Не земельный сервитут

Содержание

Суть сервитута, условия установления, основания, госрегистрация
Есть ли разница в понятиях сервитут и частный сервитут?
Тождественность понятий сервитут и частный сервитут в законодательстве
Понятие «сервитут» в ранее действующих НПА
Подведомственность споров об установлении, изменении, прекращении сервитута
Досудебный претензионный порядок разрешения спора о сервитуте
Соглашение о сервитуте вправе заключить собственник земельного участка.
Прекращение сервитута
Публичный сервитут

Суть сервитута, условия установления, основания, госрегистрация

Представим, что вы – собственник земельного участка, проход или проезд к которому возможет только через соседний участок. Однако сосед возражает против вашего перемещения через его участок. Аналогично с возникшей у вас необходимостью проложить какие-либо коммуникации к вашему земельному участку – сосед против, чтобы их часть проходила по его участку. Что делать?

Суть сервитута в том, что вы, как собственник земельного участка вправе требовать установления права ограниченного пользования земельным участком соседа для целей прохода, проезда по нему к своему участку, или иных ваших нужд.

Разумеется, вы с соседом можете договориться и самостоятельно заключить соглашение о сервитуте (которое подлежит государственной регистрации в Росреестре), однако, если сосед возражает против сервитута и договориться с ним не удалось, то вы, как лицо, требующее установления сервитута вправе обратиться в суд с соответствующим иском.

В п. 10 «Обзора судебной практики по делам об установлении сервитута на земельный участок»; (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2017 года) содержится следующее разъяснение:

Удовлетворяя исковые требования об установлении сервитута, суд должен определить все условия, на которых он устанавливается, а именно:
— сведения о земельных участках, для обеспечения использования которого установлен сервитут и который обременен сервитутом,
— содержание сервитута,
— вид сервитута,
— сферу действия,
— срок сервитута,
— условия о плате за сервитут,
— виды работ, если сервитут устанавливается для проведения ремонтных и иных работ, и пр.

  • Рекомендуем: «Примеры решений судов об установлении сервитутов» (примеры того, как суды формулируют резолютивные части решений об установлении сервитутов с текстами соответствующих судебных постановлений).

Законодательством РФ не предусмотрено установление частного сервитута правовыми актами органов государственной власти или местного самоуправления. Основаниями возникновения ограниченного права пользования участком могут быть только соглашение или решение суда.

Соглашение о сервитуте оформляется письменно и подлежит обязательной государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости (п. 3 ст. 274 ГК РФ; п. 9 ст. 23 ЗК РФ; ст. 52 Закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ). Сервитут, установленный на основании судебного решения, также должен быть зарегистрирован в ЕГРН.

Следует понимать, что вы вправе претендовать на установление сервитута только в случае, если другими способами ваши нужды обеспечить не представляется возможным, а установление сервитута не станет для соседа препятствием к использованию его земельного участка в соответствии с разрешенным использованием.

Так, в пунктах 7, 8 «Обзора судебной практики по делам об установлении сервитута на земельный участок» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2017 года) указано следующее:

Сервитут может быть установлен только в случае отсутствия у собственника земельного участка (объекта недвижимости) иной возможности реализовать свое право пользования принадлежащим ему участком (объектом).

Не подлежит установлению сервитут, если его условиями собственник земельного участка лишается возможности использовать свой участок в соответствии с разрешенным использованием.

Есть ли разница в понятиях сервитут и частный сервитут?

В зависимости от оснований возникновения и целей установления можно выделить следующие виды сервитутов: частный сервитут и публичный сервитут.

Вместе с тем, в настоящее время Закон не содержит понятия «частный сервитут».

До 01.03.2015 года Земельный кодекс РФ содержал понятие «частный сервитут». В частности, п. 1 ст. 23 ЗК РФ, содержал следующую норму права:

1. Частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством.

С 01.03.2015 года из приведенной выше нормы права исчезло слово «частный». Напомним, что Гражданский кодекс РФ и ранее не содержал понятия «частный сервитут».

То есть Земельный кодекс РФ с указанной даты также содержит понятие «сервитут» без упоминания «частного сервитут».

