Нет желания учиться

Многие современные дети, как их называют специалисты − «цифровое поколение», не хотят ходить в школу. Часто это нежелание появляется из-за внушений самих взрослых, сделанных еще до того, как малыши становятся первоклассниками. Интерес к учебе пропадает и позже − в подростковом возрасте и в старших классах. Почему так происходит и как этого не допустить − разбираемся в нашей статье.

Родители, бабушки и дедушки говорят ребенку, припугивая его и не осознавая последствий своих слов: «Вот пойдешь в школу, и там нужно будет сидеть тихо, баловаться на уроках нельзя!», «Это ты пока можешь делать, что захочется, а пойдешь в школу – там тебе достанется!», «Как же ты учиться будешь, ты такой невнимательный!». Дошкольники зависимы от родителей и смотрят на мир их глазами. Разумеется, сами дети чувствуют тревогу взрослых и начинают думать, что учеба это что-то не совсем приятное, требующее невероятных усилий. Именно с таким настроем некоторые ребята впервые переступают порог школы. Не лучше ли вместо внушения страха подбодрить ребенка и настроить его положительно?

Если у детей не сформирована мотивация к получению новых знаний, учиться с охотой они не будут. При этом отсутствие интереса к обучению может появиться, как ни парадоксально, из-за оголтелого курса на «раннее развитие». Одни родители, обеспокоенные предстоящей учебой своих детей, стараются подготовить их к школе как можно лучше и требуют беглого чтения и счета чуть ли не с трех лет. Другие мамы и папы, чьи амбиции высоки, стремятся воспитать вундеркиндов с пеленок и начинают, например, обучать своих малышей иностранным языкам еще до того, как те начинают чисто говорить на родном языке. Зачастую причина такого «раннего старта» − неправильное представление о физиологических особенностях развития детей.

Недалеко от незнающих основ физиологии дошкольного возраста родителей уходят и некоторые специализированные детские сады, где дети только изредка играют и гуляют, а основное время проводят на занятиях. Результатом стремления научить всему и как можно раньше становятся не только антипатия, но и крайне негативное отношение ребенка к обучению в школе.

Если ребенка с раннего детства много нагружали развивающими занятиями, то в первый класс он может прийти уже уставший. Это значит, его перекормили раньше, чем проснулся аппетит. Важно идти в ногу с интересами ребенка, учитывать их, а не торопиться загрузить малыша информацией.

Кроме того, если до школы он уже многое знает, на уроках ему будет скучно, а от скуки дети обычно находят другие занятия. Подвох в том, что можно пропустить тот момент, когда появится большой объем новых знаний, а привычка их усваивать и трудиться регулярно так и не будет сформирована, − утверждает психолог Надежда Керова.

Почему в школе пропадает мотивация к обучению

Допустим, что с привычкой учиться и мотивацией у ребенка все хорошо − бабушка-педагог научила его читать и писать, нагрузки до школы были в меру, обучали с любовью, используя правильные методики. Однако школьника ожидают обстоятельства, которые могут отбить желание познавать новое. Разберем некоторые из них:

Не получается хорошо учиться

Случается, что даже подготовленные первоклассники испытывают трудности, например, с математикой или письмом. Следствие − дети становятся невнимательными на уроках по предметам, в которых они неуспешны.

Задачи родителей и учителя − как можно раньше выявить проблемные дисциплины, помочь ребенку подтянуть знания и не допустить развития страха провала по этим предметам.

Непосильные учебные нагрузки

Ученики часто «заболевают», а родители не могут определить: ребенок действительно не может или просто не хочет идти в школу. При постоянных непосильных для ребенка нагрузках болезнь становится единственной возможностью для детей пропустить уроки. Когда подобный «номер» проходит раз, другой, третий, то притворство становится обычным делом.

Родителям важно дать понять ребенку − если заболел, то в постель и полоскать горло каждый час, а не за компьютер.

Страх перед трудностями

От детей можно услышать: «Я так боюсь ошибиться, что у меня ладошки мокрые». Оказаться смешным перед всем классом, получить двойку у доски – такие «боюсь» вызывают у школьников нежелание идти в школу.

Сможет ли ребенок побороть страхи − зависит от родителей, их любви и поддержки. Стоит как можно чаще внушать ребенку веру в свои силы, подбадривать его, демонстрировать доверие и поощрять самостоятельность.

Например, ученику младших классов можно поручать походы в магазин у дома за хлебом, а школьнику постарше позволять самостоятельно распоряжаться карманными деньгами. При этом крайне важно не только хвалить ребенка за результаты, но и показывать на примерах, почему знания, полученные в школе, полезны в реальной жизни − без умения быстро читать или правильно считать сложно делать покупки в магазине, без азов по предмету «окружающий мир» − оценивать состояние погоды перед прогулкой и т.д.

Низкий авторитет педагога

Обесценивание авторитета учителя мало способствует желанию слушать его во время урока, поэтому о работе педагога лучше говорить в нейтральных или положительных тонах. Еще лучше − вообще исключить оценку действий учителя в присутствии детей.

