Номера ГТД

Мировые стандарты всех стран на розетки, вилки, напряжение и частоту тока

11.04.2014

Готовясь к поездке за границу, мы берём с собой много электронных гаджетов, например электрические бритвы, телефоны, планшеты, ноутбуки, электронные книги, фотокамеры, MP3 плееры и т.д. Но, не каждый знает о том, что в каждой стране существует разная электрическая система, в которой разные стандарты электрических вилок и розеток, разные частоты, напряжения и силы тока.

Поэтому перед поездкой за границу было бы неплохо узнать заранее о системе электросетей в стране, в которой вы собираетесь прибывать. В противном случае может получиться так, что в стране пребывания вам не удастся зарядить ваше электронное устройство и даже включить его для работы от сети.

Большинство блоков питания для электронных устройств, таких как ноутбуки, зарядные устройства, мобильные устройства, видеокамеры и фотоаппараты имеют универсальное питание, поэтому они способны работать при напряжении питания от 100 до 240 Вольт, и частоте 50 или 60 Гц.

Карта-схема использования в разных странах мира напряжения и частоты тока

Как видим, большинство электронных устройств и гаджетов приспособлены для работы в широком диапазоне электрических систем разных стран, но есть очень важный момент, связанный с разновидностью электрических вилок и розеток в этих электросистемах. В разных странах стандарты на розетки и вилки разные, поэтому Вы попросту не сможете подключить зарядное устройство к этой розетке, так как оно туда просто не влезет.

Чтобы обезопасить себя от подобных разочарований, нам следует позаботиться об этом заранее, купив соответствующий переходник или адаптер для зарядки данного устройства. Сегодня можно купить универсальный набор переходников, которые подходят для большинства стран мира.

Карта-схема использования в разных странах мира электрических вилок и розеток по типам

Но всё же перед поездкой в другую страну будет неплохо узнать о стандарте электросистемы в ней, узнать стандарт на вилки и розетки.

Ниже Вы увидите таблицу, в которой описываются стандарты электросистем всех стран мира. Причём сгруппированную по континентам, нажимая на ссылку с названием континента, Вас сразу же перенаправит к нужной области текста с описанием стран этого континента.

ЕВРОПА
АЗИЯ
АФРИКА
СЕВЕРНАЯ И ЮЖНАЯ АМЕРИКА
АВСТРАЛИЯ И ОКЕАНИЯ

Обратите внимание! Существуют страны, в которых в зависимости от региона или области существуют разные стандарты на электросистемы, например, Бразилия или Мальдивы. В этом случае Вам следует более точно проверить, какой стандарт действует именно в этой области страны. Если в стране действует несколько стандартов, то это будет указано в приведенной таблице, в противном случае будет одна запись для страны.

Итак, для начала рассмотрим все имеющиеся в мире стандарты электрических вилок и розеток с прилагающейся фотографией и более подробным описанием. Здесь Вы сможете узнать как выглядит, например, американская розетка, европейская, японская, австралийская и т.д.

Типы электрических розеток и вилок со всего мира

Тип А – это американская электрическая розетка и вилка. Она имеет два плоских параллельных между собой контакта. Используется в большинстве стран Северной и Центральной Америки, в частности в Соединенных Штатах, Канаде, Мексике, Венесуэле и Гватемале, а также в Японии. А так же везде, где напряжение составляет 110 В.

Тип B – это тот же разъем типа A, но с дополнительным круглым контактом заземления. Используется обычно в тех же странах, что и разъем типа А.
Тип C – это европейская розетка и вилка. Имеет два круглых параллельных между собой контакта. Она не имеет третьего контакта заземления. Это самая популярная в Европе розетка, кроме Соединенного Королевство, Ирландии, Мальты и Кипра. Используется там, где напряжение составляет 220 В.

Тип D – это старый британский стандарт с тремя круглыми контактами, установленными в форме треугольника при этом один из контактов толще двух других. Этот стандарт розеток используется для максимального тока, используется в Индии, Непале, Намибии и на Шри-Ланке.

Тип E – это вилка с двумя круглыми контактами и отверстием под контакт заземления, который находится в гнезде розетки. Этот тип розеток используется в настоящее время в Польше, во Франции и в Бельгии.

Тип F – этот стандарт похож на тип E, но вместо круглого контакта заземления здесь используются два металлических зажима с двух сторон разъёма. Этот тип розеток используется, например, в Германии, Австрии, Голландии, Норвегии и Швеции.

