Объекты технической инвентаризации

УДК 347

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УЧЕТ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Масленникова Людмила Владимировна к.ю.н., доцент

UDC 347

THE STATE TECHNOLOGICAL ACCOUNTING OF ACCOMMODATIONS: HISTORY AND CONTEMPORARY LEGISLATION

Maslennikova Ludmila Vladimirovna Cand.Leg.Sci., associate professor

Саросек Анастасия Петровна студентка юридического факультета Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия

Sarosek Anastasia Petrovna law department student Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia

Авторами анализируются изменения законодательства в области государственного технического учета жилых помещений. Рассматривается значение сведений бюро технической инвентаризации для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Исследуются недостатки планируемых к опубликованию отдельных нормативно-правовых актов

Ключевые слова: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УЧЕТ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ, БЮРО ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ, ТЕХНИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ, КАДАСТРОВЫЙ ПАСПОРТ

В последнее время происходят изменения законодательства в области государственного технического учета жилых помещений, и они ещё не завершены.

Сведения об объектах учета, полученные от органа по государственному техническому учету, например, бюро технической инвентаризации (далее, БТИ), представляют собой, наряду с договором или решением суда, основу для осуществления таких существенных действий, как государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним; ведение, в последующем, государственного статистического учета; определение размера налога на имущество; учет объектов в реестре федерального имущества.

Актуальность правоотношений, касающихся технического учета объектов недвижимого имущества определяется, в частности, необходимостью осуществления правомерных действий по такому виду

учета, когда речь идет о жилых помещениях, их строительстве, их реконструкции, переустройстве и перепланировке.

Подобные исследования являлись актуальными всегда. Если коснуться вопросов исторически сложившихся отношений по осуществлению правового регулирования правоотношений в сфере технического учета недвижимого имущества, то можно выделить несколько периодов его развития.

1. Сохранившиеся материалы отделов городских управ городов и незначительные кадастровые реестры в Дореволюционной России дают некоторую информацию, позволяющую говорить о становлении института государственного технического учета объектов недвижимого имущества во второй половине XIX века.

2. По мнению Киселева С.В. с принятием 21.05.1927 г. Постановления Экономического Совещания (далее, ЭКОСО) при Совете Народных Комиссаров (СНК) РСФСР «Об инвентаризации имущества местных Советов» возникли бюро технической инвентаризации, а в 1930 г. ЭКОСО РСФСР было принято очередное Постановление «Об инвентаризации имущества местных Советов», согласно которому инвентаризация распространялась на домовой фонд государственных бюджетных учреждений, кооперативных организаций и частных лиц.

При инвентаризации фондов жилищно-коммунального хозяйства ставились следующие задачи:

• получение данных для составления балансов народного хозяйства;

• обеспечение оценочной базы для правильного воспроизводства основных фондов местных Советов путем амортизационных накоплений;

• обязательное использование оценок и данных инвентаризации земель и строений налоговыми и страховыми органами.

3. Литвинчев С. Д. отмечал, что Экономический совет при Совете народных комиссаров СССР издал Постановление «Об оценке строений

для государственного страховании» от 26.04.1939 г. за № 884, согласно которому на систему наркомхозов союзных республик было возложено проведение генеральной переоценки строений в городах и поселениях городского типа по всему СССР.

4. В военный период (1941-1945 г.г.) проводилась техническая инвентаризация строений в освобожденных от немецкой оккупации городах и поселках.

5. В 1944-1950 годах осуществлялась полная инвентаризация строений и регистрация объектов недвижимости в освобожденных городах и поселках; восстанавливалась и расширялась система БТИ.

6. В 1960-1972 годах проводилась обширная работа по переоценке объектов недвижимости и определению износа основных фондов.

7. К 1982 году была полностью осуществлена работа по переоценке домового фонда, коммуникаций и земельных участков для целей государственного страхования.

8. В начале 90-х годов с принятием Федерального Закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» изменяется функциональное назначение учета. Увеличивается штатный состав сотрудников, появляется новый отдел регистраторов прав.

Основной задачей государственного учета жилищного фонда в Российской Федерации в настоящее время является получение информации о местоположении, количественном и качественном составе, техническом состоянии, уровне благоустройства, стоимости объектов фонда и изменении этих показателей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В систему государственного учета жилищного фонда РФ, на наш взгляд, могут входить, помимо технического учета, официальный статистический учет, бухгалтерский учет и, так называемый, правовой учет.

Основу государственного учета составляет технический учет, осуществляемый независимо от принадлежности жилищного фонда по единой для Российской Федерации системе учета путем проведения технической инвентаризации и регистрации документов, например, технических паспортов на жилые помещения.

В соответствии со ст. 19 Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее, ЖК РФ) жилищный фонд подлежит государственному учету. При этом такой учет независимо от принадлежности жилых помещений осуществляется по единой для России системе и в порядке, установленном Правительством РФ .