Чрезмерная строгость и отсутствие похвалы

Когда родители осуждают и «штрафуют» детей за плохие оценки и при этом не хвалят за успехи в школе, у детей пропадает желание учиться. В таких случаях в помощи психолога нуждаются не только дети, но и сами родители.

Важно помнить, что чрезмерная строгость, особенно при отсутствии поддержки и похвалы, так же как и постоянная критика, – плохие помощники в формировании мотивации к учебе.

Плохие отношения с одноклассниками

Друзья, компании по интересам, формирование детского коллектива и лидерских качеств – все это необходимый для ребенка опыт на пути взросления. Часто подростки ходят в школу больше не из желания приобрести знания, а ради общения. Если же отношения с одноклассниками не складываются, то интерес к школе пропадает.

Родителям важно научиться быть другом своему ребенку и стараться быть в курсе не только его оценок, но и интересов. Если на лицо признаки буллинга, необходимо обсудить проблему с классным руководителем и вместе с ним принять меры по прекращению травли.

Учителю, если он замечает, что в классе травят кого-то из учеников, нужно обязательно выявить причину и вместе со школьным психологом разработать стратегию действий. Если ситуация зашла слишком далеко, к работе по устранению травли привлекают администрацию школы и родителей.

Скучно на уроках

Пожалуй, это самый главный фактор. В эпоху интернет-технологий большинству школьников неинтересно сидеть за партой и учиться, если им и хочется получать знания, то здесь и сейчас, с минимальными усилиями и, по-возможности, в развлекательной форме. Ведь так просто найти ответ на любой вопрос, спросив у Google.

Конечно, в разрешении этой проблемы важны умение учителя преподносить материал, способность чувствовать атмосферу в классе и управлять ею, талант пробуждать интерес к предмету. Однако все уроки не могут быть игровыми и нестандартными, а кроме того, школьник должен не только знакомиться с новой информацией, но и осмысливать и запоминать ее. А это без усилий и труда невозможно.

Сторонниками учителя могут стать родители, которые должны развивать в детях ответственность, своим примером показывать, что обучение проходит не зря, если полученные знания остаются в памяти, отрабатываются навыки их применения в жизни, и для этого приходится стараться и прилагать усилия.

Ученики «перекормлены информацией»

Еще пару десятков лет назад мультфильмы можно было посмотреть только по телевизору и только в определенное время, не было возможности скачивать из интернета музыку любого жанра и направления, путешествия в дальние страны были мечтой, а знания, которые передает учитель, можно было получить только сидя за партой − записать в тетрадь и запомнить. Настало информационное пресыщение, многое из желаемого оказывается на ладони лишь по одному клику. Родители сетуют: «Ничего не хочет. Театры, экскурсии, поездки в другой город, в новую страну, возможность соприкоснуться с другой культурой — ничего не интересует».

Есть ли выход

Для большинства интерес к учебе во многом зависит от личности учителя. Именно педагог может (или, к сожалению, наоборот) привить ученику тягу к знаниям и любовь к своему предмету. При этом повторю, воспитать интерес учиться, любознательность, любовь к книгам — уже прерогатива родителей. При желании взрослым удается заинтересовать ребенка даже в подростковом возрасте и показать на личном примере, что всегда есть возможность открывать для себя что-то новое и интересное, ранее неведомое. Возможно, на какое-то время им стоит прекратить или максимально сузить бесперебойный поток удовольствий, радостей жизни. Родители должны обладать знаниями и волей, чтобы показать: учеба— это труд, без которого невозможно развитие.

А какие причины нежелания учиться современных детей можете назвать вы?

Не будем разводить лирику, а сразу перейдем к делу. В первую очередь вы, дорогой читатель, должны раз и навсегда расставить приоритеты. Подумайте не о том, как заставить себя учиться, а о том, как это на самом деле замечательно. У вас есть друзья, у вас много свободного времени, мало обязанностей, ваша жизнь еще во многом беззаботна.

Вы не должны заставлять себя делать то, что вам не нравится. Но поймите, во взрослой жизни вы должны будете нести ответственность и делать много таких вещей, от которых вы точно не будете в восторге. Поверьте, учить уроки и слушать учителей – это не самое худшее, что вам придется делать.

К тому же, сегодня в Интернете есть такие замечательные сайты, перейдя на которые вы найдете уже готовые решения заданий. Но не злоупотребляйте этим, поскольку во взрослой жизни шпаргалок не бывает.

Найдите для себя что-то такое, что будет вас вдохновлять. Имея повод учиться, вы будете искренне хотеть заниматься уроками и изучать предметы школьной программы. Учителя не умеют мотивировать вас, дорогие друзья. Что мы обычно от них слышим?

«Если ты не начнешь учиться и посещать уроки, тебя отчислят или оставят на второй год»

«Будешь получать плохие оценки – пойдешь в бурсу»

Кстати, если вы пойдете в так называемую «бурсу», то в будущем будете зарабатывать в разы больше, чем учительница. Если вам нравится ремонтировать с отцом автомобиль, помогать маме готовить – что плохого в училище, техникуме?

Мы не можем говорить конкретно, что будет мотивацией именно в вашем случае. Школа – это то место, где для того чтобы нравиться девушкам, нужно быть плохим харизматичным парнем. А мы здесь себя учиться заставляем. Лучше представьте, кем бы вы хотели стать в будущем, и начинайте двигаться в направлении своей мечты прямо сегодня.

Иногда проблемы с мотивацией возникают из-за конфликтных ситуаций. Не будем заострять внимание на этой теме, поскольку она заслуживает детального рассмотрения. Если не получается найти общий язык с одноклассниками, перейдите в другой класс или даже школу.

Первый шаг – самый важный. Прежде чем сделать его, попробуйте определиться, чего вы хотите конкретно в данный момент. Помните: вы всегда имеете право передумать. Главное – действовать прямо здесь и сейчас, поскольку этот момент является первым и последним.

Все мы прекрасно понимаем, насколько трудно сделать первый шаг. Всегда в глубине души говоришь себе: «Ну вот со следующего понедельника берусь за ум». Приходит понедельник, а в жизни так ничего и не изменилось. Хотите перемен? Начните сегодня. Закройте вкладку с этим текстом и начинайте менять свою жизнь к лучшему.

Родители и дети по-разному относятся ко многим вещам, в том числе и к обучению. Взрослые понимают, что учиться необходимо для личного развития, для достижения целей, для реализации себя в жизни. Дети же чаще всего воспринимают учебу, как не самую приятную обязанность, которая мешает заниматься любимыми делами, поэтому отсутствие желания учиться – очень распространенное явление среди школьников и даже среди дошколят.

Почему нет желания учиться? Проблема обучения номер один

Очень хочется, чтобы ребенок рос умным и внимательным, прилежно занимался и радовал родителей своими успехами. Мамы и папы и так считают своих малышей лучшими, но отличные оценки идеально бы подчеркнули одаренность и талантливость их уникального ребенка. Одна из наиболее глобальных причин, почему ребенок не хочет учиться – это давление со стороны взрослых:

  • переоценивание детских возможностей;
  • слишком высокие требования;
  • обесценивание достигнутых результатов;
  • негативная реакция на низкие оценки, ошибки.

Другая причина потери интереса к обучению противоположна первой. Это повышенная опека над малышом с раннего возраста и до самой школы. В этом случае родители не дают ребенку возможности реализовать свой потенциал, так как стараются максимально оградить и от ошибок, и от нагрузок. Происходит это, когда:

  • взрослые принимают активное участие в выполнении домашних заданий;
  • сами доделывают за ребенка начатые дела (бытовые, школьные);
  • принимают за ученика решения.

Результат гиперопеки – неспособность к анализу, самостоятельному выбору, принятию решений, отсутствие ответственности и самодисциплины.

Есть и другие причины, которые на первый взгляд никак не связаны с тем, что у школьника нет желания учиться. Например, застенчивость, конфликты с другими учениками, натянутые отношения с учителем. Эти факторы заставляют ребенка чувствовать себя некомфортно. Эмоциональный дискомфорт мешает нормальному обучению, плохо сказывается на успеваемости и становится причиной отсутствия энтузиазма к учебе.

Как не отбить желание ребенка учиться? Основные шаги дошкольного развития ребенка

Родители становятся для ученика примером во всем – в ведении быта, мировоззрении, стремлении к развитию. Поддержка близких людей помогает малышу преодолеть многие трудности. Отношение взрослых к учебе, проблемам влияет на то, как будет воспринимать учебу ребенок, насколько упорно и решительно он будет находить выход из сложных ситуаций. Но одного только желания помочь ученику бывает мало. Нужен еще профессиональный подход, действенные методы обучения.

Эффективный алгоритм подготовки к школе и мотивации предлагает Школа ментальной арифметики Соробан® для учеников 5-11 лет. Она ориентируется не на один, а на несколько разновидностей мотивации:

  1. Развитие способностей, которые увеличивают потенциал и расширяют границы возможностей ребенка.
  2. Использование инструментов обучения, позволяющих заинтересовать ученика учебой, увлечь его процессом развития.
  3. Развитие волевых качеств и наработка опыта познавательной деятельности.
  4. Поощрение активного, самостоятельного развития своих способностей.
  5. Создание среды для успешного преодоления морального барьера в общении с педагогом и другими учениками.
  6. Акцент на достижениях.

Чтобы учиться, нужно желание и личная заинтересованность в результатах. Результативность методики Соробан® – один из главных аргументов, позволяющих правильно мотивировать учеников на учебу. А желание учиться и развиваться поможет преодолеть любые трудности, добиться успеха в любом деле, достичь любых целей.