Нормативы технического обслуживания и ремонта оборудования

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА СССР

УТВЕРЖДАЮ
Заместитель Министра
сельского хозяйства СССР
Н.А. Столбушкин
3 августа 1984 г.

НОРМАТИВЫ ТРУДОЕМКОСТИ
ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
И ТЕКУЩЕГО РЕМОНТА ТЕПЛОТЕХНИЧЕСКОГО
ОБОРУДОВАНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ
ОБЪЕКТОВ

Москва

1984 г.

Настоящее издание является второй, исправленной и дополненной редакцией «Норм для определения трудозатрат на обслуживание и ремонт теплотехнического оборудования сельскохозяйственного производства», одобренных научно-техническим советом МСХ СССР (протокол № 26 от 16.03 81 г)

Основанием для корректировки нормативов послужили результаты широкой производственной апробации их, отзывы и заключения республиканских министерств, объединений «Сельэнерго» и других организаций, результаты сопоставления расчетных данных с фактическим наличием обслуживающего и ремонтного персонала на сельскохозяйственных объектах, а также вышедшие в последнее время новые директивные и методические материалы — «Типовые нормы времени на работы по техническому обслуживанию машин и оборудования в животноводстве, птицеводстве и на комбикормовых предприятиях», утвержденные Постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС 4 января 1984 года № 4/1-28, и «Методика расчета и нормативы численности инженерно-технической службы в животноводстве и птицеводстве», утвержденная МСХ СССР и Госкомсельхозтехникой СССР в 1984 году

Сборник содержит

Нормативы трудозатрат в человеко-часах и условных единицах на ежедневное, периодическое техническое обслуживание и текущий ремонт теплотехнического оборудования.

Методические указания по paсчету численности слесарей-ремонтников. Нормативы и методические указания разработали специалисты Всесоюзного научно-исследовательского института электрификации сельского хозяйства — В.Л. Гольдман, В.С. Горбачев, И.Г. Бондарева, Ф.А. Кривицкая, Всероссийского научно-исследовательского института экономики, труда и управления в сельском хозяйстве — В.В. Регуш, И.Е. Чернозубов, лаборатории нормативов по труду Всесоюзного научно-исследовательского института экономики сельского хозяйства — Г.Т. Химченко; Главного производственного управления сельского хозяйства Московской области — Г.И. Брюханов, И.В. Денисенко. При участии специалистов министерства сельского хозяйства СССР — М.П. Харина, М.В. Губанова, Л.Н. Мартинец, И.В. Голиковой

Ответственный за выпуск — Гольдман В.Л.

Замечания и предложения по нормативам трудоемкости просьба направлять по адресу 107139, г. Москва, Орликов пер. 1/11, Главное управление механизации и электрификации сельского хозяйства МСХ СССР

В основу разработки и терминологии настоящих нормативов положены ГОСТ 18322-73 «Система технического обслуживания и ремонта техники», «Положение о техническом обслуживании и ремонте машин и оборудования в животноводстве и птицеводстве», 1980 г., «Основные методические положения по нормированию труда рабочих в народном хозяйстве», 1978 г., «Типовые нормы времени на работы по техническому обслуживанию машин и оборудования в животноводстве, птицеводстве и на комбикормовых предприятиях», 1984 г., «Методика расчета и нормативы численности инженерно-технической службы в животноводстве и птицеводстве», 1984 г. и другие нормативные и методические издания, перечисленные в списке использованных источников. Фактический (цифровой) материал взят по результатам Государственных, контрольных и заводских испытаний, а также данным лабораторных исследований и хозяйственных испытаний непосредственно в колхозах и совхозах, включая фотохронометраж технологических и рабочих процессов.

Нормативы обязательны для всех звеньев теплотехнической службы в сельскохозяйственном производстве при формировании рациональной и эффективной службы сельской теплоэнергетики.

Настоящие нормативы предназначены для применения в планирующих, научно-исследовательских, проектных и производственных организациях, в колхозах, совхозах и на животноводческих комплексах, независимо от ведомственной принадлежности, и имеют целью упорядочение эксплуатации теплотехнического оборудования, узаконение и регламентацию планово-профилактических мероприятий, установление обоснованных штатных нормативов численности персонала, занятого техническим обслуживанием и текущим ремонтом.

