Недоимка по налогам

Вопрос в налоговую консультацию от директора ООО Биотоп Захарова С.А.:

„По результатам выездной налоговой проверки в апреле 2016 года установлено, что наша организация не уплатила налог на прибыль за 2012 год. Каковы сроки давности по исполнению обязанности по уплате налога и привлечение к налоговой ответственности по ст.122 НК РФ? Имеются ли у налогового органа в 2016 году правовые средства для взыскания недоимки по налогу, не будет ли нарушен в этом случае срок давности?“

Отвечает эксперт — налоговый консультант Лефтерова Елена Викторовна

Согласно ст.113 Налогового кодекса РФ лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности истекли три года (срок давности). Исчисление срока давности со дня совершения налогового правонарушения применяется в отношении всех налоговых правонарушений, кроме предусмотренных статьями 120 и 122 настоящего Кодекса.

Исчисление срока давности со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода применяется в отношении налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120 и 122 настоящего Кодекса.

Согласно постановлению Пленума Высшего арбитражного суда РФ от 30 июля 2013 г. n 57 о некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой налогового кодекса российской федерации:

„В силу пункта 1 статьи 113 НК РФ срок давности привлечения к ответственности в отношении налоговых правонарушений, предусмотренных статьей 122 Кодекса, исчисляется со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено указанное правонарушение. При толковании данной нормы судам необходимо принимать во внимание, что деяния, ответственность за которые установлена статьей 122 НК РФ, состоят в неуплате или неполной уплате сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий. Поскольку исчисление налоговой базы и суммы налога осуществляется налогоплательщиком после окончания того налогового периода, по итогам которого уплачивается налог, срок давности, определенный статьей 113 Кодекса, исчисляется в таком случае со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено правонарушение в виде неуплаты или неполной уплаты налога.“

Исходя из изложенного можно сделать вывод, что срок давности по правонарушению за неуплату налога на прибыль за 2012 год следует исчислять с 1 января 2014 года, т.е. дня следующего за налоговым периодом в котором необходимо уплатить налог. 

Порядок взыскания недоимки налоговыми органами

При обнаружении недоимки по налогам налоговый орган должен выставить должнику требование об уплате налога, пеней, штрафов, процентов в следующие сроки:

  • если недоимка по налогу выявлена в ходе налоговой проверки, то не позднее 20 рабочих дней с того момента, когда вступило в силу решение, вынесенное по итогам проверки (п. 6 ст. 6.1, пп. 2, 3 ст. 70, п. 1 ст. 87, пп. 7, 9 ст. 101 НК РФ);
  • если недоимка выявлена вне рамок проверок налогоплательщика, то срок направления требования будет зависеть от суммы задолженности (пп. 1, 3 ст. 70, п. 10 ст. 101.4 НК РФ). Так, при задолженности в 500 рублей и более требование должно быть направлено в течение 3 месяцев со дня выявления недоимки, а при задолженности менее 500 рублей — в течение 1 года со дня выявления недоимки.

Налогоплательщику необходимо исполнить требование в течение указанного в нём срока (п. 6 ст. 6.1, абз. 4 п. 4 ст. 69 НК РФ). Минимальный срок, в который ему необходимо уложиться с погашением недоимки по налогам, пеням и пр., составляет 8 рабочих дней с момента получения. Если требование должником не исполняется, то:

  • согласно п. 3 ст. 46 НК РФ не позднее 2 месяцев после окончания срока исполнения требования налоговым органом выносится решение о том, чтобы взыскать задолженность со счетов должника, открытых в банковских и кредитных учреждениях. Порядок взыскания задолженности со счетов налогоплательщика регламентируется ст. 46 НК РФ.
  • по истечении 2, но не позднее 6 месяцев после окончания срока исполнения требования об уплате недоимки, пеней, штрафов и пр. налоговый орган вправе подать заявление в арбитражный суд, чтобы взыскать с налогоплательщика необходимую сумму задолженности. Если инспекция по уважительным причинам пропустила срок подачи данного заявления, суд может восстановить его (абз. 1 п. 3, подп. 5 п. 11 ст. 46 НК РФ, ст. 117 АПК РФ);
  • не позднее 6 месяцев после окончания срока исполнения требования налоговый орган подает заявление в арбитражный суд с тем, чтобы взыскать с налогоплательщика необходимую сумму задолженности в тех случаях, что предусмотрены подп. 1–4 п. 2 ст. 45 НК РФ. В соответствии с положениями подп. 2 п. 2 ст.

