Налогоплательщики и плательщики сборов

Содержание

Может организация обратиться в Налоговую службу, чтобы проверить правильность исчисления налогов?

Налоговые органы в ходе проверок и при подаче организациями деклараций проводят сверки и проверяют правильно ли был посчитан налог. Эта деятельность имеет название — налоговый контроль. И это обязанность налоговых служб. Однако интересен вопрос, могут ли фирмы проверять свои расчёты по налогам вне рамок налоговых проверок. Права налогоплательщиков перечисляются в ст 21 НК РФ. Помимо указанных в этой статье прав, плательщики имеют и другие, предусмотренные законодательством права. Они могут содержаться как в Налоговом кодексе, так и в других актах. В НК РФ в 2014 году были внесены изменения. Ранее в кодексе не было прописано право фирмы-налогоплательщика направить в налоговую службу просьбу о проверке правильности своих подсчётов. Проверить точность своих данных заранее было невозможно и все ошибки выявлялись уже в ходе проверок. Однако НК РФ был дополнен еще одним разделом, полностью посвященным новой форме налогового контроля. Теперь существует еще одно понятие — налоговый мониторинг. И в рамках мониторинга как раз и проводится проверка правильности налоговых подсчётов. Организации имеют право обратиться в налоговый орган с заявлением о проведении такого мониторинга (ст 105.26 НК РФ). Но при этом должны быть соблюдены сразу три условия:

  • общая сумма всех налогов фирмы за предшествующий год должна быть не меньше 300 млн. рублей;
  • сумма всех совокупных доходов фирмы за предшествующий год (по данным бухгалтерской годовой отчётности) — не меньше 3 млрд. рублей;
  • общая стоимость активов фирмы (по данным отчётности) на 31 декабря предшествующего мониторингу года — не меньше 3 млрд. рублей.

Таким образом, налоговым мониторингом могут воспользоваться только крупные компании с достаточно большими доходами и налоговыми отчислениями. Такое право они имеют с 1 января 2015 года благодаря изменениям НК РФ. Период проведения мониторинга — год, идущий после года подачи заявления о такой проверке. Начинается процесс 1 января проверяемого года и заканчивается 1 октября года, идущего после проверяемого. Заявление о мониторинге подаётся не позднее 1 июля предшествующего проверяемому периоду года. К нему прилагается определенный список документов. Форма заявления о проведении налогового мониторинга утверждена Приказом ФНС России от 07.05.2015 N ММВ-7-15/184@.

Возможно ли в индивидуальном порядке получить освобождение от уплаты НДФЛ?

НДФЛ платят граждане — это налог, удерживаемый с их дохода. По Конституции нашей страны все граждане находятся в равных правах по отношению друг к другу и в равной степени отвечают по своим обязательствам. Налогообложение в России также признаётся всеобщим и равным — все платят законно установленные налоги. Налоговые льготы существуют. Устанавливаются они законодательно и могут применяться только в прямом соответствии с законом. Освобождение от уплаты налога — это льгота. Льготы направлены на определённый круг лиц, к примеру, на социальную группу. Они носят адресный характер. Сужать или расширять аудиторию льготников может только законодатель. По ст 56 НК РФ нормы, касающиеся налогообложении не могут быть индивидуальными. Поэтому физические лица от уплаты НДФЛ в индивидуальном порядке не освобождаются. Они могут быть освобождены от этого налога, только если их доходы относятся к не облагаемым в силу закона. Но важно заметить, что по ст 21 НК РФ все плательщики налога могут облегчить себе его уплату, если она кажется им неосуществимой в определённый момент. Если права на льготу в виде освобождения от налога у гражданина нет, то он вправе рассчитывать на рассрочку, отсрочку или не инвестиционный налоговый кредит (пп 4 п 1 ст 21 НК РФ). Заявление с просьбой о рассрочке или отсрочке платежа по НДФЛ нужно подать в налоговый орган по месту жительства.