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.1997 г. № 1301 «О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации» было утверждено «Положение о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации» (далее, Положение об учете).

Постановление Правительства Российской Федерации от 04.12.2000 г. № 921 «О государственном техническом учете и технической

инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства» утвердило «Положение об организации в РФ государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства» (далее, Положение об организации учета).

В соответствии с утвержденным Положением об учете технический учет возлагался на специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации — унитарные предприятия, службы, управления, центры, бюро технической инвентаризации (далее, БТИ), методическое обеспечение которых осуществляет государственная специализированная организация.

Так, БТИ обязаны были осуществлять:

• техническую инвентаризацию и паспортизацию жилищного фонда;

• оценку и переоценку жилых строений и жилых помещений, в том числе для целей налогообложения;

• информационное и консультационное обслуживание и иную деятельность, связанную с государственным учетом жилищного фонда.

Ранее действующее законодательство в области технического учета (например, Постановление Правительства РФ от 4 декабря 2000 года № 921 «О государственном техническом учете и технической

инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства», от 30 апреля 2009 г. № 388 «О внесении изменений в постановления Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2000 г. № 921 и от 13 октября 1997 г. № 1301», а также от 21 августа 2010 г. № 644 «О внесении изменений в Положение об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства»), которое действовало до 1 января 2013 года, не позволяло получить полную информацию по учету объектов недвижимости, в том числе жилых помещений. Кроме того, допускались случаи неправомерного учета жилья из-за ошибок, имеющих место при приватизации жилищного фонда РФ.

Федеральный закон от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» вступил в силу 1 марта 2008 года (далее, Закон о кадастре). До 1 января 2013 года был установлен переходный период применения данного Закона о кадастре к отношениям, возникающим в связи с осуществлением государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства. Также были подготовлены Письма Министерства экономического развития РФ от 22 февраля 2013 г. № Д23И-449 «О рассмотрении обращения» и от 3 июля 2013 г. № 13551-ПК/Д23и » О рассмотрении обращения» , которыми

разъяснялось, как следует действовать в переходный период и в дальнейшем.

С 1 января 2013 г. на всей территории Российской Федерации осуществляется государственный кадастровый учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства. В соответствии с Законом о кадастре положения нормативных правовых актов в сфере осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства с указанной даты не применяются.

Кроме того, не применяются с 1 января 2013 г. Постановления Правительства РФ от 04.12.2000 г. № 921 «О государственном

техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства», от 10.09.2004 г. № 477 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства», Приказ Министерства экономического развития и торговли РФ от 05.04.2005 г. № 70 «Об утверждении Положения об аккредитации Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии организаций технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства». Аккредитация организаций технической инвентаризации объектов капитального строительства не осуществляется.

В соответствии с положениями ст. 44 Закона о кадастре

кадастровую деятельность в отношении зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства с 1 января 2013 г. осуществляют кадастровые инженеры. Также с 1 января 2013 г. и до 1 января 2014 г. эту кадастровую деятельность наряду с кадастровыми инженерами могли осуществлять организации по государственному техническому учету и

(или) технической инвентаризации, которые до 31 декабря 2012 г. имели право осуществлять государственный технический учет и (или) техническую инвентаризацию данных объектов недвижимости.

В настоящее время, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 г. № 1038 «О Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации» федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на утверждение порядка осуществления государственного учета жилищного фонда, является Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. Указанное Министерство является правопреемником Федерального агентства по строительству и жилищнокоммунальному хозяйству (Госстроя).

Пока новый порядок осуществления государственного учета жилищного фонда не установлен, продолжает действовать «Положение о государственном учете жилищного фонда», установленный Постановлением Правительства РФ от 13.10.1997 г. № 1301.

Таким образом, следует вывод, что до принятия нормативного акта о порядке осуществления государственного учета жилищного фонда следует признать правомерными действия лиц по учету этого фонда, которые осуществляются на основании и в соответствии с вышеуказанным постановлением, то есть специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации вправе осуществлять техническую инвентаризацию объектов, относящихся к жилищному фонду, и выдачу технических паспортов на объекты жилищного фонда.

Следует также учитывать, что при проведении технической инвентаризации объектов жилищного фонда необходимо применять Инструкцию «О проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации», утвержденную Приказом Министерства РФ по земельной

политике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 04.08.1998 г. № 37.

Изучив материалы судебной практики (например, Решение № 2-1213/2013~М-1096/2013 Алейского городского суда Алтайского края; Решение № 2-2472/2013~ М-2323/2013 Самарского районного суда г. Самары), можно сделать вывод, что зачастую у людей возникают проблемы с оформлением документов при постановке объектов недвижимости на государственный кадастровый учет. Нередки случаи допущения технических ошибок, например, в техническом плане. Также, после 1 января 2013 года, между собственниками жилых помещений и кадастровыми органами возникают споры по поводу необходимости предоставления технического паспорта при подготовке технического плана на здание, сооружение, помещение или объект незавершенного строительства. Поэтому следует рассмотреть и изменения законодательства по вопросу перечня документов на объекты недвижимости, в том числе жилые помещения, которые необходимо предоставлять для государственной регистрации права.

