Нарушение ведения бухгалтерского учета

Содержание

Статья 15.11. Грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности. Грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, а равно порядка и сроков хранения учетных документов —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда.
Примечание. Под грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности понимается:
искажение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10 процентов;
искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10 процентов.
Комментарий к статье 15.11
Протоколы об административных правонарушениях уполномочены составлять должностные лица налоговых органов (п. 5 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).
Статья 120 НК РФ предусматривает налоговую ответственность организации за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения. При этом трактовка грубого нарушения правил учета в целях применения ст. 15.11 КоАП РФ и в целях применения ст. 120 НК РФ существенно различается. Налоговая ответственность организации за неуплату или неполную уплату сумм налога установлена в ст. 122 НК РФ. Статья 199 УК РФ предусматривает уголовную ответственность руководителя и иных должностных лиц организации за уклонение от уплаты налогов и сборов с организации (см. пояснения к указанным статьям).
1. Объектом рассматриваемого правонарушения является установленный порядок управления в сфере налоговых правоотношений, непосредственным объектом — порядок ведения бухгалтерского учета, представления бухгалтерской отчетности, хранения учетных документов. Представляется, что рассматриваемое правонарушение, совершенное путем искажения сумм начисленных налогов и сборов, имеет двухобъектный состав. В качестве второго объекта выступают государственные финансовые отношения, обеспечивающие формирование доходной части бюджетов и государственных внебюджетных фондов (непосредственный объект — порядок исчисления налогов и сборов).
2. Объективная сторона правонарушения выражается в совершении одного из деяний, предусмотренных в диспозиции рассматриваемой статьи:
— грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности;
— грубое нарушение порядка и сроков хранения учетных документов.
Формулировки диспозиции статьи и примечания к ней представляются не вполне удачными, т.к.:
— ответственность предусмотрена за совокупное грубое нарушение как правил ведения бухгалтерского учета, так и представления бухгалтерской отчетности. Однако разъяснения законодателя относительного того, что следует понимать под этим грубым нарушением, не касаются правил представления отчетности;
— согласно п. 1 ст. 80 НК РФ налогоплательщик заявляет об исчисленной сумме налога в налоговой декларации. Налоговая декларация является самостоятельным документом и не входит в соответствии с п. 2 ст. 13 Федерального закона "О бухгалтерском учете" в состав бухгалтерской отчетности. В связи с этим непонятно указание законодателя в примечании к ст. 15.11 КоАП РФ на искажение сумм начисленных налогов и сборов при ведении бухгалтерского учета и представлении бухгалтерской отчетности. Кроме того, исходя из п. 1 ст. 54 НК РФ данные регистров бухгалтерского учета могут быть (но необязательно) лишь основой для исчисления налоговой базы;
— ответственность предусмотрена не просто за нарушение порядка и сроков хранения учетных документов, а за их грубое нарушение. Вместе с тем законодатель не дал разъяснений по поводу того, что понимать под грубым нарушением порядка и сроков хранения учетных документов. Поэтому понятие "грубое нарушение" в данном случае является оценочной категорией.
Изложенное ставит под серьезное сомнение возможность практического применения рассматриваемой статьи.
Неясность формулировки диспозиции статьи затрудняет определение вида состава правонарушения по структуре объективной стороны и момента окончания правонарушения. Представляется, что конструкция объективной стороны состава правонарушения и момент окончания правонарушения аналогичны конструкции объективной стороны состава и моменту окончания правонарушения, предусмотренным п. 1 ст. 120 НК РФ (см. пояснения к указанной статье). Однако не вполне понятно, как следует рассматривать правонарушение, совершенное путем искажения сумм начисленных налогов и сборов, ведь само по себе такое искажение еще не свидетельствует о неуплате или неполной уплате налогов и сборов. Соответственно, неясно: подразумевал ли законодатель под искажением сумм начисленных налогов и сборов наступление общественно опасных последствий.
О порядке организации и ведения бухгалтерского учета, а также представления бухгалтерской отчетности в налоговые органы см. пояснения к ст. 120 НК РФ. Отметим лишь, что в соответствии с п. 1 ст. 17 Федерального закона "О бухгалтерском учете" организации обязаны хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет.

