Налогово бюджетная фискальная политика

3. Фискальная (бюджетно-налоговая) политика

В целом государственное регулирование экономики может проводиться как посредством прямого воздействия на экономику, например при участии государства в процессе производства, так и косвенно, с помощью финансового механизма.

Основным инструментом государственного воздействия на экономику является государственный бюджет. Это та часть национального дохода, которая подлежит распределению. По виду же государственный бюджет представляет собой баланс доходов и расходов за рассматриваемый (отчетный) период.

Основным бюджетом страны является федеральный бюджет, однако параллельно с ним, как правило, в большинстве стран организовываются и местные бюджеты. Любой государственный бюджет состоит из доходной и расходной частей. Доходная часть обычно включает в себя различные виды налогов, акцизы и прочие государственные сборы и займы. В расходной части учитываются субсидии, предоставленные различным отраслям и регионам, расходы по управлению государственным долгом, на социальную поддержку и обеспечение национальной безопасности. Строится бюджет на основании утвержденных в начале прошлого века принципов полноты, единства, реальности и гласности.

Кроме того, иногда в государственный бюджет включают внебюджетные фонды, представляющие собой денежные средства, которые имеют строго целевое назначение. Количественно эти фонды не всегда относят к государственному бюджету, однако, как видно из их определения, внебюджетные фонды по принципу распределения и использования сходны с расходами государственного бюджета. В качестве наиболее крупных внебюджетных фондов можно назвать фонды социального страхования. Важно также помнить о том, что такие внебюджетные фонды значительно увеличивают возможности государственного регулирования экономики, помимо бюджета.

Итак, к основным функциям бюджета относятся:

1) регулирование социально-экономических процессов в стране или регионе;

2) распределение и централизация финансовых ресурсов государства;

3) социальная защита и контроль предпринимательской деятельности;

4) регулирование финансовых доходов и расходов государства.

В общем, фискальная (бюджетно-налоговая) политика государства включает в себя определенные меры по регулированию государственных расходов, изменению налогообложения и государственного бюджета с целью обеспечения в стране полной занятости и производства валового внутреннего продукта, не подверженного инфляции.

Существует два основных вида бюджетно-налоговой политики.

1. Фискальная экспансия, представляет собой политику стимулирования и направлена на ограничение циклического спада экономики. Такой вид фискальной политики государства осуществляется посредством увеличения государственных расходов или снижения налогов. Иногда используются оба метода.

2. Фискальная рестрикция, или ограничительная фискальная политика, направлена на ограничение циклических подъемов экономики посредством снижения государственных расходов и/или увеличения налогов.

Здесь важно отметить, что равновесного уровня национального производства можно достичь и при неполной занятости, учитывая неэффективный спрос. Разница между равновесным и потенциальным уровнями национального производства как раз и регулируется при помощи бюджетно-налоговой политики государства. Причем мультипликативный эффект от снижения налогов, как правило, оказывается меньше эффекта увеличения государственных расходов, так как величины дохода и потребления более «чутки» к изменению государственных расходов.

Так, при увеличении государственных расходов мультипликатор государственных расходов (мультипликатор Кейнса) имеет вид: AY/AG = I(I-MPC), а учитывая налогообложение, этот мультипликатор принимает вид мультипликатора расходов в закрытой экономике:

М = 1/(МРС(1 – t)),

где t – предельная ставка налога, равная отношению прироста суммы выплачиваемого налога к приросту дохода;

МРС – предельная склонность к потреблению;

?Y – величина, на которую возрастет объем производства при увеличении государственных расходов;

?G – величина, на которую в данном случае увеличиваются государственные расходы.

Из рассмотренных формул видно, что при снижении ставки налога эффект мультипликатора увеличивается.

К тому же снижение налогообложения также оказывает мультипликативное действие на равновесный уровень дохода. Причем мультипликатор налогов имеет вид:

?Y/?T = – MPC/1(1 – MPC),

где ?T – величина, на которую в рассматриваемом случае снижаются налоговые отчисления.

Инструменты бюджетно-налоговой политики выбираются государством в зависимости от поставленных целей. Например, когда основной задачей является расширение государственного сектора экономики, для мощного стимулирующего эффекта и регулирования циклического спада увеличиваются государственные расходы. Для ограничения же инфляции в данном случае применяется ограничительная мера в виде увеличения налогов. Когда же нужно ограничить государственный сектор в экономике – производится снижение налогов как стимулирующая мера в период циклического спада и снижение государственных расходов при циклическом подъеме.

Кроме того, фискальная политика государства подразделяется на дискреционную фискальную политику и недискреционную. Дискреционной фискальной политикой называют направленное изменение государственных расходов, налогов и остатков государственного бюджета посредством конкретных решений правительства. С помощью такой политики государство воздействует на уровень занятости, национальный объем производства и инфляцию. Недискреционная же фискальная политика подразумевает автоматическое изменение государственных расходов, налогов и бюджета под влиянием циклических колебаний величины совокупного дохода.

Интересно, что при дискреционной фискальной политике для стимулирования совокупного спроса в фазе спада специально создается дефицит государственного бюджета, тогда как в фазе циклического подъема – так называемый бюджетный излишек. Причем в условиях недискреционной фискальной политики это происходит автоматически.

Говоря о фискальной политике, важно учитывать действие такого экономического механизма, как автоматического, или встроенного стабилизатора. Этот механизм помогает снизить амплитуду циклических колебаний уровня занятости и выпуска, не изменяя направление экономической политики государства. Например, автоматическим стабилизатором могут быть прогрессивная система налогообложения или система государственных трансфертов.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Информацию о выплатах налога безработным см. В разделе » Пособия по безработице» . «Уровень безработицы» перенаправляется сюда. Чтобы узнать о показателях в конкретных странах, см. Список стран по уровню безработицы . Уровень безработицы, 2017 г.