Применяемый в настоящее время Кадастровый паспорт объекта недвижимости представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую уникальные характеристики объекта недвижимости, а также в зависимости от вида объекта недвижимости иные предусмотренные законом сведения об объекте недвижимости. Кадастровый паспорт на объекты недвижимости оформляют территориальные подразделения Федерального Государственного Бюджетного Учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии».

В соответствии со ст. 41 Закона о кадастре технический план объекта недвижимости представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в государственный кадастр

недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенным строительством, необходимые для постановки на учет такого объекта недвижимости, либо сведения о части или частях такого объекта недвижимости, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о таком объекте недвижимости, которому присвоен кадастровый номер. Сведения о таком объекте недвижимости, как жилое помещение, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ и разрешения на его ввод в эксплуатацию, проектной документации или технического паспорта.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Технический план жилого помещения может быть оформлен на основании технического паспорта, выданного до 1 января 2013 г. Оформленные после этой даты сведения технического паспорта при подготовке технического плана не учитываются.

На наш взгляд, изменения законодательства в области технического учета объектов недвижимого имущества, в том числе жилых помещений, являются своевременными. На практике БТИ передают необходимые сведения в Кадастровую палату, но там, к сожалению, информация обрабатывается с большой задержкой (из-за несовместимости программ, неукомплектованности кадрами и по другим причинам). В результате, в Государственном кадастре недвижимости нет сведений по многим ранее учтенным объектам. Возникают ситуации, когда заявитель не может получить сведения о запрашиваемом объекте.

Новые правовые акты учета недвижимых объектов способствуют созданию единого кадастра недвижимости, автоматизации обмена информацией между такими государственными учреждениями, как Росреестр, Кадастровая палата, БТИ и лицами, выполняющими кадастровые работы в отношении объекта недвижимости (кадастровыми инженерами).

Однако представляется, что можно выделить также некоторые недостатки, существующие в современном законодательстве, регулирующем технический учет:

1. В Постановлении Правительства РФ № 1301 «О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации» не установлены цели осуществления технического учета и технической инвентаризации жилищного фонда (указаны лишь задачи государственного учета жилищного фонда РФ в целом), объем информации, подлежащей учету, механизмы, обеспечивающие накопление и актуализацию учетных сведений .

2. В Жилищном Кодексе РФ не определены цели и задачи осуществления государственного учета жилищного фонда, состав сведений об объектах жилищного фонда, подлежащих учету, источники финансирования.

3. Законом о кадастре не предусмотрена передача технических паспортов, оценочной и иной, хранящейся в БТИ, учетно-технической документации об объектах государственного технического учета в орган кадастрового учета, хотя технический учет, осуществленный до дня вступления в силу указанного акта и в переходный период его применения, признается юридически действительным, а сведения о ранее учтенных объектах недвижимости внесены в Единый государственный реестр объектов недвижимости.

Из вышеизложенного можно сделать окончательный вывод, что отношения в сфере государственного учета жилищного фонда и в дальнейшем требуют совершенствования и корректировки.

В Приказе Госстроя РФ от 27.09.2013 г. № 355/ГС «Об утверждении порядка государственного учета жилищного фонда в Российской Федерации», который еще находится на регистрации в Минюсте РФ, утвержден новый порядок учета жилищного фонда.

Из текста этого акта следует, что в Российской Федерации должен вестись Реестр жилищного фонда, который будет по своей сути дублировать Государственный кадастр недвижимости, а также некоторые информсистемы: Информационная система обеспечения

градостроительной деятельности (ИСОГД), Региональная

геоинформационная система (РГИС), Географическая информационносправочная система жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ) и другие.

Указанный акт, однако, на наш взгляд, также имеет определенные недостатки: основные задачи и цели деятельности не обозначены; не названа единица счета; не выделены те показатели учета, которые нужны для жилищной статистики.

Представляется, что в качестве целей и задач учета жилищного фонда можно установить:

• выделение технических параметров жилищного фонда, позволяющих определить объекты жилья, с целью осуществления управленческих функций товариществами собственников жилья, жилищно-строительными кооперативами и другими юридическими лицами, осуществляющими свою деятельность в жилищной сфере;

• осуществление мониторинга состояния жилищного фонда, в том числе выявление возможного ветхого и аварийного жилья;

• определение точного перечня общего имущества многоквартирных домов для целей его учета и содержания;

• осуществление государственного статистического учета жилищного фонда на основе показателей государственного регистрационного (правового) учета жилищного фонда.