Таким образом, понятия «сервитут» и «частный сервитут», встречающиеся на сегодняшний день в ряде законодательных актов и иногда в судебной практике, являются тождественными.

Правоотношения, связанные с частным сервитутом, регулируются нормами Гражданского кодекса РФ, тогда как нормы Земельного кодекса РФ (статья 23 ЗК РФ) регулируют отношения, связанные с возникновением, изменением, прекращением публичного сервитута.

Тождественность понятий сервитут и частный сервитут в законодательстве

Итак, как указывалось выше, ГК РФ знает только один сервитут — частный.

Определение понятия сервитут

Сервитут — право ограниченного пользования чужой недвижимой вещью, возникающее у собственника иной недвижимой вещи, пользование которой в соответствии с ее назначением невозможно без ограниченного пользования чужой недвижимой вещью. Сервитут — право вещное.

Действующее сегодня определение сервитута дается в ст. 274 ГК РФ.

Согласно названной статье собственник недвижимого имущества, в частности земельного участка, вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях — и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).

Абзацем 2 п. 1 ст. 274 ГК РФ предусмотрено, что сервитут может устанавливаться:

— для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок,
— для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием,
— для других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

Понятие «сервитут» в ранее действующих НПА

Сервитут — право ограниченного пользования чужим объектом недвижимого имущества, например, для прохода, прокладки и эксплуатации необходимых коммуникаций и иных нужд, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута. Сервитут как вещное право на здание, сооружение, помещение может существовать вне связи с пользованием земельным участком. Для собственника недвижимого имущества, в отношении прав которого установлен сервитут, последний выступает в качестве обременения (статья 1 закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», ныне утратившая силу)

Сервитут — право лиц (лиц) на определенный срок или бессрочно пользоваться чужим земельным участком или иным объектом недвижимости в пределах, ограниченных соглашением либо нормативным правовым актом, которое устанавливается в интересах собственников земельных участков, обладателей права постоянного (бессрочного) пользования, обладателей права пожизненного наследуемого владения на земельные участки, собственников иных объектов недвижимости либо в интересах государства, местного самоуправления или местного населения («Временные Методические рекомендации по оценке соразмерной платы за сервитут», утвержденные Росземкадастром 17.03.2004 года (впоследствии признанные недействующими решением Верховного Суда РФ от 18.12.2014 N АКПИ14-1093)

Частный сервитут — право ограниченного пользования чужим земельным участком и объектом капитального строительства, устанавливаемое решением суда или соглашением между лицом, являющимся собственником земельного участка и объекта капитального строительства, и лицом, требующим установления сервитута (статья 1 решения Совета депутатов муниципального образования «Город Ногинск Московской области» от 29.08.2013 N 8/51 «Об утверждении Правил землепользования и застройки применительно к части территории муниципального образования «Город Ногинск Московской области»)

Частный сервитут — сервитут, устанавливаемый в отношении земельного участка или иного объекта недвижимости соглашением между лицом, требующим установления сервитута и в его интересах (собственником земельного участка, обладателем права постоянного (бессрочного) пользования, обладателем права пожизненного наследуемого владения на земельный участок, собственником иного объекта недвижимости), и собственником другого земельного участка или собственником иного объекта недвижимости. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута («Временные Методические рекомендации по оценке соразмерной платы за сервитут», утвержденные Росземкадастром 17.03.2004 года (впоследствии признанные недействующими решением Верховного Суда РФ от 18.12.2014 N АКПИ14-1093)

Подведомственность споров об установлении, изменении, прекращении сервитута

При решении вопроса, какому суду — общей юрисдикции или арбитражному — надлежит рассматривать дело об установлении, изменении условий, прекращении сервитута, необходимо учитывать в совокупности субъектный состав участников спора и характер правоотношений (см. подробнее п. 2 Обзора судебной практики по делам об установлении сервитута на земельный участок; утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2017 года)

Исковые заявления о сервитуте:

  • Исковое заявление об установлении сервитута
  • Исковое заявление о прекращении сервитута
  • Исковое заявление об установлении или изменении платы за сервитут

Досудебный претензионный порядок разрешения спора о сервитуте

Действующее законодательство не содержит требования о соблюдении обязательного досудебного порядка урегулирования спора об установлении сервитута. Лицо, требующее установления сервитута, вправе обратиться в суд, если сторонами не достигнуто соглашения о сервитуте или его условиях.., то есть направление дополнительно претензии в случае недостижения сторонами соглашения об установлении сервитута или его условиях не требуется (см. п. 1 Обзора судебной практики по делам об установлении сервитута на земельный участок»; утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2017 года)

Соглашение о сервитуте вправе заключить собственник земельного участка.

