Налоговый учет

Как самостоятельный вид учета с соответствующими правилами группировки, оценки, признания доходов и расходов, необходимыми для целей налогообложения прибыли, налоговый учет появился с вступлением в действие главы 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций». Развитие налогового учета продолжается по настоящее время, что подтверждают многочисленные поправки, вносимые в названную главу. Для правильной организации налогового учета бухгалтеру компании необходимо понимать базовые принципы его построения.

Сущность налогового учета, его цели, предмет, объекты, принципы организации, особенности учета доходов и расходов определены в ст. 313-333 НК РФ. Так, в соответствии с нормой абз. 2 ст. 313 НК РФ под налоговым учетом следует понимать систему обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ.

Предмет налогового учета, по мнению автора, можно рассматривать как применительно к конкретному налогу (налог на прибыль организаций, НДС, НДФЛ и т.д.), так и в отношении в целом выбранной налогоплательщиком системы налогообложения. В последнем случае к объектам налогового учета можно отнести объекты налогообложения в рамках общей системы налогообложения, специальных режимов.

Таким образом, при применении общей системы налогообложения объектами налогового учета могут быть прибыль, полученная по итогам отчетного (налогового) периода, операции по реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав и т.д. В рамках упрощенной системы налогообложения — это доходы и расходы организации.

Кстати

Напомним, что впервые учет для целей исчисления налогооблагаемой прибыли появился с 1 января 1992 г. с вступлением в действие Закона РФ от 27.12.91 № 2116-1 «О налоге на прибыль организаций» (в настоящее время не действует). Названным законом был установлен особый порядок определения выручки для целей налогообложения в условиях, когда товары (работы, услуги) реализуются по ценам ниже себестоимости. Таким образом, информация о доходах должна была формироваться уже не только в системе бухгалтерского учета, а дополняться сведениями из специальных аналитических документов (расчетов).

В дальнейшем с принятием новых законодательных и нормативных правовых актов, регулирующих учет доходов и расходов для целей налогообложения прибыли, процесс разделения бухгалтерского и налогового учета только усиливался. Этому способствовали многочисленные дополнения и изменения, вносимые в упомянутый закон, в Положение о составе затрат <…> (утв. постановлением Правительства РФ от 05.08.92 № 552, в настоящее время не действует) и в другие нормативные документы.

Если рассматривать налоговый учет применительно к отдельному налогу, и его объекты следует определять более конкретно. Как, например, это было сделано в Рекомендациях МНС России «Система налогового учета, рекомендуемая МНС России для исчисления прибыли в соответствии с нормами главы 25 Налогового Кодекса Российской Федерации» от 27.12.2001 года (далее — Рекомендации). Согласно Рекомендациям к объектам налогового учета следует отнести имущество, обязательства и хозяйственные операции организации, стоимостная оценка которых определяет размер налоговой базы текущего отчетного налогового периода или налоговой базы последующих периодов.

Цели налогового учета сформулированы в абз. 4 ст. 313 НК РФ. Это:

— формирование полной и достоверной информации о порядке учета хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода для целей налогообложения;

— обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей для контроля правильности, полноты и своевременности исчисления и уплаты в бюджет налога.

В связи с поставленными целями в ходе осуществления налогового учета предполагается решать следующие основные задачи:

— полно и своевременно формировать и представлять заинтересованным пользователям данные налогового учета;

— правильно и своевременно исчислять налоговую базу, определять налог в соответствии с требованиями налогового законодательства;

— правильно и своевременно формировать подтверждение данных налогового учета.

Данные налогового учета — это информация, на основе которой налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода (абз. 1 ст. 313 НК РФ). Причем содержание данных налогового учета (в том числе данных первичных документов) является налоговой тайной (абз. 11 ст. 313 НК РФ).

Данные налогового учета должны содержать следующую информацию (абз. 10 ст. 313 НК РФ):

— о порядке формирования суммы доходов и расходов;

— порядке определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде;

— сумме остатка расходов (убытков), подлежащего отнесению на расходы в следующих налоговых периодах;

— порядке формирования сумм создаваемых резервов;

— сумме задолженности по расчетам с бюджетом по налогу.

Конкретные способы учета доходов и расходов в рамках указанных выше пунктов отражаются налогоплательщиками в своей учетной политике для целей налогообложения.

Как подтвердить данные налогового учета

Данные налогового учета необходимо подтвердить. В качестве подтверждающих в налоговом законодательстве предусмотрены следующие документы:

— первичные учетные документы (в том числе справка бухгалтера);

— аналитические регистры налогового учета;

— расчет налоговой базы.

