Объекты животного мира

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ в статью 35 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 апреля 2010 г.

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 35. Условия пользования животным миром

Пользователи объектами животного мира, осуществляющие изъятие объектов животного мира из среды их обитания в соответствии с частью четвертой статьи 34 настоящего Федерального закона, уплачивают сбор за пользование объектами животного мира в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и законодательством в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.

Пользование объектами животного мира, не включенными в перечень, указанный в части четвертой статьи 34 настоящего Федерального закона, может осуществляться бесплатно, если это не связано с получением разрешения на пользование животным миром.

Пользование животным миром осуществляется с соблюдением федеральных и региональных лимитов и нормативов, разрабатываемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и другими нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Пользование животным миром осуществляется в комплексе с системой мер по охране и воспроизводству объектов животного мира, сохранению среды их обитания.

Части пятая-шестая утратили силу с 1 апреля 2010 г.

См. текст частей пятой-шестой статьи 35

На одной территории или акватории могут осуществляться несколько видов пользования животным миром, если осуществление одного из них не препятствует осуществлению другого.

ГАРАНТ:

Легальное определение понятия «животный мир» дано в ст.1 ФЗ РФ «О животном мире», согласно которому под животным миром следует понимать совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию Российской Федерации и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации. Соответственно объект животного мира – это организм животного происхождения (дикое животное) или их популяция – т.е. дикая фауна. Следуя ст.1 ФЗ «Об охране окружающей среды», наряду с землей, недрами, почвой, поверхностными и подземными водами, атмосферным воздухом, растительным миром, озоновым слоем атмосферы и околоземным космическим пространством, животный мир является компонентом природной среды, которые в совокупности обеспечивают благоприятные условия для существования жизни на земле.

Данное в Законе «О животном мире» определение вызывает неоднозначные оценки. Так, например, Н.Н.Веденин категорически не согласен с определением по ряду причин. Во-первых, по его мнению, неуместны территориальные ограничения — животный мир — это совокупность животных, населяющих не только Российскую Федерацию. Во-вторых, определение не охватывает всех животных, а выделяет лишь находящихся в состоянии естественной свободы. Иными словами, под определение подходит лишь дикая фауна, что неравнозначно животному миру в целом.

Позволим себе не согласиться с исследователем. Территориальный аспект, обозначенный в Законе, указывает на то, что закон регулирует отношения внутри Российской Федерации, касательно тех представителей животного мира, которые обитают на ее территории — проще говоря, этим определяются пространственные и территориальные пределы действия Закона.

Что касается смысловой стороны, а именно включения в животный мир только диких животных – здесь на наш взгляд, законодатель исходил из целесообразности и первостепенности защиты дикого животного мира от посягательства человека.

В законодательстве стран СНГ о животном мире определение понятия «животный мир» распространяется также только на «диких» животных, обитающих в естественной природной среде. Так, например, в Законе Кыргызской Республики «О животном мире» от 17 июня 1999 года №59 дается следующее определение: «Животный мир — охраняемый законом природный объект, включающий насекомых, пресмыкающихся, зверей, птиц, рыб и других водных животных, находящихся в состоянии естественной свободы и выполняющих экологические и культурно-оздоровительные функции». Или Закон Республики Армения «О животном мире» от 3 апреля 2000 года: «животный мир – совокупность видов диких животных (беспозвоночных и позвоночных) и их сообществ».

Конечно, нельзя не согласиться с тем, что в широком смысле слова животный мир — это все организмы животного происхождения, а не только дикая фауна. Однако именно дикие животные являются наиболее уязвимыми с точки зрения воздействия на них результатов жизни и деятельности человека, поэтому их защита является приоритетной. Кроме того, относительно домашних (сельскохозяйственных) животных имеется отдельное законодательство.

Н.Н.Веденин предлагает отношения в области охраны и использования «домашних» и «диких» животных регулировать одним нормативным актом (с соответствующим названием) – основополагающим федеральным законом, в котором бы содержались нормы посвященных правовому регулированию охраны и использования всех животных. Более того, в нем должны также содержаться нормы, отражающие общегуманные принципы обращения с животными, ограждающие их от жестокого обращения, а также нормы, определяющие вопросы охраны и использования домашних животных, регулируемые им и другим законодательством, в особенности гражданским. Предметом последнего, по мнению исследователя, должны быть в основном отношения, связанные с использованием домашних животных как объектов имущественных правоотношений, а законодательства о животном мире — отношения, связанные в основном с охраной генофонда и закреплением общегуманных принципов обращения с животными. В связи с этим хочется отметить следующее. Проект федерального закона «О защите животных от жестокого обращения», вносимый на рассмотрение в Государственную Думу депутатами ГД В.Д.Леончевым, Д.Н.Грешневиковым, Г.И.Бердовым, М.К.Глубоковским в 1997 году как раз содержал положения о гуманном обращении с животными – дикими и домашними. Однако законопроект был отклонен и.о. президента в 2000 году в том числе по причине того, что «закон не имеет собственного предмета правового регулирования, так как значительная часть содержащихся в нем норм, уже закреплена федеральными законами «О животном мире», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Гражданским кодексом Российской Федерации, Уголовным кодексом Российской Федерации, Кодексом об административных правонарушениях, Законом Российской Федерации «О ветеринарии» и другими нормативными правовыми актами». Это еще раз подтверждает, что в настоящий момент нет необходимости разработки и принятия единого нормативного акта об использовании и охране животного мира. Имеющееся законодательство при должном его исполнении и соблюдении представляет собой достаточный материал для полноценной и всеохватывающей защиты животного мира и регулирования правил его использования. Другое дело, что нужны действенные механизмы его реализации.