Соглашение об обременении земельного участка сервитутом может заключить исключительно его собственник. Иные правообладатели земельного участка таким правом не наделены.

Например, в Постановлении Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 16.02.2015 N Ф01-5633/2014 по делу N А79-9661/2013, суд указал следующее:

«..В силу пункта 1 статьи 274 ГК РФ, статьи 23 ЗК РФ, собственник земельного участка вправе требовать от собственника соседнего земельного участка предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута). Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута (аналогичные положения предусмотрены статьей 23 ЗК РФ).

Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута (пункт 3 статьи 274 ГК РФ).

Из анализа приведенных правовых норм усматривается, что соглашение об обременении земельного участка частным сервитутом может заключать исключительно его собственник, иные правообладатели земельного участка (землепользователи, землевладельцы, арендаторы) таким правом не наделены и только в исключительных случаях, когда предоставление этого права является единственным способом обеспечения основных потребностей истца как собственника недвижимости».

Прекращение сервитута

Сервитут прекращается по требованию собственника земельного участка, обремененного сервитутом, при отпадении оснований, по которым он был установлен (ст. 276 ГК РФ). В том случае, если сервитут препятствует использованию земельного участка в соответствии с его назначением, собственник земельного участка имеет право требовать прекращения сервитута в судебном порядке.

В Обзоре судебной практики по делам об установлении сервитута на земельный участок, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2017 года (см. подробнее п. 6 Обзора), указано:

«Если основания, по которым установлен сервитут, отпали, с требованием о прекращении сервитута вправе обратиться в суд как собственник земельного участка, обремененного сервитутом, так и собственник земельного участка, для обеспечения использования которого установлен сервитут».

Публичный сервитут

Основа регулирования частных сервитутов содержится в гражданском законодательстве (статья 274 ГК РФ), публичных сервитутов — в земельном законодательстве (ст. 23 ЗК РФ).

Статья 23 ЗК РФ не содержит определения сервитута, но описывает виды сервитутов, устанавливаемых в отношении земельных участков, особенности их установления.

Подробнее см. статью «Публичный сервитут. Определение понятия»

