Необоснованный отказ

При применении норм законодательства в сфере занятости возникает немало вопросов, в частности, из-за наличия оценочных понятий. Таким, в частности, является понятие «необоснованного» отказа в приеме на работу. Соответствующие положения разъяснила Государственная служба занятости.

Законодательные пределы

Установление ограничений или преимуществ при заключении трудового договора на основании определенных персональных признаков соискателей работы может пониматься как дискриминация, кроме случаев, когда разное отношение предусмотрено в законодательстве. Существует ряд обстоятельств, которые делают законным отказ в трудоустройстве. В частности, требования могут касаться:

1) наличия гражданства Украины (например, для должностей госслужбы);

2) возраста (в частности, для работ с тяжелыми и вредными условиями или работ, которые могут навредить моральному развитию несовершеннолетних);

3) пола (например, для работ с тяжелыми и вредными условиями труда);

4) уровня образования (например, медицинским работником может работать человек с соответствующим образованием);

5) стажа (например, допустимо требование минимального стажа работы по специальности для занятия должности);

6) состояния здоровья (в частности, к работе на судне допускаются лица, признанные пригодными для этого по состоянию здоровья);

7) судимости или запрета занимать определенные должности (например, лица, имеющие судимость за корыстное преступление, не могут занимать руководящие должности и должности, связанные с материальной ответственностью) и т. п.

Требования относительно возраста, уровня образования, состояния здоровья работника могут устанавливаться законодательством Украины (ст. 22 КЗоТ). Это значит, что работодатель не может выдвигать высшие требования относительно наличия образования, чем это предусмотрено соответствующими квалификационными справочниками.

Работодатель имеет право отказать претенденту, которому по медицинскому заключению такая работа противопоказана по состоянию здоровья. Также работодатель может вводить ограничение относительно совместной работы на одном предприятии лиц, являющихся близкими родственниками или свояками в случаях, указанных в ст. 25-1 КЗоТ.

Советы Государственной службы занятости работодателю

1. Работодатель должен выяснить, не относится ли претендент на рабочее место к категориям, которым запрещено отказывать в приеме на работу. Также следует установить, обязательна ли письменная форма предоставления отказа (см. ст. 184 КЗоТ).

2. Работодатель обязан в письменном виде обосновать отказ в трудоустройстве безработных, которые направлены к работодателю центром занятости. На корешке направления на трудоустройство, которое центр занятости выдает безработному для посещения им работодателя, графу «Відповідь про прийняте рішення» (относительно трудоустройства) работодатель заполняет лично. Он ставит отметку (или приводит пояснение) напротив надлежащей причины отказа в трудоустройстве.

3. Стоит помнить, что не может считаться обоснованным отказ, если претендент на рабочее место даже не прошел собеседование. Необходимо проанализировать информацию о навыках и способностях соискателя работы и сопоставить их с требованиями, предусмотренными в должностной инструкции.

4. В широком понимании «необоснованным» считается отказ, не содержащий конкретных причин или ссылающийся на мотивы, которые не связаны с деловыми или профессиональными качествами претендента на рабочее место. Необходима ссылка на нормы законодательства, а отсутствие «деловых качеств» должно быть доказано (следует указать, каких именно качеств не хватает претенденту). Не будет считаться необоснованным отказ в приеме, если на предприятии отсутствует соответствующая вакансия. При наличии письменного требования оформить отказ в приеме на работу работодатель должен изложить основания в письменной форме. Считается, что такой отказ должен быть предоставлен сразу после приема на должность другого претендента.

5. Недопустимо отказывать в трудоустройстве по дискриминационным мотивам. Перечень признаков, по которым запрещается ограничение прав, содержится, в частности, в статье 2-1 КЗоТ.

Последствия нарушения

В случае неисполнения работодателем в течение года квоты для трудоустройства граждан, имеющих дополнительные гарантии в содействие трудоустройству (ч. 1 ст. 14 Закона «О занятости населения»), с него взыскивается штраф за каждый необоснованный отказ в трудоустройстве таких лиц в пределах соответствующей квоты в двукратном размере минимальной зарплаты, установленной на момент выявления нарушения (ст. 53 Закона). По состоянию на сегодня размер такой санкции составляет 9446 гривен.

Если же претендент на рабочее место не относится к определенным категориям граждан, то в случае установления инспектором Гоструда необоснованности отказа в трудоустройстве действия работодателя могут трактоваться как нарушение других требований законодательства о труде. Согласно ст. 265 КЗоТ такое нарушение наказывается финансовой санкцией в размере одной минимальной зарплаты.