Правильная эксплуатация, своевременное и качественное проведение планово-профилактических мероприятий — технического обслуживания и ремонтов — обеспечивают длительную сохранность оборудования, экономию топливно-энергетических ресурсов, соблюдение гарантированного срока службы, постоянство либо допустимое изменение технических показателей в течение всего эксплуатационного периода, ликвидацию внезапных отказов и аварий, связанного с ними травматизма и нарушения технологических процессов в сельскохозяйственном производстве.

Номенклатура оборудования, вошедшего в настоящие нормы, составлена на основании результатов Всесоюзной инвентаризации теплотехнических установок, проведенной в 1983 г., а также специально проведенной выборочной паспортизации (около 200 хозяйств во всех регионах страны) по методике, разработанной ВИЭСХом и сплошной паспортизации теплотехнических установок Московской области.

При отсутствии в настоящих нормах каких-либо наименований теплотехнического оборудования, эксплуатируемого на местах, в зависимости от производственной необходимости должны быть разработаны дополнительные нормы на основе определения фактических трудозатрат на ежедневное техническое обслуживание (ЕТО), плановое техническое обслуживание и текущий ремонт (ТО и ТР). Для укрупненных расчетов численность обслуживающего и ремонтного персонала трудозатраты на техническое обслуживание и текущий ремонт не вошедшего в нормы оборудования, могут быть приняты по аналогии с включенным в нормы оборудованием, совпадающим по назначению и виду используемого топлива и близким по тепловой мощности, годовой и суточной загрузке.

При внедрении новой техники за регламентацию трудозатрат на обслуживание и ремонт ответственность несут организация-разработчик и головной завод-изготовитель.

Нормы для определения трудозатрат учитывают время, необходимое на подготовку и обслуживание рабочего места и переходы в его пределах, инструктаж, получение задания, материалов и инструмента, сдачу выполненной работы и личные надобности. В соответствии с результатами фотохронометражных наблюдений время, необходимое для проведения этих работ, составляет в среднем 20 % оперативного времени

Перемещение исполнителей работ от одного объекта обслуживания к другому в настоящих нормах не учитывается и должно нормироваться в каждом хозяйстве самостоятельно применительно к конкретным условиям с учетом расстояний и способов передвижения персонала.

Плановые мероприятия при эксплуатации оборудования подразделяются на ежедневное (ЕТО) и периодическое (ТО-1 и ТО-2) технические обслуживания и текущий ремонт (ТР). При проведении ЕТО, согласно OCT 70.04.0010.76, проводятся наружный осмотр оборудования, очистка наружных поверхностей от пыли и грязи, проверка и затяжка креплений, смазка механизмов в соответствии с регламентом, дозаправка соответствующих емкостей маслом, водой и топливом, проверка ограждений, наличия инструкций, предупредительных плакатов и т.п.

Настоящими нормами учтены те операции ЕТО, которые выполняются дежурно-ремонтной службой (слесарями). Работы по ЕТО, входящие в обязанности операторов (кочегаров), состоящих, как правило, в штатном персонале ферм и различных производственных участков, должны быть учтены при формировании структур и штатов соответствующих подразделений.

При проведении ТО-1 выполняются все операции ЕТО, проверяется техническое состояние оборудования, выявляются и устраняются неисправности, заменяются изношенные элементы.

ТО-2 включает в себя все операции ТО-1, очистку внутренних узлов и поверхностей оборудования, замену смазки, перезарядку фильтров, восстановление антикоррозийных покрытий. ТР, помимо специальных работ, включает в себя все операции ТО-1 и ТО-2.

Более подробно содержание работ при проведении ЕТО, ТО-1, ТО-2 и ТР должно быть раскрыто в соответствующих разделах системы технического обслуживания и текущего ремонта применительно к конкретным группам оборудования.

К работе по техническому обслуживанию и текущему ремонту оборудования допускается персонал, прошедший специальную подготовку и инструктаж, что должно быть зафиксировано документально. Меры безопасности при техническом обслуживании и текущем ремонте оборудования должны соответствовать правилам и инструкциям по технике безопасности и котлонадзора, утвержденным в установленном порядке Наличие и правильное ведение журнала периодического инструктажа по технике безопасности является обязательным.