25 июня 2018

Земельный сервитут дает право ограниченного пользования чужим земельным участком. Сервитут устанавливается по соглашению между гражданами или через суд. Публичный сервитут устанавливается нормативным правовым актом для обеспечения государственных нужд.
Земельный сервитут устанавливается, для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием. Кроме того, сервитут может потребоваться для других нужд собственника недвижимого имущества.
Обычно сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка или других участков. Соглашение оформляется письменно и подлежит обязательной государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Без регистрации сервитут нельзя считать установленным.
Следует учитывать, что сервитут вступает в силу только после его регистрации в ЕГРН.
Если достичь соглашения об установлении или условиях сервитута не удалось, установить его можно только в судебном порядке.
Установления сервитута вправе требовать собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости), а также лицо, которому участок предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения или праве постоянного пользования.
Арендатор земельного участка по договору, не вправе требовать установления сервитута.
Сервитут может быть установлен, только если отсутствует иная возможность для удовлетворения нужд лица, в пользу которого устанавливается сервитут, а собственник земельного участка, обремененного сервитутом, не лишится возможности использовать его по назначению.
Сервитут, установленный на основании судебного решения, также должен быть зарегистрирован в Едином государственном реестре недвижимости.
Публичные сервитуты устанавливаются законом или другим нормативным правовым актом РФ, субъекта РФ или органа местного самоуправления, когда это необходимо для обеспечения интересов государства, органа местного самоуправления или местного населения. Публичные сервитуты устанавливаются только с учетом результатов общественных слушаний.
Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут защищать свои права в судебном порядке.
Публичные сервитуты могут устанавливаться для:
-прогона через участок сельскохозяйственных животных,
-прохода или проезда через земельный участок,
— забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов,
-проведения на участке дренажных работ,
-водопоя,
-размещения на нем межевых знаков, геодезических пунктов государственных геодезических сетей.
-временного проведения изыскательских, исследовательских и других работ,
-ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, объектов транспортной инфраструктуры,
— охоты и рыболовства,
-свободного доступа к прибрежной полосе.
-сенокошения и выпаса на земельных участках сельскохозяйственных животных в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям.
Публичный сервитут подлежит обязательной государственной регистрации в Едином государственном реестре.
Собственник земельного участка, обремененного сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено федеральными законами. Ее размер, а также порядок внесения следует указать в соглашении с лицом, в пользу которого устанавливается сервитут. Также плата за земельный сервитут может быть определена в судебном решении, на основании которого он установлен.
При установлении публичного сервитута собственник обремененного участка может требовать соразмерную плату от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших сервитут, если установление сервитута существенно затрудняет использование земельного участка. Размер платы за публичный сервитут может указываться в нормативном правовом акте, которым он установлен.
При наличии спора по размеру платы за сервитут он может быть определен в судебном порядке.
Подготовлено Сасовской межрайонной прокуратурой

Вернуться к списку

Сервитут

Основания установления сервитута

Соглашение об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается в случаях, установленных гражданским законодательством, Земельным кодексом РФ, другими федеральными законами, и, в частности, в следующих случаях:

  • размещение линейных объектов, сооружений связи, специальных информационных знаков и защитных сооружений, не препятствующих разрешенному использованию земельного участка;
  • проведение изыскательских работ;
  • ведение работ, связанных с пользованием недрами.

Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

Кто заключает соглашение о сервитуте

В случае если земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение либо в аренду или безвозмездное пользование на срок более чем один год, соглашение об установлении сервитута заключают землепользователь, землевладелец, арендатор земельного участка.

При этом согласие в письменной форме уполномоченного органа на заключение такого соглашения не требуется, если статьей 39.24 Земельного кодекса РФ или договором аренды либо договором безвозмездного пользования не предусмотрено иное.

В случае если земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду государственному или муниципальному унитарному предприятию, государственному или муниципальному учреждению, соглашение об установлении сервитута заключается при наличии согласия в письменной форме федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, в ведении которых находятся эти предприятие, учреждение.

В иных случаях соглашение об установлении сервитута заключает соответствующий уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления (территориальное Управление Росимущества в Омской области, Министерство имущественных отношений Омской области, департамент имущественных отношений Администрации города Омска).

Требования к заявлению, прилагаемым документам

К заявлению о заключении соглашения об установлении сервитута прилагается схема границ сервитута на кадастровом плане территории.

Если заявление о заключении соглашения об установлении сервитута предусматривает установление сервитута в отношении всего земельного участка, приложение схемы границ сервитута на кадастровом плане территории к указанному заявлению не требуется.

В заявлении о заключении соглашения об установлении сервитута должны быть указаны цель и предполагаемый срок действия сервитута.

Плата по соглашению

Порядок определения платы по соглашению об установлении сервитута в отношении земельных участков, находящихся в собственности Омской области, или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, установлен постановлением Правительства Омской области от 26.08.2015 № 238-п. Плата составляет 0,12 процента кадастровой стоимости земельного участка за каждый год срока действия сервитута.

Порядок определения платы по соглашению об установлении сервитута в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Омска, установлен Решением Омского городского Совета от 22.07.2015 № 367. Плата составляет 0,3 процента кадастровой стоимости земельного участка за каждый год срока действия сервитута.

В каком случае можно не проводить кадастровые работы и не регистрировать сервитут

Такой случай предусмотрен статьей 39.25 Земельного кодекса РФ.