Тип G – это британская розетка с тремя плоскими контактами. Используется в настоящее время в Великобритании, Ирландии, на Мальте, на Кипре, в Малайзии, Сингапуре и Гонконге. Примечание – этот тип розетки часто выпускается с встроенным внутренним предохранителем. Поэтому, если после подключения устройства оно не работает, то первое что нужно сделать, это проверить состояние предохранителя в розетке, возможно дело именно в нём.

Тип H – этот разъем розетки используется только в Израиле и в секторе Газа. Имеет три плоских контакта, или в более ранней версии круглые контакты организованы в форме буквы В. Не совместима ни с какой другой вилкой. Предназначена она для значений напряжения 220 В и тока до 16 А.

Тип I – это австралийская розетка, она имеет два плоских контакта, как в разъеме американского типа А, но они расположены под углом друг к другу – в форме буквы В. Есть также в версии с контактом заземления. Этот тип розетки используется в Австралии, Новой Зеландии, Папуа-Новой Гвинеи и Аргентине.

Тип J – это швейцарская вилка и розетка. Похожа она на вилку типа C, но имеет дополнительный контакт заземления посередине и два круглых контакта питания. Используется в Швейцарии и за ее пределами в Лихтенштейне, Эфиопии, Руанде и на Мальдивах.

Тип K – это датская розетка и вилка, она аналогична популярной европейской розетке типа C, но дополнительно имеет контакт заземления, расположенный в нижней части разъема. Является базовым стандартом в основном в Дании и Гренландии, а также в Бангладеше, Сенегале и на Мальдивах.

Тип L – это итальянская вилка и розетка, она аналогична популярной европейской розетке типа C, но имеет дополнительный круглый контакт заземления, расположенный в центре, два круглых контакта питания расположены необычно в линию. Используется такая розетка в Италии, а также Чили, Эфиопии, Тунисе и на Кубе.

Тип М – это африканская розетка и вилка с тремя круглыми контактами, расположенными в форме треугольника, при этом контакт заземления явно толще двух других. Похож он на разъем типа D, но у него гораздо толще контакты. Предназначена розетка для питания устройств током до 15 А. Используется в ЮАР, Свазиленд и Лесото.

