Налоговый агент по НДС

Содержание

Письмо Министерства финансов РФ
№03-12-11/2/72793 от 27.10.2017

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо по вопросу применения отдельных положений законодательства Российской Федерации о налогах и сборах о лице, имеющем фактическое право на доход.

Согласно пункту 2 статьи 7 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) лицом, имеющим фактическое право на доходы, в целях Кодекса признается лицо (иностранная структура без образования юридического лица), которое в силу прямого и (или) косвенного участия в организации, контроля над организацией (иностранной структурой без образования юридического лица) либо в силу иных обстоятельств имеет право самостоятельно пользоваться и (или) распоряжаться доходом, полученным этой организацией (иностранной структурой без образования юридического лица).

В свою очередь в соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 7 Кодекса установлено, что в случае выплаты доходов от источников в Российской Федерации иностранному лицу, постоянным местонахождением которого является государство (территория), с которым имеется международный договор Российской Федерации по вопросам налогообложения, и не имеющему фактического права на такие доходы, если источнику выплаты известно лицо, имеющее фактическое право на такие доходы (их часть), и такое лицо признается в соответствии с Кодексом налоговым резидентом Российской Федерации, налогообложение выплачиваемого дохода (его части) производится в соответствии с положениями соответствующих глав части второй Кодекса для налогоплательщиков, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, без удержания соответствующего налога в отношении выплачиваемых доходов (их части) у источника выплаты при условии информирования налогового органа по месту постановки на учет организации — источника выплаты доходов в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Также в целях Кодекса лицом, имеющим фактическое право на доходы, признается лицо (иностранная структура без образования юридического лица), в интересах которого иное лицо (иная иностранная структура без образования юридического лица) правомочно распоряжаться доходом, полученным организацией (иностранной структурой без образования юридического лица), указанной в абзаце первом пункта 2 статьи 7 Кодекса, или непосредственно таким иным лицом (иной иностранной структурой без образования юридического лица).

При определении лица, имеющего фактическое право на доходы, учитываются функции, выполняемые вышеуказанными лицами (иностранными структурами без образования юридического лица), а также принимаемые ими риски.

При этом необходимо учитывать, что получателем доходов в виде дивидендов по имуществу, переданному в доверительное управление, признается учредитель (учредители) доверительного управления (выгодоприобретатель) в случае, если доверительный управляющий получает соответствующие доходы в виде дивидендов не в интересах паевого инвестиционного фонда (пункт 9 статьи 275 Кодекса).

Таким образом, по мнению Департамента, в случае, когда российское общество выплачивает доход иностранной компании, постоянным местонахождением которой является государство, с которым Российской Федерацией заключен договор по вопросам налогообложения, и не имеющей фактического права на такие доходы, и при этом российскому обществу, выплачивающему такой доход, известно, что лицо, имеющее фактическое право на такой доход (его часть), является налоговым резидентом Российской Федерации, выплачивающее доход иностранной компании российское общество вправе не выполнять функции налогового агента и не удерживать налог на прибыль организаций с выплачиваемых доходов.

Также обращаем внимание, что для целей Кодекса налоговыми резидентами признаются организации, которые соответствуют критериям, установленным статьей 246.2 Кодекса.

Настоящее письмо не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом.

Проверьте, а вдруг вы налоговый агент?

Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента А.А.СМИРНОВ

Комментарий эксперта

Налоговый агент по прибыли не удерживает налог?

Минфин России ответил на вопрос об обязанностях российского общества при выплате дохода иностранной организации.

Доходы и агенты

Иностранные организации, получающие доходы от источников в РФ, признаются плательщиками налога на прибыль (ст. 246 НК РФ).

Среди доходов данных организаций, не занимающихся предпринимательской деятельностью через постоянное представительство, определены (п. 1 ст. 309 НК РФ):…

Эксперт по налогообложению Б.Л.Сваин

  1. Когда возникает обязанность по уплате НДС?
  2. Что такое двойное налогообложение?
  3. НДС на импорт
  4. Экспортный НДС

НДС – инструмент, позволяющий государству пополнять казну за счёт части добавленной стоимости, возникающей на каждом этапе производства товаров и услуг. Положения, связанные с этим налогом, регламентируются гл. 21 НК РФ и распространяются на всех плательщиков НДС, к которым относятся:

  • юридические лица;
  • ИП, работающие на ОСНО, а также «упрощенцы» с выручкой свыше 2 млн.руб. за последние 3 месяца;
  • производители и продавцы подакцизных товаров;
  • организации, осуществляющие экспортно-импортные операции.