Необходимо также установить полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по осуществлению хранения и использования учетно-технической документации об объектах

государственного технического учета и технической инвентаризации, а к полномочиям Российской Федерации отнести полномочия по хранению землеустроительной документации государственного земельного кадастра. Также следует передать всю хранящуюся в БТИ учетно-техническую документацию об объектах государственного технического учета в орган кадастрового учета.

Все предложения, изложенные выше, позволят не только иметь необходимую информацию в государственных учреждениях, но и своевременно получать её любым лицам, имеющим на это право.

Литература

1. Киселев С.В. Курс лекций по оценке строений и сооружений. М., 1998.С.15.

2. Литвинчев С.Д. Техническая инвентаризация основных фондов жилищнокоммунального хозяйства. М., 1978. С.205.

3. http://www.bti.ru/pravo/2009/03/26/pravo 14492.html

4. О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации: Закон

Российской Федерации от 4 июля 1991 г. № 1541-1 (ред. от 16.10.2012) // Ведомости СНД и ВС РСФСР.1991. № 28. Ст. 959.

6. Жилищный Кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2004 г. № 188-ФЗ (ред. от 28.12.2013) // СЗ РФ. 2005. № 1 (часть 1). Ст.14.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. О государственном техническом учете и технической инвентаризации в

Российской Федерации объектов капитального строительства: Постановление

Правительства Российской Федерации от 04.12.2000 г. № 921 (ред. от 21.08.2010) // СЗ РФ.2000. № 50. Ст. 4901. (Утратило силу)

10. О внесении изменений в Постановления Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2000 г. № 921 и от 13 октября 1997 г. № 1301: Постановление Правительства РФ от 30.04.2009 г. № 388 (ред. от 27.06.2013) // СЗ РФ. 2009. № 19. Ст.2345

11. О внесении изменений в Положение об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства: Постановление Правительства РФ от 21 августа 2010 г. № 644 // СЗ РФ. 2010. № 35. Ст. 4576.(Утратило силу)

13. О рассмотрении обращения: Письмо Минэкономразвития России от

22.02.2013г. № Д23и-449. Документ не опубликован.

14. О рассмотрении обращения: Письмо Минэкономразвития России от

03.07.2013г. № 13551-ПК/Д23и // Нормирование в строительстве и ЖКХ. 2014. № 1.

15. О рассмотрении обращения: Письмо Минэкономразвития России от

22.02.2013г. № Д23и-449 // Документ не опубликован.

17. Об утверждении Инструкции о проведении учета жилищного фонда в

Российской Федерации: Приказ Министерства РФ по земельной политике,

строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 04.08.1998 г. № 37 (ред. от 04.09.2000) // Строительная газета.1999. № 28.

18. Решение 2-1213/2013~М-1096/2013 Алейского городского суда Алтайского

края

//http://alevsky.alt.sudrf.ru/modules.php?name=sud delo&srv num=1&name op=doc&numb er=40640970&delo id=1540005&text number=1

21. О рассмотрении обращения: Письмо Минэкономразвития России от

03.07.2013г. № 13551-ПК/Д23и // Нормирование в строительстве и ЖКХ. 2014. № 1.

22. Об утверждении порядка государственного учета жилищного фонда в Российской Федерации: Приказ Госстроя РФ от 27.09.2013 г. № 355/ГС. Находится на регистрации в Министерстве Юстиции РФ.

1. Kiselev S.V. Kurs lekcij po ocenke stroenij i sooruzhenij. M., 1998.S.15.

2. Litvinchev S.D. Tehnicheskaja inventarizacija osnovnyh fondov zhilishhno-kommunal’nogo hozjajstva. M., 1978. S.205.

3. http://www.bti.ru/pravo/2009/03/26/pravo_14492.html

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. О rassmotrenii obrashhenija: Pis’mo Minjekonomrazvitija Rossii ot 22.02.2013g. № Б23ь449. Dokument ne opublikovan.

15. О rassmotrenii obrashhenija: Pis’mo Minjekonomrazvitija Rossii ot 22.02.2013g. № D23i-449 // Dokument ne opublikovan.

1 июля 2019 12:07

Количество просмотров: 1522

Определение понятия «инвентарное дело» в законодательстве Российской Федерации в настоящее время отсутствует. Однако понять: что именно подразумевается под этим понятием — довольно просто.

В соответствии с законодательством Российской Федерации учет жилищного фонда осуществляется, в том числе, путем проведения технической инвентаризации. Единицей технической инвентаризации является инвентарный объект (жилые дома, здания, строения и иные объекты). На каждый такой объект, готовится комплекс технической документации, которая оформляется в инвентарное дело.

Таким образом, у каждого инвентарного объекта есть собственное уникальное инвентарное дело, которое формируется из технической и правовой части.

Техническая часть инвентарного дела включает в себя технический паспорт объекта (содержит сведения, позволяющие однозначно идентифицировать и описать объект недвижимости: технические, количественные, качественные, экономические характеристики объекта), оценочную документацию (включает сведения об инвентаризационной стоимости объекта недвижимости), учетно-техническую документацию (содержит дополнительные технические данные и сведения в отношении постановки объекта на учет).