Ответственность за грубое нарушение требований к ведению бухгалтерского учета

Представляется, что при оценке деяний руководителя или иного работника организации с целью применения ст. 15.11 КоАП РФ следует исходить из указанного срока хранения, а не срока хранения, установленного подп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ (четыре года).
3. Субъектами правонарушения являются руководитель и иной работник организации, в чьи функции входит организация и (или) ведение бухгалтерского учета в организации, а также составление и представление бухгалтерской отчетности. Федеральный закон "О бухгалтерском учете" прямо указывает ответственность должностных лиц организации в области бухгалтерского учета:
— руководители организаций несут ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях (п. 1 ст. 6 Закона);
— главный бухгалтер (бухгалтер при отсутствии в штате должности главного бухгалтера) несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности (п. 2 ст. 7 Закона).
4. Учитывая формулировки, использованные в примечании к рассматриваемой статье ("искажение сумм начисленных налогов и сборов", "искажение статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности"), правонарушение может быть совершено только умышленно.
Как уже указывалось, в гл. 16 "Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил)" КоАП РФ содержится состав административного правонарушения, предусматривающего административную ответственность за неуплату в установленные сроки налогов и сборов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ.

Вернутся в раздел Комментарии к законам

Главная — Статьи

Ответственность за неведение бухгалтерского учета

Единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации устанавливает Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее — Федеральный закон N 129-ФЗ), который распространяется на все организации, находящиеся на территории Российской Федерации, а также на филиалы и представительства иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

Согласно ст. 1 Федерального закона N 129-ФЗ объектами бухгалтерского учета являются имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности.

Основными задачами бухгалтерского учета являются:

— формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности (руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации), а также внешним (инвесторам, кредиторам) и другим пользователям бухгалтерской отчетности;

— обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности, для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

— предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

Цель бухгалтерского учета заключается в составлении и представлении сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций и их доходах и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности.

Бухгалтерский учет согласно ст. 8 Федерального закона N 129-ФЗ должен вестись организацией непрерывно с момента ее регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При этом ведется бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в валюте Российской Федерации (в рублях) путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета.

Все хозяйственные операции, проводимые организацией в соответствии со ст. 9 Федерального закона N 129-ФЗ, должны оформляться оправдательными документами. Они служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Первичный учетный документ составляется в момент совершения операции (на бумажных и машинных носителях информации), а если это не представляется возможным — непосредственно после ее окончания. Следует помнить, что первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать реквизиты, прямо перечисленные в п. 2 ст. 9 Федерального закона N 129-ФЗ.

Для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, предназначены регистры бухгалтерского учета (ст. 10 Федерального закона N 129-ФЗ), которые ведутся в специальных книгах (журналах), на отдельных листах и карточках, в виде машинограмм, полученных при использовании вычислительной техники, а также на магнитных лентах, дисках, дискетах и иных машинных носителях. Хозяйственные операции в регистрах бухгалтерского учета должны отражаться в хронологической последовательности и группироваться по соответствующим счетам бухгалтерского учета.

На основании ст. 13 Федерального закона N 129-ФЗ организации обязаны составлять бухгалтерскую отчетность, которая состоит из:

— бухгалтерского баланса;

— отчета о прибылях и убытках;

— приложений к ним, предусмотренных нормативными актами;

— аудиторского заключения или заключения ревизионного союза сельскохозяйственных кооперативов, подтверждающих достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту или обязательной ревизии;

— пояснительной записки.

Также организации, согласно п. 1 ст. 17 Федерального закона N 129-ФЗ обязаны хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет.

Ответственность за организацию бухгалтерского учета в организации, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций, а также ответственность за организацию хранения учетных документов, регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности несет руководитель организации (ст. 6, п. 3 ст. 17 Федерального закона N 129-ФЗ).