Исчисление и уплата налога на добавленную стоимость в последнем случае представляют особую сложность. Это связано с особенностями международных торговых операций: товар, пересекающий границу, облагается налогами по обе её стороны. А как при этом считать НДС, как избежать двойного налогообложения – в этих нюансах должен обязательно разбираться бухгалтер фирмы, вышедшей на международный рынок.

Когда возникает обязанность по уплате НДС?

В целях исчисления НДС по экспортно-импортным операциям фактом приобретения товара считается не момент пересечения им границы, не поступление его на склад, а время получения или перечисления оплаты за данную продукцию. С этого момента у компании возникает обязанность по уплате НДС.

Важный совет предпринимателям: не тратьте своё время, даже на простые рутинные задачи, которые можно делегировать. Перекладывайте их на фрилансеров «Исполню.ру». Гарантия качественной работы в срок или возврат средств.

Налоговый агент по налогу на прибыль

Цены даже на разработку сайтов начинаются от 500 рублей.

Нередки случаи, когда оплаченный товар был повреждён или утерян при транспортировке. Как разрешаются такие казусы? Если предприятие может подтвердить этот прискорбный факт, предоставив соответствующие документы компетентных органов (полиции, таможни, санэпиднадзора и т.д.), от уплаты налога оно будет освобождено. Импортные товары, перемещаемые по закупкам в пользу государства, НДС не облагаются.

Что такое двойное налогообложение?

Двойное налогообложение – это ситуация, когда с одной и той же экспортно-импортной операции налоги взимаются, как минимум, дважды: с продавца и с покупателя товара при таможенном оформлении, а затем ещё и внутри страны при дальнейшей реализации. Не допустить многократной фискальной нагрузки на участников ВЭД позволяют двусторонние соглашения между странами, связанными торговыми отношениями, о взаимном зачёте налогов во избежание двойного налогообложения.

Так, при продаже продукции российского производства в Германию, уплата НДС возлагается на фирму-экспортер, немецкий же покупатель от платежа в бюджет своей страны освобождается. Аналогичное правило действует и при операции в обратном направлении – такой порядок предусмотрен соглашением, заключённым между ФРГ и РФ в мае 1996 г. Подобные договоренности имеются и с другими государствами, но не все из них действуют в реальности по ряду бюрократических причин.

НДС на импорт

Как известно, импорт – это ввоз приобретённой за рубежом продукции на территорию страны. В то же время эта же операция считается экспортом для другой стороны сделки. В момент поступления груза на границу получатель обязан произвести его растаможку. Для импортера это означает оплату таможенных пошлин и НДС, после чего покупатель сможет забрать свой товар.

НДС по импортным операциям исчисляется от стоимости товара, увеличенной на сумму таможенных и акцизных сборов по формуле:

НДС = (декларационная стоимость товара + таможенная пошлина + сумма акциза) * х %,

где х – ставка налога, которая в большинстве случаев составляет 18 % (за исключением отдельных товаров и услуг, которые облагаются по ставке 10 % и 0 %).

Такая формула расчёта НДС на импортные товары приводит к удорожанию их стоимости за счёт включения таможенных платежей. При дальнейшей реализации иностранной продукции, являющейся объектом, облагаемым налогом на добавленную стоимость, импортёр снова сталкивается с необходимостью уплатить данный налог в государственный бюджет. Если сумма налога, внесённая при растаможке, превышает налог, исчисленный при продаже товара, организация может претендовать на возврат получившейся разницы.

Что для этого необходимо.

  1. Поставить импортный груз на учёт.
  2. Собрать первичные сопроводительные документы к товару (счета-фактуры, накладные, договор о поставке, таможенная декларация, выписка с банковского счёта об оплате таможенного НДС).
  3. Подать декларацию по НДС в налоговую инспекцию с приложением перечисленной документации.

