НДПИ налоговая база

Содержание

Налоговые ставки для расчета показателя

Все ставки выражены в процентах и рублях. К некоторым из них применяют коэффициенты. Ставка зависит от:

  • колебания цен;
  • способа и уровня сложности добычи;
  • характеристик территории, на которой находится месторождение;
  • колебаний цен на мировом рынке;
  • степени выработанности месторождения.

Все коэффициенты действуют для определенных видов природных богатств. Они имеют конкретное значение или рассчитываются дифференцировано. Первые меняются в течение года.

Ставка НДПИ может снижаться:

  • если предприниматель за собственные средства ищет месторождения (ведети геологоразведку полезных ископаемых). В этом случае показатель ниже на 30%;
  • при добыче в Магаданской области налог ниже на 40%. Но это не относится к углеродным и общераспространенным ископаемым.

Ставки, выраженные в процентах, или адвалорные определяют стоимость полученной из недр земли продукции. Налог на добычу полезных ископаемых ставка а в рублях – это специфические ставки за количество добытого.

Справка: Адвалорные ставки — определяются в процентах от таможенной стоимости товаров.

Ставка НДПИ = R x Кц – Дм

  • где R – базовая ставка НДПИ (919 рублей в 2017 году);
  • Кц – коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть,
  • Дм – показатель, характеризующий особенности добычи нефти и определяемый в порядке, установленном ст. 342.5 НК РФ (см. себестоимость добычи нефти).

Дм = Кндпи x Кц x (1 — Кв x Кз x Кд x Кдв x Ккан) — Кк,

  • Кндпи равно 530 — с 1 января по 31 декабря 2015 года включительно, 559 — на период с 1 января 2016 года;
  • Кц — коэф-т, характеризующий динамику мировых цен на нефть (п. 3 ст. 342 НК РФ);
  • КВ – коэффициент, характеризующий степень выработанности конкретного участка недр,
  • КЗ — коэффициент, характеризующий величину запасов конкретного участка недр,
  • ККАН — коэффициент, характеризующий регион добычи и свойства нефти,
  • КД — коэфф., характеризующий степень сложности добычи нефти,
  • КДВ — коэфф., характеризующий степень выработанности конкретной залежи углеводородного сырья,
  • Кк — устанавливается равным 306 на период с 1 января по 31 декабря 2017 года включительно, 357 — на период с 1 января по 31 декабря 2018 года включительно, 428 — на период с 1 января по 31 декабря 2020 года включительно, 0 — с 1 января 2021 года (источник: pravobez.ru).

Период, порядок и условия взимания платежей

Плательщиками налога должна выплачиваться определенная сумма за календарный месяц (месяц — в данном случае налоговый период). В конце месяца проводят расчеты по каждому виду и деньги выплачивают в бюджет в зависимости от места расположения участка.

Оплата должна осуществляться не позже 25 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Порядок и условия выплат за пользование недрами регулирует Правительство РФ.

Декларация по НДПИ предоставляется соответствующим органам по месту нахождения предприятия или проживания индивидуального предпринимателя. Предоставить документ нужно в бумажном или электронном виде.

Срок уплаты НДПИ определены статьей 344 НК РФ, но налогоплательщик может скорректировать их на законных основаниях. Важно не только вносить оплату вовремя, а и отчитываться об этом с помощью декларации.

По НДПИ сроки подачи декларации и оплату можно перенести на 3 года в случае, когда у предпринимателя возникли серьезные финансовые трудности. Но должны быть гарантии на то, что он все же рассчитается с бюджетом.

КБК НДПИ 2019 для юридических лиц утверждены приказом Минфина РФ. В кодах бюджетной классификации (КБК) указаны также проценты, штрафы и пени по НДПИ КБК.

Формулы расчета

Расчет осуществляется так:

  1. Чтобы узнать стоимость, нужно общее количество ПИ умножить на стоимость единицы.
  2. Для определения цена на единицу ПИ выручку от реализации делят на количество реализованного ископаемого.
  3. Выручка от реализации полезных ископаемых = цена без учета НДС и акциза – сумма расходов налогоплательщика на доставку ископаемого.

Заниматься расчетом налоговой базы должен сам предприниматель. Необходимы данные для каждого элемента.

Пример для расчета НДПИ при добыче нефти в 2019 году

НДПИ рассчитывается и уплачивается налогоплательщиками ежемесячно. Для этого Федеральная налоговая служба раз в месяц публикует данные, необходимые для расчета НДПИ при добыче нефти. В сообщении ФНС от 18.06.2019 ведомство отмечает, что расчет налоговых отчислений за период июнь 2019 года следует выполнять на основе следующих показателей:

  • средний уровень цен нефти сорта «Юралс» на рынках нефтяного сырья в июне 2019 года составил 62,37 долларов за баррель;
  • среднее значение курса доллара к рублю, устанавливаемого ЦБ РФ, за все дни налогового периода — 64,2314 руб. за доллар.
  • значение коэффициента Кц — 11,6576.

Сумма налоговых отчислений

НК РФ налог на добычу полезных ископаемых рассчитывается в соответствии с пунктом 1 статьи 343.

Формула НДПИ следующая:

налог = налоговая база * ставка налога

Расчет нужно проводить с соблюдением таких правил:

  1. Учитывать нужно каждое месторождение и все виды добытых ПИ по отдельности.
  2. Методы расчета должны быть закреплены в учетной политике плательщика за год. Заменить метод можно только в конце года.
  3. Расчет НДПИ осуществляется с учетом сырья, прошедшего полный технологический цикл.
  4. Для некоторых элементов применяют повышающие и понижающие коэффициенты.

Как рассчитать НДПИ, чтоб не ошибиться с оплатой налога? Все изменения в правилах расчета отображаются на официальном сайте налогой.

Пример:

Расчет НДПИ на песок должен проводиться с учетом:

  1. Актуальности ставки для песка. Его позиционируют, как неметаллическое сырье.
  2. Критериев расчета базы, определенных в статье 340 НК РФ.

Для получения нужной суммы, первый показатель умножают на второй.

Также ключевыми показателями в расчете НДПИ НК РФ являются количество добытого и проданного товара, расходы на доставку и размеры НДС. Немаловажно и то, участвует ли организаций, разрабатывающая и реализующая данные ресурсы в региональном инвестпроекте и получает ли субсидии от государства.

Налоговый вычет при добыче нефти

С 1 января 2018 года налоговый вычет предоставляется и при добыче нефти на участках недр, расположенных полностью в границах Нижневартовского района Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, лицензия на пользование недрами которых выдана до 1 января 2016 года и начальные извлекаемые запасы нефти каждого из которых составляют 450 миллионов тонн или более по состоянию на 1 января 2016 года.

Сумма налогового вычета за налоговый период определяется в сумме по названным участкам недр и составляет 2 917 миллионов руб. Право на предоставление данного налогового вычета зафиксировано по 31 декабря 2027 года.

С 1 января прошлого года введены еще 2 вида налоговых вычета:

  • вычет, установленный ст. 343.3 НК, РФ при добыче природного газа из всех видов месторождений углеводородного сырья, добытого на участке недр, расположенном полностью или частично в Черном море. Данный вычет можно использовать с 1 января 2018 года по 31 декабря 2020 года;
  • вычет, узаконенный ст. 343.4 НК РФ, при добыче газового конденсата из всех видов месторождений углеводородов. Такой вычет применяется при одновременном выполнении трех пунктов:
  1. добытый организацией-налогоплательщиком газовый конденсат направлен им и (или) иной организацией, зарегистрированной в РФ, обладающей правом владения и (или) пользования и (или) распоряжения в отношении указанного газового конденсата, на переработку на технологическом оборудовании, принадлежащем российской организации;
  2. из добытого налогоплательщиком газового конденсата на технологическом оборудовании, принадлежащем российской организации, в процессе его переработки получена широкая фракция легких углеводородов;
  3. факт получения широкой фракции легких углеводородов из добытого налогоплательщиком газового конденсата документально подтвержден. Источник: hpravobez.ru.

Какие изменения ожидаются в 2019 году?

НДПИ в 2019 включен в программу нового налогового режима. Правительство планирует вести для нефтяных компаний налог на прибыль (налог на добавленный доход), который вступает в силу с 1 января 2019 года. Сейчас к объектам налогообложения относится нефть и газ, за которые нефтяные компании платят НДПИ.

Перед тем, как рассчитать отчисления на нефть, учитывают, насколько изменились цены на нефть в мире, истощились ли запасы и объемы добычи.

Одобрение нового налогового режима уже осуществлено Правительством, но размер новой налоговой ставки еще не предусмотрен.

Изменения в НДПИ на нефть будут относиться к месторождениям, расположенным на территории Восточной и Западной Сибири, некоторых месторождения на западе Сибири, которые уже были истощены, а также тех месторождений, для которых выгодно снижение экспортных пошлин.

Министр энергетики утверждает, что этот налог коснется только новых проектов, которые находятся в разработке российских нефтяных компаний.