Энциклопедия МИП » Налоговое право » Налогоплательщики » Обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов)

Основной обязанностью налогоплательщиков является обязанность уплачивать налоги.

Понятие обязанностей налогоплательщиков (плательщиков сборов)

Права и обязанности налогоплательщиков закреплены статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ, Кодекс). В соответствии со статьей субъекты налогообложения оплачивают законно установленные налоги и сборы (НДС, НДФЛ, налог на прибыль и другие).

В статье рассмотрим порядок исполнения обязанностей налогоплательщиков, которые устанавливает налоговое законодательство (Кодекс).

Налогоплательщики – субъекты налогового учета, которые, как указывает Кодекс, подлежат постановке на учет в налоговую инспекцию по месту регистрации организаций, подразделений, места жительства физического лица, а также по нахождению собственности: недвижимого и движимого имущества (объекты налогообложения) физических и юридических лиц.

Обязанностью налогоплательщика являются обязанности физических лиц, организаций, индивидуального предпринимателя установленные конституционно, по уплате налогов и сборов, в полном объеме и своевременно, в пользу государства.

Законодательство предполагает, что исполнение обязанностей налогоплательщиков (предпринимателя, организации либо физического лица) – это порядок правильного правового поведения лиц, оплачивающих налоги и сборы. В такую обязанность входит и ведение налогового учета.

Основные обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов)

Основные обязанности по уплате налогов и сборов установлены в статье 23 НК РФ. Законодательство устанавливает и другие обязанности и порядок уплаты.

Сегодня обязанностями, которые устанавливает Кодекс, являются следующие две группы:

  • обязанности по уплате налогов и сборов;
  • обязанности по осуществлению налогового учета и контроля.

Пункт 1 ст. 23 НК РФ относит к обязанностям следующее:

  • обязанности по уплате законных налогов;
  • осуществление налогового учета и постановка на учет в налоговую физических и юридических лиц;
  • осуществление учета доходов и расходов;
  • предоставление налоговых деклараций;
  • предоставление по первому требованию налоговых органов документов о доходах и расходах, журнала хозяйственных операций и финансовую отчетность.
  • исполнение требований налогового учета по устранению нарушений законодательства о налогах и сборах.

Помимо вышеперечисленного, обязанностью налогоплательщика являются обязанности по сохранению данных бухгалтерского и налогового учета в течение 4 лет. Законодательство содержит порядок того, что налогоплательщик должен предоставить в налоговую информацию об участии в российских организациях, о наличии филиалов.

Если налогоплательщик – из физических лиц, то помимо вышеперечисленных обязательств по уплате, законодательство обязывает его сообщать о наличии в собственности объектов недвижимости, транспортных средств для ведения качественного учета.

Сообщение подается в форме копий документов о собственности и бланков, подтверждающих, что объект налогообложения государственно зарегистрирован.

Деятельность банков также является объектом налогообложения. Так, к финансовым учреждениям применим общий порядок по обязательствам перед налоговыми органами. Ст. 76 НК РФ устанавливает налоговые обязанности банков по конкретным актам о налогах. Так, руководство банков обязано предоставить сведения об остатке средств налогоплательщиков.

Среди таких – организации – клиенты банков. Считается, что юридические справки банков необходимо предоставить в налоговую при закрытии счета. Однако сегодня специалисты банков предоставляют сведения самостоятельно.

Кодекс в рамках статьи 23 позволяет применять к налогообложению деятельности банков общий порядок, если банк выступает собственником определенного имущества.

Исполнение обязанностей налогоплательщиком (плательщиком сборов)

Налогоплательщик должен исполнять порядок по уплате в сроки, которые установило законодательство. Исполнение обязательств должно сопровождаться контролем за наличием документов, полученных от контрагентов (для предпринимателя, организации).