Действующее законодательство разрешает обжаловать такой отказ в суде. Как установлено в ч. 2 ст. 232 КЗоТ, в районных, районных в городе, городских или горрайонных судах рассматриваются также споры об отказе в приеме на работу:

1) работников, приглашенных на работу в порядке перевода из другого предприятия, учреждения, организации;

2) молодых специалистов, закончивших высшее учебное заведение и в установленном порядке направленных на работу на предприятие, в учреждение, организацию;

3) беременных женщин, женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет или ребенка с инвалидностью, а одиноких матерей (отцов) — при наличии ребенка в возрасте до четырнадцати лет;

4) выборных работников после окончания срока полномочий;

5) работников, которым дано право возвратного приема на работу;

6) других лиц, с которыми собственник или уполномоченный им орган в соответствии с действующим законодательством обязан заключить трудовой договор.

Напомним, найти алгоритмы действий в ходе проведения проверок можно в модуле «Искусство обороны» ИПС ЛІГА:ЗАКОН, заказав тестовый доступ. А сведения о реквизитах всех высших, центральных и региональных органов власти (адреса, телефоны и фамилии руководителей), а также данные об истории создания органов власти можно узнать в модуле «Органы власти», который входит в состав Информационно-правовых систем ЛІГА:ЗАКОН.

План проверок вашего предприятия можно найти в удобном сервисе CONTR AGENT, заказав тестовый доступ.

Здравствуйте,в 2016 году по глупости оформил на себя ТОО своего работодателя,теперь на этой компании висит долг в размере 10 млн тенге. Так как…
Здравствуйте,в 2016 году по глупости оформил на себя ТОО своего работодателя,теперь на этой компании висит долг в размере 10 млн тенге. Так как компания оформлена на меня, мои…

Здравствуйте. Встал вопрос об увольнении по собственному. Я правильно понимаю, что по КЗОТ РК я должен официально уведомить работодателя не менее,…
Здравствуйте. Встал вопрос об увольнении по собственному. Я правильно понимаю, что по КЗОТ РК я должен официально уведомить работодателя не менее, чем за 1 мес до увольнения? Если…

Выезд на территорию государства где ведится боевые действия
Добрый день. Ситуация следующая. Муж и жена с двумя маленькими детьми 1 и 3 лет , хотели выехать в Турцию, для того что бы посмотреть жизнь , на предмет поеупки жилья и смены ПМЖ….

Взыскание задолженности заработной платы с работодателя
В данный момент пытаюсь взыскать задолженность по заработной плате, после увольнения. На руках есть: трудовой договор с указанным окладом, расчетный лист с указанием долга с…

Противопраное действия охранника магазина
Здравствуйте,меня задержали на выходе с рынка и потребовали показать сумку (в моём случае пакет )меня это возмутило и вызвало проблемы со здоровьем (у меня больное сердце ) так…

НЕОБОСНОВАННЫЙ ОТКАЗ В ПРИЕМЕ НА РАБОТУ. Согласно ст. 19 Конституции РФ государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств, а также запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

ТК РФ конкретизирует это правило, обеспечивая его выполнение применительно к трудовым отношениям и гарантируя равенство прав граждан непосредственно при заключении трудового договора.

Статья 64 ТК РФ запрещает необоснованный отказ в заключении трудового договора. Какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства (в том числе наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания), а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Следовательно, единственным критерием определения возможности заключения трудового договора для работодателя являются деловые качества работника. Полагается, что, отказывая в заключении трудового договора, работодатель должен точно установить, каковы трудовые способности работника и каким конкретно требованиям они не отвечают. Это необходимо для того, чтобы предоставить лицу, отказывающему в приеме на работу, письменный документ, в котором должны быть изложены причины отказа.

Запрещается отказывать в заключении трудового договора женщинам по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей.

Запрещается отказывать в заключении трудового договора работникам, приглашенным в письменной форме на работу в порядке перевода от другого работодателя, в течение 1 месяца со дня увольнения с прежнего места работы.

Отказ в заключении трудового договора может быть обжалован в суд.

Большая юридическая энциклопедия. – 2-е изд., перераб. И доп. – М., 2010, с. 327.