Министерство финансов убеждено, что если увеличить налоговую нагрузку на нефтяную отрасль, это может негативно повлиять на темпы добычи ископаемых в традиционных районах.

Вопросы по теме

На вопросы по теме отвечает Людмила Дуканич, профессор кафедры международной коммерции Высшей школы корпоративного управления РАНХиГС.

Как рассчитать налоговую базу по НДПИ, если ископаемые, добытые организацией, не были подвержены реализации, а подлежат использованию для дальнейшей переработки?

Налоговая база по НДПИ в случае, если полезные ископаемые, добытые организацией, не реализуются, определяется исключительно исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых (подпункт 3 пункта 1 ст.340 НК РФ). В указанной статье не предусматривается другого порядка в зависимости от направления дальнейшего использования добытых полезных ископаемых, в частности, для целей дальнейшей их переработки. Расчетная стоимость добытых полезных ископаемых определяется в соответствии с п.4 ст. 340:

  1. самостоятельно;
  2. в соответствии с тем порядком признания доходов и расходов, который налогоплательщик применяет при определении налоговой базы по налогу на прибыль;
  3. с учетом следующих видов расходов, произведенных налогоплательщиком в налоговом периоде:
    — материальных расходов (ст. 254) за исключением расходов, понесенных в процессе хранения, транспортировки, упаковки и иной подготовки;
    — расходов на оплату труда (ст. 255) ха исключением оплаты труда работников не занятых при добыче полезных ископаемых;
    — суммы начисленной амортизации (ст. 256 – 259) за исключением сумм начисленной амортизации по амортизируемому имуществу, не связанному с добычей полезных ископаемых;
    — расходов на ремонт основных средств (ст.260) за исключением расходов на ремонт основных средств, не связанному с добычей полезных ископаемых;
    — расходы на освоение природных ресурсов (ст. 261);
    — расходы, предусмотренные ст.265 п. 8 и 9 за исключением указанных в этих пункт. расходов, не связанному с добычей полезных ископаемых;
    — прочие расходы, определяемые в соответствии со ст. 263, 264 и 269 НК РФ

Кроме этого, в расчетную стоимость включаются косвенные расходы, определяемые в соответствии с порядком, предусмотренным в гл. 25 НК РФ. При определении расчетной стоимости полезных ископаемых не учитываются расходы, предусмотренные статьями 266, 267 и 269.

Должно ли предприятие исчислять и уплачивать НДПИ, если ПИ извлекают из отходов собственного производства, занимающегося добычей природных ресурсов?

Ответ на вопрос зависит от того, подлежат или нет извлечение указанных полезных ископаемых отдельному лицензированию в соответствии с законодательством РФ о недрах. Если да, то полезные ископаемые, извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства являются объектом налогообложения по НДПИ ( п.2 ст.336 НК РФ).

Не являются объектом налогообложения полезные ископаемые, извлеченные из собственных отвалов или отходов (потерь) горнодобывающего и связанного с ним перерабатывающих, если при их добыче они подлежали налогообложению НДПИ в общеустановленном порядке ( п.4 ст. 336). Таким образом, чтобы организации не платить НДПИ, необходимо подтвердить факт, что ранее НДПИ был уже уплачен.

Налогоплательщики

Налогоплательщиками НДПИ признаются пользователи недр — организации (российские и иностранные) и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В РФ практически все полезные ископаемые (за исключением общераспространённых: мел, песок, отдельные виды глины) являются гос. собственностью, и для добычи этих полезных ископаемых необходимо получить специальное разрешение и встать на учёт в качестве плательщика НДПИ (ст. 335 НК РФ).

Налогоплательщики подлежат постановке на учёт в качестве налогоплательщика НДПИ по месту нахождения участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение 30 календарных дней с момента государственной регистрации лицензии (разрешения) на пользование участком недр. Местом нахождения участка недр в данном случае признаётся территория субъекта Российской Федерации, на которой расположен участок недр.

Если налогоплательщик осуществляет добычу полезных ископаемых на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также за пределами территории Российской Федерации (если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией РФ, например на территориях арендуемых у иностранных государств) на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование, то в таком случае налогоплательщик подлежат постановке на учёт в качестве налогоплательщика налога по месту нахождения организации либо по месту жительства физического лица.

Объект налогообложения

Объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых признаются (ст. 336 НК РФ):

  • полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • полезные ископаемые, извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства, если такое извлечение подлежит отдельному лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах;
  • полезные ископаемые, добытые из недр за пределами территории Российской Федерации, если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации (а также арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора) на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование.

Не признаются объектом налогообложения:

  • общераспространённые полезные ископаемые и подземные воды, не числящиеся на государственном балансе запасов полезных ископаемых, добытые индивидуальным предпринимателем и используемые им непосредственно для личного потребления;
  • добытые (собранные) минералогические, палеонтологические и другие геологические коллекционные материалы;
  • полезные ископаемые, добытые из недр при образовании, использовании, реконструкции и ремонте особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное или иное общественное значение. Порядок признания геологических объектов особо охраняемыми геологическими объектами, имеющими научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное или иное общественное значение, устанавливается Правительством Российской Федерации;
  • полезные ископаемые, извлеченные из собственных отвалов или отходов (потерь) горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, если при их добыче из недр они подлежали налогообложению в общеустановленном порядке;
  • дренажные подземные воды, не учитываемые на государственном балансе запасов полезных ископаемых, извлекаемых при разработке месторождений полезных ископаемых или при строительстве и эксплуатации подземных сооружений;
  • метан угольных пластов.

Понятие добытого полезного ископаемого

Ключевым понятием для исчисления НДПИ является «добытое полезное ископаемое». Законодатель связывает факт добычи полезного ископаемого с возникновением обязанности уплатить НДПИ. Однако минеральное сырье претерпевает изменения в процессе добычи. Например, руды в недрах залегают в виде горного массива; после взрыва массива куски руды отделяются (извлекаются из недр) и перемещаются для переработки; в процессе переработки руда повергается дроблению и измельчению. Все это разные состояния одного и того же вещества, но только одно из них признается добытым полезным ископаемым. Таким образом, для правильного налогообложения важными становятся ответы на два связанных друг с другом вопроса: какое состояние минерального сырья является добытым полезным ископаемым и в какой момент заканчивается добыча. Статья 337 Налогового кодекса РФ дает следующие определения добытого полезного ископаемого:

1. <…> При этом полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров (если иное не предусмотрено пунктом 3 настоящей статьи), содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая национальному стандарту, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого — стандарту организации. 3. Полезным ископаемым также признается продукция, являющаяся результатом разработки месторождения, получаемая из минерального сырья с применением перерабатывающих технологий, являющихся специальными видами добычных работ (в частности, подземная газификация и выщелачивание, дражная и гидравлическая разработка россыпных месторождений, скважинная гидродобыча), а также перерабатывающих технологий, отнесенных в соответствии с лицензией на пользование недрами к специальным видам добычных работ (в частности добыча полезных ископаемых из пород вскрыши или хвостов обогащения, сбор нефти с нефтеразливов при помощи специальных установок).

В пункте 1 статьи 337 Налогового кодекса РФ приведено общее определение добытого полезного ископаемого, а в пункте 3 — специальное, применяемое в особых случаях. Общее определение указывает 3 признака добытого полезного ископаемого:

  • это продукция горнодобывающей промышленности (соблюдение этого признака проверяется по Классификатору видов деятельности (например, ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2)
  • оно содержится в извлеченном из недр минеральном сырье (этот признак задает минимальный объем операций, которому должно быть подвергнуто добытое полезное ископаемое — должно быть отделено от горного массива, то есть от недр)
  • это первая продукция, для которой предусмотрен стандарт (этот признак задает максимальный объем операций, которому должно быть подвергнуто добытое полезное ископаемое).

Для иллюстрации рассмотрим пример с известняком, который добывается из карьера и перерабатывается в щебень на дробильной установке. Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОК 034-2014 (КПЕС 2008)) относит и известняк, и щебень к разделу «08 Продукция горнодобывающих производств прочая», то есть по одному только первому критерию невозможно определить, какое из рассматриваемых веществ не является добытым полезным ископаемым. И отколотый в карьере известняк, и уж тем более щебень, который является раздробленным известняком, отвечают также и второму критерию. И на известняк, и на щебень существуют национальные стандарты (на известняк — это ГОСТ 31436-2011 «Породы горные скальные для производства щебня для строительных работ. Технические требования и методы испытаний»), но известняк является первой в производственном цикле продукцией, соответствующей стандарту, а значит он и должен признаваться добытым полезным ископаемым. То есть добыча заканчивается в момент получения известняка, а его дробление будет являться переработкой, которая, по общему правилу, никогда не осуществляется вместе с добычей.

