Об утверждении правил аттестации педагогических работников

О внесении изменений в приказ Министра образования и науки Республики

Казахстан от 27 января 2016 года № 83 «Об утверждении Правил и условий

проведения аттестации гражданских служащих в сфере образования и науки, а также

Правил и условий проведения аттестации педагогических работников и приравненных

к ним лиц, занимающих должности в организациях образования, реализующих

общеобразовательные учебные программы дошкольного, начального, основного

среднего, общего среднего, образовательные программы технического и

профессионального, послесреднего образования»

Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан

от 17 октября 2017 года № 530. Зарегистрирован в Министерстве юстиции

Республики Казахстан 14 ноября 2017 года № 15993

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Внести в приказ Министра

образования и науки Республики Казахстан от 27 января 2016 года № 83 «Об

утверждении Правил и условий проведения аттестации гражданских служащих в сфере

образования и науки, а также Правил и условий проведения аттестации педагогических

работников и приравненных к ним лиц, занимающих должности в организациях

образования, реализующих общеобразовательные учебные программы дошкольного,

начального, основного среднего, общего среднего, образовательные программы

технического и профессионального, послесреднего образования»

(зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых

актов под № 13317, опубликован в Информационно-правовой системе

«Әділет» 11 марта 2016 года) следующие изменения:

заголовок приказа изложить в следующей

редакции:

«Об утверждении Правил и условий

проведения аттестации педагогических работников и приравненных к ним лиц,

занимающих должности в организациях образования, реализующих

общеобразовательные учебные программы дошкольного, начального, основного

среднего, общего среднего, образовательные программы технического и

профессионального, послесреднего образования, и иных гражданских служащих в

сфере образования и науки»;

пункт 1 изложить в следующей редакции:

«1. Утвердить прилагаемые Правила и

условия проведения аттестации педагогических работников и приравненных к ним

лиц, занимающих должности в организациях образования, реализующих

общеобразовательные учебные программы дошкольного, начального, основного

среднего, общего среднего, образовательные программы технического и

профессионального, послесреднего образования, и иных гражданских служащих в

сфере образования и науки.»;

приложение 1 к указанному приказу изложить в редакции согласно приложению к

настоящему приказу;

приложение 2 к указанному приказу исключить.

2. Департаменту дошкольного

и среднего образования Министерства образования и науки Республики Казахстан

(Каринова Ш.Т.) в установленном законодательством Республики Казахстан порядке

обеспечить:

1) государственную

регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

2) в течение десяти календарных дней со дня

государственной регистрации настоящего приказа направление его копии в бумажном

и электронном виде на казахском и русском языках в республиканское

государственное предприятие на праве хозяйственного ведения

«Республиканский центр правовой информации» для официального

опубликования и включения в Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов

Республики Казахстан;

3) в течение десяти календарных дней после

государственной регистрации настоящего приказа направление его копии на

официальное опубликование в периодические печатные издания;

4) размещение настоящего приказа на

интернет-ресурсе Министерства образования и науки Республики Казахстан после

его официального опубликования;

5) в течение десяти рабочих дней после

государственной регистрации настоящего приказа представление в Департамент

юридической службы и международного сотрудничества Министерства образования и

науки Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных

подпунктами 1), 2), 3) и 4) настоящего пункта.

3. Контроль за исполнением настоящего

приказа возложить на вице-министра образования и науки Республики Казахстан

Аймагамбетова А.К.

4. Настоящий приказ вводится в действие по

истечении десяти календарных дней после дня его первого официального

опубликования.

Министр

образования и науки

Республики Казахстан

Е. Сагадиев

1 Критерии при аттестации на квалификационные категории и подтверждение соответствия занимаемой должности педагогических работников общеобразовательных учреждений Владимирской области по должности «Педагогический работник общеобразовательного учреждения»

2 Критерий 1. Повышение квалификации, профессиональная подготовка. Подтверждающие документы: удостоверения, дипломы, сертификаты.

3 Критерий 01. Повышение квалификации, профессиональная переподготовка Курсы повышения квалификации просрочены (0 баллов) Только проблемные курсы (2 балла) Заочное обучение в ВУЗе по профилю или несколько проблемных курсов, или заочные дистанционные курсы (3 балла) Только системные курсы (4 балла) Системные и проблемные курсы или обучение в аспирантуре (5 баллов)

4 Критерий 2. Знание нормативно-правовой базы, теоретических и практических основ профессиональной деятельности. Тестирование с использованием комплексной автоматизированной технологии объективного аттестационного оценивания.

5 Критерий 3. Результаты предметного тестирования. Сертификат.

6 Критерий 03. Результаты предметного тестирования 0-30% (0 баллов) 31-50% (2 балла) 51-80% (3 балла 81-90% (4 балла) % (5 баллов)

7 Критерий 4. Знание и использование информационно – коммуникационных технологий по предмету в процессе профессионального обучения и в воспитательной работе. Подтверждающие документы: справка, заверенная руководителем учреждения.

