Налоговый контроль

3.8 Налоговый контроль: формы и методы проведения

Налоговый контроль представляет собой комплексную и целенаправленную систему экономико-правовых действий компетентных органов государственной власти, которая базируется на законодательстве в области налогообложения и направлена на сбор и анализ информации об исполнении налогоплательщиками обязанности по уплате налогов.

Цель проведения налогового контроля — выявление фактов нарушения налогового законодательства, их пресечение, обеспечение достоверности данных о полноте и своевременности уплаты налогов и сборов, а также проверка законности операций и действий и привлечение к ответственности налогоплательщиков.

Налоговый контроль является необходимым условием функционирования налоговой системы. При отсутствии или низкой эффективности налогового контроля трудно рассчитывать на то, что налогоплательщики будут своевременно и в полном объеме уплачивать налоги и сборы. Таким образом, налоговый контроль позволяет пополнять государственный бюджет и дисциплинировать налогоплательщиков.

В широком смысле налоговый контроль охватывает все сферы деятельности уполномоченных органов, включая ведение налогового учета, налоговых проверок, а также все сферы деятельности контролируемых субъектов, связанные с уплатой налогов и сборов, предоставлением налоговой отчетности и т.д.

В узком смысле под налоговым контролем подразумевается проведение налоговых проверок уполномоченными органами.

Перед налоговым контролем стоят следующие задачи:

  • обеспечить полноту и своевременность выполнения налоговых обязательств перед бюджетом;
  • содействовать правильному ведению бухгалтерского и составлению налогового учета и отчетности;
  • обеспечить соблюдение действующего налогового законодательства;
  • выявить и пресечь налоговые правонарушения.

Методы налогового контроля — это совокупность приемов и способов, с помощью которых контролирующие органы осуществляют налоговый контроль. При проведении налогового контроля уполномоченные органы применяют общенаучные методы:

  • диалектический подход;
  • принципы логического и системного анализа;
  • методы экономического анализа и статистических группировок;
  • визуальный осмотр;
  • выборочная проверка документов и др.

Субъектами налогового контроля выступают участники налоговых правоотношений: налоговые, таможенные, финансовые органы; сборщики налогов; органы государственных внебюджетных фондов, которые действуют в рамках своей компетенции.

Объектами налогового контроля выступают действия (бездействие) налогоплательщиков, налоговых агентов, сборщиков налогов и сборов.

Место постановки на налоговый учет в зависимости от категории налогоплательщиков

Категория налогоплательщиков

Место постановки на учет

Организации

  • По местонахождению организации
  • По местонахождению обособленных подразделений организации
  • По местонахождению имущества

Физическое лицо или индивидуальный предприниматель

  • По месту жительства
  • По местонахождению имущества
  • По местонахождению транспортных средств

Налоговые органы обязаны поставить на учет организацию или индивидуального предпринимателя в течение пяти дней после подачи заявления и предусмотренных законодательством документов и выслать по почте уведомление о постановке на учет в налоговом органе по формам, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, и в порядке, утвержденном Минфином России.

В случае ликвидации или реорганизации организации, открытия или закрытия филиала или обособленного подразделения налогоплательщик обязан уведомить об этом налоговый орган, который проводит снятие с учета, в течение 14 дней.

Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН). Каждому налогоплательщику присваивается единый идентификационный номер, который необходимо указывать во всех документах, подаваемых в налоговый орган, в том числе в декларациях, отчетах и заявлениях. Сведения о налогоплательщике с момента постановки на налоговый учет являются налоговой тайной. Законодательством также предусмотрен код причины постановки на налоговый учет (КПП), который присваивается в зависимости от вида деятельности, осуществляемой организацией.

При постановке на налоговый учет налогоплательщик получает соответствующее свидетельство, в котором указываются:

  • название организации (индивидуального предпринимателя);
  • ИНН;
  • КПП;
  • юридический адрес;
  • данные о государственной регистрации;
  • другие необходимые данные.

Кого могут вызвать на допрос в налоговый орган и как он проходит?

Следует различать допрос свидетеля и дачу лицом пояснений. Оба действия происходят по инициативе налогового органа, но имеют существенные отличия.