Существуют ситуации, когда общее определение добытого полезного ископаемого не применяется. Во всех таких ситуациях имеет место совмещение добычных и перерабатывающих операций в единый процесс. Например, полезные компоненты руды растворяются и выкачиваются через скважины или драга черпает породу и перерабатывает ее в концентрат. И одним из таких случаев является добыча полезных ископаемых из пород вскрыши. Вскрыша, которая представлена скальными породами, может быть переработана в щебень, и тогда именно щебень (а не вскрыша) будет признана добытым полезным ископаемым, но при условии, что такая переработка отнесена в соответствии с лицензией на пользование недрами к специальным видам добычных работ. Такое отнесение на практике выражается в том, что в приложении к лицензии указывается на то, что недропользователь производит щебень из пород вскрыши.

Помимо определений добытого полезного ископаемого в статье 337 Налогового кодекса РФ приведен перечень видов полезных ископаемых, разделенных на группы. Такое разделение решает 2 задачи:

  • позволяет законодателю в отдельных случаях уточнить, какое состояние минерального сырье является добытым полезным ископаемым (например, для металлов указано, что это товарные руды, а не концентраты; а для золота, наоборот, указано, что добытым полезным ископаемым могут быть и концентраты)
  • позволяет задавать налоговые ставки сразу для целых групп

Налоговая база

Налоговой базой является стоимость добытых полезных ископаемых (для всех полезных ископаемых, кроме нефти, природного газа, газового конденсата, угля и многокомпонентных руд, добываемых в Красноярском крае). Для нефти, природного газа, газового конденсата, угля и многокомпонентных руд, добываемых в Красноярском крае, налоговой базой является количество добытого полезного ископаемого.

Количество добытого полезного ископаемого определяется чаще всего либо прямым (посредством применения измерительных средств и устройств) методом, либо косвенным (расчетно, по данным о содержании добытого полезного ископаемого в извлекаемом из недр (отходов, потерь) минеральном сырье) методом. Применяемый налогоплательщиком метод определения количества добытого полезного ископаемого подлежит утверждению в учетной политике налогоплательщика для целей налогообложения и применяется налогоплательщиком в течение всей деятельности по добыче полезного ископаемого. Метод определения количества добытого полезного ископаемого, утверждённый налогоплательщиком, подлежит изменению только в случае внесения изменений в технический проект разработки месторождения полезных ископаемых в связи с изменением применяемой технологии добычи полезных ископаемых. На практике налогоплательщики очень часто ошибаются в выбранном методе. Например, при добыче руды весы могут измерять не саму руду, а продукт ее передела. Такой способ определения количества полезного ископаемого правильней называть косвенным, хотя нередко его относят к прямым лишь на том основании, что для определения использовалось измерительное устройство.

Налоговая база определяется отдельно по каждому виду добытого полезного ископаемого.

Оценка стоимости добытых полезных ископаемых определяется налогоплательщиком самостоятельно.

В 2012 году возникла юридическая неопределённость, что является налоговой базой для газового конденсата. Министерство финансов Российской Федерации разъяснило, что налоговая база для конденсата с 2012 года должна определяться как его количество.

Налоговые ставки

Глава 26 НК РФ устанавливает различные налоговые ставки в зависимости от вида полезных ископаемых. Так, налогообложение производится по ставке 3.8% при добыче калийных солей; 4.0% — торфа, горючих сланцев, апатитовых и фосфоритовых руд; 4.8% — руд черных металлов; 5.5% — сырья радиоактивных металлов, соли природной и чистого хлористого натрия, подземных промышленных и термальных вод, бокситов; 6.0% — горнорудного неметаллического сырья; 6.5% — концентратов и других полупродуктов, содержащих драгоценные металлы (за исключением золота); 7.5% — минеральных вод; 8.0% — руд цветных и редких металлов, природных алмазов и других драгоценных и полудрагоценных камней; 16.5% — углеводородного сырья. При добыче некоторых полезных ископаемых устанавливается ставка 0%.

Ставки бывают двух видов: твёрдые (для нефти, газа, газового конденсата и угля, а также многокомпонентных руд, добываемых в Красноярском крае) и адвалорные (для всех остальных ископаемых). Для ставок для нефти, газа, угля, руд черных металлов предусмотрены понижающие коэффициенты, которые применяются при выполнении налогоплательщиками условий, оговоренных в Налоговом кодексе РФ.

Существует зависимость между типом ставки и способом определения налоговой базы, к которой эта ставка должна применяться. Твердые ставки применяются к налоговой базе, выраженной в количестве добытого полезного ископаемого. Адвалорные ставки применяются к налоговой базе, выраженной в стоимости добытого полезного ископаемого.

В 2012 году существовала проблема несоответствия налоговой ставки и налоговой базы по газовому конденсату.

С 1 января 2012 года для газового конденсата действовавшая ранее адвалорная ставка 17,5 процентов была заменена на твердую ставку 556 рублей (на период с 1 января по 31 декабря 2012 года включительно), 590 рублей (на период с 1 января по 31 декабря 2013 года включительно), 647 рублей (начиная с 1 января 2014 года) за 1 тонну добытого газового конденсата из всех видов месторождений углеводородного сырья. Однако налоговая база и до 2012 года, и в 2012 году согласно статье 338 Налогового кодекса РФ определялась как стоимость добытого газового конденсата.

29 ноября 2012 года был опубликован Федеральный закон от 29.11.2012 № 204-ФЗ «О внесении изменений в главу 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», который исправил указанное выше несоответствие. При этом закону была придана обратная сила.

Вопрос несоответствия налоговой ставки и налоговой базы по газовому конденсату в 2012 году стал предметом судебного разбирательства. 16 июля 2013 года Конституционный Суд РФ в определении № 1173-О указал, что данная ситуация не нарушает Конституции РФ. Вопрос рассогласования должен быть разрешен арбитражными судами путём толкования.

Налоговые льготы

Формально глава 26 Налогового кодекса не оперирует термином «налоговая льгота». Однако с экономической точки зрения к таковым следует отнести нулевые ставки, понижающие коэффициенты, налоговые вычеты, а также установленные в статье 336 Налогового кодекса РФ исключения из объекта налогообложения.

Налоговые вычеты по НДПИ предусмотрены для угля (добытого после 1 апреля 2011 года) и нефти, добытой после 1 января 2012 года на участках недр, расположенных полностью или частично в границах Республики Татарстан или Республики Башкортостан.

Понижающие коэффициенты корректируют базовые налоговые ставки. Коэффициенты предусмотрены прежде всего для нефти (причём для нефти есть как понижающие коэффициенты — Кв, Кз, так и повышающий — Кц). Для независимых (от Газпрома) производителей газового конденсата также предусмотрен понижающий коэффициент. Кроме перечисленного, Налоговый кодекс РФ предусматривает понижающий коэффициент 0,7 для любых видов полезных ископаемых, однако он не имеет широкого применения в виду невозможности выполнить условия для его получения для большинства недропользователей.

Изъятия из объекта налогобложения отличается от ставки 0 тем, что недропользователи, которые добывают ископаемые, исключенные из объекта налогообложения, не обязаны отчитываться по ним перед налоговыми органами. Например, угольные предприятия не обязаны отчитываться по метану угольных пластов, который они добывают попутно с углем. Если бы метан угольных пластов облагался бы по ставке 0, то угледобывающие предприятия все равно не платили бы с него НДПИ, но при этом были бы обязаны вести учет добычи этого ископаемого и отчитываться по нему перед налоговыми органами.

Способы оптимизации налога на добычу полезных ископаемых

Для оптимизации налогообложения на предприятии, занимающемся добычей полезных ископаемых, необходимо изыскивать способы снижения НДПИ. Задача сложная, однако бухгалтер совместно с техническими специалистами карьера может найти скрытые возможности уменьшить эту часть затрат.

МЕТОДОЛОГИЯ ИСЧИСЛЕНИЯ НДПИ

Налог, объектом которого являются полезные ископаемые, называется налогом на добычу полезных ископаемых. Порядок исчисления и уплаты данного налога регулируется в ст. 334–346 гл. 26 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ). Объектом налогообложения могут быть полезные ископаемые:

  • непосредственно добытые из недр;
  • извлеченные из отходов добывающего производства, если такое извлечение подлежит лицензированию.

Отходы добычи, реализуемые на сторону и используемые в дальнейшем в строительстве объектов и дорог, также облагаются НДПИ.

Уплата НДПИ производится в бюджет того муниципального образования (субъекта РФ), на территории которого расположено предприятие по добыче полезных ископаемых. Плательщиками налога на добычу полезных ископаемых являются все предприятия, включая индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют добычу на основании лицензии на право пользования недрами.

К СВЕДЕНИЮ

Налог на добычу полезных ископаемых рассчитывают путем умножения количества добытого полезного ископаемого в натуральном выражении на налоговую ставку в рублях (специфические ставки) или в процентах, умноженных на добычу в стоимостном выражении (адвалорные ставки).