Часть серии по

Макроэкономика

Политики

  • Денежный портал
  • Деловой портал

Безработица , согласно ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития), если лица старше указанного возраста (обычно 15) не имеют оплачиваемой работы или самозанятости, но в настоящее время могут работать в течение отчетного периода .

Безработица измеряется уровнем безработицы, который представляет собой количество безработных в процентах от рабочей силы (общее количество занятых людей добавляется к числу безработных).

Безработица может иметь множество источников, например следующие:

  • новые технологии и изобретения
  • состояние экономики , на которое может повлиять рецессия
  • конкуренция, вызванная глобализацией и международной торговлей
  • политика по правительству
  • регулирование и рынок

Безработица и состояние экономики могут зависеть от страны, например, посредством налогово-бюджетной политики . Кроме того, денежно-кредитные органы страны, такие как центральный банк , могут влиять на доступность и стоимость денег посредством своей денежно-кредитной политики .

В дополнение к теориям безработицы, несколько категорий безработицы используются для более точного моделирования эффектов безработицы в экономической системе. Некоторые из основных типов безработицы включают структурную безработицу , фрикционную безработицу , циклическую безработицу , вынужденную безработицу и классическую безработицу . Структурная безработица фокусируется на фундаментальных проблемах экономики и неэффективности, присущей рынкам труда, включая несоответствие между спросом и предложением работников с необходимыми навыками. Структурные аргументы подчеркивают причины и решения, связанные с революционными технологиями и глобализацией . Обсуждения фрикционной безработицы сосредоточены на добровольных решениях о работе, основанных на оценке людьми своей собственной работы и на том, как это соотносится с текущими ставками заработной платы, а также на времени и усилиях, необходимых для поиска работы. Причины и решения фрикционной безработицы часто связаны с порогом приема на работу и уровнем заработной платы.

По данным Международной организации труда (МОТ) ООН, в 2018 году во всем мире было без работы 172 миллиона человек (или 5% зарегистрированной глобальной рабочей силы).

Из-за сложности измерения уровня безработицы, например, с помощью обследований (как в Соединенных Штатах ) или через зарегистрированных безработных граждан (как в некоторых европейских странах), статистические данные, такие как соотношение занятости к общей численности населения, могут быть более значительными. подходит для оценки статуса рабочей силы и экономики, если они основаны на людях, которые зарегистрированы, например, в качестве налогоплательщиков .

Понятие и сущность налогово-бюджетной политики государства

На сегодняшний день в научной среде существует множество подходов к трактовке понятия налогово-бюджетной политики. Однако единства подходов к определению ее сущности не выработано до сих пор.

Определение 1

В общем смысле под налогово-бюджетной политикой государства принято понимать политику правительственных органов, основанную на реализации возможностей взимания налогов и расходования средств государственной казны для регуляции деловой активности и решения социальных задач. Иначе ее принято называть фискальной политикой.

Бюджетно-налоговая политика государства основана на реализации мероприятий в области налогообложения, нацеленных на пополнение госбюджета, рост эффективности национальной экономики страны и экономический рост в целом, а также обеспечения стабильного денежного обращения и занятости населения.

Непосредственной сферой осуществления налогово-бюджетной политики выступают налоги, взимаемые государством, и его расходы. Именно они определяют ее состав (рисунок 1).

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Налогово-бюджетная политика и ее направления 490 руб.
  • Реферат Налогово-бюджетная политика и ее направления 280 руб.
  • Контрольная работа Налогово-бюджетная политика и ее направления 200 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость


Рисунок 1. Состав налогово-бюджетной политики. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Таким образом, фискальная или налогово-бюджетная политика может быть определена в качестве системы государственного регулирования национальной экономики, в основе которой лежит управление доходами и расходами государственной казны. Иначе говоря, она сводится к целенаправленной манипуляции налогами и государственными расходами.

Замечание 1

В условиях функционирования и развития рыночной среды налогово-бюджетная политика выступает в роли одного из основополагающих инструментов макроэкономического регулирования. Именно благодаря ей происходит формирование государственного бюджета. Она же регулирует и направляет его расходы, формирует трансферы и обеспечивает реализацию государственных закупок.

Виды налогово-бюджетной (фискальной) политики государства

Направления фискальной политики определяются ее видами. На практике налогово-бюджетная политика государства может принимать различные формы (рисунок 1). Единой их классификации не выработано до сих пор. Рассмотрим их более подробно.


Рисунок 2. Виды налогово-бюджетной политики государства. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Дискреционная (гибкая) фискальная политика государства основана на сознательном регулировании системы налогообложения и расходов государственного бюджета в целях повышения объемов производства, совокупного спроса, занятости населения и пр., посредством наращивания расходов бюджета и увеличения его дефицита при снижении налогов.

В основе не дискреционной (автоматической) фискальной политики государства лежит использование автоматических стабилизаторов, таких как изменение величины налоговых поступлений в бюджет в зависимости от стадии экономического цикла.

Замечание 2

Помимо этого бюджетно-налоговая политика государства может быть сдерживающей или стимулирующей.

Так, выделяют сдерживающую фискальную политику, активно используемую государством в условиях инфляции. Иначе ее называют фискальной рестрикцией. В ее основе лежит повышение налогов и сокращение расходов государственного бюджета.

В противовес сдерживающей фискальной политике выступает стимулирующая фискальная экспансия, которая находит свое применение в период спадов в экономике. Она основана на сочетании снижения налогов и увеличением государственных расходов.

