Содержание
Любая финансово-хозяйственная операция должна быть оформлена первичным учетным документом в соответствии с п. 3 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете. Как оформляются первичные документы при неотфактурованных поставках? Каков порядок отражения в учете таких поставок?
При купле-продаже товаров их передача продавцом покупателю оформляется подписанием приемо-передаточного акта, подтверждающего, что данное событие (передача товара) совершено и претензий по количеству и качеству нет. В данном документе может быть указано только количество переданных материальных ценностей.
При долговременных и постоянных контактах между поставщиком материалов и покупателем, что характерно, например для строительства, товары (материалы) могут отпускаться со склада поставщика только на основании заявки представителя покупателя.
Расчетные документы и счета-фактуры поставщика в этом случае часто поступают к покупателю значительно позже фактической даты их передачи. Такое поступление материалов в регистрах бухгалтерского учета признается неотфактурованными поставками (п. 36 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных Приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н).
Поступление материалов по неотфактурованным поставкам должно быть оформлено соответствующим первичным учетным документом.
В настоящее время организация может разработать либо свои формы первичных учетных документов (утвердив их в учетной политике), либо использовать документы, разработанные Госкомстатом России (также утвердив их в своей учетной политике).
По нашему мнению, оптимален второй вариант — применение унифицированных форм первичных учетных документов (может быть, с незначительными изменениями, не затрагивающими содержания основных реквизитов). Разработка новых форм документов, существенным образом отличных от привычных всем унифицированных, требует как значительного времени, так и дополнительных затрат на настройку действующего программного обеспечения под новые бланки. Также их применение неминуемо вызовет затруднения в работе и с контрагентами, и внутри самой организации.
Итак, остановимся на том, что при поступлении материалов без расчетных документов производственная организация оформляет акт по форме М-7, торговая — по форме ТОРГ-2 (ТОРГ-3).
Акт должен быть оформлен в двух экземплярах. Оприходование неотфактурованных поставок производится на основании первого экземпляра указанного акта. Второй экземпляр акта направляется поставщику.
Материалы (товары) принимаются к учету по принятым у подрядчика учетным ценам. Если в качестве учетных цен используется их фактическая себестоимость, то они приходуются по рыночным.
В регистрах бухгалтерского учета поступление материалов (товаров) по неотфактурованным поставкам учитывается записью по дебету счета 10 «Материалы» (41 «Товары») и кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», субсчет «Неотфактурованные поставки», отражается стоимость материалов (товаров), поступивших без расчетных документов.
Покупатель не имеет права отразить у себя в регистрах бухгалтерского учета сумму НДС по оприходованным материалам (товарам). Она может быть указана только на основании счета-фактуры поставщика. Поскольку его нет, то нет и НДС, подлежащего принятию к вычету.
При поступлении расчетных документов корректируются учетная стоимость материалов (товаров) и расчеты с поставщиками.
Если расчетные документы по неотфактурованным поставкам поступили в следующем году после представления годовой бухгалтерской отчетности, то (п. 41 Методических указаний):
— учетная стоимость материальных запасов не меняется;
— величина НДС принимается к бухгалтерскому учету в установленном порядке (согласно счету-фактуре поставщика);
— уточняются расчеты с поставщиком. При этом суммы сложившейся разницы между учетной стоимостью оприходованных материальных запасов и их фактической себестоимостью списываются в месяце, в котором поступили расчетные документы.
Уменьшение стоимости материальных запасов отражается записью:
Д-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
К-т сч. 91 «Прочие доходы и расходы», субсч. 1 «Прочие доходы»,
на сумму прибыли прошлых лет, выявленной в отчетном году.
Увеличение стоимости материальных запасов отражается записью:
Д-т сч. 91 «Прочие доходы и расходы», субсч. 2 «Прочие расходы»,
К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
на сумму убытка прошлых лет, выявленного в отчетном году.
В таком же порядке, по нашему мнению, следует учитывать стоимость материалов и для целей налогообложения прибыли.
