Национальная платежная

Федеральный закон N 161-ФЗ «О национальной платежной системе» был принят Государственной Думой Российской Федерации 14 июня 2011 года и одобрен Союзом Федераций 22 июня того же года. С тех пор закон постоянно подвергался каким-либо изменениям: 1 раз — в 2012 году, 2 раза — в 2016 году, 3 раза — в 2013 и 2017 годах, 4 раза — в 2014 и 2018 годах. Несмотря на то, что 2019 год еще не закончен, в этом году имели место два изменения, о которых мы поговорим чуть позже.

Законопроект начал разрабатываться еще в конце 2011 года, главной целью его принятия стало усовершенствование российского банковского сектора и финансового рынка страны. Кроме того, было важно обеспечить выполнение международных норм и стандартов.

А пока давайте определимся, какие элементы финансового и банковского рынка РФ регулирует этот закон и каковы его основные положения.

Национальная платежная система, ее субъектный состав и основополагающие нормы

Платежная система представляет собой систему, объединяющую инструмент и методы, которые можно использовать для перевода денег и осуществления других расчетов. В работе платежной системы принимают участие многочисленные участники экономического оборота: потребители, продавцы товаров и услуг, банковские и другие финансовые учреждения, а также государственные регуляторы в этой сфере и международные финансовые организации.

Благодаря наличию платежной системы возникает сама возможность проводить платежи. По сути WebMoney и «Яндекс.Деньги» тоже представляют собой модификацию платежных систем, только узконаправленную и международную: перевод средств между странами возможен, однако платежи проводить можно только в Интернете, рассчитаться в магазине, списав деньги с яндекс-кошелька, не получится.

Во всем мире действуют две универсальные международные платежные системы: VISA и MasterCard. С ними можно и в кафе рассчитаться, и в магазине приобрести товар, а также оплатить номер в отеле и купить билет на самолет в Интернете. Причем преград для нее нет: рублевая карта VISA позволяет рассчитаться, к примеру, в Германии, только сначала рубли будут переведены в доллары, а потом в евро (возникнет комиссия).

Кроме этих систем, есть и локальные платежные системы, самая известная из которых — American Express. Чеки этой системы в российском банке поменять невозможно — нужно искать посредника, который выдаст свои деньги, а потом получит платеж в тех же США или Канаде.

Очевидно, что для взаиморасчетов между российскими участниками реального рынка WebMoney и «Яндекс.Деньги» явно не подходят, а вот VISA и MasterCard могут использоваться. Только зачем оплату в магазине в рублях сначала конвертировать в доллары, а потом опять переводить в рубли? Да и не хочется, чтобы комиссии уходили за рубеж, а хочется, чтобы они оседали в прибыли российских банков. Вот с этим посылом и началась разработка законопроекта о национальной платежной системе (НПС).

Вначале представители международных платежных систем были очень напуганы: шутка ли, при принудительном переходе на НПС они лишились бы многомиллиардного пирога, состоящего из комиссии при проведении платежей. Однако закон был принят таким образом, что юридические и физические лица вправе выбирать самостоятельно, к какой платежной системе присоединяться, — к международной или национальной.

Структура национальной платежной системы согласно нормам закона

Сегодня в России НПС трехуровневая. На самом верху находится Банк России — это центральное звено.

На втором уровне располагаются операторы, занимающиеся переводом средств, платежные агенты, даже организации связи (в последнее время все меньше, но все еще участвуют). Именно они оказывают непосредственно платежные услуги.

На третьем уровне находятся элементы, в совокупности составляющие инфраструктуру национальной платежной системы. К ним относятся операторы платежных систем и услуг платежной инфраструктуры, а также расчетные системы.

Национальная платежная система МИР

В 2014 году, в связи с известными политическими событиями, со стороны международных платежных систем были введены некоторые санкции, касающиеся ограничений в использовании пластиковых карт, подключенных к международным платежным системам VISA и MasterCard. В ответ на это было принято решение о создании национальной платежной системы под названием МИР. Эта структура обеспечивает обработку операций, связанных с банковскими картами, внутри Российской Федерации, без выхода на зарубежные процессинговые рынки.

В середине 2014 года был создан оператор, который управляет движениями внутри системы, им стала Национальная система платежных карт (НСПК). Именно на эту структуру возложена обязанность внедрять и сопровождать отечественную банковскую карту МИР.

