Налоговая нагрузка

Содержание

Налоговая нагрузка по НДС: 2 примера расчета, проводки

Налоговая нагрузка по НДС – информационный показатель, на который налоговики обращают самое пристальное внимание. Ведь, если он ниже заявленных норм, то это повод для камеральной или выездной проверки. Определяется он расчетным путем. Порядок действий проверяющих регламентирован письмом ФНС от 17.07.2013г. №АС-4-2/12722@ «О работе комиссий по легализации налоговой базы». В данной статье мы рассмотрим как рассчитывается налоговая нагрузка по ндс на основе двух практических примеров.

Налоговая нагрузка по НДС: понятие и нормативная база

Прежде чем сдавать декларацию, налоговики рекомендуют проверить данные и рассчитать налоговое бремя самостоятельно.

Показатели, на которые необходимо обратить внимание:

  • Значимость заявленного к вычету НДС как отношения к налогооблагаемой базе. Он не может равняться или быть выше 89%.
  • Налоговые обязательства компании, уплачивающей НДС.

    Низкая налоговая нагрузка по налогу на прибыль

    Данный показатель письмом не определен. Но если провести аналогию с бременем предприятия по прибыли, то он не должен быть ниже 3% для производственных компаний и 1% — для предприятий торговли.

Формула и порядок расчета

Условия расчета вышеупомянутых данных указаны в приложении №4 письма ФНС «О работе комиссий…».

Для расчета удельного веса можно воспользоваться формулой:

Нв÷Бн × 100,

где:

Нв – НДС, предъявленный к вычету за отчетный период

Бн – налогооблагаемая база за отчетный период

Чтобы рассчитать налоговоебремя в приложении приведены 2 формулы: 1 – для операций на внутреннем рынке; 2 – для определения общих обязательств по НДС, то есть расчетов на внутрироссийском рынке и сделок, облагаемых по 0 процентной ставке.

  1. Чтобы рассчитатьобязательства на внутрироссийском рынке используется отношение налога к перечислению к налогооблагаемой базе

НДС(упл) ÷ Бнвн ×100

  1. Расчет обязательств по НДС в целом – отношение рассчитанного к перечислению НДС к сумме баз, подлежащих налогообложению

НДС (упл) ÷ (Бнвн + Бн 0%) × 100, где

НДС (упл) – рассчитанный налог к перечислению (стр. 040 разд. 1 декларации)

Бнвн – налогооблагаемая база на внутрироссийском рынке(Σ стр.010; 020;030; 040; 050; 060; 070 гр 3 разд. 3)

Бн 0% — налоговая база, облагаемая по «0» процентной ставке (Σ стр 020 по разд. 4).

Координаты строк приведены для бланка декларации по НДС, которая была утверждена приказом ФНС от 29.10.2014 г.

№ММВ-7-3/588@, действующей в 1 кв. 2016г.

Произвести расчет можно как за 1 квартал, так и за несколько (обычно год).

Показатели, которые воздействуют на налоговое бремя компании

Как видно из вышеприведенных формул, в каждой первоначально стоит рассчитанный НДС к перечислению. Для его расчета используются следующие данные:

  1. Налогооблагаемая база. Чем она выше, тем больше сумма налога к перечислению;
  2. Сумма налоговых вычетов, предъявленных в книге покупок. Чем данный показатель выше, тем меньше сумма НДС к перечислению;
  3. Уменьшает сумму к оплате величина НДС, исчисленного с произведенных строительно-монтажных работ;
  4. Величина налога, который был уплачентаможенникам или в органы ФНС (при импорте из стран ЕАЭС) и предъявленного к вычету, уменьшают показатель к оплате;
  5. Величина НДС с авансов на предоплату поставщикам, с подтвержденным использованием вычета уменьшает сумму к перечислению;
  6. Закрытые авансы покупателей также снижают показатель
  7. Величина уплаченного НДС в роли налогового агента – также снижает

    уровень НДС к оплате.