В Национальном статистическом комитете Республики Беларусь проводится личный прием граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, их представителей, представителей юридических лиц (далее – личный прием).
Личный прием в Национальном статистическом комитете Республики Беларусь проводится в целях поддержания непосредственных контактов с населением. Он позволяет руководству Национального статистического комитета Республики Беларусь иметь непосредственную информацию о нуждах и заботах населения, знакомиться с реальным положением дел, видеть результаты деятельности Национального статистического комитета Республики Беларусь.
Предварительная запись на личный прием к руководству Национального статистического комитета Республики Беларусь ведется по телефону 378-52-00 (Иванова Марина Евгеньевна).

Порядок рассмотрения обращений, поступивших в ходе личного приема

При устном обращении заявитель должен предъявить документ, удостоверяющий личность. Представители заявителей должны предъявить также документы, подтверждающие их полномочия.
Должностные лица Национального статистического комитета Республики Беларусь, проводящие личный прием, не вправе отказать в личном приеме при обращении по вопросам, относящимся к компетенции Национального статистического комитета Республики Беларусь, за исключением случаев, когда заявителю в ходе личного приема уже был дан исчерпывающий ответ на интересующие его вопросы либо когда переписка с этим заявителем по таким вопросам была прекращена.
Если решение вопросов, изложенных в ходе личного приема, не относится к компетенции Национального статистического комитета Республики Беларусь, соответствующие должностные лица не рассматривают обращение по существу, а разъясняют, в какую организацию следует обратиться для решения вопросов, изложенных в обращении.
При временном отсутствии в день личного приема Председателя Национального статистического комитета Республики Беларусь личный прием проводит лицо, исполняющее его обязанности. При временном отсутствии в день личного приема иного должностного лица, проводящего личный прием, Председатель Национального статистического комитета Республики Беларусь обязан обеспечить своевременное и надлежащее выполнение функций временно отсутствующего должностного лица другим должностным лицом.
Если на день личного приема приходится государственный праздник или праздничный день, объявленный Президентом Республики Беларусь нерабочим, день личного приема переносится на следующий за ним рабочий день.
При проведении личного приема по решению Председателя Национального статистического комитета Республики Беларусь могут применяться технические средства (аудио- и видеозапись, кино- и фотосъемка), о чем заявитель должен быть уведомлен до начала личного приема.
Если для решения вопроса, изложенного в устном обращении и относящегося к компетенции Национального статистического комитета Республики Беларусь требуются дополнительное изучение и проверка, обращение излагается заявителем в письменной форме и подлежит рассмотрению в порядке, установленном для письменных обращений.
Устные обращения считаются рассмотренными по существу, если решены все изложенные в них вопросы, приняты надлежащие меры по защите, обеспечению реализации, восстановлению прав, свобод и (или) законных интересов заявителей и ответы объявлены заявителям в ходе личного приема, на котором изложены устные обращения.
Устные обращения могут быть оставлены без рассмотрения по существу, если:

  • не предъявлены документы, удостоверяющие личность заявителей, их представителей, а также документы, подтверждающие полномочия представителей заявителей;
  • обращения содержат вопросы, решение которых не относится к компетенции Национального статистического комитета Республики Беларусь;
  • заявителю в ходе личного приема уже был дан исчерпывающий ответ на интересующие его вопросы либо переписка с этим заявителем по таким вопросам была прекращена;
  • заявитель в ходе личного приема допускает употребление нецензурных либо оскорбительных слов или выражений.

Решение об оставлении устного обращения, изложенного в ходе личного приема, без рассмотрения по существу объявляется заявителю в ходе этого приема должностным лицом, проводящим личный прием, с указанием причин принятия такого решения.

Права и обязанности заявителей

Заявители имеют право:

  • подавать обращения, излагать доводы должностному лицу, проводящему личный прием;
  • знакомиться с материалами, непосредственно относящимися к рассмотрению обращений, если это не затрагивает права, свободы и (или) законные интересы других лиц и в материалах не содержатся сведения, составляющие государственные секреты, коммерческую и (или) иную охраняемую законом тайну;
  • представлять дополнительные документы и (или) сведения либо обращаться с просьбой об их истребовании в случае, если истребование таких документов и (или) сведений не затрагивает права, свободы и (или) законные интересы других лиц и в них не содержатся сведения, составляющие государственные секреты, коммерческую и (или) иную охраняемую законом тайну;
  • отозвать свое обращение до рассмотрения его по существу;
  • получать ответы на обращения;
  • обжаловать в установленном порядке ответы на обращения и решения об оставлении обращений без рассмотрения по существу;
  • осуществлять иные права, предусмотренные Законом Республики Беларусь от 18 июля 2011 года «Об обращениях граждан и юридических лиц» и иными актами законодательства.