Возврат НДС из бюджета – задача непростая. Нужно быть готовым к долгой и тщательной камеральной проверке. Стоит отметить, что вся сделка по импорту должна быть полностью легальной и прозрачной, заключена напрямую с иностранным продавцом без каких-либо посредников, а оплата растаможки – только с банковского счёта импортера.

Возмещение импортного НДС возможно в следующих формах:

  • зачёт по имеющимся у налогоплательщика долгам перед бюджетом;
  • возврат причитающихся средств по реквизитам расчётного счёта организации;
  • зачисление суммы в счёт будущих налоговых платежей;
  • возврат или зачёт части запрошенной суммы.

Экспортный НДС

Вывоз товара за рубеж позволяет делать учёт экспортного НДС по ставке 0%. Это означает, что сумма, полученная от реализации продукции, не облагается налогом на добавленную стоимость, поскольку продажа произведена не внутреннему покупателю, а иностранному партнёру. Однако для применения нулевой ставки продавец обязан доказать факт перемещения товара за пределы страны в режиме экспорта.

Основанием для возмещения экспортного НДС является предоставление в налоговые органы пакета документов:

  • контракт на поставку продукции зарубежному контрагенту;
  • банковская выписка о поступлении оплаты по договору;
  • таможенная декларация с отметкой таможни о перемещении груза;
  • сопроводительные документы, также отмеченные на таможенном пункте пропуска.

Указанные документы в течение 180 дней с момента получения оплаты от покупателя должны быть переданы в ИФНС вместе с декларацией по НДС. При нарушении сроков либо неполном комплекте подтверждающих документов НДС по экспортным операциям к зачёту не принимается. В этом случае налоговая вправе сделать доначисление по налогу по ставке 10 или 18 % и вменить организации пени, уведомив налогоплательщика в 10-дневный срок об отказе в возмещении с указанием причины.

Если с документами все в порядке, а требование возмещения налога обоснованно, возврат экспортного НДС происходит путём перечисления на расчётный счёт налогоплательщика либо в форме списания текущих и будущих задолженностей.

Неправомерное получение возврата НДС из бюджета является мошенничеством, чем и объясняются достаточно жёсткий подход налоговых органов к проверке импортно-экспортных операций и частые отказы в возмещении. Участник ВЭД при наличии обоснованных возражений может подать апелляцию на решение ИФНС или обратиться в арбитраж для защиты своих интересов в судебном порядке.

Комментарии

Налоговый агент по налогу на прибыль организаций.

Порядок уплаты налога на прибыль зависит от того, образует ли деятельность иностранного подрядчика в Российской Федерации постоянное представительство или нет.

Если деятельность иностранной строительной фирмы в соответствии с международным договором не образует в Российской Федерации постоянного представительства, то налог с доходов, выплаченных иностранному подрядчику, должен удержать и заплатить в бюджет заказчик строительства, признаваемый налоговым агентом по налогу на прибыль организаций. Исключением выступает лишь случай, когда налоговый агент получил подтверждение того, что иностранная компания, деятельность которой не образует в нашей стране постоянного представительства, зарегистрирована в стране, с которой у Российской Федерации заключено соглашение об избежании двойного налогообложения.

При представлении такого подтверждения налоговому агенту до даты выплаты дохода, в отношении такого дохода производится освобождение от удержания налога у источника выплаты или удержание налога по пониженным ставкам, при условии, что в отношении этого вида дохода международным договором предусмотрен льготный режим налогообложения в Российской Федерации. Такой порядок установлен пунктом 1 статьи 312 НК РФ. Представляемое налоговому агенту подтверждение должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства.

Как отмечено в Письме Минфина Российской Федерации от 14 февраля 2008 года № 03-08-05, в случае, если на момент выплаты дохода нерезидент не представил налоговому агенту такого подтверждения, положения соглашения об избежании двойного налогообложения не применяются. В этом случае сумма налога, подлежащего удержанию из доходов нерезидента, исчисляется налоговым агентом по ставкам, установленным статьей 284 НК РФ, а после получения подтверждения нерезиденту предоставляется вычет в порядке, установленном пунктом 2 статьи 312 НК РФ, но уже налоговым органом по месту нахождения налогового агента.

