Объекты 4 категории

Lawfirm.ru: Пресс-релизы

Legal alert: Новые критерии классификации объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду

28 сентября 2015 года принято постановление Правительства РФ № 1029, которое закрепило Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий. Данные Критерии положены в основу экологической классификации предприятий и иных объектов для обеспечения дифференцированного подхода к применению правовых мер в рамках государственного экологического надзора и разрешительных процедур.

Автор: ,
Организация: Адвокатское бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры»
www.epam.ru
Дата публикации: 22.10.2015

Деление объектов, оказывающих воздействие на окружающую среду, на четыре категории является частью реформы природоохранного регулирования, которая проводится с 2014 года и направлена на совершенствование системы экологического нормирования и создание форм экономического стимулирования субъектов хозяйственной деятельности, внедряющих в своей производственной деятельности наилучшие доступные технологии (НДТ). Указанные комплексные изменения, включая классификацию объектов на категории, были закреплены Федеральным законом от 21 июля 2014 года № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и на сегодняшний день продолжают поэтапно вступать в силу.

Цель дифференциации объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на категории состоит в том, что к объектам различных категорий предъявляется различная по своему объему и содержанию система экологических требований. Это позволяет, с одной стороны, снизить уровень административного давления на малый и средний бизнес, а с другой – обеспечить комплексный контроль и надзор за крупными предприятиями и предусмотреть систему экономических мер, направленных на стимулирование перехода их на НДТ.

В соответствии с ст. 4.2. ФЗ от 1 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», деление объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня их воздействия, осуществляется на четыре категории:

1. объекты категории(оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий (НДТ)) – для осуществления хозяйственной и (или) иной деятельности на них  для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей закреплена обязанность:

  • получать комплексное экологическое разрешение;
  • разрабатывать и утверждать программу производственного экологического контроля (ПЭК), осуществлять ПЭК в соответствии с установленными требованиями, документировать информацию и хранить данные, полученные по результатам осуществления ПЭК;
  • разрабатывать и утверждать программу повышения экологической эффективности на период поэтапного достижения нормативов допустимых выбросов и сбросов, технологических нормативов в случае невозможности их соблюдения;
  • оснащать стационарные источники автоматическими средствами измерения и учета объема или массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ и их концентрации, а также техническими средствами фиксации и передачи информации о них в государственный фонд данных экологического мониторинга.

2. объекты II категории (оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую
среду) – для осуществления хозяйственной и (или) иной деятельности на них  юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны:

  • представлять в уведомительном порядке декларацию о воздействии на окружающую среду (могут получить комплексное экологическое разрешение при наличии соответствующих отраслевых информационно-технических справочников по НДТ);
  • разрабатывать и утверждать программу ПЭК, осуществлять ПЭК в соответствии с установленными требованиями, документировать информацию и хранить данные, полученные по результатам осуществления ПЭК;
  • разрабатывать и утверждать план мероприятий по охране окружающей среды на период поэтапного достижения нормативов допустимых выбросов и сбросов в случае невозможности их соблюдения.

3. объекты III категории (оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду) – для осуществления хозяйственной и (или) иной деятельности на них  для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей:

  • не требуется получения комплексного экологического разрешения и представления декларации о воздействии на окружающую среду;
  • закреплена обязанность разрабатывать и утверждать программу ПЭК, осуществлять ПЭК в соответствии с установленными требованиями, документировать информацию и хранить данные, полученные по результатам осуществления ПЭК;
  • закреплена обязанность разрабатывать и утверждать план мероприятий по охране окружающей среды на период поэтапного достижения нормативов допустимых выбросов и сбросов в случае невозможности их соблюдения.

4.

Присвоение категории опасности для окружающей среды

объекты IV категории (оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду) – для осуществления хозяйственной и (или) иной деятельности на них для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей:

  • не требуется получения комплексного экологического разрешения и представления декларации о воздействии на окружающую среду;
  • не требуется расчета нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, разработки нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов;
  • не требуется внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду;
  • не проводятся плановые проверки в рамках государственного экологического надзора (с 1 января 2019 года).