8 Критерий 04. Знание и использование информационно- коммуникационных технологий в процессе обучения предмету и в воспитательной работе Не использует (0 баллов) Знание и использование компьютера на уровне пользователя (2 балла) Владеет ИКТ, использует интернет (3 балла) Владеет ИКТ, использует: интернет, электронные учебники, интерактивные доски, программы, работает в локальной сети (4 балла) Владеет ИКТ, использует: интернет, электронные учебники, интерактивные доски, программы, а так же активно размещает материал на сайте ОУ или имеет свой сайт с методически богатым содержанием и постоянным обновлением (5 баллов)

9 Критерий 5. Реализация: — программ углубленного изучения предмета; -профильного обучения; -развивающего обучения. Подтверждающие документы: справка, заверенная руководителем учреждения.

10 Критерий 05. Реализация:- программ углубленного изучения предмета; профильного обучения (в т.ч. элективные курсы); — развивающего обучения (системы Занкова, Эльконина-Давыдова, Ю.Поташкиной) Не реализует (0 баллов) Реализует в условиях безоценочной системы (2 балла) Реализует, но качество знаний учащихся от 21 % до 40 % (3 балла) Реализует, но качество знаний учащихся от 41% до 60 % (4 балла) Реализует и добивается позитивной динамики качества знаний свыше 60 % (5 баллов)

11 Критерий 6. Участие в проектно- исследовательской или опытно- экспериментальной деятельности. Подтверждающие документы: приказ об участии.

12 Критерий 06б. Участие в проектно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности Не участвует (0 баллов) Участие в проектно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности одновременно или в 2-х и более проектно- исследовательских деятельностях одновременно (1 балл)

13 Критерий 7. Качество знаний обучающихся по результатам итоговой аттестации в форме ЕГЭ (количество детей, показавших результаты на уровне или выше среднеобластных результатов). Подтверждающие документы: справка, заверенная руководителем учреждения.

14 Критерий 07. Качество знаний обучающихся по результатам итоговой аттестации в форме ЕГЭ (количество детей, показавших результаты на уровне или выше среднеобластных результатов) Не участвует (0 баллов) 20-39% от числа участвующих (2 балла) 40-59% от числа участвующих (4 балла) 60% и более от числа участвующихся (5 баллов)

15 Критерий 8. Качество знаний обучающихся по результатам итоговой аттестации в форме ГИА. Подтверждающие документы: справка, заверенная руководителем учреждения.

17 Критерий 9. Качество знаний обучающихся по результатам независимого регионального и муниципального тестирования. Подтверждающие документы: справка, заверенная руководителем учреждения.

18 Критерий 09. Качество знаний обучающихся по результатам независимого регионального и муниципального тестирования Не участвует (0 баллов) ниже 20% (2 балла) от 20% до 39% (3 балла) от 40% до 59% (4 балла 60 % и выше (5 баллов)

19 Критерий 10. Качество знаний обучающихся по итогам школьного мониторинга. Подтверждающие документы: справка, заверенная руководителем учреждения.

21 Критерий 11. Результаты участия обучающихся в мероприятиях различных уровней: а) очные предметные олимпиады; б) официальные конкурсы и соревнования. Подтверждающие документы: грамоты, дипломы или др. документы, подтверждающие победы и призовые места.

22 Критерий 11а. Результаты участия обучающихся в мероприятиях различных уровней: — очные предметные олимпиады; — официальные конкурсы и соревнования Не участвует (0 баллов) Победы и призовые места в школьных мероприятиях (2 балла) Победы и призовые места в муниципальных мероприятиях (4 балла) Победы и призовые места в региональных, республиканских мероприятиях (5 баллов) Замечание: при наличии побед и призовых мест в мероприятиях разных уровней необходимо выбрать и заполнить более высокий уровень с указанием только одного мероприятия. Например, если есть победы на уровне школы и района, то выбирается и заполняется третий пункт с

23 Критерий 12. Позитивные результаты внеурочной деятельности обучающихся по учебным предметам: а) заочные олимпиады; б) открытые конкурсы; в) конференции научных сообществ; г) выставки; д) турниры; е) неофициальные соревнования. Подтверждающие документы: грамоты, дипломы или др. документы, подтверждающие победы и призовые места.

24 Критерий 12.. Позитивные результаты внеурочной деятельности обучающихся по учебным предметам: Отсутствует (0 баллов) Наличие в муниципальных, региональных или республиканских мероприятиях более 1 призового места (1 балл) Наличие в муниципальных, региональных или республиканских мероприятиях более 1 призового места (2 балла) Наличие в муниципальных, региональных или республиканских мероприятиях более 1 призового места (3 балла) Замечание: количество баллов в данном критерии выбирается в зависимости от количества побед и призовых мест

25 Критерий 13. Наличие целостного обобщенного педагогического опыта. Подтверждающие документы: справка ОУ, методического центра, ВИПКРО.

