Налоговый мониторинг

На одном из круглых столов федеральной налоговой службы и представителей бизнеса, руководством ФНС было заявлено прямо: «Система классического налогового контроля при общении с крупнейшими налогоплательщиками не оправдывает себя, ее нужно менять». Альтернативным способом взаимодействия с крупным бизнесом ФНС видит налоговый мониторинг (НМ). «Это именно та модель, которую мы предлагаем», — заявило руководство налоговой службы. В чем суть налогового мониторинга, сколько компаний уже осуществили переход на налоговый мониторинг, какова новая концепция развития НМ, принятая в 2020 году, до какого срока можно заявиться на новую форму взаимодействия с ФНС – на эти вопросы ответим в нашей статье.

Читайте подробнее:

  • Сколько компаний используют налоговый мониторинг?
  • Что такое налоговый мониторинг?
  • Каковы критерии налогового мониторинга?
  • Что такое мотивировочное мнение?
  • В чем суть новой концепции налогового мониторинга?
  • Как подать заявление на НМ и в какие сроки?
  • Что может стать альтернативной НМ для тех, кому он недоступен?

Понятие налоговый мониторинг было введено в нормативную базу в конце 2014 года, тогда был принят ФЗ № 348, внесший поправки в Налоговый кодекс РФ, в частности, введя в него новую форму взаимодействия между фискальными органами и крупным бизнесом, предполагающую максимальную прозрачность предприятия для фискального органа.

На практике налоговый мониторинг стал возможен с января 2015 года, а для участников консолидированной группы налогоплательщиков стал возможен с января 2016 года.

Число участников налогового мониторинга:

2015 г. – поступили первые заявления о переходе на налоговый мониторинг.

2016 г. — проведен налоговый мониторинг 7 компаний.

2017 г. — проведен налоговый мониторинг 21 компании.

2018 г. — проведен налоговый мониторинг 26 компаний.

2019 г. – проведен налоговый мониторинг 44 компаний.

Главная цифра:

12,25% налоговых поступлений в бюджет в 2019 году обеспечили компании, использующие налоговый мониторинг.

В чем суть налогового мониторинга

В основе налогового мониторинга лежат два ключевых принципа: открытость и добровольное соблюдение налогового законодательства. Налоговый мониторинг не является российским ноу-хау, у него богатая мировая практика. Проведение налогового мониторинга в РФ законодательно установлено в статье 105.29 НК РФ.

Суть налогового мониторинга можно объяснить довольно просто: компания предоставляет налоговому органу максимум информации, тот, в свою очередь, проверяет компанию в режиме реального времени, не мучает выездными проверками и не наказывает постфактум рублем, а работает на опережение – то есть указывает на риски, которые могут привести к нарушению налогового законодательства.

В ходе проведения налогового мониторинга налогоплательщик предоставляет ФНС доступ к данным бухгалтерского и налогового учета, способам их ведения, принципам формирования налоговой политики, системе начисления и уплаты налогов и страховых сборов и т.п. ФНС проверяет дистанционно весь массив информации в режиме реального времени, информируя предприятие о спорных моментах.

Ключевые характеристики налогового мониторинга:

  • Добровольный выбор. Выбрать НМ могут только крупные налогоплательщики, соответствующие заданным критериям.
  • Открытость предприятия для налоговой.
  • Взаимодействие сторон в режиме диалога.
  • Осуществление контроля в режиме реального времени.
  • Отсутствие традиционных форм контроля в виде налоговых проверок.
  • Экспертиза сделок со стороны ФНС. В случае обнаружения факторов риска, ФНС информирует компанию через документ под названием «мотивированное мнение».
  • Срок налогового мониторинга составляет 1 год 9 месяцев, в отличии от традиционного срока проверки, достигающего 5 лет 1 месяца.
  • Отсутствуют пени и штрафы. При устранении неточностей, указанных в мотивированном мнении, налогоплательщик освобождается от штрафных платежей.

Кто может перейти на налоговый мониторинг?

Налоговый мониторинг – удел крупного бизнеса. Точнее сказать, пока это удел гигантов. Для примера, уже используют налоговый мониторинг такие компании как РЖД, Ростех, Газпром, Лукойл, ВТБ, МТС, Аэрофлот, Мегафон и др.

Топ отраслей, где трудятся гиганты, выбравшие налоговый мониторинг:

  • добыча нефти и газа,
  • металлургическая промышленность,
  • перевозки,
  • финансово-кредитная сфера,
  • производство,
  • строительство,
  • торговля,
  • связь,
  • информационных технологии.

Критерии компаний, которые могут претендовать на новую форму мониторинга налогового контроля, определены в п. 3 ст. 105.26 НК РФ. Таких критериев три: величина заплаченных за предыдущий год налогов, величина совокупной выручки и величина активов компании. Законом определены нижние границы данных критериев. Расскажем подробнее.

