Может ли студент работать в школе учителем

Если поправки в закон «Об образовании в РФ» будут приняты, самые способные и мотивированные студенты смогут прийти в школу не только на практику, но и начать работать. Кому-то из ребят новый законопроект даст возможность найти первое место на два-три часа в неделю, получить интересный опыт, вести летние пришкольные лагеря. Кто-то останется в образовании на долгие годы.

— Принятие законопроекта позволит как восполнить в школах кадровый дефицит, так и создать возможности раннего входа в педагогическую профессию, — уверена куратор законопроекта, зампредседателя Комитета Госдумы по образованию и науке Любовь Духанина. — Сейчас, согласно существующим нормам, официально преподавать в школах и организациях дополнительного образования могут только дипломированные специалисты. Студенты работают с детьми либо как практиканты, либо как волонтеры — даже вести кружки и получать за это зарплату они не могут.

По словам Любови Духаниной, над снятием этих ограничений в России задумались давно. Еще в 2016 году эксперты проекта ОНФ «Равные возможности — детям» выступили с предложением разрешить студентам преподавать в кружках и секциях. Сегодня законопроект предусматривает допуск к преподаванию в школе студентов педагогических вузов с четвертого курса обучения. А вести кружки и секции в школе получат возможность учащиеся любых вузов с третьего курса и старше. Главное, чтобы программа их подготовки по направленности совпадала с дополнительной общеразвивающей программой — соответствие будут определять сами школы. То есть, студент-технарь сможет вести «айтишный» кружок в школе, учить детей программировать или, скажем, собирать роботов.

— Опросы педагогов, проводимые ОНФ и Фондом «Национальные ресурсы образования» каждый год, показывают стабильный дефицит учителей. Если в 2018 году о нехватке кадров в школах сообщали 48% принявших участие в опросе педагогов, то в 2019 — уже 51%, — говорит Любовь Духанина. — Привлечение в школы студентов необходимо в том числе для того, чтобы компенсировать этот дефицит. Не зря в феврале президент рекомендовал ускорить рассмотрение законопроекта после встречи с общественностью: тогда учительница из Череповца посетовала, что в школах не хватает педагогов, и эту проблему можно было бы решить за счет привлечения к работе студентов пединститутов последнего курса.

Самые дефицитные направления — математика, иностранный, русский язык, начальные классы. О нехватке педагогов говорят как в сельских школах (54%), так и городских (50%). Только четверть педагогов, опрошенных ОНФ в 2019 году, сообщили, что за прошедший учебный год состав и численность коллектива не менялись. Более трети участников опроса (38%) отметили, что замену уволившимся коллегам нашли с трудом: Например, учителя из Ставропольского края говорят: «Некоторые учителя преподают по три предмета, пройдя только курсы переподготовки. Замену учителям находят качественно хуже». А вот опыт из Алтайского края: «В начальной школе двое учителей согласились подхватить два класса, но на будущий год учителей так и не нашли. По английскому языку постоянная текучка. В данный момент уволились сразу три молодых учителя английского».

— Некоторые эксперты опасаются, что допуск студентов к преподаванию в школе приведет к снижению качества образования. Но нельзя игнорировать тот факт, что в ряде школ из-за нехватки учителей занятия не ведутся совсем, — отмечает Любовь Духанина. — Заполнение кадрового дефицита необходимо рассматривать в комплексе. Где-то на замену уволившемуся учителю придет студент, но сохранит возможность консультироваться как со своими преподавателями, так и с коллегами. Где-то приедет педагог по программе «Земский учитель». Где-то сработает региональная кадровая программа.

Что особенно важно? Сами студенты с принятием закона получат возможность раннего входа в профессию, возможность в период учебы искать оплачиваемую работу по своему профилю. Кроме того, допуск к преподаванию студентов — позволит развивать наставничество в школах. А это — одна из задач национального проекта «Образование».