Первичные документы

В соответствии с п. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» года (далее — Закон № 402-ФЗ) формы первичных учетных документов утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Формы первичной документации, в том числе бухгалтерских справок-расчетов, необходимо утвердить приказом об учетной политике. Таковы требования п. 4 ст. 9 Закона № 402-ФЗ, а также п. 4 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации».

Таким образом, начиная с 1 января 2013 г. формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению, а носят рекомендательный характер.

В то же время, как разъяснено в информации Минфина России № ПЗ-10/2012, обязательными к применению продолжают оставаться формы документов, используемых в качестве первичных учетных документов, установленные уполномоченными органами в соответствии и на основании других федеральных законов (например, кассовые документы).

Регистры налогового учета

Согласно нормам ст. 314 НК РФ регистры налогового учета представляют собой сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированных в соответствии с требованиями 25 главы НК РФ, без распределения (отражения) по счетам бухгалтерского учета. Другими словами, это документы налогового учета, содержащие совокупность показателей, которые прямо или косвенно влияют на размер налоговой базы. Такие документы налогоплательщик разрабатывает самостоятельно, учитывая при этом обязательные реквизиты, к которым относятся:

— наименование;

— период (дата) составления;

— измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении;

— наименование хозяйственных операций;

— подпись (расшифровка подписи) лица, ответственного за составление указанных регистров.

Следует отметить, что основные регистры системы налогового учета были предложены в Рекомендациях МНС России. К ним относятся регистры промежуточных расчетов, регистры учета состояния единицы налогового учета, регистры учета хозяйственных операций, регистры формирования отчетных данных.

В регистрах промежуточных расчетов накапливается информация о показателях, необходимых для формирования налоговой базы, которые (показатели) не отражаются отдельно в налоговой декларации. К промежуточным относят, например, такие показатели, как стоимость объекта учета, стоимость списанных сырья и (или) материалов по методу ФИФО, величина сомнительной и безнадежной дебиторской задолженности по результатам инвентаризации на отчетную дату, величина резерва сомнительных долгов текущего отчетного (налогового) периода и др.

Регистры учета состояния единицы налогового учета служат для систематизации информации о состоянии объектов учета, которые будут использоваться более одного отчетного (налогового) периода и, следовательно, информация о них необходима будет на каждую отчетную дату. Это, например, основные средства, нематериальные активы, дебиторская и кредиторская задолженность и др.

В регистрах учета хозяйственных операций систематизируется информация о хозяйственных операциях, которые оказывают влияние на величину налоговой базы. К таким операциям относят, например, операции по приобретению имущества, работ, услуг, имущественных прав, по выбытию имущества (работ, услуг, имущественных прав), по поступлению и расходованию денежных средств, по определению расходов на оплату труда и др.

Регистры формирования отчетных данных в основном предназначены для формирования значений конкретных строк налоговой декларации — доходы от реализации, расходы, уменьшающие сумму доходов от реализации, внереализационные доходы и внереализационные расходы и др. Вместе с тем в таких регистрах выявляется и систематизируется и иная информация, переносимая в регистры учета состояния единиц.

Расчет налоговой базы

Расчет налоговрой базы — это документ, который налогоплательщик также разрабатывает самостоятельно на основании данных налогового учета в соответствии с требованиями ст. 315 НК РФ и предназначении для определения налоговой базы. На основании данного расчета налогоплательщик заполняет налоговую декларацию.

Расчет налоговой базы должен содержать такие показатели, как:

— период, за который определяется налоговая база (с начала налогового периода нарастающим итогом);

— сумма доходов от реализации, полученных в отчетном (налоговом) периоде;

— сумма расходов, произведенных в отчетном (налоговом) периоде, уменьшающих сумму доходов от реализации;

— прибыль (убыток) от реализации;

— сумма внереализационных доходов;

— сумма внереализационных расходов;

— прибыль (убыток) от внереализационных операций;

— итого налоговая база за отчетный (налоговый) период. Из налоговой базы исключается сумма убытка, подлежащего переносу в порядке, предусмотренном ст. 283 НК РФ (п. 9 ст. 315 НК РФ).

При формировании расчета налоговой базы необходимо учитывать, что по отдельным операциям в налоговом законодательстве предусмотрен особый порядок определения налоговой базы. Имеются в виду особенности определения налоговой базы по доходам, полученным от долевого участия в других организациях, при использовании объектов обслуживающих производств и хозяйств, при передаче имущества (имущественных прав) в уставный (складочный) капитал (фонд, имущество фонда) в качестве имущественного взноса РФ, при реализации ценных бумаг, по доходам, полученным участниками договора простого товарищества и др.

