Нетерпимость к коррупционному поведению

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» , одним из основных принципов противодействия коррупции назван принцип приоритетного применения мер по предупреждению коррупции. Таким образом, предупреждение (профилактика) коррупции приз­нается законодателем центральным элементом системы противодействия коррупции.

В криминологической литературе термин «профилактика преступлений , обычно исполь­зуется в качестве синонима предупреждения пре­ступлений. Целью профилактических мер является выявление и устранение причин преступлений, условий, способствующих их совершению, а также оказание предупредительного воздействия на лиц, склонных к противоправному поведению.

Как показывает отечественный и зарубежный опыт, в борьбе с преступностью решающую роль играет не тяжесть наказания, а его неотвратимость. С учетом высочайшего уровня латентности коррупции (что обусловлено, прежде всего, тем, что коррупционная связь выгодна обеим сторонам в ней участвующим), обеспечение неотвратимости наказания является весьма трудной задачей. Кроме того, карательные меры не приводят к существенной минимизации распространения коррупции без применения системы профилактических мер.

Проблема коррупции не столько правовая, сколько социально-политическая. Ясно, что и стратегия превенции должна ориентироваться на меры экономические, социальные, политические . При этом следует понимать, что «ликвидировать» коррупцию, как и любое иное социальное зло, имеющее прочные основы в экономическом, политическом, социальном устройстве общества, – невозможно. Речь должна идти лишь о значительном ограничении масштабов явления, введении его в «цивилизованные рамки», защите массы населения от тотальных поборов на всех уровнях.

Перечень мер по профилактике коррупции содержится в ст. 6 антикоррупционного Закона. Указанные меры сформулированы в качестве основных направлений деятельности и напрямую применяться не могут, соответственно, для их реализации потребовалось принятие ряда законода­тельных и подзаконных актов, внесение изменений в существующие, что частично было реализовано.

Так, если такая мера профилактики коррупции, как антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов, предусмотренная п.2 ст. 6 Федерального закона «О противодействии коррупции», достаточно подробно регламентирована и системно применяется не только на федеральном уровне, но и на местном в муниципалитетах, тем самым данный институт становится обязательным атрибутом правотвор­ческой и правоприменительной деятель­ности, что исключает его недооценку и применение от случая к случаю, то до настоящего времени остается открытым вопрос о реализации п.1 ст.6 Федераль­ного закона «О противодействии коррупции», а именно не совсем ясно к чьей компетенции относится, и в каком порядке необходимо проводить «формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению» (п.1).

Действительно, сформировав в обществе нетерпимость к коррупционному поведению, можно обеспечить ее надежную минимизацию, не только значительно сократив ее социальную базу, но и повысив уровень неотвратимости за коррупционные правонарушения за счет активного информирования граждан о ставших им известными фактах коррупции или попытках их склонения к ней .

Реализация данной меры связана с повышением уровня правовой культуры, что достигается осуществлением правового воспитания.

Под правовым воспитанием понимается целее­направленная деятельность органов госу­дарственной власти и местного самоуправления, а также общественных структур, средств массовой информа­ции, трудовых коллективов по формированию высокого правосознания и правовой культуры граждан. Данное понятие включает в себя также получение и распространение знаний о праве и других правовых явлениях, усвоение правовых ценностей, идеалов.

Антикоррупционная направленность правового воспитания основана на повышении в обществе, в целом позитивного отношения к праву, его неукоснительное соблюдение, повышение уровня правовых знаний, в том числе о коррупционных формах поведения и мерах по их предотвращению, формировании у государственных, муниципальных служащих и у граждан представления о мерах юридической ответственности, которые могут применяться в случае совершения коррупционных правонарушений.

Основными формами реализации правового антикоррупционного воспитания могут являться:

  1. Антикорруционное образование, т.е. формирование нетерпимости к коррупционному по­ведению в рамках обучающих программ школьного, высшего, послевузовского и дополни­тельного образования. Также, антикоррупционное образование основывается на дополнительных образовательных программах и реализуется путем профессиональной переподготовки и повышения квалификации специалистов в целях обучения навыкам выявления и профилактики коррупционных правонарушений, формирования нетерпимого отношения к проявлениям коррупции в обществе, повышения уровня правосознания и правовой культуры.
  2. На федеральном уровне, в первой редакции Национального плана противодействия коррупции, утв. указом Президента РФ от 31 июля 2008 г. N Пр-1568, в качестве одного из направлений противо­действия коррупции было названо усиление антикоррупционной составляющей при преподава­нии учебных дисциплин, предусматривающих изу­чение правовых и морально-этических аспектов управленческой деятельности в федеральных государственных образовательных учреждениях высшего и послевузовского профессионального образования.

  3. Антикоррупционная пропаганда, прежде всего через средства массовой информации, в том числе с использованием социальной рекламы. Антикоррупционная пропаганда представляет собой целенаправленную деятельность средств массовой информации, содержанием которой является просветительская работа в обществе по вопросам противостояния коррупции в любых ее проявлениях, воспитание в населении чувства гражданской ответственности за судьбу реализуемых антикоррупционных программ, укрепление доверия к власти.

То есть применительно к пропаганде можно говорить о формировании антикоррупционного общественного сознания, при помощи следующих мер:

  • информирование общества о проводимых мероприятиях по реализации антикоррупционных мер и об их результатах (в СМИ);
  • проведению публичных информационных мероприятий с участием общественных объединений и предпринимателей для обсуждения проблем противодействия коррупции, мер по предупреждению коррупционных правонарушений, обобщения и распространения позитивного опыта антикоррупционного поведения среди субъектов предпринимательской деятельности;
  • организации «телефона доверия» для получения сообщений о фактах коррупции и последующего реагирования;
  • создание и постоянное обновление интернет-страниц для информирования общественности о фактах коррупции и принятых по ним мерам, мероприятиях по противодействию коррупции, ходе реализации программы.
  • проведение различных мероприятий (слушаний, совещаний, семинаров, конференций и др.) антикоррупционной направленности.

В п.4. ч.1 ст.5 Федерального закона «О противодействии коррупции» закреплена норма о том, что органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий.

Полномочия органов местного самоуправления определяет Федеральный закон от 06.10.03 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации.

Вопрос противодействия коррупции – это не вопрос местного значения (согласно пункта «б» статьи 72 Конституции РФ вопросы обеспечения законности, правопорядка и общественной безопасности отнесены к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации), но это «вопрос жизни или смерти государства», поэтому органы местного самоуправления могут быть наделены какими-либо существенными полномочиями по противодействию коррупции, а точнее по профилактике коррупции, в первую очередь, в своих рядах, а также на территории муниципального образования.

Органы местного самоуправления, как наиболее близкая к народу власть, могут и должны принять участие в осуществлении профилактики коррупции, реализации, в том числе и слов Президента Российской Федерации: «Коррупция должна быть не просто незаконной. Она должна стать неприличной» .

На заседании комиссии по координации работы по противодействию коррупции подвели итоги.

В этом году было проведено 17 заседаний комиссии, рассмотрено пять материалов проверки достоверности и полноты сведений о кандидатах на муниципальную службу, одиннадцать уведомлений муниципальных служащих о намерении выполнять иную оплачиваемую работу.

По результатам деятельности комиссии двое муниципальных служащих привлечены к дисциплинарной ответственности, в отношении них применено дисциплинарное взыскание в виде замечания. Для наиболее независимого и полного разрешения таких ситуаций проведена ротация персонального состава конфликтной комиссии, обеспечено участие в коллегиальном органе представителей научных и общественных организаций. А также участие лиц, не замещающих должности муниципальных служащих в органах местного самоуправления.

С муниципальными служащими на постоянной основе проводится индивидуальная разъяснительная и консультационная работа по вопросам правоприменительной практики законодательства о противодействии коррупции. Кроме того, структурными подразделениями администрации города ведётся информационно-пропагандистская и просветительская работа, направленная на создание в обществе атмосферы нетерпимости к коррупционным проявлениям.