Новая реформа о пенсии в России

На этот раз не только пенсионный возраст могут повысить, но и последние льготы отобрать

Уже в 2024—2025 годах российскому правительству придется в очередной раз реформировать пенсионную систему, поскольку уже через 10 лет обеспечить выплатами по старости всех пенсионеров будет невозможно.

Такой неутешительный прогноз выдал экс-президент Национальной лиги управляющих, эксперт по работе с негосударственными пенсионными фондами Дмитрий Александров.

«В 2034 у нас будет очень сильный провал по демографии. Если экономика будет сильно и быстро развиваться, то мы сможем «докидывать» деньги. Если взять действующую экономику с небольшим ростом, то есть относительно благополучную ситуацию, то ПФР не сможет выполнять свои обязательства. Надо будет что-то придумывать, чтобы люди смогли себя кормить», — цитирует эксперта портал URA.RU.

Надо сказать, что в этом мнении он далеко не одинок. Так, например, в беседе с «СП» экономист Никита Масленников отметил, что в целом разделяет общий посыл высказывания Дмитрия Александрова.

— Некий трансфер пенсионной системы нужно запускать даже до 2024 года, — подчеркнул эксперт. — Потому что нас абсолютно не может удовлетворить ни состояние дел с накопительной частью пенсий, ни с динамикой роста их коэффициента замещения.

Даже если все сегодняшние разговоры об увеличении к 2023 году пенсий по старости в среднем до 19 283 рублей, а средней номинальной зарплаты — до 57 тысяч, будут претворены в жизнь, это даст нам коэффициент замещения на уровне всего 30%. Выходит, в вопросе роста благосостояния пенсионеров все эти годы мы будем топтаться на месте, и никаких структурных изменений не произойдет. Естественно, перезагрузка пенсионной системы абсолютно неизбежна, и это вызывает озабоченность.

«СП»: — Есть ли хоть небольшая надежда на то, что все же удастся как-то обойтись без очередных перестроек пенсионной системы, от которых, как показывает практика, она становится только хуже?

— Пока даже национальный план восстановления экономики порадовать нас ничем не может. Он рассчитан до 2021 года, а дай-то бог, чтобы наша экономика при устойчивых ценах на нефть на уровне 45 долларов за баррель хотя бы вернулась к докризисным показателям где-нибудь ко второй половине 2022 года. А ключ к успешной перезагрузке пенсионной системы — политика активного экономического роста.

«СП»: — Что нам нужно для этого?

— Пока здесь очень много вопросов. Не очень понятно, например, какими путями правительство будет решать проблему по созданию новой экономической модели в целом, которая дала бы нам устойчивый рост. В том, что ее придется решать, никаких сомнений быть не может. То, что пенсионной системе нужен новый «дизайн» — совершенно безальтернативная ситуация. Но пока у властей есть только некое общее понимание того, что нам нужно восстановление накопительной пенсионной системы и увеличение коэффициента замещения, в том числе на основе индивидуальной зависимости для каждого пенсионера от его уровня зарплаты и стажа работы.

«СП»: — То есть для создания адекватной и справедливой пенсионной системы нам нужно сначала перенастроить всю макроэкономику?

— Делать это нужно параллельно, задачи соподчиненные. Для начала неплохо было бы честно признаться себе — все, что делается в пенсионной системе, удовлетворить нас не может. Это просто оттягивание момента жесткого выбора. Нужно понять для себя — а пенсионная система есть производная от какой экономической модели? Если от новой, то тогда тут может что-то действенное получиться. А от того, что мы имеем в экономике сейчас, никакой новой модели социального обеспечения для пенсионеров, конечно, не получится. Ответить на все эти вопросы нам нужно, полагаю, самое позднее к 2022−2023 годам.

«СП»: — А что будет, если власть затянет решение этих вопросов на пару-тройку лет? Последствия не окажутся катастрофическими?

