О естественных монополиях

Монополия: экономическая природа, причины

возникновения, формы.

2.1. Сущность монополии.

Монополия – это абсолютное преобладание в экономике единоличного производителя или продавца продукции1. Такое преобладание обеспечивает предпринимательской фирме (фирмам) или иным субъектам хозяйствования, добившимся монополии, т.е. монополистам, исключительное право распоряжения ресурсами, возможность давления на конкурентов, потребителей и общество в целом, возможность получения сверхприбылей и устойчивого получения прибылей вообще. Монополия может возникать как продукт естественного, либо искусственного монополизма.

В литературе термин «монополия» охватывает, как правило, широкий круг экономических структур, для обозначения которых в работах зарубежных экономистов применяются наряду со словом «монополия» термины «олигополия», «двусторонняя монополия». Двусторонняя монополия – это взаимодействие единого поставщика или объединенного покупателя (такая ситуация возможна в системах транспорта, энерго-, водо-, газоснабжения и иных существенно важных системах жизнеобеспечения общества). Олигополия – это наличие на рынках немногих поставщиков, число которых может колебаться от 2 («дуополия») до 7-8. Собственно «монополия» – явление достаточно редкое, если не сказать уникальное.

Типичным же явлением для рыночной экономики стран Запада является сочетание олигополии и мелкого предпринимательства, причем за два последних десятилетия этот симбиоз оказался наилучшей формой выражения отношений во многих отраслях тяжелой индустрии, прежде всего машиностроения, охватив даже область информатики.

Олигополии, тем более монополии, могут иметь разные количественные параметры. Но, как правило, они формируются на базе концентрации капитала и ресурсов, поэтому такую роль обычно исполняют крупные корпорации.

Возможность перехода от олигополии или иной немонопольной структуры к собственно монополии существует всегда, что обусловлено тенденцией естественного монополизма. Такая возможность реализуется посредством монополистической практики и монополизации экономки. Однако во всех странах с развитой рыночной экономикой такие действия пресекаются различными актами государства, в ряду которых надо выделить законодательство о конкуренции (или о противодействии монополизму). История развития рыночной экономики за рубежом свидетельствует о том, что возможность возникновения монополий, как правило, не реализуется.

В США, к примеру, крупные олигополистические структуры охватывают немногим более 50% валового национального продукта и менее 50% занятых. Подобная картина наблюдается и в западноевропейских странах. Такое положение характерно для современного научно-технического развития этих стран. Гибким и мобильным небольшим фирмам удается порой быстрее и с меньшими потерями приспосабливаться к изменениям хозяйственной конъюнктуры. Эффект гибкости производства к использованию которого лучше приспособлены мелкие и средние фирмы нередко обеспечивает больший выигрыш, чем эффект масштабности и концентрации ресурсов. К тому же небольшие фирмы легче и охотнее идут на риск.

Наряду с этим просматривается и тенденция усиления непосредственных горизонтальных и вертикальных взаимосвязей между олигополиями и небольшими фирмами. Горизонтальными являются связи между крупными корпорациями и небольшими компаниями в форме кооперации фирм, выпускающих однородные товары, либо в форме взаимодействия фирм, находящихся на одной стадии производственного процесса и выполняющих разные функции по изготовлению основного продукта (например, субконтрактная кооперация крупных корпораций с мелкими фирмами, выпускающими отдельные узлы, компоненты изделий, сбора которых происходит на заводах головной корпорации).

Вертикальными являются связи между крупными корпорациями и небольшими компаниями, находящимися на разных стадиях производственного процесса. Характерным примером таких связей являются отношения крупных корпораций, занятых переработкой сырья, и мелкими фирмами, осуществляющими поставку этого сырья, дальнейшую обработку основной и побочной продукции корпораций, утилизацию отходов, вспомогательные работы, реализацию продукции, а также и освоение производства новых товаров. В качестве одной из наиболее распространенных форм вертикальных взаимосвязей используется система «франчайзинг» – заключение контракта, по которому корпорации передают право продажи своих марочных товаров мелким самостоятельным фирмам (дилерам). Этой системой охвачено в США почти полмиллиона различных предприятий с общим объемом продаж свыше 200 млрд. долларов1.

2. Международные монополии.