В случае заключения соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на срок до трех лет допускается по соглашению сторон установление сервитута в отношении части такого земельного участка без проведения работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о части земельного участка, в отношении которой устанавливается данный сервитут, без осуществления государственного кадастрового учета указанной части земельного участка и без государственной регистрации ограничения (обременения), возникающего в связи с установлением данного сервитута.

В этом случае граница действия сервитута определяется в соответствии с прилагаемой к соглашению об установлении сервитута схемой границ сервитута на кадастровом плане территории.

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ТВЕРИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 ноября 2018 года N 1492
Об утверждении типовой формы соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в муниципальной собственности или государственной собственности, полномочия по распоряжению которым осуществляет администрация города Твери

В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом города Твери, решением Тверской городской Думы от 08.04.2015 N 50 «Об утверждении Положения о регулировании отдельных вопросов, касающихся земельных отношений, на территории города Твери и признании утратившими силу некоторых решений Тверской городской Думы» постановляю:

1. Утвердить типовую форму соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в муниципальной собственности или государственной собственности, полномочия по распоряжению которым осуществляет администрация города Твери (прилагается).

2. Настоящее Постановление вступает в силу со дня официального опубликования.

Глава города Твери
А.В.ОГОНЬКОВ

Приложение
к Постановлению администрации
города Твери
от 22 ноября 2018 г. N 1492

г. Тверь «___» _____________ 20____

Администрация города Твери в лице _____________________________________

__________________________, действующего на основании ____________________,

именуемая в дальнейшем «Администрация»/»Собственник», с одной стороны

и _____________________________________________, именуемый(ая) в дальнейшем

«Пользователь», в лице ___________________________________________________,

действующего на основании ______________________________, с другой стороны,

совместно именуемые «Стороны», в соответствии с главой V.3 Земельного

кодекса Российской Федерации, на основании заявления ______________________

___________________________ заключили настоящее Соглашение о нижеследующем:

1. Предмет Соглашения

1.1. Администрация предоставляет Пользователю право ограниченного

пользования земельным участком (частью земельного участка

с учетным/кадастровым номером ____________________) площадью ______ кв. м,

расположенным по адресу: __________________________________________________

(далее — сервитут).

Обременения земельного участка и ограничения его использования:

1.2. Земельный участок, указанный в пункте 1.1 настоящего Соглашения,

зарегистрирован в муниципальную собственность, что подтверждается

________________________________________________/либо относится к земельным

участкам, государственная собственность на которые не разграничена.

1.3. Цель, основания установления сервитута:

1.4. Границы сервитута определены в: выписке из Единого

государственного реестра недвижимости/схеме границ сервитута на кадастровом

плане территории, являющемся неотъемлемой частью настоящего Соглашения.

Сервитут устанавливается в границах, указанных в выписке из Единого

государственного реестра недвижимости/схеме границ сервитута на кадастровом

плане территории, с учетом следующих условий и требований Собственника:

(условия Собственника)

1.5. Срок действия сервитута: с ___________ по ____________.

1.6. Сервитут вступает в силу после его регистрации в Едином государственном реестре недвижимости (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 статьи 39.25 Земельного кодекса Российской Федерации).

1.7. Обязанность по подаче (получению) документов для государственной регистрации сервитута лежит на Пользователе.

Расходы, связанные с государственной регистрацией сервитута, несет Пользователь.

1.8. Пользователь обязан в двухнедельный срок после осуществления мероприятий по государственной регистрации сервитута представить экземпляр Соглашения Администрации.

1.9. Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком.

2. Плата за сервитут

2.1. Размер платы за сервитут определяется Порядком определения платы по соглашению об установлении сервитута в отношении земельных участков, находящихся в собственности Тверской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденным Постановлением Правительства Тверской области от 14.07.2015 N 322-пп (в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена)/в порядке, установленном Положением о регулировании отдельных вопросов, касающихся земельных отношений, на территории города Твери, утвержденным решением Тверской городской Думы от 08.04.2015 N 50 (в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности).

Расчет платы за сервитут является неотъемлемой частью настоящего Соглашения.

2.2. Оплата производится Пользователем ежегодно в следующие сроки: __________________________________.

Оплата производится по реквизитам, указанным в расчете платы за сервитут.