При этом руководитель организации может в зависимости от объема учетной работы:

— учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;

— ввести в штат должность бухгалтера;

— передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;

— вести бухгалтерский учет лично.

Как правило, руководитель организации формирует бухгалтерскую службу в виде структурного подразделения, возглавляемого главным бухгалтером, поэтому ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности несет главный бухгалтер (см. ст. 7 Федерального закона N 129-ФЗ).

Если организация уклоняется от ведения бухгалтерского учета в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и нормативными актами органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета, то в соответствии со ст. 18 Федерального закона N 129-ФЗ и главный бухгалтер, и руководитель организации привлекаются к административной или уголовной ответственности согласно законодательству Российской Федерации.

Административная ответственность за нарушение законодательства в области налогов и сборов предусмотрена гл.

Штраф за грубое нарушение правил учета доходов и расходов в 2018 году

15 "Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, страхования, рынка ценных бумаг" Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ).

Согласно ст. 15.11 КоАП РФ грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, а равно порядка и сроков хранения учетных документов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2000 до 3000 руб. При этом под грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности понимается:

— искажение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10%;

— искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10%.

В силу п. 24 Постановления Пленума ВС РФ от 24.10.2006 N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при решении вопроса о привлечении должностного лица организации к административной ответственности необходимо руководствоваться положениями п. 1 ст. 6, п. 2 ст. 7 Федерального закона N 129-ФЗ, в соответствии с которыми руководитель несет ответственность за надлежащую организацию бухгалтерского учета, а главный бухгалтер (бухгалтер — при отсутствии в штате должности главного бухгалтера) — за ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности. Подобные разъяснения приведены в Письме Минфина России от 23.10.2008 N 03-02-08/20.

В случае непредставления в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказа от представления в налоговые органы, таможенные органы и органы государственного внебюджетного фонда оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно в случае представления таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде согласно п. 1 ст. 15.6 КоАП РФ с должностных лиц взыскивается штраф в размере от 300 до 500 руб.

При этом следует обратить внимание на то, что лицо подлежит ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Об этом сказано, например, в Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 19.03.2009 N А19-11265/08-28-Ф02-923/09 по делу N А19-11265/08-28, в котором суд ссылается на п. 1 ст. 1.5 КоАП РФ.

Таким образом, нельзя подвергнуть наказанию должностное лицо за уклонение от ведения бухгалтерского учета, если его вина не доказана.

К уголовной ответственности должностные лица привлекаются на основании ст. 199 Уголовного кодекса РФ (УК РФ), но при условии, что данными лицами совершено уклонение от уплаты налогов и сборов в крупном или особо крупном размере.

Причем уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере, наказывается альтернативно:

— штрафом в размере от 100 тыс. до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет;

— арестом на срок от 4 до 6 мес.;

— лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Если это же деяние совершено группой лиц по предварительному сговору (например, сговор главного бухгалтера с другими работниками бухгалтерии или с руководителем организации) в особо крупном размере, то наказывается также альтернативно:

— штрафом в размере от 200 тыс. до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет;

— лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Обязательными признаками простого и квалифицированного состава данного преступления является крупный или особо крупный размер неуплаченных налогов и (или) сборов, определяемый согласно примечаниям к этой статье УК РФ.

Федеральным законом от 29.12.2009 N 383-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" воплощены в жизнь поправки в рассматриваемую нами статью УК РФ, они касаются увеличения размера неуплаченной суммы налогов и сборов, влекущего уголовную ответственность налогоплательщиков.

Так, крупным размером теперь признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 2 млн руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 6 млн руб. Особо крупным размером признается сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 10 млн руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 30 млн руб.

Под уклонением от уплаты налогов и (или) сборов следует понимать умышленные деяния должностных лиц, направленные на их неуплату в крупном или особо крупном размере и повлекшие полное или частичное непоступление соответствующих налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации.