Определение Верховного Суда РФ от 01.08.2016 N 55-КГ16-5 Требование: О признании незаконными приказов о временном отстранении от работы, допущении к работе, взыскании средней заработной платы за время вынужденного прогула. Обстоятельства: По мнению истца, представление следователя по уголовному делу не является основанием для отстранения работника от работы, поскольку согласно ст. 114 УПК РФ только суд может вынести соответствующее постановление. Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку педагогический работник (истец) подвергался уголовному преследованию за преступление, предусмотренное ч. 3 ст. 290 УК РФ, которое относится к умышленным тяжким преступлениям, работодатель исполнил предусмотренную ст. 331.1 Трудового кодекса РФ обязанность и правомерно отстранил данного работника от работы на основании таких сведений.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Чебокчиновой Н.М., суд первой инстанции пришел к выводу о том, что представление следственного органа от 7 апреля 2015 г. не является законным основанием для отстранения Чебокчиновой Н.М. от работы согласно положениям статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации, а также таких оснований не имелось и в соответствии со ст. 331.1 Трудового кодекса Российской Федерации, поскольку истец подвергалась уголовному преследованию за преступление, не предусмотренное абзацами третьим и четвертым части 2 статьи 331 Трудового кодекса Российской Федерации.

Постановление Верховного Суда РФ от 28.07.2016 N 12-АД16-3 Требование: Об отмене актов о привлечении к ответственности по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ за привлечение к образовательной деятельности педагогического работника без заключения с ним трудового договора и без сведений о его соответствии требованиям действующего законодательства. Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку факт совершения заявителем вмененного правонарушения подтвержден совокупностью доказательств, срок давности и порядок привлечения к ответственности соблюдены.

К педагогической деятельности не допускаются лица: лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда; имеющие или имевшие судимость, подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи; имеющие неснятую или непогашенную судимость за иные умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления, не указанные в абзаце третьем настоящей части; признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке; имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

Решение Верховного Суда РФ от 23.05.2016 N АКПИ16-263 Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим подпункта 74.3 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования, утв. Приказом МВД России от 07.11.2011 N 1121.

Ограничения на занятие трудовой деятельностью в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних установлены частью первой статьи 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации кроме прочего для лиц, имевших судимость за преступления, указанные в абзацах третьем и четвертом части второй статьи 331 данного кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей этой статьи.

Педагогические работники, с точки зрения трудового законодательства, — довольно специфическая категория. Это выражается и в расчете рабочего времени, и в определении минимального стажа для выхода на пенсию, и в дополнительных льготах. Но особо среди них выделяются научно-педагогические кадры — те, кто трудится в вузах. Их даже принимают на работу иначе — в порядке конкурса. О нем мы и поговорим подробно в этой статье.

Законно ли это?

Отвечаем сразу — да. Более того, это не право руководителя университета или института, а его обязанность. Ведь статья 332 Трудового кодекса РФ гласит: сначала проходит избрание по конкурсу, а только после этого можно заключать трудовой договор.

Однако здесь есть несколько исключений. Конкурс проводить необязательно, если:

  • вуз (его филиал, городское представительство) только что создан, и профессорско-преподавательский состав формируется с нуля;
  • педагога берут не в штат, а по совместительству;
  • новичок замещает временно отсутствующего коллегу.

При этом в первых двух случаях по прошествии максимум года преподавателю все равно придется переизбираться на общих основаниях.

Что касается ситуации с замещением, то она разрешится с возвращением штатного работника. Очевидно, что временный работник сможет остаться лишь при наличии свободной ставки. И тогда ему придется проходить конкурс.

Как часто проводится конкурс на замещение должностей в вузе

В Приказе Минобрнауки №1536 от 4 декабря 2014 года со ссылкой на статью 332 ТК РФ была четко обозначена периодичность проведения конкурсного отбора научно-педагогических работников – один раз в пять лет. Но он уже не действует.

В актуальном на сегодняшний день Приказе Минобрнауки №749 от 23 июля 2015 года мы находим другую формулировку. Трудовой договор с членом профессорско-преподавательского состава может быть как срочным (до пяти лет), так и бессрочным.

В первом случае все понятно: закончился контракт — идем на конкурс, если хотим работу продолжить. Если отбор пройден, то достаточно подписать дополнительное соглашение о продлении найма.

Но возникает вопрос: нужно ли проходить конкурс педагогу, если срок трудовых отношений с ним не ограничен? Ответ — нужно.

Бессрочный договор защищает от «автоматического» увольнения по истечению оговоренного срока. Необходимость подтверждать профпригодность никто не отменял. Поэтому через 5 лет все равно придется идти на конкурс.

При этом законодательство предусматривает преимущественное право переизбрания для преподавателя, изначально занимавшего должность:

  • он проходит очередной конкурсный отбор;
  • ученый совет принимает положительное решение;
  • дается 30 дней на продление трудового договора;
  • если за 30 дней дополнительное соглашение не подписано, открывается вакансия.

