Неотфактуровка

Любая финансово-хозяйственная операция должна быть оформлена первичным учетным документом в соответствии с п. 3 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете. Как оформляются первичные документы при неотфактурованных поставках? Каков порядок отражения в учете таких поставок?

При купле-продаже товаров их передача продавцом покупателю оформляется подписанием приемо-передаточного акта, подтверждающего, что данное событие (передача товара) совершено и претензий по количеству и качеству нет. В данном документе может быть указано только количество переданных материальных ценностей.

При долговременных и постоянных контактах между поставщиком материалов и покупателем, что характерно, например для строительства, товары (материалы) могут отпускаться со склада поставщика только на основании заявки представителя покупателя.

Расчетные документы и счета-фактуры поставщика в этом случае часто поступают к покупателю значительно позже фактической даты их передачи. Такое поступление материалов в регистрах бухгалтерского учета признается неотфактурованными поставками (п. 36 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных Приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н).

Поступление материалов по неотфактурованным поставкам должно быть оформлено соответствующим первичным учетным документом.

В настоящее время организация может разработать либо свои формы первичных учетных документов (утвердив их в учетной политике), либо использовать документы, разработанные Госкомстатом России (также утвердив их в своей учетной политике).

По нашему мнению, оптимален второй вариант — применение унифицированных форм первичных учетных документов (может быть, с незначительными изменениями, не затрагивающими содержания основных реквизитов). Разработка новых форм документов, существенным образом отличных от привычных всем унифицированных, требует как значительного времени, так и дополнительных затрат на настройку действующего программного обеспечения под новые бланки. Также их применение неминуемо вызовет затруднения в работе и с контрагентами, и внутри самой организации.

Итак, остановимся на том, что при поступлении материалов без расчетных документов производственная организация оформляет акт по форме М-7, торговая — по форме ТОРГ-2 (ТОРГ-3).

Акт должен быть оформлен в двух экземплярах. Оприходование неотфактурованных поставок производится на основании первого экземпляра указанного акта. Второй экземпляр акта направляется поставщику.

Материалы (товары) принимаются к учету по принятым у подрядчика учетным ценам. Если в качестве учетных цен используется их фактическая себестоимость, то они приходуются по рыночным.

В регистрах бухгалтерского учета поступление материалов (товаров) по неотфактурованным поставкам учитывается записью по дебету счета 10 «Материалы» (41 «Товары») и кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», субсчет «Неотфактурованные поставки», отражается стоимость материалов (товаров), поступивших без расчетных документов.

Покупатель не имеет права отразить у себя в регистрах бухгалтерского учета сумму НДС по оприходованным материалам (товарам). Она может быть указана только на основании счета-фактуры поставщика. Поскольку его нет, то нет и НДС, подлежащего принятию к вычету.

При поступлении расчетных документов корректируются учетная стоимость материалов (товаров) и расчеты с поставщиками.

Если расчетные документы по неотфактурованным поставкам поступили в следующем году после представления годовой бухгалтерской отчетности, то (п. 41 Методических указаний):

— учетная стоимость материальных запасов не меняется;

— величина НДС принимается к бухгалтерскому учету в установленном порядке (согласно счету-фактуре поставщика);

— уточняются расчеты с поставщиком. При этом суммы сложившейся разницы между учетной стоимостью оприходованных материальных запасов и их фактической себестоимостью списываются в месяце, в котором поступили расчетные документы.

Уменьшение стоимости материальных запасов отражается записью:

Д-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

К-т сч. 91 «Прочие доходы и расходы», субсч. 1 «Прочие доходы»,

на сумму прибыли прошлых лет, выявленной в отчетном году.

Увеличение стоимости материальных запасов отражается записью:

Д-т сч. 91 «Прочие доходы и расходы», субсч. 2 «Прочие расходы»,

К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

на сумму убытка прошлых лет, выявленного в отчетном году.

В таком же порядке, по нашему мнению, следует учитывать стоимость материалов и для целей налогообложения прибыли.