Способами уклонения от уплаты налогов и (или) сборов могут быть как действия в виде умышленного включения в налоговую декларацию или иные документы, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, заведомо ложных сведений, так и бездействие, выражающееся в умышленном непредставлении налоговой декларации или иных указанных документов.

Исходя из того что в соответствии с положениями налогового законодательства срок представления налоговой декларации и сроки уплаты налога (сбора) могут не совпадать, моментом окончания преступления следует считать фактическую неуплату налогов (сборов) в срок, установленный налоговым законодательством.

Обратите внимание! За неведение бухгалтерского учета организации несут еще и налоговую ответственность.

Так, в случае непредставления в налоговый орган организацией бухгалтерской отчетности в соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ (НК РФ) к ней может быть применена мера ответственности, установленная п. 1 ст. 126 НК РФ. На это указывает Минфин России в Письме от 29.10.2008 N 03-02-07/1-436. Согласно п. 1 ст. 126 НК РФ непредставление в установленный срок организацией (налогоплательщиком) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ.

Кроме того, за грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения ст. 120 НК РФ предусмотрено взыскание штрафа в размере:

— 5000 руб., если эти деяния совершены в течение одного налогового периода;

— 15 000 руб., если же эти правонарушения были совершены в течение более одного налогового периода;

— в размере 10% от суммы неуплаченного налога, но не менее 15 000 руб., если представленные ранее нарушения повлекли занижение налоговой базы.

Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения понимается отсутствие первичных документов или отсутствие счетов-фактур или регистров бухгалтерского учета; систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений организации.

Быстрая навигация:Каталог статейОбщие вопросы предпринимательской деятельностиБухгалтерский учет О новых штрафах за нарушение правил бухучета (Цветаева В.)

О новых штрафах за нарушение правил бухучета (Цветаева В.)

Дата размещения статьи: 19.08.2016

Весной вступил в силу Закон, ужесточающий ответственность за нарушение правил бухгалтерского учета. А в конце прошлого года были увеличены штрафы за непредставление статистической отчетности. В связи с этим мы решили рассказать, какая ответственность грозит самой компании и ее руководству в случае несоблюдения законодательства о бухучете.

Законодательные изменения — 2016

С 10 апреля 2016 г. в новой редакции изложена ст. 15.11 КоАП РФ, устанавливающая ответственность за нарушения в сфере бухучета (Федеральный закон от 30.03.2016 N 77-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях").
Сразу скажем, что как по действующим, так и по прежним правилам ответственность по ст. 15.11 КоАП РФ предусмотрена только для должностных лиц и только за грубые нарушения.

Что считается грубым нарушением?

В соответствии с прежней редакцией ст. 15.11 КоАП РФ грубым нарушением считалось:
— занижение сумм налогов (сборов) не менее чем на 10% из-за искажения данных бухучета;
— искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10%.
В новой редакции этот список существенно расширился, но, по сути, речь в нем идет о случаях, когда отчетность или учетные документы "нарисованы". Помимо двух указанных нарушений в новый список вошли:
— регистрация не имевшего места факта хозяйственной жизни;
— регистрация мнимого (притворного) объекта бухучета в регистрах;
— ведение счетов учета вне применяемых регистров бухучета;
— составление бухгалтерской (финансовой) отчетности не на основе данных, содержащихся в регистрах бухучета;
— несоблюдение сроков хранения первички, регистров бухучета, бухгалтерской (финансовой) отчетности или аудиторского заключения (в случае, если проведение аудита является обязательным).

Какая ответственность установлена?

До 10 апреля 2016 г. был предусмотрен единый штраф для всех случаев: от 2000 руб. до 3000 руб. Теперь размер штрафа зависит от того, совершались ли аналогичные нарушения раньше.

К сведению. Рассмотрение дел по ст. 15.11 КоАП РФ относится исключительно к компетенции суда (ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ). Другие органы (в частности, ФСФР России) привлекать виновных лиц к административной ответственности за нарушение правил ведения бухучета не могут (Постановления ФАС Поволжского округа от 13.06.2012 по делу N А65-25912/2011 и от 20.04.2010 по делу N А65-33724/2009).