Для обеспечения возможности использования действующих нормативных материалов и сопоставления их с настоящими нормами временно сохранена принятая ранее условная единица трудоемкости обслуживания и ремонта оборудования, равная 27 чел. ч. Общие трудозатраты на обслуживание и ремонт теплотехнического оборудования приняты по фактическим данным (протоколы Государственных и ведомственных испытаний, фотохронометраж технологических и рабочих процессов). Распределение работ по их содержанию (ЕТО, ТО и ТР) выполнено методами экспертной оценки с учетом имеющихся нормативных и методических материалов. Обобщенные данные по группам основного оборудования, включающие в себя общие трудозатраты на обслуживание и ремонт при круглогодовой загрузке и распределении трудозатрат по видам работ, представлены в нормативной части.

При периодической (например, сезонной) загрузке оборудования и отсутствии ремонтно-восстановительных работ во время его отключения годовые трудозатраты на ЕТО, ТО и ТР должны быть откорректированы в соответствии с режимом его использования, при этом обслуживающий персонал может быть использован для выполнения других функций в порядке совмещения профессий. В объем работ ТО последнего месяца работы оборудования включена постановка оборудования на хранение, в объём ТР включен объем работ по снятию с хранения.

При работе оборудования 4 месяца трудозатраты на его техническое обслуживание и текущий ремонт можно принять равным 40 % от общих годовых трудозатрат, при работе 6 месяцев — 50 %, при работе 8 месяцев — 70 %. Уточняются трудозатраты по формуле (1) нормативной части.

Численность обслуживающего персонала может быть получена исходя из общей продолжительности работы одного человека, равной 1890 ч/год (указание МСХ СССР № 15 от 30.01.74 г.), учитывающей возможные невыходы на работу (болезни, гос. обязанности и т.д.). Эти данные могут быть использованы для формирования штатных расписаний теплотехнических служб по отдельным подразделениям и на хозяйство (предприятие, объединение) в целом.

Цельнометаллические котлы небольшой мощности с давлением пара до 0,7 ати (типов KB, Д-721 и т.п.) и теплогенераторы, выпускаемые предприятиями Госкомсельхозтехники СССР и Минживмаша СССР, по истечению гарантированного амортизационного срока службы капитально ремонтировать с целью дальнейшей эксплуатации не целесообразно, они подлежат замене. Трудозатраты на капитальный ремонт и его стоимость для других видов оборудования должны определяться по утвержденным аналогам либо по индивидуальным калькуляциям.

Таким образом регламентируются следующие виды работ.

ежедневное техническое обслуживание — ЕТО,

техническое обслуживание (ежемесячное) — ТО-1,

техническое обслуживание (полугодовое) — ТО-2,

текущий ремонт — ТР.

Время проведения планово-профилактических мероприятий, учет и контроль за их выполнением следует устанавливать и осуществлять с помощью специального графика, на котором отмечаются ежемесячные технические обслуживания — ТО-1, полугодовые технические обслуживания — ТО-2 и текущий ремонт — ТР.

Подобный график должен быть выполнен для каждого котла и вывешен на видном месте, либо графики на все котлы должны быть сброшюрованы в один журнал. Проведение каждого технического обслуживания датируется непосредственно на графике и скрепляется подписью ответственного лица. Таким образом, указанный график является, с одной стороны, расписанием проведения технических обслуживаний за котлом, с другой стороны — отчетным документом, удостоверяющим своевременное проведение планово-профилактических мероприятий.

При выходе котла из строя, либо резком снижении его эксплуатационных показателей, график позволяет определить причину этого — неправильную эксплуатации или низкое качество конструкции по вине завода-изготовителя.

Непредвиденные работы и отказы узлов и элементов котла также записываются и датируются на свободном поле графика с объяснением причины случившегося и описанием принятых мер.

Усредненные трудозатраты по устранению возможных отказов учтены в нормах трудоемкости технического обслуживания и ремонта.

Таким образом, отсчет и фиксация планово-профилактических мероприятий ведутся с момента первого запуска котла либо окончания текущего ремонта. Независимо от сроков запуска и текущего ремонта различных котлов (одновременно или в разное время) график планово-профилактических мероприятий оформляется отдельно на каждый котел.

НОРМАТИВНАЯ ЧАСТЬ

Для определения численности персонала, занятого техническим обслуживанием и текущим ремонтом, в табл. 1, 2, 3, 4 и 5 приведены трудозатраты на ежедневное обслуживание (ЕТО), ежемесячное техническое обслуживание (ТО-1), полугодовое техническое обслуживание (ТО-2) и текущий ремонт (ТР). В графе 6 даны суммарные трудозатраты в чел. ч и в графе 7 в условных единицах при круглогодовой работе оборудования.

