О правительстве

Дума имеет в своем распоряжении неделю на обсуждение предложенной президентом кандидатуры. Согласно регламенту нижней палаты, глава государства или его полномочный представитель должны официально представить депутатам претендента на пост премьер-министра. Он выступает с программой основных направлений деятельности будущего правительства и отвечает на вопросы парламентариев (не менее 30 минут). Затем представители думских фракций высказываются в поддержку кандидатуры нового премьера или против нее и проводят голосование.

Постановление Конституционного суда РФ от 11 декабря 1998 года признает право президента представлять Думе одного и того же кандидата дважды или трижды, или же разных кандидатов по его усмотрению.

Если Госдума трижды отклоняет представленные президентом кандидатуры, глава государства самостоятельно назначает председателя правительства, распускает парламент и определяет дату новых выборов в Госдуму. В этом случае основной закон позволяет главе государства распустить Думу даже в первый год после парламентских выборов.

Формирование правительства

Не позднее недельного срока после своего назначения новый председатель правительства представляет главе государства предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти. Эта структура утверждается указом президента РФ, и в соответствии с ней премьер предлагает главе государства список претендентов на замещение постов заместителей председателя правительства и федеральных министров. В случае одобрения президент утверждает их на соответствующих должностях.

На практике на данном этапе формирования кабинета глава государства играет ведущую роль. В частности, председатель правительства может отказаться предлагать кандидатуры на какие-либо должности, оставив их назначение полностью на усмотрение президента.

Максимальный срок для формирования нового правительства в соответствии со ст. 111 и 112 конституции РФ составляет один месяц.

О внесении президентом пакета законопроектов рассказал журналистам председатель думского комитета по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников. Блок инициатив предполагает поправки к четырем федеральным законам и трем федеральным конституционным законам, пишет ТАСС. Как уточнил Крашенников, законопроекты были подготовлены при участии сопредседателей рабочей группы, а Госдума рассмотрит их на ближайшем заседании ее Совета.

Реклама

Одни из ключевых изменений касаются процедуры формирования правительства.

Так, согласно тексту законопроекта, премьер-министра, его заместителей и почти всех федеральных министров, за исключением глав силовых ведомств, президент сможет назначать только после утверждения их кандидатур Государственной думой. Силовики же будут назначаться президентом после консультаций с Советом Федерации.

Это усиливает роль парламента. Хотя в законопроекте содержатся также и положения, которые позволят главе государства обеспечить работу исполнительной власти вопреки возможному сопротивлению со стороны Госдумы.

Кандидатуру премьер-министра парламенту представляет президент. Глава правительства в свою очередь выдвигает кандидатуры своих заместителей и федеральных министров. Президент будет обязан подписать их назначение.

Процесс назначения премьер-министра, согласно документу, будет занимать не более месяца. В первый раз, после вступления в должность или после отставки правительства, кандидатуру нового премьера президент обязан представить парламенту в течение двух недель. Если же Госдума не одобрит кандидатуру, президенту будет дана еще одна неделя.

Если Госдума трижды отклонит предложенные президентом кандидатуры председателя правительства, президент сможет назначить его без утверждения парламентом.

При этом глава государства в таком случае получит право распустить Госдуму и назначить новые выборы. Впрочем, президент может не пользоваться этим правом.

Аналогичная схема действует при утверждении на должность вице-премьеров и министров. В случае несговорчивости парламента предложенные премьер-министром кандидаты будут назначены президентом в обход парламента, а при недостаточной комплектации кабинета (более 1/3 вакантных мест в правительстве) Госдума рискует быть распущенной.

В отставку правительство уходит автоматически после вступления в должность нового президента РФ. В остальных случаях отставку должен принять или отклонить действующий глава государства.

Кроме того, президент и сам может отправить кабинет в отставку: для этого необходим вотум недоверия со стороны Госдумы, хотя президент также вправе и не согласиться с мнением парламента. Если вотум недоверия будет выражен дважды в течение трех месяцев, президент встанет перед выбором: либо объявить об отставке правительства, либо распустить Госдуму и назначить новые выборы.