Интересно, что в различных нормативных актах понятие «животный мир» не совпадает с приведенным из Закона «О животном мире». Так, например, в законодательстве о налогах и сборах под животным миром подразумеваются не все дикие животные, а только те, которые законодательством о животном мире отнесены к объектам охоты (Налоговый кодекс РФ, Глава 25.1 — объекты животного мира исчерпывающим образом перечисленные в п. 1 ст. 333.3 НК).

Таким образом, к объектам использования и охраны животного мира выступают лишь млекопитающие, птицы, пресмыкающиеся, земноводные, рыбы, моллюски, насекомые и др., проживающие в естественной дикой среде на суше, в воде, атмосфере, почве. Действующим законодательством установлен различный правовой режим для объектов животного мира (диких животных) и всех остальных животных (домашних, сельскохозяйственных и иных). Как верно замечает Боголюбов С.А., со времени как только объекты животного мира изымаются из окружающей среды, они становятся не «объектами», а животными, имуществом, отношения по поводу которых регулируются не экологическим с публично-правовыми средствами регулирования, а гражданским законодательством с преимущественно частноправовыми средствами защиты. Отсюда дикие животные, содержащиеся в неволе для хозяйственных, культурных, научных, эстетических или иных целей, а также сельскохозяйственные и другие домашние животные не являются объектами животного мира. Об этом четко сказано в абз.3 ст.3 Закона. При этом дикие животные, содержащиеся в полуневоле (т.н. ограниченной неволе, полуволе – закрытый заповедник) или искусственно созданной среде обитания в целях сохранения ресурса и генетического фонда, а также в иных научных и воспитательных целях являются объектами животного мира и отношения по их использованию и охране регулируются Законом (абз2. ст.3 Закона).

В данной работе под «животным миром» понимается его значение, данное в Законе, тем не менее, в третье главе исследования будут затронуты определенные вопросы правового регулирования положения животных, не входящих в «дикий животный мир».

Статья 4 Закона относит объекты животного мира к собственности государства. Разграничение государственной собственности на животный мир на федеральную собственность и собственность субъектов федерации осуществляется в порядке, установленном федеральным законом. Однако как замечают исследователи, до сих пор такой закон не принят, что затрудняет решение множества вопросов и вызывает немало коллизий на практике.

Вопросы владения, пользования, распоряжения животным миром на территории Российской Федерации относятся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

К федеральной собственности могут быть отнесены следующие объекты животного мира:

редкие и находящиеся под угрозой исчезновения, а также занесенные в Красную книгу Российской Федерации;

обитающие на особо охраняемых природных территориях федерального значения;

населяющие территориальное море, континентальный шельф и исключительную экономическую зону Российской Федерации;

подпадающие под действие международных договоров Российской Федерации;

отнесенные к особо охраняемым, ценным в хозяйственном отношении;

естественно мигрирующие по территориям двух и более субъектов Российской Федерации.

Объекты животного мира (дикие животные) не могут находиться в частной, муниципальной или иной собственности, отличной от государственной. И это, по нашему мнению, вполне оправданно, так как зачастую, используя эти ресурсы, граждане и юридические лица стремятся получить максимальную прибыль от использования, не заботясь об их сохранении. Граждане и юридические лица могут лишь иметь право использовать объекты животного мира. Согласно ст. 34 Закона, животный мир может быть предоставлен в пользование юридическим и физическим лицам для следующих видов пользования: охота; рыболовство, включая добычу водных беспозвоночных и морских млекопитающих; добыча объектов животного мира, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства; использование полезных свойств жизнедеятельности объектов животного мира — почвообразователей, естественных санитаров окружающей среды, опылителей растений, биофильтраторов и других; изучение, исследование и иное использование животного мира в научных, культурно-просветительных, воспитательных, рекреационных, эстетических целях без изъятия их из среды обитания; получение продуктов жизнедеятельности объектов животного мира. Данный перечень исчерпывающим не является, и иные виды пользования животным миром возможны при прямом установлении конкретного вида в иных нормативно-правовых актах. Пользование животным миром осуществляется посредством изъятия объектов животного мира из среды их обитания либо без такового.

Интересно в плане собственности государства мнение авторов комментария к Гражданскому кодексу РФ Т.Е. Абовой и А.Ю. Кабалкина считающих, что весьма сомнительно относить к объектам права государственной собственности животный мир. Объекты права собственности не могут выходить из владения собственника помимо его воли, за исключением случаев, прямо указанных в законе. Это необходимое условие отсутствует в части многих диких животных, которые свободно могут мигрировать из одной страны в другую. Дикие животные могут быть объектом права собственности в случаях, когда они обитают в закрытых природных территориях, охраняемых государством (заповедниках и т.п.), или когда они изъяты из естественной среды обитания. На наш взгляд собственность государства по отношению к животному миру в данном случае определяется не столько правомочием владения и распоряжения (одновременно – контроля объекта собственности), сколько правомочиями рационального пользования для удовлетворения духовных и материальных потребностей граждан Российской Федерации, одновременно с обязанностью всемерной охраны. Поэтому собственность государства здесь определяет принадлежность животного мира всем народам Российской Федерации, является их достоянием.