Три условия перехода на налоговый мониторинг:

  1. 300 млн руб. – не меньше этой величины должна составлять совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль и НДПИ, уплаченных компанией за календарный год, предшествующий году, в котором подается заявление о проведении налогового мониторинга. Важно знать, что налоги, уплаченные за перевозку товара за границу, а также НДФЛ и страховые взносы в эту сумму не входят.
  2. 3 млрд. руб. – не меньше этой величины должен составлять суммарный объем полученных доходов по данным годовой бухгалтерской отчетности компании за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга.
  3. 3 млрд. руб. – не меньше этой величины должна составлять совокупная стоимость активов по данным бухгалтерской отчетности организации на 31 декабря календарного года, предшествующего году, в котором предоставляется заявление о проведении налогового мониторинга.

Что такое мотивированное мнение

Если ФНС видит несоответствие, противоречие, налоговая может потребовать пояснений или внесения исправлений. На предоставление пояснений дается 5 дней, на внесение исправлений дается 10 дней.

Обнаружив ошибки или риск-факторы, руководитель или заместитель руководителя инспекции должен составить мотивированное мнение в адрес налогоплательщика по утвержденной форме. Также мотивированное мнение может быть составлено ФНС о деятельности организации и по просьбе самой организации – для получения сторонней экспертной оценки.

Два вида мотивированного мнения:

  • по инициативе налогового органа. Отправляется в том случае, если установлен факт, что налогоплательщик нарушил налоговое законодательство. Направить мотивированное мнение налоговая инспекция должна не позже, чем за 3 месяца до окончания налогового мониторинга;
  • по запросу компании. Компания имеет право запросить у ФНС мотивированное мнение в том случае, если имеет неурегулированные вопросы по соблюдению налогового законодательства. ФНС в этом случае должна предоставить компании мотивированное мнение в течение одного месяца со дня получения запроса. Если для подготовки мотивированного мнения требуются дополнительные материалы, то ФНС имеет право их запросить и продлить срок подготовки ответа еще на один месяц.

Если организация согласна с замечаниями, указанными в мотивированном мнении, то она должна в течение месяца уведомить ФНС о согласии с ее позицией и подтвердить устранение указанных нарушений.

Если компания не согласна с мотивированным мнением, то в течение одного месяца должна пройти так называемая «взаимосогласительная процедура». ФНС либо согласится с позицией налогоплательщика, либо будет настаивать на своем.

Новая концепция налогового мониторинга

В первом квартале 2020 года экс-руководителем ФНС и действующим Председателем Правительства РФ Михаилом Мишустиным была утверждена новая концепция налогового мониторинга: «Концепцию развития и функционирования в Российской Федерации системы налогового мониторинга» от 21.02.2020 №381-р. Ее главная задача – увеличение доступности нового способа налогового контроля для бизнеса.

Новая концепция предполагает изменение критериев отбора компаний, имеющих право на выбор НМ. Согласно ей, будет происходить снижение планки по совокупной сумме уплаченных за год налогов с 300 до 100 млн рублей. В эту сумму будет разрешено включать страховые вносы и налоги на доходы физлиц. Минимальные требования к суммарному объему годовых доходов налогоплательщика и к совокупной стоимости активов также будут снижены с 3 до 1 млрд руб.

Кроме того, если раньше компания должна была соответствовать сразу трем критериях отбора, то, согласно новой концепции, достаточно будет соответствовать хотя бы одному из указанных критериев.

Потенциал доступности налогового мониторинга:

1905 компаний в РФ по итогам 2019 года имеют потенциал перейти на налоговый мониторинг.

7827 компаний смогут перейти на налоговый мониторинг в 2024 году, согласно новой стратегии развития налогового мониторинга.

Как перейти на налоговый мониторинг?

Подать заявление о переходе на налоговый мониторинг необходимо до 1 июля года, предшествующего тому, с которого начнет действовать НМ. Однако в 2020 году срок подачи такого заявления был продлен на три месяца до 1 октября из-за ситуации с самоизоляцией в соответствии с Постановлением Правительства от 02.04.2020 № 409. Направить такое заявление на переход с 2021 года можно в электронном виде.

Пакет документов для перехода на налоговый мониторинг:

  • заявление,
  • регламент информационного взаимодействия,
  • информация о взаимозависимых лицах,
  • учетная политика для целей налогообложения,
  • внутренние документы, регламентирующие систему внутреннего контроля организации.

Налоговый мониторинг – безусловный шаг вперед в сложившейся системе взаимодействия ФНС с налогоплательщиками. Бесспорно, в НМ есть плюсы и минусы, где главным минусом остается абсолютная недоступность новой формы налогового контроля для подавляющего большинства российских компаний.

Альтернативным инструментом оценки налоговых рисков в режиме реального времени могут стать электронные сервисы, например, СБИС Оценка налоговых рисков. Сервис призван объективно оценить финансовое состояния компании и ее налоговые риски. В частности, дать оценку эффективности выбранного режима налогообложения, сравнить налоговую нагрузку со средней по рынку. СБИС оценит по всем известным критериям налоговые риски, укажет на слабые места и позволит устранить их до проверки.
А с помощью СБИС Сверка легко контролировать расчеты с бюджетом, проводить сверку по сотрудникам, сверять 6-НДфЛ.

