Неполное высшее образование это по закону

Высшее образование востребовано всегда. Более того, со временем его популярность только растет. Многие стремятся получить несколько дипломов о высшем образовании. Кто-то делает это ради того, чтобы повысить свою квалификацию, получить новую должность и добиться увеличения оклада. Кто-то – ради того, чтобы сменить работу. По закону только одно полное высшее образование можно получить бесплатно. Но существует еще и такая промежуточная квалификация, как неполное высшее образование.

В соответствии с законом о неполном высшем образовании, студенты, не завершившие обучение, а прервавшие его после успешного освоения профессиональной образовательной программы в объеме не менее двух первых лет, получают диплом о неполном высшем образовании.

Неполным высшим образованием называется незаконченное обучение в высшем учебном заведении. Имея на руках такой диплом, спустя некоторое время можно восстановиться в ВУЗе и продолжить обучение. Лица, которые имеют диплом о неполном высшем образовании, академическую справку о незаконченном высшем профессиональном образовании или же диплом о завершенном высшем образовании различных ступеней, принимаются на второй и последующий курсы высшего учебного заведения.

Зачастую диплом о неполном высшем образовании путают с академической справкой. На самом деле это два абсолютно разных документа. Базовый курс высшего образования, который студенты изучают в течение двух лет, предполагает освоение основных профессиональных навыков. По этой причине наличие диплома о неполном высшем образовании позволяет вести трудовую деятельность по специальности. А вот справка такой возможности не дает.

По закону о неполном высшем образовании, для получения диплома необходимо пройти промежуточную аттестацию не менее чем за два года обучения. Не секрет, что имея на руках такой диплом, гораздо легче перевестись из одного учебного заведения в другое. При этом выпускники имеют возможность начать обучение по другой программе за счет бюджетных средств. Дипломов о неполном высшем образовании можно получить несколько.

К сожалению, работодатели относятся к недоученным специалистам довольно настороженно и предпочитают брать на работу людей с полным высшим образованием. Однако все же несомненным преимуществом неполного высшего образования является возможность получать реальные знания на бесплатной основе. Еще один вариант получить знания – учиться в течение пяти лет, но на последнем курсе не сдавать экзамены, а получить справку, на основании которой за выпускником остается право поступать в другое высшее учебное заведение на общей конкурсной основе, рассчитывая при этом на бюджетные места.

Кто такой бакалавр и магистр, что такое сем и медиум? Продолжаем ликбез для первокурсников и сегодня говорим о самих студентах и реалиях университетской жизни.

Бакалавр — специалист с базовым высшим образованием. Это первая ступень высшего образования. Просьба не путать с неоконченным высшим.

Бакалавриат — базовое высшее образование. Беларусь на пути в Болонский процесс, поэтому и мерки высшего образования у нас теперь тоже европейские. Так вот, привычное 4—5-летнее высшее образование в Европе — всего лишь база для получения полного высшего образования и построения успешной карьеры.

Магистратура — вторая ступень высшего образования, которая следует за бакалавриатом. Срок обучения на дневной форме гуманитарных специальностей составляет один год, на технических — два.

Магистрант — студент магистратуры.

Магистр — учёная степень и лицо, обладающее этой степенью; выпускник магистратуры, имеющий полное высшее образование.

Аспирантура — послевузовское образование, цель которого — подготовка научных кадров.

Аспирант — учащийся аспирантуры, который готовится к защите кандидатской диссертации и дальнейшей научной деятельности. Аспирантура — следующая ступень после магистратуры. Обучение в аспирантуре длится три года.

Интернатура — первичная последипломная специализация у медиков (1 год). Обучение проходит на базе медицинского учреждения под руководством опытного врача. Получить шанс самостоятельно лечить людей, не побыв интерном, не получится.

Ординатура — форма послевузовской подготовки врачей, практическая аспирантура у медиков. Чтобы получить сертификат, дающий право на самостоятельную врачебную деятельность, нужно ещё два года посвятить практическому обучению, но уже с большей свободой действия, чем у интерна. Ординатор — учащийся ординатуры.