За проступок, совершенный впервые, штраф составляет от 5000 до 10 000 руб. (ч. 1 ст. 15.11 КоАП РФ). А вот за повторное нарушение ответственность куда строже: либо штраф от 10 000 до 20 000 руб., либо дисквалификация на срок от одного года до двух лет (ч. 2 ст. 15.11 КоАП РФ).

Фрагмент документа. Часть 1 ст. 3.11 КоАП РФ.

Напомним, что нарушение считается повторным, если после окончания исполнения предыдущего постановления (т.е. после уплаты штрафа или окончания срока дисквалификации) прошло менее года (ст. 4.6 КоАП РФ).

К сведению. Постановление о привлечении к ответственности по ст. 15.11 КоАП РФ не может быть вынесено по истечении двух лет со дня совершения административного правонарушения.

Авторы нововведений уверяют, что новые размеры штрафов по ст. 15.11 КоАП РФ взяты не "с потолка". Они рассчитаны на основе инфляции с 2002 г., когда вступил в силу КоАП РФ.

Когда нарушитель освобождается от ответственности?

В новой редакции ст. 15.11 КоАП РФ сохранилась возможность избежать административного наказания. Лицо освобождается от ответственности в следующих случаях:
— представление уточненной налоговой декларации (расчета) и уплата соответствующей суммы налога (пеней);
— исправление ошибки до утверждения бухгалтерской (финансовой) отчетности (включая представление пересмотренной отчетности).

Законодательные изменения — 2015

В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее — Закон N 402-ФЗ) организации (за исключением относящихся к госсектору), которые обязаны составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность, бесплатно направляют по одному обязательному экземпляру годовой отчетности в территориальный орган Росстата по месту своей регистрации. При этом представлять промежуточную (квартальную) отчетность не нужно (Приказ Росстата от 12.08.2008 N 185 "Об усилении контроля за соблюдением законодательства по представлению бухгалтерской отчетности организаций в органы государственной статистики").
Наказание за непредставление первичных статистических данных предусмотрено в ст. 13.19 КоАП РФ. С 30 декабря 2015 г. ответственность по этой статье была ужесточена (Федеральный закон от 30.12.2015 N 442-ФЗ "О внесении изменения в статью 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").

К сведению. Дела о нарушениях, ответственность за которые предусмотрена ст. 13.19 КоАП РФ, рассматривают руководители (их заместители) региональных органов статистики (ст. 23.53 КоАП РФ).

Прежде штраф налагался на должностное лицо и составлял 3000 — 5000 руб. Теперь же ответственность намного серьезнее.
За первое нарушение предусмотрены следующие штрафы:
— от 10 000 до 20 000 руб. — для должностных лиц;
— от 20 000 до 70 000 руб. — для компаний.
За повторное нарушение штрафы еще больше:
— от 30 000 до 50 000 руб. — для должностных лиц;
— от 100 000 до 150 000 руб.

Юридическая ответственность за нарушение правил ведения бухгалтерского учета

— для компаний.

К сведению. Назначение административного наказания компании не освобождает от ответственности физическое лицо, виновное в нарушении (ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ).

Примечательно, что размеры штрафов по ст. 13.19 КоАП РФ (так же как и по ст. 15.11 КоАП РФ) не менялись с 2002 г.