Закон отводит нормам гражданского права субсидиарную роль при регулировании отношений, связанных с животным миром. Он устанавливает: к объектам животного мира нормы гражданского права, касающиеся имущества, в том числе продажи, залога и других сделок, применяются постольку, поскольку это допускается Законом и иными федеральными законами.

Отношения по владению, пользованию и распоряжению объектами животного мира регулируются гражданским законодательством в той мере, в какой они не урегулированы настоящим Федеральным законом.

Объекты животного мира, изъятые из среды обитания в установленном порядке, могут находиться в частной, государственной, муниципальной или иных формах собственности. Отношения по владению, пользованию и распоряжению такими животными регулируются гражданским законодательством Российской Федерации, Федеральным законом «О животном мире», законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Согласно ст.137 ГК РФ а также с ч.6 ст.4 Закона, к животным применяются общие правила об имуществе в пределах, установленных Гражданским кодексом или иными правовыми актами. По отношению к животным как объектам гражданского права применяются общие правила, касающиеся возникновения, изменения и прекращения права собственности и иных вещных прав, за исключением особенностей, установленных Законом и Гражданским кодексом Российской Федерации.

Животные, не находящиеся в условиях естественной свободы могут быть объектом собственности граждан, юридических лиц, муниципальных образований. При осуществлении прав не допускается жестокое обращение с животными, противоречащее принципам гуманности.

Рассмотрим другие особенности, характеризующие объекты животного мира как объекты гражданских правоотношений.

Дикие животные, в отличие от иных, не могут находиться в частной и муниципальной собственности, но в соответствии со ст.33 Закона они могут предоставляться органами государственной власти, уполномоченными осуществлять права собственника от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, юридическим лицам в долгосрочное пользование на основании лицензии и гражданам в краткосрочное пользование на основании именной разовой лицензии. Кроме того, закрепляется, что пользователь осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования объектами животного мира на условиях и в пределах, установленных законом, лицензией и договором с соответствующим органом государственной власти. Содержание прав на объекты животного мира определяется федеральным законом на основании общих положений гражданского законодательства.

По общему правилу, в соответствии со ст.210 ГК РФ бремя содержания принадлежащего ему имущества несет собственник, соответственно, основываясь на ст. 40 Закона можно сделать вывод, что бремя содержания объектов животного мира в соответствии с условиями, закрепленными в лицензии, несет пользователь.

Риск случайной гибели объекта животного мира согласно ст.211 ГК РФ по общему правилу несет его собственник. Однако в договоре между органом государственной власти, уполномоченным распоряжаться (от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации) объектами животного мира, и пользователем может быть предусмотрено, что этот риск переходит на пользователя с момента передачи ему животного, если оно изымается из среды обитания (абз.3 ст.34 Федерального закона), или с момента заключения указанного договора.

Интересным на практике и в теории является дискуссионный вопрос о том, является ли дикое животное источником повышенной опасности, и как применять нормы закона к пользователю объекта животного мира, если объект причинил вред третьему лицу или его имуществу? Приведем пример из практики:

По материалам дела, 28.09.95 на 46-м километре автотрассы Кунгур-Саликамск автомашиной ЗИЛ-130, принадлежащей ответчику, был сбит и травмирован взрослый лось. Факт наезда и причинение вреда животному миру отражен в акте от 28.09.95. Лось погиб. Главное управление природопользования администрации Пермской области обратилось в арбитражный суд с иском к муниципальному предприятию «Комбинат благоустройства» — владельцу транспортного средства о взыскании 2 766 500 рублей в возмещение вреда, причиненного животному миру. Ответчик этих требований не признал, ссылаясь на то, что вред причинен в результате взаимодействия двух источников повышенной опасности.

Президиум ВАС РФ удовлетворил требования истца, указав, что: «сбитый лось является обитателем естественной, а не искусственно созданной юридическими или физическими лицами среды для животных» и поэтому не представляет собой источник повышенной опасности.

Отсюда следует, что источником повышенной опасности животное может считаться только то, которое не является объектом животного мира (т.е. не находится в естественных свободных природных условиях), а также дикие животные, временно изъятые из среды обитания и содержащиеся в неволе или полувольных условиях. Источником повышенной опасности признается животное как имущество, обладающее опасными для окружающих свойствами и не поддающееся полному контролю со стороны человека.

Позиция суда заключалась в том, что источник повышенной опасности выводится из деятельности человека, осуществление которой создает повышенную опасность для окружающих из-за отсутствия возможности полного контроля за ней, поэтому под источником повышенной опасности подразумевается то животное, которое непосредственно находится под контролем человека, и выступает объектом вещного права.

Федеральный закон от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // Собрание законодательства Российской Федерации — 14 января 2002 г. — №2 — Ст. 133.