На показатель налогооблагаемой базы, также участвующий в формулах влияют следующие позиции:

  1. Товарооборот. Чем он выше, тем выше показатель облагаемой базы;
  2. Уменьшают базу операции, предусмотренные ст.146, 147, 148 149, 150 НК РФ;
  3. Увеличивают размер базы СМР для собственных нужд компании;
  4. Полученные авансы также увеличивают базу;
  5. Продажа с использованием 0 процентной ставки также уменьшает базу для обложения налогом.

Пример #1 расчета налоговой нагрузки

Рассмотрим на примере как влияет входящий НДС на налоговую нагрузку предприятия.

  1. Компания ООО «Ассорти» закупила в 1 квартале 2016 г. товары стоимостной оценкой 3 923 500 руб. (В т.ч. НДС 598 500 руб.)
  2. Продала за 4 618 200 руб. (в т.ч. НДС 704 471,18 руб.)
  3. Доп. Расходы (доставка, консультационные услуги и проч.) — 397 300 руб. (в т.ч. подтвержденный НДС 60 605,08руб.).
  4. НДС к уплате 45 365,10 руб. (704 471,18 – 598 500 – 60 605,08).
  5. Прибыль до налогообложения: 3 913 728,82 — 3 325 000 – 336 694,92– 45 365,10= 206 668,8 руб.
  6. Налог на прибыль 41 333,76 руб. ( 206 668,8 × 20%).
  7. Чистая прибыль составила 165 335,04  (206 668,8–41 333,76)

Рассмотрим типовые проводки

Дебет

Кредит Сумма Расчет
41 60 3 325 000 Поступили товары от поставщика
19 60 598 500

Входящий НДС

60 51 3 923 500 ТМЦ оплачены поставщику
68.2 19 598 500 НДС предъявлен к вычету
62 90 4 618 200 Продажа ТМЦ
90.3 68.2 704  471,18 Исходящий НДС
51 62 4 618 200 ТМЦ оплачены покупателем
44 76 336 694,92 Доп. Расходы
19 76 60 605,08 Входящий НДС по доп. Расходам
76 51 397 300 Доп. услуги оплачены контрагенту
68.2 19 60 605,08 НДС к вычету
44 68.4 41 333,76 206 668,8 × 20 % Прибыль
68.4 51 41 333,76 Оплачен налог на прибыль
90 99 165 335,04 206 668,8 – 41 333,76 Чистая прибыль

Рассчитаем удельный вес НДС к возмещению:

659 105,08 (598 500 + 60 605,08) (Нв) ÷ 3 913 728,82 × 100 = 16,84

Рассчитаем налоговую нагрузку на компанию:

45 365,10 (НДС упл) ÷ 3 913 728,82 (Бн) × 100 = 1,16

Пример #2 расчета налоговой нагрузки

Если фирма ООО «Ассорти» закупала ТМЦ без НДС, но по более низкой цене. Стоимость ТМЦ  3 000 000 руб. без НДС. Продала за 4 618 200 руб. (в т.ч. НДС 704 471,18 руб.) Доп. Расходы (доставка, консультационные услуги и проч.) — 397 300 руб. (в т.ч. подтвержденный НДС 60 605,08 руб.). НДС к уплате 643 866,10 руб. (704 471,18 – 60 605,08). Прибыль до налогообложения: 3 913 728,82 – 3 000 000 – 336 694,92 – 643 866,10 =  — 66 832,2 руб.

То есть организация понесла убытки в размере 66 833,2 руб.

Дебет Кредит Сумма Расчет Содержание
41 60 3000 000 Поступили товары от поставщика
60 51 3 000 000 ТМЦ оплачены поставщику
62 90 4 618 200 Реализация ТМЦ
90.3 68.2 704 471,18 Учтен исходящий НДС
51 62 4 618 200 ТМЦ оплачены покупателем
44 76 336 694,92 Доп. Расходы
19 76 60 605,08 Учтен входящий НДС по доп. Расходам
76 51 397 300 Доп. услуги оплачены контрагенту
68.2 19 60 605,08 НДС к вычету
99 90 66 833,2 Убытки предприятия

Удельный вес НДС к вычету

60 605,08 (Нв) ÷ 3 913 728,82× 100 = 1,55

Налоговая нагрузка по НДС в данном случае составит :

643 866,10 (НДС упл) ÷ 3 913 728,82 (Бн) × 100 = 16,45

Сравнивая 2 варианта, можем сделать вывод, что покупка ТМЦ у неплательщика НДС чревата уменьшением чистой прибыли (а в данном случае привела к убыткам) за счет увеличения расходов.