— Судите сами. Сейчас трансферт из федерального бюджета в бюджет Пенсионного фонда РФ на погашение дефицита еще по докоронавирусным планам составлял чуть более 3 триллионов рублей. Если ничего не делать, трансферт будет увеличиваться, и через 5−8 лет мы получим его удвоение. Откуда такие деньги брать? У федерального бюджета они вообще-то есть?

Эта чистая арифметика, резюмирует Никита Масленников, совершенно однозначно дает понять, что в вопросе «перезагрузки» пенсионной системы российским властям нужно куда-то двигаться практически прямо сейчас. Тем более что, по его мнению, правительство в выборе механизмов для создания новой экономической модели устойчивого роста принципиально ничем не ограничено.

Однако последние экономические события, особенно — на международных рынках углеводородов, дают понять: несмотря на все декларативные заявления властей, за последние 20 лет России так и не удалось «слезть с нефтегазовой иглы». А без этого, не раз подчеркивали в беседах с «СП» видные экономисты, никакой новой экономической модели в нашей стране построить нельзя.

Соответственно, в этих условиях наивно надеяться, что в вопросе «перезагрузки» пенсионной системы власти вдруг возьмутся изобретать какие-то новые рецепты. Власть же уже давно поняла, заявил «СП» член Столыпинскогого клуба, экономист Владислав Жуковский, что россияне в целом беспрекословно проглотили повышение пенсионного возраста на 5 лет и, по сути, просто молча утерлись от такого плевка в лицо, так что вопрос дальнейшего повышения пенсионного возраста тут абсолютно не закрыт.

— Полагаю, после переписывания Конституции долго ждать не станут, и в период с 2023 по 2027 годы пенсионный возраст повысят ещё раз, — подчеркнул он. — Власть не ощущает дна, не видит берегов, на 90% вполне обоснованно полагая, что «пипл схавает», что угодно, раз в 2014 году не сопротивлялся практически краже пенсионных накоплений. Так что если россияне думают, что пенсионная реформа закончилась, они сильно ошибаются. Все только начинается.

— Я не сомневаюсь, что «дорожная карта» для этого составлена уже давно, — вторит ему сам Дмитрий Александров. — Мы любим ссылаться на передовой мировой опыт, а в той же Англии, на минуточку, на пенсию выходят в 70 лет и уже подумывают о поднятии планки. Теперь вспомните, какие цифры по новому возрасту выхода на пенсию заявлялись изначально? Более поздний выход на пенсию для женщин, практически наравне с мужчинами, предлагался не просто так. Женщины — основная «проблема» пенсионной системы. Они выходят на пенсию раньше, а продолжительность жизни у них дольше, чем у мужчин.

Но «перетряхивать» придется не только порог выхода на пенсию. Полагаю, будут еще пересмотрены и категории «досрочников», пока еще имеющих право выйти на заслуженный отдых раньше основной массы работающих. Думаю, также будет затронут и нюанс, существующий еще со сталинских времен — работники сферы сельского хозяйства имеют некоторые льготы по отчислениям в Пенсионный фонд, а пенсию получают не меньшую, чем горожане. Так что здесь тоже следует в перспективе ждать секвестирования.

На российские негосударственные пенсионные фонды, подытожил Дмитрий Александров, будущим пенсионерам возлагать особых надежд также не стоит. Потому что, по его мнению, их с огромной долей вероятности ждет повторение судьбы своих собратьев из Казахстана. Там в конечном итоге после ряда не совсем вразумительных «телодвижений» и попыток создания единого большого негосударственного конкурента Пенсионному фонду все эти активы сначала в полудобровольном, а потом и вовсе в приказном порядке слились государству.

К каким тогда аргументам будут прибегать российские власти, упрашивая населения в очередной раз «отнестись с пониманием» к очередной пенсионной реформе, и сработают ли они в принципе? Ответов на эти вопросы, пожалуй, ждать уже недолго.

14 июня Правительство России одобрило проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», подготовленный Минтрудом России.

Законопроект направлен на поэтапное повышение возраста, по достижении которого будет назначаться страховая пенсия по старости.