    Какой день считается днем выявления налоговой недоимки, если проверка не проводилась?

    45 НК РФ в указанном случае налоговики имеют право обратиться в суд, только если недоимка выявлена в ходе налоговой проверки и числится за должником более 3 месяцев. Бесспорное взыскание недоимки в подобных ситуациях невозможно.

Если взыскать задолженность за счет денежных средств должника не удается, то:

  • инспекция не позднее 1 года после окончания срока исполнения требования об уплате задолженности выносит решение о ее взыскании за счет имущества налогоплательщика (п. 7 ст. 46, п. 1 ст. 47 НК РФ). Взыскание недоимки, пеней и пр. за счет имущества производится в порядке, предусмотренном ст. 47 НК РФ;
  • в период от 1 года до 2 лет после истечения срока исполнения требования налоговики обращаются в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика требуемой задолженности. Если инспекция по уважительным причинам пропустит срок подачи указанного заявления, то судом он может быть восстановлен (абз. 3 п. 1 ст. 47 НК РФ, ст. 117 АПК РФ).,

Срок давности выявления налоговой недоимки

Срок давности выявления налоговой недоимки налогоплательщика Налоговым кодексом не установлен. Об этом говорит Минфин РФ в своем письме от 14 января 2013 года N 03-02-07/1-5.

Однако, в НК РФ установлен срок для взыскания налога в судебном порядке, который определяется исходя из совокупности сроков, а именно:
— срока на направление требования об уплате недоимки налогоплательщику;
— срока на добровольное исполнение требования;
— шестимесячного срока для обращения налоговых органов в суд.

Следовательно от момента выявления налоговой недоимки зависят начало течения сроков ее взыскания и сама возможность взыскать с налогоплательщика сумму выявленной недоимки.
Если недоимка была установлена налоговыми органами в результате проведения налоговой проверки (камеральной, выездной, повторной), то моментом выявления и началом отсчета сроков на взыскание будет день вступления в силу решения по ее результатам.

У вас прошла налоговая проверка?

Есть вопросы о правомерности решений ФНС? Получите консультацию эксперта — звоните по телефону 8 800 707 87 02

Последствия несоблюдения налоговым органом сроков принудительного взыскания недоимки

Сереброва Д.А., юрист Санкт-Петербургского адвокатского бюро "Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры".

Статья имеет практическую направленность: анализируются проблемы несоблюдения налоговыми органами сроков совершения отдельных действий в рамках процедуры принудительного взыскания налоговых недоимок, представлен обзор судебной практики по теме, даются рекомендации по применению соответствующих правовых норм, обосновываются предложения по внесению изменений в действующий НК РФ.

Ключевые слова: срок принудительного взыскания налоговой недоимки, требование об уплате налога, добровольная уплата налога, срок давности привлечения к налоговой ответственности, взыскание налога за счет иного имущества налогоплательщика, пресекательный срок, лицевой счет налогоплательщика, "голое право".

This article has practical significance: it analyses the problems of breach of the legally established terms of particular activities during the procedure of the enforced recovery of tax arrears; the article further contemplates current case law on the matter, recommends on the application of corresponding legal regulations and substantiates the necessity for the revision of the Tax Code of the Russian Federation.

Key words: term of the enforced recovery of tax arrears, tax payment demand, voluntary payment of tax, statute of limitation for tax violations, recovery of tax at the cost of other assets of the taxpayer, preclusive term, taxpayer account, bare right <*>.

<*> Serebrova D.A. The consequences of incompliance with the terms of the enforced recovery of tax arrears by tax bodies.

Нормы, устанавливающие сроки совершения уполномоченными органами юридических действий и не предусматривающие права сторон на их изменение, императивны. Даже при отсутствии прямого указания закона на то, что несоблюдение таких норм влечет прекращение соответствующего права публичного органа (например, на взыскание налога в бесспорном порядке), в соответствии с общей теорией права необходимо презюмировать пресекательный характер таких сроков. Обратное влекло бы явное преимущество публичного интереса перед частным: государство, имеющее непосредственную возможность влиять на содержание законодательных норм и безнаказанно их же нарушать, ущемляет права частных лиц, полагающихся на обязательность и публичную достоверность правовых норм.