Стоимость материалов, признаваемых материальными расходами для целей налогообложения прибыли, определяется исходя из цен их приобретения (п. 2 ст. 254 НК РФ).

Однако ни в ст. 254 НК РФ, ни в ст. 252 НК РФ не говорится о том, что цена приобретения материалов может быть определена только на основании счета поставщика. Отмечено, что под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы, в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором (абз. 4 п. 1 ст. 252 НК РФ). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Методика определения стоимости неотфактурованных поставок установлена нормативно-правовым актом (Приказ Минфина России от 28.12.2001 N 119н «Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов»), т.е. в соответствии с федеральным законодательством. Поэтому она является документальным подтверждением стоимости материалов, поступивших без расчетных документов поставщика, для целей налогообложения прибыли.

Пример. Организация получила от поставщика в ноябре текущего года 1000 ед. материала без расчетных документов поставщика.

Неотфактурованные поставки в бухгалтерском учете

В ноябре — декабре 650 ед. материала были списаны в производство.

Предположим, что учетная цена поступивших материалов (согласно акту о приемке материалов ф. М-7) составляет 45 руб. за единицу. В этом случае при оприходовании материалов производится следующая запись:

Д-т сч. 10 «Материалы»

К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», субсч. «Неотфактурованные поставки»,

45 000 руб. (1000 ед. x 45 руб/ед.).

Списание материалов в производство отражено записью:

Д-т сч. 20 «Основное производство»

К-т сч. 10 «Материалы»

29 250 руб. (650 ед. x 45 руб/ед.).

В апреле следующего года от поставщика получены счет и счет-фактура, согласно которым стоимость поставленных материалов составляет 59 000 руб., в том числе НДС — 9000 руб.

При поступлении в апреле следующего года расчетных документов (счета, накладных, счета-фактуры) поставщика следует произвести следующие записи (см. табл.).

Содержание операции

Сумма, руб.

Корреспонденция счетов

Д-т

К-т

Сторнирована стоимость неотфактурованных поставок

(45 000)

60 (субсч. «Неотфактурованные поставки»)

Отражена задолженность поставщику за поступившие в ноябре материалы

50 000

(59 000 — 9000)

Отражена сумма НДС, подлежащая уплате поставщику

Принята к вычету сумма НДС по поступившим материалам

68 (субсч. «Расчеты по НДС»)

Если изготовленная в ноябре — декабре прошлого года продукция была реализована, т.е. списанные на ее производство материалы признаны расходами, то в апреле текущего года разница между учетной и фактической стоимостью 650 ед. материалов в размере 3250 руб. (650 ед. x 45 руб/ед. — 650 ед. x 50 руб/ед.) подлежит отнесению на расходы (убытки) прошлого года, выявленные в отчетном году.

Выявленные убытки должны быть отражены записью:

Д-т сч. 91 «Прочие доходы и расходы», субсч. 2 «Прочие расходы»,

К-т сч. 10 «Материалы»

3250 руб.

 

Литература

1. Налоговый кодекс Российской Федерации: часть вторая: // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»: / Компания «КонсультантПлюс».

2. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ (ред. от 02.11.2013) // Собрание законодательства РФ. 2011. N 50. Ст. 7344.

3. Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов: Приказ Минфина России от 28.12.2001 N 119н (ред. от 24.12.2010) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2002. N 11; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2011. N 13.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Зачастую в компаниях возникают довольно сложные задачи, связанные с поставкой по железной дороге.

Неотфактурованные поставки (Николаев С.А.)

Приемка и разгрузка вагонов, учет потерь и излишков, расчет железнодорожных тарифов, вознаграждения собственников вагонов– производить такие операции вручную, без мощного автоматизированного инструмента, уже практически невозможно.

Именно поэтому мы разработали специализированное решение «TOPS Consulting: Учёт поставок ЖД грузов. Благодаря тому, что в решении поддерживается интеграция с железнодорожными весами, учет естественной убыли и излишков, оно может быть эффективно использовано для управления поставками сыпучих грузов, таких как уголь, песок и т.п.