Методика начисления и ставки, из расчета которых производится начисление налога, меняются. В 2017 году появились некоторые изменения в части ставок НДПИ. 19.10.2016 Правительство РФ рассмотрело и одобрило Федеральный закон о внесении изменений в НК РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации. В частности, был изменен порядок определения показателей, применяемых при расчете НДПИ горючего природного газа предприятиями — собственниками объектов Единой системы газоснабжения. Ставка НДПИ для таких организаций увеличена в 2017 г. на 413 руб. за 1 тыс. м3. Ставка НДПИ на нефть составит 919 руб. за тонну в 2017 г. против 857 руб. за тонну в 2016 г.

Изменился и порядок взимания НДПИ на многокомпонентные комплексные руды, содержащие в том числе медь, никель и металлы платиновой группы, добываемые на территории Красноярского края. Установлена твердая ставка НДПИ на многокомпонентные руды в размере 730 руб. за тонну многокомпонентной руды. Судя по всему, это не последние изменения, и в дальнейшем реформа налогообложения в сфере добычи полезных ископаемых будет продолжаться.

Для расчета НДПИ определяют налоговую базу и ставку налога (п. 2 ст. 338 НК РФ).

Сумму НДПИ, подлежащую уплате в бюджет, можно рассчитать по двум разным формулам.

Формула расчета для всех полезных ископаемых, кроме нефти (обезвоженной, обессоленной и стабилизированной), природного горючего газа, добытого из всех видов месторождений углеводородного сырья, попутного газа, газового конденсата и угля:

НДПИ = НБСВ × НС%,

где НДПИ — налог на добычу полезных ископаемых в отчетном налоговом периоде;

НС% — налоговая ставка в процентах;

НБСВ — налоговая база в стоимостном выражении в отчетном налоговом периоде.

Налоговую базу в стоимостном выражении (НБСВ) для начисления налога на добычу полезных ископаемых в отчетном налоговом периоде определяют по следующей формуле:

НБСВ = ОРСВ / ОРНВ × ОДНВ,

где ОРСВ — объем реализации в стоимостном выражении в отчетном налоговом периоде (без учета НДС, акцизов и расходов по доставке (п. 3 ст. 340 НК РФ)) за минусом транспортных расходов по доставке полезного ископаемого покупателю;

ОРНВ — объем реализации в натуральном выражении в отчетном налоговом периоде;

ОДНВ — объем добычи в натуральном выражении за минусом потерь в пределах нормативов в отчетном налоговом периоде.

Важная деталь: аналогично рассчитывают налоговую базу при исчислении НДПИ на уголь, нефть и газ, добытые на морских месторождениях.

Налоговую базу рассчитывают таким образом, если организация не получала из бюджета субсидии на возмещение разницы между оптовой ценой и расчетной стоимостью. Если предприятие в отчетном периоде не продавало продукты добычи, налоговая база рассчитывается исходя из расчетной стоимости добытых ископаемых (п. 4 ст. 340 НК РФ).

При добыче нефти (обезвоженной, обессоленной и стабилизированной), природного горючего газа, добытого из всех видов месторождений углеводородного сырья, попутного газа, газового конденсата и угля применяют следующую формулу расчета НДПИ:

НДПИ = КДПИ × НСР,

где КДПИ — количество добытого полезного ископаемого в натуральных единицах в отчетном налоговом периоде за минусом потерь полезных ископаемых в пределах нормативов;

НСР — налоговая ставка в рублях за натуральную единицу.

Способы определения количества добытых полезных ископаемых

Вне зависимости от способа расчета налоговой базы нужно правильно определить количество добытых полезных ископаемых. Существует два способа определения объема добычи в натуральном выражении.

Прямой способ

Прямой способ подразумевает взвешивание добытых полезных ископаемых.

Если у налогоплательщика нет возможности определить добычу в натуральном выражении с помощью взвешивания, он может рассчитать объем добычи с помощью специальных измерительных приборов.

Измерять объемы добычи сыпучих материалов можно с помощью тахеометров, лазерных дальномеров или посредством технологии лазерного 3D-сканирования. После осуществления планово-высотной съемки оформляют акт о выполненных геодезических работах за подписью ответственных лиц, к которому прикладывают модель объемов с указанием объема добычи за отчетный период.

Косвенный метод

Когда невозможно применить прямой метод расчета, используют косвенный метод. Суть данного метода: первоначально измерительными приборами определяют объем добычи минерального сырья, а затем по доле полезного ископаемого в сырье устанавливают количество непосредственно самого полезного ископаемого.

К СВЕДЕНИЮ

В зависимости от добытого полезного ископаемого его количество определяется в единицах массы или объема (п. 2 ст. 339 НК РФ).

Потери полезных ископаемых в пределах нормативов должны вычитаться из объемов добычи и НДПИ не облагаются (нулевая налоговая ставка согласно п. 1 ст. 342 НК РФ). Когда и как можно воспользоваться данной налоговой льготой и в каком порядке утверждаются нормативы потерь, прописано в Правилах утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения (утверждены Постановлением Правительства РФ от 29.12.2001 № 921, изменены и дополнены Постановлением Правительства РФ от 03.02.2012 № 82).

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ДОБЫЧИ ПЕСКА ДЛЯ СТРОИТЕЛЬНЫХ РАБОТ

Песок природный относится к общераспространенным полезным ископаемым. Ставка НДПИ для исчисления налога на добычу песка для строительных работ ГОСТ 8736-93 составляет 5,5 %. Способ определения его количества — прямой.

Знание свойств и видов песка, технологии его производства поможет найти пути оптимизации НДПИ, поэтому кратко опишем это полезное ископаемое и технологию его добычи.

Песок природный, из которого в результате переработки гидромеханизированным способом получают строительный песок, представляет собой природную мелкообломочную осадочную горную породу, образовавшуюся в результате естественного разрушения горных пород.

Песок строительный — один из основных видов сырья, используемого для производства стеновых материалов, отвечает требованиям ГОСТ 8736-93 «Песок для строительных работ. Технические условия».

Согласно ГОСТ 8736-93 песок для строительных работ предназначен для применения в качестве заполнителя тяжелых, легких, мелкозернистых, ячеистых и силикатных бетонов, строительных растворов, приготовления сухих смесей, для устройства оснований и покрытий автомобильных дорог и аэродромов.

Кроме просто природного песка, образовавшегося в результате естественного разрушения скальных пород, существует:

  • дробленый песок, изготавливаемый из скальных горных пород с использованием специального дробильного оборудования;
  • фракционированный песок, получаемый путем просеивания с использованием специальных грохотов;
  • отмытый обогащенный песок, добываемый и обогащаемый с помощью земснаряда и гидрогрохота;
  • просеянный природный.

Общий производственный цикл добычи и переработки как просеянного, так и отмытого обогащенного песка, кроме непосредственно добычи, включает в себя проведение подготовительных, вскрышных, очистных работ, а также работ по рекультивации почвы.

Вскрышные работы означают снятие верхних слоев грунта, под которыми находятся слои природного песка. Песок, находящийся после вскрыши на поверхности земельного участка карьера или на дне водоема, имеет различные глинистые, иловые и другие ненужные включения. Поэтому, кроме процесса его добычи, для достижения необходимых показателей качества продукции, определяемых ГОСТами и техническими указаниями, требуется провести очистку песка.

Способы очистки природного песка:

  • очистка путем вымывания. Отмытый и просеянный песок попадает на склад, который называется картой. Для нового намыва с карты песок вывозят на основные склады, откуда в основном его отгружают покупателям;
  • сухая очистка с помощью установок для просева песка (грохота-вибросита). Таким способом в основном очищается необводненный песок, добытый открытым (сухим) способом.

Песок после добычи и переработки находится на месте карты в разрыхленном состоянии и после перевозки на место склада его состояние не меняется.

ВИДЫ ПОТЕРЬ ПЕСКА ПРИ ДОБЫЧЕ И СПОСОБЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НОРМАТИВОВ

Потери при добыче песка:

1) эксплуатационные — возникают при проведении горных работ, связанных с извлечением песка из недр, при погрузочно-разгрузочных работах и транспортировке;

2) технологические — возникают при проведении работ по переработке песка.

Проектные нормативные потери — это расчетная величина неизбежного сокращения запасов карьера в процессе разработки месторождения, которая складывается из:

  • безвозвратных общекарьерных потерь полезного ископаемого в бортах, подошвах и прочих местах карьера;
  • эксплуатационных потерь, образовавшихся в процессе непосредственно добычи (потеря сортности, разубоживание), при транспортировке, погрузочно-разгрузочных работах, складировании и хранении.

Фактические потери тоже состоят из общекарьерных и эксплуатационных потерь, но их количество обусловлено реальными условиями разработки карьера и применяемой на карьере технологией добычи, хранения и транспортировки песка. Они могут существенно отличаться от проектных как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения. Особенно это ощутимо, если в проектных расчетах не была полностью учтена природная специфика карьера и особенности эксплуатируемой техники, которые могут быть выявлены только в текущей деятельности карьера.