Специальные статьи для нарушителей

Наряду с общей ст. 15.11 КоАП РФ существуют еще и специальные статьи, предусматривающие ответственность за отдельные нарушения в сфере бухучета.
Во-первых, в случае нарушения правил учета компанию могут привлечь к ответственности по ст. 120 НК РФ. Нарушением в данном случае будет считаться:
— отсутствие первички, счетов-фактур или регистров учета;
— систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение данных на счетах бухгалтерского учета, в регистрах налогового учета и в отчетности.
В общем случае штраф за эти нарушения составляет 10 000 руб. (п. 1 ст. 120 НК РФ). Если нарушения совершаются в течение двух и более налоговых периодов, то штраф утраивается (п. 2 ст. 120 НК РФ). А когда нарушение привело к занижению налоговой базы, штраф составляет 20% от суммы неуплаченного налога, но не менее 40 000 руб. (п. 3 ст. 120 НК РФ).
Во-вторых, компанию или должностное лицо могут оштрафовать за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций (например, в случае отсутствия "приходников"). Штраф для должностных лиц составит от 4000 до 5000 руб., для компаний — от 40 000 до 50 000 руб. (ст. 15.1 КоАП).
В-третьих, при отсутствии бухучета станет невозможным выполнение некоторых других требований законодательства. Например, публичное общество обязано раскрывать годовой отчет, годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность (п. 6 ст. 97 ГК РФ, п. 1 ст. 92 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах").
За нарушение этого требования ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ предусматривает ответственность: на должностных лиц — штраф в размере от 30 000 до 50 000 руб. или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет, на юридические лица — штраф от 700 000 до 1 000 000 руб.
В-четвертых, должностное лицо компании могут привлечь к ответственности по ст. 13.20 КоАП РФ за нарушение правил хранения (комплектования, учета или использования) архивных документов (за исключением особых случаев, когда назначается более суровое наказание по ст. 13.25 КоАП РФ). Виновному лицу грозит предупреждение или штраф в сумме 300 — 500 руб.
Напомним, что обязанность обеспечить безопасные условия хранения документов бухгалтерского учета и их защиту установлена в ч. 3 ст. 29 Закона N 402-ФЗ. Понести наказание придется лицу, которое отвечает за соблюдение правил хранения документов компании (например, бухгалтер, если именно он отвечает за соблюдение правил хранения бухгалтерской документации). Если же такая обязанность не возложена ни на одного работника, то нести ответственность придется руководителю.
В любом случае при утрате документов (краже, уничтожении в результате пожара и т.п.) компания должна предпринять меры к восстановлению бумаг.

Зона ответственности руководителя

На основании Закона N 402-ФЗ руководитель компании обязан:
— организовать ведение бухучета и хранение соответствующих документов (ч. 1 ст. 7 Закона N 402-ФЗ, п. 24 Постановления Пленума ВС РФ от 24.10.2006 N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях");
— возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера (или иного работника фирмы) либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета (ч. 3 ст. 7 Закона N 402-ФЗ). В небольших компаниях (например, в большинстве фирм, которые относятся к категории малого и среднего предпринимательства) руководитель может принять ведение бухгалтерского учета на себя;
— определить формы первичных учетных документов и регистров бухучета экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (ч. 4 ст. 9, ч. 5 ст. 10 Закона N 402-ФЗ). Исключение составляют формы первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета для организаций государственного сектора. Они устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством.

Фрагмент документа. Пункт 7 ст. 3 Закона N 402-ФЗ.

И если нарушение допущено в результате невыполнения перечисленных обязанностей, то ответственность будет нести именно руководитель.

Если главбух и руководитель разошлись во мнениях…

Порядок действий в случае, когда между руководителем компании и лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (либо лицом, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухучета), возникают разногласия, описан в ч. 8 ст. 7 Закона N 402-ФЗ.
В такой ситуации данные, содержащиеся в первичном документе, принимаются (или не принимаются) к регистрации и накоплению в регистрах бухучета по письменному распоряжению руководителя, который единолично несет ответственность за созданную в результате этого информацию. Если разногласия возникли относительно объекта бухучета, то он отражается (не отражается) в бухгалтерской (финансовой) отчетности также на основании письменного распоряжения руководителя, который несет за это единоличную ответственность.
В п. 25 Постановления Пленума ВС РФ от 24.10.2006 N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" сказано, что при квалификации действий лица по ст. 15.11 КоАП РФ (об изменениях в ней мы говорили в начале статьи) необходимо принимать во внимание, что в случае разногласий между главбухом и руководителем документы могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения последнего. И именно руководитель будет нести всю ответственность за последствия совершения спорной операции.
Таким образом, если нарушения в ведении бухучета (в том числе в составлении отчетности) вызывали несогласие лица, на которое возложено ведение бухучета, но были оформлены на основании письменного распоряжения руководителя компании, то к ответственности может быть привлечен только руководитель. Впрочем, вероятность найти руководителя, который даст письменное распоряжение на действие, нарушающее требования к ведению бухучета, по вполне понятным причинам, близка к нулю.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
27 марта 2018 г.
Проект федерального закона № 424632-7 "О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации"