Объем трудозатрат при различной загрузке оборудования определяется по формуле

(1)

где Тоб — трудозатраты на обслуживание и ремонт оборудования, чел-ч.;

ТЕТО, ТТО-1, ТТО-2, ТТР — трудозатраты полученные из табл. 1, 2, 3, 4, 5, чел-ч.;

П1 — продолжительность работы оборудования, дней;

П2 — число месяцев работы оборудования;

П3 = 1 при работе оборудования до 6 месяцев;

П3 = 2 при работе оборудования свыше 6 месяцев.

В таблицах затраты приведены на каждый вид работы отдельно, в то же время при выполнении работ ТО-2 необходимо выполнить работы ТО-1, при ТР — соответственно ТО-1, ТО-2

Общие трудозатраты на ТО-2 и ТР определяются по формуле

(2)

где Т(ТО-2)П — полный трудозатраты при проведении ТО-2, чел-ч

(3)

где ТТР.П — — полный трудозатраты при выполнении текущего ремонта, чел-ч.

Нормы трудоемкости технического обслуживания и ремонта котлов на жидком и газообразном топливе

Таблица 1

Примечание. При отсутствии данных о котлах в табл. 1, 2 необходимо использовать обобщенные данные табл. 3

Нормы трудоемкости технического обслуживания и ремонта котлов на твердом топливе

Таблица 2

Обобщенные нормы трудоёмкости технического обслуживания и ремонта котлов на жидком топливе

Таблица 3

Примечание: для котлов с твердым топливом необходимо увеличивать трудозатраты на 25 %

Нормы трудоемкости технического обслуживания и ремонта теплотехнического оборудования

Таблица 4

Нормы трудоемкости ремонта и технического обслуживания оборудования

Таблица 5

Пример расчета

На объекте имеются отопительная котельная с тремя котлами ДКВР-4-13 на угле, два котла КВ-300М на жидком топливе и пять теплогенераторов ТГ-2,5. Общая длина паропроводов диаметром 150 мм составляет 4000 м. Продолжительность отопительного сезона равна 212 суток, котлы КВ-300М работают с круглогодовой загрузкой, теплогенераторы работают 3 месяца в году.

По данным таблиц 1, 2 и 4 рассчитывается трудоемкость в чел. ч/год

по формуле 1

С учетом годового фонда рабочего времени одного человека, равного 1890 ч/год (указание МСХ СССР № 15 от 30.01.74 г.), рассчитывается численность персонала (слесарей-ремонтников), необходимая для проведения квалифицированных работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту теплотехнического оборудования на объекте

Трудоемкость технического обслуживания и текущего ремонта не учтенного в расчете котельно-вспомогательного оборудования и арматуры по данным исследований оставляет 10-30 % общей трудоемкости, что уточняется в каждом конкретном случае. Таким образом, списочный состав слесарей-ремонтников может быть принят равным 4 чел.

Нормативные и методические источники

1. Система технического обслуживания и ремонта техники. ГОСТ 18322-73.

2. Каталог оборудования, приспособлений, инструмента и приборов по монтажу, пуско-наладке, техническому обслуживанию и ремонту машин и оборудования животноводческих и птицеводческих ферм. Минск, ВНИИТИМЖ 1977.

3. Основные методические положения по нормированию труда рабочих в народном хозяйстве. НИИтруда, 1978.

4. Положение о техническом обслуживании машин и оборудования в животноводстве и птицеводстве. М, 1980.

5. Методические указания по организации эксплуатации энергетического оборудования в колхозах, совхозах и других сельскохозяйственных предприятиях и организациях, Москва — Зерноград, ВНИПТИМЭСХ, 1980.

6. Нормативы численности рабочих, занятых обслуживанием котельных и тепловых сетей. ЦБНТ НИИтруда, М, 1983

7. Методика расчета и нормативы численности инженерно-технической службы в животноводстве и птицеводстве. М, 1984.

8. Типовые нормы времени на работы по техническому обслуживанию машин и оборудования в животноводстве, птицеводстве и на комбикормовых предприятиях. М, 1984 г.

Категория: Основы технической эксплуатации
Публикация: Организация технического обслуживания и ремонта машин
Читать далее: Классификация кранов
Организация технического обслуживания и ремонта машин

Своевременное и качественное выполнение работ по техническому обслуживанию возможно лишь при условии соответствующей организации работ. Высокий уровень организации технического обслуживания позволяет не только повысить качество технического обслуживания, но и снизить его стоимость, более эффективно использовать материальную базу, кадры и другие резервы предприятия.