Подробнее о том, как выстроить хорошие отношения с налоговой при помощи СБИС, вам готовы рассказать наши специалисты.

Одним из столпов международного налогообложения является применение межгосударственных соглашений об избежании двойного налогообложения. Они исполняют свою роль и позволяют определить страну, имеющую право облагать налогами доход лица, которое является налоговым резидентом нескольких стран. Однако периодически возникают ситуации, когда буквальным толкованием соглашений не удается признать право одной из сторон соглашения на налогообложение дохода. Тогда в дело вступает взаимосогласительная процедура. Автор рассматривает, как она регулируется на уровне международных соглашений и какой порядок ее проведения предусматривает новая глава НК РФ, вступившая в силу с 1 января 2020 г.

Читайте также комментарии к данному материалу юриста Юридической компании Taxology Наталии Ветчинкиной и советника, руководителя практики налогового консультирования и налоговых споров компании «Томашевская и партнеры» Николая Симоянова.

Практика ОЭСР

Тексты соглашений об избежании двойного налогообложения (далее – СИДН), в том числе заключенных Российской Федерацией, во многом основаны на тексте Модельной конвенции по налогам на доход и капитал (далее – Модельная конвенция, Конвенция) Организации экономического сотрудничества и развития (далее – ОЭСР). Статья 25 Конвенции определяет взаимосогласительную процедуру достаточно общими фразами.

В рамках налогового мониторинга предприятия предоставляют онлайн-доступ ответственным налоговым органам к документам и другой информации, составляющей основу для исчисления и уплаты налогов, или представляют эти документы властям по телекоммуникационным каналам связи (далее – «ТКС»).

Когда этот режим стартовал, новую форму взаимодействия решили опробовать лишь семь компаний. В начале 2020 года в нем участвует уже 95 налогоплательщиков, что говорит о достаточном успехе данной системы. После одобрения Концепции правительством ФНС ожидает дальнейший рост не менее 20% ежегодно.

Основные изменения, предусмотренные Концепцией

Чем же так хороша Концепция? Она делает режим налогового мониторинга привлекательнее для бизнеса. В частности, будут поэтапно снижены следующие пороги:

  • Будет снижена планка по совокупной сумме уплаченных налогов (включая НДФЛ и социальные взносы) за год с 300 млн руб. до 100 млн руб. к 2022 году.
  • Снижается минимальное требование к сумме годовых доходов с 3 млрд до 1 млрд руб. к 2022 году.
  • Уменьшится минимальный порог по уровню активов с 3 млрд до 1 млрд руб. к 2022 году

При этом, компания имеет право участвовать в налоговом мониторинге, если соответствует хотя бы одному из установленных критериев (ранее необходимо было одновременное выполнение всех условий).

В соответствии с Концепцией расширится спектр функций налогового мониторинга на благо участвующих в нем компаний. Предприятия будут иметь возможность предъявлять требования о возмещении НДС или акцизов. Налоговый мониторинг предусматривает несколько способов взаимодействия с налоговыми органами:

  • Взаимодействие в режиме онлайн,
    • либо посредством полного подключения налоговиками к информационной системе компании,
    • либо через т.н. «витрину данных», когда компании частично открывают доступ к своим документам и информации;
  • Предоставление документов в формате XML или PDF/A3 по ТКС.

Помимо налоговых инспекторов отслеживать ошибки и нарушения будут и специальные программы – роботы, удаленно отслеживающие ошибки и нарушения. Предполагается, что роботы будут проверять полноту и целостность данных учета, восстанавливать хронологическую последовательность отражения всех операций в учетной системе, а также проверять наличие подтверждающих первичных документов.

Преимущества для бизнеса

Предполагается, что новые меры сделают систему налогового мониторинга более привлекательной для большего числа налогоплательщиков. По прогнозам самих налоговых органов, к 2024 году режим смогут применять около восьми тысяч налогоплательщиков – юридических лиц.

Несмотря на необходимость в дополнительных ресурсах, требуемых от компаний при переходе на налогового мониторинга, в основном касающихся информационных ресурсов, положительных моментов больше. , Ниже представлены основные преимущества:

  • сокращение издержек на налоговые проверки;
  • снижение налоговых рисков и повышение предсказуемости налоговых обязательств;
  • снижение административного давления;
  • повышение уровня доверия к налогоплательщику со стороны ФНС;
  • возможность получения мотивированного мнения налогового органа;
  • «быстрое закрытие» налоговых периодов – не позднее 9 месяцев после окончания года.

Как SCHNEIDER GROUP может помочь?

Компания SCHNEIDER GROUP с удовольствием проконсультирует вас в отношении потенциальных преимуществ и недостатков участия в режиме налогового мониторинга, , а также поможет подготовиться к переходу на него.