Примечательно, что банк (если не попадает под международные санкции), может одновременно выпускать карты VISA, MasterCard и МИР. Клиент сам в праве выбрать, к какой системе его подключить, а задача банка — проинформировать о возможных тарифах на комиссию.

Кроме того, в системе МИР возможно принятие к оплате карты любой из двух международных платежных систем, поскольку компании, управляющие ими, создали на территории РФ свои процессинговые центры. Более того, НСПК МИР и Mastercard даже выпустили общую платежную карту МИР-Maestro, которую можно использовать как в стране, так и за рубежом.

Преимуществом карт НСПК МИР является безусловная поддержка государства (именно на ней «сидят» пенсионные программы и зарплатные проекты государственных служащих), а также низкие тарифы на обслуживание и бесплатный выпуск. Для сложных международных операций они, конечно, не подойдут, а вот для снятия наличности и расчета в торговых точках их более чем достаточно.

Главный недостаток — невозможность использования за границей — возмещается тем, что основные владельцы таких карт за границу и не попадают, а потому этот недостаток их особо не расстраивает. Кроме того, по этим картам практически не развита система скидок и бонусов, как по VISA или MasterCard.

Каких законодательных норм коснулись последние изменения

В 2019 году был принят ряд изменений, которые существенным образом повлияли на функционирование национальной платежной системы за счет введения новых положений. Прокомментируем основные из них:

  1. Сегодня многие платежи, особенно в Интернете, проводятся с помощью ApplePay, SamsungPay, GooglePay, MirPay. Их деятельность до недавнего момента никоим образом не регулировалась, а они именовались как «специальные платежные сервисы» и по сути ничем не отличались от других приложений в телефонах. Теперь они именуются «платежное приложение» и подчиняются требования по защите прав плательщиков и персональной информации.
  2. Законом вводится понятие «платежного агрегатора», уточняется его значение, перечислено, кто может стать им, а также выявлены требования к этим структурам. К ним, в частности, относятся платформы электронной коммерции и онлайн-магазины. Вся информация касательно их деятельности будет передаваться для мониторинга в ЦБ РФ через обслуживающий банк.

Incarnatus / .com

Пояснения даны в целях реализации норм Федерального закона от 27 июня 2011 г. № 161-ФЗ «О национальной платежной системе», согласно которым кредитные организации при осуществлении операций по отдельным видам выплат за счет бюджетных средств обязаны зачислять выплаты на банковские счета клиентов-физлиц, операции по которым осуществляются с использованием карт «Мир» (Информация ФСС России от 7 мая 2019 г.).

Согласно постановлению Правительства РФ от 11 апреля 2019 г. № 419 обязательными к зачислению на счета, операции по которым осуществляются с использованием карты «Мир», являются выплаты гражданам, подвергшимся воздействию радиации, и государственные пособия гражданам, имеющим детей. ФСС России уточнил, что речь идет о таких видах страхового обеспечения, как:

  • пособия по временной нетрудоспособности (только в отношении граждан, подвергшихся воздействию радиации);
  • пособия по беременности и родам;
  • единовременные пособия женщинам, вставшим на учет в медорганизациях в ранние сроки беременности;
  • единовременные пособия при рождении ребенка;
  • ежемесячные пособия по уходу за ребенком.

Как использовать «зарплатные» карты для обеспечения учреждений наличными? Узнайте из материала «Обеспечение наличными деньгами с использованием банковских карт (для госсектора)» в «Энциклопедии решений» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно! Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Именно эти выплаты после 1 мая текущего года должны в обязательном порядке перечисляться на банковские счета застрахованных лиц, операции по которым осуществляются с использованием карт «Мир». Что касается тех выплат страхового обеспечения (включая ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения возраста 1,5 лет), которые граждане получали по состоянию на 1 мая 2019 года, то их перечисление на другие платежные карты, не являющиеся картами «Мир», возможно до завершения страхового случая либо истечения срока действия платежной карты, но не позднее 1 июля 2020 года.

В 2019 году доля безналичных платежей в совокупном обороте розничной торговли превысила 64%

В национальную платежную систему входят 31 платежная система, 486 операторов по переводу денежных средств, более 500 платежных агентов и банковских платежных агентов.

Банк России обеспечивает устойчивость и бесперебойное функционирование национальной платежной системы, необходимую инфраструктуру для осуществления безналичных расчетов на территории Российской Федерации.

