Мотивация педагогов к инновационной деятельности

УДК 378.091.398

МОТИВАЦИЯ ПЕДАГОГА К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ЭРЗАЦ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ

Ильин А.С.

Аннотация. В статье раскрыты подходы к определению понятий «инновационная деятельность», «мотивация», выделены критериальные параметры инновационности. Исследованы подходы к пониманию содержания и структуры мотивации педагога к инновационной деятельности. Показаны роль и место мотивации в обеспечении готовности педагога к инновационной деятельности, предложены условия, способствующие формированию мотивации педагога к инновационной деятельности в повышении квалификации: актуализация инновационного потенциала педагога посредством включения его в программирующие мероприятия по формированию образа будущего и этапах его становления; организация образования педагога исходя из проблем его практики, выявленных в ходе рефлексии и деятельности ближайшего периода; осуществление морального и материального стимулирования педагога исходя из результатов инновационной деятельности. Показаны возможные пути реализации данных условий в системе повышения квалификации.

realization of these conditions in professional development system are shown.

Ключевые слова: мотивация, инновационная деятельность; условия, способствующие формированию мотивации педагога к инновационной деятельности.

Одной из приоритетных задач системы повышения квалификации в современных условиях является активизация разработки новых средств, направленных на обеспечение готов -ности педагога к работе в изменяющихся условиях на основе многообразия образовательных программ, учебников и образовательных учреждений. Поэтому не удивительно, что в последнее время актуализировался вопрос подготовки педагога к инновационной деятельности, т.к. развитие творческого потенциала его личности — ключевое условие обеспечения готовности к работе в условиях изменений.

также управления ими (В.С. Лазарев, Б.П. Мартиросян).

Прежде чем анализировать состояние вопроса определимся с понятиями «инновация» и «инновационная деятельность», которые являются основой для дальнейших исследований, связанных с инновационной тематикой. Данные понятия встречаются в трудах Ю.В. Громыко, В.С. Лазарева, Б.П. Мартиросяна, А.И. Приго-жина, В.А. Сластенина и др.

В науке нет единой трактовки понятия «инновация». Понятие «инновация» было введено в научных исследованиях в XIX веке и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую. Но при этом, как отмечает В. Никитин, происходит «отказ от самой идеи культуры (т.е. от трансляции устойчивых норм, образцов, эталонов) и переход к идее оформления и распространения мутаций культурных форм» . Необходимо заметить, что в процессе интеграции элементов двух культур появляется третья, отличная от исходных.

В подтверждение этого приведем точку зрения американского культурантрополога М. Херсковица: «в процессе трансляции культурно задаваемых ценностей, моделей поведения индивид осваивает присущие культуре миропонимание и поведение, в результате чего формируются его когнитивное, эмоциональное и поведенческое сходства с членами данной культуры и отличия от членов других культур» .

По определению Ю.В. Громыко, «инновация есть не что иное, как способ организации связей между принципиально новыми образами, культивируемыми и выращиваемыми на экспериментальной площадке, и огромным массивом традиционных практик. Инновации выполняют функцию обеспечения присвоения некоторого принципиально нового образца на достаточно больших и широких массивах практики с последующим его приживлением и сохранением», т.е., с одной стороны, инновации позволяют строить будущее в соответствии с

существующими тенденциями, с другой, — обогащают практику . В этом определении автор не только обращает внимание на сущностную характеристику инновации (принципиальная новизна), но и поднимает вопрос о тиражировании инновации в массовую практику, подготовку носителей инновационной деятельности, что является основанием для создания сети площадок экспериментального типа.

Н.И. Лапин определяет инновационную деятельность как метадеятельность, изменяющую рутинные компоненты репродуктивных видов деятельности .

В.С. Лазарев и Б.П. Мартиросян под инновационной деятельностью школы понимают целенаправленное введение новшеств (нововведений) в педагогическую систему с целью повышения качества образования . В качестве субъекта инновационной деятельности ученые рассматривают педагогический коллектив или группу педагогов школы, занимающихся внедрением новшества. Содержанием инновационной деятельности является преобразование педагогической системы школы посредством внедрения новшеств. Назначением инновационной деятельности, по их мнению, становится выявление необходимости изменений педагогической системы школы, поиск и эффективное использование существующих возможностей для реализации этих изменений.

В теории инновационной личности, разработанной Э. Хагеном, так описывается концепция «личности, создающей современность» (в нашей трактовке инновационной личности): такая личность способна создавать самопод-держиваемые изменения, которые преобразуют общественную жизнь — ее стандарты, ценности и т.д., что является предпосылкой усиления экономического роста, распространения предпринимательства, накопления капитала. С.Г. Кара-Мурзой многообразие типов жизнеуст-роения обществ сведено к двум — жизнеустрое-ние по типу семьи, основанное на принципах солидаристской морали, и по типу рынка на основе морали, тяготеющей к принципам соци-ал-дарвинизма . В целом, готовность к инновационной деятельности правомерно рассматривается как сформированность личностного ресурса человека, обеспечивающего свободу его интеллектуальной самореализации в условиях изменяющейся социальной реальности.