Присвоение объекту соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет, при этом категория объекта может быть изменена при актуализации учетных сведений об объекте.

Указанная классификация объектов на категории тесно связана с разграничением на объекты федерального государственного экологического надзора (новые Критерии определения которых были утверждены постановлением Правительства РФ от 28 августа 2015 года № 903) и объекты регионального надзора, так как, например, к первым в соответствии с упомянутыми Критериями относятся объекты I категории, а также объекты II категории (в случае, если на них выдано комплексное экологическое разрешение).

Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к соответствующей категории, являются достаточно сложными. В число таких критериев входят: осуществление экологически опасных видов производственной деятельности, отнесение к объектам определенных видов инфраструктуры, наличие стационарных источников загрязнения окружающей среды, использование определенных видов оборудования. При этом одним из ключевых отличий при разграничении на различные категории являются установленные величины проектной мощности объектов, а также показатели мощности используемого на них оборудования.

Так, например, к I категории относятся объекты, на которых осуществляется хозяйственная и (или) иная деятельность, связанная с определенными видами промышленного производства (производством кокса, нефтепродуктов; добычей сырой нефти и природного газа, включая переработку природного газа; добычей и обогащением железных руд; добычей и подготовкой руд цветных металлов, а также руд драгоценных металлов (золота, серебра, платины), за исключением руд и песков драгоценных металлов, оловянных руд, титановых руд, хромовых руд на рассыпных месторождениях; с металлургическим производством с использованием оборудования установленной мощности; производством неметаллической минеральной продукции; химических веществ и продуктов основных органических химических веществ, а также неорганических веществ; пестицидов и прочих агрохимических продуктов (в части, касающейся производства минеральных удобрений и фармацевтических субстанций);  по обеспечению электрической энергией, газом и паром с использованием оборудования установленной мощности.

Также критериями отнесения производственных объектов к I категории  является производство целлюлозы и древесной массы; бумаги и картона; текстильных изделий с использованием оборудования для промывки, отбеливания, мерсеризации, окрашивания текстильных волокон и (или) отбеливания, окрашивания текстильной продукции; по производству кожи и изделий из кожи с использованием оборудования для дубления, крашения, выделки шкур и кож; пищевых продуктов (мяса и мясопродуктов; растительных и животных масел и жиров; продукции из картофеля, фруктов и овощей; молочной продукции; по разведению сельскохозяйственной птицы; по выращиванию и разведению свиней, свиноматок); по переработке и консервированию мяса в части, касающейся выполнения работ по убою животных на мясокомбинатах, мясохладобойнях; по добыче угля; а также деятельность, связанная с обрабатывающим производством, на котором выполняются работы по поверхностной обработке металлов и пластических материалов; по обработке поверхностей, предметов или продукции (с использованием органических растворителей).

К указанной категории также относятся объекты определенной проектной мощности по обработке и утилизации отходов (в части, касающейся обезвреживания отходов производства и потребления с применением оборудования и (или) установок), в частности по обезвреживанию отходов производства и потребления I – III классов опасности (включая пестициды и агрохимикаты, пришедшие в негодность и (или) запрещенные к применению); по обезвреживанию отходов производства и потребления IV и V классов опасности; по обработке и утилизации отходов в части, касающейся обеззараживания и (или) обезвреживания биологических и медицинских отходов; по захоронению следующих отходов производства и потребления (отходы I — III классов опасности; отходы IV и V классов опасности, включая твердые коммунальные отходы); по сбору и обработке сточных вод в части, касающейся очистки сточных вод централизованных систем водоотведения (канализации).

