосъемку фактов и событий, фиксация которых необходима в целях обеспечения государственной охраны высших органов государственной власти и их должностных лиц; временно ограничивать или запрещать движение транспорта и пешеходов на улицах и дорогах, не допускать граждан на отдельные участки местности и объекты, обязывать их оставаться на конкретных участках местности или объектах либо покинуть эти участки или объекты в целях обеспечения государственной охраны. Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия сотрудниками федеральных органов государственной охраны осуществляется в соответствии со статьями 12-16 Закона Российской Федерации «О милиции». Запрещается привлекать сотрудников федеральных органов государственной охраны для выполнения функций, не относящихся к их служебным обязанностям. Статья 16. Гарантии личной безопасности и правовой защиты сотрудников федеральных органов государственной охраны Сотрудники федеральных органов государственной охраны имеют право с соблюдением установленного порядка использовать физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в целях самообороны. Сотрудник федеральных органов государственной охраны не несет ответственности за моральный, материальный и физический вред, причиненный им в связи с применением в предусмотренных законом случаях физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, если защита соответствует характеру и опасности посягательства на объекты государственной охраны или самого сотрудника федеральных органов государственной охраны. При исполнении сотрудником федеральных органов государственной охраны служебных обязанностей не допускается его привод и административное задержание, а также личный досмотр, досмотр находящихся при нем вещей, используемых им транспортных средств без представителя соответствующего федерального органа государственной охраны. На сотрудников органов государственной охраны распространяются социальные гарантии, предусмотренные законодательством Российской Федерации в отношении военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел. Статья 17. Ответственность сотрудников федеральных органов государственной охраны Неисполнение или ненадлежащее исполнение сотрудниками федеральных органов государственной охраны своих служебных обязанностей влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации. Статья 18. Обжалование неправомерных действий сотрудников федеральных органов государственной охраны и нанесенного ими ущерба Граждане и должностные лица вправе обжаловать действия сотрудников федеральных органов государственной охраны должностным лицам этих органов, прокурору или в суд, если считают, что эти действия повлекли незаконное ущемление прав или нанесли моральный или материальный ущерб. Статья 19. Служащие федеральных органов государственной охраны Служащие — гражданский персонал — зачисляются в федеральные органы государственной охраны в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации. На служащих федеральных органов государственной охраны распространяется законодательство Российской Федерации о труде и нормативные акты, устанавливающие особенности службы в системе федеральных органов государственной безопасности. РАЗДЕЛ V ФИНАНСИРОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОХРАНЫ Статья 20. Финансирование деятельности федеральных органов государственной охраны Финансирование деятельности федеральных органов государственной охраны осуществляется за счет средств федерального бюджета Российской Федерации, предусматриваемых отдельной строкой для каждого федерального органа. Статья 21. Материально-техническое обеспечение федеральных органов государственной охраны Материально-техническое обеспечение федеральных органов государственной охраны осуществляется централизованно. Участки земли, здания, сооружения, предприятия, оборудование и другое имущество, находящееся в ведении федеральных органов государственной охраны, являются федеральной собственностью. РАЗДЕЛ VI КОНТРОЛЬ И НАДЗОР ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОХРАНЫ Статья 22. Президентский контроль Президент Российской Федерации контролирует деятельность федеральных органов государственной охраны, устанавливает формы контроля и порядок его осуществления. Статья 23. Парламентский контроль Верховный Совет Российской Федерации осуществляет контроль за деятельностью федеральных органов государственной охраны непосредственно или через свои органы, к ведению которых отнесены вопросы безопасности. Статья 24. Прокурорский надзор Надзор за исполнением законов Российской Федерации федеральными органами государственной охраны осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры. Президент Российской Федерации Б.Ельцин Москва, Дом Советов России 28 апреля 1993 года N 4884-I

Существует расхожее мнение, что телохранитель это «груда мышц» с каменным лицом. Более того, большинство людей считает, что лучший телохранитель – профессиональный спортсмен, а еще лучше – мастер спорта в каком-нибудь боевом искусстве.

Хорошая физическая подготовка, действительно — одно из обязательных качеств телохранителя. Однако, далеко не единственное, и уж точно не главное. В прошлом, телохранитель, в большинстве случаев, представлял из себя «мишень для стрел, копий и пуль», способную вовремя закрыть охраняемого. В наше же время, эта роль себя изжила.

За спиной крепкого человека, охраняющего важное лицо, стоит целая команда профессионалов своего дела. А сам телохранитель должен обладать очень многими навыками, чтобы не только уметь «прыгать под пули», но и вовремя распознать вероятную угрозу и предотвратить покушение.

Итак, телохранитель – это человек, работа которого заключается в недопущении воздействия (главным образом, физического) на охраняемое лицо. Если же совершаются попытки такого воздействия, телохранитель должен их пресечь с минимальными потерями.

Роль телохранителя в организации личной охраны, и некоторые моменты самой организации описаны в этой статье.