Стоимость материалов, признаваемых материальными расходами для целей налогообложения прибыли, определяется исходя из цен их приобретения (п. 2 ст. 254 НК РФ).
Однако ни в ст. 254 НК РФ, ни в ст. 252 НК РФ не говорится о том, что цена приобретения материалов может быть определена только на основании счета поставщика. Отмечено, что под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы, в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором (абз. 4 п. 1 ст. 252 НК РФ). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Методика определения стоимости неотфактурованных поставок установлена нормативно-правовым актом (Приказ Минфина России от 28.12.2001 N 119н «Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов»), т.е. в соответствии с федеральным законодательством. Поэтому она является документальным подтверждением стоимости материалов, поступивших без расчетных документов поставщика, для целей налогообложения прибыли.
Пример. Организация получила от поставщика в ноябре текущего года 1000 ед. материала без расчетных документов поставщика.
Неотфактурованные поставки в бухгалтерском учете
В ноябре — декабре 650 ед. материала были списаны в производство.
Предположим, что учетная цена поступивших материалов (согласно акту о приемке материалов ф. М-7) составляет 45 руб. за единицу. В этом случае при оприходовании материалов производится следующая запись:
Д-т сч. 10 «Материалы»
К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», субсч. «Неотфактурованные поставки»,
45 000 руб. (1000 ед. x 45 руб/ед.).
Списание материалов в производство отражено записью:
Д-т сч. 20 «Основное производство»
К-т сч. 10 «Материалы»
29 250 руб. (650 ед. x 45 руб/ед.).
В апреле следующего года от поставщика получены счет и счет-фактура, согласно которым стоимость поставленных материалов составляет 59 000 руб., в том числе НДС — 9000 руб.
При поступлении в апреле следующего года расчетных документов (счета, накладных, счета-фактуры) поставщика следует произвести следующие записи (см. табл.).
Содержание операции |
Сумма, руб. |
Корреспонденция счетов |
|
Д-т |
К-т |
||
Сторнирована стоимость неотфактурованных поставок |
(45 000) |
60 (субсч. «Неотфактурованные поставки») |
|
Отражена задолженность поставщику за поступившие в ноябре материалы |
50 000 (59 000 — 9000) |
||
Отражена сумма НДС, подлежащая уплате поставщику |
|||
Принята к вычету сумма НДС по поступившим материалам |
68 (субсч. «Расчеты по НДС») |
Если изготовленная в ноябре — декабре прошлого года продукция была реализована, т.е. списанные на ее производство материалы признаны расходами, то в апреле текущего года разница между учетной и фактической стоимостью 650 ед. материалов в размере 3250 руб. (650 ед. x 45 руб/ед. — 650 ед. x 50 руб/ед.) подлежит отнесению на расходы (убытки) прошлого года, выявленные в отчетном году.
Выявленные убытки должны быть отражены записью:
Д-т сч. 91 «Прочие доходы и расходы», субсч. 2 «Прочие расходы»,
К-т сч. 10 «Материалы»
3250 руб.
Литература
1. Налоговый кодекс Российской Федерации: часть вторая: // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»: / Компания «КонсультантПлюс».
2. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ (ред. от 02.11.2013) // Собрание законодательства РФ. 2011. N 50. Ст. 7344.
3. Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов: Приказ Минфина России от 28.12.2001 N 119н (ред. от 24.12.2010) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2002. N 11; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2011. N 13.
Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
Зачастую в компаниях возникают довольно сложные задачи, связанные с поставкой по железной дороге.
Неотфактурованные поставки (Николаев С.А.)
Приемка и разгрузка вагонов, учет потерь и излишков, расчет железнодорожных тарифов, вознаграждения собственников вагонов– производить такие операции вручную, без мощного автоматизированного инструмента, уже практически невозможно.
Именно поэтому мы разработали специализированное решение «TOPS Consulting: Учёт поставок ЖД грузов. Благодаря тому, что в решении поддерживается интеграция с железнодорожными весами, учет естественной убыли и излишков, оно может быть эффективно использовано для управления поставками сыпучих грузов, таких как уголь, песок и т.п.
