Обособленные структурные подразделения

ИА ГАРАНТ

Организации необходимо открыть обособленное подразделение (далее — ОП), которое не будет филиалом либо представительством ООО. Находиться будет в том же субъекте РФ, что и организация, но в другом муниципальном образовании.

Полномочиями по начислению выплат и вознаграждений в пользу физических лиц ОП наделяться не будет. ОП не будет иметь отдельный баланс, расчетный счет в банке. По месту нахождения недвижимости нет.

Организация применяет общий режим налогообложения.

Каков порядок открытия ОП? Какие изменения в налогообложении произойдут для организации после открытия ОП?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

В связи с принятием решения исполнительным органом юридического лица о создании обособленного подразделения организация представляет (в течение одного месяца со дня создания ОП) в налоговый орган по месту своего нахождения сообщение по форме N С-09-3-1, утвержденной приказом ФНС России от 09.06.2011 N ММВ-7-6/362@.

НДФЛ, относящийся к суммам дохода работников, следует перечислять отдельно по головной организации и обособленному подразделению. Сведения по форме 2-НДФЛ и Расчет сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом (форма 6-НДФЛ), представляются отдельно по головной организации и обособленному подразделению.

Организация будет производить уплату страховых взносов и представлять расчеты по страховым взносам по месту своего нахождения.

Уплата страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и представление отчетности в ФСС РФ будет производиться головной организацией.

Уплату налога на прибыль (авансовых платежей), а также декларирование можно производить по месту нахождения головной организации (без распределения на ОП) при представлении в налоговый орган соответствующего уведомления.

Уплата НДС и налога на имущество, а также их декларирование производятся по месту нахождения головной организации без распределения по ОП.

Обоснование вывода:

Обязанности организации в связи с созданием обособленного подразделения

1. Исходя из содержания ст. 55 ГК РФ в гражданском законодательстве под обособленным подразделением юридического лица понимается подразделение, расположенное вне места нахождения юридического лица, которое осуществляет все его функции или их часть, сведения о котором содержатся в ЕГРЮЛ, руководитель которого назначается юридическим лицом и действует на основании выданной юридическим лицом доверенности.

Помимо филиалов и представительств юридические лица вправе создавать иные территориально обособленные подразделения. Процедура создания обособленных подразделений (в отличие от филиалов, представительств) законодательством не урегулирована. Решения о создании обособленных подразделений принимаются исполнительным органом юридического лица в рамках текущего управления. Вместе с тем в уставе или иных внутренних документах общества может быть установлено согласование открытия таких обособленных подразделений с иными органами управления: общим собранием участников (акционеров), советом директоров общества, либо определяться, что открытие таких обособленных подразделений производится в рамках программ развития общества, утверждаемых органами управления общества, и т.п.

Для целей законодательства о налогах и сборах под обособленным подразделением организации понимается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца (п. 2 ст. 11 НК РФ).

В целях проведения налогового контроля организация подлежит постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения ее обособленных подразделений (п. 1 ст. 83 НК РФ). Организации обязаны сообщать в налоговый орган обо всех обособленных подразделениях российской организации, созданных на территории РФ, об изменениях в ранее сообщенные в налоговый орган сведения о таких обособленных подразделениях и обо всех обособленных подразделениях, которые закрываются этой организацией (пп.пп. 3 и 3.1 п. 2 ст. 23 НК РФ).

Постановка на учет в налоговых органах российской организации по месту нахождения ее обособленных подразделений, не являющихся филиалами или представительствами, осуществляется налоговыми органами на основании сообщений, представляемых (направляемых) этой организацией в соответствии с п. 2 ст. 23 НК РФ (п. 4 ст. 83 НК РФ). Такие сообщения представляются организацией в налоговый орган по месту своего нахождения в течение одного месяца со дня создания обособленных подразделений (пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ) по форме N С-09-3-1, утвержденной приказом ФНС России от 09.06.2011 N ММВ-7-6/362@).

В свою очередь, на основании п. 2 ст. 84 НК РФ налоговый орган в течение 5 дней со дня получения указанного сообщения от организации обязан осуществить постановку на учет этой организации по месту нахождения ее обособленного подразделения.

Таким образом, в рассматриваемой ситуации организации в связи с принятием решения исполнительным органом юридического лица о создании ОП следует представить (в течение одного месяца со дня создания ОП) в налоговый орган по месту своего нахождения сообщение по форме N С-09-3-1, утвержденной приказом ФНС России от 09.06.2011 N ММВ-7-6/362@.

2. В соответствии с пп. 7 п. 3.4 ст. 23 НК РФ на плательщиков страховых взносов возлагается обязанность сообщать в налоговый орган по месту нахождения российской организации — плательщика страховых взносов о наделении обособленного подразделения (включая филиал, представительство), созданного на территории РФ после 1 января 2017 года, полномочиями (о лишении полномочий) по начислению выплат и вознаграждений в пользу физических лиц в течение одного месяца со дня наделения его соответствующими полномочиями (лишения полномочий). Форма сообщения российской организации — плательщика страховых взносов о наделении обособленного подразделения (включая филиал, представительство) полномочиями (о лишении полномочий) по начислению выплат и вознаграждений в пользу физических лиц утверждена приказом ФНС России от 10.01.2017 N ММВ-7-14/4@.

Как сообщено в письмах Минфина России от 04.04.2017 N 03-15-06/19684, ФНС России от 09.03.2017 N БС-4-11/4211@, вопрос о необходимости наделения ОП полномочиями по начислению выплат и вознаграждений в пользу работников относится к организационным вопросам ведения организацией своей финансово-хозяйственной деятельности, и, соответственно, решения по ним принимаются организацией самостоятельно.