Когда организация или ИП становятся налоговыми агентами по НДС или налогу на прибыль

Возврат ранее удержанного налога, согласно пункту 2 статьи 312 НК РФ, осуществляется при условии представления следующих документов:

– заявления на возврат удержанного налога по форме, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов;

– подтверждения того, что эта иностранная организация на момент выплаты дохода имела постоянное местонахождение в том государстве, с которым Российская Федерация имеет международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения, которое должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства;

– копии договора (или иного документа), в соответствии с которым выплачивался доход иностранному юридическому лицу, и копии платежных документов, подтверждающих перечисление суммы налога, подлежащего возврату, в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства.

И еще на один момент необходимо обратить внимание. Налоговый агент обязан перечислить соответствующую сумму налога не позднее дня, следующего за днем выплаты (перечисления) денежных средств иностранной организации или иного получения доходов иностранной организацией, что установлено пунктом 2 статьи 287 НК РФ.

По итогам отчетного (налогового) периода налоговый агент обязан представить в налоговый орган по месту своего нахождения информацию о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов.

В соответствии с пунктом 3 статьи 289 НК РФ налоговые агенты представляют налоговые расчеты не позднее 28 календарных дней со дня окончания соответствующего отчетного периода.

Налоговые расчеты по итогам налогового периода, согласно пункту 4 статьи 289 НК РФ, представляются налоговыми агентами не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налоговым периодом по налогу на прибыль признается календарный год.

Форма налогового расчета, который надлежит представить в налоговый орган, утверждена Приказом МНС Российской Федерации от 14 апреля 2004 года №САЭ-3-23/286@ «Об утверждении формы налогового расчета (информации) о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов».

Налоговый агент по НДС обязан выполнить ряд шагов. Рассмотрим их последовательность.

Установление момента определения налоговой базы

Момент определения налоговой базы – это дата перечисления арендной платы, включая предоплату и расчеты неденежными средствами или дата зачета встречных обязательств в счет погашения арендной платы (п. 15 Правил ведения книги продаж, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137, п. 2 ст. 153 НК РФ, Письмо Минфина РФ от 23.06.2016 N 03-07-11/36500, Письмо Минфина РФ от 16.04.2008 N 03-07-11/147).

По мнению Минфина, при аренде имущества органов власти на безвозмездной основе, момент определения налоговой базы является момент оказания услуг, т.е. база определяется на конец месяца или налогового периода (Письмо Минфина РФ от 20.10.2009 N 03-03-06/4/91, Письмо Минфина РФ от 02.04.2009 N 03-07-11/100).

Определение налоговой базы

Налоговая база – это сумма арендной платы с учетом НДС (п. 3 ст. 161 НК РФ).

По мнению Минфина, при аренде имущества на безвозмездной основе – налоговая база определяется как рыночная стоимость арендной платы, включая НДС (Письмо Минфина РФ от 20.10.2009 N 03-03-06/4/91, Письмо Минфина РФ от 02.04.2009 N 03-07-11/100).

Расчет и удержание НДС

Налоговый агент по НДС рассчитывает и удерживает НДС, т.е.арендная плата органам власти должна быть перечислена уже за минусом удержанного НДС.

Налоговая база при исчислении НДС равна сумме арендной платы с учетом НДС, т.е. по общему правилу налоговый агент должен рассчитать НДС по расчетной ставке 18/118 и удержать его из суммы арендной платы (п. 3 ст. 161 НК РФ).

Но на практике встречаются разные варианты в формулировках договоров. Рассмотрим, как налоговый агент должен действовать в различных ситуациях.

Вариант 1. Сумма арендной платы в договоре прописана с учетом НДС

Если в договоре сумма арендной платы прописана с учетом НДС, то при расчете НДС следует руководствоваться п. 4 ст. 164 НК РФ и применять расчетную налоговую ставку 18/118.

Вариант 2. В договоре нет указаний на сумму НДС

Если в договоре аренды нет указания на НДС, то это значит, что в цену уже включена сумма НДС и следует применять расчетную ставку 18/118 (п. 17 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33, Постановление Президиума ВАС РФ от 13.01.2011 N 10067/10).

Вариант 3. Сумма арендной платы в договоре прописана без учета НДС

Если в договоре цена указана без учета НДС. Например, арендная плата составляет 100 000 руб. без учета НДС, то НДС исчисляется сверху и применяется ставка 18% (Письмо ФНС РФ от 05.10.2016 N СД-4-3/18862@).