26 Критерий 13. Наличие целостного обобщенного педагогического опыта Опыт не обобщён (0 баллов) Опыт обобщен на уровне образовательного учреждения (2 балла) Опыт обобщен на муниципальном уровне (4 балла) Опыт обобщен на уровне области (5 баллов)

27 Критерий 14. Наличие авторских материалов: — программ; — методических разработок; — публикаций; — печатных изданий; — электронных ресурсов. Подтверждающие документы: ксерокопии титульного листа, листа с содержанием сборника и т. п.

28 Критерий 14. Наличие авторских материалов: — программ;методических разработок;публикаций, интернет-публикаций; печатных изданий. Отсутствуют (0 баллов) В стадии разработки, утверждения, рецензирования и т.д. (2 балла) Имеются в наличии, оформлены в соответствии с требованиями материалы по 2 показателям (4 балла) Имеются в наличии, оформлены в соответствии с требованиями материалы по 3 и более показателям (5 баллов)

29 Критерий 15. Участие в научно-практических конференциях, педчтениях, работе ГМО, РМО, МО, секций, педсоветах; проведение открытых уроков, мастер-классов. Подтверждающие документы: список выступлений, заверенный руководителем по форме: дата, тема выступления, мероприятие, в рамках которого имело место данное выступление.

30 Критерий 15б. Участие в научно-практических конференциях, педчтениях, в работе ГМО, РМО, МО, секций, педсоветов; проведение открытых уроков, мастер-классов Отсутствует (0 баллов) Наличие 2-х и более выступлений, мастер-классов на муниципальном, региональном или республиканском уровнях (1 балл Наличие 2-х и более выступлений, мастер-классов на муниципальном, региональном или республиканском уровнях (2 балла Наличие 2-х и более выступлений, мастер-классов на муниципальном, региональном или республиканском уровнях (3 балла) Замечание: количество баллов в данном критерии выбирается в зависимости от количества выступлений.

31 Критерий 16. Общественная активность педагога: участие в экспертных комиссиях, предметных комиссиях по проверке ГИА и ЕГЭ, в жюри конкурсов. Подтверждающие документы: копии приказов.

32 Критерий 16. Общественная активность педагога: участие в экспертных комиссиях, апелляционных комиссиях, предметных комиссиях по проверке ГИА и ЕГЭ, в жюри конкурсов Пассивное участие (0 баллов) На уровне образовательного учреждения (2 балла На муниципальном уровне (4 балла) На региональном, республиканском уровнях (5 баллов)

33 Критерий 17. Заведование предметным кабинетом. Подтверждающие документы: справка, заверенная руководителем учреждения.

34 Критерий 17. Заведование предметным кабинетом Не соответствует требованиям (0 баллов) Частично соответствует требованиям (3 балла Полностью соответствует требованиям (5 баллов)

35 . Критерий 18. Позитивные результаты работы в качестве классного руководителя Подтверждающие документы: справка, заверенная руководителем учреждения.

36 наличие системы воспитательной работы в классе; наличие системы самоуправления в классе; высокий уровень воспитанности обучающихся; динамика межличностных отношений; высокий уровень групповой сплоченности; отсутствие или уменьшение количества правонарушений и нарушений общественного порядка учащимися класса; отсутствие или уменьшение количества пропусков занятий обучающимися без уважительных причин; участие класса в жизни местного социума; отлаженная система взаимодействия с родителями; отсутствие жалоб и обращений родителей на неправомерные действия классного руководителя; реализация здоровьесберегающих технологий в воспитательном процессе; духовно-нравственное воспитание и народные традиции.

37 Критерий 18. Позитивные результаты работы в качестве классного руководителя Показатели не реализуются (0 баллов) Реализуются 5 показателей (2 балла) Реализуются 8 показателей (4 балла) Реализуются 10 и более показателей (5 баллов)

38 Критерий 19. Участие педагога в профессиональных конкурсах: «Учитель года», «Сердце отдаю детям», «Самый классный классный» Подтверждающие документы: грамоты, благодарности, выписки из приказов.

39 Критерий 19. Участие педагога в профессиональных конкурсах: «Учитель года», «Сердце отдаю детям», «Самый классный классный». Не участвует (0 баллов) Победы в конкурсах школьного уровня и участие в муниципальных (2 балла) Победы в конкурсах муниципального уровня и участие в региональных (4 балла) Победы в конкурсах регионального уровня и участие в республиканских (5 баллов)

40 Критерий 20. Поощрения педагога в межаттестационный период. Подтверждающие документы: грамоты, благодарности, выписки из приказов.

41 Критерий 20. Поощрения педагога в межаттестационный период Не имеет (0 баллов) На уровне образовательного учреждения (3 балла На муниципальном уровне (4 балла) На региональном и республиканском уровнях (5 баллов)

42 Диапазоны баллов квалификационных категорий если педагогический работник набирает: — 65 и более баллов высшая квалификационная категория; — от 50 до 64 — первая квалификационная категория; — от 5 до 49 баллов — соответствует занимаемой должности; Для учителей, являющихся руководителями образовательных учреждений: — 50 и более баллов — высшая квалификационная категория; — от 40 до 49 — первая квалификационная категория; — от 5 до 39 баллов — соответствует занимаемой должности. Для учителей начальных классов: — 55 баллов и более — высшая квалификационная категория; — от 40 до 54 баллов — первая квалификационная категория; — от 5 до 39 баллов — соответствует занимаемой должности. Для учителей музыки, изобразительного искусства, физической культуры, технологии, ОБЖ: — 50 баллов и более — высшая квалификационная категория; — от 40 до 49 баллов — первая квалификационная категория; — от 5 до 39 баллов соответствует занимаемой должности.