Проведение допроса регламентировано ст. 90 НК. На допрос может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. На проведение допроса вызывают повесткой, в которой четко указываются дата, время и место проведения допроса. Ответственность за неявку либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля, – штраф 1000 руб., отказ свидетеля от дачи показаний, а равно дача заведомо ложных показаний – штраф 3000 руб. (ст. 128 НК). Нужно помнить, что налоговая должна подтвердить факт того, что лицо получило повестку и что лицо не известило о наличии уважительных причин неявки. Право не свидетельствовать против себя и своих близких, гарантированное ст. 51 Конституции Российской Федерации, здесь также учитывается.

Для дачи пояснений на основании подп. 4 п. 1 ст. 31 НК может быть приглашено на основании письменного уведомления лицо, заведомо заинтересованное в исходе дела, – как правило, это директор или главный бухгалтер. Для дачи пояснений приглашают во время проведения выездной или камеральной налоговой проверки вне рамок проверки, например, на заседание комиссии по легализации налоговой базы или для вручения документов, связанных с налоговой проверкой.

Ответственность за отказ в даче пояснений не предусмотрена. Вместе с тем за неявку без уважительных причин могут привлечь к административной ответственности по ст. 19.4 КоАП в виде предупреждения или штрафа в размере от 500 до 1000 рублей для граждан и от 2000 до 4000 рублей для должностных лиц.

Продолжительность допроса НК РФ не регламентируется. Однако если допрос длится более 4 часов, то по аналогии с уголовно-процессуальным законодательством (в котором предусмотрено, что допрос не может продолжаться более 4 часов), рекомендуется заявить ходатайство о перерыве либо рассмотреть вопрос о переносе допроса.

По результатам допроса или дачи пояснений составляется протокол.

Нужно внимательно изучить протокол допроса свидетелей, используемый как доказательство в споре с налоговым органом. Под сомнение можно поставить показания о сделке с проверяемым налогоплательщиком тех свидетелей, к должностным обязанностям которых не относилось заключение сделки, исполнение сделки («свидетель говорит о том, чего не может знать»).

Нередко при формулировании должностным лицом налогового органа записей в протоколе («сокращении сказанного») искажается смысл показаний.

Кроме того, следует обратить внимание, что к акту проверки должны быть приложены протоколы допроса всех свидетелей, а не только тех, чьи показания подтверждают позицию налогового органа.

Дата письма 12.02.2018

Налоговый контроль. Одна из форм государственного контроля налоговое обследование.

Согласно статьи 69 » налоговым контролем является государственный контроль, осуществляемый налоговыми органами, за исполнением норм налогового законодательства Республики Казахстан, иного законодательства Республики Казахстан, контроль за исполнением которого возложен на налоговые органы.

Налоговый контроль осуществляется в:

1) форме налоговой проверки;

2) иных формах государственного контроля.

В рамках данных форм налогового контроля осуществляются:

1) учет исполнения налогового обязательства, обязанности по исчислению, удержанию и перечислению социальных платежей;

2) контроль за соблюдением порядка применения контрольно-кассовых машин;

3) контроль за подакцизными товарами, а также за авиационным топливом, биотопливом и мазутом;

4) контроль при трансфертном ценообразовании;

5) контроль за соблюдением порядка учета, хранения, оценки, дальнейшего использования и реализации имущества, обращенного (поступившего) в собственность государства;

6) контроль за деятельностью уполномоченных государственных и местных исполнительных органов в части исполнения задач по осуществлению функций, направленных на исполнение налогового законодательства Республики Казахстан;

В рамках иных форм государственного контроля также осуществляется:

1) регистрация налогоплательщиков в налоговых органах;

2) прием налоговых форм;

3) камеральный контроль;

4) налоговый мониторинг;

5) налоговое обследование;

6) контроль за учетом этилового спирта в организациях, осуществляющих производство этилового спирта;

7) установление соответствия заявителя квалификационным требованиям, предъявляемым к деятельности по производству этилового спирта и алкогольной продукции, а также табачных изделий.