В 2014 году Банк России учредил Национальную систему платежных карт (НСПК), на базе которой были созданы карты «Мир» и Система быстрых платежей (СБП). Также через НСПК обрабатываются все внутрироссийские платежи по картам международных платежных систем.

По итогам 2019 года выпущено 73 млн карт «Мир»

Карта «Мир» принимается на всей территории Российской Федерации и в ряде стран ближнего и дальнего зарубежья. На «Мир» приходится больше 18,7% всех операций по картам в России и 22,4% выпуска новых карт.

Карту «Мир» может открыть любой гражданин России, обязательно картой «Мир» обеспечиваются пенсионеры, государственные служащие, работники бюджетной сферы, люди, получающие бюджетные выплаты (например, получатели государственных пособий и студенты).

На 1 сентября 2020 года участниками СБП являлись 107 банков. В системе было проведено свыше 37,5 млн операций на общую сумму более 303 млрд рублей.

В зоне особого внимания Банка России — развитие платежных технологий и сервисов. Так, в 2019 году была запущена Система быстрых платежей (СБП), которая позволяет гражданам мгновенно переводить деньги друг другу по номеру мобильного телефона, оплачивать покупки, платежи ЖКХ и совершать многие другие виды переводов.

Иванчиков МаксимАлександрович,Брянский государственный университет им. акад. И.Г. Петровского, ФЭФ, 4 курс, 4 группа
Никонец Олеся Евгеньевна,к.э.н, доцент, научный руководитель
Национальная система платежных карт России: ее сильные и слабые стороны
Аннотация.Встатье рассматриваются вопросы развития национальной платежной системы.Ключевые слова:Национальная платежная система, «Мир», Центральный Банк Российской Федерации, регулятор,MasterCard, Visa, китайская UnionPay.
Национальная платежная система в России получила название «Мир».Российская национальная система платёжных карт (НСПК), создана23 июля 2014 года вРоссийской Федерациина основании федерального закона от 27.06.2011 № 161ФЗ «О национальной платежной системе» (в редакциифедерального закона от 05.05.2014 №112ФЗ) с целью обеспечения бесперебойности, эффективности и доступности оказания услуг по переводу денежных средств. Основными направлениями деятельности НСПК заявлены создание национальной инфраструктуры проведения платежей по картам и выпуск национальной платёжной карты. В соответствии сфедеральным законом от 22.10.2014 №319ФЗвнутрироссийские операции по картам всех платёжных систем, в том числе международных, после 1 апреля 2015 года осуществляются через процессинг операционного платёжного и клирингового центра НСПК. Следует добавить, что национальная система платежных карт (НСПК) отобрала восемь банков для участия в тестовом подключении к операционному центру НСПК, которое намечено на 15 декабря, заявил глава НСПК Владимир Комлев.
Центральный Банк Российской Федерации владеет 100% акций АО «НСПК». Деятельность структуры регулируется Федеральным законом «О национальной платежной системе». Генеральным директором АО «НСПК» является Владимир Комлев, который ранее возглавлял United Card Service.Структура национальной платежной системы России:Регулятор финансовой системы –Национальный банк;Коммерческие и государственные банки, другие специализированные организации, получившие право на занятие подобной деятельностью от ЦБ;Филиалы различных банков, расположенных по всей территории России;Клиенты банков –физические и юридические лица.
Современное состояние национальной платежной системы таково, что на текущий момент в реестре операторов платежных систем находится уже 28 представителей.Например, американские MasterCard и Visa, китайская UnionPay и другие. С нуля создавать ничего не потребовалось, ведь технологии будут заимствованы у уже действующих в России платежных систем. Первый вариант действий более верный, поскольку итоговый продукт получится качественнее.
В ближайшие месяцы планируется создать внутри системы свою собственную Лабораторию Инноваций. Она займется разработкой финансовых продуктов и разнообразных сервисов для российского и международного рынков. Параллельно с этим, запланировано создание стандартных платежных продуктов. Также, начиная с февраля 2015 года, начала свою работу служба техподдержки участников НСПК. Сервис работает круглосуточно 7 дней в неделю, позволяя решать множество вопросов в оперативном порядке. Задать свой вопрос можно на специальном портале, по телефону или электронной почте.Таким образом, перечислим слабые и сильные стороны НПСК России:I.Сильные стороны:1.Граждане России больше не будут зависеть от иностранных операторов;2.Платежная система будет адаптирована под российские сервисы и под потребности отечественных клиентов;3.Банковская сфера начнет быстрее развиваться;4.Государство будет устанавливать размер комиссионных отчислений;5.Личная информация граждан будет защищена.II.Слабые стороны:1.Повсеместное использование НПСКбудет невозможно. Пользоваться ими заграницей будет невозможно;2.На ее создание нужно много времени;3.Потребность в больших инвестициях;4.Владельцы бизнеса понесут дополнительные затраты на установку новых терминалов.Таким образом, Банку России стало работать легче, потому что большинство банков ввели межхостовый тип соединений, ведь транзакции между обладателями пластиковых карт в России можно проводить без вмешательства изза рубежа.
Что касается слабых сторон,то для работы банковских карт за рубежом потребует дополнительных затрат. Сама карта «Мир», претендующая на полноценного обращение и за пределами РФ, безусловно, должна соответствовать международным стандартам.И с этой точки зрения «пластик» будет обычным, «подходящим» ко всем действующим банкоматам и терминалам.
Однако обслуживание национальной карты, а точнее используемое программное обеспечение, потребует от банков обновления и соответствующей настройки всех звеньев, участвующих в процессе. С этой стороны –работа предстоит немалая.