Категории граждан, которых коснется увеличение трудоспособного периода

Законопроектом предлагается закрепить общеустановленный пенсионный возраст на уровне 65 и 63 лет для мужчин и женщин соответственно (сейчас – 60 и 55 лет).

Изменение пенсионного возраста предполагается начать с 1 января 2019 года.

Увеличение пенсионного возраста будет плавным: предусматривается длительный переходный период – с 2019 по 2028 год для мужчин и 2019 по 2034 год для женщин. Таким образом, переходный период составит 10 лет для мужчин и 16 лет для женщин.

Увеличение пенсионного возраста первыми затронет мужчин 1959 г.р. и женщин 1964 г.р. Граждане, указанных годов рождений, с учетом переходных положений, получат право выйти на пенсию в 2020 году – в возрасте, соответственно, 61 год и 56 лет.

Соответственно:

Пенсионный возраст увеличится с переходным периодом для некоторых категорий работников, выходящих на пенсию досрочно, а именно:

  • работников, которые выходят на пенсию досрочно в связи с работой в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. Для тех, кому возраст выхода установлен 55 лет (для мужчин) и 50 лет (для женщин), предусматривается повышение возраста выхода на пенсию до 60 лет и 58 лет соответственно. Существенное снижение пенсионного возраста для северян было обусловлено в 50-е годы XX века чрезвычайно сложными условиями проживания в этих районах. Фактически полное отсутствие инфраструктуры для работы и жизни предопределило такой низкий возраст. Меры, принятые в рамках долгосрочной демографической программы на 2007-2025 годы, оказали положительное влияние на изменение ситуации с продолжительностью жизни, особенно в северных регионах страны.
  • педагогических, медицинских, творческих работников. Для данной категории работников исходя из их общественной значимости институт досрочных пенсий сохраняется в полном объеме: ужесточения требований по специальному стажу не предусмотрено. Вместе с тем, исходя из общего увеличения трудоспособного возраста, для данных граждан возраст выхода на досрочную пенсию повышается на 8 лет. Новый возраст выхода на пенсию будет исчисляться исходя из даты выработки специального стажа и приобретения права на досрочную пенсию. Сейчас данным категориям работников необходимо выработать специальный стаж длительностью от 15 до 30 лет в зависимости от конкретной категории льготника. Таким образом, возраст, в котором эти работники вырабатывают специальный стаж и приобретают право на досрочную пенсию, фиксируется, а реализовать это право (назначить «досрочную» пенсию) можно будет в период с 2019 по 2034 год и далее с учетом увеличения трудоспособного возраста и переходных положений.

Законопроектом также предлагается с 1 января 2020 года увеличение темпа роста шага повышения пенсионного возраста государственным служащим – по году в год. Таким образом, пенсионный возраст для государственных служащих приводится в соответствие с предложением по темпам повышения общеустановленного возраста.

Законопроект предусматривает изменения, связанные с возрастом выхода на социальную пенсию. Гражданам, которые не работали или не приобрели полноценного стажа, необходимого для получения страховой пенсий, социальная пенсия теперь будет назначаться не в 60 (женщинам) и 65 лет (мужчинам), а в 68 и 70 лет соответственно. Данные изменения предлагается проводить так же постепенно. У граждан, имеющих значительные нарушения жизнедеятельности, имеется право обратиться за установлением инвалидности и при положительном решении получать социальную пенсию по инвалидности (независимо от возраста).

Категории граждан, которых не коснется увеличение трудоспособного периода

Повышение пенсионного возраста не затрагивает нынешних пенсионеров, это порядка 46,5 млн получателей пенсий (как по линии Пенсионного фонда России, так и «силовых» ведомств). Они, как и ранее, будут получать все положенные им пенсионные и социальные выплаты в соответствии с приобретенными пенсионными правами и льготами.