Семестр — он же «сем» — 4 месяца учёбы, который заканчивается сессией. В каждом курсе по два семестра. «Живи, умри и снова живи» — примерный круговорот учебного процесса.

Зачётная книжка — она же «зачётка» — документ, в котором содержатся записи о сдаче студентом зачётов, экзаменов, защите курсовых, выпускных квалификационных работ (для бакалавров), дипломных работ (для специалистов) и диссертаций (для магистров), а также производственной (педагогической/учебной) практики. Зачётку лучше не терять. Восстановить записи в ней будет трудно. Для этого придётся искать всех преподавателей и просить их расписаться в зачётной книжке снова.

Студенческий билет — он же «студак» — документ, который подтверждает, что ты являешься студентом вуза. Он нужен, чтобы пройти в вуз, взять карту в поликлинике. А также получить скидку для студентов там, где она предоставляется.

Медиум — он же «экватор» — середина срока обучения у студентов. Повод остепениться и осознать, что осталось не так много времени для определения планов на будущее. Или просто повод для грандиозного студенческого гулянья. После медиума начинаются все практики, написание курсовых — в общем, веселуха!

***

Перепечатка материалов с сайта adukar.by возможна только с письменного разрешения редакции. info@adukar.by

Здравствуйте.

В соответствии с п. 5 ст. 6 Федерального закона от 22.08.1996 N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (далее — Закон N 125-ФЗ) и п. 4 ст. 24 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-I «Об образовании» получение образования по программам магистратуры лицами, имеющими диплом специалиста или магистра, рассматривается как получение второго высшего профессионального образования, если иное не установлено федеральными законами. В силу ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 24.10.2007 N 232-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)» (далее — Закон N 232-ФЗ) лица, получившие документы государственного образца о высшем профессиональном образовании, подтверждаемом присвоением им квалификации «дипломированный специалист», имеют право продолжить на конкурсной основе обучение по программе магистратуры соответствующего уровня высшего профессионального образования, которое не рассматривается как получение ими второго высшего профессионального образования.

Со дня вступления в силу Закона N 232-ФЗ (27.10.2007) и до 31.12.2010 обучение по программам бакалавриата, подготовки специалиста и магистратуры соответствующих уровней высшего профессионального образования проводилось по решению ученого совета образовательного учреждения. При этом вплоть до 30.12.2010 продолжался прием в образовательные учреждения для обучения по образовательным программам соответствующих ступеней высшего профессионального образования, а обучение лиц, принятых для такого обучения, осуществляется до истечения нормативных сроков освоения указанных образовательных программ (ч. 2 и ч. 3 ст. 4 Закона N 232-ФЗ).

Таким образом, с 27.10.2007 и до настоящего времени обучение осуществляется как по программам подготовки дипломированных специалистов, так и по программам подготовки специалистов. Вместе с тем бланки дипломов о высшем профессиональном образовании, утвержденные постановлением Госкомвуза России от 30.11.1994 N 9, не предусматривают отражение сведений, позволяющих определить, по какой именно программе работник обучался своей специальности — с присвоением квалификации «дипломированный специалист» или квалификации (степени) «специалист». Каких-либо официальных разъяснений и судебной практики по данному вопросу обнаружить не удалось. Наши выводы основаны на буквальной трактовке положений законодательства, а также сравнительном анализе редакций Закона N 125-ФЗ, действовавших до и после вступления в силу Закона N 232-ФЗ.

