Монополия

Этот текст можно скачать по ссылке

Определение понятия

Термин имеет греческие корни. В переводе с древнего языка «монос» означает «один», «единый», «полео» — «продавать». Монополию трактуют как исключительное право, принадлежащее либо конкретному человеку, либо обществу, либо стране на рынке при торговле, производстве и ином виде экономической деятельности. Иными словами, это рыночная структура, при которой владелец (человек, компания или государство) контролирует производственные процессы, включая сбыт производимой продукции.

Монополисты имеют исключительные права и заняты производством уникальных товаров, не имеющих аналогов, защищены от появления на рынке конкурентов. Отсутствие конкуренции — прямая угроза всему рынку, так как единственный хозяйствующий субъект начинает диктовать условия, в том числе, формирует цены.

Виды монополий

Экономисты разделяют несколько видов, которые зависят от:

  • характера и причин возникновения;
  • уровня защиты, оказываемой государством;
  • формы собственности;
  • территориальных признаков.

В зависимости от причин и характера

Этот вид делится на подвиды: случайную (временно повышенный спрос над предложением из-за того, что конкуренты чуть отстают), искусственно созданную (сговор или слияние фирм) и естественную (владелец обладает уникальной собственностью или невоспроизводимыми факторами производства — железная дорога, система водоснабжения и др.).

Несколько причин, по которым формируются естественные монополии:

  • уникальные природные ресурсы (нефть, залежи алмазов, полезных ископаемых);
  • изобретение, открытие и любая другая технологическая уникальность, которая принадлежит конкретной корпорации (Казахстан — монополист космической станции Байконур).

Сферы, в которых образуются естественные монополии:

  • транспортировка полезных ископаемых — нефтяных продуктов, газа;
  • эксплуатация жд-сетей;
  • транспортные услуги морских и воздушных портов;
  • телекоммуникационные услуги;
  • почтовые услуги;
  • водохозяйственная и канализационные системы и услуги, связанные с потреблением коммунальных благ.

По уровню защиты от государства

1) открытые — подразумевают непродолжительное по времени лидерство без конкуренции в связи с созданием и продажей услуги или продукта. У открытых монополий нет юридической защиты перед конкурентами;

2) закрытые, то есть юридические или регулируемые властями конкретной страны. Речь идет об:

  • искусственных (государственных) монополиях, призванных удовлетворять потребности и интересы социума;
  • естественных монополиях, функционирующих без конкурентов ввиду высокого уровня инноваций. Естественные монополии эффективно и полностью покрывают потребности рынка.

По форме собственности

Выделяют частную и государственную монополии.

По территориальным признакам

Специалисты делят монополии на местные, региональные, национальные и экстерриториальные.

Чистая монополия

Особняком стоит чистая монополия, — исключительное и редкое явление, обладающее набором признаков:

  • единый монополист-владелец;
  • уникальность производимой услуги или товара (нет конкуренции и аналогов);
  • тотальный контроль над формированием цены и объемами у производителя;
  • административные, экономические и иные барьеры, препятствующие внедрению в рынок.

Причины, по которым появляются монополии

  1. централизация и концентрация капитала, а также производств;
  2. халатное отношение государства к их появлению и нежелание бороться с монополиями;
  3. желание поживиться на покупателях, лишив их альтернативных вариантов и возможности выбирать;
  4. издержки, не окупаемые при появлении фирм-конкурентов;
  5. широкое масштабное производство, существенно снижающее себестоимость товаров, и, соответственно, их рыночную цену, — бонус для покупателей;
  6. внешние препятствия для внедрения в рынок, не позволяющие иным корпорациям конкурировать с монополистами.

Причины, по которым сложно войти в рынок с уже имеющимися монополиями

  1. Значительная капиталоемкость производственных процессов, посильная не каждому предприятию.
  2. Обладание редким сырьем и природными ископаемыми конкретными корпорациями (Газпром, Роснефть и т. д.).
  3. Патенты от государства — исключительное право, данное только одной монополии для выпуска конкретных продуктов или применения определенных инноваций.
  4. Государственная лицензия — официальное разрешение на ведение конкретной деятельности.