Общий порядок проведения налоговой проверки определяется в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан.

Особенности порядка и сроки проведения налоговой проверки определяются Налоговым кодексом.

Одной из форм налогового контроля, в соответствии со статьей 69 Налогового кодекса является налоговое обследование.

Для чего проводится налоговое обследование?

Согласно пункта 1 статьи 70 Налогового кодекса налоговым обследованием является иная форма государственного контроля, осуществляемая налоговыми органами с целью подтверждения фактического нахождения или отсутствия налогоплательщика (налогового агента).

Налоговое обследование проводится в рабочее время по месту нахождения, указанному в регистрационных данных налогоплательщика (налогового агента).

Для участия в проведении налогового обследования привлекаются понятые в порядке, определенном настоящим Кодексом.

Таким образом, налоговое обследование проводится налоговыми органами с целью подтверждения фактического нахождения или отсутствия налогоплательщика (налогового агента).

Каковы основания для проведения налогового обследования?

Основанием для проведения налогового обследования, согласно пункта 2 статьи 70 Налогового кодекса, является:

1) невозможность вручения налогоплательщику (налоговому агенту) извещения о проведении выборочной налоговой проверки, предписания, заключения по результатам камерального контроля, предварительного акта налоговой проверки, акта налоговой проверки, решения об ограничении в распоряжении имуществом и (или) акта описи ограниченного в распоряжении имущества;

2) возврат почтовой или иной организацией связи уведомления, предусмотренного подпунктам 2), 3) и 7) пункта 2 статьи 114 Налогового кодекса, направленного налоговым органом по почте заказным письмом с уведомлением, по причине отсутствия налогоплательщика (налогового агента) по месту нахождения.

При этом налоговое обследование по основанию, предусмотренному данным подпунктом, в отношении налогоплательщика (налогового агента) проводится после дня возврата такого письма почтовой или иной организацией связи.

Положения данного подпункта не применяются в случае, предусмотренном пунктом 3 статьи 115 Налогового кодекса;

3) необходимость в подтверждении фактического нахождения или отсутствия налогоплательщика, являющегося плательщиком налога на добавленную стоимость в соответствии с подпунктом 1) пункта 1 статьи 367 Налогового кодекса, по месту нахождения, указанному в регистрационных данных.

Основание для проведения налогового обследования, предусмотренное данным подпунктом, не применяется в отношении налогоплательщиков, приостановивших представление налоговой отчетности в порядке, определенном статьями 213 и 214 Налогового кодекса, а также налогоплательщиков, в отношении которых применена процедура банкротства;

4) необходимость в подтверждении фактического нахождения или отсутствия налогоплательщика, не исполнившего уведомление, предусмотренное подпунктом 10) пункта 2 статьи 114 Налогового кодекса, а также налогоплательщика, признанного бездействующим в соответствии со статьей 91 Налогового кодекса.

Таким образом, налоговым законодательством Республики Казахстан четко определены исчерпывающие цели и основания проведения органами налоговой службы налогового обследования налогоплательщика (налогового агента), которые закреплены в статье 70 Налогового кодекса.

В каком месте, и в какое время проводится налоговое обследование?

Согласно пункта 1 статьи 70 Налогового кодекса налоговое обследование проводится в рабочее время по месту нахождения, указанному в регистрационных данных налогоплательщика (налогового агента).

Для участия в проведении налогового обследования привлекаются понятые в порядке, определенном настоящим Кодексом.

Таким образом, налоговое обследование проводится только в рабочее время и по месту нахождения налогоплательщика, указанному в регистрационных данных.

Для участия в проведении налогового обследования могут быть привлечены понятые в порядке, установленном статьей 71 Налогового Кодекса.

Составление акта налогового обследования

Согласно пункта 3 статьи 70 Налогового кодекса по результатам налогового обследования составляется акт налогового обследования, в котором указываются:

место, дата и время составления;

должность, фамилия, имя и отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) должностного лица налогового органа, составившего акт;

наименование налогового органа;

фамилия, имя и отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность), наименование и номер документа, удостоверяющего личность, адрес места жительства привлеченного понятого;

фамилия, имя и отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) и (или) наименование налогоплательщика, его идентификационный номер;

информация о результатах налогового обследования.