Вместе с тем при определении налоговой базы следует отдельно определять финансовый результат в операциях по реализации амортизируемого имущества, имущественных прав, реализации имущественных прав (долей, паев), покупных товаров и прочего имущества.

Обратите внимание!

Формы регистров налогового учета, порядок отражения в них данных, а так же форму расчета налоговой базы, разработанные налогоплательщиком, устанавливаются приложениями к учетной политике организации для целей налогообложения.

Напомним, что под учетной политикой для целей налогообложения в соответствии со ст. 11 НК РФ следует понимать выбранную налогоплательщиком совокупность способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.

Принципы налогового учета

Налоговое законодательство предполагает, что налогоплательщики самостоятельно строят систему налогового учета, руководствуясь определенными принципами. Перечислим их.

Принцип последовательности применения норм и правил налогового учета. Имеется в виду, что выбранные налогоплательщиком способы и методы ведения налогового учета применяются последовательно от одного налогового периода к другому (абз. 5 ст. 313 НК РФ). Вместе с тем законодатель установил случаи внесения изменений в учетную политику. Это изменение законодательства о налогах и сборах или изменение применяемых методов учета, а также появление новых видов деятельности. Решение о внесении изменений в учетную политику для целей налогообложения при изменении применяемых методов учета принимается с начала нового налогового периода, при изменении законодательства о налогах и сборах не ранее чем с момента вступления в силу изменений законодательных норм (абз. 8, 9 ст. 313 НК РФ). Поскольку законодательно не установлено, когда принимается решение о внесении изменений в учетную политику для целей налогообложения в случае появления новых видов деятельности, то логично предположить, что таким моментом является начало осуществления этих видов деятельности (примечание автора).

Принцип непрерывности деятельности налогоплательщика. Так, в абз. 3 ст. 314 НК РФ указано, что формирование данных налогового учета предполагает непрерывность отражения в хронологическом порядке объектов учета для целей налогообложения (в том числе операций, результаты которых учитываются в нескольких отчетных периодах либо переносятся на ряд лет).

Принцип денежного измерения объектов налогового учета. При определении доходов и расходов налогоплательщика законодатель исходит из того, что они должны быть выражены в денежной форме (п. 1 ст. 41, п. 2 ст. 249, абз. 3 п. 1 ст. 252 НК РФ).

Принцип имущественной обособленности организации. Имеется в виду, что имущество организации учитывается отдельно от имущества ее собственников и работников этой организации. Этот принцип вытекает из определения юридического лица, данного в пункте 1 статьи 48 ГК РФ. Напомним, что юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (п. 1 ст. 48 ГК РФ).

Принцип признания доходов и расходов исходя из выбранного налогоплательщиком метода. В условиях метода начисления доходы и расходы признаются в том отчетном (налоговом периоде), в котором они имели место, независимо от момента оплаты (денежными средствами, имуществом, имущественными правами) (ст. 271, 272 НК РФ). В бухгалтерском учете — это принцип временной определенности фактов хозяйственной деятельности.

В условиях кассового метода, наоборот, решающей при определении доходов и расходов для целей налогообложения является дата фактического поступления (выплаты) денежных средств (имущества, имущественных прав) (ст. 273 НК РФ). Следует отметить, что применение кассового метода весьма ограничено, поэтому многие авторы, определяя принципы налогового учета, в основном исходят из принципа временной определенности фактов хозяйственной деятельности (принципа начисления).

Принцип равномерности признания доходов и расходов (в отношении доходов и расходов, относящихся к нескольким отчетным (налоговым) периодам) (п. 2 ст. 271, абз. 3 п. 1 ст. 272 НК РФ).

Важно!

К элементам метода налогового учета, по мнению автора, следует отнести:

— первичную учетную документацию;

— оценку объектов налогообложения;

— аналитические регистры налогового учета;

— расчет налоговой базы;

— налоговую декларацию;

— внутренний контроль правильности исчисления и своевременности уплаты налога.

Модели налогового учета

Основные модели налогового учета предложены законодателем в ст. 313 НК РФ.

Первая модель предусматривает автономное ведение налогового учета, то есть параллельно с бухгалтерским учетом (применяются самостоятельные регистры налогового учета). При использовании этой модели в организации создается самостоятельное подразделение налогового учета, в котором работают специалисты в области налогообложения. Безусловно, это достаточно затратная модель, которую могут себе позволить только крупные организации.