Выбор того или иного типа фискальной политики определяется стадией развития экономического цикла и целями национальной экономики страны.

Реализация фискальной политики и ее результаты в определенной степени зависят от временного периода ее осуществления. Основными периодами являются:

  • долгосрочный;
  • краткосрочный.

В долгосрочном периоде реализация бюджетно-налоговой политики приводит к обеспечению стабильности темпов роста экономики страны.

В краткосрочном периоде основной целью реализации фискальной политики выступает поддержание стабильного уровня цен, полной занятости и стабильного уровня валового внутреннего продукта (совокупного объема выпуска).

Так или иначе, фискальная политика является одним из основных способов правительственного влияния на национальную экономику. От правильности и справедливости ее реализации зависит не только состояние экономики страны, но и будущее ее граждан.

Преимущества и недостатки налогово-бюджетной политики государства

Фискальная политика как способ воздействия государства на экономику страны имеет свои особенности, достоинства и недостатки.

Рассмотрим их более подробно.

К ее основным достоинствам принято относить:

  • достижение мультипликативного эффекта, позволяющего сбалансировать все отрасли экономики и росту совокупных расходов;
  • отсутствие внешнего лага (задержки), то есть вступление изменений после принятия соответствующих законов;
  • действия встроенных стабилизаторов, автоматически стабилизирующих экономику посредством стимулирования деловой активности и ее сдерживания в случае перегрева.

В то же время, несмотря на наличие очевидных преимуществ, у политики фискального типа имеются определенные недостатки. Основным из них принято считатьналичие так называемого «эффекта вытеснения», возникающего при росте объемов государственных закупок в целях стимулирования национальной экономики страны. Мультипликативный рост доходов приводит к повышению спроса на деньги, в результате чего повышается процентная ставка на денежном рынке. В результате удорожания кредитов происходит «вытеснение» части инвестиционных расходов экономических субъектов в краткосрочном периоде. Все это способствует уменьшению запасов капитала в экономике и снижению потенциала ее развития в долгосрочной перспективе.

Помимо этого к недостаткам фискальной политики относится ее влияние на рост дефицита госбюджета и недостаточная гибкость в виду наличия внутреннего временного лага.

Таким образом, государственное регулирование национальной экономики посредством налогово-бюджетной политики имеет свои преимущества и недостатки. Так или иначе, ее разработка и реализация политики требуют взвешенных решения органов государственной власти и правительства.

Что такое бюджетно-налоговая политика государства

Бюджетно-налоговая политика государства — это политика, проводимая в области налогообложения и государственных расходов, направленная на поддержание хорошего уровня занятости населения, стабильной экономики в стране, ну и, конечно же, постоянного прироста ВВП. Эту политику часто называют фискальной.

Основная задача этой политики — регулирование (чаще поддержание) совокупного спроса. Регулирование экономики в этом случае происходит с помощью воздействия на величину совокупных расходов.

Слово «фискальная» у многих финансовых работников ассоциируется с налогами. По большому счету так оно и есть — именно этой политикой регулируются ставки налогов и сборов.

Какие цели преследует бюджетно-налоговая политика?

  • стабильный экономический рост в стране;
  • занятость трудовых ресурсов (то есть сведение уровня безработицы к минимуму);
  • стабильный уровень цен (инфляция — это самая большая проблема экономик любых стран).

Есть два вида бюджетно-налоговой политики государства:

  1. Стимулирующая.

Стимулирующая фискальная политика проводится в период экономического кризиса (стагнации экономики). В этом случае просто жизненно необходимо всеми силами стимулировать совокупный спрос или совокупное предложение. Что можно сделать для этого? Используют:

  • повышение государственных закупок товаров и услуг;
  • снижение налогового бремени на предприятия;
  • повышение трансфертов (если это позволяет бюджет).

Все эти меры ожидаемо приведут к увеличению спроса. Как следствие, будет увеличен выпуск продукции, вырастет объем выполненных работ и услуг.

  1. Сдерживающая.

А вот если экономика, наоборот, «перегрелась», то есть возник синдром перекредитования, экономический рост усиленно профинансирован государственными средствами, избыточное вложение средств грозит увеличением инфляции, то проводится сдерживающая фискальная политика. Что это значит:

  • сокращение государственных расходов;
  • увеличение налогов;
  • сокращение трансфертов.

Эти меры приводят к сокращению системы «спрос — предложение». Такая политика регулярно проводится во многих странах для контроля над уровнем инфляции.

Об основных направлениях бюджетно-налоговой политики на ближайшее время вы можете узнать в «КонсультантПлюс». Пробный доступ к правовой системе можно получить бесплатно.

Более интересна для нас будет другая классификация фискальной политики.

Фискальная политика

Дискреционная (объявляется государством).

Характерны следующие маневры:

  • изменение госзакупок в большую или меньшую сторону;
  • изменение налоговой ставки;
  • изменение трансфертных выплат

Автоматическая («встроенные стабилизаторы»).

«Работают» следующие инструменты:

  • контроль за процентом подоходного налога;
  • косвенные налоги;
  • трансфертные пособия

Стоит помнить, что размеры государственных трансфертов всегда меняются в зависимости от состояния экономики в стране

Подробно о дискреционной политике можно прочитать в нашей статье «Дискреционная бюджетно-налоговая политика (нюансы)».

Автоматическая налогово-бюджетная политика как вид фискальной политики

Одним из достоинств данной политики является наличие встроенных стабилизаторов. Таким термином обозначают инструменты, величина которых не меняется, но само наличие их в экономике автоматически стабилизирует ситуацию, стимулируя экономику при спаде и сдерживая при «перегреве». Рассмотрим, как эти инструменты влияют на совокупный спрос.