Международная монополия – крупная фирма с активами за рубежом или союз фирм разной национальной принадлежности, устанавливающих господство в одной или нескольких сферах мирового хозяйства с целью максимизации прибыли. По своим формам международные монополии делятся на две основные группы: базирующиеся на общей монополистической собственности тресты и концерны (транснациональные или многонациональные монополии) и межфирменные союзы (картели и синдикаты).

Транснациональные тресты и концерны – компании, находящиеся в собственности, под контролем и управлением предпринимателей одной страны. Международные они по сфере своей деятельности. Компании этого типа существовали уже в XIX веке, но подлинно широкий размах их активность получила в середине нынешнего столетия.

В отличие от транснациональных монополий хозяевами многонациональных трестов и концернов являются предприниматели не одной, а двух и более стран. Их характерная особенность – международное рассредоточение акционерного капитала и многонациональный состав ядра компании2.

3. Монополизация экономики.

Монополизация экономики – это процесс захвата фирмами ключевых позиций в области производства и реализации продукции, установление ими своего монополизма. Монополизация экономики может иметь естественное, либо искусственное происхождение.

Низшими формами монополизации экономики являлись временные соглашения о ценах – их участники обязывались в течение известного периода продавать свои товары по единым ценам (такие соглашения именовались конвенциями, пулами, рингами).

Такие соглашения могут возникать и сегодня. Но основными формами монополизации экономики выступают картели, синдикаты, тресты и концерны.

Картель – это объединение ряда предприятий одной отрасли производства, при котором его участники, сохраняя свою собственность на средства и результаты производства, вступая между собой в длительные соглашения об установлении единых цен, о делении рынков по потребителям и продукции и т. п.

Синдикат – это объединение предприятий одной отрасли, при котором собственность на средства производства сохраняется за участниками соглашения, а произведенная продукция является собственностью всего синдиката (т. е. сохраняется производственная самостоятельность участников синдиката, но утрачивается их коммерческая самостоятельность).

Трест – это объединение предприятий на базе установления общей собственности на средства производства.

Концерн – корпорация, возникающая на основе акционерного капитала (или капитала общества с ограниченной ответственностью) и объединяющая под эгидой головной компании («холдинга») формально независимые предприятия путем установления финансового контроля над ними.

В хозяйственной жизни стран с рыночной экономикой монополизация экономики связывается с овладением монополиями рыночной власти, т. е. сосредоточением в руках корпораций такой доли продаж, которая позволяет им навязывать обществу и иным хозяйствующим субъектам свои интересы. В США, например, уровень монополизации производства и реализации товара одной фирмой равной 40%, рассматривается как концентрация реальной рыночной власти, а уровень монополизации, равный 60% – как выражение полной монополии.

4. Монополизм и конкуренция.

4.1. Баланс «монополия» – «конкуренция».

Анализируя взаимную роль конкуренции и монопольно-регулирующих сил в рамках высококонцентрированных олигополистических рынков, необходимо учитывать их двойственную роль. Конкуренция воплощает в себя, прежде всего стихийно-регулирующее (или, часто говорят, саморегулирующее) начало применительно к тому или иному рынку. Силы конкуренции направлены в сторону максимального увеличения воздействия всех факторов экономической эффективности, но при этом они носят стихийный характер, следовательно, могут вести и часто ведут, особенно в тяжелых условиях, из безраздельного господства на рынке, к ряду тяжелых – экономических, социальных и других последствий. Монопольно-регулирующие силы в свою очередь в состоянии, с одной стороны, ограничивать разрушительное влияние стихийных сил конкуренции и в этом смысле способствовать более сбалансированному развитию всей экономики, отдельных ее секторов и отраслей. С другой стороны, такое регулирование в случае чрезмерного ограничения конкуренции, например, ценовой – на базе сговоров ведущих производителей, ведет к застойным явлениям, в том числе к сдерживанию научно-технического прогресса и понижению эффективности производства. Наиболее ярко такие отрицательные процессы проявляются в условиях монопольного господства в отрасли одного или нескольких производителей.

Поэтому основная цель государственной политики по отношению к отдельным отраслям и производственным рынкам состоит в сохранении баланса конкурентных и монопольно-регулирующих сил в рамках олигополии. При этом антимонопольное законодательство является основным средством сохранения этого баланса путем недопущения чрезмерного проявления монополистических тенденций, т.е. как бы сохранения в «оптимальном режиме» механизма олигополии.