Как разъяснено в письме ФНС России от 14.02.2017 N БС-4-11/2748@, обязанность сообщать в налоговые органы о создании обособленного подразделения без наделения его указанными выше полномочиями у плательщиков страховых взносов отсутствует.

Поскольку в Вашем случае головная организация не наделяет ОП полномочиями по начислению выплат и вознаграждений в пользу физических лиц (то есть начисление выплат в пользу работников (как организации, так и ОП) производится централизованно), обязанность направить в налоговый орган соответствующее сообщение у вашей организации не возникает (смотрите также письма Минфина России от 02.03.2017 N 03-15-06/11948, от 02.03.2017 N 03-15-06/11940, от 27.02.2017 N 03-15-06/10920).

3. Кроме того, действуя как страхователи по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, юридические лица обязаны сообщать в территориальные органы ФСС РФ о создании, ликвидации, изменении адреса (места нахождения) и (или) наименования обособленных подразделений, которым для совершения операций открыты счета в банках (иных кредитных организациях) и которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц (пп. 2 п. 1 ст. 6, пп. 13 п. 2 ст. 17 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее — Закон N 125-ФЗ), смотрите также письмо ФСС РФ от 08.02.2017 N 02-09-14/05-02-980).

Поскольку созданное Вашей организацией обособленное подразделение не имеет счета в банке и не начисляет выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, то оно не регистрируется в органе ФСС по своему местонахождению.

4. Полагаем также, что в целях уплаты налога на прибыль через головную организацию следует подать в налоговый орган по месту учета организации соответствующее Уведомление (смотрите письмо ФНС России от 30.12.2008 N ШС-6-3/986 «Об уведомлениях по уплате налога на прибыль организаций в бюджеты субъектов Российской Федерации»).

5. Согласно абзацу четвертому п. 2 Указания Банка России от 11.03.2014 N 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» (далее — Указание N 3210-У) обособленному подразделению, сдающему наличные деньги на банковский счет, открытый юридическому лицу в банке, лимит остатка наличных денег устанавливается в порядке, предусмотренном Указанием N 3210-У для юридического лица. При этом юридическое лицо, в состав которого входят обособленные подразделения, сдающие наличные деньги в кассу юридического лица, определяет лимит остатка наличных денег с учетом лимитов остатка наличных денег, установленных этим обособленным подразделениям (абзац пятый п. 2 Указания N 3210-У).

Таким образом, если ОП не будет самостоятельно сдавать деньги в банк либо в кассу организации, то устанавливать лимит остатка наличных денег ОП не следует.

НДФЛ

Пунктом 7 ст. 226 НК РФ установлено, что сумма НДФЛ, исчисленная и удержанная налоговым агентом у физического лица, в отношении которого он признается источником дохода, уплачивается в бюджет по месту учета налогового агента в налоговом органе. При этом налоговые агенты, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы НДФЛ в бюджет как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего ОП. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения ОП, определяется исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этого обособленного подразделения, а также исходя из сумм доходов, начисляемых и выплачиваемых по договорам гражданско-правового характера, заключаемым с физическими лицами обособленным подразделением (уполномоченными лицами обособленного подразделения) от имени такой организации.

То есть по общему правилу НДФЛ должен перечисляться отдельно по головной организации и обособленному подразделению. НДФЛ, относящийся к суммам дохода работников ОП, должен перечисляться по месту нахождения (месту постановки на учет) этого ОП.

ФНС России в письмах от 12.03.2014 N БС-4-11/4431@, от 03.08.2011 N АС-4-3/12547 разъяснила, что при перечислении НДФЛ за работников ОП следует оформлять отдельные платежные поручения по каждому обособленному ОП с указанием присвоенного ему при постановке на налоговый учет КПП и соответствующего кода ОКТМО муниципального образования, в бюджет которого перечисляется НДФЛ. Производить уплату налога централизованно, одним платежным поручением по месту нахождения головной организации как за работников головной организации, так и за работников ОП, по мнению ФНС, нельзя (письма УФНС по г. Москве от 28.04.2007 N 28-11/040726, от 01.07.2010 N 20-15/3/068888).

Представление сведений по форме 2-НДФЛ и расчетов 6-НДФЛ

На основании четвертого абзаца п. 2 ст. 230 НК РФ налоговые агенты, имеющие ОП, представляют сведения по форме 2-НДФЛ и Расчет сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом (форма 6-НДФЛ) в отношении работников ОП в налоговый орган по месту учета ОП, а также в отношении физических лиц, получивших доходы по договорам гражданско-правового характера, в налоговый орган по месту учета ОП, заключивших такие договоры (смотрите также письма ФНС России от 30.12.2015 N БС-4-11/23300@, от 28.12.2015 N БС-4-11/23129@, письма Минфина России от 19.11.2015 N 03-04-06/66970, ФНС России от 23.03.2016 N БС-4-11/4900@).

В письме ФНС России от 23.03.2016 N БС-4-11/4900 сообщено, что в случае заполнения расчета по форме 6-НДФЛ организацией, имеющей обособленные подразделения, в поле «КПП» указывается КПП по месту учета организации по месту нахождения ее обособленного подразделения.

В письме Минфина России от 23.12.2016 N 03-04-06/77778 специалисты финансового ведомства отмечают: обязанность налоговых агентов представлять расчет сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом, в налоговый орган как по месту своего учета, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения корреспондирует с обязанностью налоговых агентов уплачивать совокупную сумму налога, исчисленную и удержанную налоговым агентом у налогоплательщика, в отношении которого он признается источником выплаты дохода (смотрите также письмо ФНС России от 28.12.2015 N БС-4-11/23129@).

