Нелегальные перевозки

С 2015 года в России появился новый порядок организации пассажирских перевозок. Нововведения предусматривали, что все перевозчики должны заключать госконтракты с администрацией города, в котором собираются возить пассажиров. Победителям таких тендеров выдают свидетельство о перевозке и карту маршрута для каждого транспортного средства. По итогам проведенного конкурса составляется реестр муниципальных маршрутов. Но не все оказались готовы работать по таким правилам.

Штраф после проверки

Осенью 2017 года дептранс Белгородской области установил, что в регионе на нескольких направлениях трудятся нелегальные перевозчики. Чиновники выяснили, что некоторые автобусы не включены в реестр регулярных перевозок и не имеют карт своих маршрутов, которые являются обязательными. Среди них оказались и 12 машин, которые арендует индивидуальный предприниматель Елена Евсюкова.

Госавтонадзор центрального федерального округа составил на коммерсанта 12 административных протоколов, оштрафовав ее на общую сумму 3,6 млн руб. (300 000 руб. за одно нарушение). Госорган рассмотрел это дело по месту своего расположения в Воронеже. Владельцу автобусов вменили именно отсутствие специальных карт регулярных маршрутов (ч. 4 ст. 11.33 КоАП).

Евсюкова не согласилась с подобным выводом и обжаловала его в Арбитражный суд Воронежской области. Первая инстанция признала наказание правомерным, но снизила сумму каждого из штрафов в 2 раза – до 150 000 руб. А апелляция и вовсе отменила все санкции (дело № А14-345/2018). В обоснование такого решения 19-й ААС сослался на то, что спорные маршруты, по которым ездили автобусы Евсюковой, отсутствуют в реестре муниципальных маршрутов. Соответственно, на них невозможно получить карты, решил суд. Окружной суд оставил такое решение без изменений.

О хитростях перевозчиков рассказали в ВС

Тогда чиновники обратились в Верховный суд с требованием признать единственно верным вывод первой инстанции по этому делу. На заседании в ВС первый замначальника дептранспорта Белгородской области, Александр Шаталов заявил о том, что они с коллегами продолжают упорно бороться с нелегальными перевозчиками в регионе, но приходится им непросто. Чиновники рассказал о тех хитростях, на которые идут перевозчики, чтобы обойти действующие правила. Предприниматели к привычному маршруту «№ 1» добавляют букву «б». Получается новый «№ 1б», которого действительно нет в муниципальном реестре. По сути, автобус с таким номером нелегально курсирует по маршруту другого перевозчика, с которым на это направление уже заключен госконтракт и имеется его карта, объяснил чиновник: «А обычный потребитель же не ориентируется, кто легальный, а кто нет». Представитель ответчика подчеркнул, что СОЮ при аналогичных обстоятельствах привлекают к ответственности водителей подобных автобусов, а по юрлицам у арбитражных судов другой подход.

Другой представитель ответчика, исполнительный директор центра содействия строительству Белгородской области, Светлана Жулина отметила, что Евсюкова даже не пыталась участвовать в тендерах на получение контрактов для перевозки пассажиров. Представитель Госавтонадзора центрального федерального округа Ярослав Асташов добавил: «Предприниматели почему-то до сих пор считают, что лицензия дает право на перевозку, но нет – это лишь возможность заняться этой деятельностью».Чиновникам оппонировал представитель Евсюковой, юрист Александр Недорубко. Он настаивал, что сначала нужно разобраться, как местные власти организовали работу перевозчиков по новым правилам и выдавались ли карты другим перевозчикам по спорным направлениям. По его мнению, дело нужно было рассмотреть по месту вменяемых нарушений – в Белгороде. Юрист добавил, что ответчик не доказал принадлежность автобусов Евсюковой.

— А кому принадлежат транспортные средства? – поинтересовался у представителя предпринимателя председательствующий судья Анатолий Першутов.

— Разным лицам, но не Евсюковой, — сказал Недорубко.

— Что вы можете сказать по этому доводу? – обратился тогда судья ВС уже к чиновникам.

— Все автобусы арендовала Евсюкова, на каждом путевом листе была ее печать, и все водители говорили, что работали на нее, — пояснил Асташов.

Выслушав все доводы сторон, «тройка» судей удалилась в совещательную комнату и спустя четверть часа Першутов зачитал резолютивную часть решения. Акты апелляции и окружного суда ВС постановил отменить, а вывод первой инстанции оставить без изменений. Таким образом, Евсюковой придется заплатить штрафы на 1,8 млн руб.

Эксперты «Право.ru»: В другом подобном деле был иной подход

Не все юристы разделяют такой подход ВС. Партнер Шаймарданов и Партнеры Шаймарданов и Партнеры Региональный рейтинг × , Айнур Ялилов указывает на то, что в аналогичном деле № А83-8619/2016 Экономколлегия оставила без изменений подход нижестоящих судов, которые вынесли решение в пользу перевозчика.

Акты нижестоящих инстанций по делу законны. Не является нарушением использование транспортного средства для регулярной перевозки пассажиров по маршруту, который не включен в соответствующий реестр маршрутов регулярных перевозок и на который и не могла быть выдана соответствующая карта.