Решение «TOPS Consulting: Учёт поставок ЖД грузов» поможет вам оптимизировать процесс приемки и отправки вагонов, взвешивания, контроля и оценки качества, определения естественной убыли, недостач и излишков, расчета претензий и фактуровки груза, формирования необходимых первичных документов. Решение позволяет выстроить максимально прозрачный учет поставляемого груза и связанных расчетов с поставщиками, в том числе, по претензиям, проверять корректность выставленного перевозчиками железнодорожного тарифа.
Архитектура решения построена на базе ERP-системы Microsoft Dynamics AX. Основными пользователями системы являются сотрудники: службы управления поставками, отдела (лаборатория) контроля качества, железнодорожного цеха, претензионного отдела, отдела бухгалтерии по расчетам с поставщиками.
Ключевые преимущества решения
- единая интегрированная система для производственных подразделений, отвечающих за приобретение, поставку, приемку, контроль качества и учет груза, а также взаимодействие с РЖД и перевозчиками;
- в режиме реального времени регистрация всех операций связанных с приемкой груза, вагонов, а также операций связанных с вагонами: разморозка, опрокидывание, уборка, отправка порожняка и т.п.
- интеграция с внешними системами, в частности с системами управления железнодорожными весами;
- автоматический расчет естественной убыли, недостач и излишков, учет погрешности весов
- автоматический расчет различных претензий: по сроку доставки, по количеству, по качеству
- автоматический контроль и проверка обоснованности выставленных счетов-фактур поставщиками груза, а также перевозчиками.
- поддержка процессов учета неотфактурованных поставок
- одновременная работа нескольких подразделений принимающих грузы (несколько ЖД цехов), с поддержкой посменного режима работы
Результаты использования решения
Наши клиенты среди результатов использования решения «TOPS Consulting: Учёт поставок ЖД грузов» отмечают следующие:
- Сокращение времени, затрачиваемого на осуществление рутинных операций
- Формализация процессов, минимизация человеческого фактора
- Прозрачность расчетов с поставщиками и перевозчиками
- Он-лайн изменение информации по состоянию склада, расчетов и т.п.
- Минимизация ситуаций приемки необоснованно предъявленных поставщиками и перевозчиками документов
Компоненты решения
Ведение НСИ |
Справочники вагонов, ЖД станций, типов вагонов и т.п. |
Справочники, влияющие на расчет тарифа: тарифные зоны, среднепоясное расстояние и т.п. |
Справочник поставщиков, грузополучателей, перевозчиков и т.п. |
Справочники смен жд цеха, пунктов приемки груза, типов сертификатов и т.п. |
Планирование поставки |
Ведение договоров и дополнительных соглашений |
Ведение в договоре спецификаций на поставку |
Ведение ценовых соглашений, в том числе с правилами расчета цены от качества |
Планирование платежей |
Приемка |
Регистрация прибытия вагонов |
Взвешивания вагонов и расчет количественных показателей поставки |
Регистрация операций с вагонами |
Контроль и учет качества |
Неотфактуровка |
Регистрация физического поступления номенклатуры на скла |
Оперативное формирование и учет задолженности по неотфактурованной поставки |
Формирование претензий по качеству, сроку количеству |
Регистрация в системе документов поставщиков и перевозчиков |
Отфактуровка |
Расчет и проверка стоимости поставленного груза |
Проверка корректности финансовых документов поставщиков, сопоставление их и поставленным грузом |
Отфактуровка неотфактурованных поставок по акцептованным документам |
Обработка претензий |
ЖД тариф и прочие расчеты с перевозчиками |
Учет операций поставки, подачи вагонов и т.п., влияющих на расчеты |
Регистрация счетов, накладных, счетов-фактур перевозчиков |
Проверка корректности выставленных перевозчиками документов, в том числе путем расчета тарифа |
Выставление и управление претензиями перевозчикам |
Заказать демонстрациюРассчитать стоимость