Назначение экологическая экспертиза товаров

Реализация государственной политики Республики Беларусь в сфере обеспечения экологической безопасности осуществляется, в том числе, через механизм государственной экологической экспертизы, включающий постадийный, поэтапный контроль в области охраны окружающей среды (на стадии размещения объекта строительства, при выдаче заключения государственной экологической экспертизы, выдаче заключения о соответствии требованиям экологической безопасности законченного строительства объекта, на стадии постпроектного анализа).

Государственная экологическая экспертиза является обязательным элементом процесса планирования, проектирования и принятия решений о социально-экономическом развитии республики, осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Республики Беларусь.

Данная задача реализует принципы декларации по окружающей среде и развитию, принятой Конференцией ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в июне 1992 года. В частности, принцип 17 – оценка экологических последствий в качестве национального инструмента осуществляется в отношении предполагаемых видов деятельности, которые могут оказать значительное негативное влияние на окружающую среду и которые подлежат утверждению решением компетентного национального органа.

Институт государственной экологической экспертизы в Республике Беларусь существует с 1993 года и является исключительной компетенцией Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь. В то же время система государственной экологической экспертизы начала свое становление с конца 70-х годов прошлого столетия как механизм эффективной охраны водных ресурсов и атмосферного воздуха.

В период существования института государственной экологической экспертизы в законодательство о государственной экологической экспертизе имплементированы нормы международного законодательства, что позволило значительно повысить имидж Республики Беларусь на международном уровне.

Более 10 лет успешно функционирует институт оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) в рамках реализации международных обязательств, принятых Республикой Беларусь при ратификации Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте, подписанной в г.Эспо (Финляндия) в феврале 1991 года, Конвенции о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды, принятой в г. Орхусе (Дания) в июне 1998 года, и иными международными договорами Республики Беларусь.

За последнее десятилетие был накоплен практический опыт в применении процедуры ОВОС в трансграничном контексте, в том числе как стороной происхождения, так и затрагиваемой стороной. Трансграничный элемент процедуры ОВОС был усилен в 2010 году.

Проводимая работа в сфере государственной экологической экспертизы отмечена с положительной стороны в рамках обзора результативности экологической деятельности, выполненного Европейской экономической комиссией Организации Объединенных Наций в 2015 году.

В качестве предложений по совершенствованию законодательства в сфере государственной экологической экспертизы Республике Беларусь предложено ратифицировать Протокол по стратегической экологической оценке (СЭО) Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте.

В новой редакции Закона Республики Беларусь «О государственной экологической экспертизе, стратегической экологической оценке и оценке воздействия на окружающую среду» ввелся новый институт – стратегической экологической оценки, как очередной шаг совершенствования законодательства с целью принятия взвешенных управленческих решений по экономическому развитию Республики Беларусь с учетом сохранения и рационального использования природных ресурсов.

  • Авторы
  • Файлы

Муратов В.С. Морозова Е.А. 92 KB

Экологическая экспертиза товара проводится для оценки показателей, характеризующих свойства продукции оказывать влияние на человека (безопасность) и окружающую среду (экологичность) в процессе потребления ( эксплуатации).

Экологическая экспертиза товара предусматривает применение совокупности методов анализа, с помощью которых оценивается содержание вредных примесей, выделяемых изделиями в окружающую среду при хранении, транспортировании и потреблении. При проведении экологической экспертизы необходимо исходить из норм, регламентируемых стандартами и другими нормативными документами, а также правилами Европейского сообщества, ИСО и других организаций, занимающихся разработкой методологии охраны окружающей среды и практикой ее применения и реализации. Данные методы и нормы должны изучаться товароведами-экспертами.

Экологическая экспертиза необходима на стадии проектирования, а также целесообразна и в отношении товаров, которые производятся серийно. Экологические показатели качества товара условно можно подразделить на две основные группы, характеризующие особенности воздействия товара: на природную среду и на предметно- пространственную среду. Экологичность продукции оценивается начиная от сырья, материалов и комплектующих элементов и заканчивая продуктами утилизации.

