Неуплата жилищно коммунальных услуг

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Каждый год тарифы на коммунальные услуги повышаются. 2017 год не стал исключением для граждан Российской Федерации. Еще в начале прошлого года был принят новый закон об ужесточении ответственности для должников по оплате за услуги ЖКХ. Что предполагает новый закон и какое наказание предусмотрено для злостных неплательщиков, рассмотрим далее в статье.

Порядок оплаты коммунальных услуг в многоквартирных домах

Порядок оплаты коммунальных услуг регламентируется Жилищным Кодексом. По статье 153 ЖК РФ это является ответственностью каждого гражданина, в том числе и юрлица, которые арендуют какое-либо помещение. Услуги жилищно-коммунального хозяйства включают в себя:

  • оплату горячей и холодной воды;
  • произведение выплат за электричество (изучить основные положения закона 35 об энергоснабжении);
  • внесение выплат за отопление;
  • и газоснабжение.

Согласно статье 155 ЖК РФ, существует определенный срок, в течение которого коммунальные услуги должны быть оплачены. Оплата производится каждый месяц до 10-го числа при получении соответствующего платежного документа. Льготами по оплате пользуются военнослужащие, ветераны и другие категории граждан.

Максимальная задержка оплаты за коммунальные может быть 31 день. Ранее за месяц просрочки начислялись пени, теперь штрафные санкции начисляются на 31 день отсутствия произведения выплат. Чтобы использовать рассрочку и отсрочку требуются уважительные причины для задержки оплаты. К таковым относят:

  • тяжелое заболевание;
  • потерю должности или единственного кормильца.

В любом из вышеперечисленных случаев потребуется документальное подтверждение фактов.

Чем грозит неуплата коммунальных услуг?

Новый закон о неуплате коммунальных услуг предполагает начисление пени должникам, не производящим оплату по платежкам вовремя за коммунальные услуги. В Федеральном законе №307 рассматривается порядок начисления пени за неуплату. В закон были внесены корректировки для повышения дисциплины потребителей.

Основными методами борьбы со злостными неплательщиками являются:

  • начисление пени;
  • введение ограничения или приостановление подачи коммунальных услуг;
  • крайней мерой является выселение из квартиры при помощи суда.

Рассмотрим вышеперечисленные методы наказания за просрочку по оплате, осуществляемые поставщиками коммунальных услуг, далее в статье.

Размер пени по закону

Самой распространенной мерой наказания является начисление пени. Пеня — это неустойка за большую по длительности просрочку в оплате квитанций за коммунальные услуги. Согласно общефедеральному закону №307, граждане, просрочившие платеж больше, чем на месяц, подвергнутся штрафным санкциям. Оплатить счет можно в течение 31 дня, после получения квитанции.

Общий размер неустойки зависит от размера задолженности и количества дней неосуществления оплаты, а также ставки рефинансирования ЦБ России.

Должники по квартплате, являющиеся физическими лицами, должны помнить, что с 31 дня по 90 начисляется 1/300 от ставки рефинансирования за каждый день неуплаты квитанции. А с 91 дня пеня возрастет в размере до 1/130 от ставки Банка России. На сегодняшний момент ставка составляет 9%.

Правовой статус потребителя коммунальных услуг оказывает влияние на расчет пени за просрочку. Для организаций по снабжению отоплением, водой и т. д. штраф будет взиматься следующий:

  • с 1-го по 60 день — 1/300 процентной учетной ставки ЦБ;
  • с 60 — 90 — 1/170;
  • с 91 дня — 1/130 процентной учетной ставки.

Для юрлиц штраф будет взиматься по максимальной учетной ставке — 1/130. Если долг за квартиру можно оплатить через терминал, то пеню нет. Оплату можно произвести только в отделении Сбербанка или в управляющей компании, что следует осуществить в кратчайший срок.

Начисления пени можно избежать, если гражданину предстоит уехать в другой город на долгий период. Заинтересованное лицо обязано написать заявление в управляющую компанию и уведомить о данном факте. Отсрочка по оплате будет действовать полгода. Если требуется продление, то очередное заявление отправляется по почте.

На что имеют право поставщики?

Кроме начисления пени, поставщики коммунальных услуг имеют право прибегать к другим мерам наказания должников. За просрочку оплаты свыше 3-х месяцев предусматривается отключение или ограничение в подаче газа, света, воды за неуплату коммунальных услуг. Поставщик имеет право действовать по данному регламенту до поступления денежных средств от должника. Уведомление неплательщика производится письменно при помощи почты. Через 3 дня, если уведомление игнорируется, оповещение производится собственнолично уполномоченным лицом.

Выселение из квартиры за долги тоже возможно. Однако применяется оно к гражданам, которые арендуют жилплощадь. Выселять собственника законодательно запрещено из приватизированной квартиры. Толчком для данной процедуры является не общий размер задолженности, а временной отрезок невнесения оплаты за коммунальные — больше 6 месяцев.

Куда жаловаться на незаконные отключения?

В ФЗ о квартплате предусмотрены коммунальные услуги, которые не имеют право отключать, даже если оплата не поступает — отопление и подача холодного водоснабжения.

Отключение любого вида коммунальных услуг без соответствующего предупреждения со стороны поставщиков незаконно! Данное неправомерное действие можно обжаловать. Жалобу можно направить в управляющую компанию или ТСЖ. Если к обоюдному согласию прийти не удалось, претензия направляется в госжилищную инспекцию или Роспотребнадзор. Далее следует подача письменного заявления в прокуратуру и суд.

Поставщики коммунальных услуг могут быть привлечены к административной и уголовной ответственности. За нарушение режима обеспечения населения ЖКУ налагает штраф на должностных лиц — 500 — 1.000 рублей, а на юрлиц — 5.000 — 10.000 рублей. За самоуправство и нанесение ущерба — взимается штраф до 80.000 рублей, или проводятся обязательные работы 180 — 240 часов, или исправительные работы от 1 — 2 лет, или арест на 3 — 6 месяцев.

Задолженность по оплате могла стать причиной отключения от подачи коммунальных услуг. Если должник получил уведомление вовремя и факт несвоевременной оплаты им признается, то единственным решением проблемы является выплата денежных средств. Когда долг погашен, подача света, газа, воды производится в двухдневный срок.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Алексей Ермоленко, UBR.ua.

Реструктуризацию долгов хотят сделать обязательной, несогласных задавят штрафами.

Задолженность украинцев за коммунальные услуги реструктуризируют в обязательном порядке, на несогласных наложат штрафы до 50% от суммы. Будут «резать» зарплаты и подвергнут более суровым мерам – лишению водительских прав, аресту квартиры, запрету на выезд за рубеж. Такое будущее готовит законопроект № 3613, внесенный на рассмотрение парламента депутатами «Слуги народа».

Эксперты говорят, что за проектом стоит Минрегион, а регистрация фактически министерского законопроекта по «ускоренной» процедуре через депутатов избрана с целью обойти действующие для правительственных проектов ограничения и согласования.

Коммунальные долги

9 июня в Верховной Раде депутатами Михаилом Лабой, Игорем Кривошеевым и Анатолием Костюхом (все – фракция «Слуга народа») был зарегистрирован законопроект № 3613 «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно совершенствования порядка погашения задолженности потребителей по оплате жилищно-коммунальных услуг», который ставит целью кардинально разрешить вопрос задолженности населения перед коммунальщиками.

В пояснительной записке говорится, что долги населения превысили 63 млрд грн, в том числе за газ и его транспортировку – 25,5 млрд грн, электроэнергию – 5,9 млрд грн, отопление и горячую воду – 20,5 млрд грн, за холодную воду и водоотвод (канализацию) – 5,3 млрд грн, содержание домов и придомовой территории – 4,9 млрд грн, вывоз мусора – 0,97 млрд грн.

Долги дестабилизируют работу поставщиков, которые не могут своевременно рассчитываться за энергоносители, выплачивать зарплату коммунальщикам, оплачивать налоги. Это в свою очередь, указывают авторы, отражается на качестве предоставляемых услуг, от чего страдают уже порядочные плательщики. Чтобы разрубить этот «гордиев узел», предлагаются следующие меры:

  1. Обязательную реструктуризацию непогашенной задолженности на 5 лет.
  2. Увеличение штрафов за неуплату коммуналки до 20–50% от суммы непогашенной задолженности.

Обязательная реструктуризация

Сейчас реструктуризировать долг можно только через суд, если коммунальщики подают иск на нерадивого плательщика. Суды могут тянуться долго, поэтому законопроект предлагает исключить их из этого процесса. Долги хотят реструктуризировать на основе закона, должнику достаточно подписать типовой договор на реструктуризацию.

«Первоочередное отличие от действующей редакции заключается в том, что законопроект предусматривает обязательность реструктуризации. Кабинетом министров будет устанавливаться размер задолженности потребителей за ЖКХ-услуги перед управляющим, исполнителями жилищно-коммунальных услуг. Если по состоянию на 1 октября 2020 года задолженность будет составлять установленный КМУ размер, то заключение договора о реструктуризации и ее проведение является обязательным», – прокомментировала UBR.ua юрист юридической компании Riyako & Partners Екатерина Поволяева.

При этом договор о реструктуризации заключается не только с поставщиками ЖКХ-услуг, но и с управляющими ОСМД. Предусмотрена также возможность досрочного погашения задолженности по договору о реструктуризации задолженности.

«Потребитель имеет право на досрочное погашение задолженности по договору о реструктуризации задолженности. На период погашения реструктуризированной задолженности общая сумма платежей не должна превышать 25% доходов, определяемых при начислении субсидий для работающих граждан, и 20% — для пенсионеров и других лиц, получающих любые виды социальной помощи», – акцентирует руководитель гражданской практики ЮФ «Горецкий и Партнеры», адвокат Дарина Старовойтова.

Штрафы

Хотя реструктуризация долга как таковая обязательна, подписание договора должником – дело добровольное. В случае, если тот откажется подписать предложенный договор, в дело все-таки вступает суд, и процедура быстрая и жесткая – от уплаты долгов уйти не получится.

«В случае незаключения договора о реструктуризация в течение одного месяца с момента превышения установленной Кабинетом министров общей суммы задолженности и неуплаты по текущим платежам, задолженность подлежит уплате в судебном порядке», – рассказывает Екатерина Поволяева.

Сегодня по суду гасится не только задолженность, но и пеня за просрочку, которая составляет 3,65% в год. Законопроект предлагает ввести и отдельные штрафы (пеня остается в силе):

  1. За долги более 1 года штраф 20% от суммы.
  2. За «двухлетние» долги – штраф 30%.
  3. За «трехлетние» и дольше – 50%.

Таким образом, финансовые санкции (пеня + штраф) составляют 23,65% за год, 37,3% — за два года и 60,95% — за три и более лет, что больше, чем сейчас в среднем в 6 раз. После решения суда выбиванием долгов займется исполнительная служба и действовать будет жестко, так как должников за ЖКХ-услуги приравняли к неплательщикам алиментов.

«Такие меры более эффективны, так как постановленное решение суда в дальнейшем будет исполняться государственным или частным исполнителем», – указывает Дарина Старовойтова.

Исполнитель вправе задействовать весь набор таких же репрессивных мер, как и против злостного неплательщика алиментов. Это может быть запрет на выезд за границу или лишение водительских прав, а также наложение ареста на имущество, в том числе квартиру.

Проект Минрегиона

В пакете, которые прилагаются к законопроекту, есть документ «Список авторского коллектива», в котором помимо собственно авторов-депутатов, выдвинувших проект закона, присутствует и авторы-чиновники. Это заместитель министра развития общин Наталья Хоцяновская, чиновники департамента экономики систем жизнеобеспечения Минрегиона Наталья Кравченко и Святослав Поминчук.

При этом министерские чиновники имеют свой «лифт» продвижения законопроектов: те вначале утверждаются на уровне министра, затем проходят процедуру утверждения в правительственном комитете с обязательным согласованием другими министерствами, в частности Минюстом. Экспертов удивляет, почему авторы-чиновники им не воспользовалась.

«Можно ли считать этот законопроект правительственным? В таком виде нет, потому что подается он депутатами, но почему среди авторов замминистра? Минрегиону отказали или он не хочет проводить это все через процедуру согласования, поскольку кто-то выступает против принятия этого законопроекта? Это мнение министерства? Это часть какого-то плана? Это согласованные действия или просто инициатива отдельных народных депутатов, у которых попросту нет информации, чтобы правильно оценивать ситуацию в сфере ЖКХ?» – задается вопросами директор специальных проектов научно-технического центра «Психея» Геннадий Рябцев.

Смысл в законе, акцентирует эксперт, имеет только в том случае, если будут одновременно созданы и инструменты поддержки потребителей. В противном случае она не решит проблему, а создаст на рынке неравноправные отношения. Ведь в то время, как потребители и сейчас узнают о долгах только тогда, когда к ним приходит уже исполнительная служба, поставщики со своей стороны не дают каких-либо гарантий на оказание качественных услуг.

UBR.ua обратился в парламентский комитет по ЖКХ, через который должно пройти согласование законопроекта. Там говорят, что проект действительно подготовлен в недрах Минрегиона.

«Это бабаковщина. Законопроект готовился Минрегионом, когда министром была Бабак. Они поняли, что никогда в жизни не выведут проект через Кабмин, потому что его даже Малюська (министр юстиции Денис Малюська – ред.) не пропустит, и решили действовать через депутатов. Взбудоражили все общество этим», – прокомментировал UBR.ua первый заместитель главы комитета Верховной Рады по вопросам энергетики и жилищно-коммунальных услуг Алексей Кучеренко.

Сегодня не являются единичными случаи получения жильцами платежных документов с безосновательно завышенными суммами коммунальных платежей.

Как известно, коммунальные платежи состоят из платы за содержание жилого помещения и платы за потребляемые коммунальные услуги.

Если Вы получили такой платежный документ и не согласны с суммами указанными в платежном документе, последовательность Ваших действий может быть следующей:

  • определяем размер тарифов, действующих на дату начисления коммунальных платежей. Размер тарифов можно узнать в управляющей компании или на сайте местных или региональных властей. Размер платы за содержание жилого помещения обычно устанавливается по предложению управляющей организации на общем собрании собственников многоквартирного дома, в связи с чем данную информацию можно узнать из протокола общего собрания собственников МКД, затребовав его копию у управляющей компании. Кроме того, размер и состав платы за содержание жилого помещения должен быть указан в договоре на управление многоквартирным домом и/или приложениях к нему.
  • проверяем правильность поданных показаний приборов учета, с целью исключения потенциальных ошибок в расчетах.
  • обращаемся в управляющую компанию с заявлением о перерасчете сумм коммунальных платежей и выплате штрафа.

Зачастую жильцы плохо осведомлены о размере действующих тарифов на коммунальные услуги или несвоевременно получают информацию об их увеличении. Поэтому перед обращением в управляющую компанию следует точно определить, какой размер тарифов на коммунальные услуги действует на данный момент в Вашем населенном пункте.

Как показывает практика, появление завышенных сумм в платежных документах на оплату коммунальных услуг может быть вызвано использованием управляющей компании ошибочных данных о площади занимаемого жилого помещения, о числе лиц зарегистрированных в жилом помещении, об общей площади помещений в многоквартирном доме, об отсутствии приборов учета и сроках их поверки, об использовании при расчетах иных несоответствующих действительности данных.

Так же завышение сумм коммунальных платежей может явиться следствием применения неверных формул, обязательность применения которых при исчислении платы за ту или иную коммунальную услугу установлена действующим законодательством, в частности, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений…(далее-Правила №354).

Кроме того, завышение платы за содержание жилого помещения может иметь место в случае применения при расчетах платы за жилое помещение, размеры которой не были утверждены на общем собрании собственников многоквартирного дома или на общем собрании членов товарищества собственников жилья, в случаях когда утверждение размеров платы требуется на общем собрании.

Законодательством и ранее предусматривалась обязанность управляющей компании при обращении жильца проверять правильность начисления сумм за коммунальные услуги. Тем не менее, обязанность управляющей компании осуществить перерасчет касательно платы за содержание жилого помещения действующим законодательством не предусмотрена.

Однако, если раньше действия управляющей компании в случае завышения коммунальных платежей ограничивались только необходимостью осуществить пересчет суммы за коммунальные услуги, то с января 2018 года в Жилищный кодекс были введены нормы, устанавливающие штраф за безосновательное увеличение платы за содержание жилого помещения и коммунальные услуги.

Следует так же отметить, что еще раньше с января 2017 года Правилами №354 уже была введена ответственность за безосновательное увеличение сумм за потребленные коммунальные услуги. Вступившие же в силу в январе 2018 года изменения в Жилищный кодекс фактически продублировали положения Правил №354 в отношении ответственности управляющих компаний за безосновательное увеличение платы за коммунальные услуги и ввели аналогичную ответственность за безосновательное увеличение платы за жилое помещение.

Итак, согласно нововведений в жилищное законодательство управляющая компания, ТСЖ или ЖСК безосновательно увеличившие сумму платы за коммунальные услуги, вследствие нарушения порядка расчета такой платы, обязаны уплатить штраф в размере 50% от суммы такого превышения, кроме случаев, когда такое превышение произошло по вине самого жильца или было устранено до его обращения в управляющую компанию или (и) оплаты им соответствующих платежей.

Для этого потребитель должен подать в управляющую компанию, ТСЖ или ЖСК заявление, которое рассматривается в течение одного месяца. В результате рассмотрения должно быть принято решение о выявлении нарушения и выплате штрафа или отсутствии такого нарушения и отказе в выплате штрафа.

Выплата штрафа должна быть произведена в срок не превышающий двух месяцев путем снижения коммунальных платежей на сумму штрафа, а в случае наличия непогашенной задолженности по коммунальным платежам, подтвержденной решением суда, путем уменьшения суммы такой задолженности на сумму штрафа.

Исходя из системного толкования норм законодательства штраф должен быть выплачен управляющей компанией только при одновременном наличии следующих условий:

  • есть факт нарушения порядка расчета коммунальных платежей со стороны управляющей компании;
  • это нарушение безосновательно увеличило размер коммунальных платежей;
  • нарушение не было устранено до того момента пока потребитель не подал заявление о выплате штрафа или не оплатил коммунальные услуги.

Так же не стоит забывать, что кроме уплаты суммы штрафа управляющая компания обязана уменьшить сумму в платежном документе на сумму самого превышения, которое явилось основанием для начисления штрафа.

В случае отказа управляющей выплатить штраф за безосновательное завышение суммы коммунальных платежей представляется необходимым обжаловать такие действия в жилищную инспекцию или прокуратуру, а так же обратиться в суд.

Цены на услуги юристов и адвокатов зависят от задач.

Звоните прямо сейчас! Поможем!

В январе рост будет ограничен 1,7 процента по всей стране, и здесь исключений не будет, а вот во второй половине следующего года максимальный рост платы во многих регионах будет превышать установленный средний показатель 2,4 процента. Сильнее всего «коммуналка» подорожает в Москве (на 4,8 процента), Санкт-Петербурге (на 4,5 процента), Кабардино-Балкарии, Чечне (по четыре процента) и Дагестане (на 3,8 процента). При этом граждане около половины регионов будут платить примерно на два процента больше, чем в среднем по стране.

Растущие задолженности в ЖКХ заставляют поставщиков услуг более плотно работать над взысканием долгов. А ведь если не оплачивать коммунальные услуги, то можно попасть в кабалу, сопоставимую с кредитной. Бывает, что вы и не виноваты в том, что нет денег на «коммуналку», и в таких случаях важно знать свои права — например, на субсидии и льготы, а также не запускать долги. Если они у вас есть, не прячьте голову в песок, а договаривайтесь с управляющей компанией, ТСЖ и поставщиками ресурсов.

В скором времени в законодательстве ожидаются изменения, которые позволят получать субсидии на оплату ЖКУ даже при наличии долгов, рассказала «РГ» эксперт проекта Минфина России по финграмотности и развитию финансового образования, гендиректор Центра анализа социально-экономической политики Ольга Дайнеко. При этом некоторые управляющие компании и ТСЖ готовы идти навстречу должникам уже сейчас — реструктурировать их обязательства, списывая часть штрафов и пени.

Вскоре получить субсидию на оплату ЖКУ позволят даже при наличии долга

Грядущий рост тарифов на ЖКУ, по мнению эксперта, может спровоцировать рост числа должников. В этом случае не исключено, что государство может разработать новые механизмы взыскания долгов, в том числе с участием коллекторов, считает эксперт, но пока изменения в законодательстве и возможность привлекать коллекторов только обсуждаются — беспокоиться не о чем.

Халатное отношение к оплате коммунальных услуг зачастую связано не только с недостатком денег, но и с низким уровнем финансовой грамотности. «Это происходит не только из-за низких доходов населения и нерационального потребления коммунальных услуг, но и из-за неграмотности плательщиков, отсутствия должного внимания к расчетам, нежелания взаимодействовать с ТСЖ и УК, собирать документы для субсидий», — посетовала Ольга Дайнеко.

Чем опасны долги за «коммуналку»

Основная обязанность жильцов — это своевременное погашение платежей за пользование коммунальными услугами. Жильцы и собственники обязаны погашать платеж каждый месяц до 10-го числа. Если у потребителя образуется задолженность, то коммунальная служба вправе приостановить предоставление услуги. Задолженность возникает в том случае, если жилец не платит за коммунальные услуги на протяжении трех месяцев.

Представители коммунальных служб также вправе обратиться в суд для взыскания долга. Сначала неплательщика уведомляют об образовавшейся задолженности лично или письменно и предлагают оплатить ее добровольно в течение 30 дней либо заключить соглашение о погашении долга. В случае отказа или неуплаты готовится пакет документов и направляется в суд. При этом сумма к оплате может значительно возрасти, поскольку в нее войдет не только сам долг и пени за весь период просрочки, но и судебные затраты.

Что делать, если долг появился

Как правило, должнику предлагается единовременно оплатить всю сумму либо заключить соглашение о реструктуризации долга. Обычно оно заключается на полгода либо на более длительный срок при наличии серьезных причин — например, тяжелого финансового положения. Такое соглашение позволяет выплачивать не сразу всю сумму долга, а равными долями в течение определенного времени. Следует помнить, что подобный договор можно заключить во внесудебном порядке.

Если после вступления в законную силу решения суда неплательщик продолжает накапливать долг, не выполняет требования соглашения о реструктуризации, а взыскать судебным приставам с должника нечего, ситуация в редких случаях может закончиться выселением должника. Применение этой меры возможно, если она была выделена в отдельное требование искового заявления представителей коммунальной службы.

Кто имеет право на адресную помощь

Субсидии выделяются малообеспеченным гражданам, чтобы помочь им выйти из трудной жизненной ситуации, и выплачиваются из регионального бюджета. Правом на их получение обладают россияне, у которых размер среднедушевого дохода семьи ниже прожиточного минимума или оплата коммунальных услуг значительно превышает определенный процент от семейного бюджета. Критерии малообеспеченности рассчитываются исходя из размера прожиточного минимума, индексируемого ежеквартально, и региональных стандартов.

Другой вид государственной поддержки — компенсация расходов на услуги ЖКХ. Это отдельный вид адресной денежной помощи, размер которой для каждого льготника рассчитывается ежемесячно и индивидуально исходя из занимаемой площади, объемов потребления и начисленной платы за коммунальные услуги.

Как и в случае субсидии, размер «скидки» не может превышать фактических расходов. Она дается только на одно выбранное гражданином жилое помещение по временной или постоянной регистрации. Так, например, по федеральному законодательству компенсация в размере полной платы за общую площадь жилого помещения и от стоимости коммунальных услуг полагается Героям СССР, Героям России, кавалерам ордена Славы, Героям Социалистического Труда, кавалерам ордена Трудовой Славы.

Как снизить расходы на коммунальные платежи

При оптимизации расходов на ЖКУ очень важно думать об экономном использовании света и воды, в том числе за счет использования современной сантехники, бытовой техники и осветительных приборов, однако экономии на расходах можно достигнуть не только за счет снижения потребления услуг. Можно уменьшить число зарегистрированных в квартире людей (если кто-то в ней прописан, но не проживает), установить приборы учета, отказаться от некоторых услуг (радиоточки, телеантенны или стационарного телефона), проверить правильность начисления платы (вдруг ваш ЖСК не учитывает положенные вам льготы) и потребовать сделать перерасчет некачественно предоставленной услуги.

«Если вы сразу задумываетесь об экономии на квартплате, то решить этот вопрос можно на стадии приобретения жилья. Стоимость услуг ЖКХ отличается в зависимости от типа дома, срока его эксплуатации, расположения дома, организации системы отопления, наличия дополнительной охраны, видеонаблюдения и прочих факторов. Например, в старых малоэтажных зданиях отсутствуют лифт и мусоропровод, что сразу снижает расходы на коммунальные услуги. Таким образом, с точки зрения уменьшения расходов на коммунальные платежи выгоднее всего проживать в частном доме, так как вы сами полностью управляете своими расходами», — сообщает портал «Жилфин» (проект по просвещению и защите прав потребителей финансовых услуг в жилищном секторе, работает в рамках проекта минфина).

Если вы не платите за квартиру, то с вас спишут деньги по приказу суда. Фото: Сергей Михеев

Куда обращаться для решения проблем

Первый и самый очевидный вариант — это управляющая компания. Там проверят правильность начисления квартплаты. Если ее ответы не устраивают жильца, то далее можно обратиться в надзорные органы. Если подозреваете обман с расчетом, то обращаться стоит в Госжилинспекцию, а если речь о качестве оказываемых услуг или их непредоставлении, то поможет Роспотребнадзор.

Последняя инстанция — это суд, где жилец может обжаловать любые действия коммунальных предприятий, но доказывать, что кто-то не прав, придется истцу, то есть вам. Будьте готовы к бюрократической волоките и, возможно, даже найму юриста.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 15 февраля 2017 г. N 308-ЭС16-17315

Судья Верховного Суда Российской Федерации Самуйлов С.В., изучив с материалами истребованного дела кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия «Тепловые сети» (г. Новочеркасск; далее — предприятие)

на решение Арбитражного суда Ростовской области от 11.04.2016 и постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20.09.2016 по делу N А53-2995/2016

по иску предприятия к Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего профессионального образования «Южно-Российский государственный политехнический университет имени М.И. Платова» (г. Новочеркасск; далее — университет) о взыскании задолженности и неустойки,

установил:

из судебных актов и материалов дела следует, что 31.12.2014 предприятие (поставщик) и университет (заказчик, абонент) заключили контракт N 17/1512- ЮУ (далее — контракт), по условиям которого поставщик обязался подавать абоненту через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде или паре, а абонент — оплачивать за счет средств федерального бюджета принятую тепловую энергию ежемесячно не позднее десятого числа месяца, следующего за расчетным.

Университет не оплатил тепловую энергию, поставленную в декабре 2015 года, что явилось поводом для обращения предприятия в арбитражный суд с иском по настоящему делу. Задолженность в сумме 1 738 309,15 руб. составила цену иска. Кроме того, предприятие потребовало взыскать с университета неустойку за просрочку исполнения потребителем обязательства по оплате потребленной энергии.

В связи с оплатой ответчиком задолженности при рассмотрении спора предприятие уточнило исковые требования и настаивало на взыскании неустойки в размере 38 095,71 руб., начисленной за период с 12 января по 17 февраля 2016 года.

Разногласия сторон касались размера неустойки в правоотношениях по поставке энергетических ресурсов в рамках государственного контракта.

Предприятие, основываясь на пункте 9.1 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее — Закон о теплоснабжении), рассчитало неустойку исходя из 1/130 ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации (далее — ставка рефинансирования).

Университет указал на необоснованность расчета, предложенного предприятием, полагая, что неустойка должна исчисляться исходя из 1/300 ставки рефинансирования, то есть как это установлено в пункте 5 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ).

Решением суда первой инстанции от 11.04.2016 заявленные требования удовлетворены частично: с ответчика в пользу истца взыскано 10 198,08 руб. неустойки за период с 12.01.2016 по 17.02.2016; в удовлетворении остальной части требований отказано. Суд согласился с позицией университета и применил меру ответственности, предусмотренную Законом N 44-ФЗ и пунктом 6.1 государственного контракта.

Суд исходил из субъективного состава участников правоотношений, в которых университет является бюджетным учреждением, в силу чего регулирование осуществляется специальным законом — Законом N 44-ФЗ. Суд отметил, что пункты 4 и 5 статьи 34 Закона N 44-ФЗ о начислении пени в случае просрочки исполнения заказчиком предусмотренных контрактом обязательств сформулированы законодателем без возможности установления сторонами контракта иного регулирования, по которому размер ответственности заказчика за просрочку исполнения обязательства увеличивается.

Постановлением суда апелляционной инстанции от 28.06.2016 решение от 11.04.2016 отменено, иск удовлетворен в полном объеме. Судебный акт мотивирован тем, что при расчете неустойки необходимо руководствоваться пунктом 9.1 статьи 15 Закона о теплоснабжении, поскольку нормы этого Закона являются специальными по отношении к общим нормам об ответственности заказчика за просрочку платежей, установленной Законом N 44-ФЗ.

Апелляционный суд руководствовался пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 3 статьи 1, пунктом 9.1 статьи 15 Закона о теплоснабжении в редакции Федерального закона от 03.11.2015 N 307-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов» (далее — Закон N 307-ФЗ).

Суд округа постановлением от 20.09.2016 постановление апелляционного суда от 28.06.2016 отменил, решение суда первой инстанции от 11.04.2016 оставил в силе.

Сославшись на положения части 15 статьи 34, пункта 8 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ, окружной суд указал, что законодатель установил диспозитивный характер ответственности по договорам теплоснабжения в отношении государственного заказчика. Суд пришел к выводу, что положения Закона о теплоснабжении не учитывают и не регулируют вопросы статуса субъектов этих отношений, которые урегулированы в Законе N 44-ФЗ. С учетом правового статуса сторон контракта нормы Закона N 44-ФЗ являются специальными по отношению к Закону о теплоснабжении.

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, компания просит судебные акты, принятые судами первой и кассационной инстанций отменить, ссылаясь на неверное истолкование и применение норм материального права (части 4 статьи 34 Закона N 44-ФЗ), а также неприменение подлежащей применению нормы права (части 9.1 статьи 15 Закона N 190-ФЗ).

Заявитель полагает, что правовое регулирование спорных правоотношений должно осуществляться специальным законодательством, которым, исходя из предмета заключенного между сторонами контракта, является Закон о теплоснабжении. Именно этим Законом определяются правовые основы экономических отношений в сфере теплоснабжения.

По мнению предприятия, изменения в Закон о теплоснабжении приняты в целях усиления платежной дисциплины потребителей энергоресурсов и содержат необходимый комплекс мер (в том числе императивно установленный размер неустойки), позволяющих системно воздействовать на негативную ситуацию в сфере расчетов за теплоснабжение.

В жалобе также указано, что Законом о теплоснабжении установлена различная мера ответственности для разных категорий лиц. В то же время бюджетные учреждения не отнесены к лицам, которым предоставлено право уплачивать неустойку в меньшем размере, чем 1/130 ставки рефинансирования.

Заявитель сослался на Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации от 19.10.2016 N 3, где изложена правовая позиция по применению законодательства в аналогичных спорах.

Основанием для отмены или изменения судебных актов в порядке кассационного производства являются существенные нарушения норм, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов (часть 1 статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Приведенные доводы кассационной жалобы заслуживают внимания и требуют проверки в судебном заседании.

Руководствуясь статьей 184, пунктом 2 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

определил:

кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия «Тепловые сети» с делом N А53-2995/2016 Арбитражного суда Ростовской области передать для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Назначить судебное заседание по рассмотрению указанной кассационной жалобы на 16 марта 2017 года на 15 часов 30 минут в помещении суда по адресу: Москва, улица Поварская, дом 15, зал N 3048 (подъезд 5).

Судья

С.В.САМУЙЛОВ