Веденин Н.Н. Животный мир: проблемы охраны и использования // Журнал российского права, 2002, — №12.

См. Федеральный закон от 3 августа 1995 г. №123-ФЗ «О племенном животноводстве» // Собрание законодательства Российской Федерации — 7 августа 1995 г. — №32 — Ст.3199; Закон РФ от 14 мая 1993 г. №4979-1 «О ветеринарии» // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ — 17 июня 1993 г. — №24 — Ст. 857; и др.

Письмо Президента РФ от 3 января 2000 г. №Пр-6 // СПС Гарант.

Часть первая Налогового кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 г. №146-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации — 3 августа 1998 г. — №31 — Ст. 3824; Часть вторая Налогового кодекса Российской Федерации — 5 августа 2000 г. — №117-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации — 7 августа 2000 г. — №32 — Ст. 3340.

Боголюбов С.А. Соотношение публично-правовых и частноправовых средств в обеспечении экологических прав граждан // Журнал российского права — №7 — 2005 г.

Гасников К.Д. Животные как объект гражданских прав // Законодательство и экономика — 2002 — №12.

Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 8 апреля 1997 г. №5923/96 // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации — 1997 — №7.

О Порядке предоставления долгосрочных лицензий на пользование объектами животного мира (с изменениями на 23 сентября 1999 года)(утратил силу от 16 октября 2000 года)

УКАЗ

ГУБЕРНАТОРА ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ

31.05.99 № 25

О Порядке предоставления долгосрочных
лицензий на пользование объектами
животного мира
(с изменениями на 23 сентября 1999 года)

—————————————————————-
Текст документа с изменениями, внесенными:
указом губернатора области от 23 сентября 1999 года № 119
———————————————————————

Утратило силу на основании:
Указа губернатора области от 16 октября 2000 года № 261
—————————————————————————————

На основании постановлений Правительства Российской Федерации от 26 февраля 1996 г. N 168 «Об утверждении Положения о лицензировании отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды», от 27 декабря 1996 г. N 1574 «О порядке выдачи долгосрочных лицензий на пользование объектами животного мира», ст.33 Федерального закона от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ «О животном мире» и совместного приказа Минсельхозпрода России и Госкомэкологии России от 22 июня 1998 г. N 378/400 «О мерах по выполнению постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.96 N 1574»
П О С Т А Н О В Л Я Ю:
1. Утвердить Порядок предоставления долгосрочных лицензий на пользование объектами животного мира (приложение 1).
2. Установить, что все пользователи объектами животного мира, получившие право на такое пользование до 1 января 1999 года, обязаны в срок до 1 сентября 2000 года получить долгосрочные лицензии и переоформить договора пользования в соответствии с утвержденным порядком.
3. Главному управлению природопользования администрации области утвердить график и обеспечить выдачу долгосрочных лицензий и переоформление договоров пользования с юридическими лицами, претендующими на получение объектов животного мира в пользование. Пользователи, не переоформившие документы в сроки, установленные графиком, лишаются права пользования объектами животного мира по ранее заключенным договорам.
4. Главному управлению природопользования администрации области при заключении договоров о предоставлении территорий, необходимых для осуществления пользования объектами животного мира, в обязательном порядке включать в него условия охраны объектов животного мира. Охрана объектов животного мира на территориях, предоставляемых пользователям, как правило, должна осуществляться государственной службой охотнадзора за плату, размер которой устанавливается в договоре, но не менее утвержденных нормативов (приложение 2).
5. Указ вступает в силу со дня официального опубликования.
6. Контроль за исполнением указа возложить на первого заместителя губернатора области, председателя комитета по управлению государственным имуществом Пермской области Тушнолобова Г.П.

Губернатор области Г.В.Игумнов

Приложение 1. П О Р Я Д О К предоставления долгосрочных лицензий на пользование объектами животного мира (с изменениями на 23 сентября 1999 года)

Приложение 1
к указу
губернатора области
от 31.05.99 № 25

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Настоящий Порядок разработан на основании постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 1996 г. N 1574 «О порядке выдачи долгосрочных лицензий на пользование объектами животного мира», в соответствии с Федеральным законом от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ «О животном мире», а также совместным приказом Минсельхозпрода России и Госкомэкологии России от 22 июня 1998 г. N 378/400 «О мерах по выполнению постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.96 N 1574».
Данный Порядок устанавливает организационно-правовой порядок предоставления в долгосрочное пользование объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, в целях ведения охотничьего хозяйства на территории области.

ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ОБЪЕКТОВ ЖИВОТНОГО МИРА ОБЛАСТИ В ДОЛГОСРОЧНОЕ ПОЛЬЗОВАНИЕ

2.1. Объекты животного мира предоставляются российским и иностранным юридическим лицам в долгосрочное пользование на основании решения органа государственной власти, уполномоченного осуществлять права собственника животного мира. На территории Пермской области таким органом является главное управление природопользования администрации области (далее — ГУП).
2.2. Для получения права на долгосрочное пользование объектами животного мира заинтересованное юридическое лицо подает в ГУП заявку установленной формы (форма заявки определена ст.37 Федерального закона «О животном мире» и совместным приказом Минсельхозпрода России и Госкомэкологии России от 22 июня 1998 г. N 378/400 «О мерах по выполнению постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.96 N 1574»), к которой прилагает следующие документы:
заверенные нотариусом копии учредительных документов заявителя и копии свидетельства о государственной регистрации предприятия;
сведения о штатном составе предполагаемого охотхозяйства, копии документов, подтверждающих профессиональную подготовку специалистов охотничьего хозяйства, и официально заверенные справки об их предыдущей деятельности;
заверенные районным охотоведом или правлением областного общества охотников и рыболовов сведения о предыдущей деятельности заявителя по охране и использованию объектов животного мира, если таковая имелась; другие документы, подтверждающие организационно-технические и финансовые возможности для выполнения заявляемых видов деятельности;
официальное согласие заявителя на оплату охраны охотугодий силами охотнадзора или его иные предложения по охране охотугодий;
заверенное органами охраны природы экологическое обоснование деятельности; документ, подтверждающий оплату за рассмотрение заявки.
2.3. Предоставление права на долгосрочное пользование объектами животного мира может осуществляться как на основе прямых переговоров с заинтересованными юридическими лицами, так и на конкурсной основе. Предоставление права на долгосрочное пользование объектами животного мира на конкурсной основе осуществляется в случаях, когда претендентов (заявителей) на одну и ту же территорию несколько, за исключением случаев, когда один из претендентов имеет приоритет перед остальными. Приоритет в предоставлении объектов животного мира в долгосрочное пользование на конкретной территории отдается юридическим лицам: ранее осуществлявшим в установленном порядке отдельные виды пользования объектами животного мира на данной территории;
собственникам земель, землевладельцам и владельцам лесного фонда, располагающим соответствующими средствами и специалистами.
2.4. ГУП в двухмесячный срок рассматривает поступившие заявки и принимает одно из следующих решений:
предоставить в долгосрочное пользование объекты животного мира на определенной территории определенному заявителю;
отказать в предоставлении в долгосрочное пользование объектов животного мира на определенной территории всем заявителям;
провести конкурс и из числа заявителей определить пользователя объектами животного мира.
Отказ в предоставлении в долгосрочное пользование объектов животного мира на определенной территории может последовать в следующих случаях:
заявитель сообщил о себе неверные сведения;
заявитель не имеет финансовых и организационно-технических возможностей и специалистов, необходимых для осуществления заявляемой деятельности;
территория, на которую подана заявка, не подлежит передаче в пользование.
О принятых решениях ГУП информирует заявителей в письменной форме в недельный срок со дня принятия решения.
В случае принятия решения о предоставлении в долгосрочное пользование объектов животного мира на определенной территории или о проведении конкурса издается соответствующий приказ по управлению. На основании приказа ГУП согласует с собственниками земель, землевладельцами, владельцами лесного фонда условия пользования охотничьими угодьями на заявленной территории. После согласования и уплаты заявителем сбора за выдачу долгосрочной лицензии ГУП в месячный срок заключает с заявителем договор о предоставлении в пользование территории, необходимой для осуществления пользования объектами животного мира, на основании которого выдается долгосрочная лицензия. Договор является неотъемлемой частью лицензии.
2.5. Долгосрочная лицензия — специальное разрешение на осуществление хозяйственной и иной деятельности, связанной с использованием и охраной объектов животного мира на определенной территории. Бланк лицензии установленной формы является документом строгой отчетности, печатается на гербовой бумаге с установленной степенью защиты (водяные знаки, государственный номер и серия).
2.6. Договор о предоставлении в пользование территорий, необходимых для осуществления пользования животным миром, заключается между пользователем и ГУП согласно требованиям гражданского, земельного, водного, лесного законодательства и Федерального закона «О животном мире». ГУП при заключении договоров обязано запросить мнение органов местного самоуправления по условиям предоставления охотугодий в пользование.
(в редакции указа губернатора области от 23 сентября 1999 года № 119)
В этом договоре обязательно должны отражаться условия оплаты охраны охотугодий. Оплата охраны охотугодий осуществляется по нормативам, утвержденным губернатором области.
2.7. Сбор за выдачу долгосрочных лицензий на пользование объектами животного мира взимается с заявителей в фиксированных размерах по отношению к установленному законом минимальному уровню оплаты труда.
Сбор включает в себя:
плату за рассмотрение заявки на получение долгосрочной лицензии — 0,1 установленного законом минимального размера оплаты труда;
плату за выдачу долгосрочной лицензии — 3,0 установленного законом минимального размера оплаты труда.
Указанные средства зачисляются на счета областного бюджета и расходуются целевым назначением на мероприятия по охране и воспроизводству объектов животного мира и среды их обитания.