Налоговый орган не позднее дня, следующего за днем составления акта налогового обследования, которым установлено отсутствие налогоплательщика по месту нахождения, указанному в его регистрационных данных, размещает на интернет-ресурсе уполномоченного органа информацию о таком налогоплательщике с указанием его идентификационного номера, наименования или фамилии, имени, отчества (если оно указано в документе, удостоверяющем личность), даты проведения акта налогового обследования.

Таким образом, по результатам налогового обследования налоговый орган составляется акт налогового обследования и не позднее дня, следующего за днем составления акта налогового обследования, которым установлено отсутствие налогоплательщика по месту нахождения, размещает на интернет-ресурсе уполномоченного органа информацию о таком налогоплательщике.

Каковы последствия отсутствия налогоплательщика по месту регистрации ?

Согласно пункта 4 статьи 70 Налогового кодекса, в случае установления в результате налогового обследования, проведенного по основанию, указанному в подпункте 3) пункта 2 данной статьи, фактического отсутствия налогоплательщика по месту нахождения, указанному в регистрационных данных, налоговый орган направляет такому налогоплательщику уведомление о подтверждении места нахождения (отсутствия) налогоплательщика.

Согласно пункта 5 статьи 70 Налогового кодекса в течение двадцати рабочих дней с даты направления налоговым органом уведомления, указанного в пункте 4 данной статьи, налогоплательщик обязан в явочном порядке представить в налоговый орган письменное пояснение о причинах отсутствия в момент налогового обследования с приложением нотариально засвидетельствованных копий документов, подтверждающих место нахождения налогоплательщика.

Документом, подтверждающим место нахождения налогоплательщика, является один из следующих документов:

подтверждающий право собственности на недвижимое имущество (пользования им);

письменное согласие физического лица, на праве собственности которого находится недвижимое имущество, заявленное в качестве места нахождения.

Срок между датами нотариального засвидетельствования копии документа, подтверждающего место нахождения налогоплательщика, и его представления в налоговый орган не должен превышать десять рабочих дней.

В случае неисполнения налогоплательщиком требования, указанного в части первой данного пункта, налоговый орган осуществляет одно из следующих действий:

1) приостанавливает расходные операции по банковским счетам такого налогоплательщика в соответствии с подпунктом 6) пункта 1 статьи 118 Налогового кодекса;

2) производит снятие с регистрационного учета по налогу на добавленную стоимость в порядке, определенном пунктом 4 статьи 85 Налогового кодекса, в случае отсутствия у такого налогоплательщика открытых банковских счетов на последнюю дату срока, установленного данным пунктом для представления письменного пояснения.

Таким образом, в случае неисполнения налогоплательщиком требования, указанного в части первой данного пункта, налоговый орган осуществляет одно из следующих действий:

приостанавливает расходные операции по банковским счетам,

производит снятие с регистрационного учета по налогу на добавленную стоимость

Какими документами подтверждается место нахождения налогоплательщика?

Документом, подтверждающим место нахождения налогоплательщика, является один из следующих документов:

подтверждающий право собственности на недвижимое имущество (пользования им);

письменное согласие физического лица, на праве собственности которого находится недвижимое имущество, заявленное в качестве места нахождения.

Срок между датами нотариального засвидетельствования копии документа, подтверждающего место нахождения налогоплательщика, и его представления в налоговый орган не должен превышать десять рабочих дней.

Таким образом, для подтверждения места нахождения юридического лица, достаточно представить один из вышеуказанных документов.

В случае, если собственником помещения является физическое лицо, то от него должно быть получено нотариально засвидетельствованное согласие о предоставлении помещения в качестве места нахождения юридического лица.

Главный налоговый инспектор УГД по Наурызбайскому району г.Алматы Бельгибаева А.Т.

