Нормирование в социальной работе

УДК 316.4

СОЦИАЛЬНЫЕ РАБОТНИКИ О ПРОБЛЕМАХ В НОВЫХ УСЛОВИЯХ ТРУДА: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

М.В. Корнилова

Представлены нормативно-правовые акты, регулирующие процесс трудовой деятельности социальных работников в новых условиях работы, анализируются их мнения о нормировании труда, рассматриваются основные проблемы, которые испытывают социальные работники при предоставлении социального обслуживания в новых условиях труда: несоответствие стандартов единицам трудоемкости, стоимости и трудозатратности услуг, многократное занижение времени на реальное выполнение услуги; потеря индивидуального подхода к получателям услуг; снижение качества оказанных услуг; уменьшение заработной платы, несмотря на увеличение спектра должностных обязанностей, рост отчетности в несколько раз, ведение и бумажной, и электронной документации.

Среди положительных изменений в новых условиях труда социальными работниками были отмечены: повышение квалификации, компьютерной грамотности, формирование имиджа социального работника и улучшение дисциплины.

Ключевые слова: социальные работники, новые условия труда, социальные стандарты, нормирование труда, качество социального обслуживания на дому.

В августе 2015 года Департаментом труда и социальной защиты населения г. Москвы был издан приказ № 721 «О нормировании труда социальных работников» . Данный нормативно-правовой документ предусматривает создание условий, необходимых для внедрения новых организационных, технологических и трудовых процессов, улучшение организации труда, повышение

эффективности социального обслуживания граждан, обеспечение нормального уровня напряженности (интенсивности) труда при предоставлении социальных услуг на дому.

Составной частью приказа является Положение о нормировании труда социальных работников оказывающих социальные услуги на дому, а также типовые формы учета норм обслуживания, отчетов и дневника социальных работников, тетради получателя услуг.

Данный приказ также предполагает проведение в установленные сроки всех необходимых организационных, кадровых мероприятий начальниками управлений социальной защиты населения административных округов г. Москвы, директорами территориальных центров социального обслуживания и их филиалов.

Основные положения приказа, в частности новая система нормирования труда социальных работников, введены в деятельность учреждений социального обслуживания с 1 декабря 2015 года.

Актуальность и технология проведения исследования. С начала введения новой системы нормирования труда социальных работников по оказанию социальных услуг на дому прошло уже несколько месяцев. Одновременно с 1 декабря 2015 года были введены в действие измененные стандарты социального обслуживания . Поэтому в феврале 2016 года специалистами Центра мониторинговых исследований было проведено экспресс-исследование по теме «Изучение мнений социальных работников о работе в новых условиях труда».

Заказчик: Департамента труда и социальной защиты населению г. Москвы. Организатор исследования: Институт дополнительного профессионального образования работников социальной сферы г. Москвы.

Исполнители: Центр мониторинговых исследований, методистом которого является автор, а также кафедра теории и технологии социальной работы Института.

Подготовка инструментария, обработка и анализ данных осуществлялись при непосредственном участии автора. Распространение анкет в аудитории, их заполнение и передача заполненных анкет для обработки и анализа в Центр мониторинговых исследований выполнялись специалистами кафедры теории и технологии социальной работы Института.

Временные рамки опроса: экспресс-исследование проводилось в период со 2 по 17 февраля 2016 года в учебных аудиториях Института среди социальных работников — слушателей, проходящих обучение. Количество участников опроса: 90 человек.

Метод исследования — полуформализованный опрос, предполагавший личное, анонимное заполнение анкеты социальными работниками в учебных аудиториях института.

Цель исследования — изучение мнений социальных работников о новой системе нормирования труда при предоставлении социального обслуживания на дому.

Задачи исследования:

1. Выявление основных проблем и зон риска внедрения системы нормирования труда социальных работников.

2. Определение степени готовности социальных работников системы социального обслуживания населения к работе в новых условиях.

Теоретическая значимость результатов исследования: положения исследования были учтены при разработке специализированных практико-ориентированных обучающих программ для социальных работников, а также в научных исследованиях системы социальной защиты населения и в процессе преподавания социальных наук.