Правовая часть инвентарного дела включает в себя сведения о правообладателях объекта недвижимости, в том числе и обо всех изменениях в отношении собственников (владельцев) объекта. Данная информация соответствует сведениям правоустанавливающих документов.

Так как заведение нового инвентарного дела в отношении одного и того же объекта не предусмотрено, при проведении второй и последующих инвентаризаций сведения, содержащиеся в правовой части инвентарного дела, дополняются актуальной информацией.

Из вышеизложенного можно сделать следующий вывод:

Инвентарное дело — это подлежащая хранению в установленном порядке совокупность технической и правовой документации, полученной в результате технического учета (инвентаризации) и характеризующей историю возникновения и изменения объекта недвижимости.

Учетно-техническая документация, в том числе инвентарные дела на объекты, формировалась на территории Тульской области еще с 1927 года и в настоящее время является собственностью субъекта Российской Федерации.

На территории Тулы и Тульской области организацией, уполномоченной правительством субъекта на осуществление постоянного хранения учетно-технической документации, предоставление копий такой документации и сведений из нее является государственное учреждение Тульской области «Областное бюро технической инвентаризации». В архив учреждения было передано более четырехсот тысяч инвентарных дел, в которых содержатся документы и информация об объектах технического учета и технической инвентаризации до 2013 года. В настоящее время инвентарные дела пополняются данными, полученными в ходе проведения текущей инвентаризации.

ГУ ТО «Областное БТИ» с 2016 года не только хранит и пополняет архив учетно-технической документации, но и оказывает населению услуги по ознакомлению с инвентарными делами, а также по предоставлению копий и сведений, содержащихся в материалах инвентарных дел, которые, за установленными законодательством исключениями, являются общедоступными.

Необходимость в таких услугах возникает в том случае, когда у собственника объекта частично либо полностью отсутствуют документы, входящие в состав инвентарного дела и их необходимо восстановить или же, если просто необходимо узнать все технические характеристики объекта.

Кроме того, при помощи инвентарного дела можно поэтапно отследить всю историю существования того или иного объекта недвижимости со дня его образования: такая «историческая справка» станет отличным доказательством наличия прав на инвентарный объект у конкретного лица.

На практике также нередки случаи, при которых одной из сторон судебного разбирательства необходимо предоставить в судебные органы копии данных документов. В таком случае до или во время судебного разбирательства заинтересованное лицо может обратиться в ГУ ТО «Областное БТИ» в целях получения соответствующих услуг.

Заказать услуги/работы учреждения можно лично в учреждении или в любом обособленном территориальном подразделении учреждения, на официальном сайте (bti-tula.ru), по электронной почте: infobti@tularegion.org, а также посредством почтовой связи.

Мы всегда рады видеть Вас в нашем учреждении.

Техническая инвентаризация – это подробная опись имущества, в том числе объектов недвижимости, которая проводится периодически и заключается в сверке полученных данных, с целью учёта изменений, произошедших за указанный в учётной документации, период.

Позволяет выявить и детализировать ресурс земельных массивов или площадей жилищного фонда, учесть имущественное положение организаций и предприятий, владеющих производственными площадями.

Инвентаризация определяет их количественное и качественное состояние, допускающее проведение оценки и переоценки.

На основании проведения устанавливается степень износа здания или напротив – появление характеристик, допускающих повышение кадастровой стоимости квартиры или дома. Например, проведение инженерных коммуникаций на земельных участках (ЗУ) или в домах, которые ранее не обеспечивались газоснабжением или водопроводом.

Проводится относительно недвижимого имущества, находящегося в государственной, муниципальной или частной собственности.

Техническая инвентаризация и технический учёт

Процесс инвентаризации определяется как вид учётной деятельности. Он характеризуется совокупностью учётных работ, с внесением в техническую документацию изменений, производимых с недвижимостью.

Последующая опись и внесение строений или наделов в перечень предусматривают сравнительный анализ состояний, в натуре и в документации, составленной при проведении технического учёта предшествующей инвентаризации.

Учёт – выявление имеющихся характеристик, свойственных объектам, составление на данной основе перечня недвижимого имущества.
Главное для него – сверка и сопоставление данных, регламентированная целями инвентаризации. А так же – внесение объектов в опись.

Цели инвентаризации иные, они укладываются в рамки получения информации о ресурсе Жилищного фонда и имущественной структуры нежилых помещений, предназначенных под производство или коммерческую деятельность.

Итогом процесса является оценка итоговой стоимости недвижимости, с учётом износа, допускающего снижение стоимости или с учётом реконструкции и улучшения, что допускает улучшение характеристик и повышение ценности.