Кроме того, прогресс не стоит на месте. Если на предприятии работает достаточно грамотный и заинтересованный в повышении эффективности карьера персонал, то обязательно будут внедрены рационализаторские предложения, позволяющие сократить потери, как сверхнормативные, так и укладывающиеся в утвержденные проектом нормативы.

ЭТО ВАЖНО

Необходимо наладить постоянный накопительный учет фактических потерь песка на карьере.

Существует несколько способов определения реальных потерь карьера. Основная их суть состоит в сравнении фактических и проектных данных посредством наложения результатов съемки карьера в конечном положении и положения бортов и подошвы карьера, предусмотренного проектом. Кроме того, эксплуатационные потери песка во время погрузочно-разгрузочных работ, перевозки и хранения можно определить, сравнивая модели объемов карты намыва и карты склада, на которую был перевезен песок в целях ее освобождения для нового намыва.

При расчете фактических потерь песка в карьере должны быть учтены следующие факторы:

  • оценка объемов потерь в смеси песка с гравием и почвой на месте подошвы карьера;
  • расчет поглощения добытого песка грунтовыми водами, внешними атмосферными осадками с грунтом.

После сравнения необходимо провести анализ причин отклонений, если они есть. Далее следует определить, можно ли избежать в дальнейшем большей или хотя бы некоторой части потерь и таким образом рассчитать норматив потерь песка, который и нужно будет утверждать в целях получения налоговой льготы при исчислении НДПИ.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Естественная убыль песка, произошедшая в результате выветривания, вымораживания или усушки песка, в нормативы потерь не включается.

Потери полезного ископаемого в пределах утвержденных нормативов облагаются налогом с нулевой ставкой. Это важный резерв оптимизации налогов и снижения расходов предприятия.

К СВЕДЕНИЮ

Процент нормативных потерь на отечественных карьерах строительных песков с гидромеханизированным способом добычи может достигать 9–15 % к общей добыче.

Подобным учетом обязаны заниматься технические специалисты карьера, но бухгалтер должен стать инициатором постановки учета фактических потерь и перерасчета процента норматива неизбежных потерь, применяемого при исчислении НДПИ, так как именно он отвечает за оптимизацию налогов предприятия. Между тем зачастую в течение длительного времени бухгалтер карьера исчисляет НДПИ на основании данных первоначального проекта о нормативах потерь, хотя существует возможность сократить эту часть расходов путем увеличения нормативов в соответствии с реальным положением дел на вполне законных основаниях.

Обратимся к Изменениям, которые внесены в Правила утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 03.02.2012 № 82.

Пунктом 2 Постановления № 82 внесены следующие изменения, касающиеся п. 3 Правил:

Важная деталь: эти изменения не касаются карьеров, срок разработки которых не превышает пяти лет (без учета периода подготовки месторождения к промышленной эксплуатации).

Изложенные изменения говорят о том, что нормативы потерь, утвержденные в первоначальной проектной документации, могут быть приведены в соответствие с неизбежными потерями, зависящими от конкретных горно-геологических условий, применяемых схем и методов разработки месторождения и добычи полезного ископаемого.

КОРРЕКТНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ НАСЫПНОЙ ПЛОТНОСТИ ПЕСКА ПРИ ИСЧИСЛЕНИИ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ

Следующая возможная ошибка исчисления налога на добычу песка — расчет стоимости добытого прямым методом полезного ископаемого с учетом неверно принятого в учетной политике предприятия коэффициента насыпной плотности песка или его фактическое изменение по отношению к первоначальному значению, принятому учетной политикой, произошедшее по тем или иным причинам.

Дело в том, что единицей измерения добытого песка в разрыхленном состоянии может быть кубический метр — в том случае, если объем добычи песка прямым способом определяется с помощью тахеометра, а результаты съемок оформляются соответствующими документами (моделями объемов), в которых в качестве единицы измерения добытого полезного ископаемого значится метр кубический.

Согласно п. 2 ст. 339 НК РФ применяемый налогоплательщиком метод определения количества добытого полезного ископаемого:

  • подлежит утверждению в учетной политике налогоплательщика для целей налогообложения;
  • применяется налогоплательщиком в течение всей деятельности по добыче полезного ископаемого.

Метод определения количества добытого полезного ископаемого, утвержденный налогоплательщиком, подлежит изменению только в случае внесения изменений в технический проект разработки месторождения полезных ископаемых в связи с изменением применяемой технологии добычи полезных ископаемых.

Рассмотрим пример учетной политики предприятия, занимающегося добычей песка для строительных работ.

42. Налог на добычу полезных ископаемых.

  • •Контрольные вопросы ко всем темам
  • •1. Понятие, признаки и функции налогов. Отличительные признаки налога, сбора, пошлины.
  • •2. Система налогов и сборов Российской Федерации: понятие, структура. Классификация налогов и сборов.
  • •3. Понятие налогового режима. Виды налоговых режимов.
  • •4. Понятие и значение налоговой модели. Элементы налоговой модели.
  • •5. Установление и введение налогов и сборов: понятие, общая характеристика.
  • •6. Налоговое право: понятие, предмет, метод.
  • •7. Соотношение налогового права с другими отраслями, подотраслями и институтами права.
  • •8. Основные начала законодательства о налогах и сборах (принципы налогового права).
  • •9. Нормы налогового права. Понятие и виды. Действие норм налогового права в пространстве, по кругу лиц, во времени.
  • •Особенности норм налогового права
  • •Особенности норм налогового права:
  • •Виды норм налогового права Виды норм налогового права
  • •10. Понятие налогового правоотношения, его элементы.
  • •11. Юридические факты в налоговом праве: понятие, значение, виды.
  • •12. Источники налогового права: понятие и виды.
  • •13. Понятие налогоплательщика, плательщика сборов и налогового агента. Резиденты и нерезиденты.
  • •Налоговые резиденты и нерезиденты
  • •14. Права и обязанности налогоплательщиков и плательщиков сборов. Права и обязанности налогоплательщиков
  • •2.1 Права налогоплательщиков (плательщиков сборов)
  • •2.2 Обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов)
  • •2.3 Налоговые агенты, их права и обязанности
  • •15. Представительство в налоговых правоотношениях: понятие, виды, общая характеристика. Представители налогоплательщиков, их полномочия, права и обязанности
  • •16. Обжалование актов (решений) налоговых и иных органов, действий и бездействия их должностных лиц. Обжалование актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц
  • •1.1 Право на обжалование
  • •1.2 Порядок и сроки подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу
  • •1.3 Права вышестоящего налогового органа или должностного лица при рассмотрении жалобы и по итогам ее рассмотрения
  • •1.4 Порядок рассмотрения жалоб, поданных в суд
  • •17. Понятие и система налоговых органов. Права и обязанности налоговых органов.
  • •18. Понятие и система таможенных органов. Права и обязанности таможенных органов в сфере налогообложения.
  • •19. Понятие и система финансовых органов. Полномочия финансовых органов в сфере налогообложения.
  • •6. Финансовая система Российской Федерации как совокупность входящих в нее элементов, ее состав
  • •20. Полномочия органов внутренних дел в сфере налогов и сборов. Статья 36. Полномочия органов внутренних дел, следственных органов
  • •Основания возникновения, изменения и прекращения обязанности по уплате налогов и сборов Основания возникновения налоговой обязанности
  • •Основания для прекращения налоговой обязанности
  • •Взыскание налога или сбора за счет имущества налогоплательщика или налогового агента Взыскание налога или сбора за счет имущества налогоплательщика или налогового агента
  • •22. Понятие и формы изменения срока уплаты налога, сбора.
  • •23. Понятие и виды способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
  • •24. Взыскание налога, сбора, пени и штрафа. Внесудебный и судебный порядок взыскания.
  • •25. Понятие и порядок зачёта и возврата излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов, пеней, штрафов.
  • •26. Понятие налогового контроля. Формы и виды налогового контроля. Органы, осуществляющие налоговый контроль.
  • •Государственный налоговый учет
  • •Мониторинг и оперативный налоговый контроль
  • •27. Учёт налогоплательщиков. Основания и порядок постановки на налоговый учёт и снятия с налогового учёта.
  • •29. Налоговые проверки: понятие и виды, общая характеристика.
  • •30. Налоговая декларация и её значение для налогового контроля. Форма налоговой декларации. Обязанность подачи и внесение изменений в налоговую декларацию.
  • •Кто сдает налоговую декларацию
  • •Сроки представления налоговой декларации
  • •Виды налоговых деклараций
  • •31. Участие свидетеля, переводчика, понятых, эксперта и специалиста в мероприятиях налогового контроля.
  • •32. Место ответственности за налоговые правонарушения в системе нарушений законодательства о налогах и сборах.
  • •33. Понятие налогового правонарушения. Общие условия привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений.
  • •34. Понятие и юридический состав налогового правонарушения.
  • •35. Налоговые санкции: понятие, виды, порядок и давность взыскания.
  • •36. Виды налоговых правонарушений.
  • •37. Понятие, виды и значение косвенных налогов.
  • •38. Налог на добавленную стоимость.
  • •Налогообложение ндс
  • •Налоговая
  • •Порядок расчета
  • •Порядок возмещения
  • •Восстановление налога
  • •Декларирование
  • •40. Налог на доходы физических лиц.
  • •41. Налог на прибыль организаций.
  • •42. Налог на добычу полезных ископаемых.
  • •43. Водный налог.
  • •44. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов. Общая характеристика. Плательщики сборов. Сбор за пользование объектами животного мира
  • •Сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов
  • •45. Государственная пошлина.
  • •46. Налог на имущество организаций.
  • •47. Транспортный налог.
  • •48. Налог на игорный бизнес.
  • •49. Налог на имущество физических лиц.
  • •50. Земельный налог.
  • •51. Понятие и виды специальных налоговых режимов. Общая характеристика и значение специальных налоговых режимов.
  • •52. Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог).
  • •53. Упрощённая система налогообложения.
  • •54. Система налогообложения в виде единого налога на вменённый доход для отдельных видов деятельности.
  • •55. Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.
  • •56. Особенности налогообложения в особых экономических зонах.