Заявители обязаны:

  • соблюдать требования Закона Республики Беларусь от 18 июля 2011 года «Об обращениях граждан и юридических лиц»;
  • вежливо относиться к работникам Национального статистического комитета Республики Беларусь, не допускать употребления нецензурных либо оскорбительных слов или выражений;
  • своевременно информировать об изменении своего места жительства (места пребывания) или места нахождения в период рассмотрения обращения;
  • исполнять иные обязанности, предусмотренные Законом Республики Беларусь от 18 июля 2011 года «Об обращениях граждан и юридических лиц» и иными актами законодательства.

Обязанности Национального статистического комитета Республики Беларусь

Национальный статистический комитет Республики Беларусь обязан:

  • обеспечивать внимательное, ответственное, доброжелательное отношение к заявителям;
  • не допускать формализма, бюрократизма, волокиты, предвзятого, нетактичного поведения, грубости и неуважения к заявителям;
  • принимать меры для полного, объективного, всестороннего и своевременного рассмотрения обращений;
  • принимать законные и обоснованные решения;
  • информировать заявителей о решениях, принятых по результатам рассмотрения обращений;
  • принимать в пределах своей компетенции меры по восстановлению нарушенных прав, свобод и (или) законных интересов заявителей;
  • обеспечивать контроль за исполнением решений, принятых по обращениям;
  • решать в установленном порядке вопросы о привлечении к ответственности лиц, по вине которых допущено нарушение прав, свобод и (или) законных интересов заявителей;
  • разъяснять заявителям порядок обжалования ответов на обращения и решений об оставлении обращений без рассмотрения по существу;
  • исполнять иные обязанности, предусмотренные Законом Республики Беларусь от 18 июля 2011 года «Об обращениях граждан и юридических лиц» и иными актами законодательства.

Версия для печати

«Отраслевое соглашение между Общероссийским профессиональным союзом работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации и Федеральной таможенной службой на 2020 — 2022 годы» (утв. Общероссийским профсоюзом работников государственных учреждений и общественного обслуживания РФ, ФТС России 05.12.2016) (ред. от 26.12.2019)

8.7. В соответствии с частью 7 статьи 220 Трудового кодекса отказ сотрудника, гражданского служащего и работника таможенного органа и учреждения от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда либо от выполнения работ с вредными и (или) опасными условиями труда, не предусмотренных контрактом, служебным контрактом, трудовым договором, не влечет за собой привлечения его к дисциплинарной ответственности.

«Отраслевое соглашение между Общероссийской общественно-государственной организацией «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» и Общероссийским профессиональным союзом работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации на 2017 — 2019 годы» (утв. Общероссийским профессиональным союзом работников государственных учреждений и общественного обслуживания РФ, Общероссийской общественно-государственной организацией «ДОСААФ» 21.11.2016)

7.7. В соответствии с частью 7 статьи 220 Трудового кодекса отказ работника организации ДОСААФ России от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушений требований охраны труда либо от выполнения работ с вредными и (или) опасными условиями труда, не предусмотренных трудовым договором, не влечет за собой привлечения его к дисциплинарной ответственности.

«Отраслевое соглашение по учреждениям, органам уголовно-исполнительной системы и предприятиям Федеральной службы исполнения наказаний на 2017 — 2019 годы» (утв. Профсоюзом работников государственных учреждений и общественного обслуживания РФ, ФСИН России 15.11.2016)

7.3.4. В соответствии с частью 7 статьи 220 Трудового кодекса отказ гражданского служащего или работника организации системы ФСИН России от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда либо от выполнения работ с вредными и (или) опасными условиями труда, не предусмотренных служебным контрактом, трудовым договором, не влечет за собой привлечения его к дисциплинарной ответственности.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 (ред. от 24.11.2015) «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации»

При этом следует учитывать, что в силу абзаца пятого части первой статьи 219, части седьмой статьи 220 Кодекса работник не может быть подвергнут дисциплинарному взысканию за отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, до устранения такой опасности либо от выполнения тяжелых работ и работ с вредными и (или) опасными условиями труда, не предусмотренных трудовым договором. Поскольку Кодекс не содержит норм, запрещающих работнику воспользоваться названным правом и тогда, когда выполнение таких работ вызвано переводом по основаниям, указанным в статье 72.2 Кодекса, отказ работника от временного перевода на другую работу в порядке статьи 72.2 Кодекса по указанным выше причинам является обоснованным.

