МРОТ 2011 года

М. КИСЛЯКОВА
Мария Кислякова, эксперт «ЭЖ-Юрист».
Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного человека. Как видно из положений ТК РФ, МРОТ должен устанавливаться на территории РФ и быть единым для всех субъектов РФ.
Федеральным законом от 19 июня 2000 года N 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» установлено, что с первого сентября 2005 г. устанавливается минимальный размер оплаты труда 800 рублей, а с 1 мая 2006 г. — 1100 рублей в месяц. Однако далее в тексте Закона сделано исключение из этого правила и указано, что законодательные органы государственной власти субъектов Российской Федерации (за исключением субъектов Российской Федерации — получателей дотаций из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации) могут принимать законы субъектов Российской Федерации, устанавливающие более высокий по сравнению с определенным федеральным законом размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации с учетом мнения трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений соответствующего уровня. При этом размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации устанавливается для всех работодателей, действующих в данном субъекте Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Правительства Москвы «О проекте московского трехстороннего соглашения на 2005 г. между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями промышленников и предпринимателей (работодателей)» от 28 декабря 2004 г. N 920-ПП (Соглашение) установлен городской минимум оплаты труда в месяц с 1 мая 2005 года — 3000 рублей и с 1 октября 2005 года — 3600 рублей (до 1 мая 2005 года действует городской минимум оплаты труда в размере 2500 рублей в месяц, в соответствии с предыдущим трехсторонним соглашением).
Вместе с тем, как указывает статья 5 ТК РФ, нормы трудового права, содержащиеся в иных законах, должны соответствовать ТК РФ. Также в указанной статье установлено, что в случае противоречий между настоящим Кодексом и иными федеральными законами, содержащими нормы трудового права, применяется настоящий Кодекс.
Если вновь принятый федеральный закон противоречит настоящему Кодексу, то этот федеральный закон применяется при условии внесения соответствующих изменений и дополнений в настоящий Кодекс.
Таким образом, исходя из того, что в ТК РФ не предусмотрена возможность для субъектов Федерации устанавливать собственный МРОТ, вызывает сомнение необходимость работодателей в Москве устанавливать заработную плату в размере не меньше, чем это установлено Соглашением. Тем более что оно не является законом.
Проблема соответствия законов ТК РФ уже рассматривалась на страницах нашей газеты в статье «Трудовые отношения госслужащих» Ю. Попонова («ЭЖ-Юрист» N 37, сентябрь 2005 г.). В указанной статье речь шла о противоречии ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» ТК РФ в части регулирования положений о трудовом соглашении, порядке прохождения службы, несоответствия терминов ТК РФ.
В этой связи необходимо рассмотреть следующий вопрос. В соответствии с Конституцией РФ существует три вида законодательных актов — Конституция РФ, федеральные конституционные законы и федеральные законы. При этом федеральные конституционные законы не должны противоречить Конституции РФ, а федеральные законы не должны противоречить федеральным конституционным законам, и все указанные законодательные акты должны соответствовать международным договорам и соглашениям РФ. Не совсем ясно, может ли один федеральный закон (каким и является Кодекс) иметь большую юридическую силу, чем другой федеральный закон.
Постановление КС РФ от 29 июня 2004 г. N 13-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статей 7, 15, 107, 234 и 450 Уголовно-процессуального кодекса РФ в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы РФ частично разрешило этот вопрос, установив, что так как УПК РФ не затрагивает компетенцию ни одного федерального конституционного закона, а также приоритет Конституции РФ, федеральных конституционных законов и международных договоров, то положение о необходимости соответствия всех иных законов, содержащих нормы уголовно-процессуального права УПК РФ, не противоречит Конституции РФ.
По сути КС РФ подтвердил, что для каждой сферы правоотношений может существовать главный закон, которому должны соответствовать иные законы.
Также следует учитывать, что в статье 37 Конституции РФ МРОТ предусматривается установление МРОТ также только федеральным законом.
На основании изложенного выше можно сделать вывод о спорной компетенции субъекта Федерации устанавливать минимальный размер оплаты труда и несоответствии московских трехсторонних соглашений ТК РФ.
ЭЖ-Юрист, 2005, N 40