Что представляет собой личная охрана – роль телохранителя в обеспечении личной безопасности

Личная охрана – это команда специалистов, слаженно и органично взаимодействующих друг с другом. В противном случае, ценность сборища людей, не умеющих работать сообща — минимальна.

Телохранитель в этой команде (некоторые специалисты предпочитают называть этого сотрудника просто – «номер 1») – лицо, полностью ответственное за жизнь охраняемого. Под его руководством работает остальная команда. Каждый сотрудник исполняет строго свои функции.

С другой стороны, если кто-то берется охранять человека в одиночку – стоит повнимательнее присмотреться к такому «охраннику». Скорее всего, он мало представляет себе суть личной охраны. Конечно, от уличных хулиганов он вполне способен защитить. Но, в случае возникновения действительно серьезной угрозы жизни, будет, скорее всего бесполезен.

Для защиты же на улице подойдет хорошо надрессированная собака — и «зарплата» существенно ниже и эффективность достаточно высока.

Какова же роль, собственно, телохранителя в обеспечении личной безопасности?

Всегда нужно помнить, что телохранитель находится в непосредственной близости от объекта охраны. Именно телохранитель, в случае опасности должен молниеносно реагировать и принимать нужные решения. От его профессионализма и навыков, во многом, зависит то, насколько правильным и своевременными будут принятые меры, в случае возникновения кризисной ситуации.

Главное качество телохранителя – надежность – собирает в себе все остальные навыки и умения. В любой момент и при любых условиях телохранитель должен быть готов реагировать на всевозможные виды угроз – как потенциальных, так и реальных.

Поэтому, телохранитель – ключевая фигура в процессе обеспечения охраны клиента.

Как должен работать личный телохранитель – задачи и обязанности личной охраны

Главная задача личной охраны это, конечно же, обеспечение безопасности охраняемого лица, независимо от того, какого рода опасность может ему угрожать – целенаправленное покушение или форс-мажорные обстоятельства.

Для решения этой задачи личная охрана должна исполнять следующие обязанности:

  • Организовывать и осуществлять охрану клиента. Разумеется, это ключевая обязанность, без которой работа личной охраны была бы бессмысленной;
  • Сопровождать охраняемое лицо при его перемещениях. Здесь все понятно – какой был бы толк от охраны, сидящей в офисе;
  • Проверять безопасность маршрутов, по которым передвигается охраняемое лицо. Более того, эти маршруты нужно как можно чаще менять;
  • Проверять лиц, имеющих доступ к объекту охраны. И, при необходимости, выполнять следующий пункт;
  • Ограничивать доступ к охраняемому лицу;
  • Наблюдать за обстановкой в местах пребывания охраняемого лица. Постоянное наблюдение позволит вовремя заметить изменения в этой обстановке. Каждое такое изменение должно быть проработано на предмет угрозы безопасности клиента;
  • Обнаруживать и блокировать места (как по маршрутам следования, так и в местах пребывания), которые могут подходить для совершения покушения.

Правильно организованное и неукоснительное исполнение этих обязанностей позволяет существенно снизить риск возникновения опасных ситуаций и, следовательно, покушений на охраняемое лицо.

Организация и подготовка вооруженной личной охраны и сопровождения должностных лиц

Подготовка. В процессе подготовки собирается вся информация, необходимая для полноценного обеспечения личной безопасности. Учитывается практически все, что хоть как-то связанно с охраняемым лицом – от маршрутов передвижения и мест пребывания, до вредных привычек и проблем со здоровьем.

Далее, вся информация тщательно анализируется. Выявляются «слабые» места в образе жизни клиента, просчитываются всевозможные варианты угроз, обнаруживаются потенциальные опасности в местах пребывания клиента. Разрабатываются альтернативные маршруты передвижения и пути для отступления, в случае возникновения опасных ситуаций.

Организация. После подготовки организуется непосредственно охрана. Чтобы лучше понять как все работает, давайте посмотрим на этот процесс со стороны «функциональных единиц», составляющих команду личной охраны.

Передовая группа — состоит, минимум, из двух человек. В ее обязанности входит проверка маршрута, по которому предполагается передвижение охраняемого лица. Эта группа, выдвигается по маршруту с опережением по времени и «готовит» маршрут и место прибытия охраняемого лица.

Телохранитель, как уже говорилось, ключевая фигура в команде охраны. Он находится в непосредственном контакте с охраняемым лицом, осуществляет сопровождение и прикрытие. При необходимости, телохранителей может быть несколько.

Наблюдатели – обычно, незаметны среди других людей. Они оценивают обстановку и блокируют потенциально опасные участки во время выхода охраняемого лица из зданий, посадки в транспорт или высадки из него. Так же, наблюдатели, в случае возникновения опасности перехватывают нападающего.

Водители. Для каждой группы, в целях обеспечения оперативности, нужен свой водитель. В обязанности водителя входит только максимально эффективное вождение. На другие задачи он не отвлекается.

Как видите, обеспечение личной безопасности – это сложный процесс, подразумевающий под собой слаженную работу нескольких специалистов. От их профессиональных качеств, умения работать в команде, своевременных и верных решений зависит жизнь охраняемых ими людей.