Участниками рынка финансовые затраты оцениваются в объемах, сопоставимых либо превышающих издержки при переводе Visa и MasterCard на российский процессинг. Разные источники озвучивают суммы в 70 —100 тыс. долл.
При этом масштаб работ оценивается также очень неоднозначно. Так, если в Москве и СанктПетербурге банки используют достаточно новое оборудование, настраиваемое дистанционно, то в регионах, торговые терминалы «старых» моделей не такая уж и редкость. И в этом случае обновление «прошивки» вызовет необходимость либо выезда специалиста, либо замены оборудования.Успешная обработка первых транзакций внутри страны ведущими банками дало надежду, что экономика получит достойный инструмент для деятельности как внутри страны, так и за ее пределами. Проблемы и перспективы развития обсуждаются на всех уровнях. К развитию НСПК привлекаются и специалисты из других сфер деятельности. Объявлен конкурс на оригинальные атрибуты –название и логотип.Для более глубокого рассмотрения темы, проведем прогноз перспектив развития национальной платежной системы РФ.В опросе приняли участие 83 кредитных организации, из них 4 входят в десятку лидирующих российских кредитных организаций по количеству банкоматов, 5 респондентов входят в десятку лидеров по количеству электронных терминалов и 5 –в десятку ведущих кредитных организаций по количеству банковских карт.
Рис. 1. Планирование эмиссии кредитными организациями национальных платежных карт
Диаграмма иллюстрирует положительный прогноз внедрения технологии во вновь эмитируемые платежные карты (к концу 2016 года переход завершится у 79,5% респондентов). Соотношение ответов свидетельствует о поддержке участниками рынка перехода на эмиссию платежных карт.
Рис. 2.Планирование перехода на отечественное оборудование российских кредитных организаций
Диаграмма иллюстрирует распределение ответов с учетом мнений респондентов, не являющихся банками. В то же время из банков, принявших участие в опросе, 80,9% отмечают, что к 2016 году переход на технологию будет завершен.
Рис. 3.Оценка сроков перехода на новое оборудование
Как видно из диаграммы, большинство респондентов готовы перейти на новое российское оборудование уже к концу 2015 года и к 2016 году. Имеется большой интерес респондентов к новой платежной системе.Для более полной оценки, рассмотрим риски связанные с приобретением нового оборудования и введением новой платежной системы.
Рис.4. Оценка рисков,связанных с переходом на российские платежные карты
1. Риск того, что технология будетнедооценена клиентами; 2. Риск несоответствия темпов развития эмитентов; 3. Неоправданность вложений, высокая стоимость внедрения технологии в процесс предоставления услуг; 4. Высокая стоимость обучения сотрудников; 5. Сложность модернизации информационной инфраструктуры;
Из предложенных вариантов ответа наиболее частым является мнение о неоправданности вложений и сравнительно высокой стоимости внедрения технологии в процесс предоставления услуг. При этом неоправданность вложений, согласно распределению ответов на вопросы 34, не является причиной отказа от перехода на выпуск и обслуживание платежных карт для большинства банков. Вторым по частоте ответом является «Риск несоответствия темпов развития эмитентов». В то же время, весьма близкие ответы эмитентов на вопросы 34 (по состоянию на 2016 год) свидетельствуют о неоправданно высокой оценке уровня данного риска.Рассмотрим основные выгоды связанные с приобретением нового оборудования осуществляющее прием российских платежных карт.
Рис. 5. Основные выгоды при переходе на новое оборудование
1. Улучшение состояния системы защиты информации при переводах денежных средств; 2. Рост доверия клиентов; 3. Сокращение расходов на обработку транзакций; 4. Другое.
Ответы показывают, что подавляющим большинством респондентов (92,8%) отмечается позитивное влияние технологии на состояние защиты информации. Среди вариантов, предложенных респондентами в примечании к ответу «Другое», наиболее распространенным является мнение о преимуществах возможности реализации различных приложений на одной карте.Последовательные шаги руководства АО «НСПК» и внимание к проблеме со стороны государства не оставляет сомнений в том, что в этом году россияне в полной объеме оценят возможности национальной системы платежных карт. Санкционное давление и недружественные шаги экономического характера должны минимизироваться с вводом в действие отечественного регулятора. Как получить карту и где это можно будет сделать, будет объявлено до конца текущего года.Сомнений, что российская платежная системастанет достойной альтернативой признанным аналогам все меньше и формируемая инфраструктура станет хорошей защитой национальных интересов.
Ссылки на источники1.Никонец О.Е., Михалев С.И. Перспективы развития инновационноориентированных кредитных организаций// Стратегические коммуникации, теоретические знания и практические навыки в экономике, управлении проектами, педагогике, праве, политологии, природопользовании, психологии, медицине, философии, филологии, социологии, технике, математике, физике, химииСборникнаучных статей по итогам Международной заочной научнопрактической конференции. Негосударственное образовательное учреждение ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СанктПетербургский Институт Проектного Менеджмента». г. СанктПетербург, 2013. С. 229.2.Никонец О.Е. Моделирование конкурентной позиции российского банковского рынка// Перспективы науки. 2011.№6(21). С. 142144.3.http://www.nspk.ru/
Сайт национальной платежной системы РФ4.https://ru.wikipedia.org
Энциклопедия Википедия5.http://www.cbr.ru/
Сайт Центрального банка РФ6.http://www.grandars.ru/
Энциклопедия экономиста7.http://www.npsrus.ru/
Информационно –новостной ресурс