Нормативно-правовая база налога на добычу полезных ископаемых

Исчерпывающий перечень налогов и сборов, подлежащих уплате в России, регламентирован в Налоговом кодексе РФ. Главой 26 НК РФ определены основания возникновения обязанности по уплате налога на добычу полезных ископаемых (далее по тексту — НДПИ), особенности определения объекта налогообложения и исчисления указанного налога, субъектный состав плательщиков НДПИ, ставки налога и льготы по его уплате.

Закон РФ № 2395-1 «О недрах» содержит общие и частные принципы недропользования, которые имеют значение для налогообложения пользователей недр.

Помимо указанных документов, нормативную базу регулирования НДПИ составляют официальные разъяснения, письма, инструкции и приказы Министерства финансов РФ и Федеральной налоговой службы РФ. Эти органы не обладают полномочиями по изменению оснований, размера, срока и порядка уплаты налога, однако имеют право разъяснять конкретные нормы налогового законодательства. Подзаконные нормативные акты Минфина и ФНС РФ подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ.

Для целей налогообложения важное значение имеет определение срока наступления обязанности по уплате НДПИ. В соответствие со статьей 9 Закона «О недрах» обязанности пользователей участками недр наступают с момента регистрации разрешительного документа (лицензии) или даты вступления в силу договора о разделе продукции. Однако официальная позиция Министерства финансов РФ, выраженная в письме от 0810.2013 года № 03-06-05-01/41901, разъясняет общую норму Закона «О недрах»: обязанности недропользователя, в том числе и по уплате НДПИ, возникают с именно с момента регистрации лицензии.

Объект НДПИ – особенности определения

Особенности определения объекта данного налога зависят от содержания термина «полезное ископаемое». В статье 336 НК РФ в качестве объектов налогообложения указаны:

  • ресурсы, извлечённые (добытые) в пределах территориальных границ РФ на конкретном участке, предоставленном субъекту предпринимательской деятельности в пользование, учтённые в государственном запасе полезных ископаемых. Территориальный критерий включает в себя и континентальный шельф, на котором ведётся добыча минерально-сырьевых ресурсов;
  • ресурсы, извлечённые из отходов недродобывающего производства, в случаях, когда такая деятельность подлежит обязательному лицензированию;
  • ресурсы, извлечённые (добытые) вне границ Российской Федерации, если такая деятельность осуществлялась на территории, на которую распространяется юрисдикция РФ.

Таким образом, ключевыми моментами для определения объекта налогообложения являются следующие показатели:

  • добыча минерально-сырьевых ресурсов, а также извлечение их из отходов производства. Не являются объектом налогообложения минерально-сырьевые ресурсы, находящиеся в недрах (в отходах производства) и не добытые (не извлеченные) пользователем;
  • учёт в государственном балансе запасов ископаемых;
  • территориальная принадлежность места расположения добычи (извлечения) ископаемого.

В ст. 336 НК РФ указаны и виды ресурсов, которые не признаются объектом налогообложения (например, общераспространенные минерально-сырьевые ресурсы и подземные воды, добытые предпринимателем, не учтенные в государственном балансе запасов и используемые в целях удовлетворения личных потребностей). Перечень общераспространенных ископаемых в настоящее время формирует Министерство природных ресурсов и экологии РФ.

Изменения в законодательстве

Важное изменение законодательства в части регулирования НДПИ вступили в силу 1 сентября 2013 года. Федеральным Законом от 23 июля 2013 года № 213-ФЗ был расширен и уточнён перечень объектов налогообложения – введено понятие залежей углеводородного сырья.

С 01 января 2016 года вступили в силу поправки в Налоговый кодекс РФ, изменяющие регулирование налогообложения:

  • определены льготные условия в отношении налогообложения ресурсов, добытых из участков недр, полностью или частично расположенных в Каспийском море (ст. 342.5 НК РФ);
  • уточнён перечень драгоценных металлов, которые отнесены к добытым минерально-сырьевым ресурсам, а значит и к объекту налогообложения (ст.337 НК РФ);
  • в отношении добытых нефти, газа и газового конденсата введены новые коэффициенты, применяющиеся при расчете налога (ст. 342.4, 342.5 НК РФ);
  • увеличены пени за просрочку уплаты налога.

С 01 января 2017 года в Налоговом кодексе РФ закреплено предоставление налоговые преференций для участников региональных инвестиционных проектов, в том числе и по НДПИ (изменения внесены Федеральным законом от 23 мая 2016 года № 144-ФЗ).

Среди основных изменений в части налогообложения НДПИ, которые стоит ожидать в 2017-2018 годах, можно отметить:

  • установление ставок НДПИ по иным, кроме угля, видам твёрдых минерально-сырьевых ресурсов в привязке к мировым ценам;
  • введение дополнительных мер налогового стимулирования недропользования на новых участках недр, а также на участках со сложными условиями добычи ресурсов;
  • передача органам власти субъектов РФ полномочий по установлению ставок НДПИ и оценке налоговой базы для общераспространенных видов минерально-сырьевых ресурсов;
  • дальнейшее применение понижающих коэффициентов для предприятий, осуществляющих деятельность по добыче минерально-сырьевых ресурсов.

Налоговая база по НДПИ

Налоговая база по НДПИ согласно ст. 338 НК определяется налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого в зависимости от установленных в отношении этих полезных ископаемых налоговых ставок. При этом в отношении ДПИ, для которых установлены различные налоговые ставки или налоговая ставка рассчитывается с учетом коэффициента, налоговая база определяется применительно к каждой налоговой ставке.

Определение налоговой базы по НДПИ (ст. 338 НК)
Вид полезного ископаемого Налоговая база
Попутный газ и газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья, нефть обезвоженная, обессоленная и стабилизированная Определяется как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении
Все остальные полезные ископаемые Определяется как стоимость добытых полезных ископаемых, т.е. как произведение количества ДПИ и стоимости единицы добытого полезного ископаемого

Таким образом, при формировании налоговой базы в первую очередь необходимо определить количество добытого полезного ископаемого. Порядок определения количества добытого полезного ископаемого предусмотрен ст. 339 НК.

При определении количества добытого в налоговом периоде полезного ископаемого следует иметь в виду:

  • указанное количество определяется налогоплательщиком самостоятельно в единицах массы или объема в зависимости от вида добытого полезного ископаемого; при этом количество добытой нефти определяется в единицах массы нетто;
  • подлежат учету полезные ископаемые, в отношении которых в налоговом периоде завершен весь комплекс технологических операций (процессов), предусмотренных техническим проектом разработки месторождений, по добыче (извлечению) полезных ископаемых из недр (отходов, потерь);
  • в общее количество ДПИ включается также количество полезного ископаемого, содержащегося в минеральном сырье, реализованном и/или использованном на собственные нужды до завершения комплекса технологических операций, предусмотренных техническим проектом разработки месторождений.

НК предусматривает два метода определения количества ДПИ — прямой и косвенный.

В качестве дополнения к рисунку следует отметить, что расчетное количество добытых полезных ископаемых, на которое уменьшаются его запасы, определяется по данным учета геолого-маркшейдерской службы на основании соответствующих замеров, а также учета, ведущегося в соответствии с отраслевыми методическими указаниями. В частности, особый порядок определения количества ДПИ установлен по драгоценным металлам. При извлечении их из месторождений количество ДПИ определяется по данным обязательного учета при добыче, который должен осуществляться в соответствии с законодательством РФ о драгоценных металлах и драгоценных камнях. При этом не подлежащие переработке самородки драгоценных металлов учитываются отдельно и в расчет количества ДПИ, установленного по данным обязательного учета, не включаются. Налоговая база по ним также определяется отдельно.

Порядок оценки стоимости добытых полезных ископаемых предусмотрен ст. 340 НК. Оценка стоимости ДПИ определяется налогоплательщиком самостоятельно одним из трех возможных способов.

