Образец ответа на уведомление в налоговую рк

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

Л. Ким, профессиональный бухгалтер РК, CAP

КАК ОТВЕТИТЬ НА УВЕДОМЛЕНИЕ ОБ УСТРАНЕНИИ НАРУШЕНИЙ, ВЫЯВЛЕННЫХ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ КАМЕРАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ?

Организация получила уведомление налогового органа об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля ФНО 300.00 за 3 квартал 2014 г. Дело в том, что организация с 1 июля 2014 года стала плательщиком НДС и на дату постановки на учет по НДС воспользовалась своим правом на зачет сумм НДС по остаткам товаров (включая основные средства, нематериальные и биологические активы, инвестиции в недвижимость) при постановке на регистрационный учет по НДС в соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 256 Налогового кодекса, которые отразила в реестре счетов-фактур 300.08 к ФНО 300.00 за 3 квартал 2014 г. Положения подпункта 10 пункта 2 статьи 256 Налогового кодекса были соблюдены (составлена инвентаризационная опись остатков товаров на дату постановки на регистрационный учет по НДС и сумма НДС в зачет была определена в данной описи). В зачет по инвентаризационной описи были взяты суммы НДС по счетам-фактурам, выписанным поставщиками-плательщиками НДС в течение последних 5 лет до постановки организации на учет по НДС, то есть выписанные в периоде с 2009 по 2013 год и в 1 полугодии 2014 г. Проведенный налоговым органом камеральный контроль выявил, что некоторые поставщики не являются плательщиками НДС. При проверке данных поставщиков в реестре плательщиков НДС на веб-портале salyk.kz выяснилось, что данные поставщики сняты с регистрационного учета по НДС в даты намного позже, чем дата выписки счета-фактуры в адрес компании, даже в даты после представления ФНО 300.00 за 3 квартал 2014 г. (например, 1.01.2015 г., а дата представления ФНО 300.00 за 3 квартал 2014 г. — до 15.11.2014 г.). Соответствует ли нормам Налогового кодекса требование налоговых органов исключить из реестра полученных счетов-фактур (ФНО 300.08) счета-фактуры, выписанные плательщиками НДС на момент выписки счета-фактуры, но снятых с учета по НДС на момент отнесения покупателем данных НДС в зачет по положениям подпункта 5 пункта 1 статьи 256 Налогового кодекса (при постановке покупателя на регистрационный учет по НДС)? Тот же вопрос и по счетам-фактурам по поставщикам, снятым с учета по НДС после срока представления ФНО 300.00, предусмотренного в Налоговом кодексе.

Камеральный контроль представляет собой контроль на основе сопоставления, изучения и анализа представленной налогоплательщиками налоговой отчетности, сведений уполномоченных государственных органов, а также других документов и сведений о деятельности налогоплательщика. Целью проведения камерального контроля является предоставление налогоплательщику возможности самостоятельного устранения нарушений без применения штрафных санкций и выхода на налоговую проверку на предприятие.

В соответствии со статьей 587 Налогового кодекса в случае выявления нарушений по результатам камерального контроля по нарушениям с высокой степенью риска об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля, с приложением описания выявленных нарушений. Исполнение уведомления об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля, осуществляется налогоплательщиком (налоговым агентом) в течение тридцати рабочих дней со дня, следующего за днем его вручения (получения).

Исполнением уведомления об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля, признается представление налогоплательщиком (налоговым агентом) одного из следующих документов:

1) налоговой отчетности за налоговый период, к которому относятся выявленные нарушения;

2) пояснения по выявленным нарушениям, соответствующего требованиям, установленным настоящей статьей;

3) жалобы на действия (бездействие) должностных лиц налоговых органов по направлению такого уведомления.

В случае согласия с указанными в уведомлении нарушениями налогоплательщик (налоговый агент) представляет в налоговые органы налоговую отчетность за период, к которому относятся выявленные нарушения.

В случае несогласия с указанными в уведомлении нарушениями налогоплательщик (налоговый агент) представляет один из следующих документов:

1) пояснение по выявленным нарушениям на бумажном или электронном носителе — в налоговый орган, направивший уведомление об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля;

2) жалобу на действия (бездействие) должностных лиц налоговых органов по направлению уведомления об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля, — в вышестоящий налоговый орган.