В основе современного промышленного законодательства лежит концепция антимонопольного регулирования отраслевых промышленных рынков на базе подхода «структура – поведение — функционирование».

При этом:

Структура – это организация производства и распределения продукта, детерминирующая содержание и формы конкурентной борьбы, а именно, число и размер продавцов и покупателей, свободу входа и выхода предприятий-поставщиков, степень развития профсоюзного движения в отрасли, контрактные и законодательные отношения, связывающие покупателей и продавцов (например, через вертикальную или конгломеративную интеграцию).

Поведение – это преобладающая в отрасли стратегия конкуренции и специфическая тактика предприятий в области ценообразования, развития продукта, рекламы, инноваций, инвестиций.

Функционирование – это цели и результаты деятельности предприятий, а именно, преследование технической и аллокационной эффективности, технологический прогресс, доступность товаров, ползя занятость, эффективность использования ресурсов и т.п.

Баланс «монополия – конкуренция» заметно изменился в антимонопольном законодательстве на протяжении XX века. В анализ вовлекаются все факторы повышения эффективности производства: экономия на масштабах производства и экономия на масштабе сферы деятельности, экономия транзакционных издержек, связанных с осуществлением сделок, договоров, контрактов и, наконец, собственно конкурентный прессинг, связанный с соперничеством за долю рынка и за получение максимальной прибыли. Монополизм перестал отождествляться с ростом концентрации производства, в ряде случаев монополия получила «теоретическую санкцию» на существование, особенно, когда связанное с ней повышение эффективности перекрывает издержки от уменьшения конкуренции. Все большее внимание уделяется определению экономической категории монопольной рыночной власти, границ продуктовых и географических рынков, методов ценовой и неценовой конкуренции и т.п. Отраслевая конкуренция, накал конкурентной борьбы на отраслевом рынке рассматривается через методологическую призму взаимодействия целого ряда факторов. В частности, М. Портер выделяет пять основных факторов или «сил», определяющих состояние конкуренции и уровень прибыльности в отрасли.

Значение этой модели состоит в том, что на основе общетеоретических подходов в рамках несовершенной конкуренции в анализ вовлекается сложная совокупность чисто экономических и психологических факторов, определяющих силу конкурентного прессинга на отраслевом рынке, а именно: реальной конкуренции внутри отрасли, потенциальной конкуренции со стороны новых фирм-агрессоров (ценовая потенциальная конкуренция) и со стороны товаров и услуг – заменителей (неценовая потенциальная конкуренция), воздействия поставщиков и покупателей. Из этого общего подхода следует целый шлейф новых практических мер антимонопольного регулирования экономики, которые заслуживают специального изучения в отдельном докладе. Для целей данного параграфа важно отметить, что и реальная и потенциальная конкуренция на равных правах сосуществуют в теоретической основе современного антимонопольного законодательства, и что понятие «концентрация» автоматически не ассоциируется с понятием «монополизм».

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ТАРИФАМ
ПРИКАЗ
от 30 апреля 2014 года N 701-т
О введении государственного регулирования деятельности субъекта естественной монополии и включении организации в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль

____________________________________________________________________
Отменен на основании
приказа ФСТ России от 8 июня 2015 года N 1144-т
____________________________________________________________________

В соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ «О естественных монополиях», Административным регламентом исполнения Федеральной службы по тарифам государственной функции по формированию и ведению Реестра субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль, утвержденным приказом ФСТ России от 30 августа 2010 года N 417-э (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 ноября 2010 года, регистрационный N 19001), Порядком рассмотрения документов, представляемых для принятия решения о введении, изменении или прекращении регулирования деятельности субъектов естественных монополий, и перечня таких документов, утвержденным приказом ФСТ России от 13 октября 2010 года N 481-э (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 декабря 2010 года, регистрационный N 19336), с изменениями, внесенными приказом ФСТ России от 23 мая 2011 года N 221-э (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 июля 2011 года, регистрационный N 21258), приказом ФСТ России от 27 июля 2011 года N 427-э (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 8 сентября 2011 года, регистрационный N 21763), приказом ФСТ России от 12 апреля 2013 года N 406-э (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 мая 2013 года, регистрационный N 28393), приказом ФСТ России от 1 ноября 2013 года N 1360-э (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 24 декабря 2013 года, регистрационный N 30740),
приказываю:

1. Ввести государственное регулирование деятельности в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Газпромнефть-Аэро Кемерово», Кемеровская область, в сфере оказания услуг в аэропортах, на территории аэропорта г.Кемерово.

