Об отходах производства

Информация об изменениях:

Статья 1 изменена с 14 июня 2020 г. — Федеральный закон от 16 декабря 2019 г. N 431-ФЗ

См. предыдущую редакцию

Статья 1. Основные понятия

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 1 настоящего Федерального закона

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

отходы производства и потребления (далее — отходы) — вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. К отходам не относится донный грунт, используемый в порядке, определенном законодательством Российской Федерации;

абзац третий утратил силу;

См. текст абзаца третьего статьи 1

обращение с отходами — деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов;

размещение отходов — хранение и захоронение отходов;

хранение отходов — складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения;

захоронение отходов — изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду;

утилизация отходов — использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация), а также использование твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов) после извлечения из них полезных компонентов на объектах обработки, соответствующих требованиям, предусмотренным пунктом 3 статьи 10 настоящего Федерального закона (энергетическая утилизация);

обезвреживание отходов — уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание, за исключением сжигания, связанного с использованием твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов), и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду;

объекты размещения отходов — специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов;

трансграничное перемещение отходов — перемещение отходов с территории, находящейся под юрисдикцией одного государства, на территорию (через территорию), находящуюся под юрисдикцией другого государства, или в район, не находящийся под юрисдикцией какого-либо государства, при условии, что такое перемещение отходов затрагивает интересы не менее чем двух государств;

лимит на размещение отходов — предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории;

норматив образования отходов — установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции;

паспорт отходов — документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе;

вид отходов — совокупность отходов, которые имеют общие признаки в соответствии с системой классификации отходов;

лом и отходы цветных и (или) черных металлов — пришедшие в негодность или утратившие свои потребительские свойства изделия из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, отходы, образовавшиеся в процессе производства изделий из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, а также неисправимый брак, возникший в процессе производства указанных изделий;

сбор отходов — прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение;

транспортирование отходов — перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах;

накопление отходов — складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения;

обработка отходов — предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку;

твердые коммунальные отходы — отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами;

норматив накопления твердых коммунальных отходов — среднее количество твердых коммунальных отходов, образующихся в единицу времени;

объекты захоронения отходов — предоставленные в пользование в установленном порядке участки недр, подземные сооружения для захоронения отходов I — V классов опасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах;

объекты хранения отходов — специально оборудованные сооружения, которые обустроены в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначены для долгосрочного складирования отходов в целях их последующих утилизации, обезвреживания, захоронения;

объекты обезвреживания отходов — специально оборудованные сооружения, которые обустроены в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначены для обезвреживания отходов;

оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами — индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов;

региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее также — региональный оператор) — оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами — юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора;

группы однородных отходов — отходы, классифицированные по одному или нескольким признакам (происхождению, условиям образования, химическому и (или) компонентному составу, агрегатному состоянию и физической форме);

баланс количественных характеристик образования, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации — соотношение количества образовавшихся твердых коммунальных отходов и количественных характеристик их утилизации, обезвреживания, захоронения, передачи в другие субъекты Российской Федерации (поступления из других субъектов Российской Федерации) для последующих утилизации, обезвреживания, захоронения;

отходы от использования товаров — отходы, образовавшиеся после утраты товарами, упаковкой товаров полностью или частично своих потребительских свойств;

абзац утратил силу с 31 декабря 2017 г. — Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 503-ФЗ

См. предыдущую редакцию

федеральный оператор по обращению с отходами I и II классов опасности — юридическое лицо, уполномоченное в соответствии с настоящим Федеральным законом обеспечивать и осуществлять деятельность по обращению с отходами I и II классов опасности на территории Российской Федерации (далее также — федеральный оператор);

российский экологический оператор — публично-правовая компания, создаваемая в соответствии с указом Президента Российской Федерации в целях формирования комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами, обеспечения управления указанной системой, предотвращения вредного воздействия таких отходов на здоровье человека и окружающую среду, вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве сырья, материалов, изделий и превращения во вторичные ресурсы для изготовления новой продукции и (или) получения энергии, а также в целях ресурсосбережения;

оператор по обращению с отходами I и II классов опасности — индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, которые обладают правом в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществлять деятельность по обращению с отходами I и II классов опасности, полученными от иных индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности, и имеют лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности в отношении соответствующих видов работ с отходами I и II классов опасности.