К II категории относятся объекты, на которых осуществляется хозяйственная и (или) иная деятельность (с установленной Критериями проектной мощностью), связанная с определенными видами промышленного производства: обеспечением электрической энергией, газом и паром с использованием оборудования; добычей и подготовкой руд и песков драгоценных металлов, оловянных, титановых и хромовых руд на рассыпных месторождениях; металлургическим производством с использованием оборудования установленной мощности; производством неметаллической минеральной продукции; цементного клинкера во вращающихся или в других печах; извести (негашеная, гашеная) при наличии печей; производством оксида магния; сбором и обработкой сточных вод в части, касающейся очистки сточных вод централизованных систем водоотведения (канализации); производством бумаги и картона; текстильных изделий с использованием определенного оборудования; кожи и изделий из кожи с использованием

оборудования для дубления, крашения, выделки шкур и кож; пищевых продуктов (с установленной проектной мощностью) (мяса и мясопродуктов; растительных и животных масел и жиров; продукции из картофеля, фруктов и овощей; молочной продукции; по разведению сельскохозяйственной птицы; по выращиванию и разведению свиней); производством искусственного графита; газа путем газификации и (или) сжижения углей и других твердых топлив; сырой нефти из горючих (битуминозных) сланцев и песка; обработанных асбестовых волокон, смесей на основе асбеста и изделий из них, изделий из асбестоцемента и волокнистого цемента;  а также с обрабатывающим производством, на котором выполняются работы по поверхностной обработке металлов и пластических материалов; по обработке поверхностей, предметов или продукции (с использованием органических растворителей).

К II категории также относятся объекты, на которых осуществляется деятельность по эксплуатации ядерных установок, в том числе атомных станций (за исключением исследовательских ядерных установок нулевой мощности); по добыче и обогащению урановой и ториевой руд, производству ядерного топлива; по эксплуатации радиационных источников (за исключением тех, что содержат в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности) при условии наличия на объекте источников выбросов и сбросов радиоактивных веществ в окружающую среду; пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, пунктов хранения, хранилищ радиоактивных отходов, пунктов захоронения радиоактивных отходов; по хранению и (или) уничтожению химического оружия.

На объектах II категории должна осуществляться деятельность по транспортированию по трубопроводам газа и продуктов его переработки, нефти и нефтепродуктов с использованием магистральных трубопроводов; по складированию и хранению нефти и продуктов ее переработки; пестицидов и агрохимикатов; по сбору, обработке и утилизации отходов (на объектах установленной проектной мощности) в части, касающейся: хранения отходов производства и потребления I — III классов опасности; отходов IV и V классов опасности; обезвреживания отходов IV и V классов опасности; обеззараживания и (или) обезвреживания биологических и медицинских отходов; захоронения отходов IV и V классов опасности, включая твердые коммунальные отходы.

К объектам II категории также относятся порты, расположенные на внутренних водных путях РФ (допускающие проход судов водоизмещением 1350 тонн и более); морские порты; объекты, предназначенные для приема, отправки воздушных судов и обслуживания воздушных перевозок (при наличии взлетно-посадочной полосы длиной 2100 метров и более); инфраструктура железнодорожного транспорта.

К III категории относятся объекты, на которых осуществляется эксплуатация исследовательских ядерных установок нулевой мощности, радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий, а также хозяйственная и (или) иная деятельность, не соответствующая критериям объектов I, II и IV категории и уровням воздействия на окружающую среду объектов IV категории.

К IV категории относятся объекты, соответствующие одновременно ряду следующих критериев: наличие на объекте стационарных источников загрязнения окружающей среды, масса загрязняющих веществ в выбросах в атмосферный воздух которых не превышает 10 тонн в год, при отсутствии в составе выбросов веществ I и II классов опасности, радиоактивных веществ; отсутствие сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод (в централизованные системы водоотведения, другие сооружения и системы отведения и очистки сточных вод, за исключением сбросов загрязняющих веществ, образующихся в результате использования вод для бытовых нужд, а также отсутствие сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду).

К указанной категории также относятся объекты, на которых осуществляется деятельность (с условием соответствия вышеперечисленным требованиям) по обеспечению электрической энергией, газом и паром (с использованием оборудования с невысокой установленной проектной тепловой мощностью), использованию оборудования исключительно для исследований, разработок и испытаний новой продукции

и процессов (предприятия опытного производства, научно-исследовательские институты, опытно-конструкторские бюро).