В условиях этой модели каждая хозяйственная операция отражается дважды: в бухгалтерии — в регистрах бухгалтерского учета; в отделе налогового учета — в аналитических налоговых регистрах. При этом в аналитических налоговых регистрах отражается только та информация, которая учитывается для целей налогообложения. Таким образом, в условиях этой модели налогоплательщик определяет налоговую базу и исчисляет налог непосредственно на основании данных налоговых регистров, показатели которых формируются в соответствии с требованиями НК РФ. Следует отметить, что это является безусловным достоинством автономной модели ведения налогового учета.

Иными словами, бухгалтерский и налоговый учет ведутся независимо друг от друга, то есть параллельно. Общим для этих видов учета являются только первичные учетные документы.

Вторая модель предполагает ведение налогового учета в системе бухгалтерского учета. Данная модель в условиях среднего и мелкого бизнеса является самой востребованной, поскольку позволяет достаточно рационально, с наименьшими затратами, вести одновременно и бухгалтерский, и налоговый учет.

При использовании второй модели можно выделить два варианта построения налогового учета. Если в регистрах бухгалтерского учета содержится достаточно информации для определения налоговой базы в соответствии с требованиями главы 25 НК РФ, то отдельные регистры налогового учета создавать и вести не нужно (первый вариант).

Если же такой информации недостаточно, то налогоплательщики вправе самостоятельно дополнять применяемые регистры бухгалтерского учета дополнительными реквизитами, формируя тем самым регистры налогового учета (второй вариант). В условиях этого варианта налогового учета необходимо выделить:

— объекты учета, по которым правила бухгалтерского и налогового учета совпадают. По таким объектам достаточной для целей налогообложения будет считаться информация, содержащаяся в бухгалтерских регистрах;

— объекты учета, по которым правила бухгалтерского и налогового учета не совпадают, а также объекты учета, по которым составление отдельных аналитических налоговых регистров является обязательным в соответствии с налоговым законодательством (например, при учете финансового результата от реализации амортизируемого имущества, имущественных прав и др.). Для таких объектов следует разработать специальные налоговые регистры и установить порядок использования информации бухгалтерского учета в целях налогового.

Порядок ведения налогового учета в условии выбранной модели устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя (на практике предпочтительным, на взгляд автора, является составление отдельного приказа, утверждающего учетную политику для целей налогообложения). Это связано с тем, что в налоговое законодательство, по сравнению с бухгалтерским, намного чаще вносятся изменения.

Другими словами, каждый налогоплательщик выбирает из различных вариантов учета, предложенных налоговым законодательством, те, что будут применяться в его организации.

Пример

В отношении налога на прибыль организаций в учетной политике для целей налогообложения налогоплательщик в силу особенностей и специфики своей хозяйственной деятельности предусматривает отдельные пункты в отношении:

— амортизируемого имущества (формирование первоначальной стоимости, определение срока полезного использования, метод начисления амортизации, применение амортизационной премии, использование пониженных и повышенных норм амортизации, налоговые регистры для налогового учета операций с амортизируемым имуществом и др.);

— материальных ценностей (оценка материалов, товаров при их приобретении и использовании, налоговые регистры для налогового учета операций с материалами, товарами и др.);

— затрат на производство продукции (работ, услуг) (перечень прямых расходов, порядок их распределения и др.);

— формирования резервов (по сомнительным долгам, на НИОКР, на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание, на ремонт основных средств и др.);

— метода определения доходов и расходов и др.

Налоговый учет — это сбор информации, а также ее обобщение с целью определения налоговой базы. Попросту говоря, налоговый учет нужен, чтобы правильно платить налоги.

Главная цель налогового учета — формирование исчерпывающей и правдивой информации о том, как учтена для целей налогообложения каждая совершенная хозяйственная операция.

Принцип денежного измерения заключается в том, что он информацию о расходах и доходах представляется в денежном выражении. Принцип имущественной обособленности заключается в том, что имущество, которое является собственностью предприятия, учитывается отдельно от имущества других физических или юридических лиц, находящихся в данной организации. Принцип последовательности означает, что нормы и правила налогового учета применяются в хронологическом порядке, от одного налогового периода к другому. Принцип постоянства деятельности означает, что учет проводится без остановки с момента регистрации организации до ее ликвидации или реорганизации.

Налоговый кодекс РФ дает свободу выбора и предполагает, что вы сами решите, как вести налоговый учет в своей организации, и выберете подходящую систему налогообложения.