2.3. Датой оплаты считается дата зачисления средств на реквизиты, указанные в расчете платы за сервитут.

2.4. В случае обнаружения ошибки в расчете платы за сервитут Пользователь обязан в месячный срок с момента получения извещения об этом заключить с Администрацией дополнительное соглашение к настоящему Соглашению.

2.5. В случае изменения порядка определения размера платы за сервитут или значений параметров, применяемых при расчете платы за пользование земельными участками, Администрация в бесспорном и одностороннем порядке вправе изменить размер платы за сервитут. Об изменении размера платы за сервитут Администрация уведомляет Пользователя заказным письмом. Неполучение Пользователем измененного расчета размера платы за сервитут не может служить основанием для невнесения платы за сервитут в новом размере.

2.6. Пользователь обязан ежегодно до внесения платежа в текущем году уточнять у Администрации реквизиты, на которые перечисляется плата за сервитут.

2.7. Плата за сервитут рассчитывается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем начала действия сервитута, и до последнего числа месяца, в котором заканчивается срок действия сервитута в соответствии с пунктом 1.5 настоящего Соглашения.

При продлении или изменении условий Соглашения плата рассчитывается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, с которого продлено Соглашение или с которого в него внесены изменения.

2.8. При передаче Пользователем прав и обязанностей по настоящему Соглашению обязанность по внесению платы за сервитут возникает у нового пользователя с месяца, следующего за месяцем, в котором произошла передача прав и обязанностей по настоящему Соглашению.

При передаче Пользователем прав и обязанностей по настоящему Соглашению обязанность по внесению платы за сервитут прекращается с месяца, следующего за месяцем, в котором произошла передача прав и обязанностей по настоящему Соглашению.

2.9. При расторжении настоящего Соглашения обязанность Пользователя по внесению платы за сервитут прекращается с месяца, следующего за месяцем подписания соглашения о расторжении.

3. Права и обязанности Сторон

3.1. Администрация обязана:

3.1.1. Предоставлять Пользователю возможность пользоваться земельным участком в порядке, установленном настоящим Соглашением.

3.1.2. Осуществить все требуемые действия для осуществления регистрации сервитута в установленном законодательством порядке, в том числе предоставить Пользователю все необходимые правоустанавливающие и иные документы (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 статьи 39.25 Земельного кодекса Российской Федерации).

3.2. По требованию Собственника земельного участка, обремененного сервитутом, сервитут может быть прекращен ввиду отпадения оснований, по которым он был установлен.

3.3. Пользователь обязан:

3.3.1. Пользоваться земельным участком в порядке, установленном настоящим Соглашением, действующим законодательством, и наименее обременительным для Администрации способом.

3.3.2. Своевременно вносить плату за сервитут в соответствии с условиями раздела 2 настоящего Соглашения.

3.3.3. Производить все требуемые действия для осуществления регистрации сервитута в установленном законодательством порядке, в том числе нести расходы по такой регистрации (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 статьи 39.25 Земельного кодекса Российской Федерации).

3.3.4. После прекращения действия сервитута привести земельный участок в состояние, пригодное для его использования в соответствии с разрешенным использованием, и произвести все необходимые действия для государственной регистрации в ЕГРН его прекращения.

3.4. Пользователь вправе осуществлять деятельность, в целях обеспечения которой установлен сервитут.

4. Ответственность Сторон

4.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение условий Соглашения виновная Сторона несет ответственность, предусмотренную действующим законодательством и настоящим Соглашением.

4.2. В случае нарушения сроков внесения платы за сервитут Пользователь оплачивает пени в размере 0,1% от просроченной суммы платы за сервитут за каждый день просрочки.

4.3. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения по вине Пользователя условий, касающихся использования участка (в том числе нарушение границ сервитута), Пользователь уплачивает Администрации неустойку (штраф) в размере годовой платы за сервитут.

4.4. Неиспользование участка Пользователем не может служить основанием для невнесения платы за сервитут.

4.5. Ответственность Сторон за нарушение обязательств по Соглашению при действии обстоятельств непреодолимой силы регулируется настоящим Соглашением и законодательством Российской Федерации.