Российских педагогов серьезно встревожила информация о том, что с 2020 года вводится новая система аттестации, которую обещали привести к одному виду по всей стране. Больше всего людей пугает то, что им придется отчитываться с помощью видеозаписи урока. Мы постарались разобраться, так ли это на самом деле и чем новая система будет отличаться от старой.

Что такое национальная система учительского роста

История Национальной системы учительского роста (или НСУР) тянется с декабря 2015 года, когда президент России Владимир Путин поручил разработать систему, призванную обеспечить проверку компетенций современного учителя и создать механизм, способствующий карьерному росту педагогов.

Официально говорится, что НСУР должна обеспечить объективную оценку знаний и навыков учителей, упростить процедуру аттестации и дать обновленную систему классификации педагогических должностей с учетом требований времени.

Разработка системы связана с окончанием переходного периода по внедрению профессиональных стандартов педагогов. Соответственно, и обязательная аттестация педагогов связана с переходом на применение профессиональных стандартов. Одно из нововведений – появление должностей старшего и ведущего учителя.

И один из главных элементов НСУР – единые федеральные оценочные материалы (ЕФОМ). Это основные правила проведения аттестации педагогов: теперь вместо разных правил в разных регионах аттестация будет проходить по единым правилам во всей стране.

Предполагается, что ЕФОМ позволит оценивать учителей по единым для всей России требованиям, и дать оценку их компетенциям – предметным, методическим, психолого-педагогическим и коммуникативным (соответственно, для каждого блока компетенций предусмотрены определенные оценочные материалы).

Основной целью НСУР определили повышение качества работы учителей и уровня их ответственности за результаты своего труда. Все это разбивается на несколько отдельных задач:

  • профессиональный рост учителя должен происходить в течение всей трудовой деятельности;
  • внедряется эффективный контракт. Если кратко, то это привязка уровня оплаты труда педагога (стимулирующей части) к конкретным показателям его деятельности, большая часть из которых выражается количественно;
  • главный критерий роста – профессиональный стандарт;
  • аттестация учителей должна перейти от контроля к развитию, и т.д.

Другими словами, НСУР должна сделать из учителей профессионалов, которые организуют свою деятельность с учетом достижений науки и педагогического опыта. При всем этом НСУР не должна стать навязанным «сверху» механизмом (но по факту получается, что ее мероприятия вводят фактически в обязательном порядке).

Фактически все сводится к двум основным мероприятиям: доработка и внедрение профстандартов для педагогических работников, и внедрение новой системы аттестации педагогов. И больше всего вопросов у учителей вызывает именно второй пункт.

Как аттестация проходит по старым правилам

По еще действующим правилам порядок аттестации педагогических работников оговаривается приказом Министерства образования и науки N 276 от 7 апреля 2014 года .

Аттестация педагогических работников бывает двух видов:

  • аттестация в целях подтверждения соответствия занимаемой должности. Ее проходят все учителя раз в 5 лет (за некоторыми исключениями);
  • аттестация в целях установления квалификационной категории: первой или высшей. Эта аттестация полностью добровольная.

По первому виду аттестации (на соответствие занимаемой должности) в школе создается специальная аттестационная комиссия. В нее входят педагоги школы, могут быть представители руководящего органа и профсоюзной организации.

Пока единые правила по всей России не введены, процесс аттестации оговаривается соответствующим Положением в каждой школе (пример ). Включает такая аттестация письменное испытание в виде экзамена. В нем встречаются вопросы касательно нормативных актов в сфере образования, теоретических основ преподаваемого предмета, методики преподавания, педагогики и психологии, информационных технологий.

Не проходить такую аттестацию могут те педагоги, которые:

  • уже имеют квалификационную категорию;
  • работают на своей должности менее 2 лет;
  • беременные женщины и женщины в отпуске по беременности и родам, в отпуске по уходу за ребенком;
  • более 4 месяцев отсутствуют на рабочем месте из-за болезни.

Второй вид аттестации сложнее. Если школа находится в ведении Минпросвещения, то аттестацию организует Министерство, а если в ведении региона или муниципального образования – то органами государственной власти региона (региональным Министерством или департаментом образования).

Такая аттестация добровольна для учителей и проводится по их заявлению в аттестационную комиссию. Всего на проведение аттестации и принятие решения комиссией отводится не более 60 дней.

Правила, по которым непосредственно проводится аттестация, можно найти на сайтах местных законодательных собраний или в системах вроде «Консультант.Плюс», «Гарант», «Кодекс» и других.