На основе обобщения рассмотренных подходов к определению «инновационная деятельность» делаем вывод о том, что инновационная деятельность в образовании характеризуется как минимум разработкой и внедрением принципиально новых образов содержания и технологий обучения, наличием носителей, которые данную деятельность осуществляют, а инновационная личность характеризуется таким качеством как способность к преобразованию действительности на основе ответственности и творчества. В качестве рабочего определения будем считать, что инновационная деятельность — это целенаправленное введение нов -шеств (нововведений) в образовательных системах разных уровней (школьного, муниципального, регионального) с целью повышения качества образования и обеспечения динамичного развития общества. Данный подход предусматривает не поддержку любых осуществляемых инноваций, а ориентацию осуществляемых в школах инновационных процессов на цели модернизации той или иной стратегии развития образования и стимулирование педагогов на инновации, адекватные этим целям.

Так как основным носителем данной деятельности является педагог, поэтому формирование мотивации к инновационной деятельности — ключевое условие обеспечения его готовности к работе в условиях изменений. Инновационная деятельность учителя является своеобразной по своим целям и задачам, содержанию, внешним и внутренним условиям, средствам, проявлениям мотивации, состояниям личности. Позитивное или негативное отношение к инновационной деятельности в целом определяется иерархией мотивов.

С точки зрения К. Роджерса, «если человеку дать возможность раскрыть врожденный потенциал, он будет развиваться оптимально и эффективно». Такая конструктивная реализация врожденных возможностей позволяет человеку повышать свою компетентность, идентичность и профессионализм, а всему человечеству двигаться в направлении независимости, зрелости, социальной ответственности и творческой устремленности . Хотя ясно и то, что сколько бы гуманным не было или не хотело бы быть общество, оно не может гарантировать полное развитие личности.

Понимаемая как источник активности и одновременно как система побудителей любой деятельности мотивация изучается в разных аспектах. Исследователи определяют ее и как один конкретный мотив, и как систему мотивов в их сложном переплетении и взаимосвязи. Однако можно утверждать, что, несмотря на разнообразие определений, мотивация понимается большинством авторов как совокупность, система психологически разнородных факторов, детерминирующих поведение и деятельность человека. Мотивы непосредственно связаны с содержанием деятельности, которую они побуждают.

Как психологическая проблема мотивация выступает в виде системы взаимосвязанных вопросов о закономерностях и условиях прояв -ления, изменения, формирования.

Среди всех видов мотивации наиболее важными являются внутренние, т.е. мотивы, непосредственно связанные с самой профессиональной деятельностью и процессом её протекания.

В отечественной психологии мотивация рассматривается как сложный многоуровневый регулятор жизнедеятельности человека — его поведения и деятельности. Мотивацию рассматривают как сложную, неоднородную систему побудителей, включающую в себя потребности, мотивы, интересы, идеалы, стремления, установки, эмоции, нормы, ценности и т.д.

Трактовка мотива соотносит это понятие либо с потребностью (А. Маслоу), либо с переживанием этой потребности и её удовлетворением (С.Л. Рубинштейн), либо с предметом потребности. В контексте теории деятельности

А.Н. Леонтьева термин «мотив» употребляется не для «обозначения переживания потребности,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

но как означающий то объективное, в чём эта потребность конкретизируется в данных условиях и на что направляется деятельность, как на побуждающее её» . Согласно Л.И. Божович, в качестве мотивов могут выступать предметы внешнего мира, чувства, словом, всё то, в чём нашла воплощение потребность .

Так как социальные изменения имеют программно-целевую обусловленность (М.А. Мкртчян), то появление и закрепление инноваций в практике образовательных учреждений будет зависеть от того, насколько каждый член педагогического коллектива осознает область преобразований, мотивирован на инновационное изменение собственной практики и проектирует свои действия по преобразованию.

К. Ангеловски одним из ведущих признаков квалификации учителя считает его отношение к новшествам — активное участие в инновационных общественных процессах в целом и конкретно в своей деятельности. Ученым выделены основные мотивы работы педагогов в инновационном режиме, а именно: повышение эффективности работы, удовлетворенность общества результатами образования, личностное самоутверждение, материальные стимулы .

Мотивация определяет личностную готовность педагога к инновационной деятельности наряду с профессионально-важными качествами, направленностью, уровнем притязаний, самооценкой, образом «Я».

В этом контексте представляет интерес исследование Г.И. Герасимова и Л.В. Илюхиной, которые на личностном уровне выделяют следующие критериальные параметры инновационности:

— принята ли инновация как личностно значимая ценность;

— разделяется ли подход к инновации как к необходимому социальному механизму развития системы образования;

— понимается ли инновация в качестве целостной системы отношений и специфически организованной деятельности;

— переведено ли это отношение в организа -цию собственной профессиональной деятельности;

— в какой мере в собственной деятельности присвоена специфика инновационной её организации .