Таким образом, представлять сведения по форме 2-НДФЛ и расчет 6-НДФЛ необходимо отдельно по головной организации и по обособленному подразделению (письма ФНС России от 09.11.2016 N БС-4-11/21223@, от 02.11.2016 N 03-04-06/64099).

Страховые взносы

В соответствии с п. 1 ст. 30 НК РФ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов осуществляют налоговые органы.

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются в том числе лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в частности организации.

В соответствии с п. 7 ст. 431 НК РФ плательщики (организации), указанные в пп. 1 п. 1 ст. 419 НК РФ, представляют расчет по страховым взносам (не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом):

  • в налоговый орган по месту нахождения организации;

  • по месту нахождения обособленных подразделений организаций, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц.

Форма расчета по страховым взносам, порядок его заполнения, а также формат представления расчета по страховым взносам в электронной форме утверждены приказом ФНС России от 10.10.2016 N ММВ-7-11/551@ (далее — Приказ N ММВ-7-11/551@), который вступил в силу с 01.01.2017 и применяется начиная с представления расчета по страховым взносам за первый расчетный (отчетный) период 2017 года (п. 2 Приказа N ММВ-7-11/551@, смотрите также письмо ФНС России от 19.07.2016 N БС-4-11/12929@).

Согласно пп. 11 ст. 431 НК РФ уплата страховых взносов и представление расчетов по страховым взносам производятся организациями:

  • по месту их нахождения;

  • по месту нахождения обособленных подразделений, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, если иное не предусмотрено п. 14 ст. 431 НК РФ.

Таким образом, при наличии у организации обособленных подразделений уплата страховых взносов и представление расчетов по ним производятся организацией по месту нахождения обособленных подразделений, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц (независимо от наличия у обособленных подразделений отдельного баланса, наличия открытого расчетного счета в банке).

Поскольку в рассматриваемой ситуации организация не наделяет полномочиями обособленное подразделение по начислению выплат и вознаграждений в пользу физических лиц, то организации следует производить уплату страховых взносов и представлять расчеты по страховым взносам по месту нахождения организации. Данный вывод следует в том числе из писем Минфина России от 08.02.2017 N 03-15-06/6671, от 06.03.2017 N 03-15-10/12652, от 02.03.2017 N 03-15-06/11948.

Страховые взносы от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

Согласно п. 11 ст. 22.1 Закона N 125-ФЗ обособленные подразделения страхователей — юридических лиц, которым для совершения операций открыты счета в банках (иных кредитных организациях) и которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, исполняют обязанности организации по уплате страховых взносов (ежемесячных обязательных платежей) и обязанности по представлению расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам по месту своего нахождения, если иное не предусмотрено п. 14 ст. 22.1 Закона N 125-ФЗ.

Как уже было отмечено, если обособленные подразделения не имеют банковского счета и самостоятельно не начисляют вознаграждения в пользу физических лиц, то организации не требуется производить регистрацию организации по месту нахождения обособленных подразделений в качестве страхователя в органе ФСС РФ (пп. 2 п. 1 ст. 6 Закона N 125-ФЗ). Соответственно, в этом случае уплата страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и представление отчетности в ФСС РФ возлагаются на головную организацию.

Налог на прибыль организаций

Особенности исчисления и уплаты налога на прибыль организаций налогоплательщиком, имеющим обособленные подразделения, определены ст. 288 НК РФ.
Налогоплательщики — российские организации, в состав которых входят обособленные подразделения, производят исчисление и уплату:

  • сумм авансовых платежей и налога на прибыль, подлежащих уплате в федеральный бюджет, — по месту нахождения головной организации без распределения этих сумм по обособленным подразделениям (п. 1 ст. 288 НК РФ);

  • сумм авансовых платежей и налога на прибыль, подлежащих уплате в бюджет субъекта РФ, — по месту нахождения головной организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений исходя из доли прибыли каждого обособленного подразделения (головной организации) (п. 2 ст. 288 НК РФ).

Доля прибыли, приходящейся на обособленное подразделение, определяется как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого обособленного подразделения соответственно в среднесписочной численности работников (расходах на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества, определенной в соответствии с п. 1 ст. 257 НК РФ, в целом по налогоплательщику.

Перечислять налог на прибыль по месту нахождения обособленных подразделений нужно независимо от того, есть ли у них доходы и расходы, формирующие налоговую базу (письмо Минфина России от 10.10.2011 N 03-03-06/1/640).
Декларация по налогу на прибыль представляется в налоговые органы по месту нахождения организации и каждого обособленного подразделения (первый абзац п. 1 ст. 289 НК РФ) в том числе и в ситуации, когда суммы налога на прибыль к уплате нет (письмо Минфина России от 22.01.2013 N 03-03-06/1/20).

В то же время если налогоплательщик имеет несколько обособленных подразделений на территории одного субъекта РФ, то распределение прибыли по каждому из этих подразделений может не производиться. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет этого субъекта РФ, в таком случае определяется исходя из доли прибыли, исчисленной из совокупности показателей обособленных подразделений, находящихся на территории одного субъекта РФ. При этом налогоплательщик самостоятельно выбирает то обособленное подразделение, через которое осуществляется уплата налога в бюджет этого субъекта РФ, уведомив о принятом решении налоговые органы, в которых налогоплательщик состоит на налоговом учете по месту нахождения своих обособленных подразделений, до 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду. Уведомления (смотрите письмо ФНС от 30.12.2008 N ШС-6-3/986) представляются в налоговый орган в случае, если налогоплательщик изменил порядок уплаты налога, изменилось количество подразделений на территории субъекта РФ или произошли другие изменения, влияющие на порядок уплаты налога. При этом подразделением, «ответственным» за уплату налога, может быть и сама головная организация.

Поскольку в рассматриваемой ситуации организация и её ОП находятся в одном субъекте РФ, то уплата налога на прибыль (авансовых платежей) правомерно может производиться только по месту нахождения головной организации без распределения на ОП. Если организация решит, что налог на прибыль будет уплачиваться головной организацией за созданное ОП, то, как уже было замечено выше, об этом надо уведомить налоговый орган.

НДС

НДС целиком уплачивается в федеральный бюджет. В соответствии с п. 1 ст. 143 НК РФ плательщиками НДС признаются организации, но не филиалы, представительства или обособленные подразделения.

Организации, создавшие обособленные подразделения, уплачивают НДС по месту постановки их на учет без распределения налога по обособленным подразделениям. Налоговые декларации по НДС представляются в налоговый орган по месту учета головной организации. Обязанность представления декларации по НДС в налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения организации ст. 174 НК РФ не предусмотрена (письма УФНС России по г. Москве от 27.03.2007 N 19-11/028237, УМНС по г. Москве от 10.01.2003 N 11-14/1719).

Таким образом, уплата НДС и декларирование производятся по месту нахождения головной организации без распределения по обособленному подразделению.

Налог на имущество

В соответствии со ст. 384 НК РФ организация, в состав которой входят обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, уплачивает налог на имущество (авансовые платежи по налогу) в бюджет по месту нахождения каждого из обособленных подразделений в отношении имущества, признаваемого объектом налогообложения в соответствии со ст. 374 НК РФ, находящегося на отдельном балансе каждого из них. Таким образом, обязанность организации по уплате налога по месту нахождения обособленного подразделения возникает только в отношении имущества, учитываемого подразделением на его отдельном балансе (письма Минфина России от 01.02.2016 N 03-07-11/4411, от 19.06.2009 N 03-05-04-01/44, от 26.03.2008 N 03-05-05-01/20, от 20.12.2007 N 03-05-06-01/145, от 20.09.2006 N 03-06-01-04/177, от 19.01.2006 N 03-06-01-04/07, УФНС России по г. Москве от 23.09.2010 N 16-15/00102). Однако в рассматриваемом случае, как мы поняли из вопроса, обособленное подразделение не будет выделяться на отдельный баланс.

При этом ст. 385 НК РФ определено, что организация, учитывающая на балансе объекты недвижимого имущества, находящиеся вне местонахождения организации или ее обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, уплачивает налог (авансовые платежи) в бюджет по местонахождению каждого из указанных объектов недвижимого имущества.

Это значит, что если подразделение головной организации, находящееся вне ее места нахождения, не выделено на отдельный баланс и наделено только движимым имуществом, то такое имущество должно учитываться при определении налоговой базы головной организации. Исчисление и уплата налога (авансовых платежей), а также представление налоговой декларации (налогового расчета по авансовым платежам) должны производиться по месту нахождения головной организации. Такой вывод представлен в письмах Минфина России от 20.03.2012 N 03-05-05-01/16, от 11.03.2009 N 03-05-05-01/17, от 26.03.2008 N 03-05-05-01/20, от 20.12.2007 N 03-05-06-01/145 и др., ФНС России от 13.03.2012 N БС-4-11/4175.

Рекомендуем ознакомиться со следующими материалами:

— Энциклопедия решений. Иные обособленные подразделения;

— Энциклопедия решений. Обособленное подразделение для целей налогового контроля (учета);

— Энциклопедия решений. Исчисление и уплата НДФЛ налоговыми агентами, имеющими обособленные подразделения;

— Энциклопедия решений. Представление налоговыми агентами расчета исчисленных и удержанных сумм НДФЛ по форме 6-НДФЛ

— Энциклопедия решений. Исчисление и уплата страховых взносов обособленными подразделениями организации с 1 января 2017 года;

— Энциклопедия решений. Страхование от несчастных случаев и профзаболеваний. Регистрация страхователей;

— Энциклопедия решений. Исчисление и уплата налога на прибыль при наличии обособленных подразделений;

— Энциклопедия решений. Исчисление и уплата налога на имущество организаций при наличии обособленных подразделений;

— Энциклопедия решений. Лимит остатка наличных денег в обособленных подразделениях.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член Российского Союза аудиторов Федорова Лилия

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Мельникова Елена

Добавить в «Нужное»

Обновление: 22 апреля 2019 г.

Нормы действующего законодательства РФ позволяют компаниям вести свою деятельность не только по месту своего нахождения, но и на территориальном удалении от него.

В каких случаях при этом необходимо регистрировать филиал, а в каких – иное обособленное подразделение, а также чем отличается филиал от обособленного подразделения, разберемся в данной консультации. А заодно ответим на вопрос: обособленное подразделение – это филиал или нет.

Филиалы и обособленные подразделения организации

Обособленным подразделением является любое территориально удаленное от местонахождения организации подразделение, в котором созданы стационарные рабочие места (то есть на срок более одного месяца) независимо от того, отражено ли создание такого подразделения в учредительных документах организации, и от полномочий, которыми оно наделено (ст. 11 НК РФ).

Обособленным подразделением может являться филиал или представительство. Однако отличие обособленного подразделения от филиала и представительства все же существует (ст. 55 ГК РФ).

Разница между филиалом и обособленным подразделением обусловлена тем, что филиал это обособленное подразделение юридического лица, расположенное удаленно от места его нахождения и осуществляющее функции головной организации (либо их часть), в том числе функции представительства. Представительством, в свою очередь, является обособленное подразделение организации, расположенное удаленно от ее местонахождения и представляющее интересы юридического лица и осуществляющее их защиту. Простое же обособленное подразделение (территориально удаленное и имеющее стационарные рабочие места) в отличие от филиала не вправе осуществлять функции головной организации (ст. 55 ГК РФ).

Кроме этого, отличие филиала от обособленного подразделения также заключается в том, что сведения о филиале должны быть указаны в едином государственном реестре юридических лиц. Сведения же о простом обособленном подразделении, имеющем стационарные рабочие места, вносить в ЕГРЮЛ не нужно (ст. 55 ГК РФ).

Иными словами, обособленное подразделение – это и филиал, и представительство, и обычное обособленное подразделение, не имеющее статуса филиала или представительства.

Филиал или обособленное подразделение: отличия (таблица)

Делая выбор между обособленным подразделением или филиалом, в первую очередь нужно понимать какие именно функции будут возложены на данное подразделение, планируется ли самостоятельное ведение бухгалтерского учета, будет ли подразделение иметь отдельные расчетные счета. Для удобства приведем основные отличия в виде таблицы.

Филиал, представительство, обособленное подразделение – различия:


п/п
Простое обособленное подразделение, имеющее стационарные рабочие места Филиал Представительство
1 Функции подразделения
Работник ведет трудовую деятельность на рабочем месте (ст. 11 НК РФ). Осуществляет все или часть функций головной организации. Осуществляет функции представительства (ст. 55 ГК РФ). Представляет и защищает интересы самой организации (ст. 55 ГК РФ).
2 Возможность ведения коммерческой деятельности подразделением
Может вести коммерческую деятельность через рабочие места (ст. 11 НК РФ, ст. 55 ГК РФ). Может вести коммерческую деятельность (ст. 55 ГК РФ). Не может вести коммерческую деятельность (ст. 55 ГК РФ).
3 Необходимость уведомления налоговой инспекции о создании подразделения
Необходимо уведомить налоговую инспекцию в течение одного месяца со дня создания (подп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ, п. 4 ст. 83 НК РФ). Обязанность уведомлять налоговую инспекцию не предусмотрена (подп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ, п. 3 ст. 83 НК РФ), поскольку сведения о филиале нужно внести в ЕГРЮЛ. Обязанность уведомлять налоговую инспекцию не предусмотрена (подп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ, п. 3 ст. 83 НК РФ), поскольку сведения о представительстве нужно внести в ЕГРЮЛ.
4 Отражение сведений о подразделении в ЕГРЮЛ
Сведения не указываются в ЕГРЮЛ (п. 4 ст. 83 НК РФ). Сведения указываются в ЕГРЮЛ (п. 3 ст. 55 ГК РФ, п. 3 ст. 83 НК РФ). Сведения указываются в ЕГРЮЛ (п. 3 ст. 55 ГК РФ, п. 3 ст. 83 НК РФ).
5 Порядок создания подразделения
Приказ генерального директора (директора) (п. 1 ст. 5, подп. 4 п. 3 ст. 40 Закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ). Решение собственника организации (п. 1 ст. 5 закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ, ст. 5 Закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ). Решение собственника организации (п. 1 ст. 5 Закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ, ст. 5 закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ).
6 Возможность самостоятельного ведения подразделением бухгалтерского учета
Может вести самостоятельный бухгалтерский учет, но бухгалтерская отчетность по организации в целом должна включать показатели деятельности всех обособленных подразделений (п. 8 ПБУ 4/99). Может вести самостоятельный бухгалтерский учет, но бухгалтерская отчетность по организации в целом должна включать показатели деятельности всех филиалов (п. 8 ПБУ 4/99, Письмо Минфина РФ от 29.03.2004 N 04-05-06/27). Может вести самостоятельный бухгалтерский учет, но бухгалтерская отчетность по организации в целом должна включать показатели деятельности всех представительств (п. 8 ПБУ 4/99, Письмо Минфина РФ от 29.03.2004 N 04-05-06/27).
7 Возможность открытия подразделением собственного расчетного счета в банке
Может открыть собственный расчетный счет (п. 4.3 Инструкции Банка России от 30.05.2014 № 153-И). Может открыть собственный расчетный счет (п. 4.3 Инструкции Банка России от 30.05.2014 № 153-И). Может открыть собственный расчетный счет (п. 4.3 Инструкции Банка России от 30.05.2014 № 153-И).

А. Локтионова
Разделы: Бухгалтерский учет

Обособленное подразделение организации — любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение.
Порядок ведения бухгалтерского учета организации, имеющей обособленные подразделения, а также документооборот , зависит от характера и объема полномочий, которые представляет головная организация своим обособленным подразделениям.
Организация может либо обязать свой филиал самостоятельно вести бухгалтерский учет осуществляемых им операций с оформлением обособленного балансового отчета, либо лишить его данных полномочий, организовав бухгалтерский учет в целом в головной организации. В последнем случае необходимо организовать четкую систему своевременного и полного сбора и передачи из обособленных подразделений первичных документов для отражения их в бухгалтерском учете организации.

    Порядок ведения бухгалтерского учета

Для организаций, имеющих обособленные подразделения, более приемлема система организации бухгалтерского учета, основанная на передаче последним полномочий по самостоятельному ведению такого учета в части осуществляемых ими финансово-хозяйственных операций.
Головная организация отражает в бухгалтерском учете только финансово-хозяйственные операции, непосредственно осуществляемые ею, а бухгалтерскую отчетность юридического лица оформляет путем суммирования показателей как собственных учетных регистров, так и показателей внутренней бухгалтерской отчетности обособленных подразделений.
Вместе с тем отражение в бухгалтерском учете операций по перераспределению имущества между головной организацией и обособленными подразделениями, между самими обособленными подразделениями, а также по формированию себестоимости продукции (работ, услуг), производимой несколькими обособленными подразделениями, осуществляется одновременно в нескольких сегментах бухгалтерской службы организации. Поэтому данные операции не могут быть отражены в бухгалтерском учете и внутренней бухгалтерской отчетности только головной организации или одного из ее обособленных подразделений. Показатели бухгалтерской отчетности по взаиморасчетам головной организации с обособленными подразделениями, а также этих подразделений между собой должны быть сформированы на основании данных регистров бухгалтерского учета головной организации или обособленного подразделения, сформированных на основании первичных учетных документов.
Ошибкой является формирование финансовой отчетности организации, имеющей обособленные подразделения, только на основании данных внутренней бухгалтерской отчетности обособленных подразделений.

    Документооборот

В головной офис (в соответствии с утвержденными руководителем организации в учетной политике сроками) передаются все оформляемые вне его расположения первичные учетные документы, если филиал (представительство) не выделен на отдельный баланс, а также при проведении операций с обособленным имуществом.
Получив их, бухгалтерия организации отражает результаты совершенных такими обособленными подразделениями финансово-хозяйственных операций в бухгалтерском учете головного офиса.
К первичным учетным документам, передаваемым из филиалов (представительств) организации, прикладывается реестр передачи, в котором обязательно указываются:

  • наименование филиала (представительства);
  • период, за который передаются документы;
  • перечень передаваемых документов с указанием их наименований, дат оформления, натуральной и стоимостной оценок, подписями оформивших их лиц;
  • расписки ответственных должностных лиц головного офиса и филиала (представительства) о приеме-сдаче документов.

Реестр оформляется в двух экземплярах: соответственно для головного офиса и филиала (представительства). Если первичные учетные документы передаются филиалом не напрямую в головной офис, а в другое обособленное подразделение организации, выделенное на отдельный баланс, реестр приема-передачи оформляется в трех экземплярах. При этом бухгалтер обособленного подразделения, выделенного на отдельный баланс, делает в экземпляре реестра, предназначенном для передачи в головной офис, отметку об отражении полученных первичных учетных документов в своем бухгалтерском учете.

    Организация бухгалтерии в филиале

Более приемлемым является передача обособленным подразделениям полномочий по самостоятельному ведению такого учета в части осуществляемых ими финансово-хозяйственных операций. При этом в каждом филиале (представительстве) создается самостоятельная бухгалтерия, являющаяся составной частью единой бухгалтерской службы организации. Бухгалтерия филиала отражает осуществляемые им финансово-хозяйственные операции в своем обособленном учете в сроки, определенные учетной политикой организации.
Для обеспечения достоверности бухгалтерского учета внутрихозяйственных расчетов обмен информацией между головным офисом организации и ее филиалами (представительствами), выделенными на отдельный баланс, а также такими подразделениями между собой организуется:

  • путем прямого импорта данных бухгалтерского учета обособленных подразделений в бухгалтерский учет головного офиса организации или других ее филиалов (представительств);
  • с оформлением авизо (по регламентированной учетной политикой организации форме) на передачу в бухгалтерский учет соответствующего подразделения организации суммарных данных о движении имущества, денежных средств, затрат, обязательств и финансовых результатов.

Импорт в бухгалтерский учет головного офиса всех оформленных в обособленных подразделениях организации бухгалтерских проводок осуществляется в соответствии с правилами, установленными разработчиками применяемого в организации для ведения бухгалтерского учета программного обеспечения.
В целях документального оформления такого импорта, а также контроля за своевременностью и полнотой передачи данных составляются реестры передачи с указанием, от кого и кому переданы данные бухгалтерского учета, количества передаваемых бухгалтерских проводок, номенклатуры, количества, стоимости и мест хранения соответствующих первичных учетных документов.
Чтобы контролировать наличие и состояние активов и пассивов каждого филиала (представительства), при организации бухгалтерского учета внутрихозяйственных расчетов целесообразно применять так называемые трехуровневые номера субсчетов следующей структуры — 79-X-XX-XX-X, где:

  • первые три знака — номер счета (79 «Внутрихозяйственные расчеты», субсчет 1 «Расчеты по выделенному имуществу» или 2 «Расчеты по прочим текущим операциям»);
  • четвертый и пятый знаки — порядковые номера обособленных структурных подразделений, в которых находятся те или иные активы и пассивы организации (2, 3; головному офису для организации учета в обособленных подразделениях присваивается отдельный порядковый номер — 1);
  • шестой, седьмой и восьмой знаки — номера используемых в структурных подразделениях организации счетов и субсчетов бухгалтерского учета согласно Плану счетов.

Смотрите также: «Бухучет обособленных подразделений: оформление авизо».

Обособленным подразделением признается любое территориально обособленное подразделение ООО, по месту нахождения которого оборудованы рабочие места, созданные более чем на месяц. При этом не важно, указано ли такое подразделение в Уставе ООО и какие у него полномочия (абз. 18 п. 2 ст. 11 НК РФ).

К обособленным подразделениям относятся (п. 1, п. 2 ст. 55 ГК РФ):

  • представительство – обособленное подразделение ООО, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту;
  • филиал – обособленное подразделение ООО, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть (в том числе функции представительства);
  • иное подразделение организации, не являющееся филиалом или представительством.

Подробнее о том, нужно ли создавать обособленное подразделение, если ООО принимает на работу дистанционного сотрудника в другой местности, см. Возникает ли у ООО обособленное подразделение, если оно принимает на работу дистанционного сотрудника в другой местности?

Законом урегулирован порядок создания обособленных подразделений – филиала и представительства. Порядок создания иных обособленных подразделений в законе не определен. На практике для создания такого структурного подразделения часто используется порядок, аналогичный тому, который установлен для создания филиала или представительства. Рассмотрим процедуру создания филиала или представительства более подробно.

Принять решение о создании филиала или представительства

Решение о создании филиала или представительства ООО может быть принято:

В случае проведения общего собрания для принятия решения о создании филиала или представительства необходимо получить согласие не менее двух третей всех участников. Указанное минимальное количество голосов может быть увеличено уставом общества.

Для случаев, когда решение принимается советом директоров, минимальное количество голосов законом не установлено и должно быть определено в уставе ООО.

Если в ООО только один участник, решение о создании филиала или представительства он принимает единолично.

Подробнее о том, как провести общее собрание участников см. Общее собрание участников ООО.

Поскольку филиал и представительство не являются самостоятельными юридическими лицами, они действуют на основании утвержденных обществом положений (п. 3 ст. 55 ГК РФ, п. 4 ст. 5 Закона об ООО). Поэтому после принятия решения об их создании следует также утвердить положение о филиале (представительстве), в котором должно быть указано:

  • место нахождения филиала (представительства);
  • функции филиала (представительства);
  • права филиала (представительства);
  • права и обязанности ООО перед филиалом (представительством);
  • порядок управления имуществом филиала (представительства).

Зарегистрировать изменения

С 01.09.2014 вносить какие-либо изменения в устав ООО в связи с созданием филиала или представительства не требуется. Необходимо лишь зафиксировать информацию о новом структурном подразделении в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) (абз. 3 п. 3 ст. 55 ГК РФ).

Сделать это необходимо в течение трех рабочих дней со дня принятия решения о создании филиала (представительства) (пп. «н» п. 1, п. 5 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон № 129-ФЗ).

Если создается обособленное подразделение, не являющееся филиалом и представительством, этот этап можно пропустить и перейти к Шагу 3.

Для внесения изменений в ЕГРЮЛ в связи созданием филиала или представительства необходимо выполнить следующие действия.

Подать документы в регистрирующий орган

Ранее сведения о филиалах и представительствах ООО необходимо было фиксировать в учредительных документах. Следовательно, при создании или ликвидации такого подразделения изменения в учредительных документах необходимо было регистрировать путем подачи в налоговые органы заявления по форме Р13001, утв. приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@.

С 01.09.2014 указывать сведения о филиалах и представительствах ООО в его учредительных документах не нужно (соответствующие изменения были внесены в п. 3 ст. 55 ГК РФ). Необходимо лишь внести соответствующие изменения в ЕГРЮЛ.

Однако при этом остается нерешенным вопрос, какое заявление следует использовать, поскольку формы заявлений пока не приведены в соответствие с законом. Форма Р13001 позволяет прямо указать на создание филиала или представительства, но предназначена для регистрации изменений уставных документов. Форма Р14001 позволяет внести в реестр изменения, не связанные с исправлениями учредительных документов, но и не содержит пунктов о создании обособленных подразделений.

Рекомендуем в данном случае использовать форму Р13001. Косвенно это подтверждается разъяснениями ФНС России в письме от 06.03.2015 № СА-4-14/3666@ о том, что до приведения нормативно-правовых актов в соответствие с законом при внесении в ЕГРЮЛ сведений о прекращении деятельности филиала (представительства) можно использовать форму Р13001. Однако не исключено, что на практике налоговые органы будут принимать также и форму Р14001. О том, какую именно форму следует заполнять, рекомендуется уточнить в налоговом органе, в который она будет подаваться.

  • направить по почте;
  • передать через нотариуса;
  • передать лично или через представителя, действующего на основании нотариальной доверенности;
  • направить по информационно-телекоммуникационным сетям;
  • представить через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.

За исключением некоторых случаев подлинность проставленной на заявлении подписи нужно заверить в нотариальном порядке (п. 1.2 ст. 9 Федерального закона № 129-ФЗ).

Если документы подаются заявителем лично непосредственно в регистрирующий орган, то заверять в нотариальном порядке его подпись на заявлении о государственной регистрации не требуется (абз. 3 п. 1.2 ст. 9 Закона № 129-ФЗ). В этом случае заявитель должен в присутствии представителя регистрирующего органа заполнить раздел последнего листа заявления и поставить подпись (письмо ФНС России от 14.05.2014 № СА-4-14/9238).

Отметим, что инспекция не может отказать в приеме заявления (п. 49 Административного регламента).

Получить расписку о приеме документов

При подаче заявления выдается расписка в их получении.

Если заявление подается лично, то работники инспекции выдают расписку на руки в тот же день.

Если заявление подано через представителя, то расписка направляется на почтовый адрес заявителя.

В случае направления заявления по почте инспекция вышлет расписку по указанному заявителем адресу не позднее рабочего дня, следующего за днем получения заявления.

Если заявление подано в электронной форме, расписка направляется в виде электронного документа на электронную почту заявителя.

При подаче документов в регистрирующий орган через многофункциональный центр расписка в их получении выдается многофункциональным центром (если иной способ получения расписки не указан заявителем). Такой порядок установлен в п. 3 ст. 9 Закона № 129-ФЗ.

Получить документы, подтверждающие изменения в ЕГРЮЛ

Регистрация изменений в ЕГРЮЛ осуществляется в срок не более 5 дней со дня подачи всех необходимых документов (п. 1 ст. 8 Закона № 129-ФЗ). После этого в инспекции можно получить документ, подтверждающий факт внесения записи изменений в ЕГРЮЛ (п. 15 Административного регламента), а именно лист записи ЕГРЮЛ (форма № Р50007, утв. приказом ФНС России от 12.09.2016 № ММВ-7-14/481@).