В ходе аттестации педагог может получить первую или высшую квалификационную категорию. Сначала можно получить только первую категорию, а не менее чем через 2 года – высшую (при условии прохождения аттестации).

Отличия в требованиях такие:

  • для первой категории требуется, чтобы учащиеся демонстрировали стабильные положительные результаты по итогам мониторингов, у них развиваются способности к научной, творческой и спортивной деятельности, а сам педагог внес личный вклад в повышение качества образования и т.д.;
  • высшую категорию присваивают, если у обучающихся есть положительная динамика успеваемости, они участвуют в олимпиадах и конкурсах, педагог активно участвует в работе педагогических объединений, конкурсах, внес личный вклад в совершенствование методов обучения, и т.д.

По факту процедура аттестации может отличаться от региона к региону. Как правило, педагогам приходится собирать портфолио (награды, благодарности и другие поощрения), собирать характеристики, и т.д.

Но все это нужно делать, так как после получения более высокой квалификационной категории учитель может претендовать на более высокую зарплату, возможность получить классное руководство, право заведования кабинетом и другие преференции.

Первая или высшая категория присваиваются сроком на 5 лет, продлить их нельзя (только пройти аттестацию заново).

Как будет проходить по новым правилам

В 2020 году ожидаются серьезные перемены в сфере общего образования. Помимо доплат учителям за классное руководство, уже с этого года может поменяться процедура аттестации учителей. Фактически система уже действовала – ее апробировали в нескольких регионах России. С 2020 года она может стать уже обязательной для всех.

Новая система аттестации призвана избавить от недостатков уже существующей модели: освободить учителей от избыточной отчетности и формализма. Теперь, как сказано выше, квалификацию учителей будут оценивать на основании ЕФОМ.

Самое главное – вводится система оценки из трех блоков:

  • письменная работа по предмету. Это будет не только проверка знаний учителя в преподаваемом им предмете, также ему предложат найти ошибку в решении школьника, помочь ее исправить, адекватно оценить работу, составить план урока, и т.д. В рамках апробации на этот блок отводилось 2 часа;
  • анализ образца профессиональной деятельности учителя. Это, как предполагалось, видеозапись урока, которую затем просмотрят независимые эксперты и дадут свою оценку навыкам учителя. К видео будет прилагаться план урока и образцы проверочных работ учеников. С этим блоком возникало больше всего вопросов – учителя беспокоились о правах детей, переживали за технические вопросы, просто не знали, как это все организовать.

    По некоторой информации, от видеозаписи урока в конечной версии ЕФОМ могут отказаться – в том числе и по перечисленным причинам.

  • решение педагогического кейса. Это решение сложной ситуации из реальной жизни, которое потребует от учителя применить все свои навыки. Возможно, сдавать эту часть нужно будет с помощью компьютера.

На все 3 блока, как предполагается, учителям будет отведено определенное время (с установленным графиком, в какие дни что можно сдавать).

Но это еще не все. ЕФОМ (то есть, 3 перечисленных блока) – это только максимум 60 баллов из возможных 100. Будут оцениваться и другие факторы:

  • успешность выпускников – 20 баллов;
  • индивидуальные достижения – 15 баллов;
  • условия профессиональной деятельности – 5 баллов.

Однако, снова по неофициальным данным, от оценки успешности выпускников в итоге решили отказаться. Возможно, причина в том, что их очень сложно более-менее формально оценить.

Скорее всего, первый экзамен по ЕФОМ учитель будет сдавать сразу по приходу на свое первое рабочее место – это так называемый «вход в профессию».

На самом деле схема намного более сложная:

Как видно, после первых 3 лет работы учитель тоже будет сдавать ЕФОМ. Через 5 лет – снова экзамен, плюс другие пункты. Вместо мнения выпускников будут учитывать мнение учащихся (что логично в силу стажа учителя). Спустя 5 лет он сможет снова сдать ЕФОМ и получить первую квалификационную категорию, а затем – и высшую категорию.

Соответственно, новые правила аттестации фактически объединят два вида аттестации, и сведут их в единую систему. Однако, стоит понимать, что это все проект, и в действительности процедура аттестации может быть несколько иной.

Кроме того, пока точно не ясно, как именно будет влиять прохождение новой аттестации на уровень оплаты труда учителей. Вероятно, систему оставят прежней (с доплатами за категории), но цель НСУР – переход к эффективным контрактам (которые предполагают четкую зависимость оплаты труда от результатов).

Что касается сроков, то они в «дорожной карте» Минобрнауки такие:

  • в январе-июне 2020 года: проведение итоговой апробации новой модели аттестации учителей;
  • в июне-ноябре 2020 года: проведение комплексного исследования уровня квалификации учителей;
  • в июне-ноябре 2020 года: создание базы данных с перечнем компетенций учителей.

То есть, проведение аттестации по новым правилам может начаться уже с июня этого года. Но все же «дорожная карта» – это только ориентировочный план, и от него могут отступить.