В.А. Сластенин и Л.С. Подымова выделяют следующие критерии готовности педагога к инновационной деятельности:

— осознание педагогом необходимости в инновационной деятельности;

— готовность к вовлечению в творческую деятельность по введению новшества;

— уверенность в том, что новшество принесет позитивный результат;

— согласованность личных целей с инновационной деятельностью;

— готовность к преодолению творческих неудач;

— уровень технологической готовности к выполнению инновационной деятельности;

— позитивная оценка своего предыдущего опыта в свете инновационной деятельности;

— способность к профессиональной рефлексии .

Как справедливо отмечает Т.Н. Разуваева, с точки зрения психологии готовность к инновационной деятельности как отдельного педагога, так и педагогического коллектива в целом определяется его ориентированностью на изменения, этической готовностью, позитивностью восприятия условий инновационной деятельности, готовностью к использованию культурных способов управления этой деятельностью и готовностью к восприятию новшеств извне .

Личностная составляющая готовности представлена Н.Ф. Ильиной по уровням. Мотив участия в инновационной деятельности на первом уровне заключается в способе избегания возможных напряжений в отношениях с руководством и коллегами по работе в случае отказа от участия; на втором — как способ достижения признания и уважения со стороны руководства и коллег; на третьем — выполнение своего профессионального долга; на четвертом — способ реализации своего творческого потенциала и саморазвития .

Проведённый анализ научной литературы свидетельствует о возрастающем интересе к проблеме мотивации педагога к инновационной деятельности, и стоит вопрос о том, какие условия способствуют ее (мотивации) формированию.

На основе анализа теории и практики инновационного образования нами выявлены сле-

дующие условия, способствующие формированию мотивации педагога к инновационной деятельности:

1. Актуализация инновационного потенциала педагога посредством включения его в программирующие мероприятия по формированию образа будущего и этапов его становления.

2. Организация образования педагога, исходя из проблем его практики, выявленных в ходе рефлексии.

3. Осуществление морального и материального стимулирования педагога исходя из результатов инновационной деятельности.

Первое условие вызывает необходимость проведения организационно-деятельностных семинаров. В ходе данных семинаров в результате специально организованной работы у участников формируются общие представления о ближайших этапах становления инновационной деятельности, предъявляются ожидания как всего коллектива, так и отдельных педагогов, обсуждается, каким должен быть следующий шаг в строительстве инновационной практики в данном учреждении. Мероприятия по коллективному программированию деятельности дают возможность каждому участвовать в программировании инновационной деятельности на предстоящий период. Продуктом их являются инновационные программы развития школ и программы производственной деятельности отдельных педагогов. Совместное программирование необходимо, т.к. позволяет:

— увидеть проблемы и найти способы их решения до разворачивания инновационных работ на следующем этапе;

— более реально представить предстоящую деятельность (получить не прожекты, а программы);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— действовать каждому в пределах своей компетенции, исходя из общих представлений;

— влиять на представления других людей, тем самым управлять своим будущим.

Мероприятия по формированию общих представлений об образе отдаленного будущего, о ближайших этапах инновационной деятельности, коллективное программирование предстоящей деятельности имеют образовательную значимость, т.к. педагоги осваивают способы программирования и проектирования

собственной деятельности, способы работы с представлениями других людей, совершенствуют коммуникативные умения и навыки.

В программировании деятельности обязательным является программирование профессионального образования субъекта, где обсуждается, что должно быть освоено каждым педагогом: знания, умения, способы действия, необходимые для того, чтобы реализовать программу ближайшего периода. Это служит основой индивидуальной образовательной программы педагога.

Реализация второго условия заключается в разрешении индивидуальных образовательных дефицитов педагогов посредством составления и реализации индивидуальных образовательных программ. Данный процесс предполагает обогащение знаний и умений педагога, формирование профессиональных компетентностей, необходимых для успешного выполнения инновационной деятельности.

По определению Н.Ф. Ильиной, индивидуальная образовательная программа включает представления педагога о задачах и содержании образования (информации, знаниях, способах работы), последовательности и действиях по его освоению (в том числе совместных с другими педагогами), времени, которое планируется затратить .

Индивидуальные образовательные программы педагогов строятся за счет организации рефлексивного процесса, в ходе которого действия педагога в реальной практике сопоставляются с его актуальными качествами: знаниями, представлениями, опытом, индивидуальностью (мастерством, способностями, профессиональной компетентностью и т.д.).