Снижение объема административного воздействия со стороны органов государственного экологического надзора на предприятие, осуществляющее эксплуатацию объекта, отнесенного в соответствии с изложенными Критериями к одной из указанных категорий, возможно путем ее изменения при актуализации учетных сведений об объекте. Вместе с тем, необоснованный отказ в изменении категории объекта со стороны уполномоченного органа государственной власти может быть обжалован как в административном, так и в судебном порядке.

Ссылка на оригинал: http://lawfirm.ru/pr/index.php?id=13513

Освобождает ли присвоение IV категории от обязанности представлять отчетность СМСП?

Статья была опубликована в журнале «Справочник эколога» № 2 февраль 2017.
Все права защищены. Воспроизведение, последующее распространение, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения статей с сайта разрешается правообладателем только с обязательной ссылкой на печатное СМИ с указанием его названия, номера и года выпуска.

Известно, что законодательством об отходах производства и потребления в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства (далее — СМСП) предусмотрена привилегия — обязанность по разработке и утверждению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее — НООЛР) заменена на обязанность по представлению в уведомительном порядке отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов.

Согласно абз. 3 п. 2 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденного Приказом Минприроды России от 25.02.2010 № 50 (в ред. от 25.07.2014), количества отходов, фактически направленные на размещение в соответствии с отчетностью об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов, являются лимитами на размещение отходов для СМСП.

Также известно, что 01.01.2016 введен институт государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС). В отношении объектов, оказывающих НВОС, в зависимости от присвоенной категории законодательством установлены различные природоохранные требования, связанные с получением разрешительной документации, представлением экологической отчетности, внесением платы за НВОС и пр.

Наиболее «льготной» является IV категория объектов, оказывающих НВОС, — именно такие объекты освобождены от необходимости исполнения большинства природоохранных обязанностей. При этом существует мнение, которое если и не ставит знак равенства между объектами, эксплуатируемыми СМСП, и объектами IV категории, то по крайней мере ассоциирует их. На этой почве возникло убеждение, что на объекты, эксплуатируемые СМСП, распространяются все «льготы», применяемые к объектам, оказывающим НВОС, IV категории.

Однако данное убеждение является ошибочным. Чтобы убедиться в этом, обратимся к критериям отнесения хозяйствующих субъектов к СМСП.

Критерии отнесения к СМСП

В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (в ред. от 03.07.2016; далее — Федеральный закон № 209-ФЗ) субъекты малого и среднего предпринимательства — хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными данным Федеральным законом, к малым предприятиям, в т.ч. к микропредприятиям, и средним предприятиям.

При этом согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ к СМСП относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие условиям, установленным ч. 1.1 ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ, хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, сельскохозяйственные потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Не каждое юридического лицо и не каждый индивидуальный предприниматель относятся к категории СМСП, но лишь в случае соответствия критериям, перечисленным в ч. 1.1 ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ.

При этом общими для всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, претендующих на статус СМСП, являются следующие критерии:

• среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения среднесписочной численности работников для каждой категории СМСП:

– от 101 до 250 человек для средних предприятий;

– до 100 человек для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия — до 15 человек;

• доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, суммируется по всем осуществляемым видам деятельности и применяется по всем налоговым режимам, не должен превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории СМСП.

Как видно из перечисленных критериев, отнесение юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к СМСП не зависит от того, объекты какого уровня НВОС эксплуатирует лицо.

Критерии отнесения объектов, оказывающих НВОС, к объектам IV категории

Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий (далее — Критерии) утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029.

Извлечение
из Критериев

IV. Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам IV категории

6. Наличие одновременно следующих критериев:
а) наличие на объекте стационарных источников загрязнения окружающей среды, масса загрязняющих веществ в выбросах в атмосферный воздух которых не превышает 10 тонн в год, при отсутствии в составе выбросов веществ I и II классов опасности, радиоактивных веществ;
б) отсутствие сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения, другие сооружения и системы отведения и очистки сточных вод, за исключением сбросов загрязняющих веществ, образующихся в результате использования вод для бытовых нужд, а также отсутствие сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.
7. Осуществление на объекте деятельности по обеспечению электрической энергией, газом и паром (с использованием оборудования с проектной тепловой мощностью менее 2 Гкал/час при потреблении газообразного топлива) при условии соответствия такого объекта критериям, предусмотренным подпунктом "б" пункта 6 настоящего документа.
8. Использование на объекте оборудования исключительно для исследований, разработок и испытаний новой продукции и процессов (предприятия опытного производства, научно-исследовательские институты, опытно-конструкторские бюро) при условии соответствия такого объекта критериям, предусмотренным пунктом 6 настоящего документа.