ЕВРОПА

СТРАНЫ

ТИП РАЗЪЕМА

НАПРЯЖЕНИЕ

ЧАСТОТА

Албания

C, F

220 В

50 Гц

Андорра

C, F

230 В

50 Гц

Армения

C,F

220 В

50 Гц

Австрия

230 В

50 Гц

Азербайджан

C,F

220 В

50 Гц

Бельгия

230 В

50 Гц

Беларусь

C,F

220 В

50 Гц

Босния

C,F

220 В

50 Гц

Болгария

C,F

230 В

50 Гц

Хорватия

C,F

230 В

50 Гц

Кипр

24-0 В

50 Гц

Черногория

C,F

220 В

50 Гц

Чехия

230 В

50 Гц

Дания

C,K

230 В

50 Гц

Эстония

230 В

50 Гц

Финляндия

C,F

230 В

50 Гц

Франция

230 В

50 Гц

Гибралтар

C,G

240 В

50 Гц

Греция

C,D,E,F

220 В

50 Гц

Грузия

220 В

50 Гц

Испания

C,F

230 В

50 Гц

Нидерланды

C,F

230 В

50 Гц

Исландия

C,F

220 В

50 Гц

Казахстан

220 В

50 Гц

Литва

C,F

220 В

50 Гц

Лихтенштейн

230 В

50 Гц

Люксембург

C,F

220 В

50 Гц

Латвия

C,F

220 В

50 Гц

Македония

C,F

220 В

50 Гц

Мальта

240 В

50 Гц

Монако

C,D,E,F

127 В / 220 В

50 Гц

Германия

C,F

230 В

50 Гц

Норвегия

C,F

230 В

50 Гц

Польша

C,E

230 В

50 Гц

Португалия

C,F

230 В

50 Гц

Россия

C,F

220 В

50 Гц

Румыния

C,F

230 В

50 Гц

Сербия

C,F

220 В

50 Гц

Шотландия

230 В

50 Гц

Швейцария

230 В

50 Гц

Швеция

C,F

230 В

50 Гц

Словакия

230 В

50 Гц

Словения

C, F

230 В

50 Гц

Турция

C,F

230 В

50 Гц

Украина

220 В

50 Гц

Великобритания

230 В

50 Гц

Венгрия

C,F

230 В

50 Гц

Италия

C,F,Л

230 В

50 Гц

АЗИЯ

СТРАНЫ

ТИП РАЗЪЕМА

НАПРЯЖЕНИЕ

ЧАСТОТА

Афганистан

C,F

220 В

50 Гц

Саудовская Аравия

A,B,F,G

110 В / 220 В

60 Гц

Бахрейн

230 В

50 Гц

Бангладеш

A,C,D,G,K

220 В

50 Гц

Бутан

D,F,G

230 В

50 Гц

Бирма

C,D,F,G

230 В

50 Гц

Китай

А,I,G

220 В

50 Гц

Кипр

240 В

50 Гц

Филиппины

A,B,C

220 В

60 Гц

Индия

C,D

230 В

50 Гц

Индонезия

C,F,G

127 В / 230 В

50 Гц

Ирак

C,D,G

230 В

50 Гц

Иран

C,F

230 В

50 Гц

Израиль

H,C

220 В

50 Гц

Япония

A,B

100 В

50 Гц / 60 Гц

Йемен

А,D,G

220 В / 230 В

50 Гц

Камбоджа

A,C

230 В

50 Гц

Катар

D,G

240 В

50 Гц

Казахстан

220 В

50 Гц

Корея, Южная

A, B,C,F

110 В / 220 В

60 Гц

Северная Корея

A,C

110 В / 220 В

60 Гц

Кувейт

D,G

240 В

50 Гц

Лаос

A,B,C,E,F

230 В

50 Гц

Ливан

A,B,C,D,G

110 В / 220 В

50 Гц

Макао

D,G

220 В

50 Гц

Мальдивы

А,D,G,J,K,L

230 В

50 Гц

Малайзия

240 В

50 Гц

Монголия

C,E

220 В

50 Гц

Непал

C,D

230 В

50 Гц

Оман

240 В

50 Гц

Пакистан

C,D

220 В

50 Гц

Сингапур

230 В

50 Гц

Шри-Ланка

230 В

50 Гц

Сирия

C,E,L

220 В

50 Гц

Таджикистан

C,l

220 В

50 Гц

Таиланд

A,C

220 В

50 Гц

Тайвань

A,B

110 В

60 Гц

Туркменистан

B,F

220 В

50 Гц

Турция

C,F

230 В

50 Гц

Узбекистан

C,l

220 В

50 Гц

Вьетнам

A,C,G

127 В / 220 В

50 Гц

Z.E.A.

220 В

50 Гц

АФРИКА

СТРАНЫ

ТИП РАЗЪЕМА

НАПРЯЖЕНИЕ

ЧАСТОТА

Алжир

C,F

230 В

50 Гц

Ангола

220 В

50 Гц

Бенин

220 В

50 Гц

Ботсвана

М

231 В

50 Гц

Бурунди

C,E

220 В

50 Гц

Чад

D,E,F

220 В

50 Гц

Джибути

C,E

220 В

50 Гц

Египет

220 В

50 Гц

Эфиопия

D,J,L

220 В

50 Гц

Гана

D,G

230 В

50 Гц

Гвинея

C,E

220 В

50 Гц

Камерун

C,E

220 В

50 Гц

Кения

240 В

50 Гц

Камеры

C,E

220 В

50 Гц

Конго

C,E

230 В

50 Гц

Либерия

A,B

120 В

60 Гц

Ливия

D,L

127 В

50 Гц

Мадагаскар

C,E

220 В

50 Гц

Малави

230 В

50 Гц

Мали

C,E

220 В

50 Гц

Марокко

C,E

127 В / 220 В

50 Гц

Мавритания

220 В

50 Гц

Маврикий

C,G

230 В

50 Гц

Мозамбик

C,F,М

220 В

50 Гц

Намибия

М

220 В

50 Гц

Нигер

A,B,C,D,E,F

220 В

50 Гц

Нигерия

D,G

240 В

50 Гц

Центрально-Африканская Республика

C,E

220 В

50 Гц

Руанда

C,J

230 В

50 Гц

Сенегал

C,D,E,K

230 В

50 Гц

Сейшельские острова

240 В

50 Гц

Сьерра-Леоне

D,G

230 В

50 Гц

Сомали

220 В

50 Гц

Свазиленд

М

230 В

50 Гц

Судан

C,D

230 В

50 Гц

Танзания

D,G

230 В

50 Гц

Того

220 В

50 Гц

Тунис

C,E

230 В

50 Гц

Уганда

240 В

50 Гц

Кот – д’Ивуар

C,E

230 В

50 Гц

Республике Конго

C,D

220 В

50 Гц

Замбия

C,D,G

230 В

50 Гц

Зимбабве

220 В

50 Гц

СЕВЕРНАЯ И ЮЖНАЯ АМЕРИКА

СТРАНЫ

ТИП РАЗЪЕМА

НАПРЯЖЕНИЕ

ЧАСТОТА

Антигуа и Барбуда

A,B

230 В

60 Гц

Аргентина

C,l

220 В

50 Гц

Аруба (Нидерланды)