«Отраслевое соглашение по организациям печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций между Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям и Российским профсоюзом работников культуры на 2015 — 2017 годы» (утв. Российским профсоюзом работников культуры, Роспечати 10.11.2014) (ред. от 23.11.2018)

— применение сертифицированных или декларированных средств индивидуальной и коллективной защиты работников (ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации). В случае необеспечения работника в соответствии с установленными нормами средствами индивидуальной и коллективной защиты работодатель не имеет права требовать от работника исполнения трудовых обязанностей и обязан оплатить возникший по этой причине простой (ст. 220 Трудового кодекса Российской Федерации);

«Отраслевое соглашение по организациям Федерального архивного агентства на 2008 — 2010 годы» (утв. Профсоюзом работников государственных учреждений и общественного обслуживания РФ, Росархивом 21.11.2007) (вместе с «Составом отраслевой комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в организациях Федерального архивного агентства на 2008 — 2010 годы», утв. Постановлением президиума Центрального комитета профсоюза работников государственных учреждений и общественного обслуживания РФ от 01.11.2007 N 9, Приказом Росархива от 12.09.2007 N 43)

5.10. В соответствии с частью 7 статьи 220 Кодекса в случае отказа гражданского служащего и работника организации Росархива от выполнения работ, представляющих опасность для его жизни и здоровья вследствие нарушений требований охраны труда, либо от выполнения работ с вредными и (или) опасными условиями труда, не предусмотренных трудовым договором (контрактом), он не может быть привлечен к дисциплинарной ответственности.

«Отраслевое соглашение по органам и организациям Федеральной службы государственной статистики на 2012 — 2014 годы» (утв. Профсоюзом работников государственных учреждений и общественного обслуживания РФ, Росстатом 30.11.2011)

7.9. В соответствии с частью 7 статьи 220 Трудового кодекса отказ гражданского служащего и работника от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда не влечет за собой привлечения его к дисциплинарной ответственности.

«Отраслевое соглашение по лесопромышленному комплексу Российской Федерации на 2009 — 2011 годы» (утв. Общероссийским отраслевым объединением работодателей «Союз лесопромышленников и лесоэкспортеров России», Профсоюзом работников лесных отраслей РФ)

Отказ работника от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда либо выполнения тяжелых работ и работ с вредными и (или) опасными условиями труда, не предусмотренных трудовым договором, не влечет за собой привлечения его к дисциплинарной ответственности (ст. 220 Трудового кодекса Российской Федерации).

«Отраслевое соглашение по системе органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации на 2008 — 2010 годы» (утв. Профсоюзом работников государственных учреждений и общественного обслуживания РФ 31.03.2008, Генпрокуратурой РФ 28.03.2008) (вместе с «Составом отраслевой комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации», утв. Постановлением Президиума Центрального комитета профсоюза работников государственных учреждений и общественного обслуживания РФ от 01.11.2007 N 9, Распоряжением Генпрокуратуры РФ от 26.11.2007 N 65-10)

5.10. В соответствии с ч. 7 ст. 220 Трудового кодекса Российской Федерации в случае отказа прокурорского работника, гражданского служащего, работника органа и учреждения прокуратуры от выполнения работ, представляющих опасность для его жизни и здоровья вследствие нарушений требований охраны труда, либо от выполнения тяжелых работ и работ с вредными и (или) опасными условиями труда, не предусмотренных служебным контрактом (трудовым договором), он не может быть привлечен к дисциплинарной ответственности.

«Отраслевое соглашение по организациям, подразделениям и органам Федеральной миграционной службы на 2011 — 2013 годы» (утв. Профсоюзом работников государственных учреждений и общественного обслуживания РФ, ФМС РФ 24.12.2010) (вместе с «Составом отраслевой комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в организациях, подразделениях и органах Федеральной миграционной службы на 2011 — 2013 годы», утв. Постановлением президиума профсоюза работников государственных учреждений и общественного обслуживания РФ от 30.11.2010 N 1-6, Приказом ФМС РФ от 21.09.2010 N 279)

6.11. В соответствии с частью 7 статьи 220 ТК РФ отказ гражданского служащего и работника организации системы ФМС России от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушений требований охраны труда либо от выполнения работ с вредными и (или) опасными условиями труда, не предусмотренных контрактом (трудовым договором), не влечет за собой привлечения его к дисциплинарной ответственности.