Формы искусственных монополий

  1. Картель (в переводе с латинского «соглашение»): обладает производственной и коммерческой самостоятельностью. Зависит от цен на услуги, объемов производимых товаров, от раздела рынка (кто, что и где продает) и определения квот (сколько продают и кто именно).
  2. Синдикат (в переводе с латинского «представитель»): обладает производственной самостоятельностью (собственность на средства производства). Несамостоятельность проявляется в совместном, централизованном сбыте товаров и услуг, закупке сырья. Таким образом, потеряна коммерческая самостоятельность.
  3. Трест (в переводе с латинского «доверие»): нет самостоятельности, но есть зависимость от совместной собственности, объединения финансов, общего управления и продажи одной и той же продукции.
  4. Концерн (в переводе с латинского «забота»): имеет производственную самостоятельность, однако зависим в связи с объединением фирм разных профилей, единым финансовым центром и равной политикой сбыта.
  5. Холдинг (в переводе с английского «удерживание»): самостоятельность в обладании контрольным пакетом акций, если речь идет о материнской компании, а не о дочерней. Зависим от головной компании, от других участников концерна, владеющих акциями и от их деятельности, способной оказывать влияние.
  6. Конгломерат (в переводе с латинского «собранный»): мощнейшая промышленная структура, имеющая существенную децентрализацию управления. Зависит от иных крупных предприятий в той же сфере, которые могут проникнуть, хотя при этом не имеют смежных связей с деятельностью головной структуры.
  7. Консорциум (в переводе с латинского «соучастие»): объединение или слияние экономически независимых организаций на добровольной основе и временно. Зависим от координации предпринимаемых действий.

Типы интеграции

Объединение отдельных монополий в союзы называется интеграцией. Различают два типа:

  • горизонтальную (в рамках одной сферы — картель, синдикат, трест, холдинг, концерн);
  • вертикальную. Популярность второго типа приходится на 20-ые годы прошлого века и подразумевает объединение деятельности разноотраслевых структур в рамках единой корпорации. Цель такого объединения: сократить издержки и последующую диверсификацию (рост разнообразия, включая расширение товарной линейки, овладение новыми видами производства, недопущение банкротства).

Монополистическая конкуренция — большое количество продавцов одинаковой, но не идентичной продукции.

Антимонопольная политика

Государство борется с ростом монополий и проводит действия по недопущению их появления. Действия закреплены на законодательном уровне и подтверждены нормативными актами, которые ограничивают действия монополистов и при этом поддерживают конкуренцию.

Директор Института права и развития ВШЭ-Сколково и Антимонопольного центра БРИКС Алексей Иванов в интервью «Газете.Ru» обратил внимание на проблемы, связанные с монополизацией ИТ-рынка.

Он отметил, что в настоящее время остро стоит проблема регулирования монопольного положения глобальных ИТ-компаний в России и в мире. «Особенно сейчас, когда идет пандемия. Проблема цифровой трансформации экономики стояла и раньше остро и привела нас к тому, что у нас появились новые монополии, которые работали по новым принципам и иначе увеличивали свою рыночную власть и иначе злоупотребляли ею, чем привычные нам монополии прошлого. Если индустриальные монополии находились в периметре достаточно жесткого антимонопольного регулирования, которое устанавливало определенные требования, то цифровые монополии из-под этого регулирования выскочили, потому что их бизнес-модели шли, что называется, ниже радаров антимонопольного контроля, который сложился в индустриальную эпоху», — обратил внимание эксперт.

Из-за этого, по его словам, происходит «жесткая монополизация целых отраслей в сфере цифрового бизнеса», убивается конкуренция. «В связи с этим потребность в адаптации антимонопольного законодательства к новым условиям крайне высока. В условиях пандемии все стремительно уходит в онлайн, из-за этого рыночная власть цифровых компаний растет намного быстрее, чем органически это можно было бы предположить, это приводит к сбоям в рыночной системе и не позволяет существующим механизмам регулирования эффективно справляться к этими сбоями. Я боюсь, что после пандемии мы окажемся в некоем цифровом Госплане, который подомнет под себя логику функционирования рыночной экономики, ту логику, в которой потребителя мы видим, как имеющего реальный выбор», — отметил Иванов.