Организация технического обслуживания определяется характером строительных работ и видом технического обслуживания.

Все виды строительных работ можно подразделить на две группы: сосредоточенные и линейные.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

Сосредоточенные работы характеризуются крупными объемами, которые выполняются на участках сравнительно небольшой протяженности. В этих условиях значительное количество машин находится на недалеком расстоянии друг от друга, что позволяет организовать все или большинство работ но техническому обслуживанию в одном пункте. Таким пунктом является эксплуатационное предприятие, располагающее стационарными мастерскими, куда направляются для выполнения технического обслуживания мобильные машины. Машины, отличающиеся малой мобильностью, остаются на месте выполнения строительных работ, и их техническое обслуживание выполняется с широким использованием агрегатов технического обслуживания и передвижных мастерских.

Линейные работы, характеризующиеся малыми объемами работ, выполняемыми на значительном расстоянии друг от друга, обычно обслуживаются малым количеством машин. Эти машины подвергаются техническому обслуживанию с использованием агрегатов технического обслуживания и передвижных мастерских.

Ежесменное техническое обслуживание машин, возвращающихся в эксплуатационное предприятие, выполняют в условиях этого предприятия машины, которые после окончания работ не возвращаются в эксплуатационное предприятие, подвергаются техническому обслуживанию на месте производства работ. Во всех случаях ежесменное техническое обслуживание выполняет машинист машины.

В основу организации работ по периодическому техническому обслуживанию машин положен принцип специализации и централизации работ. Централизованная форма технического обслуживания характеризуется тем, что все рабочие операции выполняются бригадами рабочих высокой квалификации под руководством инженерно-технического персонала. Таким образом, при этой форме обслуживания машинист машины полностью освобождается от участия в работах. Эта форма технического обслуживания наиболее прогрессивна, так как она прежде всего направлена на выполнение всех элементов системы планово-предупредительного технического обслуживания и ремонта в соответствии с техническими условиями и при наименьших затратах средств.

Все операции технического обслуживания следует производить с предварительным контролем технического состояния машины» основным методом которого является техническая диагностика.

Организация диагностирования машин имеет непосредственное отношение к организации технического обслуживания, так как является составной частью последнего.

В эксплуатационных предприятиях могут использоваться стационарные посты диагностики, но непременным условием является также наличие передвижных станций, предназначенных для этой же цели.

Работы по диагностированию целесообразно выполнять специализированной группой рабочих (бригада, звено), которая, выполняя самостоятельные функции, входит в состав службы технического обслуживания. Диагностирование может быть организовано по совмещенной или специализированной схемам. Совмещенное диагностирование чаще применяют при наличии собственных стационарных звеньев диагностирования и неполной загрузке их контрольно-диагностическими работами.

При совмещенном диагностировании выполняют весь объем работ, предусмотренный для периодического обслуживания, а при специализированном — только контрольно-диагностические операции.

Текущий ремонт строительных машин выполняют в условиях эксплуатационного предприятия или же в условиях строительной площадки. В последнем случае широкое применение находят передвижные мастерские.

Капитальный ремонт осуществляется ремонтными заводами.. В настоящее время используют два метода капитального ремонта: индивидуальный и агрегатно-узловой.

При индивидуальном методе ремонта отремонтированные сборочные единицы устанавливают на ту же машину, с которой они были сняты.

При агрегатно-узловом методе ремонта сборочные единицы обезличиваются. Снятые с машины сборочные единицы направляют в ремонт, а взамен их устанавливают на машины сборочные единицы из оборотного фонда, которые заранее отремонтированы.

Рекламные предложения:

Читать далее: Классификация кранов
Категория: — Основы технической эксплуатации

Вводу оборудования в эксплуатацию предшествуют: приемка; расконсервация; монтаж, пуск и регулирование; обкатка и контроль технического состояния.

Все новое оборудование, поступающее на предприятия любой формы собственности, должно быть принято комиссией с обязательным составлением акта (накладной) приемки-передачи основных средств. Если оборудование после приемки немедленно поступает в эксплуатацию, то в эту комиссию должен входить машинист (оператор, водитель), который будет на нем работать.