Функции ТИ заключаются в следующем:

  • сбор и обработка информации;
  • присвоение инвентарного и кадастрового номера;
  • формирование и выдача документации;
  • её хранение и подготовка к плановым работам;
  • определение стоимости недвижимости.

Объекты технической инвентаризации недвижимости

Объектами, подлежащими сверке, являются единицы учёта, имеющие автономные характеристики и самостоятельный юридический статус в виде наименования, что определяет допустимость их внесения в опись.

Главным критерием, определяющим юридический статус объекта недвижимости, допускающегося к обозначенной процедуре, рассматриваются:

  • технический паспорт здания;
  • технический план с экспликацией;
  • кадастровый номер.

Иные ситуации предусматривают определением учётной единицы или объекта несколько зданий, составляющих единый комплекс.

Комплексы, составляющие учётную единицу, вносятся в перечень, а совокупность помещений, которые организовывают его структуру, засчитываются как вспомогательные характеристики объекта.

Если комплексное сооружение потребуется разбить на две или три единицы, составляется сопроводительная документация, а между зданиями проводится разграничительная линия в виде забора или глухой стены, не допускающей непосредственного сообщения. Условные разделения недопустимы.

То же касается домовладений и иных капитальных строений, расположенных на участке земли. Они определяются учётной единицей совокупно, без разделения имущественной ценности земли и сооружения, возведённого на ней. Строение вносится в перечень объектов, а участок обозначается как его характеристика.

Элементы здания или расположенные в них помещения не образуют инвентарных объектов. То же относится к строениям, не подходящим по критериям к числу капитальных сооружений. По преимуществу, они рассматриваются как характеристики главного сооружения, присовокупляясь к нему комплексно и составляя учётную единицу вместе с ним.

Вновь возведённые строения подлежат описи после введения в эксплуатацию и сдачу актом обследования. Кроме этого, они обеспечиваются технической документацией.

Обеспечение документацией требует предварительной инвентаризации, сведения которой вносятся в реестр, что выделяет недвижимость в качестве имущественной единицы.

Кроме обозначенных, специфическими объектами принято считать:

  • незавершённое строительство;
  • самострой, не узаконенные постройки (см. Признание права собственности на самовольную постройку);
  • бесхозные здания и сооружения.

Так же выделяют линейные и линейно-кабельные сооружения, в учёте которых требуется соблюдать нюансы определения единиц и правил внесения таковых в опись.

Процедура сверки производится при проведении ТИ, с опорой на вид деятельности, который выступает в роли:

  • первичной;
  • плановой;
  • внеплановой ТИ.

Первичная инвентаризация обусловлена постановкой недвижимости на учёт, составлением технического плана и паспорта. Кроме этого, устанавливается место нахождения строения и определяется его принадлежность физическому или юридическому лицу и вид правообладания.

Плановые работы проводятся не реже, чем раз в пять лет и не чаще, чем через три года.
Они санкционированы федеральным или региональным распоряжением соответствующего органа власти. Проводятся в массиве жилых домов или производственных помещений, охватывая кадастровый квартал.

Внеплановые работы допускают нерегламентированного проведения. Оно инициируется владельцем недвижимости на возмездной основе, путём подачи заявления в орган БТИ. Такие случаи предусматривают проведение заявленных работ по требованию, в срочном порядке, невзирая на вид собственности.

По преимуществу проводятся при имущественных сделках или при реконструкции домов. При санкционированном переоборудовании помещения или оформлении самостроя, к заявлению прилагается разрешение, выданное административной комиссией.

Уполномоченные субъекты

Сверка данных проводится юридическим лицом, уполномоченным на проведение инвентаризации. Главное учреждение – БТИ, отделения которого расположены в регионах и курируются федеральным Бюро.

Здесь хранится информация, отражающая технические сведения о помещениях жилищного фонда.

БТИ ведёт работы по внеплановой инвентаризации, взимая за это соразмерную, установленную законодательством плату.

В её ведение входит взаимодействие:

  • с Росреестром;
  • ЖКХ, ЖЭУ и т.п.;
  • комитетом по земельным ресурсам и землеустройству;
  • отделами архитектуры и градостроительства;
  • структурными подразделениями администрации.

Плановую государственную инвентаризацию проводят специализированные госучреждения и унитарные предприятия, входящие в перечень уполномоченных Федеральным агентством субъектов. Перечень предваряет начало работ и удостоверяется на правительственном уровне.

Сверка единиц земельных объектов проводится филиалами ФГУБ «Ростехинвентаризация», ведущая топографические работы на местности и составляющая картографические виды документации.

Их создание проводится совместно с учреждением Государственного кадастра недвижимости, а так же, в соответствии с Приказами федеральных и региональных органов власти.

Проведение технической инвентаризации

Обозначенные виды работ носят резолютивный характер. После планирования на федеральном и муниципальном уровне, формируется уполномоченная комиссия, с привлечением ответственных исполнителей.