Приведенные выше рассуждения являются универсальными стандартами толкования и применения норм об ответственности частных лиц перед государством.

Тем не менее на практике установилось особое отношение налоговых органов к нормативным срокам совершения юридических действий по взысканию налоговых недоимок: большинство из них заведомо рассматриваются налоговыми службами как рекомендательные.

Поскольку процедура взыскания налога состоит из нескольких последовательных этапов, целесообразно рассмотреть нормативные сроки каждого из этапов и определить последствия их несоблюдения.

Предъявление требования об уплате налога. Согласно п. 1 ст. 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым (таможенным) органом налогоплательщику требования об уплате налога. Действовавшая до 1 января 2007 г. редакция п. 1 ст. 70 НК РФ ограничивала срок предъявления данного требования 3 месяцами с момента наступления срока уплаты налога. Таким образом, точка отсчета срока на предъявление требования об уплате налога устанавливалась объективно, что обеспечивало определенность правового положения налогоплательщика. Действующая редакция п. 1 ст. 70 НК РФ устанавливает, что требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее 3 месяцев со дня выявления недоимки. При таком правовом регулировании требование о взыскании налога может быть направлено налогоплательщику по истечении любого периода времени после наступления срока уплаты налога. Следовательно, сейчас бесспорное взыскание налога (в порядке ст. 46, 48 НК РФ), по сути, не ограничивается какими-либо сроками <1>.

<1> См.: Гусева Т.А., Чуряев А.В.

2.1.1. Документ о выявлении недоимки

Срок давности взыскания налога // Налоговые споры: теория и практика. 2007. N 12.

В связи с этим логичным видится придание абсолютного верховенства трехлетнему сроку давности привлечения к налоговой ответственности (ст. 113 НК РФ). По истечении данного срока независимо от времени выявления налоговым органом недоимки налогоплательщик не может быть привлечен к ответственности. Большинство судов придерживаются именно такого вывода, полагая, что предъявление требования об уплате налога является частью процедуры его принудительного взыскания, поэтому окончательный срок для взыскания недоимки (пеней) составляет три года <2>.

<2> См., например: решение Арбитражного суда г. Москвы от 04.09.2008 N А40-29632/08-20-74; Постановления Семнадцатого ААС от 12.09.2007 N 17АП-5665/07-АК и от 30.10.2008 N 17АП-7880/2008-АК; Постановление Девятого ААС от 29.09.2008 N 09АП-11810/2008-АК.

НК РФ не определяет последствия пропуска налоговым органом трехмесячного срока для направления требования об уплате налога. Однако еще в информационном письме от 17 марта 2003 г. ВАС РФ разъяснил, что пропуск данного срока не влечет изменения порядка исчисления пресекательного срока на принудительное взыскание налога и пеней (п. 6) <3>. В начале 2009 г. ВАС РФ в очередной раз четко указал, что нарушение срока направления требования по итогам налоговой проверки (п. 2 ст. 70 НК РФ) не является самостоятельным основанием для признания его недействительным <4>. Следовательно, указанный срок не является пресекательным, а выполняет исключительно организационную функцию.

<3> См.: информационное письмо Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 N 71 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации".
<4> См.: Определение ВАС РФ от 03.02.2009 N ВАС-718/09.

Добровольное исполнение требования об уплате налога. В требовании об уплате налога указывается срок на добровольное исполнение налоговой обязанности, составляющий по общему правилу 10 дней (абз. 3 п. 4 ст. 69 НК РФ). На практике налоговые органы нередко игнорируют значение этого срока, начиная процедуру бесспорного взыскания до его истечения, что обоснованно признается нарушением права налогоплательщика и влечет признание незаконным всех последующих решений налогового органа, принятых в порядке ст. 46, 47 НК РФ <5>.

<5> См.: решение Арбитражного суда г. Москвы от 11.07.2008 N А40-8704/08-114-37; Постановление ФАС СКО от 31.07.2008 N Ф08-4387/2008.