В соответствие с проектом федерального закона не предусматривается повышение пенсионного возраста для граждан, занятых на работах с вредными, тяжелыми условиями труда (рабочие шахт (угольной отрасли), добывающей промышленности, черной и цветной металлургии, железнодорожной отрасли и ряда других, включенных в так называемые «малые списки»), граждан, которым страховые пенсии назначаются по социальным мотивам, а также в связи с радиационным воздействием:

I. для граждан, работающих на рабочих местах с опасными и вредными условиями труда, в пользу которых работодатель осуществляет уплату страховых взносов по соответствующим тарифам, устанавливаемых по результатам специальной оценки условий труда, а именно:

  • на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах (мужчины и женщины);
  • в тяжелых условиях труда, в качестве рабочих локомотивных бригад и работников, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах (мужчины и женщины);
  • в текстильной промышленности на работах с повышенной интенсивностью и тяжестью (женщины);
  • в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах непосредственно на полевых геолого-разведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работах (мужчины и женщины);
  • в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (мужчины и женщины), за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения, а также на работах по добыче, обработке рыбы и морепродуктов, приему готовой продукции на промысле (мужчины и женщины);
  • на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников (мужчины и женщины);
  • в летном составе гражданской авиации, на работах по управлению полетами воздушных судов гражданской авиации, а также в инженерно-техническом составе на работах по обслуживанию воздушных судов гражданской авиации (мужчины и женщины);
  • на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы (мужчины и женщины);

А также:

  • трактористов-машинистов в сельском хозяйстве, других отраслях экономики, а также в качестве машинистов строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин (женщины);
  • рабочих, мастеров на лесозаготовках и лесосплаве, вкл. обслуживание механизмов и оборудования (мужчины и женщины);
  • водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах (мужчины и женщины);
  • спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах и формированиях (мужчины и женщины).

II. для лиц, пенсия которым назначается ранее общеустановленного пенсионного возраста по социальным мотивам и состоянию здоровья, а именно:

  • женщинам, родившим пять и более детей и воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет,
  • одному из родителей инвалидов с детства, воспитавшему их до достижения ими возраста 8 лет (мужчины и женщины);
  • опекунам инвалидов с детства или лицам, являвшимся опекунами инвалидов с детства, воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет (мужчины и женщины);
  • женщинам, родившим двух и более детей, если они имеют необходимый страховой стаж работы в районах Крайнего Севера либо в приравненных к ним местностях;
  • инвалидам вследствие военной травмы (мужчины и женщины);
  • инвалидам по зрению, имеющим I группу инвалидности (мужчины и женщины);
  • гражданам, больным гипофизарным нанизмом (лилипутам), и диспропорциональным карликам (мужчины и женщины);
  • постоянно проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, проработавшим в качестве оленеводов, рыбаков, охотников-промысловиков (мужчины и женщины).

III. для граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

IV. для лиц, проработавших в летно-испытательном составе, непосредственно занятым в летных испытаниях (исследованиях) опытной и серийной авиационной, аэрокосмической, воздухоплавательной и парашютно-десантной техники (мужчины и женщины).

Рост уровня пенсионного обеспечения в связи с увеличением трудоспособного периода

Повышение пенсионного возраста позволит обеспечить увеличение размера пенсий для неработающих пенсионеров – индексацию пенсий выше инфляции в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

В последние три года в среднем увеличение пенсий осуществлялось на 400-500 рублей. Так, в 2016 году увеличение составило 399 рублей, в 2017 году – 524 рубля, в 2018 году – 481 рубль.

Увеличение пенсионного возраста позволит увеличивать размер пенсий неработающим пенсионерам почти на 1 000 рублей в год.