A,B,F

120 В

60 Гц

Багамские острова

A,B

120 В

60 Гц

Барбадос

A,B

115 В

50 Гц

Белиз

B,G

110 В / 220 В

60 Гц

Боливия

A,C

220 В / 230 В

50 Гц

Бразилия

A,B,C,I

110 В / 220 В

60 Гц

Чили

C,L

220 В

50 Гц

Доминика

D,G

230 В

50 Гц

Доминиканская республика

А

120 В

60 Гц

Эквадор

A,B

110 В

60 Гц

Гренада

230 В

50 Гц

Гайана

A,B,D,G

240 В

60 Гц

Гватемала

A,B,G,I

120 В

60 Гц

Гаити

A,B

110 В

60 Гц

Гондурас

A,B

110 В

60 Гц

Ямайка

A,B

110 В

50 Гц

Канада

A,B

120 В

60 Гц

Колумбия

A,B

110 В

60 Гц

Коста-Рика

A,B

120 В

60 Гц

Куба

A,B,C,F

110 В / 220 В

60 Гц

Мексика

A,B

127 В

60 Гц

Никарагуа

А

120 В

60 Гц

Панама

A,B

110 В

60 Гц

Парагвай

220 В

50 Гц

Перу

A,B,C

220 В

60 Гц

Пуэрто-Рико

A,B

120 В

60 Гц

Уругвай

C,F,I,L

220 В

50 Гц

Сент-Китс и Невис

D,G

230 В

60 Гц

Сент-Люсия

240 В

50 Гц

Сент-Винсент

A,C,E,G,J,K

230 В

50 Гц

Сальвадор

A,B

115 В

60 Гц

Суринам

C,F

127 В

60 Гц

Тринидад и Тобаго

A,B

115 В

60 Гц

США

A,B

120 В

60 Гц

Венесуэла

A,B

120 В

60 Гц

Сент-Китс и Невис

D,G

230 В

60 Гц

Сент-Люсия

240 В

50 Гц

Сент-Винсент

A,C,E,G,J,K

230 В

50 Гц

Сальвадор

A,B

115 В

60 Гц

Суринам

C,F

127 В

60 Гц

Тринидад и Тобаго

A,B

115 В

60 Гц

США

A,B

120 В

60 Гц

Венесуэла

A,B

120 В

60 Гц

АВСТРАЛИЯ И ОКЕАНИЯ

СТРАНЫ

ТИП РАЗЪЕМА

НАПРЯЖЕНИЕ

ЧАСТОТА

Австралия

240 В

50 Гц

Фиджи

240 В

50 Гц

Кирибати

240 В

50 Гц

Микронезия

A,B

120 В

60 Гц

Науру

240 В

50 Гц

Новая Зеландия

230 В

50 Гц

Папуа-Новая Гвинея

240 В

50 Гц

Самоа

230 В

50 Гц

Самоа (США)

А,Б,Е,I

120 В

60 Гц

Таити

A,B,E

220 В

50 Гц

Тонга

240 В

50 Гц

Вануату

230 В

50 Гц

Информация и иллюстрации предоставлены интернет-справочником «Enovator»

Добавить в «Нужное»

Актуально на: 28 сентября 2017 г.

Перечень обязательных реквизитов счета-фактуры приведен в ст. 169 НК РФ. Об одном из них, номере таможенной декларации, напомним в нашей консультации.

Что такое ГТД в счете-фактуре

Форма счета-фактуры утверждена Постановлением Правительства от 26.12.2011 № 1137 (п. 8 ст. 169 НК РФ).

С 01.10.2017 графа 11 формы называется «Регистрационный номер таможенной декларации» (Постановление Правительства от 19.08.2017 № 981).

Как следует из названия, в этой графе указывается регистрационный номер таможенной декларации. Иногда эту графу по привычке называют «номер ГТД» (грузовой таможенной декларации) или просто «ГТД». Ведь до 01.01.2011 декларация на ввозимые товары, которая оформлялась на таможне, именовалась ГТД. Только с 2011 используется форма не грузовой таможенной декларации (ГТД), а декларации на товары (ДТ) (Решение Комиссии ТС от 20.05.2010 № 257).

В графе 11 счета-фактуры с 01.10.2017 приводится регистрационный номер ДТ по тем товарам, в отношении которых выполняется любое из условий:

  • либо страной происхождения товаров не является РФ;
  • либо товары были выпущены в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области.

Обращаем внимание, что номер таможенной декларации указывался в счете-фактуре и до 01.10.2017 по товарам, страной происхождения которых не являлась РФ. Просто раньше помимо регистрационного номера ДТ через знак «/» нужно было еще приводить порядковый номер товара из графы 32 основного или добавочного листа ДТ либо из списка товаров, если при декларировании вместо добавочных листов использовался список товаров (Письмо ФНС от 30.08.2013 № АС-4-3/15798, п. 1 Приказа ГТК № 543, МНС № БГ-3-11/240 от 23.06.2000).