Как вести налоговый учет ИП

Налогообложение и отчетность зависят от того, какую систему обложения вы выбрали при регистрации ИП. Чаще всего выбирают УСН (упрощенная система налогообложения). Но помните, что некоторые виды деятельности не дают возможность применять УСН (банковская деятельность; страховая деятельность; ломбарды; фирмы, занимающиеся игорным бизнесом). Также популярны у ИП Патентная система и ЕНВД.

Важно! Если при регистрации вы не указали систему налогообложения, то ИП будет поставлен на учет по ОСНО, и перейти на упрощенную систему, вы сможете только в начале следующего года.

Как вести налоговый учет ООО

Чаще всего ведение учета поручается специалисту, так как в ООО по сравнению с ИП много различной документации и налогов.

Так же как и ИП, директору ООО нужно выбрать систему налогообложения из основных популярных систем: ОСНО, УСН, ЕНВД. Налоговый учет заключается в правильном оформлении и подаче отчетности в ФНС и своевременной уплате налогов.

ОСНО

Компании на основной системе платят налоги и сдают отчеты по следующим направлениям:

  • НДС — 18% и ежеквартальный отчет по НДС;
  • налог на прибыль организаций — 20% и отчеты по налогу на прибыль, периодичность уплаты авансов по налогу и сдачи отчетов может быть ежемесячной и ежеквартальной;
  • налог на имущество организаций — тариф устанавливается местными властями, но не больше 2,2%, ежеквартальный расчет по авансовому платежу и декларацию по налогу на имущество раз в год;
  • налог с зарплаты сотрудников — 13% или 30% (удерживается из зарплаты) и справку 2-НДФЛ ежегодно, 6-НДФЛ ежеквартально;
  • страховые взносы по сотрудникам — 30% (платится поверх зарплаты) и Расчет по страховым взносам в налоговую ежеквартально и форму 4-ФСС в Соцстрах тоже ежеквартально;
  • транспортный налог, земельный налог — при наличии у организации транспорта и земельных участков.

УСН

ООО на УСН освобождается от уплаты НДС и налога на прибыль. Такая организация уплачивает:

  • единый налог по УСН 6% или 15% (авансовые платежи ежеквартально) и декларацию по УСН раз в год;
  • налог на имущество организаций — тариф устанавливается местными властями, но не больше 2,2%, ежеквартальный расчет по авансовому платежу и декларацию по налогу на имущество раз в год;
  • налог с зарплаты сотрудников — 13% или 30% (удерживается из зарплаты) и справку 2-НДФЛ ежегодно, 6-НДФЛ ежеквартально;
  • страховые взносы по сотрудникам — 30% (платится поверх зарплаты) и Расчет по страховым взносам в налоговую ежеквартально и форму 4-ФСС в Соцстрах тоже ежеквартально;
  • транспортный налог, земельный налог — при наличии у организации транспорта и земельных участков;
  • в редких случаях придется уплатить НДС и отчитаться.

ЕНВД

Еще один спецрежим, при котором предприятие платит единый налог и освобождается от группы обязательных налогов.

  • единый налог по ЕНВД (ставка зависит от вида деятельности и региона) и декларацию по ЕНВД ежеквартально;
  • налог на имущество организаций — тариф устанавливается местными властями, но не больше 2,2% и декларацию по налогу на имущество раз в год;
  • налог с зарплаты сотрудников — 13% или 30% (удерживается из зарплаты) и справку 2-НДФЛ ежегодно, 6-НДФЛ ежеквартально;
  • страховые взносы по сотрудникам — 30% (платится поверх зарплаты) и Расчет по страховым взносам в налоговую ежеквартально и форму 4-ФСС в Соцстрах тоже ежеквартально;
  • транспортный налог, земельный налог — при наличии у организации транспорта и земельных участков;
  • в редких случаях придется уплатить НДС и отчитаться.

Постановка на налоговый учет

Вставать на учет нужно в налоговой инспекции по месту жительства или по месту нахождения организации. Постановка на учет занимает 5 дней, независимо от того, кто является налогоплательщиком — физическое или юридическое лицо. Мы подробно рассказывали, что нужно сделать для регистрации ИП и ООО. Сразу после того, как в ЕГРЮЛ или ЕГРИП произошла запись о создании компании или ИП, налоговая в течение 5 дней ставит ее на учет.

Если у компании есть филиалы, нужно подать заявление в налоговую по месту нахождения филиала. Также вам понадобятся: свидетельство о постановке на учет компании; выписка из ЕГРЮЛ; документы подтверждающие создание филиала.