Айнур Ялилов, партнер Шаймарданов и Партнеры Шаймарданов и Партнеры Региональный рейтинг ×

Управляющий партнер Варшавский и партнеры Варшавский и партнеры Региональный рейтинг группа Арбитражное судопроизводство Профайл компании × Владислав Варшавский наоборот поддерживает сегодняшнее решение ВС, ссылаясь на то, что при ином выводе перевозчики, которые веду себя недобросовестно, получили бы преимущество перед остальными участниками рынка. Михаил Степкин, старший юрист судебной практики Надмитов, Иванов и партнеры Надмитов, Иванов и партнеры Федеральный рейтинг группа Цифровая экономика группа Международные судебные разбирательства × добавляет, что в подобных случаях суды должны устанавливать, почему на самом деле подобные маршруты отсутствовали в реестре.

Правительство РФ инициировало внесение изменений в КоАП, предусматривающих повышение ответственности за незаконную деятельность в сфере перевозок пассажиров автобусами и наземным электрическим транспортом. Соответствующий проект1 закона внесен в Госдуму на рассмотрение.

Основной упор авторами законопроекта сделан в части введения новых видов административных наказаний: дисквалификации для должностных лиц и конфискации транспортных средств для юрлиц. Так, за повторное использование автобуса, троллейбуса или трамвая при отсутствии карты маршрута регулярных перевозок, если ее наличие обязательно, предлагается установить штраф для должностных лиц 50 тыс. руб. с альтернативой в виде дисквалификации, для юрлиц – штраф в размере 300 тыс. руб. или конфискация транспортного средства.

Отдельно прописана ответственность за осуществление предпринимательской деятельности в области перевозок пассажиров автобусами с грубым нарушением условий лицензии, за исключением нарушений, за которые в кодексе предусмотрены самостоятельные составы: ст. 11.15.1, ст. 11.15.2, ст. 11.23, ст. 11.31, ст. 11.32 и ст. 12.31.1 КоАП РФ. На должностных лиц в этом случае наложат штраф в размере 75 тыс. руб. или применят дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года. Юрлица могут быть подвергнуты штрафу в размере 200 тыс. руб. либо административному приостановлению деятельности на срок до 90 суток.

По мнению авторов законопроекта, необходимость административного наказания в виде дисквалификации вызвана тем, что ее отсутствие в ч. 4 ст. 14.1.2 КоАП РФ позволяет физлицу – руководителю юрлица при административном приостановлении деятельности избегать такого наказания путем передачи транспортных средств по договору аренды другому юрлицу, где он также фактически является руководителем. Представляется, что дисквалификация как лишение физлица права замещать должности, в частности, в области пассажирских перевозок автобусами, троллейбусами и трамваями, поможет решить данную проблему.

Из пояснительной записки также следует, что в силу ч. 4 ст. 3.7 КоАП РФ конфискация не может быть применена к собственнику имущества, не признанному виновным за данное правонарушение. Кроме того, конфискацию транспортного средства, как крайнюю меру, планируется ввести в качестве альтернативного вида наказания наряду с административным штрафом. Полномочием по вынесению решения о целесообразности ее назначения разработчиками законопроекта предлагается наделить суд.

1 С текстом законопроекта № 814541-7 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления ответственности за незаконную деятельность в сфере перевозок пассажиров и иных лиц автобусами и перевозок пассажиров городским наземным электрическим транспортом» и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.

Сибирское межрегиональное управление государственного автодорожного надзора призывает жителей Красноярского края не пользоваться услугами междугородних нелегальных перевозчиков, осуществляющих перевозки по регулярным маршрутам под видом заказных. В настоящее время в сети интернет особой популярностью пользуются различные услуги: такие, как «Попутчик» и подобные сайты заказов автобусов.

Необходимо отметить, что зачастую, автобусы таких перевозчиков не соответствуют требованиям, установленным действующим транспортным законодательством Российской Федерации по следующим критериям: отсутствует тахограф (контрольное устройство, предназначенное для контроля соблюдения водителем, установленного законом режима труда и отдыха), отсутствует аппаратура спутниковой навигации ГЛОНАСС. Водители управляют транспортным средством без соответствующих документов, не проходят предрейсовый медицинский осмотр. Автобусы нелегальных перевозчиков не проходят контроль технического состояния ТС, либо проходят его формально. Все эти факты создают реальную угрозу для жизни и здоровья пассажиров. Так же хотелось бы обратить внимание, на то, что в случае дорожно-транспортного происшествия и получения пассажирами травм, пострадавшие могут не рассчитывать на получение страховых выплат, потому что нелегальные перевозчики не заключают договора обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров. Так же хотелось бы отметить, что в сфере нелегальных перевозок присутствует риск террористической угрозы, а именно водители автобусов, перевозя пассажиров, попутно оказывают услуги по перевозке посылок, которые получают от неизвестных лиц за дополнительную плату, тем самым, установить, что находится в сумках и посылках невозможно.

Должностные лица Управления настоятельно призывают граждан не прибегать к услугам нелегальных водителей, а пользоваться междугородними автобусами, отправной точкой которых являются автовокзалы, и приобретать билеты в кассах, а так же сообщать в Сибирское МУГАДН о ставших известными фактах нелегальных перевозок и нарушениях правил дорожного движения водителями пассажирского транспорта.