Подробнее об изменениях в указании номера ДТ в счете-фактуре и иных НДС-формах с 01.10.2017 мы рассказывали в отдельном материале.

Евро ( Euro )

Евро — официальная валюта в странах т.н. «Еврозоны». Международное обозначение Евро — €. Латиницей название записывается как Euro (с прописной или строчной буквы — по-разному в разных языках); по-гречески — Ευρω; кириллическое написание — Евро (в болгарском, македонском, русском и сербском; в Черногории употребляется вариант Еуро).

В безналичных расчетах новая денежная единица Евросоюза была введена с 1 января 1999, заменив собой ЭКЮ; в наличных — с 1 января 2002. К 2015 году на Евро перешли 19 (из 27) стран Европейского Союза:


Официальная спецификация знака Евро


Варианты начертания знака Евро

  • Австрия
  • Бельгия
  • Германия
  • Греция
  • Ирландия
  • Испания
  • Италия
  • Кипр
  • Латвия
  • Литва
  • Люксембург
  • Мальта
  • Нидерланды
  • Португалия
  • Словакия
  • Словения
  • Финляндия
  • Франция
  • Эстония

В Великобритании, Швеции, Дании решили не заменять национальную валюту. Латвия и Литва планировали перейти на Евро в 2009 году, но переход был отложен (Латвия таки перешла с 2014, а Литва — с 2015). Болгария и Венгрия планировали перейти на Евро к 2010 году, но этот переход тоже отложен, Чехия и Польша — к 2011 (тоже пока не перешли), Румыния — к 2014 (тоже нет). Помимо этого, Евро официально используют страны, не являющиеся членами ЕС: Ватикан, Монако, Сан-Марино. Неофициально Евро также используется в Андорре, Черногории и автономном крае Косово.

Пожалуй, ни один из специальных графических знаков не вызывал столько споров и нареканий, как знак Евро. Начнем с того, что история его возникновения хоть и недавняя, но достаточно темная и мутная. Утверждается, что высокая Еврокомиссия из рассмотренного набора вариантов выбрала один, который и был утвержден в качестве официального. Автором победившего дизайна, как было сказано, оказалась команда из четырех экспертов, однако имена их не были названы. Эта официальная версия оспаривается Артуром Эйзенменгером, в прошлом ведущим графическим дизайнером Европейского Сообщества, который утверждает, что создал этот знак как общий символ Европы еще в середине 70-х годов. В общем, темна вода во облацех воздушных…

Основная проблема с данным знаком заключается в том, что он слишком жестко описан и мало подвержен гарнитурным вариациям (см. выше рисунок с официальной спецификацией). Из-за этого Еврокомиссии пришлось переписывать правила использования знака, остановившись в конце концов на том, что это просто официальный знак, но в нем есть определенные признаки, которые должны обязательно присутствовать, когда этот знак рисуется для какого-либо шрифта. Поэтому шрифтовые вариации зачастую далеко отступают от официальной спецификации; единственное, что остается неизменным — загогулина (для которой, как правило, берется прописная литера C), перечеркнутая двумя горизонтальными линиями.

Расположение знака по отношению к цифрам, обозначающим денежную сумму, отличается от страны к стране. Хотя официально рекомендуется помещать его перед цифрами, но, как правило, знак € располагают так же, как это было принято для национальных валют стран Еврозоны ранее, до ввода в действие Евро.

Запись в HTML €
€ Кодировка UNICODE U + 20AC

Еще раз — полная таблица со всеми знаками валют:

Таблица условных обозначений валют

Универсальное обозначение валюты Generic currency symbol ¤
Украинская валюта
Гривна Украина Hryvnia UAH грн.
Основные валюты
Доллар США Dollar USD $
Евро Евро­пейский Союз Euro EUR
Фунт Стерлингов Велико­британия Pound Sterling GBP £
Иена Япония Yen JPY ¥ 円 圓
Юань Китай Yuán CNY ¥ 元 圓
Рубль Россия Ruble RUB руб.
Прочие валюты
Шекель Израиль Sheqel ILS
Рупия Индия Rupee INR Rs Rp ₹
Вона Корея Won KRW
Наира Нигерия Naira NGN
Бат Таиланд Baht THB ฿
Донг Вьетнам Dông VND
Кип Лаос Kip LAK
Риель Камбоджа Riel KHR
Тугрик Монголия Tögrög MNT
Песо Филиппины Peso PHP
Риал Иран Rial IRR
Колон Коста-Рика Colon CRC
Гуарани Парагвай Guarani PYG G.
Афгани Афганистан Afghani AFN ؋
Седи Гана Cedi GHS
Тенге Казахстан Tenge KZT
Турецкая лира Турция Turkish Lira TRY TL
Манат Азер­байджан Manat AZN
Лари Грузия Lari GEL
Злотый Польша Złoty PLN
Устаревшие валюты
ЭКЮ Евро­пейское Сообщество ECU XEU
Песета Испания Peseta ESP Pts
Франк Франция Franc FRF F
Лира Италия Lira ITL
Флорин
Гульден
Нидерланды Florin
Gulden
NLG ƒ
Драхма Греция Drachma GRD
Крузейро Бразилия Cruzeiro BRZ Cr
Аустрал Аргентина Austral ARA
Производные денежные единицы
Цент 1/100 доллара Cent ¢ c
Милль 1/1000 доллара Mill
Пфенниг 1/100 марки Pfennig
Bitcoin (куда ж без него:)
Биткойн Bitcoin BTC

Если у вас вместо символов, обозначающих ту или иную валюту, видны прямоугольники, либо другие непонятные символы, не соответствующие их графическому представлению, показанному в левой колонке — это значит, что на вашем компьютере не устанвлены новые шрифты для поддержки данных обозначений. Ничего страшного.

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО

УДК 342.9 ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАИМЕНОВАНИЯ

МЕСТА ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРА В СФЕРЕ ЗАКУПОК ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД The Problems of Geographical Indication of Goods in Procurement

to Meet State and Municipal Requirements

А. Е. Юрицин — доцент кафедры административного права и административной деятельности органов внутренних дел Омской академии МВД России, кандидат юридических наук;

Ю. Б. Лавров — преподаватель кафедры теории и истории государства и права Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского

Yu. B. Lavrov — Teacher of the Theory and History of State and Law Department of F. M. Dostoevsky Omsk State University

Аннотация. На основе изучения отечественного опыта применения Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» исследуются актуальные проблемы определения наименования места происхождения товара в составе заявки на участие в электронном аукционе, предлагаются пути их решения.

Ключевые слова: контрактная система, государственные закупки, электронный аукцион, аукционная комиссия, страна происхождения товара, поставка товара, выполнение работ, оказание услуг, товарный знак, знак обслуживания, фирменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы, правовая охрана.

Административное право

В соответствии с пп. 1 и 3 ч. 3 ст. 66 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ (в ред. от 1 декабря 2014 г. № 7-ФЗ) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе) первая часть заявки на участие в электронном аукционе, предметом которого является поставка товара либо выполнение работ или оказание услуг с использованием товара, наряду с другими составляющими элементами должна содержать в себе указание на наименование места происхождения товара либо наименование производителя предлагаемого для поставки товара.

Следует заметить, что иные элементы заявки на участие в таком аукционе указываются лишь в том случае, если в отношении предлагаемого товара им предоставлена правовая охрана в соответствии с гражданским законодательством. К таким категориям Закон о контрактной системе (пп. 1 и 3 ч. 3 ст. 66) относит: товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания, фирменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя товара. При этом указание на наименование места происхождения товара или наименование производителя предлагаемого для поставки товара является обязательным в составе заявки на участие в электронном аукционе, предметом которого является поставка товара либо выполнение работ или оказание услуг с использованием товара.

В результате такого конструирования норм Закона о контрактной системе возникает немало проблем в практике их реализации. В первую очередь необходимо отметить, что не каждому товару предоставлена правовая охрана его наименования места происхождения. В контексте этого вопроса свою позицию в письме от 7 июля 2014 г. № Д28и-1194 высказал Департамент развития контрактной системы Министерства экономического развития Российской Федерации, согласно которой в соответствии со ст. 1516 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) наименованием места происхождения товара, которому предоставляется правовая охрана, является обозначение, представляющее собой либо содержащее современное или историческое, официальное или неофициальное, полное или сокращенное наименование

страны, городского или сельского поселения, местности или другого географического объекта, а также обозначение, производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами .

Таким образом, по мнению Министерства экономического развития Российской Федерации, в случае поставки товара, наименованию места происхождения которого предоставлена правовая охрана, участником в первой части заявки на участие в электронном аукционе указывается наименование места происхождения товара в соответствии с требованиями ст. 1516 ГК РФ. В случае поставки товара, у которого отсутствует правовая охрана наименования места происхождения, участником электронного аукциона в первой части заявки указывается полное или сокращенное наименование страны происхождения товара .