Пояснение, должно содержать:

1) дату подписания пояснения налогоплательщиком (налоговым агентом);

2) фамилию, имя и отчество (при его наличии) либо полное наименование лица, представляющего пояснение, его место жительства (место нахождения);

3) идентификационный номер налогоплательщика (налогового агента);

4) наименование налогового органа, направившего уведомление об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля;

5) обстоятельства, являющиеся основанием для несогласия лица, представляющего пояснение, с указанными в уведомлении нарушениями;

6) перечень прилагаемых документов.

В случае если в качестве основания для несогласия лица, представляющего пояснение, с указанными в уведомлении нарушениями указываются подтверждающие документы, то копии таких документов, кроме налоговой отчетности, прилагаются к пояснению.

Неисполнение в установленный срок уведомления об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля, влечет приостановление расходных операций по банковским счетам налогоплательщика в соответствии со статьей 611 Налогового кодекса.

Согласно пункту 2 статьи 256 Налогового кодекса получатель товаров, работ, услуг, являющийся плательщиком налога на добавленную стоимость в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 228 Налогового кодекса, имеет право на зачет сумм налога на добавленную стоимость, подлежащих уплате за полученные товары, включая основные средства, нематериальные и биологические активы, инвестиции в недвижимость, работы и услуги, если они используются или будут использоваться в целях облагаемого оборота, а также, если выполняются следующие условия:

1) ….

2) поставщиком, являющимся плательщиком налога на добавленную стоимость на дату выписки счета-фактуры, по облагаемому обороту выписан счет-фактура или другой документ, представляемый в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи;

3)…

Таким образом, на основании вышеизложенного, необходимо предоставить ответ-пояснение на выставленное уведомление в налоговый орган (управление государственных доходов) по месту нахождения. В пояснении описать обстоятельства являющиеся основанием для несогласия с указанными в уведомлении нарушениями. К ответу приложить копии подтверждающих документов (счета-фактуры, выписанные поставщиками). Выставленные уведомления отрабатываются работниками управления, Ф. И. О. которых указывается в уведомлении. Подготовленный ответ и копии подтверждающих документов предоставляется данному работнику. После анализа предоставленных документов, в случае согласия работник визирует ответ, далее документы отправляются в канцелярию управления государственных доходов по месту нахождения. В случае несогласия работник запросит дополнительные документы либо оспорит доказательно предоставленные документы и тогда необходимо будет исправить выявленные ошибки, вновь написать ответ на уведомление и отправить в канцелярию управления. В случае несогласия с действиями работника, можно подать жалобу на действия (бездействие) должностных лиц налоговых органов по направлению уведомления об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля, в вышестоящий налоговый орган.

Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 256 Налогового кодекса компания имеет право на зачет сумм налога на добавленную стоимость, подлежащих уплате за полученные товары, включая основные средства, нематериальные и биологические активы, инвестиции в недвижимость, работы и услуги, если они используются или будут использоваться в целях облагаемого оборота на основании счетов-фактур соответствующих требованиям статьи 263 Налогового кодекса, выписанных поставщиками, являющимися на момент выписки счета-фактуры плательщиками налога на добавленную стоимость.

В действующей редакции Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ не уточняется, как исчислять сроки при проведении выездных и камеральных проверок по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Например, не урегулирован вопрос о том, в каких днях — рабочих или календарных — определяется пятидневный срок на вручение акта проверки.

Заполнить и сдать подтверждение основного вида деятельности через интернет

Согласно комментируемым поправкам, сроки, касающиеся администрирования страховых взносов «на травматизм», будут исчисляться в рабочих днях. В частности, речь идет о сроках:

  • выдачи справки о состоянии расчетов — в течение пяти рабочих дней со дня поступления запроса (под.18 п. 2 ст. 18 Закона № 125-ФЗ);
  • направления уведомления об уточнении основания, типа и принадлежности платежа — в течение пяти рабочих дней после принятия решения (п. 12 ст. 26.1 Закона № 125-ФЗ);
  • направления решения о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате взносов — в течение трех рабочих дней со дня принятия такого решения (п. 13 ст. 26.4 Закона № 125-ФЗ);
  • направления решения о взыскании — в течение шести рабочих дней после дня вынесения такого решения (п. 14 ст. 26.6 Закона № 125-ФЗ);
  • направления требования об уплате недоимки по итогам проверки — в течение 10 рабочих дней со дня вступления в силу решения (п. 3 ст. 26.9 Закона № 125-ФЗ);
  • принятия решения о возврате суммы излишне взысканных страховых взносов — в течение десяти рабочих дней со дня получения заявления (п. 3 ст. 26.13 Закона № 125-ФЗ);
  • направления требования представить необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в ходе камеральной проверки — в течение пяти рабочих дней (п. 3 ст. 26.15 Закона № 125-ФЗ);
  • представления документов, которые были истребованы в ходе проверки, — в течение десяти рабочих дней со дня вручения соответствующего требования (п. 6 ст. 26.18 Закона № 125-ФЗ);
  • вручения акта проверки — в течение пяти рабочих дней с даты его подписания (п. 4 ст. 26.19 Закона № 125-ФЗ).