Предприятие, купившее импортное оборудование, заключает с фирмой-изготовителем или дилером контракт, в котором оговариваются условия доставки, предпродажной подготовки, гарантийного и послегарантийного обслуживания.

При приемке нового и отремонтированного оборудования от транспортных предприятий по сопроводительным документам необходимо проверить число прибывших мест, целость упаковки и наличие пломб. Если при проверке обнаруживаются нехватка транспортных мест, отдельных составных частей оборудования и (или) их поломки, то составляется акт о приемке оборудования в присутствии представителя транспортной организации. Согласно Постановлению Министерства путей сообщения РФ за нарушение сроков доставки, утерю или повреждение груза в пути следования отвечает отделение дороги пункта получения. Отделение дороги пункта отправления отвечает за своевременную отправку груза и правильность его расположения в вагоне или на платформе. Претензии получателя должны быть рассмотрены в течение месяца. За груз, утерянный полностью или не подлежащий восстановлению, отделение должно заплатить всю его стоимость, указанную в сопроводительных транспортных документах; при повреждении груза оплачивается только сумма нанесенного ущерба. В любом случае при утере или повреждении груза отделение железной дороги должно вернуть все предварительные платежи, внесенные за доставку.

При приемке оборудования проверяют наличие пломб и его комплектность в соответствии с паспортом (формуляром). Требования по проверке комплектности изложены в руководстве по эксплуатации. Соответственно, проверяют наличие и комплектность эксплуатационной документации, поставка которой предприятием-изготовителем производится по согласованию с заказчиком и может содержать: руководство по эксплуатации (РЭ); инструкцию по монтажу, пуску, регулировке и обкатке (ИМ); формуляр (ФО) или паспорт (ПС); ведомость (ЗП); каталог деталей и сборочных единиц (КДС); нормы расхода запасных частей (НЗЧ); нормы расхода материалов (НМ); учебно-технические плакаты (УП); ведомость эксплуатационных документов (ВЭ).

Далее проверяют соответствие оборудования в целом и отдельных агрегатов руководству по эксплуатации, а также его техническое состояние.

Приемка оборудования, прошедшего капитальный ремонт на ремонтных предприятиях, производится в соответствии со следующими требованиями:

выдача оборудования из ремонта оформляется актом приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов, в котором отражается соответствие технического состояния и комплектности изделия требованиям нормативно-технической документации на ремонт, и делается соответствующая запись в паспорте машины;

технические характеристики, определяющие эксплуатационные свойства оборудования и качество его ремонта, должны соответствовать нормам, представленным в ремонтной документации;

ремонтное предприятие должно гарантировать работоспособность оборудования в течение конкретных срока и (или) наработки с момента ввода его в эксплуатацию.

При любой приемке оборудования особое внимание необходимо обращать на его комплектность и отсутствие поломок, т.е. на работу отдельных сборочных единиц, правильность регулировки и работу оборудования в целом.

По прибытии на предприятие оборудование собирают, проводят ТО и опробование (внешний осмотр, проверка работы без нагрузки). При внешнем осмотре проверяют техническое состояние отдельных частей и оборудования в целом, а при работе без нагрузки — действие всех агрегатов.

Опробование оборудования проводит комиссия под председательством главного механика. После этого на вновь поступающее оборудование составляют акт технического состояния.

В случае обнаружения при приемке оборудования некомплектности, какого-либо дефекта, несоответствия показателей данным, указанным в паспорте или руководстве по эксплуатации, а также при преждевременном износе и выходе из строя оборудования, его сборочных единиц и деталей составляют акт о выявленных дефектах оборудования и предъявляют его соответственно предприятию-изготовителю или ремонтному предприятию в порядке, установленном Положением о поставках продукции производственно-технического назначения.

Акт на новое или отремонтированное оборудование датируется временем обнаружения недостатка приемочной комиссией и должен содержать следующие сведения: наименование предприятия-потребителя, его почтовый и железнодорожный адреса, телефон, факс и другие средства связи с потребителем; наименование, почтовый адрес и другие реквизиты предприятия-изготовителя или ремонтного предприятия; наименование и марку оборудования или сломанной сборочной единицы; заводской номер; дату отгрузки и получения оборудования потребителем, дату начала работы оборудования; характер выявленного недостатка, причины и требуемые, по мнению комиссии, для его устранения технические воздействия; предложения по возможности устранения недостатка силами потребителя за счет производителя или ремонтного предприятия. Подписывается такой акт руководителем предприятия-потребителя и членами приемочной комиссии. Обнаруженные при приемке оборудования дефекты устраняются предприятием-изготовителем или ремонтным предприятием.