Что выяснилось в ходе апробации системы

Новая модель аттестации проходила апробацию в российских школах последние 2 года. Самое главное, что стоит знать об этом – в ноябре 2018 года министр просвещения Ольга Васильева сообщила, что от видеосъемки уроков в ведомстве решили отказаться, так как на это нужно получать согласия родителей. Также отказались учитывать мнение выпускников.

Учителя, которые участвовали в апробации новой системы, рассказали о своих впечатлениях:

  • на первые 2 блока ЕФОМ отводилось по 10-12 дней, на последний блок – 4 часа;
  • вопросы из первого блока могут касаться не только предмета. Например, у учителя спрашивают: если кабинет оборудован в соответствии с ФГОС общего образования, какие элементы предметной среды и как он будет использовать, проводя обобщающий урок в двух разных классах, и т.д.;
  • видеозапись урока допускалась как полная (45 минут), так и фрагменты в 15 или 30 минут. Разрешено снимать урок даже на смартфон;
  • диагностическая работа проверяла знания предмета, психологии и физиологии детей. В частности, учителю предложили разработать внеклассное занятие или проверить работу ученика в соответствии с критериями ГИА.

Апробацию проводили в 104 школах 19 регионов России, всего в ней поучаствовали 619 учителей. Все их предложения обещали учесть в финальном варианте системы аттестации.

Большая часть учителей по всей России относятся к новшествам отрицательно. Конечно, главный раздражитель – обязательную видеозапись урока – обещали отменить, но претензий к новой системе все равно еще много.

В частности, приводятся такие аргументы:

  • процедура отвлечет педагогов от их главной работы – учить детей;
  • само наличие множества аттестационных процедур может говорить о недоверии к учителю и к его профессионализму;
  • новая процедура аттестации направлена не на результат (знания учеников), а на контроль процесса (доскональное знание ФГОС);
  • для оценки работ учителей в рамках ЕФОМ планируется привлекать экспертов, но это затруднительно: учителей слишком много, а тот факт, что экспертами могут быть другие учителя, вызывает вопросы об объективности процесса.

Есть ли альтернатива?

Учитывая резко негативную реакцию российских педагогов на предстоящие нововведения, все чаще вспоминают то, как построена аттестация педагогов в Москве. Там действует особый порядок, который столичный Департамент образования использует более 5 лет.

Суть «московской» системы аттестации в том, что она почти полностью автоматическая. Все данные об учениках давно есть в электронных системах – по ним оценивают и учителей. Пройти аттестацию московский учитель может буквально «в два клика» – это можно сделать с компьютера и даже со смартфона.

Учитель не должен тратить свое время на сбор документов, составление портфолио и отчетов, заполнение различных форм. Все его результаты анализируются автоматически и уже есть в городских информационных системах.

Благодаря тому, что данные в системах собираются уже давно, получается отследить и их динамику. Например, если учитель взял класс с относительно низкими показателями, и вывел их на нормальный уровень, он вполне может повысить свою квалификационную категорию.

Есть и еще более упрощенные режимы аттестации, они доступны для учителей из топовых школ Москвы, экспертов ГИА, победителей и призеров конкурсов, тех, кто имеет звание заслуженного учителя Москвы, и т.д.

Поэтому представители педагогических объединений Москвы выступают однозначно против нововведений. Они настаивают на том, что по видеозаписи урока крайне сложно оценить динамику уровня учеников, а больше баллов наберет тот, кто решит банально сделать «спектакль», где все ученики будут заранее знать содержание урока.

В связи с этим возникает вопрос – зачем нужна новая система аттестации, когда в России уже есть гораздо более успешный пример?

Зарегистрирован в Минюсте РФ 26 апреля 2010 г.

Регистрационный № 16999

1. Утвердить прилагаемый Порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений.

2. Установить, что квалификационные категории, присвоенные педагогическим и руководящим работникам государственных и муниципальных образовательных учреждений до введения в действие Порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, сохраняются в течение срока, на который они были присвоены.

3. Ввести Порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений в действие с 1 января 2011 года.

4. Признать утратившим силу с 1 января 2011 г. приказ Министерства образования Российской Федерации от 26 июня 2000 г. № 1908 «Об утверждении Положения о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 24 июля 2000 г., регистрационный № 2322. Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2000, № 32).

5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра Калину И.И.

Министр А. Фурсенко

Приложение

Порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений

I. Общие положения

1. Настоящий порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений (далее — Положение) определяет правила проведения аттестации педагогических работников1 государственных и муниципальных образовательных учреждений, реализующих основные образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, начального профессионального и среднего профессионального образования, а также дополнительные образовательные программы (далее соответственно — педагогические работники, образовательные учреждения, образовательные программы)2.

2. Аттестация проводится в целях установления соответствия уровня квалификации педагогических работников требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей) или подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности.

3. Основными задачами аттестации являются:

стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, личностного профессионального роста, использования ими современных педагогических технологий;

повышение эффективности и качества педагогического труда;

выявление перспектив использования потенциальных возможностей педагогических работников;

учет требований федеральных государственных образовательных стандартов к кадровым условиям реализации образовательных программ при формировании кадрового состава образовательных учреждений;

определение необходимости повышения квалификации педагогических работников;

обеспечение дифференциации уровня оплаты труда педагогических работников.