5. Порядок рассмотрения споров

5.1. Стороны договорились принимать все меры к разрешению разногласий между ними путем переговоров.

5.2. В случае, если Стороны не достигли взаимного согласия, споры рассматриваются в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в судебном порядке.

5.3. Сервитут не может быть самостоятельным предметом купли-продажи, залога и не может передаваться каким-либо способом лицам, не являющимся собственниками земельного участка, для обеспечения использования которого сервитут установлен.

6. Форс-мажор

6.1. Сторона освобождается от ответственности за частичное или полное неисполнение обязательств по настоящему Соглашению, если докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при настоящих условиях обстоятельств.

6.2. При наступлении обстоятельств, указанных в пункте 6.1 настоящего Соглашения, каждая Сторона обязана в течение одного рабочего дня известить о них в письменном виде другую Сторону. Извещение должно содержать данные о характере обстоятельств.

6.3. Если Сторона не направит или несвоевременно направит извещение, предусмотренное в пункте 6.2 настоящего Соглашения, то она обязана возместить второй Стороне понесенные второй Стороной убытки.

6.4. В случаях наступления обстоятельств, предусмотренных в пункте 6.1 настоящего Соглашения, срок выполнения Стороной обязательств по настоящему Соглашению отодвигается соразмерно времени, в течение которого действуют эти обстоятельства и их последствия.

6.5. Если наступившие обстоятельства, перечисленные в пункте 6.1 настоящего Соглашения, и их последствия продолжают действовать более трех месяцев, Стороны проводят дополнительные переговоры для выявления приемлемых альтернативных способов исполнения настоящего Соглашения.

7. Заключительные условия

7.1. Стороны руководствуются законодательством Российской Федерации, Тверской области, муниципальными правовыми актами города Твери и настоящим Соглашением.

7.2. Сервитут может быть прекращен по основаниям, предусмотренным настоящим Соглашением и гражданским законодательством Российской Федерации.

7.3. Уведомления, предложения и иные сообщения могут быть направлены заказным письмом, телефаксом и иными способами, предусмотренными законодательством Российской Федерации или настоящим Соглашением.

7.4. Сервитут сохраняется в случае перехода прав на земельный участок (часть земельного участка, которая обременена сервитутом) к другому лицу, а также при заключении Собственником договора аренды или обременении его иным образом.

7.5. Настоящее Соглашение вступает в силу после подписания Сторонами и действует до полного исполнения Сторонами своих обязательств по нему.

7.6. Настоящее Соглашение составлено в трех экземплярах (в четырех экземплярах в случаях, требующих государственной регистрации ограничения (обременения), возникающего в связи с установлением сервитута).

Приложения к Соглашению:

1. Выписка из Единого государственного реестра недвижимости/схема границ сервитута на кадастровом плане территории.

2. Расчет платы за сервитут.

8. Реквизиты и подписи Сторон

Администрация: Пользователь:

Сервитут – это получение возможности на ограниченное пользование недвижимостью, вещью или землей, которые находятся в чужой собственности.

Сервитут используется в земельных, вещных и иных отношениях. В рамках правоприменительной практики под сервитутом понимаются обстоятельства, согласно которым одна из сторон в рамках допустимой по закону договоренности, получает от другой стороны разрешение и допуск на использование своих объектов или территорий, находящихся в собственности.

Отметим, что большая часть прочих обстоятельств, связанных с сервитутом, относится к категории земельного права, когда речь идет о различных аспектах применения права ограниченно употреблять себе на пользу территорию чужого земельного владения.

Виды сервитута

Земельный кодекс различает два варианта сервитута: частный и публичный.

Разница здесь заключается в том, кто становится обладателем ограниченного права пользования.

Первая ситуация относится к частным лицам и организациям, которые урегулируют свои правоотношения в процессе эксплуатации соседних участков. Публичный сервитут устанавливается в случаях, когда речь идет об интересах государства в целом, отдельных его органов или местного населения.

Частный сервитут

Согласно Статьям 274-277 ГК РФ:

Собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (частного сервитута).