Другим распространенным нарушением со стороны налоговых органов является указание в требованиях об уплате налога минимального срока их исполнения (10 дней) без учета времени на почтовое отправление налогоплательщикам. По требованию последних суды исправляют несправедливость, указывая, что срок на исполнение требования должен исчисляться именно с момента его получения налогоплательщиком. Поэтому, если налогоплательщик получил требование менее чем за 10 дней, оно является незаконным, равно как и решение о взыскании недоимки, принятое на основании такого требования <6>.

<6> См., например: решение Арбитражного суда г. Москвы от 12.09.2008 N А40-32127/08-75-74; Постановление Девятого ААС от 24.11.2008 N 09АП-14286/2008-АК.

Вынесение решения о взыскании недоимки за счет денежных средств на банковских счетах налогоплательщика. В случае неуплаты налога в добровольном порядке он взыскивается принудительно за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банках, на основании соответствующего решения налогового органа, которое должно быть принято не позднее 2 месяцев после истечения срока на добровольное исполнение требования (п. 3 ст. 46 НК РФ). Судебной практикой определено, что срок на принятие данного решения является пресекательным — в случае его пропуска налоговый орган лишается права взыскивать недоимку в бесспорном порядке. У него остается последняя возможность — обратиться в суд с иском о взыскании не уплаченной в установленный срок суммы налога.

Направление в банк налогоплательщика инкассового поручения на перечисление недоимки в бюджет. Поручение налогового органа на перечисление суммы налога в бюджет направляется в банк, в котором открыты счета налогоплательщика, в течение 1 месяца со дня принятия решения в порядке ст. 46 НК РФ. При этом закон не указывает на последствия пропуска налоговым органом данного срока. Суды также не дают однозначного ответа. Так, в ряде решений справедливо указывается, что процедура внесудебного принудительного взыскания представляет собой систему мер государственного принуждения, состоящую из ряда последовательных взаимосвязанных этапов. Для каждого этапа установлены порядок и конкретные сроки его реализации, по истечении или нарушении которых налоговые органы не вправе в дальнейшем осуществлять соответствующие действия. Поэтому ненаправление поручения в установленный срок влечет невозможность внесудебного взыскания <7>. Нет никаких оснований полагать, что указанный срок направления поручения является факультативным, следовательно, инкассовые поручения, направленные банку с нарушением месячного срока, недействительны <8>.

<7> См., например: Постановления ФАС ВСО от 15.01.2009 N А74-1498/08-Ф02-6956/08 и от 13.11.2007 N А33-8100/07-Ф02-8470/07; Постановление ФАС ЗСО от 14.01.2009 N Ф04-8140/2008(18774-А81-34).
<8> См.: Постановление Семнадцатого ААС от 04.02.2009 N А50-3450/2008.

Вместе с тем некоторые суды по-прежнему считают наличие законно установленных санкций за пропуск срока единственным признаком его пресекательности. А поскольку НК РФ не предусматривает ответственность за несоблюдение срока направления инкассового поручения, его пропуск самостоятельных юридических последствий не влечет <9>.

<9> См., например: Постановления ФАС ВСО от 06.10.2008 N А33-1679/08-Ф02-4914/08 и от 06.10.2008 N А33-1678/08-Ф02-4913/08.

Но в праве не существует презумпции факультативности сроков. При отсутствии должного уровня правосознания правоприменителей необходимо установить обязательность сроков каждого из этапов бесспорного взыскания недоимки и единое последствие их нарушения в виде невозможности продолжения данной процедуры.

Исполнение банком налогоплательщика инкассового поручения на перечисление недоимки в бюджет. НК РФ дает очередной повод для нарушения права налогоплательщика на справедливое налогообложение, обходя молчанием судьбу инкассовых поручений, остающихся в банке налогоплательщика (в картотеке по счету) после пропуска налоговым органом шестимесячного срока на обращение в суд в порядке п. 3 ст. 46 НК РФ или трехлетнего срока давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения (п. 1 ст. 113 НК РФ).

Суды, в том числе ВАС РФ, считают, что, поскольку пропуск налоговым органом шестимесячного срока на подачу иска о взыскании недоимки влечет утрату права на принудительное взыскание, постольку направление нового инкассового поручения в банк после истечения данного срока является недопустимым <10>.