Итак, в случае с критериями отнесения объектов, оказывающих НВОС, к I–IV категории также не обнаруживается никакой связи с критериями отнесения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к СМСП.

При этом нет оснований утверждать, что объекты, эксплуатируемые СМСП, всегда являются объектами IV категории по уровню оказываемого на окружающую среду негативного воздействия.

Таким образом, на практике возможны ситуации, при которых:

1) СМСП эксплуатирует объекты исключительно IV категории — при условии, что эксплуатируемые объекты соответствуют критериям отнесения к объектам IV категории;

2) СМСП эксплуатирует как объекты IV категории, так и объекты I–III категорий;

3) СМСП эксплуатирует объекты, не оказывающие НВОС и, следовательно, не подлежащие постановке на государственный учет объектов, оказывающих НВОС;

4) СМСП эксплуатирует объекты I–III категорий и не эксплуатирует ни одного объекта IV категории.

В соответствии с п. 7 ст.

Проконсультируем по вопросам учёта, налогов и права.

18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 28.12.2016; далее — Федеральный закон № 89-ФЗ) СМСП, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.

Согласно п. 8 ст. 18 Федерального закона № 89-ФЗ СМСП, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, представляют в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.

Как видно из приведенных положений, законодательство об отходах производства и потребления не связывает обязанность СМСП по представлению указанной отчетности с отнесением объектов, в рамках эксплуатации которых образуются отходы, к определенной категории.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Ситуация изменится 01.01.2019: из ст. 18 Федерального закона № 89-ФЗ будут исключены положения, устанавливающие обязанность СМСП представлять отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов.

Суть изменений:

1. Обязанность по представлению отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов будет возложена на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории.

2. Исключена необходимость разработки НООЛР и представления отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах IV категории.

Вывод

В настоящее время присвоение объекту, оказывающему НВОС, IV категории не освобождает лицо, эксплуатирующее такой объект, от обязанности представления отчетности СМСП (при условии, что лицо является СМСП).

 

Для хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств п. 1 ч. 1.1 ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ установлены дополнительные критерии отнесения к категории СМСП.

К сведению: с 01.07.2017 п. 1 ч. 1.1 ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ будет дополнен.

См. Постановление Правительства РФ от 04.04.2016 № 265 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства».

См. Федеральный закон от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в ред. от 03.07.2016).

Постановка на учет объектов негативного воздействия

Главная /

Объекты  I-IV категорий по степени негативного воздействия на окружающую среду

ООО «ВЗВ» проводит  работы по постановке на учет объектов  I-IV категорий

Согласно ФЗ N 219-ФЗ от 21.07.2014 с 1 января 2016 года вступили в силу некоторые положения.  Предприятия (объекты) делятся на категории. Постановление Правительства РФ № 1029 от 29.08.15 определены критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I,II,III и IV категорий.

Определена форма заявки  о постановки объектов оказывающих негативное воздействие на окружающую среду на государственный учет – приказ Минприроды РФ  № 554 от 23.12.2015, зарегистрирован 05.20.2016г

Утверждены Правила создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду — Постановление Правительства РФ № 572 от 23.06.2016. Постановление вступило в силу 05.07.2016г

Экологическая отчетность объектов I,II,III и IV категорий

Для объектов I категории  с 01.01.2019 г предусмотрено  комплексное экологическое разрешение(КЭР) . В КЭР входят  выбросы; отходы; сбросы; согласованная  программа производственного экологического контроля (ППЭК).  КЭР выдается на 7 лет. Госпошлина на выдачу КЭР – 6000 руб.

Плата за НВОС вносится.

Для объектов II категории —  с 01.01.2019 г предусмотрена декларация о воздействии на окружающую среду.  В декларацию  входит расчет нормативов выбросов и сбросов, лимитов на размещение отходов, программа производственного экологического контроля (ППЭК). При необходимости разрабатывается план мероприятий по охране окружающей среды. Декларация предоставляется 1 раз в 7 лет при условии, что технологические процессы производства, а также характеристики выбросов или сбросов загрязняющих веществ не меняются.

Плата за НВОС вносится

Для объектов III категории — разрабатывают и утверждают программа производственного экологического контроля (ППЭК). При необходимости  разрабатывается и утверждается  план мероприятий по охране окружающей среды. В уведомительном порядке  предоставляется отчетность  о выбросах вредных веществ, образовании и размещении отходов.

Плата за НВОС вносится

Для объектов IV категорииотчетов не требуется.  Плата за НВОС не вносят

Расчет платы за НВОС и предоставление расчетов.

 В 2016 году плата за НВОС  вносится до 20 числа следующего за отчетным периодом месяца как квартальные авансовые платежи (кроме четвертого квартала), в размере одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, уплаченной за предыдущий год (Федеральный закон от 29.12.2015 г. № 404-ФЗ).

По результатам 2016 года и далее по годам предоставляется декларацияо плате за негативное воздействие на окружающую среду и вносится плата за 4 квартал 2016 года до 01.03.2017г

Категоризация предприятий – новый подход в экологическом контроле и надзоре

В результате изменений в Федеральном законе № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» государство вводит новую категоризацию всех предприятий-природопользователей. После введения в действие данного закона было издано несколько Постановлений Правительства РФ, в которых предлагаются принципы разделения на категории.

Согласно Федеральному закону № 7-ФЗ все объекты производства теперь делятся на 4 категории:

  • объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий (объекты I категории);
  • объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду (объекты II категории);
  • объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду (объекты III категории);
  • объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду (объекты IV категории).

 При проведении категоризации используются следующие факторы:

  • уровни воздействия на окружающую среду видов хозяйственной и (или) иной деятельности (отрасль, часть отрасли, производство);
  • уровень токсичности, канцерогенные и мутагенные свойства загрязняющих веществ, содержащихся в выбросах, сбросах загрязняющих веществ, а также классы опасности отходов производства и потребления;
  • классификация промышленных объектов и производств;
  • особенности осуществления деятельности в области использования атомной энергии.

К разным категориям предлагается отнести объекты определенных отраслей производства, при этом будет учитываться также, относится ли данная отрасль к области применения наилучших доступных технологий.

 Первая категория – это предприятия с самым высоким уровнем вредного воздействия на окружающую среду. К ней будут отнесены объекты по добыче и переработке полезных ископаемых, предприятия текстильной, кожевенной, бумажно-целлюлозной, пищевой, животноводческой отраслей, объекты энергетики, металлургии, предприятия химического синтеза, объекты обезвреживания и захоронения отходов, очистки сточных вод, мясокомбинаты, предприятия с электролитическим и химическим типом обработки сырья, производство оксида магния, работы с использованием органических растворителей. К объектам I категории относятся все вышеперечисленные, если в их выбросах или сбросах присутствуют вещества 1 и (или) 2 класса опасности.

Обратите внимание, что к 1 категории не относятся научно-исследовательские институты и лаборатории, использующие данные виды технологий для экспериментов и исследований.

Объекты 1 категории будут под строгим надзором. Они должны получать комплексное экологическое разрешение – КЭР, и разрабатывать программу повышения экологической эффективности.

Объекты 2 категории имеют несколько меньший уровень воздействия, сюда входят также объекты с применением наилучших доступных технологий. Краткий перечень отраслей включает объекты атомной промышленности, магистральные трубопроводы нефтепродуктов и газа, аэродромы с длиной взлетной полосы свыше , объекты утилизации и склады пестицидов и агрохимикатов, крупные внутренние и морские порты, объекты хранения отходов, нефтепродуктов, объекты графитизации и газификации, производство силикатного кирпича, объекты по разведению КРС и МРС, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта, объекты с расплавом минеральных веществ и др.