Частный сервитут может устанавливаться для:

  • обеспечения водоснабжения и мелиорации;

  • прокладки и эксплуатации линии электропередач, связи и трубопроводов;

  • обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок;

  • также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

Основанием установления частного сервитута выступает соглашение между лицом, которое требует установить сервитут, и собственником соседнего участка.

В случае не достижения соглашения об установлении или условиях частного сервитута спор разрешается судом по иску лица, которое требует установить частный сервитут.

Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом РФ, нормативным правовым актом субъекта РФ, нормативным правовым актом органа местного самоуправления.

Публичный сервитут устанавливается в публичных интересах, то есть если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления, местного населения. Публичный сервитут может устанавливаться для достижения следующих целей:

  • проведения дренажных работ на земельном участке;

  • использования земельного участка;

  • прохода или проезда через земельный участок;

  • выпаса сельскохозяйственных животных;

  • прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;

  • сенокошения;

  • временного пользования земельным участком в целях проведения исследовательских работ;

  • свободного доступа к прибрежной полосе;

  • использования земельного участка в целях охоты и рыболовства.

Классификация сервитута

По своим особенностям сервитуты могут быть классифицированы следующим образом:

  • платные – с установлением компенсационных отчислений в пользу лица, обременяющего свое имущество сервитутом;

  • бесплатные – по закону или на основе взаимной договоренности предоставляемыми безвозмездно;

  • срочные – с установлением фиксированного, продляемого или всегда четко завершаемого срока действия;

  • бессрочные – не имеющие определенного срока существования.

Процедура оформления сервитута

При этом обеспечение процедуры происходит по следующим правилам

1.Стороны (собственники) приходят к выводу о необходимости применения сервитута;

2.Участники соглашения заключают договор, в котором отмечают:

  • сферу, на которую распространяется действие сервитута;

  • платную или бесплатную форму взаимодействия в рамках сервитута;

  • сроки;

  • другие необходимые условия.

3.Если стороны приходят к соглашению, они переходят к процедуре государственной регистрации сервитута в Росреестре;

4. После рассмотрения и подтверждения сделки будет выдана соответствующая выписка из ЕГРП, в которой будут отмечены обременения, наложенные на соответствующую территорию. После регистрации сервитут будет считаться имеющим законную силу.

Регистрация сервитута

Сервитут является обременением и вещным правом, поэтому он подлежит государственной регистрации.

Случаи кода сервитут не подлежит регистрации

Регистрационные действия необходимо осуществлять во всех случаях кроме двух исключений:

  • территория с обременением отходит в собственность наследника. В этой ситуации и ограниченное право пользования передается по наследству вместе с землей. Обременение здесь неотделимо от земли, поэтому оно никак не меняется при смене собственников;

  • условия введения исчезли до того, как соседи пришли к подписанию договора.

Стадии регистрации сервитутного права

Сам процесс регистрации состоит из четырех этапов.

  1. Подача необходимых документов. Здесь проверяется правильность составления бумаг, после чего ответственный работник принимает их с выдачей подтверждения о получении документации и ее перечне.

  2. Юридическая проверка представленных документов. Переданные заявителем бумаги направляются на юридическую экспертизу, в ходе которой документы проверяются на следующие моменты: соответствие действующему законодательству; подлинность и действительность; полное соответствие той задаче, которая планируется быть разрешенной.

  3. Внесение необходимой информации в Единый государственный реестр.

  4. Выдача заявителю документа, который подтверждает регистрацию. В этой бумаге отражается факт установления данного сервитутного права и указывается продолжительность действия сервитута.

Документы для регистрации сервитутного права

Для оформления необходимо подавать следующие документы:

  • соглашение между сторонами вопроса или нормативный акт, по которому должно быть установлено сервитутное право;

  • заявление на выполнение регистрации;

  • паспорт лица, подающего данное заявление;

  • кадастровые документы на землю, которая будет подвергнута обременению;

  • бумага с подтверждением уплаты госпошлины на проводимую процедуру;

  • если заявителем выступает организация – ее устав и выписка из ЕГРЮЛ;

  • при представлении интересов заявителя сторонним лицом – доверенность на выполнение им необходимых действий, полученная в нотариальной конторе.