Цель законопроекта — закрепление в гражданском законодательстве некоторых положений, отталкиваясь от которых, российский законодатель мог бы осуществлять регулирование рынка существующих в информационно-телекоммуникационной сети новых объектов экономических отношений (в обиходе — "токены", "криптовалюта" и пр.), обеспечивать условия для совершения и исполнения сделок в цифровой среде, в том числе сделок, позволяющих предоставлять массивы сведений (информацию).

20 марта 2013 г.
Проект федерального закона № 419090-7 "Об альтернативных способах привлечения инвестирования (краудфандинге)"

Законопроектом регулируются отношения по привлечению инвестиций коммерческими организациями или индивидуальными предпринимателями с использованием информационных технологий, а также определяются правовые основы деятельности операторов инвестиционных платформ по организации розничного финансирования (краудфандинга). Деятельность по организации розничного финансирования (краудфандинга) заключается в оказании услуг по предоставлению участникам инвестиционной платформы доступа к ее информационным ресурсам. 

12 марта 2013 г.
Проект Федерального закона № 410960-7 "О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ"

Законопроект направлен на усиление ответственности за нарушения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд. Анализ правоприменения свидетельствует о наличии определенных пробелов в законодательном регулировании ответственности за злоупотребления в сфере госзакупок со стороны лиц, представляющих интересы государственных или муниципальных заказчиков, а также лиц, исполняющих государственные или муниципальные контракты.

7 марта 2018 г.
Проект Федерального закона № 408171-7 ""Об особенностях участия социально ориентированных некоммерческих организаций в приватизации арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ"

Целью данного законопроекта является предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям преференций при отчуждении из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого этими организациями.

1 марта 2018 г.
Проект Федерального закона № 403657-7 "О внесении изменений в статью 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции"

Цель данного законопроекта — уточнение оснований для обжалования в антимонопольный орган нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, в том числе при проведении торгов. Вносимые изменения позволят антимонопольному органу оперативно восстанавливать нарушенные права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, во внесудебном порядке.

В центре внимания:

Если бухгалтера вызвали в суд (Голов А.И.)

Дата размещения статьи: 26.10.2017

Мнимые объекты в бухучете. Ответственность за нарушение регистрации в учете (Ланина И.)

Дата размещения статьи: 01.06.2017

Основы мониторинга эффективности нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета (Поленова С.Н.)

Дата размещения статьи: 21.02.2017

Готовимся к годовому отчету. Заполнение декларации по налогу на прибыль за 2016 год (Бурсулая Т.)

Дата размещения статьи: 15.02.2017

Новая Классификация основных средств. О последствиях для бухгалтерского учета (Рабинович А.)

Дата размещения статьи: 17.01.2017

Бесплатная консультация юриста по телефонам:

  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

КоАП РФ Статья 15.11. Грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности

(в ред. Федерального закона от 30.03.2016 N 77-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

1. Грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

2. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Примечания:

Ответственность за нарушение законодательства

Под грубым нарушением требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности, понимается:

занижение сумм налогов и сборов не менее чем на 10 процентов вследствие искажения данных бухгалтерского учета;

искажение любого показателя бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, не менее чем на 10 процентов;

регистрация не имевшего места факта хозяйственной жизни либо мнимого или притворного объекта бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета;

ведение счетов бухгалтерского учета вне применяемых регистров бухгалтерского учета;

составление бухгалтерской (финансовой) отчетности не на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета;

отсутствие у экономического субъекта первичных учетных документов, и (или) регистров бухгалтерского учета, и (или) бухгалтерской (финансовой) отчетности, и (или) аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (в случае, если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным) в течение установленных сроков хранения таких документов.