Автор статьи: Александра Аверьянова

Недавно открыли ООО или только планируете это сделать? Бухгалтерский сервис для малого бизнеса дарит подарок новым ООО — 3 месяца бесплатной работы в нашем сервисе. Ведите налоговый и бухгалтерский учет, начисляйте зарплату, платите налоги и сдавайте налоговые декларации и отчеты через интернет. Для ИП и организаций старше 3 месяцев — первые 14 дней работы бесплатно!

Добавить в «Нужное»

Актуально на: 7 августа 2020 г.

Понятие налогового учета приведено в ст. 313 НК РФ. Так, указано, что налоговый учет представляет собой систему обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ.

В то же время в более широком смысле налоговый учет является системой определения облагаемой базы по всем налогам, сборам, страховым взносам, предусмотренным налоговым законодательством РФ. Именно поэтому нормативное регулирование налогового учета в РФ не ограничено лишь главой 25 «Налог на прибыль» НК РФ, а включает в себя весь спектр налогового законодательства, в т.ч. НК РФ и принятых в соответствии с ним региональных и местных нормативных актов в области налогообложения. И поэтому в учетной политике организации в целях налогообложения вопросы учета налогов и сборов не ограничиваются одним лишь налогом на прибыль. Налоговая учетная политика дополняет правовые основы налогового учета определенного налогоплательщика, устанавливая конкретные способы и приемы ведения налогового учета в тех случаях, когда по тем или иным вопросам предусмотрена вариативность или какие-то аспекты не урегулированы нормативно на должном уровне, а отданы на усмотрение организации.

Для чего нужен налоговый учет?

Налоговый учет предназначен для того, чтобы налогоплательщик смог правильно рассчитать свои налоговые обязательства. Ведь порядок исчисления и уплаты налогов, сборов и страховых взносов определяется правилами не бухгалтерского, а налогового учета. Поэтому если не вести налоговый учет, т. е. не определять объект налогообложения, не исчислять налоговую базу, не руководствоваться предусмотренным налоговым законодательством порядком исчисления налогов, а также не соблюдать порядок и сроки уплаты налога, налогоплательщик не сможет выполнять свою главную обязанность – уплачивать законно установленные налоги (пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ).

Функции налогового учета

В системе налогового учета выделают, как правило, 3 основные функции:

  • фискальная;
  • информационная;
  • контрольная.

Сущность фискальной функции состоит в том, что благодаря правильной постановке и ведению налогового учета выполняется основное назначение налогов – пополнение доходной части бюджета для обеспечения возложенных на государство задач.

Информационная функция налогового учета состоит в предоставлении информации как для самого налогоплательщика, так и для налоговых органов о правильности и полноте исчисления налогов, сборов и страховых взносов, а также о финансовом положении налогоплательщика.

Путем составления и представления налоговой отчетности обеспечивается возможность контроля данных налогового учета и взаимной сверки и сопоставления показателей между собой. В этом заключается контрольная функция налогового учета.

Государственная налоговая служба Российской Федерации
ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ
ПО ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

РАЗЪЯСНЕНИЕ

Постановка на налоговый учет налогоплательщиков — юридических лиц
в соответствии с Налоговым кодексом