Решение «TOPS Consulting: Учёт поставок ЖД грузов» поможет вам оптимизировать процесс приемки и отправки вагонов, взвешивания, контроля и оценки качества, определения естественной убыли, недостач и излишков, расчета претензий  и фактуровки груза, формирования необходимых первичных документов. Решение позволяет выстроить максимально прозрачный учет поставляемого груза и связанных расчетов с поставщиками, в том числе, по претензиям, проверять корректность выставленного перевозчиками железнодорожного тарифа.

Архитектура решения построена на базе ERP-системы Microsoft Dynamics AX. Основными пользователями системы являются сотрудники: службы управления поставками, отдела (лаборатория) контроля качества, железнодорожного цеха, претензионного отдела, отдела бухгалтерии по расчетам с поставщиками.

Ключевые преимущества решения

  • единая интегрированная система для производственных подразделений, отвечающих за приобретение, поставку, приемку, контроль качества и учет груза, а также взаимодействие с РЖД и перевозчиками;
  • в режиме реального времени регистрация всех операций связанных с приемкой груза, вагонов, а также операций связанных с вагонами: разморозка, опрокидывание, уборка, отправка порожняка и т.п.
  • интеграция с внешними системами, в частности с системами управления железнодорожными весами;
  • автоматический расчет естественной убыли, недостач и излишков, учет погрешности весов
  • автоматический расчет различных претензий: по сроку доставки, по количеству, по качеству
  • автоматический контроль и проверка обоснованности выставленных счетов-фактур поставщиками груза, а также перевозчиками.
  • поддержка процессов учета неотфактурованных поставок
  • одновременная работа нескольких подразделений принимающих грузы (несколько ЖД цехов), с поддержкой посменного режима работы

Результаты использования решения

Наши клиенты среди результатов использования решения «TOPS Consulting: Учёт поставок ЖД грузов» отмечают следующие:

  • Сокращение времени, затрачиваемого на осуществление рутинных операций
  • Формализация процессов, минимизация человеческого фактора
  • Прозрачность расчетов с поставщиками и перевозчиками
  • Он-лайн изменение информации по состоянию склада, расчетов и т.п.
  • Минимизация ситуаций приемки необоснованно предъявленных поставщиками и перевозчиками документов

Компоненты решения

Ведение НСИ

Справочники вагонов, ЖД станций, типов вагонов и т.п.

Справочники, влияющие на расчет тарифа: тарифные зоны, среднепоясное расстояние и т.п.

Справочник поставщиков, грузополучателей, перевозчиков и т.п.

Справочники смен жд цеха, пунктов приемки груза, типов сертификатов и т.п.

Планирование поставки

Ведение договоров и дополнительных соглашений

Ведение в договоре спецификаций на поставку

Ведение ценовых соглашений, в том числе с правилами расчета цены от качества

Планирование платежей

Приемка

Регистрация прибытия вагонов

Взвешивания вагонов и расчет количественных показателей поставки

Регистрация операций с вагонами

Контроль и учет качества

Неотфактуровка

Регистрация физического поступления номенклатуры на скла

Оперативное формирование и учет задолженности по неотфактурованной поставки

Формирование претензий по качеству, сроку количеству

Регистрация в системе документов поставщиков и перевозчиков

Отфактуровка

Расчет и проверка стоимости поставленного  груза

Проверка корректности финансовых документов поставщиков, сопоставление их и поставленным грузом

Отфактуровка неотфактурованных поставок по акцептованным документам

Обработка претензий

ЖД тариф и прочие расчеты с перевозчиками

Учет операций поставки, подачи вагонов и т.п., влияющих на расчеты

Регистрация счетов, накладных, счетов-фактур перевозчиков

Проверка корректности выставленных перевозчиками документов, в том числе путем расчета тарифа

Выставление и управление  претензиями перевозчикам

Заказать демонстрациюРассчитать стоимость

О налогообложении неотфактурованных поставок