Оценка производится отдельно по каждому виду ДПИ. Если государственные субсидии на возмещение разницы между оптовой ценой реализации и расчетной стоимостью ДПИ отсутствуют, налогоплательщик применяет второй способ оценки (субсидия — это бюджетные средства, предоставляемые юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основе для осуществления определенных целевых расходов на условиях долевого финансирования этих расходов).

В качестве пояснения к рисунку следует отметить, что, как правило, количество реализованного полезного ископаемого не совпадает с количеством добытого. Это связано с наличием нереализованных остатков ДПИ на начало и конец налогового периода.

В связи с этим для целей налогообложения не имеет значения:

  • когда было добыто полезное ископаемое, реализованное в данном налоговом периоде. Если оно было реализовано, то его цена должна быть учтена при определении выручки в соответствии со ст. 340 НК;
  • было ли реализовано все добытое в налоговом периоде полезное ископаемое, поскольку для расчета налоговой базы берется все количество ДПИ, а не та его часть, которая была реализована.

Налоговым периодом по налогу на добычу полезных ископаемых признается календарный месяц (ст. 341 НК).

Налогообложение ДПИ осуществляется по налоговым ставкам, которые дифференцируются по видам полезных ископаемых.

Следует иметь в виду, что налогоплательщики, осуществившие за счет собственных средств поиск и разведку разрабатываемых ими месторождений полезных ископаемых или полностью возместившие все расходы государства на эти цели и освобожденные по состоянию на 1 июля 2001 г. от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы при разработке этих месторождений, уплачивают налог с коэффициентом 0,7.

В целях исключения влияния на доходы бюджета и доходы нефтяных компаний возможного резкого колебания мировых цен на экспортируемую российскую нефть установлен особый прядок формирования налоговой базы и особая налоговая ставка при добыче нефти из месторождений. Налоговая ставка при добыче нефти составляет 419 руб. за 1 т и применяется с учетом коэффициента, характеризующего динамику мировых цен на нефть сорта «Юралс» (Кц), и коэффициента, характеризующего степень выработанности конкретного участка недр (Кв), т.е. 419 • Кц Кв.

Коэффициент Кц ежемесячно определяется налогоплательщиком самостоятельно с округлением до четвертого знака по следующей формуле:

где Ц — средняя цена за налоговый период цена нефти сорта «Юралс» в долларах США за баррель;

15 — базовая цена (необлагаемый минимум) одного барреля нефти в долларах США;

Р — среднее значение за налоговый период курса доллара США к российскому рублю, устанавливаемого ЦБ РФ, деленное на количество дней торгов в налоговом периоде.

Коэффициент Кв зависит от степени выработанности конкретного участка недр (Св) и рассчитывается с округлением до четвертого знака. Степень выработанности определяется налогоплательщиком самостоятельно на основании данных утвержденного государственного баланса запасов полезных ископаемых за предшествующий календарный год как частное от деления суммы накопленной добычи нефти на конкретном участке недр (включая потери при добыче) на начальные извлекаемые запасы нефти, утвержденные в установленном порядке.

При этом коэффициент Кв:

рассчитывается по формуле

принимается равным 0,3, если Св > 1;

принимается равным 1 в иных случаях.

Порядок исчисления и сроки уплаты НДПИ определены ст. 343—345 НК. Сумма налога исчисляется по итогам каждого налогового периода (месяца) по каждому добытому полезному ископаемому.

Определение суммы налога на добычу полезных ископаемых (ст. 343 НК)
Вид полезного ископаемого Сумма налога
Попутный газ и газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья, а также нефть Исчисляется как произведение соответствующей налоговой ставки и величины налоговой базы
Все остальные полезные ископаемые Исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы

Сумма налога уплачивается не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, по месту нахождения каждого участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством РФ. По полезным ископаемым, добытым за пределами территории РФ, сумма налога подлежит уплате по месту нахождения организации или месту жительства ИП.

По истечении налогового периода, в котором начата фактическая добыча полезных ископаемых, налогоплательщик обязан представить налоговую декларацию в налоговые органы по своему месту нахождения (месту жительства ИП). Представляется налоговая декларация не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

В заключение хотелось бы отметить, что принятие главы 26 НК поставило и новые проблемы. В частности, как видно из изложенного выше, ставки НДПИ не дифференцированы ни по отдельным месторождениям (богатым или бедным), ни по этапам разработки месторождений полезных ископаемых (начальная стадия, устойчивая, завершающая). Эта дифференциация введена только в отношении нефти. Введение фиксированной ставки налога без такой дифференциации существенно ухудшает общую инвестиционную привлекательность недропользования, повышая пороговое значение рентабельных для разработки запасов.

Это приводит к недобору налогов с высокорентабельных инвестиционных проектов в сфере недропользования и к их «перебору», вплоть до невозможности реализации проектов освоения месторождений, расположенных в тяжелых условиях, на поздних стадиях разработки, а также мелких и средних по размеру месторождений. Вследствие отсутствия экономического стимулирования полной выработки месторождений возможно такое негативное явление, как выработка недропользователями лучших месторождений при неполной разработке более труднодоступных ресурсов месторождений, находящихся на поздних стадиях эксплуатации.

Важной является также проблема финансирования геологоразведочных работ. Отмена отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, имевших целевое назначение, неизменно приводит к снижению уровня геолого-разведочных работ, исчерпанию поисково-разведочного запаса прошлых лет, нарастанию дефицита отдельных видов минерального сырья, отставанию прироста запасов от объемов добычи полезных ископаемых. Таким образом, утрачена возможность с помощью налогового механизма влиять на развитие минерально-сырьевой базы страны. Если в ближайшем будущем не будут предприняты шаги для создания системы государственного финансирования геолого-разведочных работ или для стимулирования добывающих нефть и газ предприятий к осуществлению разведки новых месторождений полезных ископаемых, то разведанные запасы углеводородного сырья критически уменьшатся.

Как рассчитывается НДПИ (общие принципы)

НДПИ для любого типа ископаемых исчисляется на основе 2 основных показателей:

  • налоговой базы;
  • ставки.

Также имеют значение специфика добычи конкретного объекта налогообложения и установленный для того или иного типа ископаемых порядок исчисления НДПИ. В зависимости от этого ставку и базу могут дополнять те или иные коэффициенты, а их значения могут применяться в разных формулах.

В общем случае для того, чтобы исчислить НДПИ, нужно умножить величину базы на ставку (п. 1 ст. 343 НК РФ). Т. е. чтобы рассчитать налог, например, на песок, нужно вычислить процент от базы, определенной по этому объекту с учетом установленных для него особенностей.

В ряде случаев при исчислении НДПИ применяются дополнительные коэффициенты. В числе таковых:

  1. Универсальные, установленные по умолчанию для всех полезных ископаемых, включая песок. К ним относится коэффициент, который характеризует территорию добычи ископаемого. Он применяется, если субъект платы НДПИ:
  • участвует в региональных инвестпроектах;
  • принимает участие в региональных инвестпроектах, но не зарегистрирован в реестре участников соответствующих проектов;
  • осуществляет деятельность в регионе, имеющем статус субъекта РФ с опережающим социально-экономическим развитием.
  1. Установленные для конкретного типа полезных ископаемых. К ним относятся коэффициенты, приводимые в ст. 342.5 НК РФ в довольно широком спектре для нефти.

Сумма НДПИ может быть уменьшена:

  • по основаниям, определенным ст. 343.1 и 343.2 НК РФ (однако они не касаются добычи песка);
  • на расходы по доставке ископаемого, которое реализуется на рынке, потребителю — в порядке, установленном ст. 340 НК РФ (эти нормы могут применяться при исчислении НДПИ для песка).

Пример исчисления НДПИ для нефти см. в статье «Данные для расчета НДПИ за февраль 2017 года».

Как рассчитать НДПИ на песок: ставка

Для начала определим один из двух ключевых показателей для расчета НДПИ — ставку для песка как полезного ископаемого.

Песок, с точки зрения классификации, утвержденной в НК РФ, может быть:

  • горнорудным неметаллическим сырьем, если это стекольный песок (п. 7 ст. 337 НК РФ);
  • неметаллическим сырьем, которое используется главным образом в сфере строительства, если это природный песок или песчано-гравийная смесь (пп. 7, 10 ст. 337 НК РФ).

Для обоих типов сырья установлена ставка в величине 5,5 % (подп. 4 п. 2 ст. 342 НК РФ).

Стоит отметить, что в случае, если ископаемое, относящееся к категории общераспространенных, добывается индивидуальным предпринимателем, и притом для собственного потребления, НДПИ не платится (подп. 1 п. 2 ст. 336 НК РФ).

На практике самые часто встречаемые в природе типы песка являются общераспространенными полезными ископаемыми. К ним относятся, в частности (п. 2.2 рекомендаций, утвержденных распоряжением МПР РФ от 07.02.2003 № 47-р):

  • любые виды песка, кроме формовочного, используемого для выпуска стекла, абразивного, используемого в фарфорово-фаянсовой промышленности, при выпуске огнеупорных, цементных материалов, содержащих процент руды в концентрациях, имеющих промышленное значение;
  • пески, представленные песчано-гравийными породами.