В целях осуществления налогового контроля по надзору за соблюдением налогоплательщиками и иными обязанными лицами законодательства о налогах и сборах налоговыми органами в 1999 году проводится учет и переучет налогоплательщиков, имеющих обязанность по уплате налогов и сборов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденного Федеральным законом 31.07.98 N 146-ФЗ, постановка на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика-организации осуществляется независимо от наличия обстоятельств, с которыми кодекс связывает возникновение по уплате того или иного налога.
Налогоплательщик-органиэация подлежит постановке на учет в налоговом органе:
— по месту нахождения организации;
— по месту нахождения ее филиалов и представительств и других обособленных подразделений;
— по месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества (в том числе земли) и транспортных средств, подлежащих налогообложению.
Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, филиалы (представительства), расположенные на территории Российской Федерации, а также в собственности которой находится подлежащее налогообложению недвижимое имущество, обязана встать на учет в качестве налогоплательщика в налоговом органе как по своему месту нахождения, так и по месту нахождения каждого ее филиала (представительства или обособленного подразделения), а также и по месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества и транспортных средств.
В соответствии с п.2 статьи 84 Налогового кодекса Российской Федерации, территориальные госналогинспекции с февраля 1999 года приступают к выдаче налогоплательщикам и юридическим лицам, созданным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе и поставленным на учет в налоговых органах до 1 января 1999 года «Свидетельства о постановке на учет юридического лица» с присвоением КПП (кода причины постановки на налоговый учет) и выдачей Уведомлений налогоплательщику-организации по месту нахождения каждого филиала (представительства), месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества и транспортных средств. При этом выдача Свидетельства налогоплательщикам-организациям, являющимся юридическими лицами и поставленным на учет в налоговых органах до 1 января 1999 года, осуществляется при предоставлении первого экземпляра «Карты постановки на налоговый учет налогоплательщика-организации», информационного письма о постановке на учет и на основании заявления, составленного в произвольной форме. Если на момент получения Свидетельства организации необходимо внести изменения в сведения о налогоплательщике, содержащиеся в Карте и ее учредительных документах, то организация обязана заполнить Заявление установленной формы.
В соответствии с пунктом 2 статьи 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики-организации обязаны сообщать в налоговый орган по месту учета обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации, в срок не позднее одного месяца со дня их создания.
В соответствии с п.1.3 статьи 83 Налогового кодекса РФ, организация, осуществляющая свою деятельность в Российской Федерации через филиал (представительство, обособленное подразделение), подает заявление установленной формы о постановке на налоговый учет по месту нахождения обособленного подразделения в течение 10 дней после создания обособленного подразделения. При этом днем создания обособленного подразделения считается дата издания юридическим лицом распорядительного документа о создании обособленного подразделения.
Заявление налогоплательщика-организации по месту нахождения обособленного подразделения, в соответствии с п.1 ст.84 кодекса, подается одновременно с заверенными в установленном порядке в одном экземпляре копиями:
— свидетельства о ее постановке на учет в налоговом органе,
— документов, подтверждающих создание обособленного подразделения (положение об обособленном подразделении),
— распоряжения (приказа) о создании,
— устава организации,
— доверенности, выданной организацией руководителю обособленного подразделения,
— документов, подтверждающих обязанности филиалов и других обособленных подразделений российских организаций выполнять обязанности этих организаций по уплате налогов на той территории, на которой эти филиалы и иные обособленные подразделения осуществляют функции организаций.
В том случае, если организация-налогоплательщик имеет недвижимое имущество и транспортные средства, подлежащие налогообложению, то заявление подается в налоговый орган по месту нахождения этого имущества в течение 30 дней со дня его регистрации.
Одновременно с заявлением организация представляет в одном экземпляре заверенные в установленном порядке копии:
— свидетельства о постановке на учет в налоговом органе организации по месту ее нахождения,
— документов, подтверждающих право собственности организации на это имущество, выданных регистрирующими органами.
Сведения, указанные в заявлении, должны соответствовать учредительным документам и документам, подтверждающим регистрацию имущества и транспортных средств. Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), присвоенный юридическому лицу, образованному в соответствии с законодательством Российской Федерации, при постановке на учет в налоговом органе до 1 января 1999 года, сохраняется. Идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный представительству, филиалу, обособленному подразделению юридического лица, являвшемуся самостоятельным плательщиком хотя бы одного вида налога или иного обязательного платежа в бюджеты всех уровней, при постановке на учет в налоговом органе до 1 января 1999 года, признается недействительным и повторно никому не присваивается. Нарушение налогоплательщиком установленного статьей 83 Налогового кодекса срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе для получения свидетельства влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей (ст.116 Налогового кодекса), а за уклонение от постановки на налоговый учет (ст.117 НК), при осуществлении деятельности свыше 90 дней — взыскание штрафа в размере десяти процентов от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее двадцати тысяч рублей.
Переучет всех налогоплательщиков по замене карты постановки на налоговый учет на свидетельство нового образца проводится в период до 31 декабря 1999 года.
Открытие счетов в банке в течение 1999 года, согласно договору банковского счета, производится только при предъявлении Свидетельства о постановке на учет или информационного письма с картой постановки на учет по организациям, поставленным на учет до 1 января 1999 года.

Начальник отдела организации
учета и обслуживания налогоплательщиков —
советник налоговой службы 1 ранга
Л.А.Орлова

Текст документа сверен по:
электронный текст
из ИПС «Закон»

Статья 313 НК РФ: официальный текст

Скачать ст. 313 НК РФ

Что такое налоговый учет, кто его ведет и от чего он зависит?