НДС, например, как косвенный налог и часть цены товара, снижается при падении объема продаж и увеличивается при росте выручки. Соответственно, при рецессии экономики поступления от НДС в бюджет снижаются (изъятия из экономики денежных средств уменьшаются), а при «перегреве» экономики поступления налога увеличиваются. Так происходит автоматическая стабилизация.

Кстати, подробно узнать о делении налогов на прямые и косвенные можно .

А вот трансфертные пособия (пособия по безработице и «по бедности») влияют по-другому. При спаде экономики выплаты данных пособий увеличиваются (безработица растет), при росте экономики — уменьшаются (занятость населения увеличивается). Таким образом, выплата данных трансфертов стимулирует совокупный спрос при спаде, уменьшение выплат при подъеме оказывает своего рода сдерживающее влияние на экономику.

Основные инструменты налогово-бюджетной политики

Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно:

  • государственные закупки;
  • налоги;
  • трансферты.

Давайте рассмотрим, как эти инструменты влияют на совокупный спрос:

  1. Во-первых, трансферты. Когда государство увеличивает социальные выплаты, при прочих равных и неизменных условиях доход хозяйства (семьи, организации) растет, следовательно, есть финансовая возможность тратить больше — повышается спрос. С другой стороны, если смотреть непосредственно на фирму, получение господдержки дает возможность расширения производства и возможное увеличение инвестиционных расходов. Соответственно, уменьшение выплат ведет к сокращению совокупного спроса.
  2. Во-вторых, это налоги. Здесь ситуация, полностью противоположная трансфертам. Чем выше применяемые ставки налогов, тем меньше совокупный спрос (спрос отталкивается от возможного дохода), сокращается инвестиционный расход (в компаниях уменьшается чистая — нераспределенная — прибыль). Как только ставки налогов снижаются, ситуация меняется в диаметрально противоположную сторону.

Об изменениях в налогообложении с 2020 года читайте в этой рубрике нашего сайта.

  1. Рост государственных закупок ожидаемо ведет к росту совокупного спроса. Так как сами закупки являются частью совокупных расходов.

Поэтому инструменты бюджетно-налоговой политики могут использоваться для стабилизации экономики в разных фазах экономического цикла. Причем если следовать кейнсианской экономической теории (Кейнс — автор фискальных методов регулирования экономики), все инструменты фискальной политики имеют мультипликативное влияние на экономику страны в целом, поэтому регулирование экономической ситуации в стране стоит вести именно при помощи фискальной политики, в частности путем регулирования государственных закупок как инструмента, наиболее влияющего на совокупный спрос.

О том, в какой форме проводятся тендеры по выбору поставщика по госзакупкам, читайте в материале «В каких тендерах участвуют без электронной подписи».

Плюсы и минусы фискальной политики

У бюджетно-налоговой политики есть немало положительных моментов:

  1. Все инструменты фискальной политики имеют мультипликативный эффект влияния на экономику.
  2. Наличие автоматических стабилизаторов — частичное сглаживание циклических колебаний экономики.
  3. Отсутствие долгого времени между принятием решений по направлению экономики и результатом воздействия (короткий внешний временной лаг).

При этом противники кейнсианского подхода называют несколько недостатков:

  1. Наличие внутреннего лага. То есть между наступлением спада или подъема экономики проходит достаточно длительный процесс утверждения новой политики (все подобные решения должны утверждаться Госдумой РФ для придания им силы закона). Между тем ситуация в стране уже может измениться и принятые решения могут оказаться неактуальными и даже губительными: если меры принимались при рецессии экономики, то их действие при подъеме может, наоборот, вызвать уже «перегрев».
  2. Некая неопределенность. Порой сложно определить момент, когда надо от стимулирующей экономики переходить к сдерживающей. Отсюда может возникнуть некая дестабилизация экономической ситуации.
  3. Дефицит бюджета. Работа большинства инструментов фискальной политики приводит к оттоку денежных средств из бюджета: увеличению госрасходов, трансфертов, снижению ставок налогов. Данный недостаток считается самым крупным.

О критериях эффективности государственного налогового менеджмента читайте в статье «Основные элементы государственного налогового менеджмента».

Итоги

Бюджетно-налоговая политика, равно как и прочие подходы к регулированию экономической жизни страны, имеет свои достоинства и недостатки. Очевидно, что применение этих инструментов действительно может оказывать положительное влияние на экономику.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Ширяев Алексей Алексеевич

кандидат экономических наук старший научный сотрудник РИЭПП. (495) 917 03 51,

Пекушкин Кирилл Ростиславович

старший научный сотрудник РИЭПП.

(495) 917 03 51, pekkirill@yandex.ru

ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА КАК ИНСТРУМЕНТ ИННОВАЦИОННОЙ ПЕРЕСТРОЙКИ ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ1

Экономика, основанная на знаниях, является одной из наиболее перспективных теорий, которые описывают постиндустриальную стадию развития мировой экономики. Экономически развитые страны, в частности США, Япония и Германия, находятся наиболее близко к построению нового типа народного хозяйства, хотя и они все еще находятся в начале этого пути.

В России в различных нормативных документах указано на необходимость инновационной перестройки (в данном случае предполагается повышение инновационной активности промышленных предприятий) экономики (например ). Для повышения конкурентоспособности российской экономики необходимо оказывать финансовую поддержку наиболее перспективным отраслям российской промышленности, а также научному сектору, генерирующему новые знания.

Государственная бюджетно-налоговая политика является мощным рычагом воздействия на экономику государства. Преимущество бюджетно-налоговой политики перед другими инструментами государственного управления экономики состоит в эффекте мультипликатора, возможности оказывать поддержку определенным отраслям экономики путем субсидий.