Рис. Перечень готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств (Источник табл.: электронный журнал «Справочник эколога»)

Отчетность предоставляется образователями таких отходов в электронном и бумажном видах раз в год до 1 апреля. Отчетность представляет собой три документа – Декларацию о выпущенных готовых товаров и упаковке, отчет о выполнении нормативов утилизации, расчет суммы экологического сбора. Сумма сбора перечисляется на счет Росприроднадзора до 15 апреля.

2.2. Утилизация отходов и лицензия на утилизацию отходов

Производители и импортеры товаров из Перечня готовых товаров и упаковки обязаны самостоятельно обеспечивать утилизацию отходов от использования этих товаров в соответствии с нормативами утилизации, установленными Правительством. (Ст. 24.2 ФЗ-89).
Самостоятельное обеспечение утилизации, как говорилось выше, подразумевает утилизацию на собственной площадке или же передачу отходов по договору организации, которая занимается этой деятельностью.
Кому придется получить лицензию на утилизацию отходов
Компании, в том числе индивидуальные предприниматели, которые утилизируют отходы I — IV классов опасности, обязаны иметь лицензию. С 1 июля 2016 года за утилизацию отходов без лицензии предусмотрена административная ответственность. (Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об отходах производства и потребления»).
По КоАП ст. 8.2. индивидуальным предпринимателям грозит штраф до 50000 рублей, организациям – до 250000 рублей или приостановка работы максимум на 3 месяца.
По УК ст. 247 за нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов предусмотрены как денежные штрафы – до 300000 рублей, так и лишение свободы до 8 лет.

Как получить лицензию на утилизацию отходов
Процедура получения лицензии на утилизацию отходов в общем виде выглядит так же, как и получение лицензии на остальные 5 видов обращения с отходами:

  1. Собирается пакет документов и пишется пояснительная записка с описанием процесса деятельности предприятия.
  2. Разрабатываются необходимые экологические документы.
  3. Составляется заявление на получение экспертизы и вместе с остальными документами отправляется во ФБУЗ ФЦГиЭ Роспотребнадзора (Федеральный центр гигиены и эпидемиологии).
  4. Проходится проверка площадки инспектором Роспотребнадзора, где планируется выполнять утилизацию отходов. Получается положительное экспертное заключение из ФБУЗ ФЦГиЭ Роспотребнадзора.
  5. Подается заявление и полученное на предыдущем этапе экспертное заключение в Роспотребнадзор; получается санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии деятельности организации СанПиН 2.1.7.1322-03.
  6. Подается заявление, санэпидзаключение Роспотребнадзора и список документов (того же, что и для ФБУЗ) в Росприроднадзор.
  7. Проходится проверка инспектора Росприроднадзора, платится госпошлина и получается лицензия.

Где получить лицензию на утилизацию отходов
Саму лицензию выдает Территориальный Росприроднадзор. На сегодняшний день работают: Центральный аппарат Росприроднадзора (в Москве), 8 Департаментов Росприроднадзора по федеральным округам, 72 Управления Росприроднадзора по субъектам РФ, 3 морских управления Росприроднадзора, Байкальское управление Росприроднадзора. Где получить лицензию на утилизацию отходов конкретной организации, можно узнать, определив, к какому федеральному округу или субъекту страны она относится.
Для утилизации отходов законом предусмотрены три дополнительных условия:

  1. Организация-соискатель лицензии обязана иметь в собственности или на другом законном основании площадку (здание, помещение, строение, сооружение), где будет утилизироваться отходы.
  2. Организация-соискатель лицензии должна иметь на законном основании специальное оборудование для утилизации отходов.
  3. В организации обязаны быть сотрудники, которые утилизируют отходы. У каждого такого должны быть официальное трудоустройство и подтверждение квалификации на работу с отходами I-IV классов опасности в виде сертификатов.