При этом законом предусмотрен отдельный случай, когда срок должен исчисляться в календарных днях. Так, установлено, что решение о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов или об отказе в ее предоставлении принимается в течение 30 дней календарных со дня получения заявления (п. 7 ст. 26.4 Закона № 125-ФЗ).

Опись документов для налоговой – это документ, который составляется налогоплательщиком по запросу налоговой службы и прилагается к документам, указанным в нем. Налоговая служба имеет полное право потребовать у налогоплательщика определенный пакет документов с целью проверки начисления им налоговой базы по всем или отдельному виду налогов. Как правило, требуются документы за определенный период времени, о чем обязательно должно быть указано в запросе.

Унифицированной формы описи не существует, она составляется на фирменном бланке налогоплательщика или стандартном листе. В правом верхнем углу указывается, куда и на имя кого направляются документы, сопровождаемые описью. Как правило, опись направляется на имя руководителя налоговой службы соответствующего региона.

Опись документов используется совместно с описью вложения в письмо, если документы высылаются по почте. В этом случае опись документов дополнительно детализирует состав передаваемых документов, в то время как опись вложения содержит обобщенный список.

В левом углу проставляется дата составления описи и ее регистрационный номер в документообороте налогоплательщика. Основной текст документа рекомендуется начинать со слов «Направляем в Ваш адрес, согласно требованию о предоставлении документов….». В основном тексте необходимо указать номер и дату запроса, полученного от налоговой службы, к исчислению налоговой базы по какому именно налогу имеют отношение направляемые документы, а также за какой отчетный период они направляются.

В перечне документов, напротив каждого из них указываются количество листов и экземпляров документа, проставляется отметка о том оригинал это или копия, а также отмечается есть ли на них печать. Опись подписывается руководителем организации налогоплательщика. Стоит отметить, что после получения документов сотрудником налоговой службы нелишним будет попросить расписку, подтверждающую его, заверенную подписью и печатью. За непредставление затребованных документов налогоплательщику грозит штраф согласно п.1 ст. 126 Налогового кодекса РФ.

Истребование документов применяется в рамках камеральной, выездной проверки, вне рамок проверок, при проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