Указанный документ в электронной форме (подписанный УКЭП) инспекция направляет заявителю на адрес электронной почты, указанный в заявлении на регистрацию, и тот, который указан в ЕГРЮЛ. Причем не важно каким именно способом документы поступили на регистрацию. Срок направления документов — не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения установленного для регистрации срока (п. 3 ст. 11 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ).

По запросу заявителя инспекция (МФЦ, нотариус) может выдать подтверждающие регистрацию документы в бумажном виде.

Поставить обособленное подразделение на учет в инспекции

При создании филиала или представительства вставать на учет в налоговой инспекции по месту их нахождения не нужно. Инспекция сделает это самостоятельно исходя из данных о создании обособленного подразделения, внесенных в ЕГРЮЛ (п. 3 ст. 83 НК РФ).

Если создается обособленное подразделение, не являющееся филиалом или представительством, то организация обязана встать на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого из них (абз. 2 п. 1 ст. 83 НК РФ).

Такое сообщение может быть подано (п. 7 ст. 23 НК РФ):

  • лично заявителем или через представителя, действующего на основании доверенности. Заверять ее у нотариуса не требуется (п. 4 ст. 185.1 ГК РФ).
  • по почте заказным письмом;
  • в электронной форме (приложение № 8 к приказу ФНС РФ от 09.06.2011 № ММВ-7-6/362@) по телекоммуникационным каналам связи, подписанное усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя или представителя.

Если ООО представляет сообщение в электронной форме, то необходимо руководствоваться Порядком их заполнения и направления, утв. приказом ФНС РФ от 09.06.2011 № ММВ-7-6/362@ (абз 3, 4 п. 7 ст. 23 НК РФ).

Инспекция поставит созданное обособленное подразделение на учет в течение 5 дней со дня получения сообщения (абз. 2 п. 2 ст. 84 НК РФ).

Следует иметь в виду, что если несколько обособленных подразделений находятся в одном муниципальном образовании, городе федерального значения, но на территориях, подведомственных разным налоговым органам, ставить обособленное подразделение на учет можно только в одном из них на усмотрение организации (п. 4 ст. 83 НК РФ).

Обратите внимание: По мнению Минфина России, форма организации, а также срок нахождения работников на стационарных рабочих местах никак не влияют на обязанность организации в стать на учет по месту нахождения его обособленного подразделения. Отсутствие в таком подразделении работников при наличии оборудованных стационарных рабочих мест влечет обязанность постановки на учет (см. письмо Минфина России от 16.05.2017 № 03-02-07/30877).

Назначить руководителя подразделения

Руководителем подразделения можно назначить кого-то из уже имеющихся сотрудников либо это может быть вновь принятое на работу лицо. Во втором случае необходимо заключить трудовой договор с вновь принятым на эту должность лицом или осуществить перевод.

Подробнее о том, как заключить трудовой договор с гражданином РФ, см. Прием на работу российских граждан.

Подробнее о том, как заключить трудовой договор с иностранным гражданином, см. Трудовые отношения с иностранными гражданами.

Подробнее о том, как правильно оформить перевод, см. Перевод и перемещение работника.

Наделить руководителя полномочиями

Руководителю филиала (представительства) необходимо выдать доверенность от имени ООО на совершение действий в интересах последнего (п. 4 ст. 5 Закона об ООО). Сделать это может руководитель общества. Заверять печатью организации такую доверенность не обязательно (п. 4 ст. 185.1 ГК РФ).

Отметим, что подобная доверенность может быть выдана не только руководителю филиала или представительства, но и руководителю обособленного подразделения, которое филиалом или представительством не является.

В этой доверенности следует указать, имеет ли руководитель филиала (представительства) право:

  • формировать штат работников филиала (представительства);
  • выдавать доверенности работникам филиала (представительства);
  • распоряжаться средствами филиала (представительства);
  • выступать от имени филиала и в интересах филиала (представительства);
  • совершать сделки от имени ООО в процессе обычной хозяйственной деятельности;
  • открывать счет в банке и санкционировать проведение операций по счету.

Принять сотрудников на работу

После того как филиал (представительство) создан и назначен руководитель, необходимо укомплектовать его штат.

Сделать это можно двумя способами:

  • принять на работу новых сотрудников;
  • перевести в филиал сотрудников, работающих в головной организации.

Подробнее о том, как заключить трудовой договор с гражданином РФ, см. Прием на работу российских граждан.

Подробнее о том, как заключить трудовой договор с иностранным гражданином, см. Трудовые отношения с иностранными гражданами.

Подробнее о том, как правильно оформить перевод, см. Перевод и перемещение работника.

Следует иметь в виду, что в трудовом договоре с сотрудником, принимаемым в обособленное структурное подразделение, расположенное в другой местности, в качестве места работы указывается обособленное подразделение и его местонахождение (ч. 2 ст. 57 ТК РФ).

Договор подписывается:

  • руководителем ООО, если директор филиала не имеет права формировать его штат;
  • руководителем филиала (представительства), если он на это уполномочен доверенностью.

Налоговые последствия

При открытии филиала ООО теряет право на применение УСН (пп. 1 п. 3 ст. 346.12 НК РФ). Если созданное обособленное подразделение к филиалам не относится, то право на «упрощенку» сохраняется (письмо Минфина России от 20.06.2013 № 03-11-06/2/23305). Кроме того до 01.01.2016 не могли применять УСН также организации, у которых были представительства. Однако Федеральный закон от 06.04.2015 № 84-ФЗ устранил это ограничение.

Подробнее о налогообложении при утрате права на применение УСН см. Справочник «Упрощенная система налогообложения».

Кроме того, организации, имеющие обособленные подразделения, исчисляют налог на прибыль с определенными особенностями в соответствии со ст. 288 НК РФ.

Подробнее об этом см. Порядок исчисления налога на прибыль по обособленным подразделениям.