2. Включить Общество с ограниченной ответственностью «Газпромнефть-Аэро Кемерово», Кемеровская область, осуществляющее деятельность в сфере оказания услуг в аэропортах, в Реестр субъектов естественных монополий на транспорте, в раздел II «Услуги аэропортов», под регистрационным N 42/2/5.

Руководитель
Федеральной службы по тарифам
С.Новиков

Электронный текст документа
подготовлен ЗАО «Кодекс» и сверен по:
Информационный бюллетень
Федеральной службы по тарифам,
N 18, 23.05.2014

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О естественных монополиях Принят Государственной Думой 19 июля 1995 года (в ред. Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 126-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 33, ст. 3429; Федерального закона от 30 декабря 2001 г. N 196-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 2; Федерального закона от 10 января 2003 г. N 16-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст. 168; Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 39-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 13, ст. 1181; Федерального закона от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 27, ст. 2711; Федерального закона от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 1, ст. 10; Федерального закона от 4 мая 2006 г. N 62-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 19, ст. 2063; Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 258-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 1, ст. 21; Федерального закона от 18 октября 2007 г. N 230-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 43, ст. 5084; Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 261-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 46, ст. 5557; Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 281-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52, ст. 6236; Федерального закона от 11 июля 2011 г. N 190-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 29, ст. 4281; Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 30, ст. 4590; Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 248-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 30, ст. 4596; Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 401-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 50, ст. 7343; Федерального закона от 25 июня 2012 г. N 93-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 26, ст. 3446; Федерального закона от 28 июля 2012 г. N 132-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 31, ст. 4321; Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 291-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7616; Федерального закона от 5 октября 2015 г. N 275-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 41, ст. 5629; Федерального закона от 26 июля 2017 г. N 205-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 31, ст. 4754; Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 279-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 31, ст. 4828) Глава I. Общие положения Статья 1. Цели настоящего Федерального закона Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы федеральной политики в отношении естественных монополий в Российской Федерации и направлен на достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, обеспечивающего доступность реализуемого ими товара для потребителей и эффективное функционирование субъектов естественных монополий. Статья 2. Сфера применения настоящего Федерального закона Настоящий Федеральный закон распространяется на отношения, которые возникают на товарных рынках Российской Федерации и в которых участвуют субъекты естественных монополий, потребители, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления. Предусмотренное настоящим Федеральным законом регулирование деятельности субъектов естественных монополий не может применяться в сферах деятельности, не относящихся к естественным монополиям, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Статья 3. Определения основных понятий Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие определения основных понятий: естественная монополия — состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров; субъект естественной монополии — хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии (в ред. Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 281-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52, ст. 6236); потребитель — физическое или юридическое лицо, приобретающее товар, производимый (реализуемый) субъектом естественной монополии; руководитель субъекта естественной монополии (иного хозяйствующего субъекта) — лицо, уполномоченное выступать без доверенности от имени субъекта естественной монополии (иного хозяйствующего субъекта). Понятия «товар», «товарный рынок», «хозяйствующие субъекты», «группа лиц» применяются соответственно в значениях, указанных в статьях 4 и 9 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (в ред. Федерального закона от 26 июля 2017 г. N 205-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 31, ст. 4754). Понятие «инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования» применяется в значении, указанном в статье 2 Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (часть введена Федеральным законом от 10 января 2003 г. N 16-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст. 168). Статья 4. Сферы деятельности субъектов естественных монополий 1. Настоящим Федеральным законом регулируется деятельность субъектов естественных монополий в следующих сферах (в ред. Федерального закона от 10 января 2003 г. N 16-ФЗ — Собрание Законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст. 168): транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; транспортировка газа по трубопроводам; (Абзац исключен Федеральным законом от 26 марта 2003 г. N 39-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 13, ст. 1181) железнодорожные перевозки; услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах (в ред. Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 261-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 46, ст. 5557); услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи (в ред. Федерального закона от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 1, ст. 10); услуги по передаче электрической энергии (абзац введен Федеральным законом от 26 марта 2003 г. N 39-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 13, ст. 1181); услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике (абзац введен Федеральным законом от 26 марта 2003 г. N 39-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 13, ст. 1181); услуги по передаче тепловой энергии (абзац введен Федеральным законом от 26 марта 2003 г. N 39-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 13, ст. 1181); услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей (абзац введен Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 1, ст. 10); захоронение радиоактивных отходов (абзац введен Федеральным законом от 11 июля 2011 г. N 190-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 29, ст. 4281); водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры (абзац введен Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 401-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 50, ст. 7343); ледокольная проводка судов, ледовая лоцманская проводка судов в акватории Северного морского пути (абзац введен Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 132-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 31, ст. 4321). 2. В соответствии с реализуемой по решению Правительства Российской Федерации демонополизацией рынка железнодорожных перевозок осуществляется переход от регулирования деятельности субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок к регулированию деятельности субъектов естественных монополий в сфере предоставления услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования (пункт 2 введен Федеральным законом от 10 января 2003 г. N 16-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст. 168). 