Перечень случаев, когда налоговый орган вправе истребовать документы, постоянно расширяется. При этом для налогоплательщика исполнение требования — это довольно затратная процедура: необходимо найти оригиналы документов, изготовить копии, заверить, отправить их в налоговый орган. Истребованию документов у налогоплательщика посвящено интервью с экспертом.
Как требование о представлении документов вручается налогоплательщику?
Требование может передаваться лицу, которому оно адресовано, или его представителю непосредственно под расписку, направляться по почте заказным письмом или передаваться в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (далее — ТКС) через оператора электронного документооборота (пункт 4 статьи 31 НК РФ).
При вручении требования налогоплательщику под расписку, непосредственно в требовании указывается дата вручения.
В какой последовательности применяются указанные варианты направления требования?
Лица, на которых НК РФ возложена обязанность представлять налоговую декларацию (расчёт) в электронной форме, должны обеспечить получение требования от налогового органа в электронной форме по ТКС через оператора электронного документооборота.
Порядок направления требования о представлении документов (информации) в электронном виде (далее — Порядок) утверждён приказом ФНС России № ММВ-7-2/168@ от 17 февраля 2011 года.
Исходя из указанного Порядка, если требование направлено в электронном виде, но фактически не открыто (не прочитано) налогоплательщиком, а квитанция о приёме не сформирована и не направлена в адрес налогового органа, такое требование не может считаться полученным налогоплательщиком.
В подобном случае налоговый орган, на основании пункта 19 Порядка, должен направить налогоплательщику требование в бумажном виде.
Иная последовательность способов передачи документов может быть прямо предусмотрена НК РФ. Например, в случае нахождения должностного лица налогового органа, проводящего налоговую проверку, на территории налогоплательщика требование о представлении документов передаётся руководителю (уполномоченному представителю) организации лично под расписку (пункт 1 статьи 93 НК РФ).
По смыслу указанной нормы, при проведении проверки на территории (в помещении) налогоплательщика, а не по месту нахождения налогового органа, требование должно быть вручено налогоплательщику лично проверяющим лицом во время его нахождения у налогоплательщика.
Только если указанным способом требование о представлении документов передать невозможно, оно направляется в порядке, установленном пунктом 4 статьи 31 НК РФ.
На что нужно обратить внимание при получении документов от налоговой инспекции по почте?
При направлении документов по почте они направляются налогоплательщику — российской организации (её филиалу, представительству) — по адресу места её нахождения (места нахождения ее филиала, представительства), содержащемуся в ЕГРЮЛ (пункт 5 статьи 31 НК РФ).
Определить иной адрес для целей получения от налогового органа почтовой корреспонденции организация не может.
С другой стороны, адресат юридически значимого сообщения, своевременно получивший и установивший его содержание, не вправе ссылаться на то, что сообщение было направлено по неверному адресу или в ненадлежащей форме. Так сказано в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса РФ» от 23 июня 2015 года.
При направлении налоговым органом документа по почте заказным письмом датой его получения считается шестой день со дня отправки заказного письма.
Факт приёма к отправке корреспонденции подтверждается списком внутренних почтовых отправлений, принятым к отправке почтовым отделением, с оттиском печати почтового отделения, обработанным и разосланным получателям (Постановление ФАС Центрального округа по делу № А14-8583/2011 от 21 ноября 2012 года, Определением ВАС РФ № ВАС-17644/12 от 25 декабря 2012 года отказано в передаче дела для пересмотра в порядке надзора).
А если налогоплательщик не получил направленное почтой требование?
Если документы по требованию налогового органа не будут представлены, то налоговый орган составит акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговом правонарушении.

Сообщения, доставленные по адресам, указанным соответственно в ЕГРИП (для индивидуальных предпринимателей) или в ЕГРЮЛ (для организаций), считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу (пункт 3 статьи 54 ГК РФ).
Одного только заявления о неполучении требования будет недостаточно для вывода о незаконности решения налоговой инспекции.
Налогоплательщику при рассмотрении спора рекомендуется указать уважительные причины неполучения им требования о представлении документов (информации), обстоятельства, которые не зависели от волеизъявления самого налогоплательщика.
В каких случаях полученное требование можно обжаловать?
Согласно пункту 1 статьи 93 НК РФ истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы вправе должностное лицо налогового органа, проводящее проверку.
Обратим внимание, что на практике налоговые органы истребуют документы о налогоплательщике, направляя ему требования в порядке статьи 93.1 НК РФ, в которых в качестве основания указывают истребование документов по конкретной сделке.
Может быть оставлено без исполнения по существу с направлением в налоговый орган соответствующего письма требование:
направленное:

  • до проверки;
  • в рамках т.н. предпроверочного анализа;
  • в периоде приостановления выездной налоговой проверки;
  • после окончания налоговой проверки.

о представлении документов:

  • не относящихся к предмету или периоду проверки;
  • срок хранения которых истёк;
  • составление которых не предусмотрено законодательством (документы в виде сопоставительных таблиц, в которых отражены различия между налоговыми базами разных налогов, налоговым и бухгалтерским учётом, прогнозы поступлений, производственных планов, деловая переписка);
  • истребуемых повторно;
  • количество которых чрезмерно.