Отрицательным следствием фискальной политики является эффект вытеснения2. Кроме того, снижение государственных расходов также будет оказывать дестимулирующее воздействие на экономику с муль-

1 Работа выполнена при финансовой поддержке российского гуманитарного научного фонда (проект 11-02-00432 по теме «Переход Российской экономики к экономике знаний и совершенствование механизмов налогового и кредитноденежного государственного регулирования»).

2 Эффект вытеснения предполагает, что для финансирования государственных расходов правительству необходимо осуществлять выпуск облигаций, которые покупают инвесторы. В результате повышается спрос на деньги со стороны государства. Это приводит к росту процентной ставки, что снижает частные инвестиции в экономику. В результате получаемый положительный эффект от государственных расходов оказывается частично нивелирован снижением инвестиций частного сектора.

Фискальная политика государства

типликативным эффектом, что резко повышает негативное влияние от снижения расходов. Наполнение государственного бюджета напрямую зависит от налоговой политики страны и налоговых ставок. Чем выше ставки (до определенного максимального уровня, определяемого кривой Лаффера), тем выше поступления в бюджет. Однако при этом снижаются совокупные расходы фирм и домохозяйств, поскольку налоги являются изъятиями из их доходов.

Существуют следующие инструменты фискальной политики, используемые для стимулирования экономики :

— уменьшение налогооблагаемой базы;

— налоговый кредит;

— специальные ставки налога;

— снижение налогов на заработную плату;

— снижение расходов на совместные исследования.

Применение стимулирующей фискальной политики ограничивается возможностями бюджета. Если бюджет является дефицитным, то в этом случае оказывать государственную поддержку экономике становится невозможно, поскольку для этого отсутствуют средства. Но при этом остается возможность осуществлять адресную поддержку отраслей или проектов.

Использование компанией различных налоговых послаблений возможно после подачи специальной заявки в государственные органы, что увеличивает бюрократические задержки с оформлением соответствующих преференций для компаний. Кроме того, компаниям приходится затрачивать определенные ресурсы для оформления и обоснования соответствия требованиям, предъявляемым к заявителю на налоговые преференции. Например, в проведенном в Великобритании исследовании говорится о том, что, несмотря на позитивные оценки инструмента налоговых кредитов, компании считают, что издержки по подаче заявки излишне высоки.

Более простой мерой поддержки компаний, не требующей проверки поступающих в налоговые органы заявок, является изменение налоговых ставок. Такая мера является довольно масштабной, затрагивающей всю экономическую систему. Спрогнозировать ее последствия довольно сложно. Преференции при этом получают не отдельные высокотехнологичные сектора экономики, а все сектора, которые уплачивают соответствующий налог. Также резко изменяются бюджетные поступления, что может негативно сказаться на общей экономической ситуации в стране. Поэтому более эффективной была бы целенаправленная политика поддержки высокотехнологичных секторов экономики (авиационная промышленность, космическая промышленность, приборостроение и т. д.) через изменение налоговых ставок только для них. При этом для всех остальных секторов налоговые ставки оставались бы неизменными. Также для создания инновационной экономики особое значение имеет образование как источник кадров и новых разработок. Необходимо учитывать здравоохранение, поскольку, во-первых, этот вид экономиче-

Ширяев А. А., Пекушкин К. Р.

ской деятельности является потенциально инновационным (например, создание новых эффективных препаратов, методов лечения), во-вторых, система здравоохранения позволяет продлевать срок полезного использования человеческого капитала.

В данном исследовании рассмотрим возможности российской фискальной политики по поддержке высокотехнологичных секторов российской экономики как производителей инновационной продукции (или оказывающих услуги в области образования или здравоохранения). Исследование будет основываться на оценке бюджетных потерь и тех доходов, которые будут получены определенными видами экономической деятельности, которые можно отнести к высокотехнологичным секторам экономики. Расчеты будут основаны на снижении налоговых ставок для отдельных секторов экономики при их неизменном уровне для всех остальных.

Рассмотрим структуру налоговых поступлений в консолидированный бюджет РФ (далее бюджет) — табл. 1.

Таблица 1. Структура поступлений в консолидированный бюджет РФ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

в 2011 г.

Источник поступлений по видам экономической деятельности Поступило платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации, тыс. руб. Удельный вес источника поступлений в общем объеме поступлений в консолидированный бюджет РФ, %

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство — всего 48 457 767 0,50

Рыболовство, рыбоводство 9 817 633 0,10

Добыча полезных ископаемых 2 748 327 011 28,24

Обрабатывающие производства 1 695 728 510 17,42

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 310 592 325 3,19

Строительство 516 420 907 5,31

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 1 003 365 525 10,31

Гостиницы и рестораны 65 354 287 0,67

Транспорт и связь 739 356 260 7,60

Финансовая деятельность 443 281 027 4,55

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 1 101 051 229 11,31

Фискальная политика государства

Источник поступлений по видам экономической деятельности Поступило платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации, тыс. руб. Удельный вес источника поступлений в общем объеме поступлений в консолидированный бюджет РФ, %

Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение 244 795 040 2,51

Образование 179 776 135 1,85

Здравоохранение и предоставление социальных услуг 146 731 082 1,51

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 129 144 746 1,33

Остальные виды экономической деятельности (P95, Q99) 117 643 474 1,21

Сумма налогов и сборов, не распределенные по кодам ОКВЭД 198 794 599 2,04

Сведения по физическим лицам, не относящимся к индивидуальным предпринимателям и не имеющим код ОКВЭД 34 959 835 0,36

Как видно из таблицы, поступления от добывающей промышленности составляют 28,24 %. Обрабатывающие производства уплачивают налоги в размере, составляющем 17,4 % от всех поступлений в консолидированный бюджет РФ. Торговля, строительство, операции с недвижимостью дают еще почти 27 %. При этом поступления от таких видов экономической деятельности, как образование и здравоохранение, составляют 1,85 % и 1,51 % соответственно.