Заказчиком государственной инвентаризации являются органы власти. Сверка данных по имеющейся в федеральной и муниципальной собственности недвижимости, проводится под надзором муниципалитетов, на территории которых расположены строения.

При первичной постановке на учёт возведённого строения, заказчиками являются граждане – владельцы недвижимости или организации (предприятия), в ведении которых находятся здания. Этот процесс определяется как паспортизация.

Впоследствии эта категория лиц инициирует сверку при имущественных сделках, обращением в БТИ. По заявлению проводится обследование объекта, выступающего в качестве инвентарной единицы.

При обследовании на основании государственного заказа выявляют строения и сооружения, внесённые ранее в перечень, и осуществляют их обход, внося на бумажный носитель характеристики, присущие зданию.
Данный перечень составляется в виде комиссионного акта и требует последующей сверки с ранее составленным актом.

Информация, внесённая в акты, составленные при предшествовавшей инвентаризации, должна соответствовать вновь сформированным сведениям. При наличии расхождений в результате сверки, таковые выписываются для освидетельствования экспертной комиссией и внесения в информационный банк данных.

Основанные на полученных сведениях изменения, допускают снижения или повышения инвентарной и кадастровой стоимости сооружений или земель, что регламентирует передачу таких сведений в УФНС, для изменения налогообложения граждан (см. Оспаривание кадастровой стоимости).

Каждая проверка проводится в два этапа:

  1. Работа на местности, включающая обход территории, обследование здания и топографическую съёмку.
  2. Камеральные работы, заключающиеся в переносе полученных сведений на бумажные и электронные носители.

Полученные сведения передаются:

  • в Госкомстат РФ;
  • Госстрой и Минземстрой РФ.

Завершение процесса сопровождается составлением отчёта, предоставляемого в органы муниципальной власти.

Паспорт и иная техническая документация

Паспортизация объекта – законное требование, предъявляемое к строениям и сооружениям. Его получение требуется в момент ввода в эксплуатацию, при первичном осмотре и регистрации.

Для этого владелец обращается в БТИ по месту расположения недвижимости и подаёт запрос на приглашение техника. Проведя осмотр и замеры в так называемых полевых условиях, техник проводит камеральные работы, внося технические характеристики в информационный банк БТИ.

На их основании выписывается паспорт, отражающий технические характеристики.
Наличие паспорта означает регистрацию строения, его допустимость к участию в имущественных сделках.
Посредством передачи кадастрового паспорта, строение вправе выступать в роли предмета залоговой стоимости, а так же – использоваться по назначению.

Кроме паспорта, здание требуется обеспечить строение нижеследующим:

  • исполнительной документацией;
  • актами предшествующих ТИ;
  • сведениями о составных элементах и характеристиках объекта;
  • справками о местоположении и границах учётной единицы;
  • разрешением на проведение реконструкции (при её наличии);
  • сведения об изменениях.

Документацию требуется составить как на возведённое строение, так и земельный участок, на котором оно расположено.

Законы о технической инвентаризации

Регламент проведения технических работ с недвижимостью опирается на законодательные положения:

  • Указ Президента РФ от 9.03.2004 г., под № 314 о функциях инвентаризации градостроительных объектов.
  • ПП РФ от 4.12.2000 г., под № 921 (п.12) – Положения об организации государственной технической инвентаризации и учёта объектов градостроительства.
  • ПП РФ от 13.10.97 г., под № 1301 – Положение об учёте жилищного фонда РФ.
  • ФЗ от 21.07.97 г., под № 122-ФЗ – о регистрации недвижимости и проводимых имущественных сделок.
  • Приказ Министерства по земельной политике РФ от 04.08.98 г, под № 37 – инструкции о проведении учёта жилищного фонда РФ.
  • Ст.130 ГК РФ – характеристики строения.
  • Ст. 1 (п.10) ГрК РФ – характеристики капитального строения.

Технические характеристики ориентируются на установленные законодательством ГОСТ и СНиП, в числе которых:

  • СНиП 2.08.01-89 – жилые здания;
  • СНиП 2.08.02-89 – общественные здания и сооружения.

Кроме перечисленных, применяются региональные приказы, акты и положения, а так же – локальные распорядительные документы.

Добавить в «Нужное»

Обновление: 13 февраля 2017 г.

Недвижимость относится к основным средствам, поэтому инвентаризация объектов недвижимости компании имеет некоторые особенности, касающиеся сроков ее проведения. О том, как осуществляется инвентаризация недвижимости (зданий, сооружений, помещений и т.д.), расскажем в этой статье.

Как проводится инвентаризация недвижимого имущества?

Каждая компания должна периодически проводить инвентаризации принадлежащего ей имущества. Это делается для того, чтобы обеспечить достоверность данных бухгалтерского учета, что в конечном итоге дает представление о финансовом положении компании, ее активах, обязательствах, расчетах. В связи с этим предусмотрена обязательная инвентаризация перед составлением годовой бухгалтерской отчетности.