Что должно содержаться в требовании о представлении документов?
Форма требования о представлении документов (информации) утверждена приложением № 15 к Приказу ФНС России № ММВ-7-2/189@ от 8 мая 2015 года.
Требование о представлении документов должно включать наименование необходимых для проверки документов, период, к которому они относятся, при наличии — реквизиты, иные признаки, индивидуализирующие истребуемые документы.
Если полученное требование налогоплательщику непонятно, есть обоснованные затруднения в идентификации документов или информации, то рекомендуется направить в налоговый орган письмо о том, что исполнение требования (полностью или в соответствующей части) не представляется возможным и просить уточнить содержание требования, конкретизировать вид документа или состав истребуемой информации.
Что даст налогоплательщику такое уточнение?
Подобная тактика «исполнения» требования не позволит налоговому органу в ряде случаев направить новое требование в связи с отсутствием оснований (окончанием налоговой проверки, завершением дополнительных мероприятий налогового контроля).
Обращение в налоговый орган за разъяснениями по вопросу содержания и количества истребуемых документов снижает риск привлечения к ответственности в случае, если документы по «непонятному» требованию не будут представлены (будут представлены с пропуском срока).
Как исчисляется срок исполнения требования о представлении документов?
Срок исполнения требования, по общему правилу, 10 рабочих дней. Исчисление срока начинается со дня получения требования. При этом срок исчисляется в рабочих днях (пункт 6 статьи 6.1 НК РФ).
Если последний день срока выпадает на нерабочий день, днём окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
В правоприменительной практике выработан определённый подход к вопросу о взаимосвязи начала исчисления указанного срока и фактической даты получения требования при его направлении по почте.
При получении требования в пределах отведённых шести дней срок представления документов исчисляется с даты фактического получения требования (определения ВАС РФ № ВАС-2652/12 от 23 марта 2012 года и № ВАС-6232/13 от 24 мая 2013 года).
В случае получения требования после истечения шести дней с даты направления заказного письма срок представления истребуемых документов начинается течь с седьмого дня отправки заказного письма. Тем самым срок представления документов соответствующим образом сокращается.
Предусмотрена ли возможность продления срока исполнения требования?
Налогоплательщику в каждом случае получения требования можно рекомендовать в течение дня, следующего за днём его получения, направлять в налоговый орган уведомление о невозможности исполнения требования.
Следует привести разумный срок, когда истребуемые документы могут быть представлены. Форма и формат уведомления утверждены Приказом ФНС России№ ММВ-7-2/34@ от 25 января 2017 года.
Форма содержит примерный перечень причин невозможности представления запрошенных документов в установленный срок:

  • большое количество истребуемых документов;
  • нахождение части документов в обособленных подразделениях организации, архиве;
  • одновременное получение нескольких требований;
  • технические и кадровые сложности изготовления заверенных копий и т.п.

Кому направляется указанное уведомление?
В случае проведения проверки на территории налогоплательщика уведомление о невозможности представления документов может быть передано проверяющему должностному лицу под подпись.
Если проверка изначально проводится по месту нахождения налогового органа или приостановлена, то есть проверяющие не находятся на территории налогоплательщика, то уведомление о невозможности представления документов передаётся непосредственно в налоговый орган, руководитель (заместитель руководителя) которого принял решение о проведении проверки.
Положения статьи 93 НК РФ не предусматривают каких-либо особенностей, если требование о представлении документов было подписано включённым в состав проверяющей группы должностным лицом иного налогового органа, чем тот, который принял решение о проведении проверки.
В такой ситуации при невозможности вручить уведомление проверяющему должностному лицу, следует адресовать его в налоговый орган, руководитель (заместитель руководителя) которого принял решение о проведении проверки.
Запрашивать продление срока представления запрашиваемых документов можно также и в случае, если исполнение требования приходится на период приостановления проведения выездной налоговой проверки.
Как направляется уведомление?
Предусмотрены специальные способы направления уведомления для налогоплательщиков, обязанных в силу пункта 3 статьи 80 НК РФ представлять налоговые декларации в электронной форме.
Такие лица могут представить уведомление о невозможности представления документов в налоговый орган лично или через представителя либо передать в электронной форме по ТКС.
Уведомление может быть направлено по почте заказным письмом только лицами, на которых не возложена обязанность по представлению налоговой декларации в электронной форме.
При этом обратим внимание на противоречие в пункте 3 статьи 93 НК РФ: в абзаце втором предусмотрено письменное уведомление о невозможности представления документов в установленные сроки, что ставит под сомнение предусмотренную в третьем абзаце возможность передачи указанного уведомления в электронной форме.
Предположим, налоговый орган не продлил срок исполнения требования, а налогоплательщик в отведённый срок не уложился. Применяется ли в данном случае ответственность?
Налоговый орган в течение двух дней рассматривает уведомление налогоплательщика о невозможности представления документов и принимает решение либо о продлении, либо об отказе в продлении срока представления. На практике нередко налоговый орган не принимает никакого решения.
Направление уведомления о продлении срока представления документов само по себе не является основанием для неисполнения требования в первоначально установленный срок.
Должен ли налогоплательщик сообщать об отсутствии истребуемых документов и если должен, то в течение какого срока?
Налогоплательщик должен в любом случае направить ответ на полученное требование. По мнению ФНС РФ, отражённому в письме № ЕД-4-2/12104@ от 23 июня 2017 года, ответ о невозможности представления в установленный срок документов по причине их отсутствия (утрачены; не поступали (не составлялись)) должен направляться в течение дня, следующего за днём получения требования.
Однако данная позиция представляется расширительным толкованием НК РФ. Положения Приказа ФНС России № ММВ-7-2/34@ от 25 января 2017 года, которым утверждены форма и формат уведомления о невозможности представления в установленные сроки документов (информации), не могут являться основанием для привлечения налогоплательщика к ответственности.
Специальный срок для направления ответа, в котором указывалось бы на отсутствие истребуемых документов, а также форма такого ответа пунктом 3 статьи 93 НК РФ не предусмотрена. Иными словами, соответствующий ответ может быть направлен в течение 10 дней со дня получения требования.
Можно ли в ответ на требование представить подлинники документов?
НК РФ не предусмотрено исполнение требования о представлении документов посредством выдачи подлинников документов.
Выемка подлинников документов регламентируется статьёй 94 НК РФ.
Вместе с тем, если запрашиваемые документы представлены в виде оригиналов в установленный срок, основания для привлечения налогоплательщика к ответственности по статье 126 НК РФ за неисполнение требования отсутствуют.