С 1 июля этого года выплата некоторых видов социальных пособий, связанных с материнством, должна была происходить только на национальную карту «Мир». Но Правительство РФ решило перенести час «Х» на 1 октября 2020 г. (постановление от 25.06.2020 № 920). В связи с этим у работников появилось дополнительное время, чтобы оформить такие карты, а у работодателя — чтобы разобраться с порядком перечисления пособий.

С чего все началось

Переход на использование национальной платежной карты начался с внесения в 2017 г. изменений в ст. 30.5 Федерального закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (далее — Закон № 161-ФЗ). Федеральный закон от 01.05.2017 № 88-ФЗ дополнил указанную норму п. 5.1. Согласно ему кредитные организации обязаны осуществлять на территории РФ операции с использованием платежных карт по банковским счетам, на которые зачисляются получаемые физическими лицами выплаты, только с использованием национальных платежных инструментов. Перечень таких выплат был установлен в п. 5.5 ст. 30.5 Закона № 161-ФЗ (в него вошли, к примеру, зарплаты госслужащих, пенсии, стипендии). При этом Правительству РФ было дано право расширить этот перечень, что оно и сделало.

Постановлением Правительства РФ от 01.12.2018 № 1466 (далее — постановление № 1466) был утвержден перечень социальных выплат за счет бюджетных средств, которые должны осуществляться на карты «Мир». Изначально в него попали только отдельные виды пенсий. Но затем Правительство РФ дополнило список выплат (постановление от 11.04.2019 № 419, далее — постановление № 419). И в нем уже были поименованы государственные пособия гражданам, имеющим детей, которые установлены Федеральным законом от 19.05.95 № 81-ФЗ. В частности, речь идет о пособиях:

  • по беременности и родам;

  • женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности (единовременное);

  • при рождении ребенка (единовременное);

  • по уходу за ребенком (ежемесячное).