Обучение по образовательной программе подготовки специалистов соответствующего уровня высшего профессионального образования, по итогам которой присуждается квалификация (степень) «специалист», осуществляется лишь с 27.10.2007, когда вступил в силу Закон N 232-ФЗ. До этого момента лицам, обучавшимся в высших учебных заведениях и успешно прошедшим итоговую аттестацию по той или иной программе и специальности, присуждались квалификация (степень) бакалавра или магистра либо квалификация «дипломированный специалист» (ст. 6 Закона N 125-ФЗ в редакции, действовавшей до 27.10.2007). Например, если работник получил диплом об окончании вуза по специальности «юриспруденция» в июне 2007 года и в дипломе отсутствует указание на присуждение степени бакалавра либо магистра. Следовательно, работнику была присвоена квалификация «дипломированный специалист». Значит, обучение в магистратуре в данном случае не является для работника получением второго высшего образования.

Вопрос по ссылке касается оплачиваемого отпуска, но тем не менее поднят и ваш вопрос, при каких обстоятельствах обучение в магистратуре считается вторым высшим. forum.garant.ru/?read,7,1919506

В Российской Федерации установлены следующие ступени высшего профессионального образования:

высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением квалификации (степени) ‘бакалавр’ (срок обучения не менее чем 4 года);

высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением квалификации ‘дипломированный специалист’ (срок обучения не менее чем 5 лет);

высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением квалификации (степени) ‘магистр’ (срок обучения не менее чем 6 лет).

Основная профессиональная образовательная программа, обеспечивающая подготовку магистра, состоит из программы обучения бакалавра по соответствующему направлению подготовки и не менее двухлетней специализированной подготовки (магистратура).

Лица, освоившие программу подготовки бакалавра, поступают в магистратуру по конкурсу.

Лица, получившие документ государственного образца о высшем профессиональном образовании определённой ступени, имеют право в соответствии с полученным направлением подготовки (специальностью) продолжить обучение по образовательной программе высшего профессионального образования следующей ступени.

Получение впервые образования по образовательным программам высшего профессионального образования различных ступеней не рассматривается как получение второго высшего профессионального образования.

Из Федерального закона ‘О высшем и послевузовском
профессиональном образовании’ от 22.08.96 ? 125 — ФЗ

Введением в 1992 году многоуровневой системы высшего профессионального образования решали задачу вхождения в систему образования, принятую во многих странах мира. Раньше у нас выпускались только дипломированные специалисты со сроком обучения 5-6 лет, т.е. была одноступенчатая схема. А теперь схема многоступенчатая: первые 2 года — неполное высшее образование, через 4 года обучения по определённому ‘направлению’ — квалификация (степень) ‘бакалавр’, ещё 2 года специализированной подготовки — квалификация (степень) ‘магистр’. При этом параллельно бакалаврам и магистрам учится ‘специалист’ в течение 5 — 6 лет.

Надо сказать, что полного единства в соответствии степеней ‘бакалавр’ и ‘магистр’ в разных государствах нет — бакалавром может быть и выпускник высшей школы, и обладатель первой учёной степени, или даже просто выпускник средней школы. А магистр — это в некоторых странах учёная степень между бакалавром и доктором наук.

Как бы там ни было, но абитуриентам надо определиться, на какой путь вставать. Расскажем вам о главных особенностях каждой ‘составляющей’ в многоступенчатой схеме обучения в вузах.

В чем разница

Итак, у специалистов: пять лет — и диплом специалиста-практика (‘инженер’, ‘агроном’, ‘экономист’, ‘механик’ и т.п.), затем работа по профилю полученной специальности. У бакалавров: четыре года — и диплом об общем высшем образовании, после чего можно продолжить обучение на магистра в течение ещё двух лет. Набор в магистратуру — конкурсный и составляет примерно 20% от выпущенных бакалавров. Магистратура существует не во всех российских вузах, и поступать в неё можно только с дипломом бакалавра. Первые два года обучения у специалистов и бакалавров — одинаковые (базовое образование). Если вы передумаете продолжать учиться в данном вузе, получите диплом о неполном высшем профессиональном образовании. С 3-го курса программы подготовки специалистов и бакалавров уже различаются. Поэтому переход с бакалавра на специалиста связан с ликвидацией разницы в прослушанных и сданных дисциплинах, накопившейся за четыре года обучения. Кстати, появилось новое понятие: ‘направление подготовки дипломированного специалиста’.