В законопроект также входит положение о том, что правительство входит в единую систему публичной власти, координирует и контролирует деятельность органов исполнительной власти и способствует устранению разногласий между ними. Председатель правительства несет персональную ответственность перед президентом за то, как кабинет исполняет свои полномочия.

При этом общее руководство правительством осуществляет не премьер-министр, а сам президент.

Подобная модель дословно не повторяется ни в одной из стран мира, хотя в частностях преемственность с международными практиками все же сохранена.

«Существуют Соединенные Штаты, где правительство управляется президентом. Или французская модель, где очень сильная фигура президента. Он фактически является главой исполнительной власти. Но вот в парламентских республиках, например в Германии и Италии, все, что касается формирования правительства, решается парламентом. А в президентских и смешанных все решает президент.

Этот законопроект — часть тех законов, которые будут приняты для исполнения конституционных поправок, которые были одобрены на референдуме в июле. По сути это не новость, а реализация того, что было принято раньше», — поясняет «Газете.Ru» научный директор Международного дискуссионного клуба «Валдай» Федор Лукьянов.

Часть предложений из подготовленного президентом пакета касаются деятельности судов, прокуратуры и омбудсменов.

Так, законопроект устанавливает, что Конституционный суд состоит из 11 судей, в том числе председателя КС и его заместителя. При этом орган имеет права принимать решение только при наличии кворума в шесть человек.

В Конституционном суде не может быть менее восьми судей.

Если из-за выбытия судей такая ситуация все же сложилась, глава государства обязан в течение месяца предложить новые кандидатуры на вакантные места.

Этот же законопроект определяет порядок рассмотрения КС запросов президента о проверке законопроектов на их соответствие основному закону. Такой процедуре могут быть подвергнуты проекты федеральных законов о поправках к Конституции, проекты федеральных конституционных законов и федеральных законов, принятых в установленном порядке до их подписания президентом, а также законы субъекта РФ до их обнародования главой региона.

Кроме того, КС получает полномочия разрешать споры об исполнении решений иностранных или международных судов, налагающих обязанности на Российскую Федерацию.

Еще одно важное изменение подразумевает, что подать в КС жалобу о несоответствии каких-либо правовых актов основному закону страны теперь можно только после подачи кассационной жалобы в суд максимально высокой инстанции для данной категории дел.

В то же время на судей накладываются и определенные ограничения.

Так, судьям КС запрещается иметь и открывать счета, хранить ценности и средства в банках, расположенных за пределами РФ. Аналогичные ограничения будут применяться в отношении уполномоченных по правам человека.

Сегодня в Государственную Думу Президентом внесен новый законопроект во исполнение обновленной Конституции – проект федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации».

Новый закон о Правительстве РФ будет учитывать закрепленные в Конституции изменения.

Законопроектом определяется статус Правительства Российской Федерации, организационно-правовые основы его формирования и деятельности. В соответствии с обновленной Конституцией РФ, законопроектом закрепляется положение о том, что Правительство РФ входит в единую систему публичной власти, координирует и контролирует деятельность органов исполнительной власти и способствует устранению разногласий между ними. Устанавливается новый порядок назначения на должность членов Правительства, предусматривающий усиление роли парламента; порядок освобождения от должности членов Правительства; порядок прекращения полномочий Правительства, в том числе в связи с выражением Государственной Думой недоверия Правительству. Кроме того, в развитие положений Конституции законопроектом закрепляются новые полномочия Правительства в области социального обеспечения, защиты семьи и детства, здравоохранения, взаимодействия с институтами гражданского общества и иных областях.

Президент в соответствии с Конституцией осуществляет общее руководство Правительством, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие Правительства и иных органов, входящих в единую систему публичной власти.

Председатель Правительства возглавляет Правительство, определяет основные направления его деятельности и организует работу Правительства. Он несет персональную ответственность перед Президентом за осуществление возложенных на Правительство полномочий.

Президент осуществляет руководство деятельностью федеральных министерств и других федеральных органов исполнительной власти, которые относятся к «силовому блоку» в соответствии со структурой федеральных органов исполнительной власти. Руководство деятельностью других министерств и ведомств осуществляет Правительство.