ЧАСТЬ 1. ОБЩАЯ ЧАСТЬРаздел 3. НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ И ПРОЧИЕ ФОРМЫ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯГлава 8. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 68. Налоговое администрирование

1. Налоговое администрирование является системой (совокупностью) мер и способов, осуществляемых налоговыми органами и другими уполномоченными государственными органами по сбору налогов и платежей в бюджет, заключающихся в том числе в осуществлении налогового контроля, применении способов обеспечения исполнения не выполненного в срок налогового обязательства и мер принудительного взыскания налоговой задолженности, а также оказании государственных услуг и иных форм налогового администрирования, установленных настоящим Кодексом.

2. Налоговое администрирование основывается на принципах:

1) законности;

2) повышения эффективности взаимодействия между налогоплательщиком и налоговыми органами;

3) дифференцированного подхода при осуществлении налогового администрирования, основанного на оценке рисков.

Статья 69. Налоговый контроль

1. Налоговым контролем является государственный контроль, осуществляемый налоговыми органами, за исполнением норм налогового законодательства Республики Казахстан, иного законодательства Республики Казахстан, контроль за исполнением которого возложен на налоговые органы.

2. Налоговый контроль осуществляется в:

1) форме налоговой проверки;

2) иных формах государственного контроля.

3. В рамках данных форм налогового контроля осуществляются:

1) учет исполнения налогового обязательства, обязанности по исчислению, удержанию и перечислению социальных платежей;

2) контроль за соблюдением порядка применения контрольно-кассовых машин;

3) контроль за подакцизными товарами, а также за авиационным топливом, биотопливом и мазутом;

4) контроль при трансфертном ценообразовании;

5) контроль за соблюдением порядка учета, хранения, оценки, дальнейшего использования и реализации имущества, обращенного (поступившего) в собственность государства;

6) контроль за деятельностью уполномоченных государственных и местных исполнительных органов в части исполнения задач по осуществлению функций, направленных на исполнение налогового законодательства Республики Казахстан;

7) вводится в действие с 1 января 2020 года

4. В рамках иных форм государственного контроля также осуществляется:

1) регистрация налогоплательщиков в налоговых органах;

2) прием налоговых форм;

3) камеральный контроль;

4) налоговый мониторинг;

5) налоговое обследование;

6) контроль за учетом этилового спирта в организациях, осуществляющих производство этилового спирта;

7) установление соответствия заявителя квалификационным требованиям, предъявляемым к деятельности по производству этилового спирта и алкогольной продукции, а также табачных изделий.

5. вводится в действие с 1 января 2020 года

6. Общий порядок проведения налоговой проверки определяется в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан.

7. Особенности порядка и сроки проведения налоговой проверки определяются настоящим Кодексом.

8. Таможенные органы осуществляют в пределах своей компетенции налоговый контроль, применяют способы обеспечения не выполненного в срок налогового обязательства и меры принудительного взыскания по налогам, подлежащим уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, в соответствии с настоящим Кодексом, таможенным законодательством Евразийского экономического союза и (или) таможенным законодательством Республики Казахстан.

Статья 70. Налоговое обследование

1. Налоговым обследованием является иная форма государственного контроля, осуществляемая налоговыми органами с целью подтверждения фактического нахождения или отсутствия налогоплательщика (налогового агента).

Налоговое обследование проводится в рабочее время по месту нахождения, указанному в регистрационных данных налогоплательщика (налогового агента).

Для участия в проведении налогового обследования привлекаются понятые в порядке, определенном настоящим Кодексом.

2. Основанием для проведения налогового обследования являются:

1) невозможность вручения налогоплательщику (налоговому агенту) извещения о проведении выборочной налоговой проверки, предписания, заключения по результатам камерального контроля, предварительного акта налоговой проверки, акта налоговой проверки, решения об ограничении в распоряжении имуществом и (или) акта описи ограниченного в распоряжении имущества;

2) возврат почтовой или иной организацией связи уведомления, предусмотренного подпунктам 2), 3) и 7) пункта 2 статьи 114 настоящего Кодекса, направленного налоговым органом по почте заказным письмом с уведомлением, по причине отсутствия налогоплательщика (налогового агента) по месту нахождения.