3. Не допускается сдерживание экономически оправданного перехода сфер естественных монополий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, из состояния естественной монополии, определяемого в соответствии с абзацем вторым части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, в состояние конкурентного рынка (пункт 3 введен Федеральным законом от 10 января 2003 N 16-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст. 168). Статья 5. Органы, регулирующие деятельность субъектов естественных монополий 1. Для регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий образуются федеральные органы исполнительной власти по регулированию естественных монополий (далее — органы регулирования естественных монополий) в порядке, установленном для федеральных органов исполнительной власти. 2. Органы регулирования естественных монополий для осуществления своих полномочий вправе создавать свои территориальные органы и наделять их полномочиями в пределах своей компетенции. 3. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов осуществляют государственное регулирование в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 3 введен Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 1, ст. 10; в ред. Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 30, ст. 4590). Глава II. Государственное регулирование и государственный контроль (надзор) в сферах естественной монополии (наименование в ред. Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 30, ст. 4590) Статья 6. Методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий Органами регулирования естественных монополий могут применяться следующие методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий (далее — методы регулирования): ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня; определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом (реализуемом) субъектом естественной монополии, с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей. Право доступа к системе российских магистральных трубопроводов и терминалов при вывозе нефти за пределы таможенной территории Российской Федерации предоставляется организациям, осуществляющим добычу нефти и зарегистрированным в установленном порядке, а также организациям, являющимся основными обществами по отношению к организациям, осуществляющим добычу нефти, пропорционально объемам добытой нефти, сданной в систему магистральных трубопроводов с учетом стопроцентной пропускной способности магистральных трубопроводов (исходя из их технических возможностей) (часть введена Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 126-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 33, ст. 3429; в ред. Федерального закона от 4 мая 2006 г. N 62-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 19, ст. 2063). Перечень товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий, цены (тарифы) на которые регулируются государством, и порядок государственного регулирования цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги), включающий основы ценообразования и правила государственного регулирования, утверждаются Правительством Российской Федерации (часть введена Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 1, ст. 10; в ред. Федерального закона от 25 июня 2012 г. N 93-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 26, ст. 3446). Государственное регулирование цен (тарифов) на товары (работы, услуги) субъектов естественных монополий в сфере водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры осуществляется в соответствии с федеральными законами (часть введена Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 401-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 50, ст. 7343). Государственное регулирование цен на услуги по передаче тепловой энергии осуществляется в случаях и порядке, которые установлены Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (часть введена Федеральным законом от 29 июля 2017 г. N 279-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 31, ст. 4828). Статья 7. Государственный контроль (надзор) в сферах естественной монополии (наименование в ред. Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 30, ст. 4590) 1. В целях проведения эффективной государственной политики в сферах деятельности субъектов естественных монополий органы регулирования естественных монополий осуществляют государственный контроль (надзор) за действиями, которые совершаются с участием или в отношении субъектов естественных монополий и которые могут иметь своим результатом ущемление интересов потребителей товара, в отношении которого применяется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом либо сдерживание экономически оправданного перехода соответствующего товарного рынка из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка (в ред. Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 30, ст. 4590). 2. Органы регулирования естественных монополий осуществляют государственный контроль (надзор) за (в ред. Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 30, ст. 4590): любыми сделками, в результате которых субъект естественной монополии, у которого доход от осуществляемой деятельности в сферах естественных монополий превышает один процент общего объема его дохода, приобретает право собственности на основные средства или право пользования основными средствами, не предназначенными для производства (реализации) товаров, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом, если балансовая стоимость таких основных средств превышает 10 процентов стоимости собственного капитала субъекта естественной монополии по последнему утвержденному балансу (в ред. Федерального закона от 5 октября 2015 г. N 275-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 41, ст. 5629); инвестициями субъекта естественной монополии, у которого доход от осуществляемой деятельности в сферах естественных монополий превышает один процент общего объема его дохода, в производство (реализацию) товаров, в отношении которых не применяется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом и которые составляют более 10 процентов стоимости собственного капитала субъекта естественной монополии по последнему утвержденному балансу (в ред. Федерального закона от 5 октября 2015 г. N 275-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 41, ст. 5629); продажей, сдачей в аренду или иной сделкой, в результате которой хозяйствующий субъект приобретает право собственности либо владения и (или) пользования частью основных средств субъекта естественной монополии, предназначенных для производства (реализации) товаров, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом, если балансовая стоимость таких основных средств превышает 10 процентов стоимости собственного капитала субъекта естественной монополии по последнему утвержденному балансу и если в результате такого приобретения доход хозяйствующего субъекта от осуществляемой деятельности в сферах естественных монополий составит более одного процента общего объема его дохода (в ред. Федерального закона от 5 октября 2015 г. N 275-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 41, ст. 5629); установлением и (или) применением цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий, указанных в статье 4 настоящего Федерального закона (далее — регулируемые сферы деятельности) (абзац введен Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 30, ст. 4590); соблюдением стандартов раскрытия информации субъектами естественных монополий (абзац введен Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 30, ст. 4590). 3. Для совершения действий, указанных в абзацах втором — четвертом пункта 2 настоящей статьи, субъект естественной монополии обязан представить в соответствующий орган регулирования естественной монополии ходатайство о даче согласия на совершение таких действий и сообщить информацию, необходимую для принятия решения (в ред. Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 30, ст. 4590). Требования к содержанию такой информации и форме ее представления, а также порядок рассмотрения ходатайства определяются правилами, утверждаемыми соответствующим органом регулирования естественной монополии. Орган регулирования естественной монополии вправе отказать в удовлетворении ходатайства, если заявленные в нем действия могут