«Монополии, на самом деле, тормозят и технологическое развитие, сдерживают социально полезные изменения. Они стараются все законсервировать. Боюсь, что те компании, которые когда-то продвигали новые и интересные решения, получив монопольную власть рыночную, они будут склонны к контролю, диктату, инерционной модели функционирования. Поэтому антимонопольное право должно активно и даже про-активно среагировать на эти вызовы. В этой связи я считаю крайне необходимым принятие и пятого антимонопольного пакета, и отказ от иммунитетов в отношении интеллектуальной собственности, потому что интеллектуальная собственность сегодня – это очень важный инструмент монополизации в современной экономике. Эти инициативы ФАС крайне важны», — уверен собеседник «Газеты.Ru».

Он также подчеркнул, что монополизация может привести к исчезновению альтернативных игроков, так как такие монополисты, как Google и Яндекс, например, могут использовать эффективные способы продвижения именно своих сервисов внутри поисковой системы, «тем самым снижая поток пользователей к конкурирующим сервисам и повышая долю рынка своим не всегда лучшим сервисам». Такой тренд «негативно скажется на конкуренции» и в конечном итоге «выйдет потребителям боком».

Монополизация цифровых рынков делает очень уязвимыми и потребителей, отметил Иванов. «В частности, если основные цифровые сервисы будут реализованы в рамках больших экосистем, построенных вокруг цифровых платформ, потребитель не сможет точечно решать, какую информацию и кому раскрыть, так как будет действовать по правилам экосистемы монополиста. То есть потребитель станет очень уязвим, данные о нем слишком хорошо контролируемы, что приведет к контролю и потребительского поведения со стороны цифровых монополистов и как следствие они будут играть на этой уязвимости, продвигая свои товары и услуги», — заключил Иванов.

Макаренко В. А.

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ МОНОПОЛИЙ КАК ЭКОНОМИЧЕСКОГО СУБЪЕКТА

Аннотация. Статья посвящена истории зарождения монополии как экономического явления, её формированию и развитию с античного периода до наших дней. Выделены отличительные черты и формы монополий в разные временные периоды. Рассмотрен период зарождения монополии в Европе и России.

Ключевые слова. Монополия, синдикат, трест, картель, государственная монополия, внешняя торговля, мануфактура, история монополии, регулирование.

Makarenko V.A.

THE HISTORY OF THE DEVELOPMENT OF MONOPOLIES AS AN ECONOMIC SUBJECT

Keywords. Monopoly, syndicate, trust, cartel, state monopoly, foreign trade, manufactory, history of monopoly, regulation.

Довольно часто монополию рассматривают как новое явление в экономике, но феномен монополии зародился ещё в древние времена практически одновременно с появлением рынка и присутствовал на всех этапах общественно-исторического развития .

Как отмечают исследователи в области экономической истории, основные черты монополии можно проследить уже во времена Древнего Египта ещё во II тысячелетии до н.э., когда только избранная каста в лице жрецов и фараона, как хозяева наиболее крупных мануфактур, имела право продавать ткани за границу . Помимо этого, в том же Древнем Египте можно увидеть формирование монополии на пшеницу, когда Египет стал не просто базой товарного производства огромного количества пшеницы, а зерновой житницей практически всего Средиземноморья, благодаря удобренным нильским илом землям. Помимо пшеницы, предметом монополии стали получение меда, соль и обработка текстиля .

В дальнейшем, кроме монополии на товары, возникли и монополии на те или иные услуги. Ярким примером может послужить банковское дело в Древнем Египте, организованное в форме государственной монополии, где банки имели монопольное право ведения банковских операций . При этом, в большинстве других стран того времени государство не присваивало себе монополию на банковское дело.

Отличительной особенностью античного периода была государственная монополия на ведение внешней торговли, так как она приносила огромные доходы царской казне . При этом монополия

ГРНТИ 06.03.07 © Макаренко В. А., 2018

Виктор Александрович Макаренко — аспирант кафедры национальной экономики Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

на торговлю с другими странами была свойственна не только Древнему Египту, но и Вавилону, который в тот период времени достиг значительного развития во внешней торговле.