СПОРЫ ОБ УТОЧНЕННОЙ ДЕКЛАРАЦИИ «

Газета «Частный предприниматель»

Законом Украины от 16.01.2014 г. № 719-VII «О Государственном бюджете Украины на 2014 год” установлены размеры минимальной заработной платы и прожиточного минимума, которые будут применяться в 2014 году. В течение 2014 года они повышаться не будут. Как мы и предупреждали, с 1 января 2014 года они не увеличились и остались на уровне декабря 2013 года (приведены в таблице 1). Как и в предыдущие годы, размер минимальной зарплаты равен размеру прожиточного минимума для трудоспособных лиц.

Новые показатели необходимо использовать предпринимателям при начислении своим работникам зарплаты, индексации, налоговой социальной льготы, а также при расчете размера минимального единого взноса на социальное страхование и максимальной величины дохода для начисления таких взносов.

В Налоговом кодексе Украины есть ряд показателей, которые зависят от размера минимальной зарплаты или прожиточного минимума, установленного для трудоспособных лиц. Показатели, которые зависят от этих величин:

– ставка единого налога для плательщиков первой и второй групп;

– облагаемый налогом доход физического лица по ставке 15%;

– размер налоговой социальной льготы;

– размер не облагаемой налогом материальной помощи, выплачиваемой физическому лицу;

– стоимость не облагаемых налогом подарков;

– ставка налога на недвижимое имущество, отличное от земельного участка;

– ставка сбора за парковку транспортных средств;

– ставка сбора за осуществление торговой деятельности и деятельности по предоставлению платных услуг.

Все эти показатели на 2014 год приведены в «Частном предпринимателе» № 1, 2014 г., с. 1

Период

Размер МЗП (грн.)

Размер ПМ (грн.)

Месячный

Почасовый

Общий

Для детей до 6 лет

Для детей от 6 до 18 лет

Для трудо-способных лиц

Для лиц, утративших трудо-способность

Весь
2014 год

1 218

7,30

1 176

1 032

1 286

1 218

949

Ссылки по теме

Налоговая социальная льгота в 2014 году

Ставки единого налога – 2014

Необлагаемые материальная помощь и подарки в 2014 году

Региональный МРОТ

ГАРАНТ:

Размер минимальной заработной платы в субъекте РФ (РМЗП, региональный МРОТ) может устанавливаться региональным соглашением о минимальной заработной плате для работников, работающих на территории соответствующего субъекта РФ, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета. Применяется только для регулирования оплаты труда. Не может быть ниже МРОТ, установленного федеральным законом.

Если не установлен или установлен ниже МРОТ, применяется федеральный минимум.

Москва

Санкт-Петербург

Севастополь — действует федеральный МРОТ

Алтайский край

Амурская область — не установлен, действует федеральный МРОТ

Архангельская область — не установлен, действует федеральный МРОТ

Астраханская область — не установлен, действует федеральный МРОТ

Белгородская область

Брянская область

Владимирская область — не установлен, действует федеральный МРОТ

Волгоградская область

Вологодская область — не установлен, действует федеральный МРОТ

Воронежская область

Еврейская автономная область — не установлен, действует федеральный МРОТ

Забайкальский край

Ивановская область

Иркутская область — не установлен, действует федеральный МРОТ

Калининградская область

Калужская область

Камчатский край

Кемеровская область

Кировская область — не установлен, действует федеральный МРОТ

Костромская область

Краснодарский край — действует федеральный МРОТ

Красноярский край — не установлен, действует федеральный МРОТ

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Московская область

Мурманская область — не установлен, действует федеральный МРОТ

Ненецкий автономный округ

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область — не установлен, действует федеральный МРОТ

Омская область

Оренбургская область — не установлен, действует федеральный МРОТ

Орловская область — не установлен, действует федеральный МРОТ

Пермский край — не установлен, действует федеральный МРОТ

Приморский край — не установлен, действует федеральный МРОТ

Пензенская область — не установлен, действует федеральный МРОТ

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Республика Адыгея (Адыгея) — не установлен, действует федеральный МРОТ

Республика Алтай

Республика Башкортостан — не установлен, действует федеральный МРОТ

Республика Бурятия

Республика Дагестан — действует федеральный МРОТ

Республика Ингушетия — не установлен, действует федеральный МРОТ

Республика Калмыкия — не установлен, действует федеральный МРОТ

Карачаево-Черкесская Республика

Республика Карелия — действует федеральный МРОТ

Кабардино-Балкарская Республика

Республика Коми — не установлен, действует федеральный МРОТ

Республика Крым — действует федеральный МРОТ

Республика Марий Эл

Республика Мордовия — не установлен, действует федеральный МРОТ

Республика Саха (Якутия)

Республика Северная Осетия — Алания — не установлен, действует федеральный МРОТ

Республика Татарстан

Республика Тыва

Республика Хакасия

Самарская область — не установлен, действует федеральный МРОТ

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область — не установлен, действует федеральный МРОТ

Смоленская область — не установлен, действует федеральный МРОТ

Ставропольский край

Тамбовская область — не установлен, действует федеральный МРОТ

Тверская область — не установлен, действует федеральный МРОТ

Томская область

Тульская область

Тюменская область

Удмуртская Республика

Ульяновская область

Хабаровский край — не установлен, действует федеральный МРОТ

Ханты-Мансийский автономный округ — Югра — не установлен, действует федеральный МРОТ

Челябинская область — не установлен, действует федеральный МРОТ

Чеченская Республика

Чувашская Республика — не установлен, действует федеральный МРОТ

Чукотский автономный округ — не установлен, действует федеральный МРОТ

Ямало-Ненецкий автономный округ

Ярославская область

Минимальный размер оплаты труда по г. Москве, установленный трехсторонним соглашением

МРОТ, установленный федеральным законом

Прожиточный минимум в г. Москве для трудоспособного населения

4 квартал 2018 — еще нет данных
3 квартал 2018 — еще нет данных
2 квартал 2018 — 18781
1 квартал 2018 — 17990
4 квартал 2017 — 17560
3 квартал 2017 — 18453
2 квартал 2017 — 18742
1 квартал 2017 — 17642
4 квартал 2016 — 17219
3 квартал 2016 — 17487
2 квартал 2016 — 17561
1 квартал 2016 — 17130
4 квартал 2015 — 16438
3 квартал 2015 — 17296
2 квартал 2015 — 17296
1 квартал 2015 — 16296
4 квартал 2014 — 14330
3 квартал 2014 — 13919
2 квартал 2014 — 13896
1 квартал 2014 — 13540
4 квартал 2013 — 12452
3 квартал 2013 — 11913
2 квартал 2013 — 12169
1 квартал 2013 — 11249
4 квартал 2012 — 10998
3 квартал 2012 — 10973
2 квартал 2012 — 10667
1 квартал 2012 — 10490
4 квартал 2011 — 10346
3 квартал 2011 — 10417
2 квартал 2011 — 10737
1 квартал 2011 — 10693
4 квартал 2010 — 9825
3 квартал 2010 — 9608
2 квартал 2010 — 9582
1 квартал 2010 — 9414
4 квартал 2009 — 8398
3 квартал 2009 — 8492
2 квартал 2009 — 8500
1 квартал 2009 — 8377
4 квартал 2008 — 7510
3 квартал 2008 — 7456
2 квартал 2008 — 7518
1 квартал 2008 — 7288
4 квартал 2007 — 6624
3 квартал 2007 — 6563
2 квартал 2007 — 6533
1 квартал 2007 — 6360
4 квартал 2006 — 5789
3 квартал 2006 — 5795
2 квартал 2006 — 5829
1 квартал 2006 — 5752
4 квартал 2005 — 4814,41
3 квартал 2005 — 4828,71
2 квартал 2005 — 4855,63
1 квартал 2005 — 4733,14
4 квартал 2004 — 4265,24
3 квартал 2004 — 4190,13
2 квартал 2004 — 4165,30
1 квартал 2004 — 3809,30
4 квартал 2003 — 3634,60
3 квартал 2003 — 3624,75
2 квартал 2003 — 3629,49
1 квартал 2003 — 3457,09
4 квартал 2002 — 3325,27
3 квартал 2002 — 2964,31
2 квартал 2002 — 2937,71
4 квартал 2001 — 2661,72
3 квартал 2001 — 2550,24

Трудовой кодекс Российской Федерации, Статья 133. Установление минимального размера оплаты труда

Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.

Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Трудовой кодекс Российской Федерации, Статья 133.1. Установление размера минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации

В субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации.

Разработка проекта регионального соглашения о минимальной заработной плате и заключение указанного соглашения осуществляются трехсторонней комиссией по регулированию социально—трудовых отношений соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном статьей 47 настоящего Кодекса.

Если работодатели, осуществляющие деятельность на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к региональному соглашению о минимальной заработной плате не представили в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то указанное соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения и подлежит обязательному исполнению ими/

В случае отказа работодателя присоединиться к региональному соглашению о минимальной заработной плате руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации имеет право пригласить представителей этого работодателя и представителей выборного органа первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, для проведения консультаций с участием представителей сторон трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений соответствующего субъекта Российской Федерации. Представители работодателя, представители выборного органа первичной профсоюзной организации и представители указанной трехсторонней комиссии обязаны принимать участие в этих консультациях.

Месячная заработная плата работника, работающего на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого региональное соглашение о минимальной заработной плате действует в соответствии с частями третьей и четвертой статьи 48 настоящего Кодекса или на которого указанное соглашение распространено в порядке, установленном частями шестой — восьмой настоящей статьи, не может быть ниже размера минимальной заработной платы в этом субъекте Российской Федерации при условии, что указанным работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности).

Вопрос, которым задаются в компаниях: а нужно ли/может ли директор ООО выплачивать себе заплату? Согласно мнению Минфина — директор, являющийся единственным собственником, этого делать не должен. Разберем подробнее.

Директор должен работать по трудовому договору

Директор ООО по ТК РФ является сотрудником компании, не важно, владеет ли он ею или работает по найму. Действие трудового законодательства на директора распространяется так же, как и на других работников фирмы. Согласно ст. 16 ТК РФ, трудовые отношения с директором начинаются с момента избрания, значит заключение трудового договора — необходимость.

Если директор — единоличный учредитель, он ставит две подписи — от организации (как юрлицо) и от себя (как физлицо). В этом пункте как раз наблюдается разногласие между Минфином, считающим «двойную подпись» невозможной, и арбитражными судами, которые настаивают на обратном.

Штрафы за отсутствие трудового договора с директором

Если вы не оформили трудовой договор или сделали это неверно, компании грозит штраф — 50 — 100 тысяч рублей. При этом директора оштрафуют на 10 — 20 тысяч. Повторное нарушение чревато штрафом 100 — 200 тысяч рублей для организации и запретом директору занимать управляющую должность до 3 лет.

Также мы не рекомендуем заключать договоры задним числом, так как при проверке вы вряд ли объясните периоды без начислений заработной платы.

Как сэкономить на зарплате директора ООО?

Итак, у нас трудовой договор. Директор по нему должен получать хотя бы МРОТ, который в 2018 году составляет 9 489 рублей. В 2016 году составлял 6 204 рубля (стандартный). С июля 2016 года МРОТ составил 7500 рулей, а с 1 июля 2017 года МРОТ вырос до 7800 рублей. При этом верхняя «планка» зарплаты не ограничена. Но можно платить и меньше.

Вариант 1: Неоплачиваемый отпуск директора

Директор может уйти в отпуск без содержания, если компания фактически не работает (не ведет финансовую деятельность). В этот период платить ему зарплату совсем не обязательно. Отпуск может продлиться, пока в компании снова не начнутся «обороты».

Вариант 2: Снижаем ставку

Выплачивать зарплату компания обязана, даже если несет убыток. Сократить ежемесячную выплату можно только оформив договор с директором на неполное рабочее время. Если он будет работать на четверть ставки, то будет получать, соответственно, меньше.

Борис Юзефпольский

Вы зарегистрировали ООО не больше 3 месяцев назад? Тогда мы дарим вам 3 месяца работы в Контур.Бухгалтерии — дружелюбном онлайн-сервисе для расчета зарплаты, уплаты налогов и сдачи отчетности через интернет.

Взять подарок