В результате концентрации производства могут возникнуть разные организационные формы монополии: картель, синдикат, трест, концерн и др.

1. Картель — простейшая форма монополистического объ­
единения. В отличие от других, более устойчивых форм монопо­
листических структур (синдикаты, тресты, концерны), картели
сохраняют финансовую, производительную самостоятельность.
Объектами соглашения могут быть: ценообразование, сферы влия­
ния, условия продаж, использования патентов. Действуют, как
правило, в рамках одной отрасли. Попадают под действие анти­
монопольного законодательства. Участники картеля сохраняют
юридическую и хозяйственную самостоятельность и осуществ­
ляют свою деятельность в соответствии с картельным договором
(соглашением).

2. Синдикаты — организационная форма монополисти­
ческого объединения, при которой вошедшие в него промыш­
ленные предприятия теряют коммерческую сбытовую само­
стоятельность, сохраняют юридическую и производственную
свободу действий. Здесь сбыт продукции, распределение заказа
осуществляются централизованно. Синдикаты были широко распространены в дореволюционной России. Возникли международные синдикаты, такие, например, как алмазный синдикат»Де Бурс», сосредоточивший в своих руках реализацию практически всех добываемых в мире необработанных алмазов. Россия, как и многие страны мира, вынуждена сотрудничать с этим синдикатом.

3. Трест — форма монополистического объединения при кото­рой, вошедшие в него предприятий, теряют производственную
и коммерческую самостоятельность руководство которым осу ществляется из единого центра. Прибыль треста распределяется в соответствии с деловым участием отдельных предприятий, вхо­дящих в него. Трест создается в отраслях, производящих одно­родную продукцию.

4.Концерн — организационная форма объединения предприятий различных отраслей, находящихся под единым управлением
и финансовым контролем. Обычно в состав концерна, кроме производственных, транспортных и торговых предприятий, входят банки или какие-то другие финансовые организации — страховые,пенсионные фонды, кредитные учреждения и др. Участники концерна остаются формально самостоятельными, но контролируются и управляются единым центром компании.