2. Должностные лица освобождаются от административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, в следующих случаях:

представление уточненной налоговой декларации (расчета) и уплата на основании такой налоговой декларации (расчета) неуплаченной суммы налога (сбора) вследствие искажения данных бухгалтерского учета, а также уплата соответствующих пеней с соблюдением условий, предусмотренных статьей 81 Налогового кодекса Российской Федерации;

исправление ошибки в установленном порядке (включая представление пересмотренной бухгалтерской (финансовой) отчетности) до утверждения бухгалтерской (финансовой) отчетности в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Ст. 15.11 КоАП РФ. Грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности

Штраф за неведение или неправильное ведение бухгалтерского учета

Единые правовые и методологические основы ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации описывает Приказ Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н "Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации".

Он распространяется абсолютно на все организации, которые располагаются на территории Российской Федерации. Сюда же входят филиалы и представительства различных иностранных организаций, если другое не было предусмотрено международными договорами страны.

Штрафные санкции за несоблюдение закона

Согласно проекту закона, действующий Уголовный кодекс предлагают дополнить статьей, по которой, неисполнение лицом обязанностей по ведению бухучета, повлекшее за собой неуплату налогов в крупном размере, будут предусматривать штраф за неведение бухгалтерского учета или лишением права занимать высокие должности и заниматься определенной деятельностью.

Согласно ст.

Кто несет ответственность за организацию бухгалтерского учета

15.11 КоАП РФ грубое неисполнение обязанностей по ведению бухгалтерского учета, а также его представлению влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере 5000 — 10000 руб.

Важно также упомянуть, что под грубым нарушением требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности, понимается:

  • занижение сумм налогов и сборов не менее чем на 10 процентов вследствие искажения данных бухгалтерского учета;

  • искажение любого показателя бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, не менее чем на 10%;

  • регистрация не имевшего места факта хозяйственной жизни либо мнимого или притворного объекта бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета;

  • составление бухгалтерской (финансовой) отчетности не на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета;

  • отсутствие у экономического субъекта первичных учетных документов, и (или) регистров бухгалтерского учета, и (или) бухгалтерской (финансовой) отчетности, и (или) аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (в случае, если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным) в течение установленных сроков хранения таких документов.

Ведение бухгалтерской отчетности

Экономический субъект обязан вести бухгалтерский учет в соответствии с настоящим Федеральным законом, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

В соответствии с п.3 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете": 

“бухгалтерский учет ведется непрерывно с даты государственной регистрации до даты прекращения деятельности в результате реорганизации или ликвидации”.

Действующий федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" предусматривает следующий состав отчетности для бухгалтерского отчета:

  1. Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним.

  2. Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность некоммерческой организации, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, состоит из бухгалтерского баланса, отчета о целевом использовании средств и приложений к ним.

  3. Состав промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, устанавливается федеральными стандартами.

  4. Состав бухгалтерской (финансовой) отчетности Центрального банка Российской Федерации устанавливается Федеральным законом от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".

Ответственность за бухгалтерскую отчетность

Ответственность за ведение бухгалтерской отчетности несет экономический субъект, который должен организовать и проводить внутренний контроль за совершаемыми фактами хозяйственной жизни. Этот экономический субъект, свою бухгалтерскую отчетность должен предоставлять для обязательного аудита, чтобы организовать и проводить внутренний контроль за ведением бухгалтерского учета, а также составлением бухгалтерской отчетности.

Именно поэтому, в случае неверно составленных отчетов, либо при их полном отсутствии штраф за неправильное ведение бухгалтерского учета предусматривается на экономического субъекта!

Для верного оформления документов можно воспользоваться помощью специалиста, который имеет довольно большой опыт работы в данной отрасли!