Практическая значимость результатов исследования: результаты исследования были использованы при подготовке предложений по совершенствованию системы нормирования труда социальных работников учреждений социального обслуживания населения, корректировке стандартов социальных услуг, формировании системы непрерывного образования социальных работников, а также в практической деятельности учреждений социального обслуживания населения города Москвы.

Характеристика массива опрошенных. Абсолютное большинство участников опроса (98,9 %) — женщины. Из них: 56,7 % в возрасте от 46 до 60 лет, 38,9 % — от 36 до 45 лет и только 3 % — до 35 лет. Такое распределение не случайно. Как известно, система социальной защиты в целом и социального обслуживания в частности имеет женское лицо. Особенно это касается социальных работников, чьи функции предполагают сострадание, участие, заботу и внимание к нуждам подопечных. Такие личные качества наиболее характерны именно для женщин.

Распределение респондентов в связи с занимаемой должностью показывает, что согласно плану абсолютное большинство опрошенных составляют социальные работники — 95,6 %. Однако 4,4 % участников опроса составили медицинские работники (3 чел.) и культорганизатор (1 чел.).

Две трети респондентов работает в данной должности от 3 до 10 лет (67,8 %), а чуть менее шестой части из числа опрошенных работают от 10 до 15 лет (15,5 %), от 15 до 25 лет (7,8 %). Указанное позволяет сделать вывод о том, что респонденты имеют достаточный стаж работы по оказанию социальных услуг, чтобы с учетом знаний и опыта выразить свое мнение по вопросам организации труда в системе социального обслуживания г. Москвы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Нижеприведенные данные свидетельствуют о достаточно сильном кадровом потенциале социальных работников отрасли, сочетающие в себе наиболее трудоспособный возраст, длительный стаж и профессиональный опыт. 89 % респондентов, представляющих группу наиболее экономически активного возраста (36-45 лет), и 92 % опрошенных в возрасте 46-60 лет имеют стаж работы от 3 и более лет.

Результаты опроса. Социальный работник не менее двух раз в неделю приходит к подопечному и оказывает необходимые услуги: покупает за счет клиента и доставляет продукты, товары первой необходимости, лекарства; оплачивает коммунальные платежи, помогает в приготовлении пищи и уборке

квартиры, записывает и сопровождает к врачу и т.д. До введения новой системы нормирования труда функционал социального работника предусматривал: предоставление социальных услуг в соответствии с гарантированным перечнем услуг и запросами клиента, фиксацию оказанных услуг в ежемесячном отчете, без детализации о затраченном рабочем времени на выполнение услуги. Согласно новой системе нормирования труда нагрузка социального работника измеряется не только в количестве оказанных услуг. Теперь каждая услуга измеряется в единицах трудоемкости (ЕТ) и количестве минут, потраченном на предоставление услуги. Норматив по количеству ЕТ, которые необходимо выполнить за месяц для городов, составляет 300 ЕТ, для сельской местности — 150 ЕТ. Кроме того, отчетность о проделанной работе должна представляется не в бумажном виде, как это было раньше, а в электронном.

Данные нововведения достаточно спорны и вызвали массу негодования среди социальных работников. 53,3 % участников опроса не понимают для чего осуществлен переход на новые условия труда, хотя почти у половины из них (24,4 %) затруднений с выполнением объема нагрузки не возникает, а у другой половины (28,9 %) — есть затруднения; понимают, что переходить на новые условия труда необходимо, но возникают затруднения в выполнении нагрузки почти у 1/3 опрошенных социальных работников; не возникает затруднений в выполнении нагрузки у 12,2 % (11 человек), еще 5,6 % (5 человек) затруднились с ответом на данный вопрос.

Таким образом, можно отметить, сложности в выполнении нагрузки испытывают более половины социальных работников, в не зависимости от того поддерживают респонденты проведение реформы или сомневаются в целесообразности.

Обращает на себя внимание, что в возрастной когорте респондентов 35 -45 лет у 63,9 % возникают затруднения в выполнении нагрузки в объеме 300 ЕТ. В возрастной когорте 46-60 лет доля работников, испытывающих затруднения с выполнением данной нагрузки составляет 66,6 %.

Качество социального обслуживания на дому. Согласно результатам исследования актуальных проблем пожилых москвичей проведенного коллективом Центра мониторинговых исследований в 2015 году, среди основных приоритетов, имеющих наиважнейшее значение для пожилого человека, назывались пенсионное обеспечение, медицинское и социальное обслуживание . Данные авторских социологических исследований 2011 года о социальном обслуживании на дому также показывали, что пожилые жители столицы высоко оценивали деятельность отделений надомного социального обслуживания, констатировали востребованность сложившихся форм предоставляемых социальных услуг . Старшее поколение москвичей уже 5 лет принимает участие в мониторинге уровня и качества пожилых граждан столицы и из года в год демонстрирует высокий уровень удовлетворенности качеством социальных услуг . Данная тенденция подтверждается и выводами другого социологического исследования, проведенного в 2015 году, в котором «работа

системы социальной защиты оценивается пожилыми москвичами очень высоко» .

Но время не стоит на месте, и в 2015 году вступили в силу новые нормативно-правовые акты, регулирующие предоставление социального облужива-ния в России в целом и в Москве в частности , определив предпосылки внесения изменений и в организацию социального обслуживания на дому.

Помимо введения ЕТ, за счет которых планировалось оценивать эффективность труда социальных работников, внедрение новой системы нормирования труда должно было улучшить и качество обслуживания социальными работниками получателей надомных услуг. Однако 40 % респондентов считают, что качество социального обслуживания скорее ухудшилось, чем улучшилось, а 37,8 % опрошенных, ответили, что качество осталось таким же; улучшение отметили только 6,6 % респондентов.

Таким образом, только каждый 15-й респондент считает, что реформы в системе оплаты и нормирования труда способствовали улучшению качества обслуживания получателей социальных услуг. Это подтверждается и мнениями подопечных, которые не понимают, почему раньше социальный работник спокойно оказывал необходимые услуги, а теперь вынужден ориентироваться не на качество, а на временные рамки, отведенные на оказание услуг.

Совершенствование форм организации труда. Переход на работу в новых условиях труда предполагало и совершенствование форм организации труда социальных работников, таких, как, сокращение отчетности на бумажных носителях, введение электронного учета услуг, рациональное распределение социальных услуг первого и второго уровней и др. Но, как показывают результаты опроса, количество бумаг для заполнения многократно увеличилось. Почти 60 % опрошенных социальных работников признались, что ведут двойную отчетность: и в электронном, и в бумажном видах. По-прежнему, заполняют и предоставляют отчеты на бумажных носителях 33,3 % опрошенных. Это косвенно свидетельствует, что реформы их не затронули и, скорее всего, электронные отчеты в целях оперативности заполняются заведующими отделениями социального обслуживания на дому, с печатных версий, представляемых социальными работниками. Только 7,8 % ответили, что не заполняют ни одного бумажного отчета, а ведут их только в электронном виде.

При этом критический взгляд на сложившееся положение дел в организации социального обслуживания в переходный период вызван именно у социальных работников в возрастной когорте 36-45 лет, так как именно у них наблюдается наиболее высокая доля неэффективного труда (75 % — дублируют отчетность в двух видах), а еще почти четверть (22,2 %) не приступали к переходу на электронный вид учета услуг и представления отчетности. В целом их доля составила 97,2 %.

Наиболее важные проблемы, связанные с нормированием труда. На выполнение или невыполнение нагрузки социальным работником безусловно влияют стандарты социальных услуг. Поэтому респондентам специально был задан

открытый вопрос (без заранее заданных вариантов ответов), направленный на выявление наиболее важных проблем при применении стандартов.

К сожалению, почти две трети (65,6 %) респондентов уклонились от ответов на данный вопрос. Среди ответивших наиболее важными были названы: несоответствие стандартов присвоенным им единицам трудоемкости (ЕТ) по уровням услуг; несоответствие стоимости и трудоемкости услуг; потеря индивидуального подхода к получателям услуг; по отдельным видам услуг в стандартах многократное занижение времени на выполнение услуги и не соответствие реально затрачиваемому времени; ведение бумажной документации и дублирование в электронном виде и др.

Электронный документооборот. Готовность респондентов к переходу к работе в условиях полного ведения отчетности в электронном формате не высока: уверенность, что отлично справятся и не испытают никаких трудностей, выразили чуть менее четверти респондентов — 23,3 %; хорошо справятся, но возникнут небольшие трудности у более одной трети социальных работников, принявших участие в опросе; справятся, но предвидят существенные трудности чуть более одной пятой респондентов — 22,2 %; не справятся в связи с отсутствием навыков владения компьютером — 18,9 %.

Таким образом, 2/5 социальных работников (41,1 %) признались, что будут испытывать существенные трудности или не смогут вести учет и отчетность в электронных форматах. Это свидетельствует о необходимости срочного обучения компьютерной грамоте самих социальных работников. Обращает на себя внимание, что во всех возрастных когортах, хотя и в разных долях, находятся респонденты, не владеющие компьютером.

Заработная плата. Введение новой системы оплаты труда, переход на новую систему нормирования труда социальных работников предполагал и создание мощного мотивационного эффекта к повышению производительности труда и соответственно повышению заработной платы социальных работников. Но этого не произошло. Тарифная система оплаты труда социальных работников фактически была заменена сдельной. Теперь социальные работы меньше зарабатывают, хотя больше работают. Об уменьшении заработной платы заявили три четверти опрошенных социальных работников — 75,6 % (68 чел.). О том, что заработная плата не изменилась: высказались менее четверти респондентов 18,9 %; об изменении в большую сторону заявил только 1,1 % (1 человек). Ответы в графе «Другое» скорее относятся к отрицательным ответам и составили 4,4 %.

Таким образом, можно сделать вывод, что у 80 % опрошенных произошло снижение заработной платы.

Распределение ответов респондентов в зависимости от стажа работы не подтверждает предположения о том, что с опытом работы увеличивается возможность более успешно справляться и перевыполнять нормы работ (в 300 ЕТ) и соответственно увеличить заработную плату (таблица). Скорее наоборот, чем больше стаж (и соответственно старше возраст социального работника), тем сложнее ему встроиться в новый процесс работы. Среди имеющих стаж от 10

Внедрение происходящих реформ в практику социальной работы, восприятие нововведений самими социальными работниками вызывает безусловный интерес. Еще более интересно сравнить ожидания социальных работников от планируемых реформ и полученные результаты.

В октябре-ноябре 2015 года, в преддверии введения новой системы нормирования труда, проводилось экспресс-исследование, в котором также задавался вопрос об ожиданиях социальных работников в отношении заработной платы. Результаты опроса в 2016 и 2015 годах показали, что произошло существенное снижение оценок респондентов по всем позициям ответов об изменениях в заработной плате (таблица). Сравнимой осталось только позиция «Другое», количество и содержание ответов по которой примерно одинаковые («заработная плата уменьшится при увеличении объема работ», «работать стало сложнее, остаются после окончания рабочего дня» и т.п.).

Ожидаемые и фактические изменения в заработной плате социальных _работников после введения системы нормирования труда_

Период проведения блиц-опроса Как изменилась Ваша заработная плата?

Изменилась в меньшую сторону, % Не изменилась, % Изменилась в большую сторону, % Другое, %

Октябрь 2015 г. 50,5 30,8 14 4,7

Февраль 2016 г. 75,6 18,9 м 4,4

Способы повышения эффективности работы социального работника в новых условиях. Далее респондентам задавался открытый вопрос о том, что, по их мнению, нужно сделать для повышения эффективности работы социального работника в новых условиях труда. Доля ответивших — 55,6 %. Среди основных предложений были названы: снижение нагрузки в ЕТ; возврат к закреплению количества клиентов за социальным работником; оптимизация количества бумажной и иной отчетности; введение практики обучения сотрудников; организация курсов повышения квалификации для всех социальных работников; отмена дополнительных функций, не входящих в должностные обязанности (например, обзвоны клиентов категории «группа риска» и активистов, анкетирование «надомников» в рамках проведения мониторинга уровня и качества жизни населения пожилых москвичей» и др.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Позитивные изменения в работе социальных работников после внедрения новой системы нормирования труда. Доля ответивших — 40 %. Среди наиболее значимых позитивных изменений респонденты называли: повышение имиджа социальных работников, их квалификации и дисциплины. Вместе с тем, в ответах на данный вопрос превалировали в основном отрицательные от-

веты, такие, как: «никаких позитивных изменений», «один негатив», «результаты сомнительны» и т.п.

Выводы. Результаты проведенного исследования раскрывают целый комплекс проблем, связанных с введением новой системы нормирования труда социальных работников. Среди наиболее общих можно выделить: снижение заработной платы на фоне увеличения рабочей нагрузки, завышенные нормы труда на одного социального работника, несоответствие времени, реально затрачиваемого на выполнение услуги и предусмотренного стандартом.

К главным зонам риска и проблемам в организации труда можно отнести перераспределение нагрузки (болезнь, увольнение) отсутствующих работников на тех, кто продолжает работать; дублирование отчетности на бумажных и электронных носителях.

Результаты опроса также свидетельствуют о наличии кадровых и образовательных проблем: недостаточность навыков работы на компьютере для выполнения новых обязанностей; отсутствие наставничества для молодых (вновь принимаемых) сотрудников; большая потребность в последовательном, системном обучении социальных работников перед введением инноваций.

Таким образом, фактическое снижение заработной платы, несмотря на увеличившуюся нагрузку, несоответствие стоимости и трудоемкости услуг, ведение и бумажной документации, и электронной отчетности не добавляет стабильности и желания социальным работникам выполнять свои функции в новых условиях нормирования труда.

Все вышеперечисленные факторы свидетельствуют о «проблемности» проведенных реформ в сфере социального обслуживания на дому, демонстрируют непродуманность введения данных новшеств, не способствуют готовности социальных работников осуществлять трудовую деятельность в новых условиях труда.

Но, несмотря на то, что результаты исследования демонстрируют явно негативные оценки новых условий труда социальными работниками, необходимо учитывать, что с момента нововведений прошел сравнительно короткий период и начало реализации реформ пришлось на не очень удачное время — конец 2015 года (декабрь — закрытие бухгалтерской отчетности) и начало 2016 года (январь — короткий месяц, перерасчет показателей декабря). Кроме того, согласно результатам опроса, больше половины опрошенных — социальные работники пенсионного и пред пенсионного возрастов, давно работающие в системе. И было бы странно, если бы резкое изменение привычной схемы выполнения трудовых обязанностей, отработанной годами, был безоговорочно принят. Поэтому такая реакция вполне логична, предсказуема и легко объяснима. Именно в связи с этими обстоятельствами мнения респондентов по многим вопросам имеют крайние негативные позиции.

Однако кроме перечисленных негативных сторон, связанных с переходом на новую систему нормирования труда, среди позитивных изменений социальными работниками были отмечены: повышение компьютерной грамотно-

сти и имиджа социальных работников, их квалификации и дисциплинированности.

Список литературы

4. Корнилова М.В. Особенности социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов // Социологические исследования. 2011. № 8. С. 94 — 97.

Корнилова Марина Валерьевна, канд. социол. наук, методист Центра мониторинговых исследований, мл. науч. сотрудник, mmrr a mail.ru, Россия, Москва, Институт дополнительного профессионального образования работников социальной сферы, Институт социологии РАН

SOCIAL WORKERS ABOUT PROBLEMS IN NEW WORKING CONDITIONS: SOCIOLOGICAL

М.У. Kornilova

Key words: social workers, new working conditions, social standards, work regulation, quality of social servicing at home.