Налогоплательщику не грозит проверка ФНС по результатам деятельности компании за 1 кв. 2016 г.

Таким образом, на показатели налоговой нагрузки влияют очень много факторов. Но, если компания хочет снизить налоговые риски и привести обоснованные и документально-подтверждённые основания для подтверждения НДС, то ее главному бухгалтеру необходимо рассчитать налоговую нагрузку как по НДС, так и в целом по налогам предприятия.

Оцените качество статьи. Мы хотим стать лучше для вас:

Категория: Банки

Похожие статьи:

Формула чистых активов по балансу. Как рассчитать чистые активы по балансу: формула. Расчет чистых активов ООО: формула

Что значит — индексация заработной платы, как ее рассчитать

Как самому рассчитать подоходный налог с заработной платы

Как рассчитать зарплату по окладу (формула расчета)?

Как рассчитать НДС: формула расчета, примеры

ФНС РФ опубликовала данные по налоговой нагрузке и рентабельности по отраслям за 2016 год.

Данные о налоговой нагрузке за 2017 год ФНС опубликует до 5 мая 2018 года, когда будут обработаны результаты налоговых деклараций и отчетности за 2017 год.

Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ определены Критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков. Суть этих критериев в том, что ФНС указывает 12 признаков, по которым налоговики определяют "подозрительных" налогоплательщиков для проведения выездной налоговой проверки.

Рекомендую проверить свою налоговую нагрузку и рентабельность с отраслевыми значениями.

Налоговая нагрузка

Так, критерием под номером 1 (п. 4 Приложения 1 и Приложение 2) указан признак:

"Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности)."

ФНС РФ использует данные по налоговой нагрузке следуюшим образом — сравнивает налоговую нагрузку конкретного налогоплательщика с налоговой нагрузкой той отрасли, в которой этот налогоплательщик осуществляет свою деятельность.

Формула расчета налоговой нагрузки

Если налоговая нагрузка конкретного налогоплательщика существенно ниже отраслевой, то налоговый орган "присматривается" к такому налогоплательщику. Возможно это признак незаконной налоговой оптимизации.

Обычно, сначала к такому налогоплательщику поступает запрос, с просьбой пояснить причину низкой налоговой нагрузки. Затем, налоговый орган может провести выездную налоговую проверку такого налогоплательщика.

Поэтому указанную ФНС РФ налоговую нагрузку по видам экономической деятельности обычно называют как "безопасную налоговую нагрузку по видам экономической деятельности (по отраслям)".

В 2016 году в целом налоговая нагрузка немного снизилась до 9,6% (в сравнении с 9,7% в 2015 году)

Больше всего выросла налоговая нагрузка в 2016 году в отраслях:

Производство кожи, изделий из кожи и производство обуви — 7,3% в 2016 году (6,2% в 2015 году).

Производство целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона и изделий из них — 4,3% в 2016 году (3,5% в 2015 году).

Производство кокса и нефтепродуктов — 4,7% в 2016 году (2,6% в 2015 году).

Больше всего снизилась налоговая нагрузка в 2016 году в отраслях:

Добыча топливно-энергетических полезных ископаемых — 35,6% в 2016 году (41,5% в 2015 году).

Издательская и полиграфическая деятельность, тиражирование записанных носителей информации — 11,6% в 2016 году (13,4% в 2015 году).

Химическое производство — 3,5% в 2016 году (4,2% в 2015 году).

Строительство — 10,9% в 2016 году (12,7% в 2015 году).

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг — 15,4% в 2016 году (17,2% в 2015 году).