Если оборудование поступило из другого предприятия, то в акте техсостояния дополнительно указывают его наработку с начала эксплуатации, сколько раз подвергалось капремонту и ТР, время проведения последнего капремонта и техническое состояние отдельных агрегатов и оборудования в целом.

На основании акта техосмотра, транспортных и других документов бухгалтерия ставит оборудование на баланс предприятия, включает в списочный состав и присваивает ему инвентарный номер. В формуляре (паспорте) машины делают записи о поступлении ее на предприятие и о назначении машиниста с указанием даты и номера приказа.

Инвентарный номер присваивается машине в течение пяти дней с момента приемки ее комиссией. При этом номер наносится краской.

Каждая машина должна иметь паспорт (формуляр), который подлежит строгому учету. В паспорте должны быть указаны дата поступления машины на предприятие, ее инвентарный и государственный номера, фамилия машиниста (оператора), за которым она закреплена, сведения о рекламациях и результатах проверки, а также сведения о наработке, дефектах при эксплуатации, технических обслуживаниях и ремонте. Ответственность за правильное ведение паспорта несет главный механик предприятия.

После получения инвентарного номера грузоподъемные машины и сосуды, работающие под давлением (компрессоры, ресиверы, паровые котлы и др.), до ввода их в эксплуатацию должны быть зарегистрированы в органах Госгортехнадзора, а самоходные машины на базе автомобильных шасси — поставлены на учет в Государственной инспекции по безопасности дорожного движения (ГИБДД) в. пятидневный срок. Регистрация производится по письменному заявлению предприятия и паспорту машины. Полученные при этом автомобильные номерные знаки закрепляются на отведенных для них местах. В дальнейшем машины периодически предъявляются надзирающим организациям для проверки их пригодности к дальнейшей эксплуатации.

Номерной знак меняют только при изменении ведомственной принадлежности предприятия. При сдаче в капремонт номерной знак остается на эксплуатирующем предприятии и после ремонта вновь устанавливается. Если взамен сданной машины в ремонт получена такая же из обменного фонда, то оставленный знак присваивают полученной с отметкой в книге регистрации.

Регистрации в Госгортехнадзоре подлежат грузоподъемные машины с грузоподъемностью более 1 т. Не подлежащим регистрации машинам предприятие присваивает индивидуальные номера и регистрирует в журнале учета грузоподъемных машин. Паровые котлы и сосуды, работающие под давлением > 0,07 МПа, также регистрируют в органах Госгортехнадзора. Для надзора за эксплуатацией паровых котлов и сосудов предприятие назначает ответственное лицо из инженерно-технических работников.

Все паровые котлы и сосуды, регистрируемые и не регистрируемые в органах технадзора, учитывают в специальной книге учета и освидетельствования сосудов. Она хранится у ответственного лица.

2.ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

2.1. Техническое обслуживание (ТО) — комплекс операций по поддержанию работоспособности оборудования при его эксплуатации, при ожидании (если оборудование в резерве), хранении и транспортировании.

В ТО включен следующий комплекс работ:

  • поддержание в исправном (или только работоспособном) состоянии оборудования;
  • очистка, смазка, регулировка и подтяжка разъемных соединений, замена отдельных составных частей (быстроизнашивающихся деталей) в целях предупреждения повреждения и прогрессирующего износа, а также устранение мелких повреждений.

В объеме ТО могут выполняться работы по оценке технического состояния оборудования для уточнения сроков и объемов последующих обслуживаний и ремонтов.

Система ТОР — система технического обслуживания и ремонта (плановая и по фактическому техническому состоянию оборудования).

Система техобслуживания (ТО) и ремонта по техническому состоянию включает в себя проведение технического обслуживания, диагностических контролей технического состояния, выполнение работ при регламентных остановках* и восстановление работоспособного состояния в случае отклонения значений диагностируемых параметров от установленных нормативно-технической документацией.

* Регламентная остановка — остановка работы оборудования для производства работ регламентированных действующими нормативно-техническими документами (паспортами, ТУ, РД и др.)

2.2. Конкретное содержание работ при каждом виде технического обслуживания оборудования предприятия определяется должностными инструкциями и регламентом, изложенным в данном документе, по видам оборудования.