При составлении индивидуальной образовательной программы педагогу необходимо восстановить реальную практику, выделить достижения, проблемы и трудности, понять их основания (за счет чего получается? в чем причина неудач?), исходя из этих оснований, понять, в каком образовании он нуждается, и оформить образовательные задачи. Затем необходимо оформить программу действий по их реализации, при этом, если есть необходимость, согласовать отдельные действия с кол -легами, методистом и др.

Работа по осознанию и оформлению индивидуальных образовательных задач и програм-

мы действий по их реализации, чаще всего, происходит в малых группах, при этом коллегами оказывается помощь посредством вопросов уточняющего и проблематизирующего характера.

Третье условие предполагает при переходе на новую систему оплаты труда внесение в критерии и показатели стимулирующих выплат инновационной деятельности педагога, организацию профессиональных конкурсов инновационной тематики, представление педагогов, осуществляющих инновационную деятельность и имеющих высокие результаты, к наградам и почетным званиям.

Таким образом, реализация условий, способствующих формированию мотивации педагога к инновационной деятельности, требует изменений в управлении образовательным учреждением, содержании, методах, формах организации повышения квалификации педагога.

Литература

1. Ангеловски, К. Учителя и инновации: книга для учителя / Пер. с македонского. — М., 1991. — С. 34-37, 88-89.

2. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. — СПб., Питер, 2008. — 400 с.

4. Громыко, Ю.В. Проектирование и программирование развития образования / Ю.В. Громыко. — М., 1996. — 545 с.

5. Ильина, Н.Ф. Развитие инновационного потенциала образовательного учреждения /

Н.Ф. Ильина // Вестник Томского государственного педагогического университета. — 2009.

— № 5 — С. 53-56.

7. Козин, Н.Г. Искушение либерализмом / Н.Г. Козин // Вопросы философии. — № 9. -2006. — С. 47-67.

8. Лазарев В.С. Нормативный подход к оценке инновационной деятельности школы /

В.С. Лазарев, Б.П. Мартиросян // Педагогика -2003. — № 3. — С. 17-25.

10. Лапин, Н.И. Теория и практика инноватики: учеб. пособие / Н.И. Лапин. — М.: Университетская книга; Логос, 2008. — 328 с.

11. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. — 2-е изд. М.: Политиздат, 1977. — 304 с.

12. Никитин, В. Образование в ловушке развития / В. Никитин // Кентавр. — 2004. -№33. — С. 36-41.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Сластенин, В.А. Педагогика: инновационная деятельность / В.А. Сластенин, Л.С. По-дымова. — М.: Магистр, 1997. — 223 с.

Изменения в образовании не могут происходить, если педагоги не будут стремиться совершенствовать свою профессиональную деятельность. Очевидно, что к современному учителю предъявляются сегодня особые требования.

Ю. Конаржевский

«Управление качеством в школе начинается с работы с человеком и, прежде всего с учителем, и заканчивается работой с кадрами, повышением их профессионального уровня. Других путей нет…»

Инновационная деятельность связана не только с умением решать задачи известного круга, но и с наличием мотивационной готовности к поиску и решению задач за пределами любого внешнего контроля. Без этого нет гарантии, что учитель, пытавшийся решать готовые педагогические задачи по известным методичкам, сможет самостоятельно их увидеть и решить. А может быть, он и искать не станет. Проблема мотивационной готовности, восприимчивости к педагогическим инновациям является одной из центральных в подготовке учителя. Актуальна она и для нашего коллектива, средний возраст которого составляет 47 лет. Попробуем вместе с вами разобраться в мотивации учителя к изменениям при помощи дидактической многомерной технологии (авт. В.Э. Штейнберг).

«Инновационная деятельность» Инновационная деятельность учителя направлена на преобразование существующих форм и методов воспитания, создание новых целей и средств ее реализации, именно поэтому она является одним из видов продуктивной, творческой деятельности людей. Характер инновационной деятельности учителя зависит от существующих в конкретном образовательном учреждении условий, но, прежде всего, от уровня его готовности к этой деятельности. Под готовностью к инновационной деятельности мы понимаем качества учителя, определяющие его направленность на развитие собственной педагогической деятельности и деятельности всего коллектива школы, а также его способности выявлять актуальные проблемы образования учеников, находить и реализовать эффективные способы их решения.

«Готовность к инновациям» — наличие мотива, компетентность в инновациях образования, компетентность в педагогической инноватике.

Рассмотрим какие мотивы встречаются среди педагогов.

«Мотив вознаграждения». К данному мотиву можно отнести материальное вознаграждение учителю за различные достижения учащихся, за привлечение детей к участию в конкурсе, за участие в научнопрактических конференциях и др. В нашей школе в 2016 году на административном совете был рассмотрен новый подход к системе доплат учителям из стимулирующего фонда оплаты труда. Разработаны локальные акты:

· Положение о компенсационных выплатах педагогическим работникам;

· Положение о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда.

«Мотив престижа». В этом случае учитель занимается введением инноваций ради положительного общественного резонанса на его труд со стороны учеников, родителей, коллег, ради собственного самоутверждения. Как правило, такие педагоги берутся за все новое, но быстро охладевают, если работа требует длительных усилий. Педагоги с таким мотивом чаще всего становятся активными в период аттестации.

Очевидно, что мотив вознаграждения и мотив престижа связаны с удовлетворением личных, а не профессиональных потребностей учителя.

Материальный мотив или мотив избегания неудач соответствуют слабой готовности к инновационной деятельности, но может дать краткосрочный эффект.

«Профессиональный мотив» профессиональный мотив в наиболее общем виде выступает как желание учить и воспитывать детей.

Профессионально мотивированные учителя креативны, постоянно в поиске инновационных форм и методов работы, осмысления своей деятельности, создания собственных концепций воспитания детей.

«Мотивы личностной самореализации». Учителя, стремящиеся к самоактуализации, предпочитают творческие виды труда, открывающие явные возможности такого саморазвития, имеют выраженную восприимчивость к новшевствам.

Профессиональный мотив и мотив личностной реализации позволяют педагогу раскрыть себя как личность – профессионала. Такие педагоги есть в каждом коллективе, они с удовольствием включаются во все инновационные проекты, делятся опытом с коллегами, обучают молодых, проводят мастер – классы. Именно они становятся «локомотивами» инновационной работы в школе. Это Учителя с большой буквы! Опыт работы таких педагогов мы стараемся демонстрировать при проведении педагогических советов, мастер – классов, отмечаем их грамотами и денежными премиями.

«Условия инновационной подготовки». Формирование личности учителя, его мотивации во многом определяется средой, созданной в коллективе. Задачей администрации становится формирование инновационной среды: знакомство с новыми педагогическим технологиями, взаимодействие с другими образовательными организациями, посещение форумов, главное – не замыкаться в своем пространстве, находить возможности выезжать, взаимодействовать с инновационными учреждениями.

С 2016-2017 учебного года под руководством Галины Юрьевны были организована и внедрена на уроках информатики и во внеурочной деятельности «Робототехника/Занимательная информатика» проектная деятельность обучающихся с 7-11 класс средствами электронного образовательных и дистанционных технологиями в рамках сотрудничества с Региональным школьным технопарком ГАОУ Астраханской области ВО АГАСУ с целью развития проектной деятельности обучающихся МБОУ СОШ №28.

В 2016-2017 уч году принимали участие 172 учащихся в создании проектов по модулям «IT – академия» — «Создание 3Dигры в KODU GAME Lab «Лабиринт загадок» и «Создание сайта на основе HTML и Javascript»; «3D производство» — «Создание полигональной модели в программе Blender»; «Медиатехнология» — «Создание телесюжета»; «Физика» — «Создание расчётной модели прототипа реактивного двигателя».

В 2017-2018 учебном году приняли участие в создании проектов 191 учащийся в данных модулях.

Все учащиеся получили сертификаты о прохождении дистанционного обучения и создании проектов средствами сайта Регионального школьного технопарка ГАОУ Астраханской области ВО АГАСУ.

Данная проектная деятельность позволила при дальнейшем сотрудничестве с Региональным школьным технопарком открыть Инновационную площадку на базе МБОУ СОШ №28 по моделированию и прототипированию. В сентябре 2018 года Галина Юрьевна назначена приказом директора МБОУ СОШ №28 руководителем инновационной площадки Регионального школьного технопарка.

С 2017-2018 учебного года ежегодно заключается Соглашение о сотрудничестве с Национальным исследовательским технологическим университетом «МИСиС» о проведении под руководством Галины Юрьевны Всероссийской олимпиады «МИСиС зажигает звезды!». В 2017-2018 учебном году площадка проведения Всероссийской олимпиады «МИСиС зажигает звезды!» по информационно-технологическому направлению приняла у себя 60 обучающихся различных школ го Мытищи. В 2018-2019 учебном году на базе МБОУ СОШ №28 продолжила работать площадка проведения Всероссийской олимпиады «МИСиС зажигает звезды!» по информационно-технологическому направлению и 62 обучающихся 7-11 классов из разных школ городского округа Мытищи попробовали свои силы в олимпиаде по математике и информатике. В результате работы площадки в 2017-2018 учебном году в заключительном этапе олимпиады приняли участие 20 человек, в 2018-2019 учебном году допущено 14 обучающихся.

Переход на ведение электронного журнала без бумажного в 1-11 классах, работа с ИСУОД «Школьный портал», АИС ИСКО, АИС ДИТ, модулем зачисления и ДОД (дополнительное образование (кружковая работа)), создание электронной учительской с ежедневным расписанием и объявлениями, мотивировало учителей быстро освоить компьютер, завести электронную почту, освоить способы загрузки домашних заданий и т.д.

В своем коллективе мы используем разные формы повышения мотивации. «Материально – технические» (у каждого учителя есть АРМ (ноутбук/ПК, принтер/МФУ, м/м проектор или ТВ), выход в Интернет из учебного кабинета, выход в Интернет через 17 компьютеров в библиотеке. Стимулирование через выплату премий, за достижения учащихся и личные достижения.

В школе с 2018-2019 учебного года начала свою работу инновационная площадка Регионального школьного технопарка. (ознакомиться с планом работ можно ).

В школе проводятся практические семинары по обучению педагогов «Работа в Школьном портале», «Использование Googlсервисов», «Создание сайтов – портфолио учителя» и т.д. Темы семинаров формируются исходя из запросов коллектива.

Вошло в практику проведение мастер-классов опытными учителями школы.

Заместитель директора по УВР (ИКТ) Калинина Г.Ю.

Елагина Вера Сергеевна, докторпедагогическихнаук,профессоркафедрыпедагогики ФГБОУВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинск V_275@mail.ru
Немудрая Елена Юрьевна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «Челябинскийгосударственный педагогический университет», г. Челябинск Nemudraja72@mail.ru
Мотивация инновационной деятельности будущего учителя
Аннотация. Статья посвящена изучению мотивации инновационной деятельности будущего учителя. Исследование проведено на филологическом факультете и факультете физической культуры и безопасности жизнедеятельности ЧГПУ. В работе использованы данные опроса 247 студентов 4–5 курсов, целью которого стало изучение мотивов, побуждающих будущих учителей к участию в инновационной деятельности.
Ключевые слова: мотивация, инновации, инновационная деятельность, педагогическое стимулирование, учительинноватор.
Любая деятельность побуждается и регулируется мотивационной основой личности, обусловливающей направленность на определенные объекты и способы взаимодействия с ними.Проблеме мотивации деятельности посвящены работы известных психологовП.К. Анохина, Б.Ф. Ломова, А.Н. Леонтьева и др., в которых дается психологический анализ структуры деятельности как динамической системы действий, управляющихся сложным взаимодействием образа результата с мотивационным компонентом деятельности. Мотивацией объясняется выбор между различными действиями: между возможным содержанием мышления; интенсивностью и упорством в осуществлении выбранного действия и достижения его результатов . Это означает, что только адекватная мотивация обеспечивает эффективное осуществление инновационной деятельности и раскрытие личности будущего педагога. Будущий учитель, нацеленный на мотивы личностной самореализации, стремится достичь результата в своей деятельности без личностнопрагматической мотивации, получает удовлетворение от самого процесса инновационной деятельности, которая имеет для него глубокий профессиональный и субъективно значимыйсмысл. Такого учителя отличают создание новых концептуальных подходов, высокий уровень рефлексии и психологическая готовность к восприятию и освоению нового. Мотивацию, по мнениюН.В. Немова, Р.Х. Шакурова и других психологов,следует рассматривать как процесс побуждения себя и других людей к деятельности для достижения личных целей и целей организации. Согласно ряду исследований мотивация инновационной деятельности рассматривается как процесс обретения субъектомучителем адекватного личностного смысла профессиональной деятельности в системе других видов. В связи с этим формирование необходимой мотивации инновационной деятельности будущего учителя приобретает особое значение. Инновационная деятельность будущего учителя –это деятельность, направленная на преобразование существующих форм и методов обучения и воспитания, создание новых целей и средств ее реализации. Данную деятельность будущий педагог можетосуществить как в теоретическом плане (процесс обучения в вузе), так и в практическом (школьная практика и работа в детских оздоровительных лагерях). Инновационная деятельность полимотивирована, и эту особенность следует учитывать при подготовке учителяинноватора. Следует отметить, что своеобразие педагогической деятельности состоит в том, что она является «метадеятельностью», то есть деятельностью по организации другой деятельности: деятельность педагога надстраивается над деятельностью ученика. На общетеоретическом уровне и инновационная деятельность проявляет себя как «метадеятельность», изменяющая специфические компоненты репродуктивных видов деятельности. Так или иначе, инновационная деятельность предполагает внесение нового в учебновоспитательный процесс, изменение его с целью улучшения. При этом нововведения должны быть не обязательно чемто совершенно новым, но обязательно лучшим в современной ситуации, а значит, чемто более современным и передовым. М.М. Поташник сгруппировал инновации по четырем направлениям, в основе которых лежит конкретная область изменений в образовании: –разработка нового содержания образования;–разработка новых методов, приемов, средств, методик, технологий, систем обучения, воспитания и развития детей;–создание новыхмоделей учебных заведений, комплексов образовательновоспитательных учреждений;–создание новых оптимальных, соответствующих темам управляющих структур, систем, механизмов управления.Будущий учитель в реальной педагогической действительности может, в первую очередь, столкнуться сразработкой новых методов, приемов, средств, методик, технологий, систем обучения, воспитания и развития детей. Поэтому важна специально организованная подготовка студентов к инновационной деятельности в школе, формирование положительной мотивации к ней.В 2011–2012 учебном году нами было проведено исследование, целью которого стало изучение мотивов, побуждающих будущих учителей к участию в инновационной деятельности.В тестировании приняли участие студенты 4–5 курса филологического факультета и факультета физической культуры и безопасности жизнедеятельности Челябинского государственного педагогического университета (всего выборка составила 247 человек, из них 120 юношей и 127 девушек –48,5% и 51,5% соответственно). Опросстудентов старших курсов позволил выделить следующие мотивы, побуждающие будущих учителей к участию в инновационной деятельности.Анализ ответов студентов позволил нам сделать следующие выводы. Большинство студентов (72,5%) в качестве ведущей потребности в инновационной деятельности в школе отметили потребность в самовыражении и самореализации. Более 60% респондентов видит в инновационной деятельности возможность становления и развития профессионального потенциала, проявления профессионализма и педагогического мастерства учителя. Около 30% опрошенных студентов связывает инновационную деятельность со стремлением активизации учебной деятельности учащихся, развития их познавательного интереса, творческих способностей, с желанием учителя добиться лучшего усвоения знанийи умений учениками, что приведет к повышению качества образования. Наряду с этим студенты отмечают, что инновационная деятельность помогает учителю не прослыть консерваторомсреди коллег (12%) и способствует не только повышению профессионального статуса, но и улучшению материальному положению учителя (26%).Очень часто мотивы инновационной деятельности не осознаются будущим учителем, поэтому важно иметь ясное представление о том, как она развивается в процессе их подготовки в вузе: насколько напряженно, в каком направлении, из каких действий строится; какие средства используются при разной мотивации педагога. Структура мотивации многозначна по содержанию и различным формам. Так, В.Г. Асеев, Л.И. Божович, А.К. Маркова, Дж. Олпорт и др. разделяют мотивацию на внешнюю и внутреннюю, имея в виду источник побуждения. На основе классификации, предложенной Н.М. Пейсаховым, все мотивы учения объединяются в четыре большие группы: профессиональные, познавательные, мотивы социальной идентификации и утилитарные мотивы. Уточняявидыпрофессиональныхмотивовучителя,Л.Н.Захарова, В.А. Сластенин и др. из обширной области факторов выделяют такие, какматериальные стимулы, побуждения, связанные с самоутверждением, профессиональные мотивы и мотивы личностной самореализации. Мотивы двух последних групп, на наш взгляд, являются мотивами более высокого порядка. Именно их, повидимому, можно считать адекватным показателем инновационной деятельности.Очевидно, что будущий учитель, инновационная деятельность которого опирается на профессиональные мотивы и мотивы личностной самореализации, обладает болеевысоким уровнем творческого потенциала, который проявляется в стремлении добиться результата в своей деятельности без личностной прагматической мотивации, получающий удовлетворение в самой инновационной деятельности, имеющей для него глубокий личностный смысл. Каждая из названных разновидностей мотивации может иметь в ее общей структуре доминирующее или подчиненное значение и тем самым определять тот или другой уровень индивидуальных достижений, а вместе с ними обусловливать и степень приближения к конечным целям профессиональной деятельности. Успешной мотивации инновационной деятельности будущего учителя способствуют определенные педагогические условия, важными из которых, повидимому, являются следующие: –уверенность будущего педагога в посильности освоения новшества; –наличие потребности в развитии и саморазвитии личности; –убежденность инноватора в справедливости вознаграждения за инновационную работу.Названные выше условия успешной мотивации инновационной деятельности будущего учителя могут быть созданы, если будет решен ряд управленческих задач, а именно: –формирование у будущего учителя проблемного сознания;–создание системы опережающего обучения;–информирование о новых возможностях в процессе осуществления инноваций;–оказание помощи инноваторам;–постоянное поддерживание профессиональной мотивации и мотивации; личностной самореализации у будущего учителя;–предоставление инноваторам творческой свободы;–обучение будущих учителей самоактуализации. Обучение как овладение новой информацией является эффективным средством стимулирования будущего специалиста. Стимул –это источник человеческих побуждений, некая сила, заставляющая человека рационально распределять свою энергию. Главным средством побуждения человека к какойлибо активности является стимулирование. Под стимулированием мы понимаем предоставление гарантий достижения в результате какойлибо активности предмета влечения. Так как стимулирование –это процесс опосредованный, то педагогическое стимулирование –это процесс, протекающий в одноименных с обучением условиях и оказывающий значительное влияние на педагогическую деятельность и представителей педагогической профессии с целью активизации их профессиональнопедагогической деятельности. Под педагогическим стимулированием будущего специалиста мы понимаем целенаправленный, систематизированный, последовательный, осознанный, опосредованный педагогическими условиями процесс побуждения будущего учителя к созданию, освоению или развитию новшеств с помощью системы внешних и внутренних стимулов.
Необходимость стимулирования будущего специалиста вызвана потребностью непрерывного совершенствования. Основным средством стимулирования исследователи (Л.В. Леонова, Н.В. Немова и др.) считают соответствующую организацию. Она включает в себя профессиональное самосовершенствование, престижность инновационной деятельности, ориентацию на перспективную науку, передовую практику и изменяющиеся образовательные потребности студентов. Сущность организации педагогического стимулирования закреплена в стратегии, стиле управления преподавателя, поддержке инновационной инициативы студента. Обучение по инновационным технологиям мотивирует и готовит к освоению новшества. Используются активные методы: игры, консультации, проблемные курсы, самообразование. В этой связи особое значение приобретает координирующая функция деятельности преподавателя, проявляющаяся в том, что деятельность становится необходимым условием формирования мотивов участия будущего учителя в поисковой деятельности через осознание им собственных проблем; способствует поддержанию мотивации на всех этапах внедрения инноваций и стимулированию потребностей высших уровней (самореализация учителя через творческую деятельность, в причастности к общему делу и др.).Для координации инновационной деятельности учителя целесообразно использовать специальные методы, к которым относятся:–методы мотивации избираются с учетом особенностей индивидов: отношения к труду, креативных способностей, степени тревожности, самооценки, профессиональных притязаний; –методы поощрения будущего учителя морально и материально, оцениваяего труд и разработанные им новшества.Особенности мотивационной сферы инновационной деятельности будущего учителя необходимо рассматривать в совокупности с другими компонентами деятельности. В этом отношении особенно важен процесс целеобразования. Этот процесс глубоко личностный. Цель формируется под влиянием объективных условий реализации деятельности и собственных возможностей. Цели любой деятельности в единстве с потребностями, ценностями и мотивами являются ее ведущим и системообразующим звеном. В этой связи, повидимому, необходимо говорить о мотивационноцелевой основе инновационной деятельности будущего учителя как о единстве объективного и субъективного, где объективное положение будущего учителя является основой его избирательной направленности на целипедагогической деятельности, стимулирующие общее и профессиональное саморазвитие личности и выступающие фактором ее профессиональной и социальной активности. Социальное и профессиональное поведение будущего учителя, таким образом, зависит от того, как он конкретизирует цели педагогической деятельности, что ищет в процессе ее осуществления, какое место отводит этим целям в своей жизни. Итак, проанализировав данную проблему, мы пришли к следующим выводам.1.Инновационная деятельность будущего учителя побуждается и регулируется мотивационной основой личности. При этом мотивация студентов должна быть направлена на преодоление отрицательных стереотипов в их сознании в отношении к новшествам и на формирование проблемного сознания, позволяющего видеть проблемы своей собственной деятельности. Здесь важно наличие морального и материального стимулирования студентов и, вместе с тем, поддержание духа состязательности, стимулирующего развитие. 2.Важно также формировать мотивы участия студентов в инновационной деятельности через осознание ими собственных проблем. В этом случае данный процесс будет иметь личностный смысл, будет осуществляться осознанно и мотив будет устойчивым. 3.Эффективное осуществление инновационной деятельности обеспечивает только адекватная мотивация, а именно: профессиональные мотивы и мотивы личностной самореализации.4.Успешной мотивации инновационной деятельности будущего учителя способствует создание определенных педагогических условий, при этом важную роль играет координирующая деятельность преподавателя.
Ссылки на источники1.Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. В 2 т. Т.2. –М.: Педагогика, 1986.–392 с.2.Москвичев С.Г. Мотивация, деятельность и управление. –Киев, 2003. –490с.3.Подымова Л.С. Введение в инновационную педагогику: учебное пособие.Курск: КГПУ, 1994. –120с. 4.Управление развитием школы: пособие для руководителей образовательных учреждений /Под ред. М.М. Поташника и В.С. Лазарева. –М.: Новая школа, 1995. –464с.
Elagina Vera, Doctor of Pedagogy, Professor of the Chair of Pedagogy of the Chelyabinsk State Pedagogical University, Chelyabinsk V_275@mail.ru Nevudraja Elena,Сandidateof Pedagogy, Docent of the Chair of Pedagogy of the Chelyabinsk State Pedagogical University,Chelyabinsk Nemudraja72@mail.ru
Motivation innovation future teacherAbstract. This article isdevoted to the studyof motivationinnovationof future teachers.The study was conductedatthe Faculty of Philologyand the Facultyof Physical Educationand SafetyCSPU.We useddata from a survey247students of 4–5courses,the aim of whichwas to study themotives that impelprospective teachersto engage ininnovative activities.Keywords: motivation, innovation, innovation, teacher incentives,teacher andinnovator.
Рекомендовано к публикации:Зиновкиной М. М., докторомпедагогических наук, профессором, действительнымчленомАкадемии профессионального образования Российской Федерации