Так, например, уплата НДС в бюджет должна быть произведена строго по периодам – раз в месяц или квартал, в зависимости от категории плательщика НДС. Ставки, установленные Кодексом, также должны соблюдаться.

Налогоплательщики должны самостоятельно и систематически производить оценку рисков своей деятельности и своевременно оценить налоговые проблемы и уточнять возникающие обязательства по уплате налогов и сборов.

Если налогоплательщик не указывает личные контакты руководства, документально не подтверждает полномочия руководителя организаций-контрагентов, не прилагает копии документов, удостоверяющих личность и фактическое местонахождение, то служба налоговых органов квалифицируют его как проблемного (сомнительного), и у плательщика возникают проблемы с открытием счетов в банке.

Налоговые обязанности индивидуального предпринимателя должны подтверждаться документальными сведениями.

Поскольку деятельность предпринимателя – это рискованная деятельность, и для уменьшения величины налогов путем получения льгот, вычетов, налогоплательщик не должен бездействовать.

Таким образом, любой плательщик налогов и сборов должен осуществлять исполнение своих обязанностей, и осознавать риски, вызываемые бездействием. Кроме того, не проверив должные документы и информацию, все неблагоприятные последствия лягут на плечи индивидуального предпринимателя.

Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика (плательщика сборов)

Налогоплательщики в виде физического лица или предпринимателя, как указывает Кодекс, могут быть освобождены от исполнения обязанностей по оплате налогов и сборов. Освобождение от уплаты налогов и сборов утверждено статьей 145 НК РФ. При этом дополнительными статьями являются

В первую очередь освобождаются от уплаты те плательщики, сумма выручки которых за предыдущие три последовательных месяца не превысила 2 миллиона рублей (пункт 5 ст. 145 НК РФ). Из этого правила Кодекс исключает организации и индивидуальных предпринимателей, реализующих подакцизные товары.

Лица, претендующие на освобождение от уплаты, должны предоставить в налоговую письменное заявление и документы, подтверждающие право на освобождение (установлены пунктом 6 ст. 145 НК РФ).

Указанные документы должны быть предоставлены не позднее 20-го числа месяца, с которого налогоплательщики претендуют на освобождение от уплаты. Форма заявления на освобождение от оплаты налогов и сборов утверждена Министерством финансов Российской Федерации.

Кодекс устанавливает право на освобождение, действующее 12 календарных месяцев. После истечения этого срока плательщики, осуществляющие исполнение по уплате налогов и сборов, должны предоставить для налоговых органов:

  • документы о совокупной выручке от реализации товаров и услуг на три календарных последовательных месяца;
  • уведомление о продлении прав на освобождение в течение последующих 12 календарных месяцев или об отказе от использования данного права.

Если во время периода, когда было использовано право на освобождение, выручка превысила 2 миллиона рублей или плательщик осуществлял продажу подакцизных товаров, то право на освобождение утрачивается с 1 числа месяца, в котором произошло такое превышение (пункт 5 ст. 145 НК РФ).

При этом, укрывательство данного факта от налоговых органов влечет за собой восстановлению суммы налога и уплате ее в бюджет в установленном порядке, а также взыскание соответствующих налоговых санкций и штрафов.

Отдельно рассмотрим вопрос об освобождении от уплаты НДС. Освобождение производится, если организации и предприниматели, связанные с небольшими оборотами, предоставят юридические справки о величине выручки за период.

Считается, что такие субъекты могут не платить НДС в течение 12 месяцев, а также не предоставлять юридические декларации по НДС. Кроме того, налогоплательщики, получившие освобождение от НДС, могут не определять налоговую базу и не вести книгу доходов и расходов, связанные с деятельностью компаний.

Ответственность за неисполнение обязанностей налогоплательщиком (плательщиком сборов)

Если плательщик отказывается выполнять обязанности по уплате налогов и сборов, то он несет ответственность по российскому законодательству. Регулирует такие правоотношения пункт 5 ст. 23 НК РФ.

Ниже представим основные обязанности налогоплательщиков (по НК РФ):

1. За нарушение сроков подачи заявления о постановке на налоговый учет ответственность — 10000 рублей;

2. За непредоставление достоверной налоговой декларации ответственность — 200 рублей;

3. За нарушение правил учета доходов и расходов ответственность — 10000 рублей;

4. За неуплату (неполную уплату) сумм налога в результате занижения налоговой базы ответственность — 20% неуплаченных сумм налога;

5. За непредставление в установленный срок налогоплательщиком справки и иных сведений, которые устанавливает законодательство, ответственность — 200 рублей за каждый документ.

Стоит отметить, что существуют определенные сроки уплаты налогов, в т.ч. и НДС, которые необходимо соблюдать. При отсутствии должного контроля за обязательствами могу возникнуть проблемы с получением справок и иных документов как в налоговой инспекции, так и в банках.

Таким образом, невыполнение обязанностей налогоплательщика по уплате влечет за собой финансовые взыскания.

Если налогоплательщик не предоставляет своевременно необходимые документы, скрывает информацию о себе или предоставляет неверные сведения, то налоговые специалисты налоговых органов вправе призвать его к ответственности даже путем заморозки счета в банке.

&lt&lt оглавление..

Раздел II. Налогоплательщики и плательщики сборов.

Налоговые агенты. Представительство в налоговых правоотношениях

Глава 3. Налогоплательщики и плательщики сборов. Налоговые агенты

Статья 19. Налогоплательщики и плательщики сборов

Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица , на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

В порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.

Статья 20. Взаимозависимые лица

1. Взаимозависимыми лицами для целей налогообложения признаются физические лица и (или) организации , отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц, а именно:

1) одна организация непосредственно и (или) косвенно участвует в другой организации, и суммарная доля такого участия составляет более 20 процентов. Доля косвенного участия одной организации в другой через последовательность иных организаций определяется в виде произведения долей непосредственного участия организаций этой последовательности одна в другой;

2) одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;

3) лица состоят в соответствии с семейным законодательством Российской Федерации в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя и усыновленного, а также попечителя и опекаемого.

2. Суд может признать лица взаимозависимыми по иным основаниям, не предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи, если отношения между этими лицами могут повлиять на результаты сделок по реализации товаров (работ, услуг).

Статья 21. Права налогоплательщиков (плательщиков сборов)

1. Налогоплательщики имеют право:

1) получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения;

2) получать от Министерства финансов Российской Федерации письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, от финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований — по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах;

3) использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;

4) получать отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных настоящим Кодексом;

5) на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;

6) представлять свои интересы в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, лично либо через своего представителя;

7) представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;

8) присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;

9) получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов;

10) требовать от должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;

11) не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие настоящему Кодексу или иным федеральным законам;

12) обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия (бездействие) их должностных лиц;

13) на соблюдение и сохранение налоговой тайны;

14) на возмещение в полном объеме убытков, причиненных незаконными актами налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц;

15) на участие в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки или иных актов налоговых органов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

2. Налогоплательщики имеют также иные права, установленные настоящим Кодексом и другими актами законодательства о налогах и сборах.

3. Плательщики сборов имеют те же права, что и налогоплательщики.

Статья 22. Обеспечение и защита прав налогоплательщиков (плательщиков сборов)

1. Налогоплательщикам (плательщикам сборов) гарантируется административная и судебная защита их прав и законных интересов.

Порядок защиты прав и законных интересов налогоплательщиков (плательщиков сборов) определяется настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

2. Права налогоплательщиков (плательщиков сборов) обеспечиваются соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обеспечению прав налогоплательщиков (плательщиков сборов) влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами.

Статья 23. Обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов)

1. Налогоплательщики обязаны:

1) уплачивать законно установленные налоги;

2) встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена настоящим Кодексом;

3) вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;

4) представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;

5) представлять по месту жительства индивидуального предпринимателя, нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, учредившего адвокатский кабинет, по запросу налогового органа книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций; представлять по месту нахождения организации бухгалтерскую отчетность в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом «О бухгалтерском учете», за исключением случаев, когда организации в соответствии с указанным Федеральным законом не обязаны вести бухгалтерский учет или освобождены от ведения бухгалтерского учета;

6) представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;

7) выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;

8) в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов;

9) нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

2. Налогоплательщики — организации и индивидуальные предприниматели помимо обязанностей, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, обязаны письменно сообщать в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя:

1) об открытии или о закрытии счетов (лицевых счетов) — в течение семи дней со дня открытия (закрытия) таких счетов. Индивидуальные предприниматели сообщают в налоговый орган о счетах, используемых ими в предпринимательской деятельности;

2) обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия;

3) обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации, — в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения или прекращения деятельности организации через обособленное подразделение (закрытия обособленного подразделения). Указанное сообщение представляется в налоговый орган по месту нахождения организации;

4) о реорганизации или ликвидации организации — в течение трех дней со дня принятия такого решения;

абзац шестой утратил силу.

3. Нотариусы, занимающиеся частной практикой, и адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, обязаны письменно сообщать в налоговый орган по месту своего жительства об открытии (о закрытии) счетов, предназначенных для осуществления ими профессиональной деятельности, в течение семи дней со дня открытия (закрытия) таких счетов.

4. Плательщики сборов обязаны уплачивать законно установленные сборы и нести иные обязанности, установленные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

5. За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

6. Налогоплательщики, уплачивающие налоги в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, также несут обязанности, предусмотренные таможенным законодательством Российской Федерации.

7. Сведения, предусмотренные пунктами 2 и 3 настоящей статьи, сообщаются по формам, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Статья 24. Налоговые агенты

1. Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.

2. Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Обеспечение и защита прав налоговых агентов осуществляются в соответствии со статьей 22 настоящего Кодекса.

3. Налоговые агенты обязаны:

1) правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующие счета Федерального казначейства;

2) письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и о сумме задолженности налогоплательщика в течение одного месяца со дня, когда налоговому агенту стало известно о таких обстоятельствах;

3) вести учет начисленных и выплаченных налогоплательщикам доходов, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации налогов, в том числе по каждому налогоплательщику;

4) представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов;

5) в течение четырех лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налогов.

4. Налоговые агенты перечисляют удержанные налоги в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом для уплаты налога налогоплательщиком.

5. За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 25. Утратила силу с 1 января 2007 г.

&lt&lt предыдущая глава..
следующая глава.. &gt&gt

Способы защиты прав налогоплательщиков — это совокупность шагов, которые любой гражданин может предпринять для защиты своих законных прав. Расскажем, какие способы и формы защиты есть у налогоплательщиков. Рассмотрим каждый соответствующий компонент. Поговорим и об ответственности налогоплательщиков за соответствующие правонарушения.

Способы защиты прав налогоплательщиков

По ч. 2 ст. 45 Конституции РФ, каждый может защищать свои права любыми способами, которые законодательство не запрещает. Налогоплательщикам гарантируется три способа защиты их прав:

  • административный (в целом регулируется гл. 19, 20 НК, в рамках данной статьи будут рассмотрены частично);
  • судебный (гл. 21, 22 КАС и гл. 24 АПК, аналогично предыдущему пункту, будут освещены не полностью);
  • самозащита, предусмотрена п. 11 ст. 21 НК.

Перечисленные защитные способы гарантируются актуальным НК РФ. Теперь подробнее о каждом из них.

Административный способ защиты прав налогоплательщиков

Защита прав налогоплательщиков в административном порядке происходит в режиме гл. 19 и 20 НК. В рамках административной защиты обжалуются:

  • ненормативные акты налоговых органов (влияют на конкретных лиц, скажем, требование об уплате налога или пеней);
  • действия (бездействие) должностных лиц этих органов, которыми, по мнению налогоплательщика, нарушены его права.

Такое обжалование происходит в вышестоящем налоговом органе.

Виды жалоб:

  • жалоба в вышестоящий налоговый орган (ВНО) — оспаривают вступившие в силу ненормативные акты налоговиков, действия (бездействия) соответствующих должностных лиц;
  • апелляционная жалоба — когда оспаривают не вступившее в силу решение фискальщиков об ответственности за налоговое правонарушение или отказ в этом, которые вынесены в режиме ст. 101 НК, когда лицо считает, что таким образом нарушают его права.

Решение по жалобам ВНО принимают в течение месяца с момента ее поступления, при необходимости его продлевает. По иным жалобам подобный срок — 15 дней, также может быть продлен. Если в указанные сроки на претензию не отреагировали, ее можно обжаловать в суд. Итоги рассмотрения жалоб перечислены в п. 3 ст. 140 НК.

Решения фискальщиков, действия (бездействие) их сотрудников могут обжаловаться в суде лишь после их административного оспаривания. Исключениями, с которыми можно отправляться сразу в суд, будут:

  • реакции ВНО на жалобы, включая апелляционные, причем и их можно обжаловать в вышестоящем органе;
  • акты ФНС, поступки (их отсутствие) ее сотрудников — с ними спорят только через судопроизводство.

Обжалование акта или действия в ВНО не приостанавливает их. По заявлению обжалователя приостановка (до принятия решения по претензии) возможна, когда оспаривают вступившее в силу привлечение к ответственности за налоговое нарушение либо отказ в этом. Соответствующее заявление подается одновременно с жалобой и банковской гарантией, по которой банк обязуется внести обязательный платеж по спорному решению. Банковская гарантия должна соответствовать п. 5 ст. 74.1 НК и другим условиям из п. 5 ст. 138 НК.

Как подать жалобу

Жалобу в ВНО подают через орган, принявший, совершивший спорное решение (действие). Передается петиция со всеми материалами в течение трех дней со времени ее поступления. Получив претензию орган, нарушивший права налогоплательщика, обязательно принимает меры, устраняющие такое нарушение. Если его получилось устранить, об этом сообщается в ВНО (с приложением подтверждающих документов, если они есть) в течение трех дней с момента устранения.

На указанные действия у пострадавшего лица есть год со дня, когда ему стало известно о нарушении прав. В тот же срок (с даты вынесения спорного решения) опротестовывается вступившее в силу решение об ответственности за налоговое правонарушение, которые не оспаривались через апелляцию.

Обжалование в ФНС происходит в течение трех месяцев со дня разрешения претензий (апелляции в том числе) ВНО.

Пропущенное по уважительной причине время обжалования восстанавливается ходатайством в ВНО.

Жалоба содержит:

  1. Ф.И.О. жалующегося физлица, его место жительства либо наименование и адрес, когда жалуется юридическое лицо.
  2. Оспариваемые ненормативный акт налогового органа, действия (бездействие) его должностных лиц.
  3. Наименование органа, который нарушил права налогоплательщика.
  4. Причины, по которым лицо считает, что его права нарушены.
  5. Требования обращающегося.
  6. Вариант получения результата рассмотрения (бумажный или электронный).

Также в ней можно указать телефонные, факсовые номера, адреса электронной почты, а также другую необходимую для рассмотрения информацию. К жалобе прикладывают соответствующую доверенность, когда ее подает представитель, а также документы, которые подтверждают доводы налогоплательщика.

Как подать апелляцию

Апелляцию на решение об ответственности за налоговое правонарушение (либо отказ в этом) подают через вынесший его орган, после чего она со всеми материалами в течение трех дней направляется в ВНО. Она подается до дня, когда обжалуемое решение вступит в силу.

Не апеллируются решения ФНС об ответственности за налоговое правонарушение и отказ в этом.

Претензии, включая апелляцию, подают письменно с подписью жалующегося или его представителя либо электронно, через Интернет, личный кабинет налогоплательщика.

Судебный порядок защиты прав налогоплательщиков

При оспаривании актов налоговиков, касающиеся отдельных лиц, действия (бездействие) их должностных лиц, через судопроизводство (за исключениями, отмеченными выше, которые сразу обжалуют в суд) промежутки для обращения к правосудию исчисляют с даты, когда лицо узнало о решении ВНО по соответствующей жалобе, или со дня, когда прошли сроки, указанные в п. 6 ст. 140 НК.

Административные иски подают в суд, согласно гл. 2 КАС. Требования к ним установлены ст. 220 КАС.

Арбитражное производство происходит в режиме раздела II АПК, с учетом специфики гл. 24.

Самозащита для налогоплательщиков

Этот способ защиты заключается в том, что налогоплательщик может не выполнять требования налоговых и иных уполномоченных органов (их должностных лиц), не соответствующие закону. Правда, применять на практике данную защиту нужно с осторожностью, поскольку далеко не все могут самостоятельно определить, что является нарушением закона, а что — нет.

Защитить налоговые права можно также и через органы прокуратуры, которые надзирают за правильностью применения законодательства, включая налоговое.

Формы защиты прав налогоплательщиков

Формы защиты прав бывают юрисдикционными (административная плюс судебная) и неюрисдикционными, принудительными. Благодаря им, спор разрешается усилиями его участников. В число последних входят:

  • совокупное сравнение налоговых платежей (ст. 45, 78 НК);
  • письменные возражения касательно акта проверки в течение месяца со дня его получения (п. 6 ст. 100 НК);
  • предложение о добровольной уплате штрафа налогоплательщику до обращения в суд фискальщиками (п. 1 ст. 104 НК).

Ответственность и защита прав налогоплательщиков

За налоговые правонарушения отвечают юридические и физические лица, а также ИП в случаях, обозначенных НК РФ. К налогоплательщикам, не исполняющим своих обязанностей, применяют меры государственного принуждения. Это могут быть штрафы:

  • в твердой сумме: 200 000–500 000 рублей;
  • в процентах: 0,2–100 % от конкретных сумм за налоговые правонарушения (гл. 16, 18 НК);
  • способы принудительного взыскания налоговых недоимок: ст. 46–48 НК.

Другой вариант — обеспечительные меры из гл. 11 НК (имущественный залог, поручительство, пеня, приостановление операций по банковским счетам, арест имущества, банковская гарантия).

Налоговая ответственность для физлиц возможна с шестнадцати лет. Срок давности, когда к ней можно привлечь, — три года (с момента совершения нарушения).

Противоправные деяния в области налогообложения могут также привести к уголовной (ст. 198–199.2 УК РФ) либо административной (ст. 15.7 КоАП), а также дисциплинарной (ст. 192 ТК) ответственности. Последняя разновидность ответственности накладывается приказом работодателя, например, на бухгалтеров, которые не вовремя подали необходимую отчетность.

Кто такие налоговые агенты

Правовой статус налоговых агентов прописан в статье 24 НК РФ. В пункте 1 указанной статьи сказано, что агентами по налогам являются лица, которых НК РФ обязывает исчислять и удерживать у налогоплательщика фискальные платежи и перечислять их в бюджет РФ. Они являются своего рода посредниками между ФНС и налогоплательщиком.

Посредник удерживает суммы, подлежащие перечислению в бюджет РФ, только из денежных выплат налогоплательщику. Если фискальный сбор удержать нет возможности, то об этом необходимо уведомить контролирующие органы (в данном случае ФНС). Сделать это нужно в течение одного месяца с того дня, в котором стало об этом известно. А при невозможности удержать НДФЛ — не позднее 1 марта года, следующего за годом выплаты дохода. В этом случае ответственность по уплате фискального сбора переходит полностью к плательщику.

Права налоговых агентов

Права налоговых агентов защищаются теми же положениями НК РФ, что и права налогоплательщиков. При нарушении их прав им также гарантируется административная и судебная защита. В случае неправомерных действий контролирующих органов можно:

  • подать возражения на действия должностных лиц;
  • обратиться с жалобой в вышестоящую инстанцию (Управление ФНС);
  • подать исковое заявление в суд.

Что относится к обязанностям

Перечень того, что обязаны выполнять налоговые агенты, приведен в пунктах 3 статьи 24 НК РФ. К ним относятся:

  • своевременный и правильный расчет и удержание фискальных сборов из денежных средств, которые выплачиваются налогоплательщику;
  • перечисление в бюджет РФ удержанные суммы в сроки, установленные законодательством;
  • уведомление ФНС о невозможности удержать налог;
  • представление необходимой для контроля отчетности в ИФНС;
  • учет исчисленных, удержанных и перечисленных налогов по каждому налогоплательщику;
  • обеспечение сохранности документов, необходимых для проверки правильности исчисления и удержания фискальных платежей.

Также НК РФ могут быть предусмотрены иные обязанности для отдельных видов налогов. Например, о невозможности удержания НДФЛ нужно уведомить не только ИФНС, но также и самого налогоплательщика.

Налоги, по которым могут возникнуть обязанности агентирования

Обязанности налоговых агентов выполняют организации в отношении трех налогов:

  • НДФЛ;
  • НДС;
  • налог на прибыль.

Разобраться, в каких случаях возникает обязанность агентирования, поможет наша таблица:

Налог В каких случаях возникают обязанности Какая сдается отчетность в ФНС
НДФЛ У всех организаций при выплате доходов физлицам по трудовым, гражданско-правовым, авторским договорам, дивидендов, иных облагаемых НДФЛ доходов.

Ежегодно: 2-НДФЛ.

Ежеквартально: 6-НДФЛ.

НДС

При аренде муниципального или госимущества у органов власти.

При покупке металлолома, макулатуры, сырых шкур животных.

При приобретении товаров (работ, услуг), местом реализации которых является РФ, у иностранного продавца, не состоящего на учете в ФНС РФ.

По окончании квартала: декларация по НДС, в которой заполняются разделы 2 и 9.
Налог на прибыль

При выплате дивидендов другой организации.

При выплате доходов иностранной компании, не имеющей в РФ постоянного представительства.

Декларация по НП.

Налоговый расчет о суммах доходов, выплаченных иностранным организациям.

Ответственность за неисполнение обязанностей налогового агента

Ответственность налоговых агентов за неисполнение своих обязанностей прописана в статье 123 НК РФ. Она предусматривает штраф в размере 20 % от суммы, не удержанной у налогоплательщика и не перечисленной в бюджет.

28.01.2019 вступают в силу изменения в статью 123 НК РФ, внесенные Федеральным законом от 27.12.2018 № 546-ФЗ. С этого момента можно будет избежать штрафа в 20 %, если налоговым агентом:

  • подан расчет по соответствующему бюджетному платежу без нарушения сроков;
  • в расчете отражена вся сумма, подлежащая удержанию, нет фактов неотражения и ошибок, приведших к занижению суммы, которую нужно перечислить в бюджет;
  • перечислены сумма налога и соответствующие пени до момента обнаружения просрочки платежа контролирующими органами.

Кроме штрафа, за каждый день просрочки перечисления платежа в бюджет уплачиваются пени. Исчисляются они в соответствии со статьей 75 НК РФ в зависимости от срока просрочки:

  • до 30 календарных дней — исходя из 1/300 ставки рефинансирования;
  • свыше 30 календарных дней — исходя из 1/150 ставки рефинансирования.