Рост продолжительности жизни в России

Предложение об изменении возраста трудоспособности обусловлено формированием иной демографической ситуации в стране с учетом мировой тенденции старения населения. Только с 2000 по 2017 год продолжительность жизни при рождении в России у мужчин выросла на 8,5 лет (с 59 до 67,5 лет), а у женщин – на 5,4 года (с 72,26 до 77,64 года). Продолжительность жизни по прогнозам Росстата в 2024 году составит у мужчин 72,3 года (увеличение к уровню 2017 года на 5,8 года), у женщин – 82,1 года (увеличение к уровню 2017 года на 4,5 года). К моменту завершения переходного периода, то есть когда возраст будет установлен на уровне 65 лет для мужчин и 63 года для женщин, продолжительность жизни увеличится к уровню 2017 года для мужчин в 2028 году на 7,6 года и составит 75,1 года, для женщин – к 2034 году на 7,64 года и составит 85,28 года.

Международные тенденции

На сегодняшний день практически все страны уже повысили пенсионный возраст. Начало повышения пенсионного возраста в странах мира – 80-е годы 20 столетия.

Среди близких России по условиям жизни стран евразийского пространства и Восточной Европы все государства, за исключением Узбекистана (Узбекистан заявил о цели по доведению своего пенсионного возраста до общемирового), повысили пенсионный возраст. Для мужчин пенсионный возраст на уровне 65 лет установлен в Молдавии, Азербайджане, а пенсионный возраст для женщин на уровне 63 года установлен в Армении и уже повышается в Казахстане. В странах Прибалтики (Эстония, Латвия, Литва) к 2025-2027 годам пенсионный возраст будет повышен до 65 лет, а в странах Старого Света (Германия, Испания, Италия) в 2020-е годы – до 67 лет как для мужчин, так и для женщин.

Вице-премьер Татьяна Голикова стремится выполнить рекомендации Международной организации труда. Фото РИА Новости

Повышение пенсионного возраста позволит бюджету Пенсионного фонда России (ПФР) сэкономить около 490 млрд руб. в год в течение шестилетки – сообщила «НГ» Счетная палата (СП). Но каков эффект для граждан? Власти обещают ежегодно увеличивать средний размер пенсий неработающих пенсионеров на 1 тыс. руб. Парадокс в том, что «прибавка» не повысит коэффициент замещения пенсией утраченного заработка до европейских значений. Пенсионный возраст в РФ подняли до уровня, близкого к европейскому, но коэффициент замещения будет в полтора-два раза меньше, чем в Европе.

Произведенные СП расчеты при формировании проекта бюджета на 2019–2021 годы показали, что «экономия бюджета ПФР от повышения пенсионного возраста может составить в целом за 2019–2024 годы около 2,94 трлн руб., или в среднем около 490 млрд руб. в год». Такие данные предоставили «НГ» в пресс-службе СП. Там уточнили: «На выплату страховой пенсии из федерального бюджета на 2019 год запланировано 1,87 трлн руб. Это на 34 млрд руб. больше, чем предусматривалось в 2018-м».

Негативные демографические тенденции и растущая нагрузка на пенсионную систему – основные причины, побудившие другие страны поднять пенсионный возраст. Об этом рассказывали россиянам чиновники и эксперты как до проведения пенсионной реформы, так и после.

В четверг в Москве прошел семинар Высшей школы экономики (ВШЭ), организованный при поддержке Всемирного банка. Исследователи обсуждали опыт пенсионных реформ в скандинавских странах, в странах Балтии и в РФ. Как заметил руководитель программ Всемирного банка в РФ Кристофер Миллер, проводить пенсионную реформу – то же самое, что ремонтировать машину на ходу, не зная, что ждет за поворотом. В частности, судя по обсуждению, одним из сюрпризов за поворотом может оказаться технологическая революция. Тем не менее, как считает старший партнер Beier Research Оле Бейер Соренсен (ранее был старшим специалистом по частным системам пенсионного обеспечения в Организации экономического сотрудничества и развития), главная мысль, которая должна сейчас лежать в основе стратегической политики, такова: «Когда дольше живешь, нужно дольше работать».

Свой вывод исследователь проиллюстрировал в презентации изображением молодых работников, несущих на плечах диван, на котором сидят пенсионеры. Но применительно к российским реалиям хотелось бы увидеть в повестке дня другие дискуссии – в частности, о том, что дало гражданам повышение пенсионного возраста. Ведь власти уточняли, что изменения делаются во благо не только пенсионной системы, но и населения.

«Предложенные изменения в пенсионной системе позволят не просто сохранить уровень доходов пенсионеров, но главное – обеспечить их устойчивый, опережающий рост, – пояснял в телеобращении президент Владимир Путин. – Уже в 2019 году индексация пенсий по старости составит около 7%… В предстоящие шесть лет мы сможем ежегодно увеличивать пенсию по старости для неработающих пенсионеров в среднем на 1 тыс. руб. В результате это даст возможность в 2024 году выйти на средний уровень пенсий для неработающих пенсионеров в 20 тыс. руб. в месяц – сейчас, напомню, это 14 144 руб.».

Судя по всему, власти рассчитывают удивить россиян этими 20 тыс. руб. через шесть лет, которые, конечно, лучше, чем 14 тыс. Но что будет с коэффициентом замещения пенсией утраченного заработка? Например, по итогам 2018 года он составил около 31% – таким было, по данным Росстата, отношение среднего размера назначенных в стране пенсий к среднему размеру начисленной зарплаты. Рекордным это соотношение стало в январе 2017-го: тогда благодаря единовременной денежной выплате в размере 5 тыс. руб. коэффициент достиг почти 51%. Но такой всплеск больше не повторялся. В январе 2019-го это отношение составило около 34%.

Такие показатели в полтора-два раза ниже, чем во многих европейских странах. В среднем по Евросоюзу отношение пенсий к зарплатам составляло в 2017 году, по данным Евростата, около 58-59%. Евростат дает отношение пенсионных доходов лиц в возрасте 65–74 лет к доходам от трудовой деятельности лиц в возрасте 50–59 лет. Росстат дает более обобщенные данные. Хотя если сравнить размер средней пенсии в России с уровнем зарплат предпенсионеров, коэффициент замещения хоть и увеличивается, но все равно в разы отстает от европейских значений.

При этом пенсионный возраст в России постепенно будет доведен до уровня, близкого к европейскому, и после поступательного повышения для женщин он составит 60 лет в 2028 году, а для мужчин – 65 лет. Как следует из данных, которые привел в своей презентации Оле Бейер Соренсен, в 2030 году пенсионный возраст мужчин должен составить около 65 лет в Польше, Венгрии, Румынии; 67 лет в Швеции, Финляндии, Португалии, Италии, Франции, Германии; 68 лет в Дании. У женщин в 2030 году он составит 60 лет в Польше; 63 года в Румынии; 65 лет в Венгрии; около 67 лет в Швеции, Финляндии, Португалии, Италии, Франции, Германии; 68 лет в Дании.

В конце августа прошлого года вице-премьер Татьяна Голикова сообщила: «Была принята, то есть ратифицирована парламентом, 102-я конвенция Международной организации труда (МОТ) по нормам социального обеспечения, и как раз эта ратификация означает, что мы должны приблизиться к пенсиям по нормативу 40% утраченного заработка». Правительство будет над этим работать, оно, по словам Голиковой, предложит стратегию достижения размера пенсии до уровня не менее 40% от заработка. Правда, Голикова уточняла, что методология МОТ отличается от «того упрощенного похода, который существует у нас, когда берется средний размер пенсии и соотносится со средней зарплатой по экономике».

Но после этих заявлений о коэффициенте замещения в России практически ничего не было слышно – по крайней мере с высоких трибун.

Как отметил в беседе с «НГ» эксперт компании «Солид Менеджмент» Сергей Звенигородский, сейчас, похоже, в России стоит вопрос не столько повышения коэффициента замещения, сколько его непонижения.

«При обсуждении повышения пенсионного возраста сразу было объявлено, что высвобожденные ресурсы от этой меры полностью будут сохранены в системе Пенсионного фонда и направлены на повышение пенсий: 50% на снижение дефицита фонда и 50% на дополнительную индексацию страховой пенсии неработающим пенсионерам», – пояснили «НГ» в Минфине.

«Учитывая, что Россия в прошлом году ратифицировала 102-ю конвенцию, теперь есть только один ориентир по коэффициенту замещения прежнего заработка – не менее 40%, – и этот ориентир выполняется. Более того, он перевыполняется, – уверяют в ПФР. – Положительный финансовый эффект от повышения пенсионного возраста будет полностью направлен на повышенную индексацию пенсий, которая закреплена законом вплоть до 2024 года, а также на предоставление ряда смягчающих льгот, предусмотренных в рамках переходного периода».

15 января 2020 14:25

В нынешнем году продолжает действовать переходный период по увеличению возраста, дающего право на получение пенсии по старости. Переход к новым параметрам происходит постепенно. Несмотря на то что с 2020-го пенсионный возраст вырос еще на год, а общее увеличение составило уже два года, пенсии, как и в прошлом году, назначаются на шесть месяцев позже прежнего пенсионного возраста: в 55,5 лет женщинам и в 60,5 лет мужчинам.

Такой шаг обеспечивает специальная льгота, которая распространяется на всех, кто должен был стать пенсионером в 2019 году по условиям прежнего законодательства. Это женщины 1964 года рождения и мужчины 1959 года рождения. За счет льготы они выходили на пенсию во второй половине 2019-го и продолжают выходить в первой половине 2020-го – в зависимости от того, на какое полугодие приходится их день рождения.

Льгота также действует для тех, кто в соответствии с прежними условиями должен был выйти на пенсию в этом году: женщин 1965 года рождения и мужчин 1960 года рождения. За счет льготы назначение пенсии им перенесено на полтора года – на вторую половину 2021-го, когда пенсионный возраст будет повышен уже на три года, и первую половину 2022-го, когда пенсионный возраст станет выше на четыре года.

Стоит отметить, что для многих россиян назначение пенсии осталось в прежних возрастных границах. В первую очередь это относится к людям, имеющим льготы по досрочному выходу на пенсию. Например, шахтерам, горнякам, спасателям, водителям общественного транспорта и другим работникам, занятым в тяжелых, опасных и вредных условиях труда. Работодатели уплачивают за них дополнительные взносы на пенсионное страхование. Большинство таких работников, как и раньше, выходят на пенсию в 50 или 55 лет в зависимости от пола.

Досрочный выход на пенсию также сохранился у педагогов, врачей и представителей некоторых творческих профессий, которым выплаты назначаются не по достижении пенсионного возраста, а после приобретения необходимой выслуги лет. Пенсия при этом назначается с учетом переходного периода по повышению пенсионного возраста, который начинает действовать с момента приобретения выслуги лет по профессии. Например, школьный учитель, выработавший в апреле 2020-го необходимый педагогический стаж, сможет выйти на пенсию в соответствии с переходным периодом через полтора года, в октябре 2021-го.

Жители северных областей выходят на пенсию на 5 лет раньше общеустановленного пенсионного возраста, но с учетом постепенного повышения возраста. Минимальный северный стаж для досрочного назначения пенсии не поменялся и по-прежнему составляет 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и 20 календарных лет в приравненных местностях. Требования по общему страховому стажу аналогично сохранились и составляют 20 лет для женщин и 25 лет для мужчин.

Как и раньше, для получения пенсии должны быть выработаны минимальные пенсионные коэффициенты и стаж. В этом году они составляют 11 лет и 18,6 коэффициента. Всего за год по общим основаниям, без применения специальных льгот можно приобрести один год стажа и 9,57 коэффициента.

Повышение пенсионного возраста не распространяется на пенсии по инвалидности. Они сохраняются в полном объеме и назначаются тем, кто потерял трудоспособность, независимо от возраста при установлении группы инвалидности.

За 11 месяцев 2019 года Пенсионный фонд назначил 1,4 млн пенсий по обязательному пенсионному страхованию и государственному пенсионному обеспечению. Большинство назначений, как и раньше, составили страховые пенсии по старости.

об изменениях в пенсионной системе.