4. Основными принципами аттестации являются коллегиальность, гласность, открытость, обеспечивающие объективное отношение к педагогическим работникам, недопустимость дискриминации при проведении аттестации.

II. Формирование аттестационных комиссий, их состав и порядок работы

5. Аттестация педагогических работников образовательных учреждений субъекта Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений проводится аттестационной комиссией, формируемой органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования; аттестация педагогических работников федеральных государственных образовательных учреждений — аттестационной комиссией, формируемой федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых они находятся (далее — федеральные органы исполнительной власти).

6. Аттестационная комиссия в составе председателя комиссии, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии формируется из числа представителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, профессиональных союзов, научных организаций и общественных объединений, органов самоуправления образовательных учреждений (советов образовательных учреждений, попечительских советов, педагогических советов и др.) и работников образовательных учреждений.

Персональный состав аттестационной комиссии утверждается распорядительным актом федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего управление в сфере образования.

Для проведения аттестации с целью подтверждения соответствия педагогического работника занимаемой должности в состав аттестационной комиссии в обязательном порядке включается представитель выборного органа соответствующей первичной профсоюзной организации образовательного учреждения, в котором работает данный педагогический работник (иной уполномоченный первичной профсоюзной организацией образовательного учреждения профсоюзный представитель).

7. Для проведения аттестации с целью установления соответствия уровня квалификации педагогического работника требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей), аттестационной комиссией создаются экспертные группы для осуществления всестороннего анализа результатов профессиональной деятельности педагогического работника и подготовки соответствующего экспертного заключения для аттестационной комиссии.

8. Состав аттестационной комиссии и экспертных групп формируются таким образом, чтобы была исключена возможность конфликта интересов, который мог бы повлиять на принимаемые аттестационными комиссиями решения.

9. Заседание аттестационной комиссии считается правомочным, если на нем присутствуют не менее двух третей ее членов.

10. Педагогический работник имеет право лично присутствовать при его аттестации на заседании аттестационной комиссии, о чем письменно уведомляет аттестационную комиссию. При неявке педагогического работника на заседание аттестационной комиссии без уважительной причины комиссия вправе провести аттестацию в его отсутствие.

11. Решение аттестационной комиссией принимается в отсутствие аттестуемого педагогического работника открытым голосованием большинством голосов присутствующих на заседании членов аттестационной комиссии. При равном количестве голосов членов аттестационной комиссии считается, что педагогический работник прошел аттестацию.

При прохождении аттестации педагогический работник, являющийся членом аттестационной комиссии, не участвует в голосовании по своей кандидатуре.

Результаты аттестации педагогического работника, непосредственно присутствующего на заседании аттестационной комиссии, сообщаются ему после подведения итогов голосования.

12. Графики работы аттестационных комиссий утверждаются ежегодно распорядительным актом федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего управление в сфере образования.

13. Решение аттестационной комиссии оформляется протоколом, который вступает в силу со дня подписания председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии, принимавшими участие в голосовании, и заносится в аттестационный лист педагогического работника.

В аттестационный лист педагогического работника в случае необходимости аттестационная комиссия заносит рекомендации по совершенствованию профессиональной деятельности педагогического работника, о необходимости повышения его квалификации с указанием специализации и другие рекомендации.

При наличии в аттестационном листе указанных рекомендаций работодатель не позднее чем через год со дня проведения аттестации педагогического работника представляет в аттестационную комиссию информацию о выполнении рекомендаций аттестационной комиссии по совершенствованию профессиональной деятельности педагогического работника.

14. Решение аттестационной комиссии о результатах аттестации педагогических работников утверждается распорядительным актом федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего управление в сфере образования. Педагогическим работникам, в отношении которых аттестационной комиссией принято решение о соответствии уровня их квалификации требованиям, предъявляемым к первой (высшей) квалификационной категории, соответствующая квалификационная категория устанавливается указанным распорядительным актом.

15. Аттестационный лист и выписка из распорядительного акта федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего управление в сфере образования, направляются работодателю педагогического работника в срок не позднее 30 календарных дней с даты принятия решения аттестационной комиссии для ознакомления с ними работника под роспись и принятия решений в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации 3.

Аттестационный лист, выписка из распорядительного акта федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего управление в сфере образования, хранятся в личном деле педагогического работника.

16. Результаты аттестации педагогический работник вправе обжаловать в соответствии с законодательством Российской Федерации.

III. Порядок аттестации педагогических работников с целью подтверждения соответствия занимаемой должности

17. Аттестация с целью подтверждения соответствия педагогических работников занимаемой должности проводится один раз в 5 лет в отношении педагогических работников, не имеющих квалификационных категорий (первой или высшей).

18. Аттестации не подлежат:

педагогические работники, проработавшие в занимаемой должности менее двух лет;

беременные женщины; женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам; педагогические работники, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Аттестация указанных работников возможна не ранее чем через два года после их выхода из указанных отпусков.