Переходный период

Постановление № 419 вступило в силу с 1 мая 2019 г. То есть лицам, которым вышеназванные пособия были назначены после указанной даты, выплаты должны производиться только на карты «Мир». Это подтверждают и специалисты ФСС России (письмо от 05.07.2019 № 02-08-01/16-05-6557л).

Если граждане получали на 1 мая 2019 г. пособия на банковские счета других платежных систем (например, MasterCard или Visa), то действовал переходный период. Он предусмотрен в постановлении № 1466. Так, в рассматриваемом случае можно было перечислять пособия на такие карты до истечения их срока действия, но не позднее 1 июля 2020 г.

После этой даты пособия должны были выплачиваться только на национальные карты.

Сейчас Правительство РФ решило продлить переходный период до 1 октября 2020 г. То есть работникам дано еще время на оформление карты «Мир».

Работодатели не исключение

После появления нового порядка встал вопрос: распространяется ли он на работодателей? Ведь именно они осуществляют своим работникам выплату указанных пособий. Так, назначение и выплата пособий по беременности и родам, а также ежемесячное пособие по уходу за ребенком производится по месту работы застрахованного лица (п. 1 ст. 13 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»). Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности, назначается и выплачивается по месту назначения и выплаты пособия по беременности и родам. То есть и это пособие выплачивает работодатель. Также по месту работы одного из родителей выплачивается и единовременное пособие при рождении ребенка (п. 21, 27 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 № 1012н).

Из разъяснений, приведенных специалистами ФСС России в письме от 05.07.2019 № 02-08-01/16-05-6557л, можно сделать вывод, что и работодатели должны перечислять материнские и детские пособия на карты «Мир». Чиновники указали, что в соответствии с п. 5.4 ст. 30.5 Закона № 161-ФЗ перечисление выплат, предусмотренных постановлением № 1466, осуществляется в том числе работодателем на банковский счет застрахованного лица, операции по которому производятся с использованием карт «Мир» либо без использования каких-либо платежных карт. Также допускается получение страхового обеспечения посредством наличных расчетов (в том числе через организации почтовой связи).

Отметим, что из положений п. 5.4 ст. 30.5 Закона № 161-ФЗ прямо не следует, что работодатели обязаны перечислять пособия только на карты «Мир». В этой норме лишь названы случаи, на которые не распространяется требование о расчетах с физическими лицами с использованием национальной карты. Да, в их числе не упоминается выплата материнских и детских пособий. Но это не означает, что работодатели не имеют права осуществлять выплаты указанных пособий на карты других платежных систем.

Здесь вопрос в другом — сможет ли работник получить денежные средства, переведенные на карты, отличные от карт «Мир». Согласно п. 5 ст. 30.5 Закона № 161-ФЗ кредитные организации обязаны зачислять рассматриваемые пособия на банковские счета клиентов — физических лиц, операции по которым осуществляются с использованием национальных платежных инструментов. Получается, что перечисленные организацией денежные средства в виде пособий на карты других платежных систем не будут зачислены. Такие суммы «зависнут» в банке. Это следует из приложения № 13 Правил осуществления перевода денежных средств, утвержденных Банком России от 19.06.2012 № 383-П. Оно как раз регулирует порядок зачисления выплат, которые необходимо осуществлять с использованием карт «Мир».

Так, при поступлении материнских и детских пособий банк проверяет наличие привязанной к банковскому счету эмитированной платежной карты «Мир». При отсутствии таковой банк отражает сумму выплаты на счете по учету сумм невыясненного назначения. В этом случае банк направляет физическому лицу уведомление с предложением в срок не позднее 10 рабочих дней явиться за получением суммы выплаты наличными деньгами либо представить реквизиты карты «Мир» или банковского счета, к которому не привязаны никакие карты. Отметим, что перевод пособий на банковские счета без привязки карт допускается Законом № 161-ФЗ. Если гражданин проигнорирует такое уведомление, то банк вернет денежные средства отправителю (в нашем случае работодателю) и сообщит об этом физическому лицу.

Как видите, чтобы не возникло проблем, работнику лучше завести карту «Мир» и сообщить ее реквизиты работодателю. В этом случае работник вовремя получит причитающиеся ему денежные средства, а работодатель избежит возможных возвратов пособий.