Кроме того, если трудовые отношения по сроку не ограничены, член ППС должен раз в пять лет проходить аттестацию.

В какое время проводится конкурс

Как правило, трудовые договоры заключают с преподавателями с начала учебного года. Соответственно, подходят к концу они с завершением учебного года. Оповещают об этом заранее.

Как минимум за два месяца на сайте вуза публикуют список педагогов, чьи контракты истекают. Соответственно, указывают и должности, которые могут освободиться. Осведомиться об этом можно и в отделе кадров.

В течение учебного года конкурс на замещение должностей могут объявить, если:

  • у одного (или нескольких) преподавателей истек срок контракта, заключенного не с начала учебного года;
  • сотрудник уволился по собственному желанию, не дожидаясь окончания срока договора;
  • педагог вышел на пенсию по возрасту или состоянию здоровья;
  • администрация решила расширить штат.

Поэтому не стоит расстраиваться, если к первому сентября получить работу не удалось. Шанс может выпасть в любое время — нужно лишь отслеживать объявления на официальных сайтах интересующих вузов.

Как организуют отбор

За два месяца до проведения конкурса руководство обязано ознакомить претендентов со всеми условиями. Для этого на сайте оно размещает такие сведения:

  1. Перечень должностей и количество ставок. Для наглядности их приводят по каждой кафедре.
  2. Квалификационные требования к кандидатам.
  3. Место приема заявок. Особенно это актуально для крупных вузов, имеющих несколько корпусов по разным адресам.
  4. Срок подачи заявления. По закону он не может быть короче одного месяца со дня публикации информации.
  5. Место, дата и время проведения непосредственно конкурса.

Как правило, в университете есть локальный акт, подробно описывающий порядок проведения конкурсного отбора. Из него можно дополнительно узнать:

  1. Перечень и формы необходимых документов. Они обычно идут в качестве приложений к нему.
  2. Порядок рассмотрения претендентов на заседании кафедры.
  3. Регламент работы ученого совета.
  4. Особенности организации конкурса в конкретном вузе.

Так, например, НИУ ВШЭ создал 37 профильных кадровых комиссий, члены которых консультируют претендентов и проводят экспертизу их публикаций. На сайте вуза можно найти контактные данные и ФИО ответственных сотрудников.

МПГУ заранее уведомляет, что в рамках конкурса претендента могут попросить провести пробное занятие для оценки его педагогического мастерства.

Какие требования предъявляются к претендентам

Квалификационные требования устанавливаются в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития №1н от 11.01.2011. В третьем разделе этого документа подробно рассматриваются должности ППС.

Желающий стать ассистентом кафедры должен иметь диплом бакалавра или специалиста, а также стаж педагогической работы не менее года. Однако если кандидат учится в аспирантуре, его могут взять и без опыта работы в сфере образования. Аналогичные требования предъявляет закон к претендентам на должность преподавателя .

Вузы вправе (но не обязаны) требовать, чтобы базовое образование кандидата или его научная специальность соответствовали профилю кафедры. Например, такое условие выдвигает для соискателей ОГУ.

Кандидат на должность старшего преподавателя должен иметь:

  • высшее профессиональное образование (хотя в законе этого не указано, но специалистам и магистрам отдается предпочтение по сравнению с бакалаврами);
  • научно-педагогический стаж от трех лет;
  • при наличии ученой степени — стаж от одного года.

Некоторые вузы, например, ЮГУ, допускают, чтобы соискатель, не имеющий профильного образования, подтвердил свою компетентность опытом работы в соответствующей сфере.

От потенциального доцента законодательство требует наличия:

  • высшего образования;
  • ученой степени;
  • стажа научно-педагогической работы от трех лет;
  • ученого звания доцента (тогда к стажу требования не предъявляются).

Поскольку должность доцента занимает, как правило, уже сформировавшийся ученый, вуз вправе потребовать от претендента и определенных результатов научной деятельности. Так, Университет ИТМО требует не менее 4 публикаций в журналах ВАК и не менее одной — в журналах, индексируемых в Scopusили WebofScience.

Наконец, для выдвижения на должность профессора необходимо:

  • получить докторскую степень;
  • отработать в сфере образования и науки не менее 5 лет.
  • получить ученое звание профессора, чтобы можно было не подтверждать стаж.

Если вуз выдвигает требования к научным достижениям претендента на должность профессора, очевидно, они выше, чем в случае с доцентом. Нередко университеты отдают предпочтение ученым, не просто активно публикующимся, но и получившим признание в своей сфере. Так, РГПУ им. А.И. Герцена ставит дополнительную планку для потенциальных профессоров в виде индекса Хирша не ниже единицы.

Также рекомендуем: Как получить доцента и профессора

Также рекомендуем: Зачем писать докторскую диссертацию

Как подготовиться к конкурсу

В общем виде подготовка сводится к сбору документов. Минобрнауки к заявлению просит приложить доказательства соответствия квалификационным требованиям. Также нужно подтвердить отсутствие препятствий к педагогической деятельности.

Более подробный список можно найти на сайте конкретного вуза. Чаще всего в него входят:

  • анкета или представление;
  • ксерокопии дипломов (о высшем образовании, о профпереподготовке, кандидата или доктора наук), сертификатов (о повышении квалификации), аттестатов (доцента или профессора);
  • медицинская книжка;
  • справка об отсутствии судимости;
  • список опубликованных научных трудов;
  • ксерокопии страниц трудовой книжки (для сторонних кандидатов);
  • рекомендация кафедры (для действующих сотрудников).

Совет!

Обязательно узнайте заранее, как должны быть заверены документы. Возможны такие варианты удостоверения подлинности:

  • осуществляется заявителем (пишете на каждой странице «Копия верна» и ставите свою подпись и дату);
  • осуществляется по месту подачи (копию заверяет сотрудник отдела кадров, принимающий документы);
  • осуществляется нотариусом (за это придется заплатить);
  • не требуется вовсе.

Знание этого порядка сэкономит много времени и бумаги.

Более глубокой подготовки требует предварительное испытание в виде пробного занятия. Здесь лучше всего заранее подготовить методическую разработку, раздаточный материал и мультимедийное сопровождение для лекции или семинара.

Процесс утверждения и согласования победителя конкурса

Если кандидат предоставил все необходимые документы в срок и не имеет препятствий к работе в сфере образования, его допускают к участию в конкурсе. Проводит его обычно ученый совет университета или факультета.

Как именно организовать процедуру — решает конкретная организация. Ознакомиться с порядком можно, прочитав соответствующий локальный акт. В общем виде конкурс проходит так:

  1. Ученый совет (или иной коллегиальный орган) собирается на заседание. Оно правомочно, если присутствуют как минимум две третьих членов.
  2. Претенденты на должность имеют право присутствовать на заседании. Но если кто-то из них не является, на ход конкурса и на его итоги это не влияет.
  3. Ученый секретарь и заведующий кафедрой выступают с докладами по документам, представленным кандидатами.
  4. Участникам конкурса также могут дать слово.
  5. Члены совета проводят тайное голосование. Это требуется, даже если кандидат всего один.
  6. Кандидат, набравший более 50% голосов, считается избранным.
  7. Если никто не набрал половины голосов, назначают второй тур с теми же условиями. Но если кандидат был один, конкурс сразу же объявляется несостоявшимся.
  8. Если и во втором туре никто не получит необходимого процента голосов, конкурс не состоится.

Итоги фиксируются в протоколе, на основании которого ученый совет выносит решение. Он вступает в силу с момент подписания. Далее секретарь готовит выписки по каждому из победителей и передает сведения в отдел кадров для заключения трудовых договоров. Сроки определяются каждым вузом индивидуально.

Практические рекомендации и советы

Что же нужно предпринять, чтобы с большей вероятностью получить желаемую должность в вузе? Рекомендуем обратить внимание на следующие моменты, которые в законе и инструкциях не прописаны:

  1. Выбирайте желаемое место работы заранее. Университеты крайне редко публикуют вакансии на сайтах поиска работы. Отслеживать их нужно прицельно — на официальных сайтах конкретных организаций.
  2. Налаживайте контакты с кадровиками или заведующими кафедрами. Некоторые вузы предпочитают по старинке брать «своих». Так вам заранее сообщат, когда стоит подать документы.
  3. Оформляйте документы предельно внимательно. Умение выполнять бумажную работу для преподавателя важно не меньше способности читать лекции.
  4. Не прерывайте научную деятельность. Даже если вы временно не работаете или трудитесь в другой сфере, продолжайте писать. При отборе обращают внимание количество публикаций не только в целом, но и за последние 3-5 лет.
  5. Повышайте квалификацию. Не ограничивайтесь списком курсов, предлагаемым местным департаментом образования или вузами по соседству. Пользуйтесь электронными возможностями — демонстрируйте свой широкий кругозор.
  6. Смотрите в будущее. Готовясь к конкурсу в любой вуз (даже небольшой и непримечательный), поглядывайте на лидеров отрасли. Какие требования предъявляют они? К примеру, если они требуют от ППС наличия разработанных курсов МООК сегодня, вам это может пригодиться завтра. Так почему бы не начать прямо сейчас?
  7. Не стесняйтесь. Показывайте максимум достижений, делайте акценты на своих преимуществах. Это может быть быстрая защита диссертации после окончания аспирантуры, участие в федеральных или международных научных или образовательных проектах, получение грантов и многое другое.

В целом пройти конкурс на замещение должности профессорско-преподавательского состава не сложнее, чем устроиться в крупную компанию. Разве что самопрезентация здесь более формализована — и в некотором смысле это упрощает задачу.

Также рекомендуем: Резюме преподавателя вуза

А чтобы вам было еще легче, предлагаем ознакомиться с бланками документов, которые обычно предоставляют кандидаты.

Заявление на имя ректора (МПГУ)

Анкета доцента (РГПУ им. А.И. Герцена)

Отчет о проделанной работе (ОГУ)

Список опубликованных научных, учебно-методических работ, патентов (по форме Минобрнауки)

Информация о публикационной активности (РЭУ им. Г.В. Плеханова)

Квалификационный лист и Система показателей в баллах для проведения оценки претендентов на вакантные должности (МИСиС)

Рекомендация кафедры (ВШНИ)

Специфика общеобразовательной школы предполагает работу учителя с коллективом и нацеленность в первую очередь на усвоение детьми необходимого объема знаний. У преподавателя физики, русского языка или физкультуры, да и у классного руководителя практически нет времени на индивидуальную работу с учеником. Восполнить этот пробел призвана педагогика дополнительного образования.

Дети сами выбирают кружок, секцию или клуб, где попадают в комфортную среду развития. Участие в разнообразных конкурсах и соревнованиях дает ребенку уверенность в своих силах, вызывает дух соперничества и стремление к лидерству. Эти качества очень необходимы в современной жизни. Родители могут лучше узнать своих детей, выявить их таланты и предпочтения.

Разнообразие форм дополнительного образования позволяет выбрать программу обучения в той сфере, которая больше соответствует интересам ребенка. Это может быть спортивно-оздоровительная секция, кружок творческого развития, клуб познавательного или научно-исследовательского плана.

Педагог дополнительного образования — это специалист, который проводит занятия по различным предметам, не включенным в обязательную программу обучения. Его основная задача — раскрыть способности ребенка, творчески и духовно развить их.

В обязанности преподавателя входит:

  • комплектация групп дополнительного образования (кружков, студий, секций, клубов);
  • определение методов работы в этих группах;
  • составление программ обучения, планирование занятий;
  • организация различных мероприятий и привлечение к участию в них своих воспитанников;
  • развитие навыков и талантов ребят, системная поддержка одаренных воспитанников;
  • консультативная помощь родителям;
  • методическая работа.

Педагог дополнительного образования должен:

  • хорошо знать законодательную базу и обеспечивать ее соблюдение в отношении прав и свобод учащихся;
  • отвечать за безопасность своих воспитанников согласно правилам ТБ и противопожарной защиты;
  • постоянно повышать свою квалификацию.

Составление рабочих программ

Рабочая программа педагога дополнительного образования — необходимый инструмент, который обеспечивает эффективное ведение учебно-воспитательной работы. Программы ДО должны:

  • дополнять и развивать общеобразовательные;
  • соответствовать интересам учащихся;
  • способствовать развитию их талантов;
  • воспитывать навыки самообразования.

Их подготовка открывает широкое поле деятельности для создания авторских и экспериментальных методик. Рабочую программу педагог адаптирует под определенную группу детей, поэтому она должна быть максимально гибкой, учитывать местные культурные и социальные особенности.

Дополнительная образовательная программа разрабатывается в виде нормативного документа, который включает:

  • основные направления деятельности;
  • тематическое почасовое планирование;
  • краткое изложение тем.

Рабочее время при этом можно условно разделить на две части. Первая — для учебных и тренировочных занятий, которые проводит педагог дополнительного образования; норма часов за ставку — 18 в неделю. Другая часть рабочего времени регулируется планами работ и включает подготовку занятий, участие в педсоветах и т. д. Ставка преподавателя зависит от квалификационной категории, которая присваивается по результатам аттестации.

Прохождение аттестации

Обязательная аттестация педагога дополнительного образования для подтверждения соответствия занимаемой должности проходит один раз в пять лет. Ее проводят специальные комиссии, которые формируются самими образовательными учреждениями.

Основной задачей аттестации является стимулирование профессионального роста и повышения качества учебно-воспитательной работы. Педагогам дополнительного образования устанавливается три квалификационные категории: I, II и высшая.

На аттестационную комиссию педагогу необходимо предоставить ряд материалов:

  • перечень программ, по которым ведется работа;
  • документы, подтверждающие количество воспитанников;
  • перечень электронных ресурсов, применяемых в обучении, их скриншоты и распечатки занятий с использованием современных образовательных технологий;
  • результаты работы с родителями (планы и сценарии, анализ анкетирования, фотоотчеты);
  • копии грамот и дипломов за участие и призовые места в конкурсах, фестивалях, соревнованиях, которые получили воспитанники, а также сам педагог за успехи в учебно-воспитательной деятельности.

Дополнительно подаются документы, подтверждающие:

  • наставничество;
  • ученую степень;
  • публикации статей, методических пособий, монографий и учебников;
  • выступления на конференциях и семинарах, проведение мастер-классов и открытых уроков.

По итогам аттестации члены государственной комиссии формируют экспертное заключение педагога дополнительного образования. В нем делается вывод о соответствии работника квалификационной категории, на которую он претендует.

Использование современных технологий

В квалификационной аттестации большую роль играют современные технологии. В частности, высоко ценится собственный сайт педагога дополнительного образования или блог, а также публикации на интернет-ресурсах. Другим примером современных технологий является проект. Его разработка с успешным внедрением — одно из наиболее востребованных профессиональных умений преподавателя.

Педагогический проект педагога дополнительного образования разрабатывается в виде системных действий, направленных на решение конкретных проблем. На первом этапе определяются цели проекта, обосновывается необходимость его реализации. Сделать это помогает глубокий и всесторонний анализ ситуации. В результате должны быть грамотно сформулированы задачи и выбраны методы работы, т. е. описаны необходимые мероприятия.

Следующий шаг в создании проекта — план его реализации. Здесь проявляются промежуточные и окончательные результаты, оценки их эффективности, а также факторы риска и методы его минимизации. На завершающем этапе должен быть предложен успешный механизм продвижения.

Участие в профессиональных конкурсах

Призовые места в профессиональных конкурсах — отличная заявка на высокую оценку в квалификационной аттестации. Среди заданий на соревнованиях сегодня в приоритете мастер-классы, открытые занятия и круглые столы. Наиболее популярными заданиями в профессиональном конкурсе являются эссе, кредо и обобщение опыта.

Эссе педагога дополнительного образования — это небольшой очерк на заданную тему со свободной композицией. Формат произведения не ограничивается. Допускается стиль дневника, философских размышлений, лирических воспоминаний, полемики с другими авторами и т. д. Главная особенность этого жанра — использование аналогий и ассоциаций, символичность образов, индивидуальная манера и ярко выраженная позиция автора. Цель написания эссе — демонстрация способностей участника к общению в письменной форме.

Своеобразной визитной карточкой является педагогическое кредо педагога дополнительного образования. В нем в краткой форме должно быть выражено отношение конкурсанта к профессии и детям, обозначены идеи, жизненные приоритеты, используемые в повседневной практике.

Обобщение опыта педагога дополнительного образования — это краткое описание оригинальных приемов, методов и средств обучения, которые преподаватель использует в работе. К нему прилагаются планы занятий, дидактические материалы, контрольные задания и т. п. Главное — показать новаторскую идею, дать ее практическую и теоретическую интерпретацию.

Педагогическая работа — один из наиболее сложных и важных видов человеческой деятельности. Правительство Российской Федерации ценит труд учителей. Поэтому законодательством РФ предусмотрена льготная пенсия педагогам дополнительного образования, продолжительный летний отпуск, сокращенное рабочее время, компенсации, доплаты к ставке.