Налоговый учет — это отдельный вид учета, призванный систематизировать информацию из первичных документов для определения суммы того или иного налога. Осуществляют налоговый учет в основном работники бухгалтерии, хотя в крупных компаниях для этого предусмотрены специальные отделы, службы и даже департаменты — все зависит от масштаба компании, видов уплачиваемых налогов и ряда других факторов (количества и разнообразия объектов налогообложения, их географического расположения и др.).

Объем информации, содержащийся в регистрах налогового учета и необходимый для расчета налогов, зависит от многих факторов. К примеру, для расчета транспортного налога недостаточно иметь перечень транспортных средств, которые зарегистрированы компанией в органах ГИБДД или Ростехнадзоре. Правильный расчет невозможно произвести без данных о мощности двигателя, дате постановки на учет или снятия с него. Кроме того, не обойтись без знания Налогового кодекса (в части порядка расчета налога) и регионального законодательства (по вопросам налоговых ставок, льгот, сроков отчетности и др.).

По вопросу применения положений ст. 313 НК РФ часто возникают споры с налоговиками. Эксперты КонсультантПлюс подобрали свежую судебную практику. Получите пробный доступ к системе К+ и переходите в аналитическую подборку.

Подробнее о расчете транспортного налога читайте в материале «Как рассчитать транспортный налог на автомобиль?».

В чем состоит отличие налогового и бухгалтерского учета: положения ст. 313 НК РФ?

Ст. 313 НК РФ дает определение налоговому учету как системе обобщения информации, с помощью которой можно понять, как рассчитан тот или иной налог. Бухгалтерский же учет — это формирование документированной систематизированной информации об имуществе компании, ее обязательствах и их движении (п. 2 ст. 1 закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

Оба этих учета во многом схожи: они призваны собирать, накапливать и предоставлять информацию для дальнейшей обработки (составления отчетности, расчета налогов и т.д.). Однако различия у этих видов учета все-таки есть: на основе данных только налогового учета невозможно составить достоверную бухотчетность (баланс, отчет о финансовых результатах и т.д.), потому что правила налогового учета, основанные на положениях Налогового кодекса, отличаются от правил бухучета.

Например, в отчете о финансовых результатах для формирования показателя чистой прибыли отчетного периода требуется полная информация о расходах и доходах, сформированная по правилам бухучета. Налоговый учет даст нам информацию о прибыли, сформированной в соответствии с требованиями НК РФ (с учетом нормирования, особого порядка формирования резервов и др.).

Подробнее о том, как заполнить бухгалтерский баланс, читайте в материале «Заполнение формы 1 бухгалтерского баланса (образец)».

С другой стороны, данных бухучета не всегда достаточно для расчета налогов. К примеру, в целях исчисления НДФЛ недостаточно знать, кто и сколько заработал, — нужна информация по каждому сотруднику о количестве и возрасте детей (для получения стандартных вычетов), количестве календарных дней, в течение которых работник находился на территории нашей страны (для применения ставки НДФЛ в зависимости от статуса резидента), данные о гражданстве работников (для правильного расчета страховых взносов) и многое другое.

Можно ли не вести налоговые регистры?

Налоговый учет по нормам ст. 313 НК РФ можно организовать на основе информации, отраженной в регистрах бухучета, дополняя их недостающими данными. Можно вести отдельные налоговые регистры, закрепив их форму в учетной политике. Совсем не вести налоговые регистры опасно — за это предусмотрено наказание по ст. 120 НК ФР.

Как правильно вести налоговые регистры, детально описано в КонсультантПлюс. Полный пробный доступ к системе К+ можно получить бесплатно. Чаще всего налоговики проверяют регистры по налогу на прибыль — как их оформить смотрите в этом Готовом решении, по учету НДФЛ — пример смотрите в этом материале, по НДС — правильно составить регистры поможет это Готовое решение.

Отсутствие налоговых регистров может быть чревато для организации и другими негативными последствиями. Например, если при налоговой проверке компания не сможет представить необходимые сведения для правильного расчета налогов, контролеры могут определить суммы налогов расчетным путем (подп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ) — а это может грозить компании огромными доначислениями, пенями и штрафами.

О нюансах оформления копий документов для налоговиков читайте в материале «Как представить документы по требованию налоговой инспекции».

Итоги

Ст. 313 НК РФ определяет, что расчет налогов производится по данным налогового учета. Его организуют сами налогоплательщики и ведут в специальных регистрах на основе информации из первичных документов и иных необходимых документов.

Регистры налогового учета могут разрабатываться на основе регистров бухучета с добавлением в них недостающих реквизитов и информации.

Если компания не ведет обязательные налоговые регистры, она может быть оштрафована.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.