В отличие от других объектов инвентаризации состояние основных средств, в том числе недвижимости, проверяется не каждый год, а раз в три года. При этом если инвентаризация проведена после 1 октября отчетного года, то в отношении проверенного имущества перед сдачей годового баланса еще раз ее проводить не требуется.

Порядок инвентаризации при этом во многом такой же, как и в отношении иного имущества компании:

  • инвентаризация проводится на основании приказа (распоряжения, постановления) руководства компании;
  • формируется комиссия, в состав которой не допускается включать ответственных за сохранность проверяемого имущества лиц;
  • материально ответственные лица дают расписки;
  • процедура инвентаризации проводится в присутствии всех членов такой комиссии, а также материально ответственных лиц.

В ходе инвентаризации недвижимости осуществляется проверка правоустанавливающих и технических документов на объект недвижимости. Если осуществлялось проведение технической инвентаризации, то комиссией проверяется наличие технического паспорта и соответствие отраженных там сведений данным бухгалтерского учета.

Результаты проведенной инвентаризации указываются в описи. Для этого можно использовать форму ИНВ-1, утвержденную Госкомстатом, в которой среди прочего нужно указать наименование, назначение, характеристики, инвентарный номер объекта недвижимости.

При выявлении расхождений описи с данными учета составляется сличительная ведомость. Для этих целей можно использовать форму Госкомстата ИНВ-18.

Итоги инвентаризации указывают в инвентаризационной ведомости. Ее форма (ИНВ-26) также утверждена Госкомстатом в постановлении № 26 от 27.03.2000 и, так же как и другие формы, не является обязательной.

Инвентаризация арендованной недвижимости

Прежде всего следует отметить, что при передаче имущества в аренду должна проводиться его обязательная инвентаризация (п. 27 приказа Минфина № 34н от 29.07.98). Таким образом, ее должен провести арендодатель.

Кроме того, такое имущество должно учитываться в бухгалтерии арендатора на забалансовых счетах и также подлежит инвентаризации. Это следует из п. 1.3 Методических указаний (утверждены Минфином в приказе № 49 от 13.06.95), согласно которому компания должна провести инвентаризацию не принадлежащего ей имущества, полученного в аренду. Инвентаризация арендованного имущества проводится вместе с остальным имуществом, но имеет некоторые особенности.

Согласно Методическим указаниям по результатам инвентаризации арендованного имущества должны составляться отдельные описи (п. 2.11), в которых отражается арендодатель — собственник имущества. Один экземпляр такой описи должен передаваться арендодателю. При установлении расхождений между учетными данными и описью арендованного недвижимого имущества должна составляться отдельная сличительная ведомость. Эти правила прописаны в постановлении Госкомстата № 88 от 18.08.98.

При проведении инвентаризации арендованного имущества могут возникнуть определенные сложности в связи с отсутствием всех необходимой информации. Допустим, проводится инвентаризация здания, переданного в аренду, а информация о его стоимости отсутствует. Решением вопроса в такой ситуации может стать получение информации о стоимости имущества от арендодателя. Также эту стоимость можно было заранее предусмотреть в договоре аренды, чтобы сразу отразить ее в учете при приемке имущества по акту.

Ясиноватский отдел технической инвентаризации, учета и оценки недвижимого имущества Государственной Регистрационной Палаты Министерства юстиции Донецкой Народной Республики сообщает, что согласно Распоряжению Главы Донецкой Народной Республики от 16.10.2018 № 329 «О внесении изменений во Временный порядок предоставления отделами технической инвентаризации, учета и оценки недвижимого имущества Государственной Регистрационной Палаты Министерства юстиции Донецкой Народной Республики платных услуг и их перечня, утвержденному Распоряжением Главы Донецкой Народной Республики от 07.04.2016 № 42», физическое или юридическое лицо имеет право обратиться с письменным заявлением о выполнении работ по проведению технической инвентаризации в сокращенный срок.

При этом для расчета стоимости платных услуг, предоставляемых отделами технической инвентаризации, учета и оценки недвижимого имущества, применяются:

коэффициент 2 – для срока до 15 дней,

коэффициент 3 – для срока до 7 дней.

Заявление от физического или юридического лица о выполнении работ в сокращенный срок не принимается в случае отсутствия на то технической возможности, о чем заявителю сообщается при подаче заявления о выполнении таких работ.

При выполнении работ по проведению технической инвентаризации объектов недвижимого имущества по заявлениям органов, освобожденных от уплаты за услуги по проведению технической инвентаризации согласно п. 1.4 «Временного порядка предоставления отделами технической инвентаризации, учета и оценки недвижимого имущества Государственной Регистрационной Палаты Министерства юстиции Донецкой Народной Республики платных услуг и их перечня», в зависимости от объемов работ и площади объекта недвижимого имущества срок проведения технической инвентаризации определяется соответствующим договором.