2.3. Ремонт — комплекс операций по восстановлению исправности или работоспособности и полному или частичному восстановлению ресурса оборудования и его составных частей, обеспечивающий эксплуатацию с заданной надежностью и экономичностью в периоды между ремонтами и диагностическими контролями.

2.4. Текущий ремонт (Т) — ремонт, осуществляемый в процессе эксплуатации для гарантированного обеспечения работоспособности оборудования, состоящей в замене и восстановлении его отдельных частей и их регулировке.

2.5. Текущий ремонт назначается для предупреждения отказов и восстановления работоспособности оборудования предприятия.

2.6. Средний ремонт (С) — ремонт, выполняемый для восстановления работоспособности и частичного восстановления ресурса оборудования по результатам диагностирования и величине его наработки с заменой или восстановлением составных частей ограниченной номенклатуры и контролем технического состояния составных частей, выполняемом в установленном объеме.

2.7. Капитальный ремонт (К) — ремонт, выполняемый для восстановления исправности и полного или близкого к полному восстановлению ресурса оборудования с заменой или восстановлением любых его частей, включая базовые, и их регулировкой.

2.9. Оперативный диагностический контроль — контроль технического состояния оборудования, проводимый в соответствии с план-графиком, а также эксплуатационных параметров оборудования в данный момент времени и в динамике.

2.10. Плановый диагностический контроль — контроль фактического технического состояния оборудования предприятия по параметрам, позволяющим оценить техническое состояние оборудования, составить прогноз его работоспособности, наработки до ремонта или до следующего диагностического контроля и определить объем и вид ремонта.

2.11. Неплановый диагностический контроль — контроль технического состояния оборудования предприятия, проводимый в случае резкого изменения значений постоянно контролируемых параметров или в случае, когда по результатам оперативного контроля выносится решение о предполагаемом развитии дефекта.

2.12. Работоспособное состояние (работоспособность) — состояние оборудования, при котором значения всех параметров, характеризующих способность выполнять заданные функции, соответствуют требованиям нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации.

2.13. Неработоспособное состояние (неработоспособность) — состояние объекта, при котором значение хотя бы одного параметра, характеризующего способность выполнять заданные функции, не соответствует требованиям нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации.

2.14. Периодичность технического обслуживания (ремонта, диагностического контроля) — интервал времени или наработка между данным видом технического обслуживания (ремонта, диагностического контроля) и последующим таким же видом или другим большей сложности.

Под видом технического обслуживания (ремонта, диагностического контроля) понимают техническое обслуживание (ремонт, диагностический контроль), выделяемое (выделяемый) по одному из признаков:

этапу существования, периодичности, объему работ, условиям эксплуатации, регламентации.

2.15. Ремонтный цикл — наименьший повторяющийся интервал времени или наработка оборудования, в течение которых выполняются в определенной последовательности в соответствии с требованиями нормативно-технической документации все установленные виды ремонта.

2.16. Ремонт по техническому состоянию — ремонт, при котором контроль технического состояния выполняется с периодичностью и в объеме, установленными в нормативно-технической документации, а объем и момент начала ремонта определяется текущим техническим состоянием, сведения о котором получены по результатам проведения диагностического контроля или данным о надежности изделия или его составных частей.

2.17. По степени неисправности оборудования ремонты могут выполняться по типовому объему работ текущего, среднего или капитального ремонтов.

2.18. Регламентная остановка — остановка работы оборудования для производства технического обслуживания, диагностических и ремонтных работ, регламентированных действующими нормативно-техническими документами (паспортами, ТУ, ГОСТ, РД и пр.).

2.19. Наработка — суммарная продолжительность или объем работы оборудования.

2.20. Наработкой до регламентной остановки считается наработка до работ, регламентированных другими действующими документами.

2.21. Трудоемкость технического обслуживания (ремонта, диагностического контроля) — трудозатраты на проведение одного технического обслуживания (ремонта, контроля) данного вида.

2.22. Запасная часть (запчасть) — составная часть оборудования, предназначенная для замены находившейся в эксплуатации такой же части с целью поддержания или восстановления работоспособности оборудования.

2.23. Обменный фонд — запас важнейших запасных частей, находящийся на специально выделенных базах хранения для восстановления количества запасных частей и оперативного проведения ремонтных работ по восстановлению работоспособности оборудования предприятия.

2.24 Служба ТДиНО – служба технической диагностики и надежности оборудования