<10> См.: Определение ВАС РФ от 19.02.2009 N ВАС-1085/09; Постановление Президиума ВАС РФ от 27.11.2007 N 8661/07; Постановление ФАС ВСО от 20.05.2008 N А33-15154/07-Ф02-2033/08; Постановление ФАС ПО от 13.03.2008 N А57-6687/07; Постановление ФАС СКО от 03.06.2008 N Ф08-2959/2008; Постановление Девятого ААС от 29.04.2008 N 09АП-4187/2008-АК.

Иная точка зрения сформировалась относительно действительности инкассовых поручений, полученных банком до истечения указанных сроков. Они признаются законными и подлежащими исполнению, так как НК РФ, с одной стороны, не обязывает банк приостановить или прекратить исполнение инкассовых поручений ввиду истечения каких-либо сроков, а с другой — не содержит требования об отзыве этих поручений налоговым органом <11>.

<11> См., например: Постановление ФАС ЦО от 17.03.2006 N А64-7605/05-22.

Таким образом, по мнению судов, если инкассовое поручение было направлено налоговым органом в банк до истечения срока исковой давности или срока привлечения к налоговой ответственности, то его исполнение даже после истечения данных сроков является правомерным (незаконно лишь направление в банк новых инкассовых поручений).

Полагаем, исполнение инкассовых поручений незаконно в обоих указанных случаях. Бесспорное взыскание денежных средств со счетов является принудительным исполнением. А поскольку по истечении сроков, установленных в п. 3 ст. 46 и п. 1 ст. 113 НК РФ, налоговый орган утрачивает право на принудительное взыскание, исполнение инкассовых поручений должно быть прекращено.

Взыскание налога за счет иного имущества налогоплательщика. Согласно п. 1 ст. 47 НК РФ при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества. С 1 января 2007 г. решения об этом должны приниматься в течение 1 года после истечения срока на добровольное исполнение налогоплательщиком требования об уплате налога. В этот срок включается время нахождения инкассового поручения в банке <12>.

<12> См.: письмо Минфина РФ от 09.04.2008 N 03-02-07/1-144.

НК РФ не устанавливает последствий пропуска данного годичного срока. Судебная практика невелика ввиду небольшой продолжительности действия новой редакции п. 1 ст. 47 НК РФ. Однако тенденция уже является положительной для налогоплательщиков, поскольку суды считают, что при пропуске годичного срока налоговый орган вообще утрачивает право на бесспорное взыскание недоимки <13>. Следовательно, данный срок является пресекательным.

<13> См., например: Постановление ФАС ПО от 30.04.2008 N А06-5782/2007; Постановление ФАС СКО от 10.06.2008 N Ф08-3149/2008.

Постановление о взыскании налога за счет иного имущества налогоплательщика направляется судебному приставу-исполнителю. После истечения срока на его добровольное исполнение налогоплательщиком данное постановление исполняется принудительно в двухмесячный срок со дня его поступления к налогоплательщику (п. 2 ст. 36 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве").

Налоговое законодательство не устанавливает последствий пропуска двухмесячного срока на совершение исполнительных действий. Согласно же п. 8 ст. 36 Закона об исполнительном производстве истечение сроков совершения исполнительных действий само по себе не является основанием прекращения исполнительного производства. Исполнительные действия должны совершаться до фактического выполнения требований исполнительного документа. Более того, если отсутствуют доказательства бездействия судебного пристава и установлен факт принятия им всех предусмотренных законом мер, а также постоянного снижения размера задолженности, — нет оснований для оспаривания налогоплательщиком исполнительных действий <14>, а также для отмены решения налогового органа об аресте имущества по основанию пропуска двухмесячного срока <15>.

<14> См.: Постановление ФАС МО от 16.02.2009 N КА-А40/371-09; Постановление ФАС СЗО от 13.02.2009 N А56-4995/2008; Постановление ФАС ДО от 18.12.2008 N Ф03-5858/2008; Постановление ФАС ПО от 11.11.2008 N А12-5773/08.
<15> См.: Определение ВАС РФ от 21.05.2007 N 5383/07; Постановление Семнадцатого ААС от 19.01.2009 N А50-16507/2008; Постановление ФАС ПО от 28.08.2008 N А72-1298/08; Постановление ФАС ВВО от 28.02.2007 N А17-1515/5-2006.