Таким образом, если ИП добывает, к примеру, стекольный песок для собственных нужд, не являющийся общераспространенным полезным ископаемым, то он должен будет платить за него НДПИ по ставкам, указанным выше.

Расчет НДПИ на песок: база

Следующий ключевой показатель для расчета НДПИ на песок — налоговая база.

Во всех случаях налоговая база по НДПИ должна исчисляться налогоплательщиком самостоятельно (пп. 1, 2 ст. 338 НК РФ). При этом используется один из 2 методов:

  1. Расчет базы на основании количества (или объема) ископаемых, которые извлечены из недр. Данный метод применяется, если добываются уголь, нефть и газ.
  2. Расчет базы исходя из стоимости ископаемых. Данный метод используется, если из недр извлекается уголь, нефть или газ на новых месторождениях в море или же любое другое ископаемое, в том числе песок.

Что касается стоимости добытого ископаемого (в данном случае песка), то она определяется с применением таких схем (п. 1 ст. 340 НК РФ):

  1. При получении фирмой субсидий из бюджета — исходя из подсчета выручки при продаже полезного ископаемого по ценам, установленным в рамках налогового периода (без учета соответствующих субсидий, а также НДС, акцизов и расходов по доставке продукта покупателю (п. 2 ст. 340 НК РФ)).
  2. При отсутствии бюджетного субсидирования — исходя из подсчета выручки при продаже полезного ископаемого по ценам реализации (без учета НДС, акцизов), но с принятием в ее уменьшение расходов на доставку (п. 3 ст. 340 НК РФ)).
  3. При отсутствии реализации полезного ископаемого — по расчетной стоимости (п. 4 ст. 340 НК РФ).

Формула определения стоимости добытого ископаемого по схеме 1 или 2 (т. е. если продажи песка осуществлялись) предполагает:

  1. Исчисление выручки, учитываемой при расчете стоимости.
  2. Деление выручки на объем реализованного ископаемого (так вычисляется стоимость единицы добытого ископаемого).
  3. Умножение получившегося результата на объем добытого ископаемого.

Итак, нам известны:

  • ставки НДПИ для песка;
  • особенности расчета налоговой базы по добытому песку;
  • методология исчисления НДПИ для песка.

Рассмотрим, каким образом сумма соответствующего налога может быть рассчитана на практике.

Расчет НДПИ с примерами

На данный момент рассчитать налог на добычу ископаемых и заполнить декларацию НДПИ в программе 1С по всем видам природных ресурсов невозможно. Но с выходом новой версии, программа будет поддерживать соответствующие коды. Непосредственную сумму налога на недропользование рассчитывают при помощи бухгалтерского калькулятора по формуле:

Вышеуказанная формула применяется ко всем природным ресурсам, которые добывают налогоплательщики, но некоторые полезные ископаемые имеют ряд особенностей при подсчете.

Нефть

ФНС установила, что рассчитать налог на полезные ископаемые за март 2018 года нужно с учетом следующих сведений:

  • среднемесячную стоимость нефти сорта “Юралс” на нефтяном рынке, который составляет 63,58 долларов за барелль;
  • средний показатель курса долларовой валюты по отношению к рублевому эквиваленту, который установил ЦБ РФ — 57,0344 руб./ 1 доллар. КЦ = 10,6158. Здесь применяют формулу:
  • КЦ — элемент, который показывает скачки цен в мире на продукт, определяющийся по формуле: Средние цены на нефть публикуются каждое 15-ое число месяца в «Российской газете».
  • ДМ — норматив, который отражает особенности добычи продукта, определяющийся так:
  • КВ — составляющая, которая отражает уровень выработки недр, которые использовались при добыче;
  • КЗ — элемент, показывающий запасы на этом участке;
  • КД — показатель отражает сложность ресурсодобычи в этой скважине;
  • КДВ — указывает уровень выработки нефтепродукта в этой скважине;
  • ККАН — указывает на непосредственную область добычи нефтепродукта.

Коэффициент НДПИ на данный момент составляет 559, в то время как в 2015 — 530.

Пример подсчета налога на черное золото с реальными данными на февраль 2017 года:

  • налоговая база исчисляется в тоннах;
  • налоговый тариф — 919 руб./1 тонну;
  • КЦ = 8,5698;
  • КНДПИ = 559;
  • КВ = 0,3;
  • КЗ = 1;
  • ККАН = 1;
  • КД = 1;
  • КДВ = 1;
  • КК = 306.

Условно организация получила 10 000 тонн нефти в феврале 2017. Используя формулы, получаем:

10 000 * (919 * 8,5698 — 559 * 8,5698 * (1 — 0,3 * 1 * 1 * 1 * 1) — 306) = 42 162 835 руб.

Эта сумма и есть НДПИ по добыче нефти в условном примере.

Уголь

При подсчете НДПИ организация учитывает применение налогового вычета, то есть тратит ли предприятие средства на безопасность сотрудников и охрану труда. Эти взносы фирма вносит двумя путями: включая в сумму прочих трат или вычитая из НДПИ. Выбирая тот или иной вариант, организация закрепляет его в учетной политике предприятия и регулярно использует выбранный метод.

Без налогового вычета организация считает НДПИ на уголь по общим правилам:

  • Определяют суммарный размер растрат на безопасность и охрану труда.
  • Рассчитывают налог по формуле:
  • Рассчитывают максимальный размер удержанного налога:
  • Сравнивают сумму реальных расходов на безопасность и охрану труда. Иногда расходы превышают лимит по налогу. В этом случае его включают в общий размеров ежемесячных вычетов (до 36 месяцев).

Газ

Формула расчета:

При умножении ЕУТ, КС и ТГ получилась цифра меньше нуля, то и ставка будет нулевой. При подсчете показателя ЕУТ учитываются месячный ценник и коэффициент, отражающий долю добытого ресурса.

Газовый конденсат

НДПИ для этого конденсата считают таким способом:

ЕУТ и прочие данные рассчитываются равно показателям по газу. Корректирующий коэффициент рассчитывается:

где КГП — показатель, который отражает доходы от экспорта газа.

Тариф

Ставки НДПИ установлены дифференцировано в зависимости от типа ресурсов, то есть для каждого элемента свой процент. Налоговая ставка НДПИ на 2018 год делится на два вида: процентное выражение и в рублях.

Ежегодно тариф налога претерпевает изменения, причем каждый год ставка вырастает, а не уменьшается. Но пониженный тариф, льготы и ставка 0% облегчают занятость.

  • Если тариф НДПИ на нефть в 2016 году был 857 рублей за тонну, то в 2017 повысился до 919 рублей. На данный момент тариф больше не повышался.
  • НДПИ на золото в 2018 году составляет 6%, а тариф других драг.металлов — 6,5%. Согласно ФЗ №41 сумму налога на драг.металлы подсчитывают на территории месторождения.
  • Газовый и природный конденсат измеряется не только в процентах, но и в рублях, что делает его дороже: конденсат — 42 руб. за 1 тыс. м3, 35 руб. — природное горючее.
  • Угольный коэффициент сильно разнится между видами ресурса: тариф за добычу бурого угля — 11 руб. за тонну и 47 руб. стоит 1 тонна антрацита. Ставка последнего держится с 2016 года.

Льготы

Для некоторых организаций предусмотрен понижающий коэффициент — 0,7. Предприятие использует его, если соответствует требованиям:

  • до 01.07.2001 фирма или ИП выплачивала ОВМСБ, но не уплачивала эту пошлину за работу на разрабатываемых месторождениях;
  • предприятие искало и разрабатывало новые месторождения за счет своих денег, а гос.субсидии были компенсированы.

Нулевая ставка

Тарифную ставку 0% регулирует ст. 342 НК РФ, которая содержит информацию о природных ресурсах, не облагаемых пошлиной. НДПИ не вносят в следующих случаях:

  • при нормативных потерях получаемого ископаемого сырья в процессе работ;
  • во время добычи песка, попутного, природного газа, его конденсата, очень густой нефти;
  • во время получения кондиционных попутных руд олова;
  • при получении подземных вод, в которых есть полезные ископаемые;
  • при переработке остатков после добычи природного ресурса;
  • во время добычи лечебных вод;
  • при добыче вод для с/хоз. нужд.

Также в п. 21 ст. 342 НК РФ указаны конкретные географические зоны, где ведется не облагаемая НДПИ добыча природных ресурсов.

Адвалорная

Адвалорные тарифные показатели используют в процентном расчете к стоимости добытого ресурса. Согласно ст. 342 НК РФ они варьируются в пределах 0–8%.

В 2018 году НК РФ внес ряд изменений и нововведений в раздел, посвященный НДПИ. Изменились не только показатели и повысились коэффициенты, но и формулы подсчета. В этой статьей они актуальны.