Но исполнять требование подобным образом не нужно.
Из пункта 5 статьи 93 НК РФ следует, что документы, ранее представленные в налоговый орган в виде подлинников, должны быть возвращены проверяемому лицу. При этом НК РФ не содержит срока возврата таких документов.
После возврата подлинников налоговый орган вправе вновь их истребовать у налогоплательщика — запрет на повторное истребование документов в данном случае не применяется.
Что означает представление документов в виде заверенных копий?
Представление документов на бумажном носителе производится в виде заверенных проверяемым лицом копий. Заверенной копией документа является копия документа, на которую в соответствии с установленным порядком проставлены необходимые реквизиты, придающие ей юридическую силу.
Согласно пункту 3.26 ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации.
Требования к оформлению документов» (утверждён постановлением Госстандарта России № 65-ст от 3 марта 2003 года) при заверении соответствия копии документа подлиннику ниже реквизита «Подпись» проставляется заверительная надпись:

  • «Верно»;
  • должность лица, заверившего копию;
  • личная подпись;
  • расшифровка подписи (инициалы, фамилия);
  • дата заверения.

Помимо изложенного, Минфин рекомендует представлять копии документов с сопроводительным письмом и описью представляемых документов (письмо № 03-02-РЗ/39142 от 7 августа 2014 года).
Можно заверять документы факсимиле?
Нет, заверенные таким образом документы не будут рассмотрены налоговым органом как надлежащие копии (постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа № Ф03-5752/2014 от 19 января 2015 года).
Нужно ли заверять копии документов печатью?
Согласно ГОСТу допускается копию документа заверять печатью, определяемой по усмотрению организации.
C 7 апреля 2015 года статья 2 Федерального закона № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 8 февраля 1998 года (в редакции ФЗ № 82-ФЗ от 6 апреля 2015 года) закрепляет право общества иметь печать.
Обязанность общества использовать печать может быть предусмотрена федеральным законом. Сведения о наличии печати должны содержаться в уставе общества.
Аналогичный подход отражён и в Федеральном законе № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 года.
Таким образом, если правом иметь печать общество не воспользовалось, то изготовление копий документов может проводиться без заверения их печатью.
С 7 апреля 2015 года документы, представляемые в налоговые органы, принимаются вне зависимости от наличия (отсутствия) печати в них (письмо ФНС России № БС-4-17/13706 от 5 августа 2015 года).
Как заверить документ, в котором больше одной страницы?
Изготовленную копию многостраничного документа целесообразно прошить, пронумеровать и заверить в целом.
Для этого на оборотной стороне последнего листа помимо прочих реквизитов надлежит поставить надпись: «Всего пронумеровано, прошнуровано _____ листов» (количество листов указывается словами).
Из копий заверенных документов можно сформировать подшивку. При этом должна сохраниться возможность свободного чтения текста документа, возможность свободного копирования каждого отдельного листа документа в пачке.
Рекомендуется заверять копию каждого документа, а не подшивку. Только в этом случае соответствующие документы допустимо использовать в качестве подтверждения обстоятельств по делу о налоговом правонарушении (постановление ФАС Московского округа № КА-А41/11390-09 от 5 ноября 2009 года).
В случае представления незаверенных копий или заверения только последней страницы подшивки документов налогоплательщик может столкнуться с тем, что налоговый орган составит акт об обнаруженном правонарушении, предусмотренном статьёй 126 НК РФ, повторно запросит документы (особенно если в представленных незаверенных копиях им найдены ошибки).
Но отметим, что Минфином выпущено письмо № 03-02-РЗ/62336 от 29 октября 2015 года, из которого можно сделать вывод о допустимости представления документов в виде сшива документов.
Кроме того, есть примеры судебных актов, в которых признавалось, что действия налогоплательщика по своевременному представлению подшивки документов не образуют состава правонарушения, так как не являются отказом от представления документов (непредставлением документов).
Такой подход отражён, в частности, в постановлении ФАС Центрального округа по делу № А54-8663/2012 от 1 ноября 2013 года и постановлении ФАС Западно-Сибирского округа по делу № А75-10184/2011 от 24 августа 2012 года.
По нашему мнению, представление документов в виде сшива, заверенного на последнем листе, возможно при исполнении требования в порядке статьи 93.1 НК РФ.
При представлении документов по требованию, направленному на основании статьи 93 НК РФ, целесообразно заверять копию каждого документа отдельно.
Как представляются копии документов на бумажном носителе?
Способами представления истребуемых документов являются личное представление, представление через представителя, направление документов по почте заказным письмом.
В случае истребования документов в ходе проверки, которая проводится на территории налогоплательщика, может ли налогоплательщик, изготовив копии, предоставить их в распоряжение налогового органа на своей территории?
Такого способа исполнения требования НК РФ не содержит. Судебная практика исходит из системного толкования статей 89 и 93 НК РФ: истребованные документы должны быть представлены по месту проведения проверки.
Данное условие выполняется:

  • при проведении проверки на территории налогоплательщика;
  • при представлении документов по месту проведения проверки, где согласно статье 89 НК РФ должны находиться должностные лица налогового органа;
  • при получении инспекцией письма налогоплательщика о готовности истребуемых документов.

При наличии этих обстоятельств обязанность проверяемого лица обеспечить налоговому органу возможность своевременного получения документов исполнена (постановление ФАС Волго-Вятского округа по делу № А29-4831/2012 от 18 февраля 2013 года, постановление ФАС Московского округа № А40-78313/12-91-433 от 5 июня 2013 года).
Но информирование налогового органа о подготовке копий документов и их нахождении на территории налогоплательщика не является надлежащим исполнением требования о представлении документов, если проверка приостановлена (определение Верховного Суда № 304-КГ14-7880 от 9 февраля 2015 года).

В письме ФНС РФ № ЕД-4-2/13892@ от 7 августа 2015 года сказано, что в период приостановления проверки налогоплательщик должен представить документы в тот налоговый орган, который указан в требовании о представлении документов (информации).
Обязательно ли представлять на бумаге документы, которые были составлены в электронном виде?
Если истребуемые у налогоплательщика документы составлены в электронной форме по установленным ФНС форматам, налогоплательщик вправе направить их в налоговый орган по ТКС в порядке, установленном Приказом ФНС России № ММВ-7-2/168@ от 17 февраля 2011 года.
Представление документов в электронной форме по неустановленным форматам и (или) на магнитных носителях информации НК РФ не предусмотрено (письмо ФНС России № ЕД-4-2/15669 от 7 сентября 2015 года).
Когда истребуемый у налогоплательщика документ составлен в электронной форме не по установленным ФНС форматам, представление документа производится на бумажном носителе в виде заверенной налогоплательщиком копии с отметкой о подписании оригинала документа электронной подписью.
Возможность представления документов в xml-формате установлена для следующих документов:

  • счёт-фактура, корректировочный счёт-фактура, журнал учёта полученных и выставленных счетов-фактур, книга покупок, дополнительный лист книги покупок, книга продаж, дополнительный лист книги продаж (форматы утверждены Приказами ФНС РФ № ММВ-7-6/93@ от 4 марта 2015 года, № ММВ-7-15/189@ от 13 апреля 2016 года, № ММВ-7-15/155@ от 24 марта 2016 года);
  • документ о передаче товаров при торговых операциях (формат утверждён Приказом ФНС России № ММВ-7-10/551@ от 30 ноября 2015 года);
  • документ о передаче результатов работ, документ об оказании услуг (формат утверждён приказом ФНС России № ММВ-7-10/552@ от 30 ноября 2015 года);
  • акт приёмки-сдачи работ (услуг), товарная накладная (ТОРГ-12), счёт-фактура и документ об отгрузке товаров (выполнении работ), передачи имущественных прав (документ об оказании услуг), включающий в себя счёт-фактуру, корректировочный счёт-фактура и документ об изменении стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, включающий в себя корректировочный счёт-фактуру.