Подробнее о налоговой нагрузке:

Налоговая нагрузка — величина, которая показывает уровень налогового бремени налогоплательщика.

Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности (по отраслям) — налоговая нагрузка по видам экономической деятельности (по отраслям) определяется ежегодно федеральной налоговой службой Российской Федерации (ФНС РФ)

Рентабельность

Так, критерием под номером 11 (п. 4 Приложения 1 и Приложение 2) указан признак:

"Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики."

В 2016 году рентабельность продаж в целом снизилась до 8,1% (9,3% в 2015 году), а рентабельность активов возросла до 6,4% (5,0% в 2015 году).

Подробнее о рентабельности:

Рентабельность по видам экономической деятельности (по отраслям) — рентабельность по видам экономической деятельности (по отраслям) определяется ежегодно федеральной налоговой службой Российской Федерации (ФНС РФ).

Ссылки

Налоговую нагрузку по видам экономический деятельности за последний год и предыдущие годы можно скачать с сайта ФНС РФ по ссылке (в формате Excel):

Налоговая нагрузка по отраслям (nalog.ru)

Там же можно скачать рентабельность по видам экономический деятельности (в формате Excel):

Значения среднеотраслевых финансовых показателей по видам деятельности (nalog.ru)

Что еще?

Прочитайте книгу: Налоговый бенчмаркинг. Джаарбеков С.М. (litres.ru)

Закажите корпоративный тренинг: «Налоговый бенчмаркинг» от Джаарбекова Станислава

Закажите услугу: Экспресс-диагностика налогового планирования (taxd.ru)

Дополнительно

Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности в 2017 году — опубликована ФНС РФ в Приложении 3 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ "Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок".

Материалы по теме "Налоговый контроль"

Как посчитать налоговую нагрузку

Басалаева Е.В., кандидат экономических наук, ВЗФЭИ.

Вопрос о том, много или мало организация платит налогов, относится к категории риторических. Бытует и множество самых разнообразных терминов вроде "налоговое давление", "налоговая нагрузка", "налоговое бремя" и им подобных со сложными методиками расчета и оценки, которые тем не менее очень редко применяются в реальной повседневной бухгалтерской работе в силу их сложности, громоздкости, трудоемкости и неочевидности практической пользы. Поэтому предложим свое видение этой проблемы, причем исключительно в практическом, прикладном ее аспекте.

Итак, под налоговой нагрузкой на организацию будем понимать ту часть налоговых обязательств, которая фактически должна быть выплачена организацией и не может быть перенесена на других экономических субъектов (например, через повышение цен) или уменьшена, в результате применения налогового планирования, оптимизации налоговых платежей, другими доступными способами. Таким образом, налоговая нагрузка в абсолютном выражении меньше или равна сумме налоговых обязательств.

Например, продавая 100 единиц товара по цене 1000 руб. и ставке НДС 10%, организация получала в кассу 110 тыс. руб., из которых 10 тыс.

Что такое налоговая нагрузка и как ее посчитать

подлежало перечислению в бюджет и 100 тыс. руб. оставалось в распоряжении организации. Покупатели в этом случае платили 1100 руб. за единицу товара. Если объявлено, что ставка НДС будет повышена до 20%, то возможны следующие варианты.

Во-первых, отпускные цены на товар останутся прежними, так как конкуренция на рынке высока и спрос на товар не очень велик, т.е. покупать товар по цене, превышающей 1100 руб. за единицу, согласно меньшее количество покупателей. При прежних объемах продаж (100 единиц на 110 тыс. руб.) перечислению в бюджет подлежит 18 тыс. руб., а в распоряжении предприятия останется 92 тыс. руб. В этом случае налоговая нагрузка на организацию возрастет на 8 тыс. руб., или на 80%, тогда как налоговая ставка возросла в два раза (на 200%). Условия хозяйствования организации также ухудшатся, так как в ее распоряжении останется в 1,09 раза меньше денежных средств и придется приложить дополнительные усилия, чтобы по-прежнему в ее распоряжении оставалось 100 тыс. руб., т.е. продавать придется значительно большее количество товара при сохранении отпускных цен. Как правило, для этого потребуются дополнительные затраты на рекламу и т.п.

Во-вторых, отпускные цены на товар поднимутся в точном соответствии с изменившейся ставкой. Тогда, продавая 100 единиц товара по цене 1000 руб. и ставке НДС 20%, организация получит в кассу 120 тыс. руб., из которых 20 тыс. подлежит перечислению в бюджет. То есть фактически ни в деятельности организации, ни в ее финансовых результатах изменений не произошло. Налоговая нагрузка на организацию останется на прежнем уровне.

В-третьих, вследствие создавшегося ажиотажного спроса появляется возможность продавать товар по цене 1800 руб. за единицу. При сохранении объемов продаж в кассу предприятия поступит 180 тыс. руб., из которых перечислению в бюджет подлежит 30 тыс. руб., а в распоряжении предприятия останется 150 тыс. руб. В этом случае, несмотря на увеличение ставки налога, налоговая нагрузка на организацию снижается, так как повышение налоговой ставки было фактически перенесено на потребителя в результате повышения цен. Именно это имеют в виду за рубежом, когда употребляют известное выражение о том, что "корпорация никогда не платит налоги", так как фактически их оплачивает конечный потребитель. Аналогичного снижения налоговых платежей можно добиться, применяя налоговые льготы и другие методы налогового планирования.

На рассмотренных примерах хорошо видно, что для оценки налоговой нагрузки важна не столько величина налоговой ставки или размер налогооблагаемой базы, сколько средства, остающиеся в распоряжении предприятия после уплаты всех налогов. Причем имеет значение как величина прибыли (доходы за вычетом расходов), так и величина денежных средств в распоряжении предприятия (т.е. в составе выручки необходимо выделять оплаченную часть и часть, которая только подлежит оплате и представлена дебиторской задолженностью). Последнее обстоятельство важно потому, что налоги организация должна заплатить вне зависимости от того, расплатились ли с ней дебиторы (причем "живыми деньгами"!), в противном случае ей грозят штрафы и пени. Поэтому для расчетов важна фактически полученная выручка — та часть дебиторской задолженности за период, которая фактически оплачена. Другими словами, анализа только абсолютных изменений величины налоговых обязательств для оценки налоговой нагрузки недостаточно, так как в них отсутствует основная составляющая экономического смысла налоговой нагрузки как категории, а именно — ее связь с показателями финансово-хозяйственной деятельности организации, прежде всего с прибылью и выручкой, остающейся в распоряжении организации после уплаты налогов.

На практике оценить налоговую нагрузку можно и "на глазок", не прибегая к сложным вычислениям. Так, если величина всех уплачиваемых налогов более 40% от прибыли, то налоговая нагрузка уже перешла в налоговое бремя (см. ниже), при таком уровне налогообложения бизнесом заниматься невыгодно, так как интересы государства в лице налоговых органов в этом бизнесе преобладают над интересами собственников. Это свидетельствует о существенном возрастании налоговых рисков, связанных с непомерным увеличением налоговых расходов (затрат, издержек, обязательств). Следовательно, необходимо принять срочные меры по снижению доли налоговых расходов (затрат, издержек, обязательств).

В интервале от 20 до 40% налоговая нагрузка является нормальной. Разброс свидетельствует о возможности снижения налоговых расходов (затрат, издержек, обязательств). Чем ближе к 40%, тем больше таких неиспользованных возможностей.

Коэффициент менее 20% свидетельствует о существенном возрастании налоговых рисков, связанных с возможными налоговыми санкциями. Чем меньше эта доля, тем выше риск для организации обратить на себя внимание в связи с возможным использованием "серых", непроверенных или незаконных налоговых схем, отмывании денежных средств и прочих серьезных нарушений.

Объективно оценить, является ли уклонение от уплаты налогов добровольной или вынужденной мерой, позволяет расчет налогового бремени. Налоговое бремя организации — это та часть налоговой нагрузки, при которой деятельность организации перестает быть эффективной. Это происходит, когда прибыль на единицу продукции с учетом расходов на налогообложение оказывается меньше либо равной нулю. В этом случае организация прекращает рост и развитие, поскольку не имеет собственных ресурсов. Другими словами, организация не имеет прибыли и денежных средств, которые могли бы быть реинвестированы или иным образом распределены. Ниже приведены примеры изменения налоговой нагрузки и ее перехода в налоговое бремя при изменении налоговой ставки для различных условий.

При ставке 30% видим, что организация будет жизнеспособна при условии, если фактическая прибыль превышает нулевое значение. Так, при заданных условиях налоговая нагрузка переходит в налоговое бремя при доле выручки в цене не более 30% и доле затрат в цене, близких к нулю. Аналогичный, но более очевидный случай имеем при доле в цене фактически полученной выручки, равной 100%, и доле затрат в цене не менее 100%. Другие соотношения легко проследить в приведенной таблице.

Доля фактически полученной выручки, равная 100%, означает отсутствие дебиторской задолженности как таковой. На практике это характерно, например, для розничной торговли за наличные. Соотношение затрат к цене, близкое к 0%, на практике встречается в сфере услуг интеллектуального и культурного характера. Например, частный консультант оказывает платные услуги представителям малого бизнеса или литератор получает гонорары за написанные сценарии. В приведенных примерах основная часть затрат приходится на знания и опыт консультанта и на литературный талант писателя. Затраты материалов (например, канцтоваров) или машинного времени (например, использование компьютера) не столь значительны. Если не рассматривать плату за интеллектуальные усилия как заработную плату, то доля затрат в цене приближается к нулю.

При тех же условиях для ставки налога на прибыль, равной 24%, имеем следующее. Налоговая нагрузка переходит в налоговое бремя при доле в цене фактически полученной выручки не более 20%. Указанные расчеты не только подтверждают тот факт, что при снижении налога на прибыль организации могут себе позволить выпускать менее рентабельную продукцию, но и показывает допустимые пределы такой рентабельности. Более того, имея указанный расчет, организации могут выпускать продукцию с желаемым уровнем рентабельности, а также регулировать уровень рентабельности исключительно "внутренними" методами, т.е. управляя величиной соответствующих затрат.

Оценка налогового бремени является гораздо более трудоемкой процедурой. Однако она позволяет эффективно управлять налоговыми затратами, оставаясь при этом в рамках закона. Такая методика разработана и апробирована автором и хорошо зарекомендовала себя на практике. В ее основе лежит предложенная автором налоговая кост-карта. Однако об этом, если читателю будет интересно, речь пойдет в следующий раз.

Доля прибыли (+)/убытка (-) в цене с учетом фактически полученной выручки, % (допущенная : налог на прибыль = 30% и полученная расчетная прибыль равна налогооблагаемой прибыли)

Доля затрат в цене, %
0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100
Д в 0 -30 -37 -44 -51 -58 -65 -72 -79 -86 -93 -100
о ф п ы 10 -20 -27 -34 -41 -48 -55 -62 -69 -76 -83 -90
л а о р 20 -10 -17 -24 -31 -38 -45 -52 -59 -66 -73 -80
я к л у 30 0 -7 -14 -21 -28 -35 -42 -49 -56 -63 -70
т у ч 40 10 3 -4 -11 -18 -25 -32 -39 -46 -53 -60
в и ч к 50 20 13 6 -1 -8 -15 -22 -29 -36 -43 -50
ч е и 60 30 23 16 9 2 -5 -12 -19 -26 -33 -40
ц е н 70 40 33 26 19 12 5 -2 -9 -16 -23 -30
е с н в 80 50 43 36 29 22 15 8 1 -6 -13 -20
н к о 90 60 53 46 39 32 25 18 11 4 -3 -10
е и й % 100 70 63 56 49 42 35 28 21 14 7 0

Доля прибыли (+)/убытка (-) в цене с учетом фактически полученной выручки, % (допущенная : налог на прибыль = 24% и полученная расчетная прибыль равна налогооблагаемой прибыли)

Доля затрат в цене, %
0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100
Д в 0 -24 -32 -39 -47 -54 -62 -70 -77 -85 -92 -100
о ф п ы 10 -14 -22 -29 -37 -44 -52 -60 -67 -75 -82 -90
л а о р 20 -4 -12 -19 -27 -34 -42 -50 -57 -65 -72 -80
я к л у 30 6 -2 -9 -17 -24 -32 -40 -47 -55 -62 -70
т у ч 40 16 8 1 -7 -14 -22 -30 -37 -45 -52 -60
в и ч к 50 26 18 11 3 -4 -12 -20 -27 -35 -42 -50
ч е и 60 36 28 21 13 6 -2 -10 -17 -25 -32 -40
ц е н 70 46 38 31 23 16 8 0 -7 -15 -22 -30
е с н в 80 56 48 41 33 26 18 10 3 -5 -12 -20
н к о 90 66 58 51 43 36 28 20 13 5 -2 -10
е и й % 100 76 68 61 53 46 38 30 23 15 8 0

Как самостоятельно рассчитать налоговую нагрузку компании

Для выездных проверок инспекторы отбирают налогоплательщиков на основе общедоступных критериев риска. Как компании оценить их самостоятельно, рассмотрим на примере расчета налоговой нагрузки.

Ситуация. Концепция системы планирования выездных налоговых проверок утверждена Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ (далее — Концепция). Налогоплательщик, соответствующий указанным в ней критериям, с большой долей вероятности будет включен в план проверок. Основным показателем, характеризующим степень риска, является налоговая нагрузка. Этот показатель применяется только в отношении организаций, использующих общий режим налогообложения.

В Концепции сказано, что налоговая нагрузка рассчитывается как соотношение суммы уплаченных налогов по данным отчетности налоговых органов и оборота (выручки) организаций по данным Росстата. При этом конкретная методика расчета не указана, поэтому в разных регионах могут применять ее разные варианты.

Вариант первый. Можно определить налоговую нагрузку (Н) исходя из уплаченных налогов и выручки от реализации (без учета других оборотов компании) по формуле:

Н = (УН — УНА) : В x 100,

где УН — общая сумма уплаченных налогов;

УНА — сумма налогов, уплаченных в качестве налогового агента;

В — выручка от реализации товаров, работ, услуг.

Причем перечисленный НДФЛ не учитывается в общей сумме уплаченных налогов. Ведь в отношении его компания является налоговым агентом. По этой же причине не должны сказываться на налоговой нагрузке и суммы других уплаченных в качестве налогового агента налогов. Например, НДС и налог на прибыль, удержанные с доходов иностранной компании, НДС, удержанный при аренде государственного имущества.

Уплата налогов определяется по карточкам расчетов с бюджетом. Речь идет о суммах, уплаченных в течение календарного года (с 1 января по 31 декабря), а не о суммах, перечисленных по декларациям за этот год. Получается, что в расчет попадают суммы налогов, уплаченные в текущем году за предыдущий, и не попадают суммы, уплаченные в следующем году за текущий.

Вместе с тем неясно, нужно ли из общей суммы уплаченных налогов вычитать сумму НДС, возмещенную из бюджета. Ведь, по сути, она снижает уровень налоговой нагрузки. Если исходить из дословного толкования положений Концепции, сумма уплаченных налогов должна определяться без каких-либо исключений.

Показатель выручки следует брать из отчета о прибылях и убытках, то есть за минусом НДС и акцизов.

После расчета налоговой нагрузки определяется наличие и размер отклонения от среднеотраслевых показателей. Они приведены в Приложении N 3 к Концепции. В сноске к этому Приложению говорится, что данные за 2010 г. произведены без учета поступлений по страховым взносам. Значит, расчет налоговой нагрузки за этот год нужно производить также без их учета.

Если налоговая нагрузка окажется ниже среднеотраслевой, то компанию, скорее всего, будут рассматривать в качестве объекта более углубленного предпроверочного анализа с целью проведения выездной проверки.

За 2011 г. средние показатели по отраслям пока отсутствуют. Поэтому рассмотрим расчет за 2010 г. (см. пример 1 ниже). Отметим, что недостаточно проанализировать налоговую нагрузку за один год. Если компанию не проверяли более трех лет, нужно проследить динамику показателя за последние три года.

Пример 1. ООО "Компания" в 2010 г. производило хлебобулочные изделия. В том же году организация уплатила НДС в сумме 2 млн руб., налог на прибыль — 8 млн руб., прочие налоги — 1 млн руб., в том числе НДФЛ — 0,5 млн руб. При этом, кроме НДФЛ, другие налоги в качестве налогового агента организация не перечисляла. Выручка без НДС за 2010 г., согласно отчету о прибылях и убытках, составила 121 млн руб.

Налоговая нагрузка организации за 2010 г. исходя из сумм уплаченных налогов равна 8,7% .

Для производства пищевых продуктов средний показатель налоговой нагрузки за 2010 г. составлял 15,4%. Следовательно, у ООО "Компания" налоговая нагрузка меньше, чем средняя по отрасли (8,9% < 15,4%), практически вдвое.

Вариант второй. Налоговики могут отслеживать налоговую нагрузку и по начисленным за год налогам. Формула для расчета в большинстве случаев выглядит так:

Н = : В x 100,

где ИНП — значение строки 180 "Сумма исчисленного налога на прибыль — всего" листа 02 декларации по налогу на прибыль;

ИНДС — значение строки 120 "Общая сумма НДС, исчисленная с учетом восстановленных сумм налога" разд. 3 декларации по НДС;

ВНДС — значение строки 220 "Общая сумма НДС, подлежащая вычету" разд. 3 декларации по НДС;

НИ — строка 220 "Сумма налога за налоговый период" разд. 2 декларации по налогу на имущество;

ТН — строка 030 "Исчисленная сумма налога, подлежащая уплате в бюджет" разд. 1 декларации по транспортному налогу.

Конечно, если организация уплачивает другие налоги, то в числителе будет больше значений. При этой методике сумма НДС, заявленная к возмещению из бюджета, будет участвовать в расчете, то есть снижать уровень налоговой нагрузки (см. пример 2 ниже).

Пример 2. Дополним условия примера 1. Предположим, ООО "Компания" за 2010 г. исчислило НДС в сумме 9 млн руб., вычеты по НДС — 6 млн руб., налог на прибыль — 10 млн руб., налог на имущество — 0,5 млн руб., транспортный налог — 0,1 млн руб. Суммы налогов, начисленные в качестве налогового агента, в расчете не участвуют. Налоговая нагрузка за 2010 г. исходя из сумм начисленных налогов равна 11,2% . Таким образом, у ООО "Компания" налоговая нагрузка меньше, чем среднеотраслевая (11,2% < 15,4%).

Вариант третий. У многих компаний прочие доходы, не учитываемые в составе выручки, составляют значительную величину.

Минимальная налоговая нагрузка по налогу на прибыль

Поэтому на практике применяется еще одна методика расчета, при которой в знаменателе, помимо выручки, учитываются иные доходы, отражаемые в отчете о прибылях и убытках. При такой методике уровень налоговой нагрузки снижается и ее динамику нужно отслеживать особенно тщательно:

Н = (УН — УНА) : (В + ДУ + ПП + ПД) x 100,

где ДУ — значение строки "Доходы от участия в других организациях" отчета о прибылях и убытках;

ПП — значение строки "Проценты к получению" отчета о прибылях и убытках;

ПД — значение строки "Прочие доходы" отчета о прибылях и убытках.

Пример 3. Продолжим пример 1. Помимо выручки, в отчете о прибылях и убытках за 2010 г. у ООО "Компания" отражены проценты к получению — 0,5 млн руб. и прочие доходы — 22 млн руб. Налоговая нагрузка за 2010 г. исходя из сумм уплаченных налогов равна 7,3% . Таким образом, налоговая нагрузка более чем в два раза ниже среднеотраслевой (7,3% < 15,4%).

Е.В.Мелконян

Советник государственной

гражданской службы РФ 1-го класса