19. Основанием для проведения аттестации является представление работодателя (далее — представление).

20. Представление должно содержать мотивированную всестороннюю и объективную оценку профессиональных, деловых качеств педагогического работника, результатов его профессиональной деятельности на основе квалификационной характеристики по занимаемой должности, информацию о прохождении педагогическим работником повышения квалификации, в том числе по направлению работодателя, за период, предшествующий аттестации, сведения о результатах предыдущих аттестаций.

С представлением педагогический работник должен быть ознакомлен работодателем под роспись не позднее чем за месяц до дня проведения аттестации. После ознакомления с представлением педагогический работник имеет право представить в аттестационную комиссию собственные сведения, характеризующие его трудовую деятельность за период с даты предыдущей аттестации (при первичной аттестации — с даты поступления на работу), а также заявление с соответствующим обоснованием в случае несогласия с представлением работодателя.

21. Информация о дате, месте и времени проведения аттестации письменно доводится работодателем до сведения педагогических работников, подлежащих аттестации, не позднее чем за месяц до ее начала.

22. Педагогические работники в ходе аттестации проходят квалификационные испытания в письменной форме по вопросам, связанным с осуществлением ими педагогической деятельности по занимаемой должности.

23. По результатам аттестации педагогического работника с целью подтверждения соответствия занимаемой должности аттестационная комиссия принимает одно из следующих решений:

соответствует занимаемой должности (указывается должность работника);

не соответствует занимаемой должности (указывается должность работника).

24. В случае признания педагогического работника по результатам аттестации несоответствующим занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации трудовой договор с ним может быть расторгнут в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации3. Увольнение по данному основанию допускается, если невозможно перевести педагогического работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья (часть 3 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации3).

IV. Порядок аттестации педагогических работников для установления соответствия уровня их квалификации требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей)

25. Аттестация педагогического работника для установления соответствия уровня его квалификации требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационным категориям, проводится на основании заявления педагогического работника

Заявление педагогического работника о проведении аттестации должно быть рассмотрено аттестационной комиссией не позднее одного месяца со дня подачи.

26. Сроки проведения аттестации для каждого педагогического работника устанавливаются аттестационной комиссией индивидуально в соответствии с графиком. При составлении графика должны учитываться сроки действия ранее установленных квалификационных категорий.

27. Продолжительность аттестации для каждого педагогического работника с начала ее проведения и до принятия решения аттестационной комиссии не должна превышать двух месяцев.

28. Установленная на основании аттестации квалификационная категория педагогическим работникам действительна в течение пяти лет.

29. Педагогические работники могут обратиться в аттестационную комиссию с заявлением о проведении аттестации для установления соответствия уровня их квалификации требованиям, предъявляемым к высшей квалификационной категории не ранее чем через 2 года после установления первой квалификационной категории.

30. Первая квалификационная категория может быть установлена педагогическим работникам, которые:

владеют современными образовательными технологиями и методиками и эффективно применяют их в практической профессиональной деятельности;

вносят личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания;

имеют стабильные результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений выше средних в субъекте Российской Федерации.

31. Высшая квалификационная категория может быть установлена педагогическим работникам, которые:

имеют установленную первую квалификационную категорию;

владеют современными образовательными технологиями и методиками и эффективно применяют их в практической профессиональной деятельности;

имеют стабильные результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений выше средних в субъекте Российской Федерации, в том числе с учетом результатов участия обучающихся и воспитанников во всероссийских, международных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях;

вносят личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания, инновационной деятельности, в освоение новых образовательных технологий и активно распространяют собственный опыт в области повышения качества образования и воспитания.

32. По результатам аттестации аттестационная комиссия принимает одно из следующих решений:

а) уровень квалификации (указывается должность) соответствует требованиям, предъявляемым к первой (высшей) квалификационной категории;

б) уровень квалификации (указывается должность) не соответствует требованиям, предъявляемым к первой (высшей) квалификационной категории.

33. При принятии решения аттестационной комиссии о несоответствии уровня квалификации педагогического работника требованиям, предъявляемым к высшей квалификационной категории, за ним сохраняется первая квалификационная категория до завершения срока ее действия.

34. Квалификационные категории сохраняются при переходе педагогического работника в другое образовательное учреждение, в том числе расположенное в другом субъекте Российской Федерации, в течение срока ее действия.

1 К педагогическим работникам относятся лица, занимающие должности, отнесенные к профессиональной квалификационной группе должностей педагогических работников, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 мая 2008 г. № 216н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 мая 2008 г., регистрационный № 11731. «Российская газета», 2008, №113).

2 Аттестация работников, занимающих должности научно-педагогических работников проводится в соответствии с Положением о порядке проведения аттестации работников, занимающих должности научно-педагогических работников, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 августа 2009 г. № 284 «Об утверждении Положения о порядке проведения аттестации работников, занимающих должности научно-педагогических работников» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 сентября 2009 г., регистрационный № 14772, Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, № 40, 5 октября 2009 г.).