Безопасность — состояние, при котором риск вреда или ущерба ограничен допустимым уровнем. Применительно к качеству потребительских товаров безопасность может быть определена как отсутствие риска для жизни, здоровья и имущества потребителей при эксплуатации или потреблении товаров. Товароведы-эксперты должны знать виды безопасности потребительских товаров: химическая, радиационная, механическая, электрическая, магнитная, электромагнитная, термическая, санитарно-гигиеническая, противопожарная. Превышение уровня показателей безопасности переводит продукцию в категорию опасной.

Информирование потребителей об экологической чистоте товаров или экологически безопасных способах их эксплуатации, использования или утилизации проводится с помощью экологических знаков. Данные знаки должны изучаться товароведами, поскольку они информируют: о безопасности продукта или отдельных его свойств для жизни, здоровья, имущества потребителей, а также для окружающей среды ( знаки первой группы); о способах, предотвращающих загрязнение окружающей среды ( знаки второй группы); об опасности продукции для окружающей среды ( знаки третьей группы).

Библиографическая ссылка

Муратов В.С., Морозова Е.А. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА ТОВАРОВ И ПОДГОТОВКА ТОВАРОВЕДОВ-ЭКСПЕРТОВ // Успехи современного естествознания. – 2007. – № 10. – С. 144-144;
URL: http://www.natural-sciences.ru/ru/article/view?id=11749 (дата обращения: 26.09.2020).Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» (Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления) «Современные проблемы науки и образования» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.791 «Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074 «Современные наукоемкие технологии» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.909 «Успехи современного естествознания» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.736 «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований» ИФ РИНЦ = 0.570 «Международный журнал экспериментального образования» ИФ РИНЦ = 0.431 «Научное Обозрение. Биологические Науки» ИФ РИНЦ = 0.303 «Научное Обозрение. Медицинские Науки» ИФ РИНЦ = 0.380 «Научное Обозрение. Экономические Науки» ИФ РИНЦ = 0.600 «Научное Обозрение. Педагогические Науки» ИФ РИНЦ = 0.308 «European journal of natural history» ИФ РИНЦ = 1.369 Издание научной и учебно-методической литературы ISBN РИНЦ DOI

881 Цель и последовательность проведения экологической экспертизы

Согласно требованиям государственных стандартов по охране окружающей среды экологической экспертизе подлежат все промышленные предприятия, технологические процессы и оборудование, транспортные средства бы, машины, механизмы, устройства, проекты стандартов, технических систем и продукции.

Экологической экспертизой считают оценки воздействия объекта на природную среду. Основной целью экологической экспертизы является предупреждение возможного вредного влияния результатов хозяйственной деятельности лю. Иудины на состояние природной среды и здоровья людий.

экологическую экспертизу проводят на этапе проектирования предприятия или объекта, когда допущенные ошибки могут быть заблаговременно устранены. Экологической экспертизе подлежат не только проекты строительства новых х предприятий или объектов, но и проекты реконструкции как всего предприятия, так и его отдельных производственных участковь.

Различают государственную и ведомственную экспертизы. Государственную экологическую экспертизу осуществляет. Минприроды Украины. Государственная экологическая экспертиза заключается в изучении документации, проектов новых предприятий и объе объектов экспертными подразделениями министерства на республиканском и региональном уровняях.

ведомственного (отраслевого) экологическую экспертизу осуществляют специальные структурные подразделения по охране природы и санитарно-эпидемиологические учреждения министерств и ведомств. Ведомственная экологическая экспертиза всегда и предшествует государственной экологической экспертизі.