Необходимо выделить те источники поступлений в бюджет, которые можно отнести к высокотехнологичному сектору, также образование и здравоохранение.

Кроме того, наиболее перспективным направлением поддержки является промышленность, которая потенциально может производить наукоемкий продукт. Выделим наиболее высокотехнологичные отрасли -см. табл. 2.

Ширяев А. А., Пекушкин К. Р.

Таблица 2. Поступления в консолидированный бюджет РФ в 2011 г. от обрабатывающей промышленности

Источник поступлений по видам экономической деятельности Поступило платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации, тыс. руб. Удельный вес источника поступлений в общем объеме поступлений в консолидированный бюджет РФ, %

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Обрабатывающие производства -всего 1 695 728 510 17,42

в том числе: производство пищевых продуктов, включая напитки 350 466 370 3,60

из них: производство мяса и мясопродуктов 13 614 681 0,14

производство молочных продуктов 14 076 872 0,14

производство сахара 3 479 632 0,04

производство напитков 252 353 036 2,59

производство табачных изделий 182 308 411 1,87

текстильное и швейное производство 16 554 702 0,17

производство кожи, изделий из кожи и производство обуви 2 020 257 0,02

обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели 9 997 005 0,10

производство целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона и изделий из них 15 377 217 0,16

издательская и полиграфическая деятельность, тиражирование записанных носителей информации 36 767 671 0,38

производство кокса 1 804 115 0,02

производство нефтепродуктов 333 484 018 3,43

химическое производство 75 629 260 0,78

производство резиновых и пластмассовых изделий 28 444 288 0,29

производство прочих неметаллических минеральных продуктов 78 427 217 0,81

металлургическое производство и производство готовых металлических изделий 142 908 080 1,47

из него — производство чугуна, ферросплавов, стали, горячекатаного проката и холоднокатаного листового (плоского) проката 16 424 778 0,17

производство чугунных и стальных труб 21 988 575 0,23

Фискальная политика государства

Источник поступлений по видам экономической деятельности Поступило платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации, тыс. руб. Удельный вес источника поступлений в общем объеме поступлений в консолидированный бюджет РФ, %

производство прочей продукции из черных металлов, не включенной в другие группировки 2 318 789 0,02

производство цветных металлов 40 877 969 0,42

из него — производство драгоценных металлов 1 338 450 0,01

производство отливок 3 567 995 0,04

производство машин и оборудования 139 334 265 1,43

производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования 116 704 164 1,20

производство автомобилей, прицепов и полуприцепов 74 589 522 0,77

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

производство судов, летательных и космических аппаратов и прочих транспортных средств 49 295 205 0,51

прочие производства 22 010 041 0,23

Серым цветом в таблице выделены наиболее перспективные секторы экономики для поддержки со стороны государства. К сожалению, более детально выделить секторы (например, рассмотреть аэрокосмическую отрасль и не рассматривать судостроение) не представляется здесь возможным. Издательская и полиграфическая деятельность, тиражирование записанных носителей информации были отмечены, поскольку предполагается, что для развития экономики знаний необходима доступность знаний, обеспечиваемая издательской деятельностью, распространением информации (подробнее см. ). Перспективными также могут являться и другие виды экономической деятельности, которые можно было бы отнести к высокотехнологичным секторам. Однако, исходя из имеющихся исходных данных, на данный момент можно выделить только указанные в табл. 2 виды экономической деятельности как наиболее вероятные, с последующим расчетом положительного эффекта от изменения налоговых ставок. Перспективным был бы более детальный расчет по высокотехнологичным секторам. Однако в Федеральной налоговой службе не предоставляют такую информацию.

Таким образом, все указанные секторы дают около 5,4 % от всех поступлений в бюджет РФ или около 529 млрд. руб. Очевидно, что снижение налоговых ставок для всех указанных секторов сделает российский бюджет дефицитным на довольно существенную сумму. Поэтому предлагается три варианта решения проблемы целенаправленного стимулирования экономики:

Ширяев А. А., Пекушкин К. Р.

1. снижение налоговой ставки для определенных видов экономической деятельности, которые являются перспективными, поскольку выпускают высокотехнологичную продукцию;

2. отмена уплаты одного или нескольких налогов для определенных видов экономической деятельности;

3. комбинация первых двух вариантов, заключающаяся в отмене налога для одних видов экономической деятельности и снижение ставки налога, например, на прибыль, для других.

Перейдем к рассмотрению видов налогов, которые являются источниками платежей в бюджет РФ, по выбранным видам деятельности -табл. 3. Как видно из таблицы, федеральные налоги и сборы составляют от 80 до 90 % от всех налогов и сборов.

Из федеральных налогов и сборов выделяются Налог на прибыль, НДФЛ, НДС. Причем необходимо отметить, что удельный вес НДФЛ составляет свыше 90 % по видам деятельности «Образование» и «Здравоохранение», в то время как по остальным видам экономической деятельности он составляет не более 60 %, а если не считать вид «Производство судов, летательных и космических аппаратов и прочих транспортных средств», то не более 33 %. Это можно объяснить тем, что в указанных двух видах деятельности не производится материальный продукт, а, в основном, оказываются услуги. Основные платежи по налогам и сборам поступают от того, кто оказывает услугу — персонал больниц, поликлиник, вузов и т. д. В производственном секторе же наибольший удельный вес составляет НДС или налог на прибыль.

Решение о выборе варианта зависит от того, на какую сумму предполагается бюджетная поддержка, поскольку, в любом случае, фискальная политика предполагает расходы бюджета, которые могу выражаться либо в увеличении бюджетных расходов, либо в снижении налоговых поступлений от снижения налоговых ставок.

Отказ от какого-либо налога полностью является наиболее радикальной мерой, но, в то же время, и наиболее интересной, поскольку позволяет компании высвободить существенные средства. Улучшатся финансовые показатели, и, соответственно, привлекательность для инвесторов таких организаций. При полной отмене НДС (здесь рассмотрим федеральные налоги и сборы) для указанных в табл. 3 видов экономической деятельности бюджет лишится 102 млрд. руб., или около 1 % всех средств. Тем не менее указанную сумму нельзя считать приемлемой. Более предпочтительным является отказ от налога на прибыль — 58 млрд. руб., или 0,6 % средств бюджета. Такая сумма выглядит вполне приемлемой, если ее включить в виде пакета мер по поддержке развития российской экономики. С целью снижения отрицательного воздействия от одномоментной отмены налога возможен постепенный переход к такому методу.

Таблица 3. Удельный вес различных налогов в общих объемах налоговых поступлений по соответствующим видам экономической деятельности в 2011 г., %

Виды экономической деятельности федеральные налоги и сборы, всего (в % от общего объема поступлений по соответствующему виду экономической деятельности) из них:

налог на прибыль организаций налог на доходы физических лиц налог на добавленную стоимость Прочее, в т. ч. акцизы по подакцизным товарам; налоги и сборы за пользование природными ресурсами; остальные федеральные налоги и сборы

всего в том числе в федеральный бюджет

издательская и полиграфическая деятельность, тиражирование записанных носителей информации 90,99 21,04 2,99 32,69 46,26 0,00

Образование 79,83 3,79 0,39 91,32 4,88 0,00

Здравоохранение и предоставление социальных услуг 85,28 4,29 0,46 90,44 5,24 0,01

производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования 94,38 19,72 2,25 28,73 51,52 0,03

производство судов, летательных и космических аппаратов и прочих транспортных средств 85,99 30,74 4,07 58,68 10,44 0,08

Например, возможно снижение ставки налога на прибыль с текущих 20 % сначала до 18 % в 2014 г., потом до 15 % к 2016 г., и до нуля к 2020 г. (см. табл. 4) по выделенным пяти видам экономической деятельности.

Фискальная политика государства 221

Ширяев А. А., Пекушкин К. Р.

Таблица 4. Расчет потерь бюджета от отмены налога на прибыль для выбранных видов экономической деятельности (рассчитано на основе )

Год 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020

Ставка налога на прибыль, % 20 18 16 13 9 5 2 0

Бюджетные потери от снижения ставки налога на прибыль, млрд. руб. 0 5,26 10,52 18,41 28,92 39,44 47,33 52,59

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Комментарий: расчет производится, исходя из неизменных налоговых поступлений для выбранных видов экономической деятельности за 2011 г., равных 52,59 млрд. руб.

Как видно из таблицы, при неизменных поступлениях по налогу на прибыль бюджетные потери будут возрастать постепенно с 5,26 млрд. руб. в 2014 г., до 52,59 млрд. руб. к 2020 г. В табл. 5 показан эффект от снижения налога на прибыль для выбранных видов экономической деятельности.

Таблица 5. Расчет эффекта от отмены налога на прибыль для выбранных видов экономической деятельности (рассчитано на основе )

Вид экономической деятельности Поступило платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации, тыс. руб. налог на прибыль организаций, тыс. руб. Оказываемый эффект от отмены налога на прибыль (в процентах от обшдх налоговых поступлений в бюджет по соответствуюшему виду экономической деятельности), %

i 2 3 3-2

издательская и полиграфическая деятельность, тиражирование записанных носителей информации 36 767 671 7 039 269 19,15

Образование 179 776 135 5 439 776 3,03

Здравоохранение и предоставление социальных услуг 146 731 082 5 362 542 3,65

производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования 116 704 164 21 716 624 18,61

производство судов, летательных и космических аппаратов и прочих транспортных средств 49 295 205 13 028 506 26,43

Фискальная политика государства

При выборе политики, заключающейся в снижении ставки налога, но не полной его отмены, будет наблюдаться фактически тот же эффект, что указан в табл. 4 — в зависимости от ставки налога на прибыль будут наблюдаться потери бюджета.

Наиболее перспективной является третий вариант, заключающийся в комбинации первых двух. Как видно в табл. 5, эффект от отмены налога на прибыль для видов экономической деятельности «Образование» и «Здравоохранение» будет минимальным — 10,8 млрд. руб. В данном случае предлагается полная отмена налога на прибыль для видов деятельности:

— Образование;

— Здравоохранение;

— Издательская и полиграфическая деятельность, тиражирование записанных носителей информации.

Для остальных видов экономической деятельности предлагается снижение ставки налога на прибыль (см. табл. 6). Как видно из таблицы, эффект будет не таким существенным, но и бюджетные потери будут вполне приемлемыми — не более 21,32 млрд. руб. при снижении ставки налога на прибыль на 2 п. п. и не более 26,53 млрд. руб. при снижении ставки налога на прибыль на 5 п. п. При этом выбранные секторы получат конкурентное преимущество перед другими в силу льготного налогового режима.

Таблица 6. Расчет бюджетных потерь от снижения ставки налога

на прибыль/ее полной отмены для выбранных видов экономической деятельности (рассчитано на основе )

Вид экономической деятельности Ставка налога на прибыль, % Бюджетные потери от снижения ставки налога на прибыль, млрд. руб.

вариант 1 вариант 2 вариант 1 вариант 2

Издательская и полиграфическая деятельность, тиражирование записанных носителей информации 0 0 7,04 7,04

Образование 0 0 5,44 5,44

Здравоохранение и предоставление социальных услуг 0 0 5,36 5,36

Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования 18 15 2,17 5,43

Производство судов, летательных и космических аппаратов и прочих транспортных средств 18 15 1,30 3,26

ИТОГО 21,32 26,53

Ширяев А. А., Пекушкин К. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Указанными мерами будет решено сразу несколько задач:

— Целенаправленная поддержка наиболее перспективных секторов российской экономики с точки зрения высокотехнологичных продуктов, которые потенциально они могут производить;

— Эффект от снижения или отмены налогов будет существенным для экономики (хотя и не таким, как при общем изменении налоговых ставок), и при этом удастся избежать существенного снижения налоговых поступлений в бюджет (которое бы наблюдалось при общем изменении налоговых ставок);

— При использовании указанных мер сохраняется контролируемость налоговых поступлений, тогда как одномоментное изменение налоговых ставок во всей экономике может привести к неконтролируемым макроэкономическим последствиям, спрогнозировать которые не представляется возможным;

— Являясь одним из автоматических стабилизаторов экономики, налоговые ставки не требуют постоянного вмешательства контролирующих органов в свою работу;

— Снижение налоговых ставок или их отмена позволит повысить привлекательность определенных секторов российской экономики по сравнению с другими отраслями. Произойдет перелив капитала в высокотехнологичные отрасли;

— При отмене налогов снизится бюрократическое воздействие на выбранные секторы, что также повысит привлекательность отраслей для инвесторов;

— У компаний будут высвобождены существенные денежные средства, которые они могут направить как на свое развитие, так и на материальное стимулирование персонала;

— В отличие, например, от налоговых каникул для инновационных компаний, здесь не требуется выбирать конкретные компании, которые следует освободить от налогообложения или субсидировать. Меры позволяют создать благоприятные условия для определенных секторов, что снижает бюрократизм и коррупционность предложений, поскольку компаниям не требуется подавать, а налоговым органам проверять документы на обоснование потребности в налоговых каникулах;

— Будет производиться перестройка промышленности России. Причем это будет осуществляться не через государственные инвестиции и программы, требующие соответствующего контроля расходования средств, а частным и иностранным капиталом.

* * *

Обобщая описанный выше материал, следует отметить, что статья является отправным пунктом для дальнейших более глубоких исследований в области налогообложения. Предполагается рассмотреть следующие вопросы:

— поскольку в статье высокотехнологичные отрасли были обозначены довольно приближенно (что сказалось на точности оце-

Фискальная политика государства

нок), предполагается исследовать вопрос более точной оценки высокотехнологичных секторов российской экономики;

— оценка возможностей российского бюджета по снижению/от-мене налоговых ставок для высокотехнологичных отраслей российской экономики. Необходимо определить возможные границы и нагрузку на бюджет, который он сможет выдержать без нарушения финансирования необходимых проектов и программ. Это позволит оценить, насколько необходимо снизить налоговую нагрузку на высокотехнологичные отрасли;

— определение более предпочтительного варианта по сниже-нию/отмене ставок: одномоментное снижение на определенную небольшую величину; постепенное снижение налоговых ставок на существенную величину;

— примерная оценка экономического эффекта, который будет получен от снижения налоговых ставок. Необходимо с учетом мультипликатора оценить не только одномоментное снижение налоговой нагрузки на высокотехнологичные компании, но и также учесть накопленный (мультипликативный) эффект для экономики;

— следует определить, по каким именно налогам оптимально снижать налоговые ставки;

— инновационные компании, получившие налоговые послабления, могут употребить полученные средства не на развитие компании и повышение ее инновационности, а на другие цели. В данном случае необходимо отметить, что, несмотря на указанную проблему, появится возможность к переливу капитала в высокотехнологичные секторы российской экономики вследствие снижения налоговой нагрузки на компании таких секторов. Предполагается (однако для этого также необходимо осуществить отдельные расчеты), что высокотехнологичные секторы станут более привлекательными для создания производств, чем другие. Следствием станет создание новых высокотехнологичных производств, повышение конкуренции. Процессы приведут как к увеличению выпуска инновационной продукции в целом, так и к повышению инновационной активности компаний вследствие ужесточения конкуренции;

— важной задачей является идентификация высокотехнологичных компаний — это ключевая задача, поскольку от ее решения зависит эффективность мер по снижению налоговой нагрузки. Здесь необходимо также учесть, что при снижении налоговых ставок, могут быть сложности с увеличением потока псевдоинноваций. Это приведет к тому, что часть положительного эффекта будет потеряна, поскольку налоговые послабления получат компании, по сути не являющиеся высокотехнологичными.

Несмотря на довольно широкий круг вопросов, которые предстоит решить, статья показала принципиальную возможность их решения.

Ширяев А. А., Пекушкин К. Р.

Оценен возможный эффект для высокотехнологичных отраслей экономики. При этом учитывается тот факт, что нагрузка на бюджет не должна быть чрезмерной, иначе возможен бюджетный дефицит и нарушение финансирования различных государственных программ и проектов.

Литература

1. Стратегия инновационного развития РФ на период до 2020 г. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р.

2. Шелюбская Н. В. Политика ЕС по стимулированию инновационной деятельности частного бизнеса // Альманах «Наука, инновации, образование». Вып. 9. Июль 2010;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Ширяев А. А. «Управление знаниями в условиях переориентации российской экономики на инновационный путь развития». Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук по специальности 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством (управление инновациями), М. 2012.