Объекты 2 категории будут предоставлять декларацию о воздействии на окружающую среду и план мероприятий по охране окружающей среды.

К 3 категории относятся все объекты, которые не входят в остальные категории.

Определение объекта, негативно оказывающего на окружающую среду

Это могут быть объекты других отраслей или перечисленные выше, но более низкой мощности. К данной категории требования по контролю еще ниже, они ограничиваются предоставлением отчетности о вредном воздействии в виде сбросов и выбросов, отходов производства и потребления и разрабатывают план мероприятий по охране окружающей среды.

Объекты 4 категории – объекты с минимальным воздействием на окружающую среду. Это офисные предприятия, учреждения образовательной и социальной сфер, государственные учреждения.

Критерии отнесения:

  • масса выбросов в воздух не более 10 тонн в год без веществ 1 и 2 классов опасности;
  • отсутствие сбросов веществ и микроорганизмов в воду;
  • сточные воды только хозяйственно-бытовые и сбрасываются централизованно либо специальным организациям.

Кроме того, к объектам 4 категории относятся объекты по производству тепловой энергии мощностью менее 2 Гкал/час на газовом топливе (то есть, имеются бытовые котлы), при этом должны выполняться условия 2 и 3.

Объекты IV категории освобождаются от платы за НВОС и от всех видов экологической отчетности.

На данный момент Постановление Правительства о критериях отнесения предприятий еще не прошло всех этапов согласования, возможно, будут внесены доработки. Данный принцип разделения предприятий напоминает санитарную классификацию объектов и имеет множество недостатков. Критерии расплывчатые и не учитывают специфики производства. Критерий образования отходов вообще не учтен в классификации. Критерий сточных вод неоднозначен, так как многие предприятия вообще не имеют водоснабжения и водоотведения за ненадобностью.

Далеко не для всех отраслей есть дифференциация в зависимости от мощности производства, а некоторые отрасли вообще не учтены, хотя имеют большой уровень воздействия на окружающую среду. Таким образом, в ближайшее время категоризация будет проведена, и нас ожидают трудные и серьезные перемены в системе промышленной экологии. Будем ждать дополнительных изменений и разъяснений от государства и готовиться к данному процессу по мере возможностей.

Росприроднадзор предоставил разъяснения по вопросу отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду к объектам IV категории (в соответствии с постановлением Правительства РФ от 28 сентября 2015 года № 1029). 

В частности, разъясняется, что на основании статьи 1 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ) объектом, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду (далее – объект НВОС), является объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков.

 К объектам НВОС IV категории в соответствии с пунктом 6 части IV Критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III, IV категорий (далее – Критерии), утв.

An error occurred.

Постановлением Правительства российской Федерации от 28 сентября 2015 года № 1029, относятся объекты, соответствующие одновременно следующим критериям:

 а)    Наличие на объекте стационарных источников загрязнения окружающей среды, масса загрязняющих веществ в выбросах в атмосферный воздух которых не превышает 10 тонн в год, при отсутствии в составе выбросов веществ I и II классов опасности, радиоактивных веществ;

 б)    Отсутствие сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения, другие сооружения и системы отведения и очистки сточных вод, за исключением сбросов загрязняющих веществ, образующихся в результате использования вод для бытовых нужд, а также отсутствие сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.

 Согласно части 1 статьи 4.2. Закона № 7-ФЗ объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории:

 объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий, – объекты I категории;

 объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду, – объекты II категории;

 объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду, – объекты III категории;

 объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду, – объекты IV категории.

 По смыслу части 1 статьи 4.2. к объектам IV категории относятся объекты, которые оказывают меньшее по сравнению с объектами III категории негативное воздействие на окружающую среду.

 Таким образом, по мнению Росприроднадзора, при соответствии подпункту «б» пункта 6 части IV Критериев и отсутствии на объекте стационарных источников загрязнения окружающей среды (источников выбросов в атмосферный воздух), представляется целесообразным отнесение таких объектов (офисные помещения, школы, детские сады и т.д.) к IV категории объектов НВОС.

Письмо Росприроднадзора от 29 сентября 2016 года № АА-03-04-32/20054