При этом налоговое обследование по основанию, предусмотренному настоящим подпунктом, в отношении налогоплательщика (налогового агента) проводится после дня возврата такого письма почтовой или иной организацией связи.

Положения настоящего подпункта не применяются в случае, предусмотренном пунктом 3 статьи 115 настоящего Кодекса;

3) необходимость в подтверждении фактического нахождения или отсутствия налогоплательщика, являющегося плательщиком налога на добавленную стоимость в соответствии с подпунктом 1) пункта 1 статьи 367 настоящего Кодекса, по месту нахождения, указанному в регистрационных данных.

Основание для проведения налогового обследования, предусмотренное настоящим подпунктом, не применяется в отношении налогоплательщиков, приостановивших представление налоговой отчетности в порядке, определенном статьями 213 и 214 настоящего Кодекса, а также налогоплательщиков, в отношении которых применена процедура банкротства;

4) необходимость в подтверждении фактического нахождения или отсутствия налогоплательщика, не исполнившего уведомление, предусмотренное подпунктом 10) пункта 2 статьи 114 настоящего Кодекса, а также налогоплательщика, признанного бездействующим в соответствии со статьей 91 настоящего Кодекса.

3. По результатам налогового обследования составляется акт налогового обследования, в котором указываются:

место, дата и время составления;


должность, фамилия, имя и отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) должностного лица налогового органа, составившего акт;

наименование налогового органа;

фамилия, имя и отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность), наименование и номер документа, удостоверяющего личность, адрес места жительства привлеченного понятого;

фамилия, имя и отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) и (или) наименование налогоплательщика, его идентификационный номер;

информация о результатах налогового обследования.

Налоговый орган не позднее дня, следующего за днем составления акта налогового обследования, которым установлено отсутствие налогоплательщика по месту нахождения, указанному в его регистрационных данных, размещает на интернет-ресурсе уполномоченного органа информацию о таком налогоплательщике с указанием его идентификационного номера, наименования или фамилии, имени, отчества (если оно указано в документе, удостоверяющем личность), даты проведения акта налогового обследования.

4. В случае установления в результате налогового обследования, проведенного по основанию, указанному в подпункте 3) пункта 2 настоящей статьи, фактического отсутствия налогоплательщика по месту нахождения, указанному в регистрационных данных, налоговый орган направляет такому налогоплательщику уведомление о подтверждении места нахождения (отсутствия) налогоплательщика.

5. В течение двадцати рабочих дней с даты направления налоговым органом уведомления, указанного в пункте 4 настоящей статьи, налогоплательщик обязан в явочном порядке представить в налоговый орган письменное пояснение о причинах отсутствия в момент налогового обследования с приложением нотариально засвидетельствованных копий документов, подтверждающих место нахождения налогоплательщика.

Документом, подтверждающим место нахождения налогоплательщика, является один из следующих документов:

подтверждающий право собственности на недвижимое имущество (пользования им);

письменное согласие физического лица, на праве собственности которого находится недвижимое имущество, заявленное в качестве места нахождения.

Срок между датами нотариального засвидетельствования копии документа, подтверждающего место нахождения налогоплательщика, и его представления в налоговый орган не должен превышать десять рабочих дней.

В случае неисполнения налогоплательщиком требования, указанного в части первой настоящего пункта, налоговый орган осуществляет одно из следующих действий:

1) приостанавливает расходные операции по банковским счетам такого налогоплательщика в соответствии с подпунктом 6) пункта 1 статьи 118 настоящего Кодекса;

2) производит снятие с регистрационного учета по налогу на добавленную стоимость в порядке, определенном пунктом 4 статьи 85 настоящего Кодекса, в случае отсутствия у такого налогоплательщика открытых банковских счетов на последнюю дату срока, установленного настоящим пунктом для представления письменного пояснения.

6. В случае, указанном в подпункте 1) части четвертой пункта 5 настоящей статьи, налогоплательщик в течение пяти рабочих дней со дня приостановления расходных операций по его банковским счетам обязан в явочном порядке представить в налоговый орган письменное пояснение о причинах отсутствия по месту нахождения в момент налогового обследования.

