Налог на землю при УСН

Вопрос. Между городским исполнительным комитетом и организацией, являющейся плательщиком налога при упрощенной системе налогообложения, в ноябре 2012 г. заключен договор аренды земельного участка площадью 0,7 гектара. Является ли данная организация плательщиком арендной платы за землю в 2013 году?
Ответ. Указом Президента Республики Беларусь от 07.10.2013 № 455 «О некоторых вопросах налогообложения, переоценки имущества и взимания арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности» (далее — Указ № 455), внесены изменения и дополнения в Указ № 101, предусматривающие, в частности, уплату арендной платы за землю плательщиками налога при упрощенной системе налогообложения.
Так, согласно подпункту 1.7-2 Указа № 101 юридические лица и индивидуальные предприниматели, являющиеся плательщиками налога при упрощенной системе налогообложения, исчисляют и уплачивают арендную плату за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, в соответствии с настоящим Указом, если общая площадь земельных участков превышает 0,5 гектара. При определении общей площади земельных участков учитываются земельные участки:
являющиеся объектами налогообложения земельным налогом, в отношении которых имеются установленные налоговым законодательством основания для исчисления земельного налога, включая земельные участки, освобожденные от земельного налога, в том числе в соответствии с подп. 3.14.3 п. 3 ст. 286 НК;
находящиеся в государственной собственности и полученные в аренду от местных исполнительных комитетов (администраций свободных экономических зон), в отношении которых имеются установленные Указом N 101 основания для исчисления арендной платы, включая земельные участки, за которые арендная плата не взимается, в том числе в соответствии с ч. 5 подп. 1.7-2 п. 1 Указа № 101.
В соответствии с подпунктом 3.1 пункта 3 Указа № 455 юридические лица, применяющие в 2013 году упрощенную систему налогообложения, у которых на 1 января 2013 г. возникла обязанность по исчислению и уплате арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, исчисляют и уплачивают арендную плату за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, за период начиная с 1 января 2013 г.
Таким образом, в случае аренды земельного участка площадью 0,7 гектара у городского исполнительного комитета, организация является плательщиком арендной платы за землю с 1 января 2013 г.

Пресс-центр инспекции МНС по Гродненской области, тел. 8 (0152) 72-25-99

Общие положения о земельном налоге при УСН

На основании ст. 388 НК РФ обязательство по уплате земельного налога возникает у любого лица (юридического и физического), если в его собственности (либо в бессрочном пользовании или пожизненном владении) есть земельный участок.

Для отнесения уплаченного земельного налога к расходам при расчете налога на прибыль, НДФЛ или при УСН с объектом обложения «доходы минус расходы» важно, чтобы земельный участок использовался для налогооблагаемой коммерческой деятельности.

ВНИМАНИЕ! Налог на землю уплачивается в ИФНС по месту нахождения земельного участка (Письмо Минфина от 29.11.2017 N 03-05-05-02/79165).

Когда возникает обязанность уплачивать налог на землю и какие участки относятся к налогооблагаемым, узнайте в статье «Объект налогообложения земельного налога».

Отражение земельного налога в учете

В бухгалтерском учете операции по начислению и уплате земельного налога отражаются с помощью следующих проводок:

  • Дт 08, 20, 23, 25, 26, 44 или 91 Кт 68 (соответствующий субсчет для учета земельного налога) — начисление налога;
  • Дт 68 (соответствующий субсчет) Кт 51 — уплата налога.

Подробнее о проводках по начислению земельного налога мы рассказали в этом материале.

Сумма уплаченного земельного налога при УСН может быть включена в расходы «упрощенцев», и это уменьшит налогооблагаемую базу, а соответственно, и размер единого налога (подп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).Правда, это возможно лишь для «упрощенцев», избравших объектом налогообложения доходы, уменьшенные на расходы.

Разобраться с учетом расходов для «упрощенцев», избравших указанный выше объект налогообложения, вам поможет статья «Учет расходов при УСН с объектом ”доходы минус расходы”».

Порядок расчета земельного налога

Земельный налог рассчитывается путем умножения налоговой ставки на базу налогообложения, в качестве которой выступает кадастровая стоимость земли. При расчете налога за год следует брать кадастровую стоимость, установленную на начало налогового периода. Новый порядок расчета имущества с учетом его кадастровой стоимости был внедрен в 2015 году.

В случае если налогоплательщик оспорил указанную в Росреестре кадастровую стоимость своего участка в суде или в кадастровой комиссии и по делу было вынесено положительное решение, он имеет право на пересчет земельного налога за все периоды до того момента, когда было подано заявление о пересмотре.

Региональное правительство формирует налоговую ставку (размер которой находится в прямой зависимости от категории земельного участка) путем издания субъектом Федерации соответствующего закона. Предельным значением, установленным в НК РФ, является налоговая ставка (в соответствии с п. 1 ст. 394 НК РФ) в размере:

  • 0,3% для земель сельхозназначения и для содержания подсобного хозяйства, а также для участков под жилищным фондом и ограниченных в обращении наделов;
  • 1,5% для иных земель.

Налогоплательщики — юридические лица уплачивают земельный налог авансовыми платежами (п. 2 ст. 396 НК РФ).

О сроках перечисления авансовых платежей в 2020 году читайте .

Сроки и порядок сдачи отчетности и уплаты земельного налога

Периодичность и сроки уплаты земельного налога устанавливаются региональными законами, которые принимаются муниципальными властями (пп. 1 и 2 ст. 397 НК РФ). А в п. 9 ст. 396 НК РФ говорится о том, что муниципальный законодательный орган может даже отменить поквартальную уплату авансов для некоторых категорий налогоплательщиков.

В ст. 397 НК РФ определены граничные сроки для уплаты налога и сдачи отчетности. Предельный срок для сдачи налоговой декларации — 1 февраля. Что касается самого налога, юридические лица не могут уплатить его ранее этой граничной даты. Уточнить сроки уплаты земельного налога в вашем регионе можно на официальном сайте ФНС.

ВАЖНО! С 2020 года земельный налог для юрлиц будут рассчитывать налоговики на основании имеющихся у них сведений, полученных из службы Роскадастра. Если у юрлица есть льгота, оно обязано уведомить об этом ФНС. Если компания имеет участок, но не получила сообщение о налоге, с 01.01.2021 года она обязана уведомить ФНС об имеющихся землях. Если сообщение не будет отправлено в срок, налоговики выпишут штраф в размере 20% от суммы налога. Подробности см. в материале «Организациям придется сообщать в налоговую о транспорте и земельных участках».

Налогоплательщики — физические лица с 2016 года должны рассчитаться с местным бюджетом до 1 декабря года, следующего за отчетным (закон от 23.11.2015 № 320-ФЗ «Об изменениях в НК РФ»).

ВАЖНО! С 01.01.2021 на всей территории РФ устанавливается единый срок уплаты замельного налога и авансов по нему для юридических лиц — 1 марта года, следующего за отчетным для уплаты годового налога, и последнее число месяца, следующего за отчетным кварталом — для перечисления авансов. Подробности см.

Налоговые уведомления для ИП

Налоговые декларации за 2014 год сдавались как юридическими, так и физическими лицами. Начиная же с 2015 года физические лица освобождаются от обязанности отчитываться в налоговую — вместо этого они получают налоговые уведомления с уже рассчитанной фискалами суммой земельного налога к уплате.

В случае если налогоплательщик так и не получил налоговое уведомление, он должен сам обратиться в налоговый орган по месту нахождения земельного участка и сообщить об имеющемся объекте налогообложения. Также потребуется представить правоустанавливающие и регистрационные документы на землю.

Данная обязанность возникла благодаря введению в ст. 23 НК РФ п. 2.1. Это значит, что если физлицо или ИП до конца 2020 года не получит налоговое уведомление об уплате земельного налога, то он должен сам обратиться в фискальное ведомство, заполнив специальное сообщение о наличии объектов недвижимого имущества.

Форму сообщения можно скачать .

В п. 2 ст. 52 НК РФ говорится о том, что ИФНС направляет уведомления с расчетом налога за 30 дней до граничного срока уплаты земельного налога. Для физических лиц этот срок — 1 декабря. То есть налогоплательщики могут позаботиться о представлении сведений в ИФНС в связи с неполучением уведомлений уже в ноябре 2020 года.

За неисполнение обязанности по самостоятельному обращению в налоговый орган в связи с неполучением уведомления взимается штраф в размере 20% от неуплаченной суммы налога и пени (п. 3 ст. 129.1 НК РФ). Эти санкции начали действовать с начала 2017 года.

Итоги

Компании, применяющие УСНО, обязаны уплачивать налог на землю при наличии участков, принадлежащих им на праве собственности. Величина уплаченного налога включается в книгу учета доходов и расходов и уменьшает налогооблагаемую базу упрощенцев, применяющих режим «доходы минус расходы».

ИП на УСНО также обязаны уплачивать земельный налог. Но рассчитывать его будут налоговики на основании сведений, полученных из Росреестра.

Подробности, касающиеся предпринимателей, изложены .

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Это такие расходы, как:

  • оплата нотариальных услуг (пп. 14 п. 1 ст. 346.16 НК РФ);
  • услуги специализированных организаций по изготовлению документов кадастрового учета и правоустанавливающих документов (пп. 29 п. 1 ст. 346.16 НК РФ);
  • суммы налогов и сборов, уплаченные в соответствии с законодательством РФ, за исключением суммы земельного налога (пп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

Уплата земельного налога регулируется главой 31 «Земельный налог» Налогового кодекса.

В этой статье мы рассмотрим подробно:

  • кто является плательщиком земельного налога;
  • что облагается земельным налогом;
  • как рассчитать и уплатить налог;
  • порядок и сроки представления отчетности.

Налогоплательщики

Земельный налог платят фирмы и предприниматели, обладающие земельными участками на праве:

  • собственности;
  • постоянного (бессрочного) пользования;
  • пожизненного наследуемого владения.

Подтвердить статус собственника земли, землевладельца или землепользователя нужно соответствующими документами, например актом государственной регистрации права собственности на земельный участок.

Обратите внимание

Не являются плательщиками земельного налога фирмы в отношении тех участков земли, которые:

  • или находятся у них на праве безвозмездного пользования, в том числе на праве безвозмездного срочного пользования;
  • или переданы им по договору аренды.

Как быть, если вы уже используете земельный участок, но еще не получили соответствующие документы? Налоговая инспекция в такой ситуации требует заплатить налог.

Позиция налоговиков в данном случае подкреплена письмом Минфина России от 11 мая 2006 г. № 03-06-02-02/37. В нем сказано, что организации и граждане, не имеющие правоудостоверяющих и правоустанавливающих документов на фактически используемые земельные участки, должны привлекаться к административной ответственности за уклонение от регистрации соответствующих прав на недвижимое имущество, предусмотренной статьей 19.21КоАП РФ.

В силу этой статьи несоблюдение собственником, арендатором или иным пользователем установленного порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество или сделок с ним влечет наложение административного штрафа:

– на граждан в размере от 1500 до 2000 рублей;
– на должностных лиц – от 3000 до 4000 рублей;
– на юридических лиц – от 30 000 до 40 000 рублей.

Если вы откажетесь платить земельный налог, будьте готовы отстаивать свою позицию в суде. Однако судебная практика по этому вопросу крайне противоречива. Не факт, что решение суда будет в вашу пользу.

Так, мнение чиновников поддерживают, в частности ФАС Центрального округа в постановлении от 1 апреля 2009 года по делу № А68-3899/2008-174/5 и Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ в постановлении от 12 июля 2006 года № 11991/05 по делу № А65-20581/2004-СА1-29. При этом Президиум ВАС указал, что, отсутствие правоустанавливающих документов на земельные участки не может служить основанием для освобождения фактического землевладельца и землепользователя от уплаты налога, поскольку оформление таких документов зависит от волеизъявления последнего.

О том, кто должен уплачивать земельный налог, а кто освобожден от его уплаты, читайте в бераторе «УСН на практике»

Объект налогообложения и налоговая база

Земельный налог является местным налогом. В соответствии с главой 31 Налогового кодекса этим налогом облагаются земельные участки, которые находятся на территории муниципального образования – городов федерального значения – Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, где введен земельный налог. Земельный налог установлен следующими законами этих городов:

– на территории г. Москвы – Законом г. Москвы от 24 ноября 2004 г. № 74 «О земельном налоге»;
– на территории г. Санкт-Петербурга – Законом Санкт-Петербурга от 23 ноября 2012 г. № 617-105 «О земельном налоге в Санкт-Петербурге»;
– на территории г. Севастополя – Законом г. Севастополя от 26 ноября 2014 г. № 81-ЗС
«О земельном налоге».

Обратите внимание

Не являются объектом налогообложения:

  • земельные участки, изъятые из оборота;
  • земельные участки, ограниченные в обороте;
  • земельные участки из состава земель лесного фонда.

Перечень изъятых из оборота земельных участков приведен в пункте 4 статьи 27 Земельного кодекса. Это земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности:

  • государственными природными заповедниками и национальными парками. Исключение составляют случаи, предусмотренные статьей 95 Земельного кодекса;
  • зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы;
  • зданиями, строениями и сооружениями, в которых расположены военные суды;
  • объектами организаций Федеральной службы безопасности и государственной охраны;
  • объектами организаций федеральных органов государственной охраны;
  • объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ;
  • объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования;
  • объектами учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний;
  • воинскими и гражданскими захоронениями;
  • инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны государственной границы РФ.

Перечень ограниченных в обороте земельных участков приведен в пункте 5 статьи 27 Земельного кодекса РФ. Это земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, а именно:

  • в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в пункте 4 статьи 27 Земельного кодекса;
  • из состава земель лесного фонда;
  • в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности;
  • занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;
  • предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд и не указанные в пункте 4 статьи 27 Земельного кодекса;
  • не указанные в пункте 4 статьи 27 Земельного кодекса в границах закрытых административно-территориальных образований;
  • предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров;
  • предоставленные для нужд связи;
  • занятые объектами космической инфраструктуры;
  • расположенные под объектами гидротехнических сооружений;
  • предоставленные для производства ядовитых веществ, наркотических средств;
  • загрязненные опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшиеся биогенному загрязнению, иные подвергшиеся деградации земли.

Налоговая база по налогу – кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на
1 января года, являющегося налоговым периодом.

Информация о том, какие земельные участки признаются объектом налогообложения земельным налогом, есть в бераторе «УСН на практике»

Расчет и уплата налога

Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год. Для фирм и предпринимателей отчетными периодами признаются I квартал, II квартал, III квартал календарного года. Впрочем, в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе разрешено не устанавливать отчетный период (п. 3 ст. 393 НК РФ).

Ставка налога

Ставки налога устанавливаются в зависимости от назначения земель:

  • не более 0,3% – для земель сельскохозяйственного назначения, занятых жилым фондом или предоставленных для жилищного строительства, личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства;
  • не более 1,5% – в отношении других земель (например, под предприятиями, магазинами
    и т. д.).

В зависимости от категории земель и (или) разрешенного использования земельного участка местные власти могут устанавливать дифференцированные ставки.

Налоговый кодекс предусматривает для некоторых фирм налоговые льготы по земельному налогу (ст. 395 НК РФ). Например, льготы установлены для организаций инвалидов, которые используют земельные участки для своей уставной деятельности. Кроме того, местные власти могут определять налоговые льготы сверх установленных статьей 395 Налогового кодекса.

Порядок расчета и уплаты налога

Основанием для расчетов служит информация о стоимости земельных участков, которую предоставляют территориальные органы Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии. Они должны ежегодно до 1 февраля текущего года сообщать в налоговую инспекцию сведения о земельных участках, облагаемых земельным налогом, по состоянию на 1 января текущего года.

Обратите внимание

Фирмы рассчитывают сумму налога самостоятельно в отношении используемых земель.
Для этого кадастровую стоимость участка умножают на ставку налога. При этом налог рассчитывают исходя из полных месяцев, в течение которых земельный участок находился
в собственности фирмы (предпринимателя).

Фирмы и предприниматели платят авансовые платежи по налогу. Сумму авансового платежа определяют по формуле:

Сумма авансового платежа = ( Кадастровая стоимость земельного участка × Ставка налога ) : 4

Перечислить авансовый платеж нужно не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. Так, перечислить в соответствующий бюджет авансовый платеж по налогу фирма (предприниматель) должна: за I квартал – не позднее 30 апреля, за II квартал – не позднее 31 июля, за III квартал – не позднее 31 октября текущего года. Размер авансового платежа по налогу равен 1/4 его годовой величины.

Срок уплаты налога не может быть установлен местными властями ранее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Сумму налога по итогам года, подлежащую уплате в бюджет, определяют как разницу между годовой суммой налога и суммой авансовых платежей, перечисленных в течение года:

Сумма налога, подлежащая уплате = Сумма налога, начисленная
за год
Сумма авансовых платежей
по налогу

С 1 января 2015 года индивидуальные предприниматели не определяют налоговую базу по земельному налогу в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности (абз. 2 п. 3 ст. 391 НК РФ). Исчисляет налог за них налоговая инспекция. Поэтому с 2015 года земельный налог предприниматели уплачивают на основании налогового уведомления.

Напомним, что до 1 января 2015 года в отношении земельных участков, используемых в предпринимательской деятельности, ИП были обязаны рассчитывать земельный налог самостоятельно.

Как безошибочно рассчитать и уплатить земельный налог, читайте в Бераторе

Порядок и сроки представления отчетности

Не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим годом, в налоговую инспекцию по месту нахождения земельного участка нужно представить налоговую декларацию (п. 3 ст. 398 НК РФ).

Декларация по земельному налогу и порядок ее заполнения утверждены приказом ФНС России от 28 октября 2011 года № ММВ-7-11/696@. В приложении 1 к данному приказу приведена форма налоговой декларации, а в приложении 3 дан порядок ее заполнения.

С 2015 года индивидуальные предприниматели уплачивают земельный налог на основании налоговых уведомлений, которые им направляет инспекция. Таким образом, для них отменена обязанность представлять декларации по земельному налогу. Однако терять бдительности не стоит: если общая сумма налогов, исчисленных инспекцией, составит менее 100 рублей, то налоговое уведомление направлено не будет (п. 4 ст. 52 НК РФ в редакции Федерального закона от 2 мая 2015 г. № 113-ФЗ).

Обратите внимание

Квартальные расчеты по земельному налогу представлять не нужно. А вот уплачивать авансовые платежи налогоплательщики обязаны.

Сдавать декларацию нужно в налоговую инспекцию по месту нахождения земельного участка. Причем, если на территории одного муниципального образования у фирмы есть несколько участков, подать следует только один отчет.

Декларацию плательщики представляют в инспекцию лично или через представителя, направляют в виде почтового отправления с описью вложения или передают по телекоммуникационным каналам связи.

Существует два варианта представления декларации на бумажном носителе:

  • с приложением съемного носителя, содержащего данные в электронном виде установленного формата;
  • с использованием двумерного штрих-кода.

При отправке по почте днем представления в инспекцию считают дату отправки, указанную на почтовой квитанции и штемпеле на конверте. При передаче по телекоммуникационным каналам связи – это дата отправки, подтвержденная кваитанцией налоговой инспекции о приеме.

Если вы не вовремя подадите декларацию, вас оштрафуют. Размер штрафа один, независимо от сроков: 5% от неперечисленного налога за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для сдачи декларации, но не более 30% от неперечисленной суммы и не менее 1000 рублей (ст. 119 НК РФ).

Кроме этого, могут оштрафовать и руководителя организации. Сумма штрафа составит от 300
до 500 рублей (ст. 15.5 КоАП РФ). Оштрафовать вас могут и в том случае, если вы обязаны представлять декларации в электронной форме, а делаете это на бумажном носителе. Штраф
по этой статье составляет 200 рублей за каждый документ, представленный не тем способом
(ст. 119.1 НК РФ).

В Налоговом кодексе не установлены особенности по исчислению и уплате земельного налога для обособленных подразделений организаций.

Поэтому «обособленцы», имеющие отдельный баланс и расчетный счет, рассчитывают и уплачивают в бюджет земельный налог по месту своего нахождения, то есть по месту нахождения земельного участка (п. 3 ст. 397 НК РФ). Если обособленное подразделение не выделено на отдельный баланс, то налог уплачивает головная компания по месту нахождения земельного участка. Делается это на основании сведений, представляемым обособленными подразделениями.

Подробную информацию о порядке и сроках представления отчетности читайте в бераторе «УСН на практкие»

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БУХГАЛТЕРА

Полная информация о правилах учета и налогах для бухгалтера.
Только конкретный алгоритм действий, примеры из практики и советы экспертов.
Ничего лишнего. Всегда актуальная информация.

Подключить бератор

Добавить в «Нужное»

Обновление: 2 февраля 2017 г.

При применении УСН земельный налог обязаны уплачивать организации и ИП, обладающие земельными участками на праве собственности, бессрочного пользования и ограниченного вещного права (в т.ч. пожизненного наследуемого владения) ().

Налог не уплачивается юридическими лицами и ИП со следующих объектов (п. 2 ст. 389 НК РФ):

  • изъятых из оборота (п. 4 ст. 27 Земельного кодекса РФ) или ограниченных в обороте по законодательству РФ земельных участков (п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ);
  • участков, относящихся к землям лесного фонда;
  • земельных участков, входящих в состав общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме;
  • земельных участков, находящихся у юридических лиц и ИП на праве безвозмездного пользования или на основании отношений аренды (п. 2 ст. 388 НК РФ).

НК РФ позиционирует земельный налог как местный налог. Ставки для исчисления налога на землю устанавливаются на уровне муниципального органа.

Максимальные ставки налога установлены в следующих пределах (п. 1 ст. 394 НК РФ):

  • 0,3% для земель с/х назначения и для содержания личного подсобного хозяйства (включая садоводство, огородничество, животноводство), а также для участков под жилищным фондом и земель, ограниченных в обращении;
  • 1,5% для остальных категорий земель.

Данные максимальные значения применимы для подсчета земельного налога на всей территории РФ. При этом установление законодателем субъекта РФ ставок налога в вышеуказанных рамках не вступает в противоречия с законодательством РФ.

Нынешнее законодательство допускает установление разных ставок налога в зависимости от назначения земли, разрешенного использования и местонахождения участка (п. 2 ст. 394 НК РФ).

Муниципальное законодательство также вправе регламентировать льготы по земельному налогу и условия для их применения (п. 2 ст. 387 НК РФ).

Информация о ставках и льготах по земельному и иным имущественным налогам в разрезе муниципального образования есть на сайте ФНС РФ по ссылке https://www.nalog.ru/rn77/service/tax/.

Порядок расчета земельного налога организациями при УСН

Законодательство о налогах устанавливает непосредственно процедуру расчета налога как один из элементов налога.

Юридические лица обязаны сами исчислять сумму налога в отношении используемых в деятельности земель. Сумма налога за год для лиц, применяющих «упрощенку», считается по формуле (если юридическое лицо не заявило право на льготу) (п. 1 ст. 396 НК РФ):

Сумма земельного налога за год = Кадастровая стоимость земельного участка х Ставка налога

Эта формула применяется, если организация имеет «земельный надел» в течение всего года.

Необходимая для расчета кадастровая стоимость утверждается нормативными актами региона по состоянию на 1 января года, за который считается налог (ст. 390 НК РФ). В трудностях, возникающих при установлении кадастровой стоимости «надела», разберемся в разделе «Особенности установления кадастровой стоимости».

Если организация владеет землей неполный год, то налог считается с учетом коэффициента владения, определяемого в зависимости от количества полных месяцев владения. Коэффициент владения определяется исходя из следующих условий (п. 7 ст. 396 НК РФ):

месяц принимается за полный:

— право собственности на участок зарегистрировано до 15-го числа месяца;

— прекращение права собственности на участок зарегистрировано после 15-го.

месяц при расчете налога не учитывается:

— право собственности на участок зарегистрировано после 15-го числа;

— право собственности прекратилось до 15-го числа включительно.

Налог за неполный год владения рассчитывается по формуле:

Сумма земельного налога за неполный год владения земельным участком = Кадастровая стоимость земельного участка х Ставка налога / 12 х Количество полных месяцев владения земельным участком в текущем году

Законодательством регламентировано, что кадастровая стоимость участка берется на дату постановки земельного участка на кадастровый учет.

В случае если региональным законодателем установлена обязанность по уплате авансовых платежей по налогу на землю, то кроме самого налога налогоплательщику-организации нужно будет рассчитывать, в том числе, авансы, которые составляют ¼ годового платежа (ст. 393, п. 6, 9 ст. 396 НК РФ).

Аванс по налогу за неполный год владения рассчитывается по формуле (п. 1, 7 ст. 396 НК РФ):

Авансовый платеж по земельному налогу при возникновении/прекращении права собственности в течение квартала = ((Кадастровая стоимость земельного участка х Ставка налога) / 4 х (Количество полных месяцев владения земельным участком в течение квартала / 3 )

Обращаем внимание, что если право собственности на земельный участок возникло либо прекратилось в течение года, то аванс по такому участку следует исчислять с учетом коэффициента владения, который определяется исходя из количества полных месяцев владения участком в отчетном периоде (квартале), за который рассчитывается авансовый платеж.

В случае возникновения либо прекращения права собственности на земельный участок в течение квартала сумма по такому участку рассчитывается в зависимости от количества полных месяцев, в течение которых налогоплательщик-организация владел им в отчетном периоде.

Если в течение года организация уплачивала авансы, то по итогам года в бюджет должен быть перечислен налог в сумме, исчисленной в виде разницы между годовой суммой налога и суммой заплаченных в течение года авансов по налогу (п. 5 ст. 396 НК РФ).

Порядок уплаты земельного налога организациями и ИП при УСН, налоговая отчетность

Организации ИП
Обязанность расчета налога Обязанность самостоятельного расчета налога Законодательством определено, что налог на землю ИП на УСН, так же как и ИП на иной системе налогообложения, не обязаны считать самостоятельно. В 2016 г. (за 2015 г.) налог уплачивается ИП на основании налоговых уведомлений (п. 3 ст. 396, п. 4 ст. 397 НК РФ, ст. 5 п. 8 Федерального закона от 04.11.2014 N 347-ФЗ (ред. от 24.11.2014) «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=171351&div=LAW&dst=100189%2C0&rnd=0.1191259230346492). Ранее ИП должны были рассчитывать налог самостоятельно
Обязанность уплаты авансовых платежей Устанавливается нормативными актами субъекта РФ Не предусмотрена
Срок уплаты налога и авансовых платежей Не ранее 1 февраля года, следующего за истекшим годом (налоговым периодом) (п. 1 ст. 383 НК РФ). Устанавливается законодательством субъектов РФ Налог уплачивается не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим годом (налоговым периодом)
Налоговая декларация Представляется организацией в ИФНС по месту нахождения земельного участка не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим годом (п. 3 ст. 398 НК РФ) ИП, в том числе применяющие УСН, отчетность по земельному налогу не представляют. До 2015 года налогоплательщики-ИП обязаны были представлять налоговые декларации (Федеральный закон от 04.11.2014 N 347-ФЗ (ред. от 24.11.2014) «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации»)

Земельный налог при УСН: проводки

В бухгалтерском учете налог подлежит отражению бухгалтером на счете 68 «Расчеты по налогам и сборам». В целях отражения налога по названному счету обычно используется субсчет 9 «Земельный налог».

При этом отражение затрат на дебетовых счетах варьируется в зависимости от целей использования земли. В ходе хозяйственной деятельности организации могут иметь место следующие проводки по расчету и уплате земельного налога:

Дебет Кредит Описание операции
20, 26 или 44 68.9 Начисление земельного налога (авансов по земельному налогу)
91 68.9 Начисление земельного налога по участку, сданному в аренду (если аренда не является основным видом деятельности)
08 68.9 Начисление земельного налога по участку, на котором ведется строительство основного средства до момента его принятия к учету на счете 01
68.9 51 Уплачен земельный налог (авансы по земельному налогу)

Начисление налога за год отражается в бухучете на 31 декабря, авансов по налогу — на последнее число каждого отчетного периода.

Земельный налог при УСН: налоговый учет

В налоговом учете земельный налог и авансы по нему:

  • при УСН с объектом «доходы минус расходы» включаются в расходы на дату их уплаты (пп. 22 п. 1 ст. 346.16, пп. 3 п. 2 ст. 346.17 НК РФ);
  • при «доходном» УСН понесенные налогоплательщиком расходы по уплате земельного налога в налоговой базе не учитываются (п. 1 ст. 383 НК РФ).

Особенности установления кадастровой стоимости

Кадастровая оценка земель проводится по решению органа местного самоуправления, ее результаты отражаются в государственном кадастре недвижимости (далее по тексту – Кадастр). На практике часто возникает ситуация, когда установленная субъектом стоимость значительно выше рыночной, что ведет к существенному утяжелению налогового бремени налогоплательщика. В таком случае налогоплательщик вправе обжаловать указанную в Кадастре стоимость «надела».

«Упрощенцам», которые планируют оспорить результаты определения кадастровой стоимости земли, следует ознакомиться с нормами Федерального закона об оценочной деятельности в РФ (Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 05.07.2016) «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016)) и разъяснениями Пленума ВС РФ, изложенными в Постановлении от 30.06.2015 N 28. Названные документы регламентируют порядок обжалования кадастровой стоимости объекта и содержат нормы по применению измененной кадастровой стоимости.

Несмотря на тот факт, что упрощенная система налогообложения, учета и отчетности функционирует уже более четырех лет и, казалось бы, никаких спорных вопросов уже не должна вызывать, налоговые органы продолжают неустанно искать основания для начисления налогов, от уплаты которых субъект предпринимательской деятельности — плательщик единого налога освобожден.

В частности, несмотря на то что, согласно пункту 6 Указа Президента Украины «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства», плательщик единого налога освобождается от уплаты налога на землю, на практике данное положение и по сей день ставится под сомнение налоговыми органами и оценивается ими неоднозначно. Вопреки достаточно четкой позиции суда относительно этой «проблемы», налоговые инспекции продолжают начислять субъектам предпринимательской деятельности — плательщикам единого налога налог на землю.

Позиция налоговых органов

При взыскании платы за землю налоговая руководствуется Законом Украины «О плате за землю» от 19 сентября 1996 года, статья 2 которого устанавливает, что использование земли на Украине является платным. Плата за землю взимается в виде земельного налога или арендной платы. Арендные отношения на Украине регулируются Законом Украины от 6 октября 1998 года «Об аренде земли» (Закон об аренде), в статье 3 которого определено, что аренда земли — это основанное на договоре срочное, платное владение и пользование земельным участком, необходимым арендатору для осуществления предпринимательской и другой деятельности. При регулировании отношений по уплате земельного налога Закон об аренде является специальным по сравнению с Указом Президента «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства». Согласно данному Закону, договор аренды земли — это соглашение сторон о взаимных обязательствах, определенных статьями 22—24 этого Закона, согласно которым арендодатель за плату передает арендатору во владение и пользование земельный участок для хозяйственного использования на обусловленный договором срок. Исходя из этого, арендная плата за земельный участок является платежом, который арендатор вносит арендодателю за пользование земельным участком, и одной из форм платы за землю.

В соответствии с частью 5 статьи 120 Земельного кодекса Украины при переходе права собственности на здание или сооружение к гражданам или юридическим лицам, которые не могут иметь в собственности земельные участки, к ним переходит право пользования земельным участком, на котором расположено здание или сооружение, что налагает на них обязанность уплачивать налог на землю. Ну и, конечно, в подтверждение своей позиции налоговые органы цитируют Закон Украины «О сис­теме налогообложения», согласно которому освобождение от уплаты налогов и сборов может устанавливаться только законом. Эта норма дает им основания считать Закон Украины «О плате за землю» по юридической силе выше Указа Президента. Налоговые органы полагают, что поскольку в данном случае объектом договора аренды являются помещения в многоквартирном доме, то уплата налога на землю не связана непосредственно с осуществлением предпринимательской деятельности, и налог на землю должен быть рассчитан на основе сопоставления площади сдаваемых в аренду помещений с площадью, занимаемой зданием, в котором эти сдаваемые в аренду помещения находятся. Поскольку для земельного участка, на котором расположено здание, установлен режим общей совместной собственности граждан, то земельный налог должен быть рассчитан пропорционально их части в совместной собственности.

Основанием для начисления налога на землю, согласно статье 13 Закона Украины «О плате за землю», являются данные земельного кадастра. Согласно статье 97 Земельного кодекса Украины, Государственный земельный кадастр содержит систему необходимых данных и документов о правовом режиме территорий, их распределении между собственниками земли и землепользователями. Положением о ведении Государственного земельного кадастра, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 12 января 1993 года, предусмотрено, что Государственный земельный кадастр включает данные регистрации права собственности, права пользования землей и договоров на аренду земли. Исходя из вышесказанного, доказательством землепользования является выделение земельного участка в установленном порядке, отведение ее в натуре и получение соответствующего акта о праве постоянного пользования землей или договора о временном пользовании землей.

Единоналожники отстаивают свои права

Плательщики единого налога с такой позицией не соглашаются и оспаривают налоговые уведомления-решения о доначислении налога на землю в суде, указывая, что при доначислении единоналожнику налога на землю налоговые органы не учитывают положения Гражданского кодекса, Земельного кодекса, Указа Президента Украины «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства», постановления КМУ «О разъяснении Указа Президента Украины от 3 июля 1998 года № 727». Руководствуясь пунктом 6 указанного постановления, субъект малого предпринимательства, являющийся плательщиком единого налога, не начисляет налог на землю в тех случаях, когда земельные участки используются им в предпринимательской деятельности. Сдача в аренду помещений для целей предпринимательства является предпринимательской деятельностью, поэтому все требования законодательства для неначисления данного налога единоналожниками выполняются, учитывая еще и тот факт, что сдаваемые в аренду помещения внесены в свидетельство об уплате предпринимателем единого налога как место осуществления предпринимательской деятельности.

Так, согласно пункту 1 Порядка выдачи свидетельства об уплате единого налога, утвержденного приказом Государственной налоговой администрации Украины от 29 октября 1999 года, налог на землю не уплачивается плательщиком единого налога только за земельные участки, которые используются для осуществления предпринимательской деятельности, указанной в Свидетельстве об уплате единого налога. Согласно статье 796 Гражданского кодекса Украины, одновременно с правом найма здания или другого капитального сооружения (их отдельной части) нанимателю предоставляется право пользования земельным участком, на котором они находятся, а также право пользования земельным участком, прилегающим к зданию или сооружению, в размере, необходимом для достижения цели найма. В договоре найма стороны могут определить размер земельного участка, передаваемого нанимателю. Если такой размер в договоре не определен, нанимателю предоставляется право пользования всем земельным участком, которым владел наймодатель. Если наймодатель не является собственником земельного участка, считается, что собственник земельного участка согласен на предоставление нанимателю права пользования земельным участком, если иное не установлено договором наймодателя с собственником земельного участка. Из этого следует, что земельные участки при аренде недвижимого имущества используются по умолчанию.

Из приведенных положений нормативных актов следует, что предприятие освобождается от уплаты земельного налога на земельные участки, непосредственно используемые в предпринимательской деятельности. Исходя из вышесказанного, для начисления платы за землю необходимо наличие объекта и субъекта налога на землю, предусмотренных статьей 5 Закона Украины «О плате за землю», в данном случае отсутствующие, а соответственно, отсутствуют и правовые основания для начисления налогового обязательства по уплате земельного налога.

Следует отметить, что в отношении этого вопроса сложилась однозначная судебная практика, и не совсем понятно, почему налоговые органы продолжают с упорством начислять единоналожникам налог на землю, тем более что и Верховный Суд Украины оставил в силе все решения нижестоящих инстанций, принятые в пользу налогоплательщиков.