Стоит отметить, что процессу утилизации предшествует такие виды обращения с отходами, как сбор, транспортирование и обработка (предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации). Значит, что организация будет вынуждена получать лицензию не только на утилизацию, но и, как минимум, на сбор и обработку отходов.
Все документы, которые соискатель лицензии собирает на этапах 1 и 2 получения лицензии перечислены ниже:

Документы для получения лицензии на деятельность по сбору, транспортированию обработке и утилизации отходов

1 Документы на право владения (аренды) землей, помещением (договоры, свидетельства).
2 Договоры с организациями или иные документы, осуществляющими водоснабжение.
3 Договоры с организациями или иные документы, осуществляющими энергоснабжение.
4 Договоры с организациями или иные документы, осуществляющими теплоснабжение.
5 Если в договоре аренды помещения прописаны пункты предоставления коммунальных услуг
Арендодателем, то предоставляются договоры между Арендодателем и обслуживающими компаниями.
6 Приказы о назначении ответственного лица: за охрану окружающей среды на предприятии;
за допуск к работе с отходами; за проведение производственного контроля в области обращения с отходами.
7 Свидетельства о профессиональной подготовке лиц допущенных к обращению с отходами
(обучение действует 3 года с даты получения сертификатов.
8 Программа образовательного учреждения, осуществлявшего подготовку специалистов по обращению с отходами.
Лицензия образовательного учреждения.
9 Паспорта отходов по форме ФККО2014 на собственные отходы 1-4 классов опасности.
10 Протоколы исследования отходов 1-5 классов на химический анализ на собственные отходы.
11 Протоколы биотестирования и расчет класса опасности для отходов 5 класса опасности на собственные отходы.
12 Аттестат и область аккредитации лаборатории, проводившей исследования отходов.
13 Производственный экологический контроль (ПЭК).
14 СОУТ на всех рабочих местах (офис и производство).
15 Инструкции: должностные на эколога, по обращению с отходами производства и потребления и т.д.
16 Договор на ежегодный медицинский осмотр всех сотрудников.
17 Ситуационный план расположения площадки.
18 Карта-схема (генплан) расположения зданий и сооружений с нанесением всех МВН (мест временного накопления отходов).
19 Договоры на вывоз, размещение/переработку/утилизацию обезвреживание собственных отходов.
20 Договоры (соглашения, письма) о намерениях с организациями планирующими передавать
(потенциальные Заказчики на транспортировку, использование, обезвреживание, размещение их отходов, после получения вашей организации лицензии) / принимать отходы (полигон) по планируемой Вами лицензируемой деятельности.
Для утилизации и обработки:
21 Документы, подтверждающие прохождение медицинского осмотра
(договор с лечебным учреждением, его лицензия или иные документы).
22 Договор на проведение дератизации помещений.
23 Технические условия на продукцию, которая получается в результате утилизации и сертификат
(добровольный или обязательный).
24 Технический процесс обработки и утилизации.
25 Проект санитарно-защитной зоны (СЗЗ) на площадку, где установлено оборудование по утилизации отходов.
Положительное санитарно-эпидемиологическое заключение на проект расчетной СЗЗ.
26 Проект предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (ПДВ) на площадку,
где установлено оборудование по обезвреживанию отходов. Нормативы и разрешения на выброс (можно делать параллельно).
27 Наличие прибора по радиационному контролю и сертификата с поверкой данной техники.
28 Договор со специализированной организацией по устранению последствий
при возникновении аварийной ситуации (фиксирование наличие радиационных отходов).
29 Программа радиационного контроля.
30 Свидетельство о прохождении обучения ответственного лица по программе
«Ответственный за радиационный контроль отходов производства и потребления”.

Срок получения лицензии при условии наличия в организации всех необходимых документов и экологических проектов составляет 6 месяцев. Подготовка СОУТ, ПЭК, проектов СЗЗ и ПДВ, предшествующих этапам согласования лицензии, займет еще от полугода до года.
«Экологические услуги” профессионально занимается подготовкой и разработкой документов для получения лицензии на утилизацию отходов; проходит все три стадии согласования и обе проверки государственных органов.

Рис. Все этапы получения лицензии пройдены!