Какие документы могут быть представлены в виде сканированных образов?
Перечень указанных документов, которые могут быть направлены в налоговый орган по ТКС в виде скан-образов, в том числе с использованием pdf-формата, приведён в Приказе ФНС России № ММВ-7-6/465@ от 29 июня 2012 года.
В одном комплекте документов могут быть направлены и xml-файлы и скан-образы (письмо ФНС России № ЕД-4-15/24784 от 23 декабря 2016 года).
Документы, представляемые в электронной форме по ТКС, должны быть заверены усиленной квалифицированной электронной подписью.
Направить в налоговый орган в ответ на требование о представлении документов скан-образы иных документов налогоплательщик не вправе (письмо ФНС России № ЕД-4-15/21002 от 3 ноября 2016 года).
Вместе с тем, приём документов, представляемых в рамках статьи 93 НК РФ, может осуществляться налоговой инспекцией в виде скан-образов по ТКС в электронной форме с использованием типа документооборота «Обращение».
Какая ответственность за неисполнение требования?
Непредставление налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечёт взыскание штрафа по статье 126 НК РФ в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ.
При этом для возможности привлечения к ответственности в случаях представления документов в ненадлежащей форме и (или) ненадлежащим способом, факт непредставления запрашиваемых документов может быть зафиксирован налоговым органом при условии возврата налогоплательщику указанных документов.
При обнаружении фактов неисполнения требования должностным лицом налогового органа в течение 10 дней со дня выявления нарушения должен быть составлен акт, подписываемый этим должностным лицом и лицом, совершившим такое нарушение (пункт 1 статьи 101.4 НК РФ).
Как рассчитывается сумма штрафа?
Документ рассматривается как отдельный независимо от формы его выражения (бумажный или электронный).
Каждый непредставленный документ должен быть отдельно поименован в акте об обнаруженном правонарушении и решении налогового органа.
Когда в требовании отсутствует конкретный перечень истребуемых документов и не указывается их количество, то оснований для привлечения к ответственности нет (Постановление Президиума ВАС РФ № 15333/07 от 8 апреля 2008 года).
По смыслу пункта 1 статьи 126 НК РФ штраф взыскивается исходя из истребованных (указанных в требовании) и не представленных (несвоевременно представленных) документов и не может определяться расчётным путём.
Налогоплательщик не может быть привлечён к ответственности, если число не представленных им документов с достоверностью не определено налоговым органом.
Установление размера штрафа исходя из предположительного наличия у налогоплательщика хотя бы одного из числа запрошенных видов документов недопустимо (Определение Верховного Суда РФ № 302-КГ15-19180 от 4 февраля 2016 года).
Неуказание в требовании количества и реквизитов истребуемых документов защищает налогоплательщика от ответственности?
Отсутствие в требовании количества, реквизитов документов не всегда может служить основанием для освобождения от ответственности, поскольку указанными сведениями обладает сам налогоплательщик, а не налоговый орган. И, в частности, налогоплательщик не может не знать о количестве счетов-фактур, подлежащих представлению, так как самостоятельно ведёт книгу покупок, в которой они отражаются (Определение Верховного Суда РФ № 305-КГ17-6715 от 14 июня 2017 года).
В спорных ситуациях налоговый орган может определить размер штрафа по числу непредставленных документов, объединённых родовыми признаками (Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа № Ф02-5551/2015 от 9 октября 2015 года).
Такими группами могут выступать счета-фактуры полученные, счета-фактуры выставленные, договоры с контрагентом, первичные документы.
При подготовке возражений к акту, которым предлагается привлечь к ответственности по статье 126 НК РФ, и отсутствии обстоятельств, исключающих ответственность, рекомендуется заявлять о наличии смягчающих обстоятельств. К ним относятся любые обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность (статья 112 НК РФ).
В качестве смягчающих обстоятельств можно указать основания для продления срока исполнения требования, например, направление уведомления с ходатайством о продлении срока представления документов, а также непродолжительный период просрочки исполнения требования.