Разница между специалистом и магистром: магистров готовят для научной работы, а специалистов — для профессиональной деятельности в отдельной отрасли.

Имея диплом бакалавра из одного вуза, поступать в магистратуру можно и в другом вузе. Правда, снова может возникнуть проблема с разницей учебных планов в разных вузах.

Тонкости перехода

Любое нововведение требует на свою ‘утряску’ какого-то времени, ибо всегда появляются какие-то нестыковки нового со старым. Времени-то с 1992 года прошло уже немало, но есть ещё некоторые проблемы в нашей многоступенчатой системе высшего профессионального образования. Например, в разделении направлений и специальностей на первых четырёх курсах. Многие государственные вузы как готовили, так и готовят только специалистов. Какие-то вузы, кроме традиционной схемы, имеют и многоуровневую. В негосударственных вузах, как правило, готовят только бакалавров.

Сохраняется ещё напряжённость в вопросе престижа диплома бакалавра: работодатели не всегда настроены брать на работу бакалавров. Причин несколько. Одна из них — психологическая. А именно: нынешние работодатели чаще всего получали своё высшее образование в советское время, когда у нас были только специалисты, а слово ‘бакалавр’ было ‘не нашим’, западным. Да ещё при этом есть разница в программах обучения — специалиста готовят по конкретной специальности, как бы узкопрофильно, а программы бакалавриата — широкопрофильные, имеют общенаучный и общепрофессиональный характер. Т.е. бакалавр получает фундаментальную подготовку без какой-либо узкой специализации, т.к. учился только 4 года. В законе, разумеется, говорится, что бакалавр имеет право на занятие должности, для которой квалификационными требованиями предусмотрено высшее профессиональное образование. Но! Право-то он имеет, но не всегда ему это право предоставляют. Предпочитают брать ‘специалистов’ и ‘магистров’.

Вы не расстраивайтесь — со временем вопрос ‘Чем может заниматься бакалавр?’ не будет возникать. А пока, если появятся проблемы, можно только посоветовать продолжать своё обучение на следующей ступени и получать квалификацию ‘дипломированный специалист’ или ‘магистр’.

И всё же достоинства выбора бакалавриата имеются. Перечислим их.

  1. Этот вид квалификации принят по международной классификации и понятен работодателям за рубежом. Там часто приглашают бакалавров, даже не оговаривая направления подготовки, поскольку для офисной работы нужен просто образованный человек, умеющий работать с информацией, с людьми, способный готовить всевозможные документы.
  2. Фундаментальность подготовки, её ‘несуженность’ позволяет, при необходимости, легко сменить профессию. Дело в том, что в соответствии с государственным образовательным стандартом, программы подготовки бакалавров по направлениям построены так, что позволяют за 1 год перейти к одной из целого ‘веера’ совместимых профессий. А специалисту после 5-ти лет обучения получать новую профессию (в случае необходимости) придётся за 2-3 года, да ещё и на коммерческой основе, т.к. это уже будет получением второго высшего образования. Для бакалавра же обучение в магистратуре классифицируется как продолжение образования на следующей ступени и поэтому оно бесплатное (для бюджетных мест).
  3. Уже через 4 года после поступления в вуз человек получает диплом и обретает экономическую самостоятельность.

Что же выбрать? Какую образовательную траекторию построить для себя?

Прежде всего подумайте о направленности своей профессиональной подготовки. Если нет осознанного стремления заниматься в будущем научной деятельностью или работать по узкой специальности, то можно остановиться на бакалавриате. Кроме того, выясните реальную ситуацию на рынке труда по своему месту жительства. Т.е. постарайтесь понять, насколько конкурентоспособной в вашем регионе будет приглянувшаяся вам специальность и квалификация, получится ли быстро найти престижную работу, имея на руках диплом бакалавра.