В случае неисполнения налогоплательщиком требования, установленного частью первой настоящего пункта, налоговый орган производит снятие такого налогоплательщика с регистрационного учета по налогу на добавленную стоимость в порядке, определенном пунктом 4 статьи 85 настоящего Кодекса.


Статья 71. Участие понятых

1. Совершение следующих действий должностных лиц налоговых органов по их требованию или требованию налогоплательщика (налогового агента) может осуществляться с участием понятых:

1) вручение должностным лицом налоговых органов уведомления по исполнению налогового обязательства, распоряжения о приостановлении расходных операций по кассе, решения об ограничении в распоряжении имуществом, акта описи имущества, извещения о проведении налоговой проверки, предписания, акта налоговой проверки и иных документов налоговых органов, предусмотренных настоящим Кодексом;

2) ограничение в распоряжении имуществом налогоплательщика (налогового агента);

3) обследование имущества, являющегося объектом налогообложения и (или) объектом, связанным с налогообложением, независимо от его места нахождения, проводимое на основании предписания;

4) проведение на основании предписания инвентаризации имущества (кроме жилых помещений) налогоплательщика (налогового агента), в том числе с применением специальных средств (фото-, аудио-, видеоаппаратуры), в порядке, определенном настоящим Кодексом;

5) налоговое обследование.

2. В качестве понятых могут быть привлечены совершеннолетние, дееспособные граждане в количестве не менее двух человек, не заинтересованные в исходе действий должностного лица налоговых органов и налогоплательщика (налогового агента).

3. Не допускается участие в качестве понятых должностных лиц государственных органов и работников, учредителей налогоплательщика (налогового агента), в отношении которого проводится действие.

4. Понятые удостоверяют факт, содержание и результаты действий должностных лиц налоговых органов и налогоплательщика (налогового агента), при совершении которых они присутствовали, зафиксированные в протоколе (акте), составляемом должностным лицом налоговых органов.

5. Понятой вправе делать замечания по поводу совершенных действий. Замечания понятого подлежат занесению в протокол (акт), составляемый должностным лицом налоговых органов.

6. В протоколе (акте), составляемом должностным лицом налоговых органов с участием понятых, указываются:

1) должность, фамилия, имя, отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) должностного лица налоговых органов, составившего протокол (акт);

2) наименование налогового органа;

3) место и дата совершения действия;

4) фамилия, имя, отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность), дата рождения, место жительства, наименование и номер документа, удостоверяющего личность каждого лица, участвовавшего в действии или присутствовавшего при его проведении;

5) содержание действия и последовательность его проведения;

6) время начала и окончания действия;

7) выявленные при совершении действия факты и обстоятельства.

7. Должностное лицо налоговых органов обязано ознакомить с протоколом (актом) всех лиц, участвовавших в совершении действия или присутствовавших при его совершении. После ознакомления с протоколом (актом) должностное лицо налоговых органов, а также все лица, участвовавшие в совершении действия или присутствовавшие при его совершении, подписывают протокол (акт).

8. К протоколу (акту) прилагаются фотографические снимки и негативы, видеозаписи или другие материалы, выполненные при совершении действия (при их наличии).

9. Протокол (акт), составленный должностным лицом налоговых органов в порядке, определенном настоящей статьей, фиксирует и подтверждает факт совершения действий, указанных в пункте 1 настоящей статьи.

Статья 72 вводится в действие с 1 января 2020 года

Статья 72. Определение дохода физического лица, подлежащего налогообложению, в отдельных случаях, в том числе косвенным методом

Статья 73. Содействие налогоплательщикам

1. Налоговые органы оказывают содействие налогоплательщикам (налоговым агентам) путем:

1) разъяснения налогового законодательства Республики Казахстан;

2) представления сведений о порядке осуществления расчетов с бюджетом по исполнению налогового обязательства;

3) предоставления программного обеспечения для представления налоговой отчетности, иной отчетности, установленной настоящим Кодексом, в электронной форме с формированием электронного платежного документа по уплате налогов и платежей в бюджет;

4) представления сведений о наличии налоговых обязательств по налогу на транспортные средства, земельному налогу и налогу на имущество физических лиц;

5) обеспечения функционирования интернет-ресурсов налоговых органов;

6) вводится в действие с 1 января 2020 года

7) проведения мероприятий, направленных на повышение налоговой культуры;

8) проведения мероприятий по устранению причин и условий, способствующих совершению нарушений налогового законодательства Республики Казахстан.