Выставление счета-фактуры

Налоговый агент, вне зависимости от применяемой системы налогообложения, составляет счет-фактуру (далее СФ) в одном экземпляре от имени арендодателя (п. 3 ст. 168 НК РФ).

Внесение записи в Книгу продаж

Налоговый агент регистрирует в книге продаж СФ по исчисленному налогу при осуществлении оплаты, частичной оплаты, в т.ч при безденежных расчетах (п. 15 Правил ведения книги продаж, утв.

Порядок уплаты налога на прибыль налоговыми агентами при выплате дохода иностранным организациям

Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137).

Перечисление НДС в бюджет

Уплата НДС в бюджет в качестве НА при аренде осуществляется в общеустановленном порядке, предусмотренном для уплаты обычного НДС (п. 1 ст. 174 НК РФ, Письмо Минфина РФ 07.07.2009 N 03-07-14/64).

Т.е. уплата НДС налоговым агентом в бюджет должна осуществляться равными долями не позднее 25-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом.

Представление декларации по НДС в ИФНС

Налоговые агенты по НДС обязаны представить декларацию по НДС в обычном порядке, т.е. не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 5 ст. 174 НК РФ).

Неплательщики НДС, являющиеся налоговыми агентами, обязаны так же представить декларацию по НДС в составе:

  • Титульный лист;
  • Раздел 2;
  • Раздел 9.

Декларация по НДС может быть представлена на бумажном носителе только неплательщиком НДС, если он за налоговый период:

  • не выставлял счета-фактуры;
  • не являлся комиссионером или агентом (посредником).

Чтобы понять, кто же такие налоговые агенты по НДС можно провести аналогию с налоговыми агентами по НДФЛ.

Налоговый агент по НДС также как и налоговый агент по НДФЛ, исчисляет и удерживает налог из дохода, который выплачивает арендодателю в виде арендной платы. При этом НА по НДС должен не просто удержать налог, но и уплатить его в бюджет, а также представить декларацию по НДС в ИФНС.

Российские компании и ИП (в т.ч неплательщики НДС) являются налоговыми агентами по НДС, если выполняется одновременно следующие условия (абз. 1 п. 3 ст. 161 НК РФ):

  • арендуется федеральное имущество, имущество субъектов Российской Федерации и муниципальное имущество;
  • арендодатель является органом государственной власти и управления, органами местного самоуправления.

Организация не будет удерживать и платить НДС в бюджет если:

  • арендованное имущество принадлежит арендодателю на праве оперативного управления или на праве хозяйственного ведения. В этом случае плательщиком НДС является сам арендодатель (Письмо Минфина РФ от 11.07. 2017 N 03-07-11/43774);
  • арендуется имущество у казенного учреждения (бюджетного, автономного), т.к. услуги, оказываемые казенными учреждениями по предоставлению в аренду муниципального имущества не признаются объектом налогообложения (пп. 4.1 п. 2 ст.

    Внимание, налоговый агент! Об обязанностях налогового агента в отношении налога на прибыль

    146 НК РФ, Письмо Минфина РФ от 24.03.2013 N 03-07-15/12713);

  • арендная плата за земельный участок относится к платежам в бюджет за право пользования участком, а право пользования природными ресурсами не облагается НДС (пп. 17 п. 2 ст. 149 НК РФ, Письмо Минфина РФ от 04.03.2016 N 03-07-07/12728, Письмо Минфина РФ от 12.02.2016 N 03-07-11/7487);
  • Организация является государственным (муниципальным) унитарным предприятием или некоммерческой организацией, которая получила в безвозмездное пользование объект имущества, т.к. в данном случае аренда не является объектом налогообложения(пп. 5, пп. 10 п. 2 ст. 146 НК РФ).

Государственная регистрация договора аренды не является обязательным требованием при исполнении обязанностей налогового агента по НДС (Постановления ФАС Дальневосточного округа от 17.07.2013 N Ф03-2972/2013, Постановления ФАС Дальневосточного округа от 04.05.2006, 26.04.2006 N Ф09-А59/06-2/1048, Постановление ФАС Поволжского округа от 22.06.2007 N А12-12261/06-С60).