5.Пул — форма объединения соглашения между предпринимателями, получившая распространение в области использования проектов. Участники пула приходят к взаимовыгодным солашениям о форме передачи патентов и лицензий. Прибыль распределяется в соответствии с квотой, определяемой при вступлении в пул.

6.Холдинг — головная компания закрытого типа, компания,
владеющая контрольным пакетом акций других компаний, что
позволяет контролировать и управлять их деятельностью с целью
максимизации прибыли. Холдинг имеет решающее право голоса,
действия по средствам механизма контрольного пакета акций.
Такая форма организации компании часто используется для проведения единой политики и осуществления единого контроля за
соблюдением общих интересов больших корпораций.

Законными формами чистой монополии являются также патенты, авторские права, товарные знаки. Патентдает изобретателю нового продукта или технологии исключительное право
контроля за их производством в течение определенного периода
времени. Государство обеспечивает защиту идей изобретателя.
Авторские права дают авторам произведений исключительные
права продавать или тиражировать свои произведения. Товарные знаки — это символика, используемая одними предприятиями, зарегистрировав которую, государство делает незаконным ее использование другими.

Переаттестация (вариант №3)

РАЗДЕЛ 1. Введение в экономическую теорию

ТЕМА 1. Предмет, методы и основные этапы развития экономической теории. Сущность, структура и факторы развития экономической системы

Вариант 3

  1. Общий уровень цен и безработицы в национальной экономике изучаются в курсе:

а) микроэкономики;

  • б) макроэкономики;

в) менеджмента;

г) международных финансов.

  1. Сформулируйте понятия:

а) Необходимые для производства экономических благ элементы, которые могут стать факторами производства или обеспечить их эффективное использование – это экономические ресурсы

б) Экономический агент, выполняющий следующие функции: покупает ресурсы, использует их для производства продукта, продает продукт – это может быть: домохозяйство, предприятие и государство

  1. Верны ли следующие утверждения(да, нет):

а) Удовлетворение одной первичной потребности может быть достигнуто за счет удовлетворения другой. Да

б) Существуют первичные потребности, которые могут оставаться неудовлетворенными длительное время. Нет

  1. Студент учится в высшем учебном заведении и получает стипендию 400 руб. Оставив учебу, он мог бы работать и получать 3000 руб. Рассчитайте его альтернативные затраты на обучение.

    Решение:

    5 лет-срок обучения

    50х12х400=24000- сумма стипендии за время обучения

    3000х12х5=180000- сумма з/платы, если бы бросил учиться

    180000-24000=156000руб.- альтернативные затраты

ТЕМА 2. Модели экономических систем. Формы собственности и

Вариант 3

  1. К числу преимуществ административно-командной системы относятся:

а) запрет или ограничение частного предпринимательства;

б) слабо выраженная социальная дифференциация;

  • в) мобилизация ресурсов на приоритетных направлениях;

г) устойчивый дефицит ресурсов;

д) нет верного ответа.

  1. Сформулируйте понятие:

Коллективный экономический агент (совокупность учреждений и организаций), обеспечивающий фирмам и домохозяйствам те экономические блага (правопорядок, безопасность), производство которых рыночными методами оказывается неэффективным – это государство

  1. Экономическая система может быть охарактеризована с учетом:

а) форм хозяйствования;

б) экономической роли государства;

в) преобладающих форм собственности;

г) места и роли рынка в экономической системе;

д) способов осуществления экономической власти;

  • е) все ответы верны

ж) нет верного ответа.

  1. Существование государственной собственности обусловлено:

а) наличием капиталоемких и нерентабельных отраслей (угольная промышленность, ж/д дороги и т.п.);

  • б) необходимостью решения общенациональных и социальных задач, поддержание уровня жизни населения;

в) стремлением увеличить государственные доходы;

г) все ответы верны;

д) нет верного ответа.

ТЕМА 3. Рынок как форма организации общественного хозяйства

Вариант 3

  1. Какие черты характеризуют только товарное производство:

а) общественное разделение труда;

б) продукты производства не для собственного потребления, а для продажи;

в) универсализация труда;

г) экономические связи между производством и потреблением опосредованы деньгами;

д) экономическая обособленность производителей и развитие обмена;

е) возможность определять, что, как и для кого производить;

  • ж) верны ответы а), б), г), д);

з) верны ответы б), г), д).