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСОВ ПО ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ В ПОЛЬЗОВАНИЕ ОБЪЕКТОВ ЖИВОТНОГО МИРА

3.1 Конкурсы по предоставлению в пользование территорий, необходимых для осуществления пользования объектами животного мира, организуются и проводятся ГУП при наличии:
незакрепленных охотничьих угодий государственного резервного фонда;
нескольких, равных по приоритету, претендентов на одну и ту же площадь охотничьих угодий.
3.2 Подготовка конкурса включает в себя:
определение предмета и формы конкурса;
определение потенциальных участников закрытого конкурса и направление им извещений об участии в конкурсе;
подготовка и публикация извещения о проведении открытого конкурса:
прием заявок от участников конкурса;
подготовка конкурсной документации;
предоставление конкурсной документации лицам, готовым участвовать в конкурсе.
3.3. Порядок проведения конкурса
Предметом конкурса является право пользования объектами животного мира на определенной территории, выставленными на конкурс.
Конкурс организует и проводит специальная комиссия, утвержденная приказом по ГУП.
Конкурсная комиссия:
обеспечивает публикацию информационного сообщения о проведении конкурса не менее чем за 30 дней до проведения конкурса;
определяет порядок своей работы, регистрирует заявки и документы в момент их подачи;
уведомляет заявителя об отказе или допуске к участию в конкурсе;
рекомендует признать победителем одного из заявителей и оформляет протокол о результатах конкурса,
публикует информацию о результатах конкурса либо рекомендует признать конкурс несостоявшимся в случаях,
предусмотренных настоящим Порядком;
готовит проект приказа об итогах конкурса.
Объявление о начале открытого конкурса публикуется в средствах массовой информации. Сроки конкурса определяются ГУП.
В тексте объявления указывается:
административный район, в котором проводится конкурс;
дата, время и место проведения конкурса;
площадь охотугодий;
краткая биологическая и хозяйственная характеристика;
условия конкурса;
перечень документов, предоставляемых для участия в конкурсе;
предельные сроки подачи заявки;
адрес подачи заявки;
размеры и порядок внесения платы;
банковские реквизиты для оплаты за участие в конкурсе.
К участию в конкурсе допускаются претенденты, своевременно внесшие плату, подавшие заявку и представившие все необходимые документы. Сведения о претендентах, подавших заявку на участие в конкурсе, не подлежат разглашению.
По окончании конкурса готовится заключение конкурсной комиссии, к которому прилагается протокол заседания.
Предоставление в пользование объектов животного мира заявителю, выигравшему конкурс, производится в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Порядком.
В случае неоплаты долгосрочной лицензии на право пользования ресурсами охотничьих животных победителем конкурса либо непринятия мер в месячный срок для оформления документов по передаче в пользование объектов животного мира решение комиссии считается аннулированным.
Конкурс считается несостоявшимся в случае, если ни один из участников, по мнению комиссии, не представил материалы, отвечающие условиям конкурса.
В случае окончания у охотпользователя срока действия лицензии на пользование объектами животного мира при выполнении им условий пользования ГУП может принять решение о продлении срока действия лицензии без объявления конкурса на основании его письменного заявления.
Участник конкурса может отказаться от участия в нем до момента проведения конкурса при условии письменного уведомления конкурсной комиссии.
3.4. Условия конкурса
Перечень документов, который необходимо представить для участия в конкурсе юридическим лицам: заявление на участие в конкурсе;
копия устава, заверенная нотариусом в установленном порядке или органом, осуществляющим регистрацию предприятия;
справка, подтверждающая опыт и возможности претендента по техническому и организационному обеспечению проекта;
справка о численности работников и квалификации управленческого персонала;
фамилии лиц, уполномоченных действовать от имени участника конкурса и обладающих правом подписи юридических документов;
баланс предприятия за прошедший год;
охотэкономическое обоснование, бизнес-план, включающие:
проект организации охотничьего хозяйства, составленный на основании охотэкономического обследования;
карту-схему организуемого хозяйства с нанесением и описанием границ хозяйства;
характеристику охотничьих ресурсов: общая площадь угодий, экспликация охотугодий во время исследуемого периода по основным видам, численность охотничьих животных, биологическая продуктивность, хозяйственно возможная продуктивность;
воспроизводство охотничьих ресурсов: воспроизводственные мероприятия, направленные на достижение оптимальной пространственной и половозрастной структуры популяции диких животных и повышение их продуктивности (перечень, стоимостная оценка, эффективность);
биотехнические мероприятия, направленные на достижение оптимальной среды обитания (план биотехнических мероприятий, стоимостная оценка с обоснованием эффективности);
экономический эффект от эксплуатации охотничьих ресурсов за счет повышения продуктивности угодий, создания дополнительных рабочих мест, различных видов производств и др.;
квитанция об оплате за участие в конкурсе. Оплата участия в конкурсе осуществляется в тех же размерах, что и лицензионный сбор. Эти средства также поступают в областной бюджет и расходуются целевым назначением.
3.5. Оценка конкурсных предложений
Оценка конкурсных предложений проводится в течение месячного срока со дня окончания приема заявок.
В ходе оценки конкурсная комиссия имеет право вызвать претендентов для дачи пояснений, запрашивать у них дополнительные сведения и подтверждения.
Кворумом для принятия решения считается присутствие двух третей от состава членов комиссии. При возникновении разногласий между членами комиссии принятие решения производится путем прямого открытого голосования простым большинством голосов от числа присутствующих.
Победителем конкурса признается лицо, которое, по заключению комиссии, предложило лучшие условия пользования ресурсами охотничьих животных.
В случае, если конкурс не состоялся, организатор конкурса может провести его повторно.
Плата за участие в конкурсе лицам, участвовавшим в нем, не возвращается.
Протокол заседания комиссии вместе с проектом приказа об утверждении результатов конкурса представляется начальнику ГУП не позднее чем в 10-дневный срок со дня заседания комиссии. На основании указанных документов начальник ГУП принимает решение о признании победителем одного из участников конкурса.