Исполнение налоговой обязанности за пределами сроков принудительного взыскания налогов. В соответствии с п. 3 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога прекращается в связи с уплатой налога, ликвидацией организации или смертью физического лица, возникновением иных предусмотренных законом обстоятельств. Как видно, истечение сроков давности принудительного взыскания недоимки отсутствует среди данных оснований. Такую недоимку нельзя признать безнадежной и списать в установленном Правительством РФ порядке.

ВАС РФ подтвердил, что должностные лица налоговых органов не могут произвольно, без ссылки на норму закона, признавать долги по налогам безнадежными к взысканию и исключать из лицевого счета налогоплательщика соответствующие суммы <16>. Истечение сроков на взыскание налоговой недоимки в порядке ст. 46, 47 НК РФ не может служить основанием для прекращения обязанности по уплате законно установленных налогов и не освобождает налогоплательщика от ее исполнения <17>. Истечение срока давности, предусмотренного п. 1 ст. 113 НК РФ, также не устраняет налоговой обязанности лица <18>.

<16> См.: Постановление Президиума ВАС РФ от 11.05.2005 N 16504/04.
<17> См., например: Постановление ФАС МО от 21.08.2007 N КА-А40/8365-07; Постановление ФАС ЦО от 19.05.2005 N А36-317/12-04; Постановление ФАС УО от 25.04.2005 N Ф09-1604/05-АК.
<18> См.: письмо ФНС РФ от 12.12.2006 N ЧД-6-25/1192@ "О порядке приема уточненной налоговой декларации (расчета)"; Постановление ФАС ЗСО от 27.03.2006 N Ф04-2296/2006(20634-А46-25).

Следовательно, на практике утвердилось мнение, что, если налоговая ответственность не может быть реализована в силу истечения сроков давности, налог и пени все равно должны быть уплачены (очевидно, по доброй воле самого налогоплательщика!), так как существует конституционная обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ).

В гражданском праве схожим образом считается, что право кредитора требовать от должника исполнения по истечении сроков исковой давности лишается судебной защиты, превращаясь в jus nudum ("голое право"). Впоследствии исполнение может происходить только по доброй воле должника. Однако если неисполнение частноправовой обязанности после истечения сроков исковой давности не влечет для лица негативных последствий, то неисполнение публичной обязанности по уплате налогов продолжает отражаться в лицевом счете налогоплательщика и влечет ограничение его прав (например, права на возврат налога из бюджета). Это не соответствует принципу соразмерности юридической ответственности. Исправить ситуацию можно посредством дополнения п. 3 ст. 44 НК РФ еще одним основанием прекращения налоговой обязанности — истечение сроков давности, установленных п. 3 ст. 46 и п. 1 ст. 113 НК РФ (по аналогии с тем, как в уголовном праве основанием для освобождения от уголовной ответственности является истечение соответствующих сроков давности).

КонсультантПлюс: примечание.

О выявлении конституционно-правовового смысла ст. 70 см. Постановление КС РФ от 24.03.2017 N 9-П.

НК РФ Статья 70. Сроки направления требования об уплате налога, сбора, страховых взносов

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

(в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

1. Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.

(в ред. Федеральных законов от 16.11.2011 N 321-ФЗ, от 23.07.2013 N 248-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

КонсультантПлюс: примечание.

П. 2 ст. 70 (в ред. ФЗ от 05.04.2016 N 101-ФЗ) применяется к правоотношениям, связанным с банковскими гарантиями, выданными после 05.05.2016.

2. Требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) в течение 20 дней с даты вступления в силу соответствующего решения, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

(в ред.

ВАС РФ назначил «день выявления недоимки»

Федеральных законов от 16.11.2011 N 321-ФЗ, от 23.07.2013 N 248-ФЗ, от 05.04.2016 N 101-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

2.1. Утратил силу. — Федеральный закон от 14.11.2017 N 323-ФЗ.

(см. текст в предыдущей )

3. Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении сроков направления требований об уплате сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 настоящего Кодекса.

(в ред. Федеральных законов от 23.07.2013 N 248-ФЗ, от 03.07.2016 N 243-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

4. Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении сроков направления требования о перечислении налога, направляемого налоговому агенту.

Ст. 70 НК РФ ч.1. Сроки направления требования об уплате налога, сбора, страховых взносов

Налоговый кодекс