Исходя из такого понимания, аукционная комиссия заказчика должна оценивать каждую единицу товара в заявке на участие в электронном аукционе с позиции наличия у него (товара) получившего правовую охрану наименования места происхождения товара. Однако такая возможность у аукционной комиссии в ряде крупных организаций-заказчиков на практике труднореализуема по следующим основаниям. Единственным открытым источником, содержащим сведения о наименованиях мест происхождения товаров, которым предоставлена правовая охрана, является Реестр наименований мест происхождения товаров (НМПТ) Российской Федерации, расположенный на официальном сайте Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный институт промышленной собственности» . Следует заметить, что поисковая система на данном сайте несовершенна, что крайне затрудняет оперативно определить наличие либо отсутствие у конкретного товара наименования места его происхождения, которому предоставлена правовая охрана. Все это вкупе с большим объемом закупок заказчика потенциально может свести всю работу контрактной службы к определению наименований мест происхождения товара, который участник закупки предлагает к поставке в первой части поданной им заявки, на нет.

Вестник Омской юридической академии. 2015. № 1 (26)

Разъяснение Закона о контрактной системе, изложенное в вышеназванном письме Министерства экономического развития Российской Федерации, не имеет юридической силы в связи с тем, что Положение о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N° 437 , не наделило его компетенцией по разъяснению положений законодательства Российской Федерации. Однако в условиях отсутствия иных официальных источников информации о порядке действия аукционной комиссии в подобной ситуации часто служит руководством к действию работников контрактной службы.

Однако правоприменительная практика зачастую идет вразрез с изложенной позицией Министерства экономического развития Российской Федерации. Так, в своем решении Управление Федеральной антимонопольной службы по Пермской области от 19 мая 2014 г. по делу № 06741-14 по жалобе общества с ограниченной ответственностью «Инвестиционная компания «О» выразило противоположную точку зрения. Предметом обжалования в рамках анализируемого дела была правомерность отклонения заявки участника закупки по первой ее части. Выслушав доводы и возражения представителей лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, исследовав и оценив представленные документы, комиссия Пермского УФАС России установила следующее. Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в аукционе в электронной форме от 30 апреля 2014 г. ООО «Инвестиционная компания «О» отказано в допуске к участию в аукционе в электронной форме в связи с тем, что в заявке участника электронного аукциона в представленной форме «Информация об используемом товаре» отсутствует информация о наименовании места происхождения товара или наименовании производителя по пп. 10, 11, 26, 44, 122, 123 Технического задания.

Рассмотрев заявку ООО «Инвестиционная компания «О», комиссия пришла к выводу, что в пп. 10, 11, 26, 44, 122, 123 отсутствует информация о наименовании места происхождения товара или наименовании производителя предлагаемого к поставке товара, также указано, что страна происхождения используемых материалов — Россия. По мнению комиссии Пермского УФАС России, указание страны происхождения используемых материалов является недоста-

точным для индивидуализации предлагаемого к поставке товара и в силу ст. 1516 ГК РФ не относится к наименованию места происхождения товара, а также к наименованию производителя, тогда как предоставление указанной информации является обязательным требованием согласно подп. «б» п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе.

Таким образом, в действиях аукционной комиссии, рассматривающей заявки исключительно на соответствие требованиям аукционной документации, нарушений требований Закона о контрактной системе комиссией Пермского УФАС России не было установлено .

Аналогичный исход дела имел место в решении Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области от 31 марта 2014 г. по делу № 04-07/22-2014. Согласно материалам дела заявителем (ООО «С») была подана заявка на участие в электронном аукционе. По результатам рассмотрения первых частей заявок, поданных на участие в данном электронном аукционе, состоявшемся 6 марта 2014 г., аукционной комиссией принято решение отказать в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме ООО «С» на основании п. 1 ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе: непредставление информации, предусмотренной подп. «б» п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе (отсутствует наименование места происхождения товара или наименование производителя предлагаемого для поставки товара).

Заявитель был не согласен с отказом в допуске к участию в электронном аукционе и считал данное решение аукционной комиссии незаконным и необоснованным. По мнению заявителя, товар, предлагаемый ООО «С» в своей заявке, произведен в России и соответствует ГОСТам, указанным в техническом задании электронного аукциона. Следовательно, повторное указание места происхождения товара являлось бы дублированием. ООО «С» просило признать, что электронный аукцион произведен с нарушением требований Закона о контрактной системе, и аннулировать результаты электронного аукциона.