  1. Термин «несовершенный конкурент» в рыночной экономике относится к продавцу, который:

а) действует вне системы специализации и цен;

  • б) предлагает достаточный объем товаров, чтобы влиять на цены;

в) пытается разрушить существующий стандарт потребительских предпочтений;

г) сознательно или бессознательно использует неэффективные способы производства;

д) нет верного ответа.

  1. Верно ли следующее утверждение(да, нет):

Основным лимитирующим фактором развития современных экономических систем являются предпринимательские способности .Нет

РАЗДЕЛ II. Микроэкономика

ТЕМА 4. Основы теории спроса и предложения

Вариант 3

  1. Сформулируйте понятия

а) Изменение количества товара, которое хотят и могут купить потребители, связанное с действием неценового фактора – это спрос

б) Пары товаров, для которых рост цены одного приводит к падению спроса на другой – это изменение спроса

в) Количество товара, которое продавцы могут и желают поставить на рынок по данной цене – это величина (объем) предложения

  1. Верны ли следующие утверждения(да, нет):

а) Повышение зарплаты на предприятиях производящих одежду, вероятно, приведет к росту цены на нее; Да

б) С ростом доходов потребителя кривая спроса на низший товар будет смещаться влево и вверх. Да

  1. Спрос и предложение могут быть использованы для объяснения координирующей роли цены:

а) на товарном рынке;

б) на рынке ресурсов;

в) на валютном рынке;

  • г) на любом рынке.

  1. На графике изображена:

а) кривая спроса;

  • б) кривая предложения;

в) кривая Лаффера;

г) кривая Гиффена.

  1. Если любое количество товара продается по одинаковой цене, то спрос на этот товар является:

а) абсолютно неэластичным;

  • б) абсолютно эластичным;

в) эластичным;

г) неэластичным;

д) спросом единичной эластичности.

ТЕМА 5. Теория производства и издержек

Вариант 3

  1. Верны ли следующие утверждения(да, нет):

а) Бухгалтерская прибыль превышает экономическую прибыль на величину неявных затрат; Да

б) Чем больше объем производства, тем меньше общие постоянные издержки; Да

в) В краткосрочном периоде все издержки фирмы являются переменными; Нет

г) Когда фирма получает экономическую прибыль, это означает, что она имеет только нормальную прибыль. Нет

  1. В краткосрочном периоде факторы производства рассматриваются как:

а) постоянные;

б) переменные;

  • в) постоянные и переменные;

г) все ответы верны;

д) все ответы неверны.

  1. Сформулируйте понятие:

Период в течении которого изменяется объем применения всех факторов производства – это долгосрочный период

  1. Валовые издержки – это:

а) бухгалтерские издержки;

б) экономические издержки;

в) постоянные издержки;

г) переменные издержки;

  • д) постоянные и переменные издержки;

е) верны ответы а), д);

ж) все ответы неверны.

ТЕМА 6. Экономическое поведение фирмы в условиях совершенной и несовершенной конкуренции

Вариант 3

  1. Верны ли следующие утверждения(да, нет):

а) Кривая спроса для монополии всегда горизонтальна; Нет

б) Патенты и лицензии – один из видов барьеров входа в отрасль. Да

  1. Целью ценовой дискриминации является:

  • а) снижение уровня благосостояния потребителей;

б) максимизация объема продаж и рост прибыли;

в) уменьшение количества покупателей;

г) установление максимальной цены для каждого покупателя;

д) нет верного ответа.

  1. На монопольном рынке, как правило:

  • а) величина предложения меньше величины спроса;

б) ценовую дискриминацию осуществить невозможно;

в) рост цены сдерживается издержками и спросом;

  • г) чем выше цена, тем больше прибыль;

д) нет верного ответа.

  1. Какой из следующих рынков больше всего соответствует условиям совершенной конкуренции:

  • а) стали;

б) услуг парикмахерских;

в) автомобилей;

г) акций и облигаций фирм;

д) нет верного ответа.

РАЗДЕЛ Ш. Макроэкономика

ТЕМА 7. Макроэкономика: предмет, основные понятия. Основные

макроэкономические показатели

Вариант 3

  1. Сформулируйте понятия: