Нет пенсии

Содержание

Поскольку спорные правоотношения возникли в связи с исполнением судебного решения, неуплаченная истице сумма пенсии, которая подлежит взысканию в ее пользу по решению суда, не может считаться имущественным ущербом, или убытками в понимании статей 22, 1166 Гражданского кодекса Украины, а является суммой начисленной пенсии, подлежащей выплате истице в порядке исполнения постановления административного суда, поэтому указанные нормы права не подлежат применению к спорным правоотношениям

13 сентября 2017 года Судебная палата по гражданским делам Верховного Суда Украины, рассмотрев в судебном заседании дело по иску гр-ки С. к Управлению Пенсионного фонда Украины в г. Ивано-Франковске (УПФУ в г. Ивано-Франковске) о взыскании невыплаченной пенсии и компенсации потери части доходов в связи с нарушением сроков их выплаты по заявлению УПФУ в г. Ивано-Франковске о пересмотре решения Апелляционного суда Ивано-Франковской области от 23 марта 2016 года и определения Высшего специализированного суда Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел от 22 мая 2017 года, установила следующее.

В июле 2015 года гр-ка С. обратилась в суд с иском к УПФУ в г. Ивано-Франковске о взыскании невыплаченной пенсии и компенсации потери части доходов в связи с нарушением сроков их выплаты.

Исковые требования обосновывала тем, что в соответствии с постановлением суда от 21 апреля 2011 года, вступившим в законную силу, на Управление Пенсионного фонда возложена обязанность осуществить перерасчет пенсии истицы и выплатить ей недоплаченную сумму пенсионных выплат с учетом уже выплаченных сумм пенсии за период с 16 мая 2010 года. Однако решение суда не исполнено, перерасчет пенсии произведен только до 23 июля 2011 года, а пенсия не выплачена.

Истица просила суд взыскать с ответчика в ее пользу невыплаченную пенсию в размере 73 940 грн 39 коп., компенсацию потери части доходов в связи с нарушением сроков их выплаты в размере 5797 грн 39 коп.

Решением Ивано-Франковского городского суда Ивано-Франковской области от 17 февраля 2016 года в удовлетворении исковых требований отказано.

Решением Апелляционного суда Ивано-Франковской области от 23 марта 2016 года решение суда первой инстанции изменено. Отменено в части отказа в удовлетворении исковых требований о взыскании размера невыплаченной пенсии и в этой части принято новое решение о частичном удовлетворении исковых требований. Взыскана с УПФУ в г. Ивано-Франковске в пользу гр-ки С. начисленная, но невыплаченная пенсия в размере 73 940 грн 39 коп. В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменений.

Определением Высшего специализированного суда Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел от 22 мая 2017 года кассационная жалоба УПФУ в г. Ивано-Франковске отклонена, решение апелляционного суда оставлено без изменений.

В поданном в Верховный Суд Украины заявлении УПФУ в г. Ивано-Франковске просит отменить решение апелляционного суда и определение суда кассационной инстанции, оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на неодинаковое применение кассационным судом одних и тех же норм материального права, а именно: статей 22 и 1166 Гражданского кодекса (ГК) Украины.

Заслушав судью-докладчика, пояснения заместителя начальника юридического отдела УПФУ в г. Ивано-Франковске — гр-ки А., которая приняла участие в судебном заседании в режиме видеоконференции, проверив изложенные в заявлении доводы, Судебная палата по гражданским делам Верховного Суда Украины пришла к выводу, что заявление подлежит удовлетворению.

На основании статьи 3604 ГПК Украины Верховный Суд Украины отменяет судебное решение по делу, которое пересматривается на основании неодинакового применения судом (судами) кассационной инстанции одних и тех же норм материального права, повлекшего принятие разных по содержанию судебных решений в подобных правоотношениях, если установит, что оно является незаконным.

Суд установил, что гр-ка С. является лицом, пострадавшим в результате Чернобыльской катастрофы, имеет право на льготы и компенсации в соответствии с Законом Украины «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы» и получает пенсию как инвалид II группы в соответствии с указанным Законом.

Постановлением Ивано-Франковского городского суда Ивано-Франковской области от 21 апреля 2011 года на УПФУ в г. Ивано-Франковске возложена обязанность произвести гр-ке С. перерасчет пенсии инвалида II группы, чье заболевание связано с ликвидацией последствий аварии на ЧАЭС, с 16 мая 2010 года в соответствии со статьей 50, частью 1 статьи 54, частью 6 статьи 67 Закона Украины «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы», исходя из размера минимальной пенсии по возрасту, определенному частью 1 статьи 28 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» в размере прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность, установленном Законом Украины «О государственном бюджете Украины» на соответствующие годы, и выплатить ей недоплаченную сумму пенсионных выплат с учетом уже выплаченных сумм пенсии за период с 16 мая 2010 года. Это постановление вступило в законную силу 15 ноября 2011 года в соответствии с определением Львовского апелляционного административного суда. Во исполнение постановления 13 марта 2012 года выдан исполнительный лист.

Постановлением государственного исполнителя 23 марта 2012 года открыто исполнительное производство по исполнению указанного постановления суда.

Письмом от 7 ноября 2012 года УПФУ в г. Ивано-Франковске уведомило гр-ку С., что во исполнение этого постановления суда истице произведен перерасчет пенсии, согласно которому начислена доплата за период с 16 мая 2010 года по 22 июля 2011 года в размере 73 940 грн 39 коп. В то же время Управление Пенсионного фонда сообщило, что выплата средств будет осуществлена при наличии соответствующего финансирования.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что доплата пенсии в размере 73 940 грн 39 коп. не является материальным ущербом, причиненным в результате неправомерных действий ответчика, поскольку по своей природе не может считаться убытками в понимании статьи 22 ГК Украины, а является суммой начисленной пенсии, подлежащей выплате истцу в порядке исполнения постановления суда от 21 апреля 2011 года. Постановление суда находится на исполнении, частично исполнено ответчиком в связи с проведением перерасчета, а потому взыскание задолженности по данному делу является двойной мерой ответственности. Также суд отметил, что положения статьи 625 ГК Украины на спорные правоотношения не распространяются, поскольку между сторонами не существует денежных обязательств, следовательно, основания для удовлетворения исковых требований отсутствуют.

Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя частично исковые требования в части взыскания с УПФУ в г. Ивано-Франковске в пользу гр-ки С. начисленной, но не выплаченной пенсии, апелляционный суд, с выводами которого согласился суд кассационной инстанции, исходил из того, что задолженность ответчика в понимании статьи 22 ГК Украины является убытками. Таким образом, неправомерными действиями ответчика гр-ке С. нанесен ущерб в сумме недополученной истицей пенсии согласно статьям 50, 54 Закона Украины «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы», что составляет 73 940 грн 39 коп. Следовательно, указанные средства должны быть возмещены в соответствии со статьей 1166 ГК Украины. Правильным является вывод суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении исковых требований о взыскании индекса инфляции и 3 % годовых.

Однако в предоставленных для сравнения определениях Высшего специализированного суда Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел указывается следующее:

— в определении от 6 июля 2016 года суд кассационной инстанции, оставляя в силе решение судов предыдущих инстанций, которыми отказано в удовлетворении иска о взыскании невыплаченной пенсии, индекса инфляции и 3 % годовых, исходил из того, что начисленная, но ­невыплаченная пенсия по своей природе не может считаться убытками в понимании статьи 22 ГК Украины, а является суммой, подлежащей выплате истцу в порядке исполнения постановления административного суда. Нарушенные права истца восстановлены постановлением административного суда о возложении на ответчика обязанности начислить и выплатить назначенную истцу пенсию, которое находится на исполнении и частично исполнено. Повторное обращение в суд о взыскании уже определенной решением суда суммы средств недопустимо;

— в определении от 21 сентября 2016 года суд кассационной инстанции, отменяя решение апелляционного суда и направляя дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции, исходил из того, что, удовлетворяя иск, апелляционный суд руководствовался тем, что выплаченная истцу пенсия по решению суда является ущербом в понимании статей 22, 1166 ГК Украины. Однако апелляционный суд не определился с тем, какие правоотношения возникли между сторонами и какая правовая норма подлежит применению. Сославшись на статью 107 Закона Украины «Об общеобязательном пенсионном страховании», апелляционный суд не обратил внимания на то, что указанная норма касается назначения и выплаты пенсии, которая истице выплачивается по указанному Закону. В связи с этим апелляционному суду необходимо было определиться с тем, подлежит ли применению норма Закона. Кроме того, для возмещения вреда необходимо наличие четырех составляющих гражданско-правовой ответственности: противоправного действия ответчика; вины ответчика; вреда и причинной связи между ними. Однако суд не указал, в чем вина ответчика, противоправность его действий, есть ли причинная связь между указанным и невыплатой истице пенсии.

Изложенное свидетельствует о том, что существует неодинаковое применение судом кассационной инстанции в подобных правоотношениях статей 22, 1166 ГК Украины.

Решая вопрос об устранении расхождений в применении судом кассационной инстанции указанных норм материального права, Судебная палата по гражданским делам Верховного Суда Украины исходит из следующего.

В соответствии со статьей 1 Закона Украины «О пенсионном обеспечении» граждане Украины имеют право на государственное пенсионное обеспечение по возрасту, по инвалидности, в случае потери кормильца и в других случаях, предусмотренных настоящим Законом.

Согласно статье 107 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», Пенсионный фонд, его органы и должностные лица за вред, причиненный лицам в результате несвоевременного или неполного предоставления социальных услуг, назначения (перерасчета) и выплаты пенсий, предусмотренных настоящим Законом, а также за неисполнение или ненадлежащее исполнение ими обязанностей по административному управлению Накопительным фондом несут ответственность в соответствии с законом.

Как следует из части 1 статьи 1166 ГК Украины, вред, причиненный неправомерными решениями, действиями или бездействием личным неимущественным правам физического или юридического лица, а также ущерб, нанесенный имуществу физического или юридического лица, возмещается в полном объеме лицом, причинившим вред.

В соответствии со статьей 22 ГК Украины лицо, которое терпит убытки в результате нарушения его гражданского права, имеет право на их возмещение. Убытками являются: потери, которые лицо понесло в связи с уничтожением или повреждением вещи, а также расходы, которые лицо произвело или должно будет произвести для восстановления своего нарушенного права (реальный ущерб); доходы, которые лицо могло бы реально получить при обычных обстоятельствах, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

При разрешении спора о возмещении вреда обязательному выяснению подлежат: наличие такого вреда, противоправность деяния его причинителя, наличие причинной связи между вредом и противоправным деянием причинителя и вины последнего в его причинении.

Основанием для обращения в суд истец указывает статьи 22, 1166 ГК Украины и ссылается на причиненный ответчиком материальный ущерб, который состоит в невыплате пересчитанной пенсии на основании постановления суда.

Постановлением Ивано-Франковского городского суда Ивано-Франковской области от 21 апреля 2011 года на УПФУ в г. Ивано-Франковске возложена обязанность произвести гр-ке С. перерасчет пенсии инвалида II группы, чье заболевание связано с ликвидацией последствий аварии на ЧАЭС, и выплатить ей недоплаченную сумму пенсионных выплат с учетом уже выплаченных сумм пенсии за период с 16 мая 2010 года.

Указанное судебное решение находится на исполнении, частично исполнено ответчиком в связи с проведением перерасчета.

Правоотношения, возникающие по поводу исполнения судебных решений, урегулированы Законом Украины «Об исполнительном производстве».

Таким образом, поскольку спорные правоотношения возникли в связи с исполнением судебного решения, неуплаченная истице сумма пенсии, которая подлежит взысканию в ее пользу по решению суда, не может считаться имущественным ущербом, или убытками в понимании статей 22, 1166 ГК Украины, а является суммой начисленной пенсии, подлежащей выплате истице в порядке исполнения постановления административного суда, поэтому указанные нормы права не подлежат применению к спорным правоотношениям.

К такому же выводу пришел суд первой инстанции.

Кроме того, суд первой инстанции правильно посчитал, что нарушенные права истицы восстановлены постановлением суда об обязательстве начислить и выплатить назначенную истице пенсию, которое находится на исполнении и частично исполнено, поскольку ответчиком произведен перерасчет пенсии, определен размер и начислена доплата к пенсии, а следовательно, взыскание заявленной истицей суммы в указанном споре является двойной ответственностью за одно и то же обязательство, что в соответствии с положениями Конституции Украины недопустимо.

Согласно части 2 статьи 46 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», начисленные суммы пенсии, не полученные по вине органа, назначающего и выплачивающего пенсию, выплачиваются за прошлое время без ограничения каким-либо сроком с начислением компенсации потери части доходов.

Местный суд пришел к обоснованному выводу о том, что ссылки истца на статью 46 вышеупомянутого Закона безосновательны, поскольку предметом рассмотрения этого дела не является сумма недополученного повышения к пенсии, и вышеуказанные нормы Закона к этим правоотношениям применяться не могут, поскольку судом был решен спор относительно перерасчета пенсии истице.

Апелляционный суд, с которым согласился суд кассационной инстанции, неправильно применил положения статей 22, 1166 ГК Украины и пришел к ошибочному выводу о том, что задолженность ответчика по выплате пенсии, подлежащей взысканию по решению суда, является убытками в понимании статьи 22 ГК Украины, а потому эти средства подлежат возмещению ответчиком согласно статье 1166 ГК Украины. Кроме того, судом апелляционной инстанции не опровергнуто то, что указанная сумма средств подлежит взысканию в пользу истицы согласно постановлению Ивано-Франковского городского суда Ивано-Франковской области от 21 апреля 2011 года, а потому взыскание заявленной истицей суммы в указанном споре является двойной ответственностью за одно и то же обязательство, что в соответствии с положениями Конституции Украины недопустимо.

При таких обстоятельствах решение апелляционного суда и определение суда кассационной инстанции необходимо отменить, а решение суда первой инстанции — оставить в силе.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 355, пунктом 1 части 1 статьи 3603, частями 1, 2 статьи 3604 ГПК Украины, Судебная палата по гражданским делам Верховного Суда Украины постановила:

— заявление Управления Пенсионного фонда Украины в г. Ивано-Франковске удовлетворить;

— решение Апелляционного суда Ивано-Франковской области от 23 марта 2016 года и определение Высшего специализированного суда Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел от 22 мая 2017 года отменить, а решение Ивано-Франковского городского суда Ивано-Франковской области от 17 февраля 2016 года оставить в силе.

Постановление является окончательным и может быть обжаловано только на основании, установленном пунктом 3 части 1 статьи 355 ГПК Украины.

Выплата пенсии производится за текущий месяц при предъявлении документа, удостоверяющего личность. Пенсионер вправе выбрать по своему усмотрению организацию, осуществляющую доставку пенсии, а также способ получения пенсии (доставкой пенсии на дом работником почтового отделения, в кассе почтового отделения или банка, либо путем зачисления суммы пенсии на карт- счет пенсионера в банке).

Порядок выплаты пенсии по доверенности

Кроме того, за пенсионера получать назначенную ему пенсию может выбранное им доверенное лицо. Выплата пенсии по доверенности, срок действия которой превышает один год, производится в течение всего срока действия доверенности при условии ежегодного подтверждения пенсионером факта регистрации его по месту получения пенсии.

Порядок выплаты пенсии через предприятия почтовой связи

Через предприятие «Кыргыз почтасы» пенсионеры могут получать пенсию с доставкой на дом или самостоятельно в почтовом отделении по месту жительства. В этом случае каждому пенсионеру устанавливается дата получения пенсии в соответствии с графиком доставки, при этом пенсия может быть выплачена позднее установленной даты в пределах периода выплаты пенсии. Выплата пенсии через почтовые отделения производится с 10 по 25 числа каждого месяца. Начало выплаты пенсии может меняться в случае выпадения на эту дату выходных и праздничных дней. Если пенсия не получена пенсионером в течение шести месяцев подряд, то ее выплата приостанавливается, и необходимо будет написать заявление в Социальный фонд по месту жительства (по месту нахождения пенсионного дела), чтобы возобновить выплату.

Преимущества получения пенсии через коммерческие банки

Через банк пенсионеры могут получать пенсию в кассе отделения банка или оформить банковскую карту и снимать денежные средства через банкомат. Получение пенсии через банковскую карту позволяет пенсионерам снимать денежные средства в любом размере и в удобное для них время. Деньги можно снимать также находясь в другом городе или селе, где имеется банкомат соответствующего банка. Таким образом, пенсионер может перемещаться в пределах Кыргызстана имея возможность снимать деньги по месту его нахождения в случае наличия банкомата или филиала соответствующего банка. С помощью банковской карты можно также оплачивать коммунальные услуги и услуги мобильного оператора (телефон) без оплаты комиссионного сбора.

Порядок зачисления пенсии на банковские счета пенсионеров

Перечисление денежных средств на выплату пенсии в банки производится также с 10 числа каждого месяца, за исключением дней, когда эта дата выпадает на выходные и праздничные дни. Зачисление пенсии на счет пенсионера производится банком не позднее дня, следующим за днем поступления денежных средств и списков пенсионеров с указанием суммы к зачислению от территориальных органов Социального фонда КР. Снять свои деньги с банковского счета можно в любой день после их зачисления.

Порядок перехода на выплату пенсии через коммерческие банки

Если пенсионер пожелает сменить способ доставки, он должен письменно уведомить об этом территориальное управление Социального фонда КР по месту нахождения пенсионного дела. В случае, если пенсионер решит перейти на обслуживание в коммерческий банк, он должен предварительно выбрать банк через который ему удобнее или выгоднее получать пенсию, заключить соответствующий договор с банком, имея при себе паспорт и пенсионное удостоверение и только после этого с данными банковского счета подойти в территориальное управление Социального фонда КР по месту нахождения пенсионного дела и подать заявление о зачислении пенсии на вновь открытый банковский счет.

Большинство пенсий сейчас назначается удаленно, без визита в клиентскую службу. Фото: istock / richard johnson

Оформление пенсии через личный кабинет

Большинство пенсий сегодня можно оформить с помощью электронного заявления. Подать такое заявление можно двумя путями: через личный кабинет на официальном сайте Пенсионного фонда либо на портале госуслуг. Сейчас таким способом принимается уже 70 процентов обращений. В большинстве случаев пенсия с согласия человека назначается полностью дистанционно — для этого используются данные, которые передают в ПФР работодатели.

Дистанционное назначение пенсии по телефону

Если у человека нет интернета, компьютера, он не владеет смартфоном и не может подать электронное заявление в ПФР, на такой случай предусмотрена возможность оформить пенсию по телефону. Сотрудники территориального отделения ПФР связываются с гражданином по телефону. Если человек согласен на оформление пенсии без электронного заявления, это отражается в специальном акте. На основе этого документа формируется заявление и запускаются дальнейшие процессы по оформлению пенсии.

Важно: специалисты Пенсионного фонда никогда не запрашивают персональные данные, СНИЛС, номер банковской карты или ПИН-код от нее, а также пароль доступа к личному кабинету. Если вам звонят от имени ПФР и просят предоставить такую информацию, человек имеет дело с мошенниками. Пенсионный фонд настоятельно рекомендует не доверять сомнительным звонкам или письмам. Для проверки можно самому позвонить в свою клиентскую службу.

Назначение и продление пенсии инвалидам

Все виды пенсий людям с инвалидностью и некоторые социальные выплаты назначаются ПФР по данным Федерального реестра инвалидов. При обращении в ПФР инвалиду достаточно подать только заявление, все остальные сведения фонд получает из реестра. При этом инвалид может направить электронное заявление и таким образом полностью дистанционно оформить выплату, не обращаясь за ней лично.

Кроме того, до 1 октября 2020 года действует временный порядок определения инвалидности: вся процедура происходит исключительно на основе документов медицинских учреждений, без посещения инвалидом бюро медико-социальной экспертизы. Продление инвалидности также осуществляется заочно. При наступлении даты, до которой была установлена инвалидность по итогам освидетельствования, ее срок автоматически продлевается на полгода, а вместе с ним — право на пенсию и другие выплаты.

Назначение повышенной пенсии северянам

Все пенсионеры, которые живут в северных регионах, получают повышенную фиксированную выплату к страховой пенсии. Ее размер зависит от района проживания и при назначении пенсии определяется по документам о регистрации. Фактическое место жительства пенсионер должен подтвердить личным заявлением, которое необходимо представлять в Пенсионный фонд раз в год для продления права на выплату.

До июля это заявление больше не нужно подавать в территориальный орган Пенсионного фонда, поскольку сведения о месте жительства будут уточняться самими специалистами фонда в рамках межведомственного взаимодействия с министерством внутренних дел по данным от работодателей либо по телефону при общении с самим пенсионером.

Пенсии по потере кормильца

Получателям пенсии по потере кормильца, которым исполнилось 18 лет, выплаты сохраняются, если они учатся на дневном отделении вуза или колледжа. В обычной жизни студенты должны предоставлять в ПФР соответствующие справки. Но в этом году из-за эпидемии сделано послабление: в ближайшие месяцы не нужно обращаться в ПФР, чтобы подтвердить факт обучения и продлить выплату пенсии. До 1 июля 2020 года прохождение обучения будет подразумеваться по умолчанию.

При этом территориальные органы ПФР принимают решение о продлении выплаты учащимся, в том числе на основе данных, поступающих из учебных заведений, а также сведений работодателей о трудовой деятельности.

Выплаты пенсии по доверенности

По закону пенсионер, оформивший свою пенсию по доверенности на другого человека, должен раз в год лично прийти в клиентскую службу ПФР или доставочную организацию, чтобы подтвердить доверенность. До июля этот порядок приостановлен, то есть в настоящее время выплата по доверенности продолжается даже по истечении двенадцати месяцев.

Продление выплат пенсионерам без прописки

Пенсионеры, у которых нет постоянного места жительства (регистрации), получают социальную пенсию. Согласно закону она назначается при условии личного заявления пенсионера, подтверждающего фактическое место жительства. После назначения пенсии такое заявление необходимо возобновлять ежегодно, чтобы не потерять право на выплату.

До июля порядок подтверждения места жительства приостановлен, поэтому пенсионерам не нужно подавать заявление в ПФР, чтобы продолжить получать пенсию.

Выплаты пенсии за границу

Российские пенсионеры, уехавшие жить за границу, обязаны раз в год документально подтверждать получение пенсии. В этом году до июля пенсионерам такие уведомления отправлять в ПФР не нужно. Это будет сделано по умолчанию в соответствии с вступившим в силу постановлением правительства.

В ПФР «автоматом» продлили некоторые социальные выплаты до июля

Положения документа распространяются на пенсионеров, у которых срок действия документов, необходимых для продолжения выплат, истекает с 1 марта по 31 мая включительно.

Ежемесячные выплаты из маткапитала

Семьям, получающим ежемесячную выплату из маткапитала, в ближайшие месяцы не надо обращаться в Пенсионный фонд, чтобы подтвердить доходы и право на эту меру поддержки. Если период выплаты истекает до 1 октября, предоставление средств будет продлено автоматически.

С начала мая и по сегодняшний день к нам на Горячую линию массово поступают обращения о невыплате пенсии внутренне перемещенным лицам.

Переселенцам должны выплатить пенсию, даже если они вернулись на неконтролируемую территорию: образцовое решение

При этом, обратившись к управлениям Пенсионного фонда, переселенцы получают информацию, что «до особого распоряжения пенсию выплачивать не будут». Некоторые управления ПФ указывают, что «заморозили пенсию всем переселенцам, отмечая, что «это правительственная указание» и «пенсии не будет, поскольку готовятся изменения в Постановление 365».

«Я не пересекал линию разграничения 4 года, всегда проходил все проверки и верификации, почему мне прекратили выплачивать пенсию»

5 мая на обращение пенсионеров из числа внутренне перемещенных лиц Пенсионный фонд Украины на своем официальном сайте сообщил, что в связи с технологическими изменениями механизма проведения верификации получателей пенсионных выплат изменились сроки изготовление платежных документов на первую декаду мая для пенсионеров из числа внутренне перемещенных лиц. При этом в ПФ утверждают, что все пенсии, на выплату которых лица имеют право, будут выплачены в мае в полном объеме.

Среди лиц, которые обращаются к нам на Горячую линию есть как те, которым уже выплатили пенсию, так и те, которым выплаты до сих пор нет.

Кроме того, поступают сообщения о невыплате пенсий военным пенсионерам и необходимости подачи новых заявлений. Каких заявлений и почему — нам пока что неизвестно.

«Пенсия должна была быть 5-го, дозвонился в ПФ, там требуют прийти и написать заявление на восстановление выплат. Сказали, что это заявление они передадут в УТСЗН для проведения проверки по месту проживания. Причин не объясняют. С военными пенсионерами именно так и происходит. Задержали в основном тем, кто постоянно живёт в Харькове”

«Пенсионер МВД, ПФ предложил заново собирать документы для пенсии, выплатной день 5 число”

Хотелось бы отметить, что согласно законодательства пенсия выплачивается ежемесячно, у срок не позже 25 числа месяца, за который выплачивается пенсия. Таким образом, формально законодательство о сроках выплаты пенсии не нарушено. НО! Основания такой невыплаты, а также требование подавать заявление на восстановлении либо «заново собирать документы” являются неправомерными и дискриминационными.

Что вы можете сделать уже сейчас:

1. Фиксировать нарушение ваших прав, позвонив на Горячую правительственную линию за номером 1545.

Правительственная «горячая линия» — механизм для взаимодействия Правительства с гражданами, что позволяет оперативно решать проблемные вопросы, которые поднимаются в обращениях граждан, а также совершенствовать работу органов исполнительной власти с учетом общественного мнения. Обращение принимаются с помощью средств мобильной и электронной связи и направляются органам исполнительной власти в соответствии с компетенцией. Все звонки бесплатные.

Правительственная линия по данной ситуации сейчас не имеет ответа, НО обязана принимать жалобы.

Чем больше будет обращений, тем вероятнее правительство обратит на это внимание.

2. Обращаться на горячую линию Пенсионного фонда Украины 0800 503 753.

Внимание! Рекомендуем обращаться за Горячую правительственную линию и на линию ПФУ именно c жалобой, а не за разъяснениями о сложившейся ситуации. Так как жалоба будет зафиксирована и передана в соответствующий орган для дальнейшего выяснения обстоятельств, а консультация/разъяснения будут даны устно и результата от этого не будет.

3. Обратиться письменно в органы государственной власти. Это необходимо для детального выяснения обстоятельств такой невыплаты, убедиться в осуществлении либо неосуществлении тех или иных действий. Так как устно вам могут говорить одно, а на самом деле окажется совершенно другое. Кроме того, именно письменные ответы, которые свидетельствуют о неправомерных действиях либо вообще о бездействии органов власти, возможно обжаловать в судебном порядке.

  • Заявление в Пенсионный Фонд — для выяснения причин приостановки выплат пенсии и требование возобновить выплаты.

ознакомиться и скачать шаблон заявления можно по

  • Информационный запрос в Пенсионный фонд — для выяснения, использовал ли Пенсионный фонд относительно вас какую-либо информацию, полученную от других государственных органов.

ознакомиться и скачать шаблон заявления можно по

Внимание! Согласно законодательству срок рассмотрения запроса и дачи ответа не должен превышать 5 дней с дня получения такого запроса.

  • Заявление в УТСЗН — для выяснения, есть ли основания для аннулирования справки, проведения проверок согласно постановлениям КМУ №365 и №637.

ознакомиться и скачать шаблон заявления можно по

  • Заявление в Государственную пограничную службу Украины — для получения информации о пересечении государственной границы либо линии соприкосновения

ознакомиться и скачать шаблон заявления можно по

  • Заявление в Службу безопасности Украины о передаче Пенсионному фонду данных относительно вас согласно Постановлению КМУ №365

ознакомиться и скачать шаблон заявления можно

Обратите внимание, что обращаться в пограничную службу и Службу безопасности нужно обязательно в письменном виде. Подавать лично либо почтой.
Кроме того, позже стало известно, что 25 апреля 2018 года было принято постановление Кабинета Министров №335 «О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Украины от 8 июня 2016 №365». Данное Постановление нарушает права ВПЛ, так как теперь суммы социальных выплат и пенсии, не выплаченные за прошедший период, будут выплачиваться на условиях отдельного порядка, определенного Кабинетом Министров Украины. Однако порядок еще не утвержден и соответственно на практике можно ожидать, что при обращении о восстановлении выплат, ВПЛ будут отказывать выплачивать недополученные суммы пенсии и социальных выплат, ссылаясь на отсутствие нового порядка.

Мы продолжаем настаивать на том, что необходимо открепить справку ВПО от получения пенсий и социальных выплат, не связанных с перемещением, и утвердить вместо Постановления №365 иные порядки, которые будут одинаковыми для всех граждан, без какой-либо дискриминации внутренне перемещенных лиц.

Кроме того, мы продолжаем судиться с Кабмином относительно признания неконституционным и отмены Постановления №365 и призываем Вас также отстаивать свои права.

Вместе — сила!

Материал подготовлен в рамках проекта «Правовая поддержка и адвокация проблем жителей Донецкой и Луганской областей”, который реализуется при поддержке Министерства иностранных дел Чешской Республики. Информация и взгляды, изложенные в этой статье, являются мнением авторов и не обязательно отражают официальную позицию Министерства иностранных дел Чешской Республики.

Матеріал публікується мовою оригіналу.

Данная статья призвана ответить на наиболее актуальные вопросы оформления, назначения и выплаты пенсий в Украине. Информация об оформлении и назначении пенсии, порядке обращения и представления документов в Пенсионный фонд, приведенная ниже, является достоверной и соответствует последним нововведениям пенсионного законодательства.

Современное пенсионное обеспечение Украины имеет трехуровневую систему, которая строится на принципах страхования и состоит из:

  • солидарной системы общеобязательного государственного пенсионного страхования
  • накопительной системы общеобязательного государственного пенсионного страхования
  • системы негосударственного пенсионного обеспечения

На данный момент большинство украинцев получают пенсионные выплаты по солидарной системе, т.е. из средств Пенсионного фонда. Второй уровень пенсионного обеспечения – государственная накопительная система – еще не введена в действие, ее внедрение запланировано на 2020-2021 год. Негосударственное пенсионное страхование (НПС) в Украине пока слабо развито, но в последнее время все больше украинцев проявляют интерес к негосударственным пенсионным фондам (НПФ). По этим причинам данная статья будет посвящена назначению государственных пенсий.

На какие виды пенсий могут рассчитывать украинцы?

Согласно законодательству Украины, в частности Закону «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» основными видами государственных пенсионных выплат являются:

  • пенсия по возрасту
  • пенсия по инвалидности
  • пенсия по потере кормильца

Кроме того, часть пенсий в Украине назначается на основании отдельных законодательных актов:

  • пенсии за выслугу лет
  • социальные пенсии
  • льготные пенсии
  • пенсии военных
  • пенсии чернобыльцам
  • и другие виды специальных пенсий

При решении вопроса о назначении каждого из вышеприведенных видов пенсии могут возникать свои специфические особенности (нюансы). В большинстве случаев эти нюансы (как и нарушения со стороны органов ПФ) возникают при обращениях за оформлением досрочных (льготных) пенсий. Но есть положения (правила), которые следует знать и соблюдать при обращении за любым видом пенсии. Они касаются соблюдения общей процедуры подачи документов для назначения денежных выплат. Именно об этих положениях и пойдет далее речь в этой статье.

Подробно порядок обращения за назначением пенсии (процедура, перечень документов, которые необходимо подавать для оформления пенсии, момент, с которого она должна назначаться, срок принятия решения о назначении пенсии) установлен «Порядком подачи и оформления документов для назначения (перерасчета) пенсий в соответствии с Законом Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» (далее — «Порядок оформления»).

Как оформить пенсию в Украине в 2020 году?

За назначением пенсии лицо вправе обратиться в любое время после возникновения права на пенсию, но не ранее 1 месяца до дня достижения пенсионного возраста. Этот вопрос урегулирован частью 2 статьи 44 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» и абзацем 1 пункта 4 «Порядка оформления». Причем под пенсионным возрастом надо понимать, как общий, так и льготный пенсионный возраст.

Если человек не работает, то обращаться за оформлением пенсии необходимо непосредственно в орган Пенсионного фонда по месту своего жительства или регистрации (абзац 1 п. 1 «Порядка оформления»). Если человек работает, то он может подать документы на пенсию в территориальный орган Фонда как самостоятельно, так и через уполномоченное должностное лицо предприятия, учреждения, организации, на котором он трудится. Как правило, этим занимается ответственный работник отдела кадров данного предприятия.

При этом, в случае обращения на предприятие сотрудник-пенсионер должен подать только заявление о назначении пенсии, а все другие необходимые документы должностное лицо учреждения оформляет самостоятельно и направляет их в ПФ не позднее 10 дней с момента получения от работника указанного заявления. Также важно знать, что сотрудника не позднее 1 месяца до дня достижения им пенсионного возраста должностное лицо предприятия обязано письменно уведомить о возникновении права на пенсию, в т.ч. льготную (п. 34 «Порядка оформления»).

Таким образом, при ненадлежащем информировании работника-пенсионера со стороны должностных лиц организации о наступлении у него права на пенсию, приведших к несвоевременной подаче документов, сотрудник (пенсионер) вправе требовать от предприятия возмещения сумм пенсии, которые ему не уплатил Пенсионный фонд вследствие позднего обращения за ее назначением.

Какой срок оформления пенсии?

По общему правилу, пенсия назначается со дня обращения лица за ее оформлением. Исключения составляют те случаи, когда пенсия назначается с более раннего срока:

  • пенсия по возрасту назначается со дня, следующего за днем достижения пенсионного возраста, если обращение состоялось не позднее 3 месяцев со дня достижения возраста
  • пенсия по инвалидности назначается со дня установления инвалидности, если обращение производилось не позднее 3 месяцев со дня установления инвалидности
  • пенсия в связи с потерей кормильца назначается со дня, следующего за днем смерти кормильца, если обращение поступило в течение 12 месяцев со дня смерти

В случае подачи документов по почте днем обращения за назначением пенсии считается дата, указанная на почтовом штемпеле. В тех случаях, когда к заявлению о назначении пенсии приложены не все документы, ПФ письменно информирует заявителя о перечне необходимых (дополнительных) документов и сроках их подачи.

В соответствии с требованиями пункта 11 ч. 2 ст. 64 ЗУ «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» органы Фонда обязаны письменно уведомить будущих пенсионеров о возникновении у них права на назначение пенсии, порядке ее оформления и выплаты. Причем эта обязанность касается как работающих, так и неработающих граждан.

В случае обращения лица за назначением пенсии в более поздние сроки, чем указано выше, выплаты за прошедший период ему возмещаются лишь при наличии доказательств несвоевременного уведомления органами ПФУ о наступлении права на пенсию. Если Фонд не сообщил (несвоевременно сообщил) о получении права на пенсию, она должна быть назначена лицу со дня возникновения права на эту пенсию независимо от даты фактического обращения.

На практике органы Пенсионного фонда почти никогда не присылают гражданам указанных письменных сообщений. Судебная практика в вопросе восстановления пенсионных сроков также довольно неоднозначна и в большинстве случаев не на стороне пенсионеров. В связи с этим, чтобы не потерять ни одной суммы своей пенсии, надо своевременно обращаться за ее оформлением и не пропускать вышеприведенные сроки обращения.

Какие документы нужны для оформления пенсии в 2020 году?

В соответствии с п. 2.1 Порядка подачи и оформления документов для назначения (перерасчета) пенсий в соответствии с Законом «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» для назначения пенсии по возрасту подается соответствующее заявление, к которому прилагаются:

  • паспорт или другой документ, удостоверяющий личность (место проживания и возраст)
  • идентификационный код (при его отсутствии по религиозным убеждениям — копия страницы паспорта с соответствующей отметкой)
  • документы о трудовом стаже (трудовая книжка, диплом об обучении, военный билет, справки, свидетельства о рождении детей, трудовые договора и т.д.)
  • справка о заработной плате лица за период страхового стажа до 01.07.2000 года, а начиная с 1 июля 2000 — индивидуальные сведения о застрахованном лице предоставляются отделом персонифицированного учета
  • документы, подтверждающие особый статус лица (удостоверение участника боевых действий, удостоверение участника — ликвидатора последствий аварии на ЧАЭС, справка МСЭК о признании лица инвалидом и т. д.)

Документы, необходимые для назначения пенсии, могут подаваться как в оригинале, так и в виде копий, заверенных нотариально или удостоверенных администрацией предприятия, подающего документы пенсионера или органом, который назначает пенсию (п. 30 «Порядка оформления»).

Исключительно в виде оригиналов подаются документы о стаже, возрасте и заработной плате. Если подтверждением страхового стажа является трудовая книжка, подается ее копия, заверенная администрацией предприятия, учреждения, организации по месту последней работы или органом Пенсионного фонда. При этом, требование сотрудников ПФУ оставления у них (даже временно) оригинала трудовой книжки является незаконным.

Какой срок рассмотрения заявления о назначении пенсии?

Порядок рассмотрения заявлений о назначении пенсий предусматривает принятие письменного решения Фонда о назначении пенсии или об отказе в ее предоставлении. Оставление заявлений без рассмотрения не допускается. Срок принятия решения о назначении пенсии составляет 10 дней со дня поступления заявления вместе с необходимыми документами (ч. 5 ст. 45 Закона «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании»).

Если при обращении за оформлением пенсии к заявлению изначально не были приложены все необходимые документы, принятие решения производится не позднее 10 дней со дня поступления в орган Пенсионного фонда последнего документа, необходимого для назначения выплат. На донесение нужных документов пенсионеру дается 3 месяца. В случае, если за отведенный срок бумаги так и не были предоставлены, решение выносится не позднее 10 дней со дня истечения трехмесячного срока для предоставления документов.

Информирование граждан о принятом ПФУ решении о назначении или об отказе в назначении пенсии производится в письменном виде в 10-дневный срок с момента вынесения решения. Постановление выдается пенсионеру лично в руки или направляется по почте.

Начисление и выплата (получение) первой пенсии производится не позднее одного месяца со дня принятия решения о назначении гражданину пенсии.

Какой порядок и срок выплаты пенсий?

Выплата пенсий в Украине производится предприятиями почтовой связи и банковскими учреждениями. При этом решение о выборе того или иного способа получения пенсии принимается пенсионером самостоятельно. Про избранный вариант получения пенсионных выплат органы ПФУ должны быть проинформированы личным заявлением пенсионера.

Механизм уплаты пенсий регламентирован Инструкцией о выплате и доставке пенсий, социальных пособий национальным оператором почтовой связи, а также Порядком выплаты пенсий и денежной помощи через текущие счета в банках. Согласно этим нормативным актам, выплата пенсии почтовыми отделениями производится согласно графиков доставки в период с 4 по 25 число каждого месяца, а перечисление денежных средств банкам — в рамках выплатного периода по датам уплаты пенсии.

Изменение способа выплаты пенсии производится по письменному заявлению получателя.

Можно ли получить пенсию по доверенности?

В соответствии с ч. 2 ст. 47 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», пенсия может выплачиваться по доверенности, порядок оформления и срок действия которой определяются законом. Выплата пенсии по доверенности осуществляется в течение всего периода действия доверенности при условии возобновления пенсионером заявления о выплате пенсии по доверенности через каждые 12 месяцев действия такой доверенности.

При оформлении доверенности на получение пенсии на срок свыше 1 года, пенсионные выплаты по ней будут производиться на протяжении всего периода действия доверенности. Однако, стоит сразу уточнить, что пенсионеру в конце каждого года (в течение срока действия доверенности) необходимо заново подавать заявление в орган ПФ о продолжении выплаты пенсии по доверенности. Без такого заявления выплата пенсии не допускается.

Какой размер минимальной и максимальной пенсии в Украине в 2020 году?

Согласно статье 27 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», размер пенсии в солидарной системе зависит от:

  • продолжительности страхового стажа
  • величины заработка, с которого уплачены страховые взносы

Минимальный размер пенсии по возрасту при наличии у мужчин 35 лет, а у женщин 30 лет страхового стажа устанавливается в размере прожиточного минимума для нетрудоспособных лиц.

Максимальный размер пенсии (с учетом надбавок, повышений, дополнительной пенсии, целевой денежной помощи, пенсии за особые заслуги перед Украиной, индексации и других доплат) не может превышать 10 ПМ, установленных для лиц, утративших трудоспособность. Исключением являются доплаты к надбавкам отдельным категориям лиц за особые заслуги перед Родиной.

Суммы минимальной пенсии на 2019-2020 год установлены Законом «О Государственном бюджете».

В какой срок и каким образом можно обжаловать решения Пенсионного фонда при назначении пенсии?

Если орган Пенсионного фонда принял решение об отказе в назначении пенсии или длительное время не выносит никакого решения по заявлению о назначении пенсии, или совершает другие действия (бездействие), которые нарушают права человека, обратившегося за оформлением пенсии, то эти решения, действия или бездействия пенсионер может обжаловать:

  • путем подачи письменной жалобы в вышестоящий орган Пенсионного фонда — в месячный срок с момента ознакомления лица с решением, с которым оно не согласна, но не позднее одного года с момента вынесения этого решения (ст. 17 Закона «Об обращениях граждан»)
  • путем подачи в суд административного искового заявления — в срок не позднее 6 месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (ст. 122 Кодекса административного судопроизводства Украины). Если пенсионер воспользовался досудебным порядком разрешения спора, то на обращение в админсуд есть три месяца со дня вручения решения по результатам рассмотрения жалобы вышестоящим органом ПФ.