Изучив первую часть заявки участника закупки ООО «С», комиссия Тульского УФАС установила, что для предложенного к поставке товара (материалов и (или) оборудования), предполагаемого к использованию для выполнения подрядных работ по строительству спортивных ком-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Административное право

плексов в г. Новомосковске, г. Узловая, п. Шатск, данным участником закупки не указано наименование места происхождения товара или наименование производителя товара. Комиссия установила, что первая часть заявки ООО «С» не соответствует требованиям п. 22 «Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе» ч. 1 «Сведения о проводимом аукционе в электронной форме» документации об электронном аукционе. Таким образом, комиссия пришла к выводу, что, приняв решение об отказе в допуске к участию в открытом аукционе ООО «С», в первой части заявки которого отсутствует информация о наименовании места происхождения товара или наименовании производителя товара, аукционная комиссия действовала в соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе .

Последствия таких противоречий во мнениях высших органов исполнительной власти и решениях, выносимых контролирующими органами в сфере закупок, создают ситуацию стойкого непонимания положений законодательства о контрактной системе как работниками контрактной службы заказчика, так и потенциальными поставщиками товаров для государственных и муниципальных нужд. Более того, для членов аукционной комиссии, которые, в соответствии с примечанием к ст. 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), несут административную ответственность как должностные лица, ошибка в принятом решении о допуске или недопуске к участию в электронном аукционе той или иной заявки может повлечь за собой административную ответственность с применением достаточно жестких санкций.

Так, в соответствии с ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ действия, заключающиеся в отказе в допуске к участию в аукционе по основаниям, не предусмотренным Законом о контрактной системе, или признание заявки на участие в аукционе надлежащей, соответствующей требованиям документации об аукционе в случае, если участнику, подавшему такую заявку, должно быть отказано в допуске к участию в закупке в соот-

ветствии с требованиями Закона о контрактной системе, влекут за собой наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 1 % начальной (максимальной) цены контракта, но не менее 5 и не более 30 тысяч рублей.

Помимо членов аукционной комиссии заказчика проблемы испытывают и участники закупок. Находясь в ситуации правовой неопределенности, названные лица не могут адекватно ориентироваться в практике применения Закона о контрактной системе и при подготовке заявки на участие в электронном аукционе, предметом которого является поставка товара либо выполнение работ или оказание услуг с использованием товара, не способны с полной уверенностью оценить свои шансы на допуск или недопуск к участию в закупке. Такое положение дел подрывает логику создания и внедрения в практику Закона о контрактной системе, его ориентированность на информационную открытость публичных закупок.

Таким образом, на сегодняшний день имеется объективная необходимость в совершенствовании Закона о контрактной системе в части необходимости указания наименования места происхождения товара в составе заявки на участие в электронном аукционе. Можно предположить, что данная категория была ошибочно внесена законодателем, так как, к примеру, в отношении конкурса законодатель не упомянул о необходимости указывать в составе заявки на участие в конкурсе наименования места происхождения товара, а ограничился требованием о предоставлении сведений о стране происхождения товара и производителе товара (п. 2 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе).

До внесения соответствующих изменений в Закон о контрактной системе участникам электронного аукциона на поставку товаров следует указывать в составе первой части заявки наименование производителя предлагаемого к поставке товара, определить которое значительно проще. В этом случае у потенциального поставщика товаров для государственных и муниципальных нужд не будет обязанности указывать наименование места происхождения товара.

Библиографический список

3. О разъяснении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» : письмо М-ва

Вестник Омской юридической академии. 2015. № 1 (26)

УДК 347 СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ АЭРОПОРТОВ

Current Problems of Administering Public Property in Airports

Н. А. Резина — доцент кафедры гражданского права Омской юридической академии, кандидат юридических наук;

Е. В. Кузьмина — магистрант Омской юридической академии

N. A. Rezina — Associate-professor of the Civil Law Department of the Omsk Law Academy, Candidate of Law Sciences;

E. V. Kuzmina — Master’s Degree student of the Omsk Law Academy

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы совершенствования правового регулирования управления государственным имуществом аэропортов. Анализируются причины проблем, возникающих в деятельности аэропортов, а также государственные программы, направленные на развитие отрасли.

Ключевые слова: аэропорт, управление, собственность.

The airport, management, property.

Несмотря на достигнутое федеральными властями единство в подходе к управлению государственным имуществом аэропортов, этой области по-прежнему присущ ряд проблем, большая часть из которых обусловлена бессистемным проведением приватизации в гражданской авиации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Существенный физический и моральный износ объектов аэродромной инфраструктуры.

По состоянию на конец 1991 — начало 1992 г. в гражданской авиации имелось 163 предприятия, в состав имущественных комплексов которых входили 1302 действующих аэродрома. Операторы аэропортов не были заинтересованы в инвестициях в имущество, в особенности в не подлежащее приватизации федеральное имущество соответствующих аэродромов. Кро-