Приложение 2. Н О Р М А Т И В Ы

Приложение 2
к указу
губернатора области
от 31.05.99 N 25

затрат на охрану охотничьих угодий Пермской области

Показатели Единица Значения
измерения показателя
Объем необходимых затрат на охрану руб./1000 га 150 — 500
единицы площади охотугодий в год
Площадь охотугодий, обслуживаемых
одним сотрудником охраны (егерь, тыс.га 30 — 100
инспектор)

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

  • – нормативно-правовые основы исчисления и уплаты сборов за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
  • – элементы сборов;

уметь

– производить расчеты сборов за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

владеть

  • – навыками самостоятельной работы с законодательными актами, нормативно-справочными документами и методическими материалами по исчислению сборов за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
  • – навыками исчисления указанных сборов в практической деятельности.

Общая характеристика сборов

Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов относятся к федеральным сборам, установлены гл. 25.1 НК, которая действует с 2004 г. Данные сборы заменили собой платежи за пользование животным миром, придав им статус налоговых платежей – сборов. Введение сборов в налоговое законодательство преследовало цель повышения значения платежей за пользование природными ресурсами как доходных источников бюджета и обеспечения оптимального соотношения между фискальной и регулирующей функциями сборов.

Сборы за пользование объектами животного мира уплачиваются в бюджеты субъектов РФ по нормативу 100%. Сборы за пользование объектами водных биологических ресурсов уплачиваются в федеральный бюджет по нормативу 20%, в бюджет субъекта РФ – 80%. В совокупности все указанные сборы обеспечивают около 0,02% налоговых поступлений консолидированного бюджета России.

Основное назначение указанных сборов – являясь одним из действенных инструментов регулирования природопользования, обеспечивают рациональное использование объектов животного мира, в том числе водных биологических ресурсов.

ИЗ ИСТОРИИ

В 1995–2003 гг. в Российской Федерации взимались платежи за пользование животным миром в соответствии с Федеральным законом от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире» и за пользование живыми ресурсами (водными биологическими ресурсами) в соответствии с Федеральными законами от 30 ноября 1995 г. № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации», от 17 декабря 1998 г. 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» и от 31 июля 1998 г. № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации».

Платежи за пользование животным миром включали в себя: плату за пользование животным миром; штрафы за сверхлимитное и нерациональное пользование животным миром.

Плата за пользование животным миром поступала в федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ в следующем соотношении: федеральный бюджет – 40%; бюджет субъекта РФ – 60%. Штрафы за сверхлимитное и нерациональное пользование животным миром поступали в бюджеты субъектов РФ.

Средства, поступавшие в федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ, использовались на цели, связанные с охраной, воспроизводством и устойчивым использованием объектов животного мира и среды их обитания.

Глава 25.1 НК включает два вида сборов за пользование объектами:

  • – животного мира (за исключением объектов животного мира, относящихся к объектам водных биологических ресурсов):
  • – водных биологических ресурсов.

Это связано с тем, что правовой режим пользования указанными объектами обладает значительной спецификой.

Стандарт государственной услуги «Выдача разрешения на пользование животным миром»

(Приказ и.о. Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 30 апреля 2015 года № 18-03/390).

Прием заявления и выдача результата оказания государственной услуги:

Государственная услуга оказывается:
местными исполнительными органами, за исключением научно-исследовательского лова на рыбохозяйственных водоемах, расположенных на территории двух и более областей;
Комитетом лесного хозяйства и животного мира Министерства, в целях научно-исследовательского лова на рыбохозяйственных водоемах, расположенных на двух и более областях (далее – услугодатели).
Прием заявления и выдача результата оказания государственной услуги осуществляются через:
1) канцелярию услугодателей;
2) веб-портал «электронного правительства» www.egov.kz, www.elicense.kz (далее – портал).

Сроки оказания государственной услуги:

с момента сдачи пакета документов услугодателю, а также при обращении на портал – 5 (пять) рабочих дней;

Перечень документов, необходимых для оказания государственной услуги:

К услугодателю:
заявка:
при выдаче разрешений на пользование животным миром (на промысловое рыболовство, на научно-исследовательский лов, экспериментальный лов, мелиоративный лов, на лов в воспроизводственных целях, любительское (спортивное) рыболовство) по форме, согласно приложению 1 к настоящему стандарту государственной услуги;
при выдаче разрешений на пользование животным миром (на охоту, на использование животных в научных, культурно-просветительских, воспитательных и эстетических целях, на использование видов животных в воспроизводственных целях) по форме, согласно приложению 2 к настоящему стандарту государственной услуги;
документ, удостоверяющий личность, а представитель – документ, подтверждающий полномочия представителя услугополучателя и документ, удостоверяющий личность (для идентификации);
копия платежного документа об оплате за пользование животным миром.
В зависимости от вида пользования, дополнительно:
1) на охоту (при первичном обращении):
в случае, если изъятие объектов животного мира производится с участием иностранцев – копия договора субъекта охотничьего хозяйства с иностранцами на организацию охоты;
2) на научно-исследовательский лов:
копия обоснования проведения научных работ, утвержденного ученым советом профилирующей научной организации, и программы научно-исследовательских работ;
копия расчетов, обосновывающих предполагаемый объем изъятия объектов животного мира;
копия отчета о результатах использования ранее выданных разрешений (в случае выданных разрешений);
3) на лов в воспроизводственных целях:
копия биологического обоснования, утвержденного ученым советом профилирующей научной организации, за исключением случаев вылова для целей выполнения государственного заказа на воспроизводство рыбных ресурсов;
4) на экспериментальный лов:
копия биологического обоснования, утвержденного ученым советом профилирующей научной организации;
5) на использование животных в научных, культурно-просветительских, воспитательных и эстетических целях:
копия выписки из научно-тематического плана, утвержденного ученым советом профилирующей научной организации, и программы научно-исследовательских работ;
копия обосновывающих материалов изъятия объектов животного мира (биологического обоснования с положительным заключением государственной экологической экспертизы);
6) на использование видов животных в воспроизводственных целях:
копия обосновывающих материалов изъятия объектов животного мира (биологического обоснования с положительным заключением государственной экологической экспертизы).
На портал:
заявка в форме электронного документа, удостоверенный ЭЦП услугополучателя:
при выдаче разрешений на пользование животным миром (на промысловое рыболовство, на научно-исследовательский лов, экспериментальный лов, мелиоративный лов, на лов в воспроизводственных целях, любительское (спортивное) рыболовство) по форме, согласно приложению 1 к настоящему стандарту государственной услуги;
при выдаче разрешений на пользование животным миром (на охоту, на использование животных в научных, культурно-просветительских, воспитательных и эстетических целях, на использование видов животных в воспроизводственных целях) по форме, согласно приложению 2 к настоящему стандарту государственной услуги;
электронная копия платежного документа об оплате за пользование животным миром, за исключением случаев оплаты через ПШЭП.
В зависимости от вида пользования, дополнительно:
1) на охоту (при первичном обращении):
в случае, если изъятие объектов животного мира производится с участием иностранцев – электронная копия договора субъекта охотничьего хозяйства с иностранцами на организацию охоты;
2) на научно-исследовательский лов:
электронная копия обоснования проведения научных работ, утвержденного ученым советом профилирующей научной организации, и программы научно-исследовательских работ;
электронная копия расчетов, обосновывающие предполагаемый объем изъятия объектов животного мира;
электронная копия отчета о результатах использования ранее выданных разрешений (в случае выданных разрешений);
3) на лов в воспроизводственных целях:
электронная копия биологического обоснования, утвержденного ученым советом профилирующей научной организации, за исключением случаев вылова для целей выполнения государственного заказа на воспроизводство рыбных ресурсов;
4) на экспериментальный лов:
электронная копия биологического обоснования, утвержденного ученым советом профилирующей научной организации;
5) на использование животных в научных, культурно-просветительских, воспитательных и эстетических целях:
электронная копия выписки из научно-тематического плана, утвержденного ученым советом профилирующей научной организации, и программы научно-исследовательских работ;
электронная копия обосновывающих материалов изъятия объектов животного мира (биологического обоснования с положительным заключением государственной экологической экспертизы);
6) на использование видов животных в воспроизводственных целях:
электронная копия обосновывающих материалов изъятия объектов животного мира (биологического обоснования с положительным заключением государственной экологической экспертизы).
Сведения о документах, удостоверяющих личность, о регистрации (перерегистрации) юридического лица, государственной регистрации индивидуального предпринимателя услугодатель получает из соответствующих государственных систем через шлюз «электронного правительства».
При сдаче услугополучателем всех необходимых документов:
услугодателю – подтверждением принятия заявления на бумажном носителе является отметка на его копии о регистрации в канцелярии услугодателя с указанием даты и времени приема пакета документов;
через портал услугополучателю в «личный кабинет» направляется статус о принятии запроса для оказания государственной услуги.
10. Основанием для отказа в оказании государственной услуги являются:
1) недостоверность сведений, указанных в заявке;
2) отрицательное заключение государственной экологической экспертизы либо его отсутствие.

Приложение 1
к стандарту государственной
услуги «Выдача разрешения на
пользование животным миром»

Форма

Заявка

Наименование объектов Количество (килограмм, тонн)
Наименование орудия изъятия Количество

Плавательные средства:

Тип судна Количество штук

Приложение 2
к стандарту государственной
услуги «Выдача разрешения на
пользование животным миром

Форма

Заявка

Вид животных Количество (особей) Район (территория) и границы участка

Приложение 3
к стандарту государственной
услуги «Выдача разрешения на
пользование животным миром»

Ставки платы за пользование животным миром
Ставки платы при проведении промысловой, любительской и
спортивной охоты в Республике Казахстан составляют:

* Кроме видов, занесенных в Красную книгу Республики Казахстан.
Ставки платы за пользование видами животных, являющихся объектами рыболовства, составляют:

Ставки платы за пользование видами животных, используемых в иных хозяйственных целях (кроме охоты и рыболовства), составляют: