Необычный характер операции

Признаки сомнительных операций(фиктивных сделок) в банках

► Правовые услуги по валютному регулированию ► Сомнительные операции

Понятие «сомнительных операций»
Агентирование, комиссия, финансирование
Требования к нерезидентам
Снятие наличных
Занижение таможенной стоимости
Операции с векселями
Ценные бумаги и инвалюта
Переводы без открытия счетов
Таможенный союз, ЕАЭС
Признаки необычных сделок
Меры противодействия

▲ Понятие «сомнительных операций» и правовые акты ЦБ с их признаками ▲

Извлечения из письма ЦБ РФ от 04.09.2013 г. № 172-Т «О приоритетных мерах при осуществлении банковского надзора»:

Для целей квалификации операций в качестве сомнительных операций используются следующие акты Банка России:

Сомнительные операции — это операции, осуществляемые клиентами кредитных организаций, имеющие необычный характер и признаки отсутствия явного экономического смысла и очевидных законных целей, которые могут проводиться для вывода капитала из страны, финансирования «серого» импорта, перевода денежных средств из безналичной в наличную форму и последующего ухода от налогообложения, а также для финансовой поддержки коррупции и других противозаконных целей.

1 150-Т ► 07.08.2013 О повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов
2 110-Т ► 19.06.2013 О повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов
3 104-Т ► 10.06.2013 О повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов
4 73-Т ► 17.04.2013 О повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов
5 167-Т ► 07.12.2012 О повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов
6 157-Т ► 16.11.2012 Об осуществлении уполномоченными банками валютного контроля за проведением резидентами валютных операций, связанных с оплатой товара, перемещаемого по территории Таможенного союза
7 129-Т ▼ 16.09.2010 Об усилении контроля за отдельными операциями юридических лиц
8 83-Т ► 11.06.2010 Об особенностях работы уполномоченных банков с товарно-транспортными накладными, оформленными грузоотправителями на территории Республики Беларусь
9 8-Т 23.01.2009 В дополнение к письму Банка России от 01.11.2008 N 137-Т
10 137-Т ▼ 01.11.2008 О повышении эффективности работы по предотвращению сомнительных операций
11 111-Т 03.09.2008 О повышении эффективности работы по предотвращению сомнительных операций клиентов кредитных организаций
12 80-Т ▼ 04.07.2008 Об усилении контроля за отдельными операциями физических и юридических лиц с векселями
13 24-Т 13.03.2008 О повышении эффективности работы по предотвращению сомнительных операций
14 170-Т ▼ 30.10.2007 Об особенностях принятия на банковское обслуживание юридических лиц — нерезидентов, не являющихся российскими налогоплательщиками
15 161-Т ▼ 26.12.2005 Об усилении работы по предотвращению сомнительных операций кредитных организаций
16 99-Т ► 13.07.2005 О методических рекомендациях по разработке кредитными организациями правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма
17 12-Т ▼ 21.01.2005 Методические рекомендации по усилению контроля за операциями покупки физическими лицами ценных бумаг за наличный расчет и купли-продажи наличной иностранной валюты
18 179-Т ▼ 24.12.2003 Об усилении контроля за операциями по переводу денежных средств без открытия счетов и за операциями с использованием предоплаченных финансовых продуктов

Для целей квалификации операций в качестве сомнительных операций также используются признаки, указывающие на необычный характер сделки, указанные в приложении к Положению Банка России от 2 марта 2012 года N 375-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

▲ Сомнительные агентирование, комиссия, финансирование под уступку требования ▲

Извлечения из письма ЦБ РФ от от 16 сентября 2010 г. № 129-Т «Об усилении контроля за отдельными операциями юридических лиц»:

Центральным банком Российской Федерации в результате осуществления надзорной деятельности было выявлено, что в последнее время возросли объемы денежных средств, переводимых резидентами в пользу контрагентов (резидентов и нерезидентов) на их счета, открытые в банках за пределами территории Российской Федерации, в порядке исполнения обязательств по агентским договорам, договорам комиссии, договорам финансирования под уступку денежного требования и договорам купли-продажи товаров с поставкой на территории Российской Федерации (в банковской отчетности такие операции отражаются по кодам валютных операций 35020, 99090).

Во многих случаях денежные средства переводятся юридическими лицами — резидентами в пользу нерезидентов-контрагентов, юрисдикция которых не совпадает с юрисдикцией банков-нерезидентов, в которых открыты счета данных нерезидентов, а также в пользу резидентов-контрагентов на их счета, открытые в банках на территории иностранных государств.

Характерными особенностями таких операций являются:

1. Осуществление резидентами-клиентами кредитных организаций в пользу нерезидентов в рамках заключенных между ними агентских договоров (договоров комиссии) безналичных переводов денежных средств в крупных размерах, являющихся выручкой от реализации резидентами-агентами от своего имени принадлежащих нерезидентам-принципалам товаров, поставка которых осуществляется на территории Российской Федерации (т.е. без пересечения таможенной границы Российской Федерации), а также осуществление переводов валюты Российской Федерации между резидентами в рамках аналогичных агентских договоров (договоров комиссии), заключенных между ними.

2. Осуществление по агентским договорам (договорам комиссии) резидентами-принципалами переводов денежных средств в крупных размерах, являющихся агентским вознаграждением за услуги, оказанные на территории Российской Федерации, в пользу нерезидентов-агентов. Обязательства нерезидентов заключаются в оказании резидентам — плательщикам денежных средств услуг по приобретению от своего имени, но в интересах и за счет резидента на территории Российской Федерации товаров у третьих лиц. Сумма агентского вознаграждения в агентском договоре (договоре комиссии), как правило, не предусмотрена и определяется в процентном отношении исходя из стоимости поставленных товаров.

3. Осуществление по договорам финансирования под уступку денежного требования резидентами — финансовыми агентами переводов денежных средств в пользу нерезидентов (кредиторов) в счет денежного требования нерезидентов (кредиторов) к третьим лицам — резидентам (должникам) по заключенным между ними договорам поставки товаров на территории Российской Федерации.

4. Осуществление расчетов и переводов между резидентами в валюте Российской Федерации со счетов, открытых одними резидентами в кредитных организациях, на счета других резидентов-контрагентов, открытые в банках-нерезидентах, по заключенным между ними договорам купли-продажи товаров с поставкой товаров на территории Российской Федерации.

Возрастающие масштабы этих операций позволяют предполагать, что действительными их целями могут являться уклонение от уплаты налогов и таможенных платежей, вывод денежных средств из Российской Федерации, оплата «серого импорта», отмывание доходов, полученных преступным путем.

Учитывая изложенное, рекомендуем кредитным организациям при выявлении таких операций уделять им особое внимание и в случае, если при реализации правил внутреннего «противолегализационного» контроля в отношении указанных операций возникают подозрения, что они связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма, направлять сведения о таких операциях в уполномоченный орган в соответствии с пунктом 3 статьи 7 Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»…

▲ Требования банков к нерезидентам в РФ ▲

Извлечения из письма ЦБ РФ от от 30 октября 2007 г. № 170-Т «Об особенностях принятия на банковское обслуживание юридических лиц-нерезидентов, не являющихся российскими налогоплательщиками»:

Центральным банком Российской Федерации в результате осуществления надзорной деятельности за кредитными организациями выявлено, что по счетам ряда клиентов кредитных организаций активно осуществляются операции, носящие запутанный или необычный характер, не имеющие очевидного экономического смысла или очевидной законной цели, в том числе указанные в письме Банка России от 26 декабря 2005 года N 161-Т «Об усилении работы по предотвращению сомнительных операций кредитных организаций» («Вестник Банка России» от 28 декабря 2005 года N 70).

Масштабы и постоянный характер этих операций позволяют предполагать, что в большинстве случаев действительными их целями могут являться уклонение от уплаты налогов, оплата «серого» импорта, отмывание доходов, полученных преступным путем, финансирование терроризма. Во многих случаях в проведении таких операций участвуют юридические лица-нерезиденты, получившие в налоговых органах код иностранной организации, но не являющиеся российскими налогоплательщиками, не имеющие идентификационного номера налогоплательщика и не сдающие соответствующую отчетность (далее — юридические лица-нерезиденты, не являющиеся российскими налогоплательщиками).

Учитывая изложенное, а также затруднения с проверкой информации, необходимой для идентификации юридических лиц-нерезидентов, не являющихся российскими налогоплательщиками, кредитным организациям в целях обеспечения управления риском потери деловой репутации и правовым риском рекомендуется при принятии на банковское обслуживание таких лиц (за исключением иностранных кредитных организаций) обращать на них особое внимание, а также обращать особое внимание на операции, осуществляемые с участием таких лиц.

При этом Банк России рекомендует кредитным организациям исходить из следующего.

1. До заключения договора банковского счета с юридическими лицами-нерезидентами, не являющимися российскими налогоплательщиками, в дополнение к сведениям, необходимым для идентификации клиента, кредитным организациям рекомендуется получать от юридических лиц-нерезидентов, не являющихся российскими налогоплательщиками (за исключением иностранных кредитных организаций), следующую информацию:

1) о наименовании и местонахождении иностранных кредитных организаций, с которыми у юридического лица-нерезидента, не являющегося российским налогоплательщиком, имелись или имеются гражданско-правовые отношения, вытекающие из договора банковского счета, о характере и продолжительности этих отношений;

2) об основных контрагентах, объемах и характере операций, которые предполагается проводить с использованием банковского счета, открываемого в кредитной организации;

3) об обязанности (или отсутствии таковой) юридического лица-нерезидента, не являющегося российским налогоплательщиком, предоставлять по месту его регистрации или деятельности финансовые отчеты компетентным (уполномоченным) государственным учреждениям с указанием наименований таких государственных учреждений;

4) о предоставлении (при наличии соответствующей обязанности) финансового отчета за последний отчетный период (указать государственное учреждение, в которое предоставлен финансовый отчет, а также сведения об общедоступном источнике информации (если имеется), содержащем финансовый отчет);

5) другую информацию, которую кредитная организация сочтет необходимой для осуществления идентификации юридического лица-нерезидента, не являющегося российским налогоплательщиком.

2. В дополнение к документам, представляемым при открытии банковского счета, кредитной организации рекомендуется до заключения договора банковского счета запрашивать у юридических лиц-нерезидентов, не являющихся российскими налогоплательщиками (за исключением иностранных кредитных организаций) рекомендательные письма, составленные в произвольной форме, российских или иностранных кредитных организаций, с которыми у данных юридических лиц-нерезидентов имеются гражданско-правовые отношения, вытекающие из договора банковского счета. Рекомендательные письма могут запрашиваться также в отношении учредителей юридического лица-нерезидента, не являющегося российским налогоплательщиком.

Заключение договора банковского счета с юридическими лицами-нерезидентами, не являющимися российскими налогоплательщиками, рекомендуется осуществлять по оформленному в письменном виде решению руководителя кредитной организации или уполномоченного им сотрудника головного офиса кредитной организации в порядке, определяемом кредитной организацией самостоятельно.

Предоставление юридическим лицам-нерезидентам, не являющимся российскими налогоплательщиками, возможности направлять распоряжения о проведении операций по банковскому счету, используя аналог собственноручной подписи, коды, пароли и иные средства, рекомендуется осуществлять с учетом письма Банка России от 27 апреля 2007 года N 60-Т «Об особенностях обслуживания кредитными организациями клиентов с использованием технологии дистанционного доступа к банковскому счету клиента (включая интернет-банкинг)».

▲ Признаки сомнительных операций по снятию наличных ▲

Извлечения из письма ЦБ РФ от 26 декабря 2005 г. № 161-Т «Об усилении работы по предотвращению сомнительных операций кредитных организаций»:

Банк России обращает внимание территориальных учреждений на необходимость руководствоваться в работе по надзору за деятельностью кредитных организаций задачей не только оценки их текущего финансового положения, но и оценки их подверженности правовому риску и риску потери деловой репутации. Такие риски могут возникать в связи с совершением кредитными организациями сомнительных операций как от своего имени и в своем интересе, так и по поручению клиентов. Указанные операции, как правило, привлекают внимание налоговых и правоохранительных органов, которые могут предъявлять к кредитным организациям по вопросам совершения сомнительных операций различные претензии.

К сомнительным операциям, совершаемым кредитными организациями по поручению клиентов, могут быть отнесены операции, указанные в письмах Банка России от 21 января 2005 г. № 12-Т, от 26 января 2005 г. № 17-Т, а также следующие виды операций.

1. Систематическое снятие клиентами кредитных организаций (юридичес­кими лицами или индивидуальными предпринимателями) со своих банковских счетов (депозитов) крупных сумм наличных денежных средств. При этом особое внимание следует обращать на клиентов кредитных организаций, у которых отмечается высокое (80% и более) отношение объема снятых наличных средств к оборотам по их счетам.

2. Регулярные зачисления крупных сумм денежных средств от третьих лиц (за исключением кредитов) на банковские счета (депозиты, вклады) физических лиц с последующим снятием этих средств в наличной форме либо с их последующим переводом на банковские счета (депозиты, вклады) третьих лиц в течение нескольких дней.

3. Осуществление резидентами — клиентами кредитных организаций безналичных переводов денежных средств в крупных размерах в пользу нерезидентов (особенно в случаях, когда юрисдикция нерезидента — контрагента по договору не совпадает с юрисдикцией банка – нерезидента, в котором открыт счет нерезидента-контрагента):

— по договорам об импорте работ, услуг и результатов интеллектуальной деятельности (особенно консультативных, маркетинговых, компьютерных, рекламных услуг), по которым проведение расчетов осуществляется без одновременной уплаты налога на добавленную стоимость, а также по договорам перестрахования;

— по сделкам купли-продажи ценных бумаг (особенно векселей российских организаций, а также акций российских эмитентов, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг). При этом особое внимание необходимо уделять клиентам кредитных организаций, у которых операции с ценными бумагами носят в основном односторонний характер (покупка у нерезидентов);

— по договорам о поставке товаров, приобретаемых у нерезидентов на территории Российской Федерации, а также о поставке товаров, приобретаемых резидентами за пределами Российской Федерации и не пересекающих таможенную границу.

4. Проведение операций, связанных с неправомерным возмещением налога на добавленную стоимость при экспорте товаров, когда экспортная выручка, поступившая в пользу клиента, в течение этого же операционного дня возвращается нерезидентам в рамках исполнения иных обязательств.

5. Осуществление иных операций, которые не имеют очевидного экономи­ческого смысла (носят запутанный или необычный характер), либо не соответствуют характеру (основному виду) деятельности клиента или его возможностям по совершению операций в декларируемых объемах, либо обладают признаками фиктивных сделок.

▲ Признаки сомнительных операций с занижением таможенной стоимости ▲

Извлечения из письма ЦБ РФ от 01 ноября 2008 г. № 137-Т «О повышении эффективности работы по предотвращению сомнительных операций» (с изм., внесенными письмом ЦБ РФ от 23.01.2009 г. № 8-Т):

Центральным банком Российской Федерации в результате осуществления надзорной деятельности за кредитными организациями, а также информационного взаимодействия между Банком России и ФТС России выявлено, что в 2008 году существенно возросло количество паспортов сделок, оформляемых по внешнеторговым договорам (контрактам), предусматривающим ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации (далее — паспорта сделок), по которым стоимость товаров, отражаемых уполномоченными банками (далее — кредитные организации) в ведомостях банковского контроля … подтверждающих документов, в частности, таможенных деклараций, включая грузовые таможенные декларации, значительно превышает аналогичные данные о стоимости ввезенных товаров, имеющиеся в информационной базе ФТС России.

Во многих случаях денежные средства, отражаемые кредитными организациями в ведомостях банковского контроля по паспортам сделок, юридическими лицами — резидентами переводились в пользу нерезидентов, зарегистрированных, как правило, в офшорных зонах, а также других государствах, в частности, Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии, Новой Зеландии и являющихся клиентами банков Латвийской Республики, Эстонской Республики, Республики Кипр, Литовской Республики.

Данные операции между резидентами и нерезидентами характеризуются следующими особенностями:

1. Плательщиками денежных средств являются юридические лица — резиденты, имеющие крайне незначительный по сравнению с объемами платежей уставный капитал.

2. Операции по счетам юридических лиц — резидентов в кредитных организациях в большинстве случаев носят транзитный характер и связаны с поступлением денежных средств в валюте Российской Федерации от значительного числа других резидентов и последующим переводом их в полном объеме (либо в их значительной части) (с конверсией в иностранную валюту или без конверсии в иностранную валюту) в течение одного или нескольких операционных дней в пользу нерезидентов.

3. Контрагентами юридических лиц — резидентов являются иностранные компании, государство — место нахождения которых в большинстве случаев не совпадает с государством — местом нахождения обслуживающих их иностранных банков.

4. Со счетов, используемых для переводов денежных средств в пользу нерезидентов, уплата налогов или других обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации не осуществляется или осуществляется в крайне незначительных размерах.

Возрастающие масштабы расхождения между данными о стоимости товаров, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации, содержащимися в ведомостях банковского контроля по паспортам сделок, формируемых кредитными организациями, и в информационной базе ФТС России, позволяют предполагать, что для обоснования проведения платежей в пользу нерезидентов юридическими лицами — резидентами могут представляться в кредитные организации несуществующие (фиктивные) таможенные декларации, а действительными целями таких операций могут являться уклонение от уплаты налогов, оплата «серого» импорта, отмывание доходов, полученных преступным путем.

Учитывая изложенное, рекомендуем кредитным организациям уделять особое внимание указанным выше операциям, а также таможенным декларациям, представляемым юридическими лицами — резидентами в соответствии с пунктом 2.1 Положения Банка России N 258-П. При выявлении признаков, свидетельствующих о сомнительном характере операций, отражаемых кредитными организациями в ведомостях банковского контроля по паспортам сделок, кредитным организациям рекомендуется в целях проверки достоверности сведений, содержащихся в таможенных декларациях, обращаться в ФТС России.

▲ Контроль над операциями с векселями ▲

Извлечения из письма ЦБ РФ от 04 июля 2008 г. № 80-Т «Об усилении контроля за отдельными операциями физических и юридических лиц с векселями»:

Центральным банком Российской Федерации в результате осуществления надзорной деятельности было выявлено, что в последнее время резко возросли объемы денежных средств, переводимых в пользу нерезидентов в порядке исполнения российскими кредитными организациями обязательств по предъявляемым к платежу векселям, первыми векселедержателями которых были российские юридические лица (такие операции входят в число операций, отражаемых в банковской отчетности по коду валютной операции 55050).

Как показывает практика, первые векселедержатели в течение непродолжительного времени после приобретения векселей передают их другим российским юридическим лицам, в том числе имеющим признаки «фирм-однодневок». Предъявляют указанные векселя к платежу российским кредитным организациям физические лица — резиденты, действующие на основании доверенностей, выданных нерезидентами, которые во многих случаях зарегистрированы в офшорных зонах и являются клиентами, в частности, банков Латвии и Кипра.

Возрастающие масштабы этих операций позволяют предполагать, что действительными их целями могут являться уклонение от уплаты налогов, таможенных платежей, вывод денежных средств из Российской Федерации, отмывание доходов, полученных преступным путем.

Учитывая изложенное, рекомендуем кредитным организациям при выявлении указанных операций направлять сведения о них в уполномоченный орган в соответствии с пунктом 3 статьи 7 Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»…

▲ Контроль над покупкой за наличный расчет ценных бумаг и иностранной валюты ▲

Извлечения из письма ЦБ РФ от 21 января 2005 г. № 12-Т «Методические рекомендации по усилению контроля за операциями покупки Физическими лицами ценных бумаг за наличный расчет и купли-продажи наличной иностранной валюты»:

В соответствии с Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» … (далее — Федеральный закон) на кредитные организации возложена обязанность осуществлять внутренний контроль и направлять в уполномоченный орган сведения по операциям с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим обязательному контролю, и иным операциям, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Анализ практики применения Федерального закона показывает, что при приобретении физическими лицами ценных бумаг, а также при купле-продаже иностранной валюты (если сумма, на которую совершается операция, равна или превышает 600 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 рублей, или превышает ее) используются схемы проведения операций, характер которых дает основание полагать, что целью осуществления указанных схем является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных Федеральным законом. Так, в частности, в целях совершения операции по приобретению ценных бумаг физическое лицо открывает банковский счет (депозитный счет либо счет для расчетов с использованием банковских карт), вносит на него наличные денежные средства и за счет указанных средств приобретает ценные бумаги.

В случае совершения операции с наличной иностранной валютой используется аналогичная схема. Например, при покупке физическим лицом наличной иностранной валюты используется следующая последовательность операций:

— в кредитной организации на имя физического лица открываются два банковских счета (депозитные счета либо счета для расчетов с использованием банковских карт): в валюте Российской Федерации и иностранной валюте;

— на счет, открытый в валюте Российской Федерации, вносятся (зачисляются) наличные денежные средства в валюте Российской Федерации;

— по поручению физического лица находящиеся на счете денежные средства в валюте Российской Федерации списываются в счет оплаты покупаемой им иностранной валюты;

— приобретенная иностранная валюта зачисляется на счет физического лица в иностранной валюте и в последующем снимается физическим лицом с этого счета в наличной форме.

Исходя из того, что в соответствии с Федеральным законом обязательному контролю подлежат операции покупки (продажи) наличной иностранной валюты и приобретения ценных бумаг, осуществляемые за наличный расчет (абзацы третий и четвертый подпункта 1 пункта 1 статьи 6), в случае, если вся описываемая выше последовательность операций совершается в течение короткого промежутка времени (например, в течение одного-двух дней), целью осуществления таких операций может быть уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных Федеральным законом.

Согласно абзацу седьмому пункта 2 статьи 7 Федерального закона выявление неоднократного (то есть два и более раз) совершения операций и сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, служит одним из оснований для документального фиксирования информации.

В соответствии с подпунктом 2.9.9 Положения Банка России от 19.08.2004 N 262-П «Об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» («Вестник Банка России» от 10.09.2004 N 54) неоднократные операции и сделки, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, оцениваются кредитными организациями как операции повышенной степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Учитывая изложенное, операции, описанные в абзацах третьем — восьмом настоящего Письма, правомерно рассматривать в качестве операций, в отношении которых возникают подозрения об их осуществлении в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма и сведения о которых в соответствии с пунктом 3 статьи 7 Федерального закона подлежат направлению в уполномоченный орган.

▲ Контроль над переводами без открытия счетов ▲

Извлечение из письма ЦБ РФ от 24 декабря 2003 г. № 179-Т «Об усилении контроля за операциями по переводу денежных средств без открытия счетов и за операциями с использованием предоплаченных финансовых продуктов»:

Анализ международной практики показывает, что операции по переводу денежных средств без открытия счета, а также операции с предоплаченными финансовыми продуктами могут осуществляться клиентами кредитных организаций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма. В связи с этим рекомендуем кредитным организациям, осуществляющим операции с предоплаченными финансовыми продуктами, а также предоставляющим услуги по переводу денежных средств без открытия счета, усилить контроль за указанными операциями, обратив особое внимание на операции по регулярному переводу денежных средств физическими лицами без открытия банковского счета в случаях, когда сумма таких операций по отдельности не превышает сумму, эквивалентную 600000 рублей.

Информация об изменениях:

Пункт 6.1 изменен с 5 апреля 2019 г. — Указание Банка России от 27 февраля 2019 г. N 5084-У

См. предыдущую редакцию

6.1. В программу по замораживанию (блокированию) денежных средств и иного имущества и проведению проверки включаются:

порядок получения информации, размещаемой на официальном сайте уполномоченного органа в сети Интернет;

порядок применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств и иного имущества;

порядок фиксирования информации о примененных мерах по замораживанию (блокированию) принадлежащих клиенту денежных средств или иного имущества (в том числе сведения о клиенте; основания применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества; дата и время применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества клиента; вид имущества клиента, в отношении которого применены меры по замораживанию (блокированию), с указанием идентифицирующих признаков такого имущества);

положения о порядке и периодичности проведения проверки наличия среди своих клиентов лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества (далее — проверка), а также о способах фиксирования результатов проведенной проверки;

порядок учета и фиксирования информации о выданных денежных средствах физическим лицам, включенным в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму (далее — Перечень организаций и физических лиц);

порядок информирования клиента о неосуществлении операции с денежными средствами или иным имуществом клиента в связи с наличием сведений о его причастности к экстремистской деятельности или терроризму, получаемых в соответствии с пунктом 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 7.4 Федерального закона;

порядок информирования уполномоченного органа о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества клиента, а также о результатах проверки;

иные положения по усмотрению некредитной финансовой организации.

Банки имеют право блокировать счет клиента в случае выявления признаков, установленных как Федеральным законом от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее по тексту — Закон № 115-ФЗ), так и рекомендациями Росфинмониторинга и ЦБ РФ (Письмо Банка РФ от 31.12.2014 г. № 236-Т).

ЦБ РФ разработан проект по изменению перечня сомнительных операций.

Банкам предоставлено право отказать в выполнении распоряжений клиента в совершении операций по счету не только в случае непредставления документов, необходимых для фиксирования информации, но и в случае возникновения соответствующих подозрений относительно проводимой операции (п.11 ст.7 Закона № 115-ФЗ). То есть при наличии сомнительных признаков банки имеют право отказать клиенту в операции, в исключительных случаях -расторгнуть с клиентом договор. При этом клиент может оказаться в «черном списке» ЦБ РФ.

В п.5.2 Положения о требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденного Банком России 02.03.2012 г. № 375-П, банку предоставлено право самостоятельно квалифицировать операции клиентов в качестве подозрительных (далее по тексту — Положение № 375-П).

Признаки сомнительных операций клиентов банка впервые были введены Положением № 375-П в 2012 году. В Приложении Положения № 375-П приведен перечень признаков, указывающих на необычный характер сделки, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, исходя из характера, масштаба и основных направлений деятельности кредитной организации и ее клиентов. При этом каждая кредитная организация вправе дополнять перечень признаков, указывающих на необычный характер сделки, по своему усмотрению.

Важно!

В феврале 2020 г. на сайте ЦБ РФ размещен проект поправок в Положение №375-П. Планируемые поправки коснулись именно перечня признаков необычной сделки.

На сегодняшний день основная сложность применения «антиотмывочного» законодательства в том, что исчерпывающего перечня операций, относимых банком к числу подозрительных, необычных, сомнительных или транзитных, не существует.

В Приложении Положения № 375-П содержится примерный классификатор признаков, указывающих на необычный характер сделки, их более 100.

В классификаторе много устаревших схем совершения операций, а также размытых формулировок.

Важно!

Поправки, разработанные ЦБ совместно с Росфинмониторингом, должны сократить число оснований для отказа в проведении операций.

Но, как мы видим из проекта, наряду с сокращением признаков необычных сделок, добавились новые признаки сомнительных операций.

Что планируется убрать из перечня?

Прежде всего, классификатор «похудел» на следующие признаки:

  • признак 1108 — пренебрежение клиентом более выгодными условиями получения услуг, а также предложение клиентом необычно высокой комиссии или комиссии, заведомо отличающейся от обычно взимаемой комиссии при оказании такого рода услуг. То есть клиент проводит операцию, несмотря на высокие тарифы банковского обслуживания.
  • признак 1109 — наличие нестандартных или необычно сложных инструкций по порядку проведения расчетов, отличающихся от обычной практики, используемой данным клиентом (представителем клиента), или от обычной рыночной практики.

Сюда подпадали операции по предоставлению займа нерезидентом резиденту — юридическому лицу.

  • признаки 2207-2208 — операции, свидетельствующие о возможном финансировании терроризма. Например, поступление из-за рубежа денежных средств на счета российских НКО или религиозных организаций.
  • признаки 1401, 1403-1405 и др., касающиеся проведения операций с денежными средствами в наличной форме и переводов денежных средств. Например, открытие в течение небольшого периода на имя одного клиента — юридического лица, иностранной структуры без образования юридического лица нескольких срочных депозитных счетов с внесением на них сумм менее 600 тысяч рублей либо их эквивалента в инвалюте.

Что планируется добавить в перечень?

В классификатор хотят добавить новые признаки:

  • признак 11 группы:
  • операции, связанные с приобретением или продажей виртуальных активов. Поправка обусловлена внедрением современных цифровых технологий. Речь идет о цифровых аналогах долговых расписок, криптовалюте, токенах, доменных имен.
  • операции, которые осуществлены с одной группы IP-адресов или одного устройства (мобильного телефона, ноутбука и т.п.) операциями по счетам компаний, зарегистрированных в разных странах либо принадлежащих разным собственникам
  • операции по списанию со счетов по исполнительным документам.

По данным Росфинмониторинга эти операции могут быть связаны с обналичиванием денежных средств.

  • признак 14 группы:
  • регулярные зачисления денежных средств от компаний-ломозаготовителей для покупки лома черных, цветных или драгоценных металлов на банковские счета физических лиц на сумму более 250 тысяч рублей в месяц и последующее снятие этих средств в наличной форме;
  • снятие компанией денежных средств в наличной форме с банковского счета для покупки у физиков лома черных, цветных или драгоценных металлов на сумму более 3 млн рублей в день;
  • снятие компанией денежных средств в наличной форме с корпоративной банковской карты либо списание с корпоративной карты в пользу компаний, осуществляющих торговлю товарами и (или) услугами.

То есть это операции, которые также могут быть связаны с обналичиванием денежных средств.

  • снятие «физиком» денежных средств в наличной форме с банковского счета, ранее поступивших от компании или ИП.

Из поля подозрения исключат такие операции как перечисление заработной платы и приравненных к ней платежей, расчетов лиц, занимающиеся частной практикой (нотариусы, адвокаты), получения дивидендов, алиментов, пенсий, стипендий и иных социальных выплат, страховых возмещений, выплат на основании решений судебных органов.

  • признаки 18 группы — проведение международных расчетов (например, перевод денежных средств компаниями — резидентами по сделкам купли-продажи доли в уставном капитале нерезидентов, если деятельность нерезидентов несопоставима со стоимостью приобретаемой доли).
  • признаки 19 группы — это операции с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами (например, перевод со счета клиента — резидента денежных средств, полученных от предъявленных к погашению банковских векселей, на счет нерезидента, первыми векселедержателями по которым являются резиденты).
  • признаки 26 группы — это операции, которые могут быть связаны с отмыванием доходов с участием публичных должностных лиц (например, зачисление на счет клиента, денежных средств со счетов компаний, в отношении которых имеется информация об участии в государственных закупках). Речь идет о так называемых «откатах» при участии в государственных закупах.

Важно!

Отметим, что данный перечень не является исчерпывающим: каждый банк вправе дополнять их своими внутренними критериями, с учетом масштаба, специфики и характера его деятельности.

Таким образом, наряду с сокращением перечня сомнительных операций, появились новые, которые вызывают ряд вопросов. Например, списание счетов по исполнительным документам. Определять сомнительность в данном случае банки будут на основании собственных разработанных критериев.

Регулятор будет публиковать и регулярно обновлять на своем сайте признаки нетипичных сделок, которые могут быть отнесены финансовыми организациями к сомнительным с точки зрения антиотмывочного законодательства. Попадание в такой список не означает обязательной блокировки операции, но она должна привлечь пристальное внимание банка. Банковские клиенты теперь смогут оперативно учитывать меняющиеся требования ЦБ, а финансистам придется столь же оперативно перенастраивать свои системы мониторинга.

Банк России опубликовал проекты указаний (.pdf), меняющих требования к правилам внутреннего контроля в банках и некредитных финансовых организациях в сфере противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма (ПОД/ФТ). Главная новация — перечень признаков, указывающих на необычный характер сделок, теперь будет размещаться непосредственно на сайте ЦБ. Сейчас эти перечни оформлены как приложения к положениям 375-П и 445-П Банка России и не публикуются отдельно.

Цель изменений — возможность оперативной корректировки ЦБ перечня необычных операций не через внесение поправок в нормативный документ, а через публикацию изменений на сайте ЦБ, поясняет заместитель руководителя НП «Национальный совет финансового рынка» Александр Наумов. «Оба положения ЦБ зарегистрированы Минюстом, а значит, и все изменения в эти документы должны проходить длительную процедуру общественного обсуждения, а потом также регистрации в Минюсте,— отмечает глава КА «Старинский, Корчаго и партнеры» Евгений Корчаго.— Вывод же перечня из статуса нормативного акта позволит вносить изменения мгновенно».

Для клиентов появление перечней в онлайн — благо, у них появится возможность оперативно принять меры. Хотя сами по себе нетипичные операции или сделки не являются основанием для приостановки или блокировки со стороны финансовой организации, они должны привлечь ее пристальное внимание: пройти проверку, и в случае отнесения их к подозрительным или сомнительным к ним могут быть применены меры в рамках 115-ФЗ. «Сейчас, если ЦБ необходимо оперативно отреагировать на меняющуюся ситуацию, например на появление каких-то новых схем, регулятор не может внести изменения в перечень и потому рассылает рекомендательные письма, на основании которых банки вносят изменения в свои правила внутреннего контроля,— рассказывает сопредседатель комитета по ПОД/ФТ Ассоциации российских банков Алексей Тимошкин.— Таким образом, клиент не может видеть полный перечень всех операций, которые ЦБ и банки считают необычными». При публикации же перечня на сайте ЦБ эти сведения будут доступны.

В Банке России подчеркивают, что в основе предложенных изменений лежит желание побудить поднадзорных быстро реагировать на меняющиеся реалии.

«Размещение перечней на сайте позволит банкам и некредитным финансовым организациям более оперативно «настраивать» свои системы внутреннего «противолегализационного» контроля»,— отметили в ЦБ. При этом не стоит воспринимать публикуемый перечень как окончательный, подчеркивают там. «У банков и НФО сохраняется возможность дополнять перечни признаков, указывающих на необычный характер сделок, по своему усмотрению»,— отметили в пресс-службе ЦБ.

У финансистов идея регулятора энтузиазма не вызвала. Действующая редакция 375-П дает кредитным организациям три месяца на приведение своих правил внутреннего контроля в соответствие с вносимыми в данное положение изменениями, в том числе и в перечень операций с признаками нетипичных. Согласно проекту, перечень признаков, указывающих на необычный характер сделки, появившийся в сети интернет, должен применяться кредитными организациями по истечении 30 дней после дня его размещения. «То есть банки должны раз в месяц после обновления перечня менять свои правила внутреннего контроля,— отмечает Александр Наумов.— В таком режиме банки их еще не обновляли».

В ЦБ отмечают, что игроки «будут располагать необходимым временем для адаптации к модифицированным критериям». Кроме того, регулятор готов пойти на уступки: «проекты могут быть скорректированы, в том числе в части периодичности проведения соответствующих мероприятий».

Вероника Горячева

<*> Для выявления иных обстоятельств используется перечень критериев и признаков, указывающих на необычный характер сделки, установленных Федеральной службой по финансовому мониторингу, и включенных в программу выявления операций (сделок), подлежащих обязательному контролю, и операций (сделок), имеющих признаки связи с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма, правил внутреннего контроля в соответствии с пунктом 19(1) требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2012 г. N 667 «Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 28, ст. 3901; 2014, N 26 (ч. II), ст. 3575; Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 14.04.2015).