Основная задача экологической экспертизы состоит в оценке основательности (степени экологической совершенства объекта) и достаточности мер по обеспечению необходимого уровня экологичности (экологически ной чистоты объекта), в том числе

— соответствия проектных решений требованиям действующего природоохранного законодательства при разработке нового предприятия, объекта, продукции;

— основательности и достаточности отражения технических показателей, характеризующих уровень воздействия на природную среду нового предприятия, объекта, продукции в документации рассматривает их соответствующих днест нормативам природоохранного законодательства

— основательности и эффективности мероприятий по предупреждению возможных аварийных ситуаций, связанных с производством и использованием новой продукции;

— основательности, достоверности и научной обоснованности оценки воздействия на природную среду;

— выбора средств и методов контроля воздействия предприятия, объекта, продукции на состояние природной среды и использования природных ресурсов;

— способов и средств утилизации или ликвидации объекта или продукции после отработки ресурса

Экологическая экспертиза проводится в такой последовательности

— определение номенклатуры разрабатывается;

— установление перечня прогнозируемых воздействий на природную среду;

— определение уровней воздействий на природную среду и их соответствия предельно допустимым параметрам;

— установление взаимосвязи между воздействиями на природную среду и техническими и технологическими параметрами объектов продукции

Рассматривается комплекс нормативно-технических документов, устанавливающих технические требования к объекту продукции, а также требования по охране окружающей среды, вносят в них соответствующие ным мог.

Решение о необходимости проведения государственной экологической экспертизы принимают экспертные подразделения органов государственного управления в области природопользования и охраны окружающей среды в так редких случаях

— при разработке принципиально новых предприятий, объектов, продукции, которые не имеют аналогов в Украине и за рубежом;

— при разработке новых типов особо опасных объектов и продукции;

— лед время планового и выборочного контроля за соблюдением норм и правил при разработке новых объектов, продукции отрасли;

— при возникновении споров между разработчиком новых объектов, продукции и заказчиком в вопросах экологической безопасности;

— при поставках в страну и экспорте соответствующих видов новой продукции

Порядок проведения экспертизы определяют. Минприроды и отдельные министерства

Предельно допустимые и временно согласованные выбросы вредных веществ определяют на основании расчета рассеивания примесей в атмосфере. В случае нагретых выбросов из одиночного источника с круглым сечением м отверстия при значениях фоновых концентраций загрязнений. Сф, меньших. ПДК, предельно допустимые выбросы определяют по формуле (899).

Если в воздухе населенных пунктов, где расположены промышленные предприятия, фоновая концентрация вредных веществ превышает. ПДК, а значение. ПДВ по объективным причинам не могут быть достигнуты, вводится п поэтапное снижение выбросов вредных веществ до. ПДК. На каждом этапе к обеспечению. ПДВ устанавливают временно согласованные выбросы на уровне выбросов предприятий, аналогичных по мощности и технологическим процессом.

Предельно допустимые стоки (ПДС) определяют для всех категорий водопользования по формуле:

где. Тст — максимальная часовой расход сточных вод, м3;. Сет — концентрация загрязняющих веществ в сточных водах, г/м8

Согласно. Санитарным нормам охраны поверхностных вод от загрязнений, норма. С для сброса сточных вод в черте города или населенного пункта устанавливается на уровне соответствующих. ПДК

Если фактическое сброс вредных веществ со сточными водами меньше расчетное. ПДС, то за. ПДС принимают фактическое сброса

Если природный фоновый содержание загрязняющих веществ в водном объекте или по любым показателям не обеспечивает нормативного качества воды в контрольном пункте, то. ПДС по этим показателям устанавливают ь с учетом условий сохранения естественного качества воды в контрольном месте. Для предприятий и оборудования, генерирующих значительный шум и вибрацию, при экологической экспертизе определяют предельно допустимые уровне, для источников электромагнитных излучений — их мощностьь.

Допустимые уровни таких параметров определяются из уравнений, которые связывают мощность источника шума, вибрации и электромагнитных излучений, их расстояния до жилой застройки, форму поверхности излучения нювання т.п.. При этом можно использовать уравнение для расчета шумовых загрязнений и электромагнитных полей, приведенных в разделе 7 руководствоа.

Основные виды воздействия вредных факторов на окружающую среду учитывают в экологических паспортах предприятий