2. Пропаганда налогового законодательства Республики Казахстан имеет своей целью повышение информированности налогоплательщиков (налоговых агентов) по налоговым вопросам, в том числе путем доведения до их сведения положений налогового законодательства Республики Казахстан и внесенных в него изменений и дополнений, а также информации по вопросам, связанным с исполнением налогового обязательства.

Налоговые органы осуществляют пропаганду налогового законодательства Республики Казахстан путем проведения семинаров, заседаний, встреч с налогоплательщиками (налоговыми агентами), размещения информации с использованием средств массовой информации, информационных стендов, буклетов и иных печатных материалов, а также видео-, аудио- и других технических средств, применяемых для распространения информации, средств телефонной и сотовой связи.

3. Налоговые органы представляют налогоплательщикам (налоговым агентам) сведения о порядке осуществления расчетов с бюджетом по исполнению налогового обязательства, включая сведения о порядке заполнения платежного документа, реквизитах, необходимых для заполнения платежного документа.

4. Программное обеспечение предоставляется с приложением инструктивного материала по его установке, что дает возможность для формирования электронного платежного документа на уплату налогов и платежей в бюджет.

5. Налоговые органы представляют физическим лицам сведения об исчисленных налоговыми органами суммах налоговых обязательств по налогу на имущество, земельному налогу и налогу на транспортные средства физических лиц и (или) об имеющейся сумме налоговой задолженности путем:

1) размещения на интернет-ресурсах налоговых органов;

2) указания в документах, применяемых для расчетов поставщиком коммунальных услуг;

3) направления на адреса электронной почты налогоплательщика;

4) направления короткого текстового сообщения на номера сотовых телефонов, представленные налогоплательщиком.

Для получения данных услуг налогоплательщик предоставляет в налоговый орган по месту жительства в письменной форме адреса электронной почты, номера сотовых телефонов.

6. Налоговые органы оказывают помощь налогоплательщикам (налоговым агентам) в получении ими на бесплатной основе информации через интернет-ресурсы.

С 3 сентября изменилась процедура оформления результатов дополнительных мероприятий налогового контроля. Федеральным законом от 03.08.2018 № 302-ФЗ пункт 6.1 статьи 101 НК РФ изложен в новой редакции, которая предусматривает составление дополнения к акту налоговой проверки. Ранее отдельный документ по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля не составлялся.

По итогам дополнительных мероприятий налогового контроля для проверок, завершенных после 3 сентября 2018 года, инспекция должна оформлять отдельный документ — дополнение к акту налоговой проверки. Он составляется в течение 15 дней с даты окончания дополнительных мероприятий налогового контроля.

В дополнение к акту вносится следующая информация:

  • начало и окончание дополнительных мероприятий налогового контроля;
  • сведения о мероприятиях налогового контроля, проведенных при осуществлении дополнительных мероприятий налогового контроля;
  • полученные дополнительные доказательства, подтверждающие факт нарушения законодательства о налогах и сборах, или отсутствие таковых;
  • выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений.

Налоговый орган должен будет вручить налогоплательщику это дополнение к акту в течение пяти рабочих дней со дня его оформления.

Если дополнительные мероприятия налогового контроля проводились в отношении консолидированной группы налогоплательщиков, дополнение к акту налоговой проверки вручается в течение десяти рабочих дней с даты его составления ответственному участнику этой группы. К документу прилагаются материалы, полученные при дополнительных мероприятиях, за исключением данных, полученных от лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка.

Налогоплательщик может представить свои возражения на дополнение к акту в налоговый орган в течение 15 рабочих дней с момента получения этого документа. Также он может приложить к ним документы или их заверенные копии, подтверждающие обоснованность возражений.

// ФНС