Период Средневековья характеризуется появлением фирм-монополистов, для которых государством создавались отдельные условия на занятие той или иной деятельностью посредством выдачи привилегий. В начале XVII века в Англии это явление носило наиболее явный характер. Раздача монополий стала не просто политикой государства, а банальным средством пополнения казны. Только в первой половине XVII века государство выдало более 700 монополий, что свидетельствует о злоупотреблении власти правом продавать права на монополию торговли. Несмотря на возражения парламента и потребителей, данная экономическая политика государства продолжалась еще достаточно долгое время. К 1630-ым годам были монополизированы практически все производства и услуги, что незамедлительно привело к негативным последствиям.

Масштабный рост коррупции, незаконная деятельность предпринимателей, ограничение производства, ущемление интересов потребителей, не просто сковывание, а полнейшее уничтожение конкуренции в стране в тот период времени — всё это последствия безразборчивого наделения привилегий купцов. В свою очередь, отсутствие конкуренции привело к повышению цен. Повсюду вспыхивали народные волнения, накалялась социальная атмосфера. Было ясно, что стране необходима новая экономическая политика.

Вторая половина XIX века характеризуется не только бурным развитием крупного машинного производства и производительных сил в целом, но и образованием новых, различных форм «сообществ», которые по своей сущности представляли монополистические объединения. Наибольшее распространение получили следующие формы организации монополии: синдикат, который предусматривал наличие временной договоренности между предпринимателями о единой политике в продажах, и трест, подразумевающий под собой не просто договоренность, а полное объединение всех фирм в одну, где уже возникало общее управление производством и обобществлялся процесс технических усовершенствований и изобретений .

Предприниматели объединялись с целью монополистического господства над рынком и, тем самым, ограничивали возможную конкуренцию, которая могла быть им просто невыгодной. Благодаря этому, они смогли снизить предпринимательские риски в условиях огромного роста концентрации капитала и производства.

Появление новых форм организации монополии стало объектом внимания представителей различных экономических школ того времени. Среди исследований того времени можно выделить работу Г. Геймана «Смешанные предприятия в немецкой крупной железоделательной промышленности» (1904), который точно смог описать сложившуюся ситуацию в немецкой железоделательной промышленности того времени. Ещё одним ярким немецким экономистом, изучавшим тресты и картели был Р. Лифман со своей работой «Картели и тресты и дальнейшее развитие народнохозяйственной организации».

Не удивительно, что данное явление изучало большое количество исследователей, ведь статистика действительно поражающая. В начале XX века число картелей в Германии достигло практически 3000-4000, они объединяли в себе более 12 000 фирм . При этом, до окончания Второй Мировой войны, государство целенаправленно вело политику картелизации. Было выпущен ряд законов о принудительном учреждении картелей, предусматривающих принудительное объединение предприятий Германии в картели с целью поддержания и развития национальной экономики. Более трети производства, а в некоторых случаях даже больше, было сконцентрировано в руках трестов, картелей и синдикатов. Ярким примером может послужить Рейнско-Вестфальский каменноугольный синдикат, который уже в 1906 году смог сконцентрировать более 86% производства в районе .

Идентичная ситуация складывалась и в Соединенных Штатах. В очень многих отраслях синдикаты и тресты смогли взять под свой контроль чуть ли не весь объем производства. Например, компания American Sugar Refining Company смогла сконцентрировать 90% всего производства сахара в стране .

Россия не стала исключением в процессе монополизации промышленности, но развитие объединений монополистического характера началось несколько позже, чем в Европе. Процесс монополизации в России стал возможен благодаря проведению С.Ю. Витте, занимавшего в конце XIX века пост министра финансов, целого ряда реформ и преобразований: увеличение налогов косвенного типа, вве-

дение золотого стандарта, государственной винной монополии и таможенных тарифов. В конце

XIX века непосредственно при участии государства был создан первый чисто российский синдикат сахарозаводчиков.

Чаще всего монополии в России, охватывающие важнейшие отрасли промышленности, образовывались в форме синдикатов или картелей, но были и крупные объединения трестовского типа, такие как: ниточный трест, товарищество «Бр. Нобель». Большое количество монополистических объединений в России было официально не зарегистрировано в связи с отсутствием законодательных и административных норм по регулированию деятельности монополий и порядку их оформления, но, тем не менее, их число постоянно росло. К началу XX века в дооктябрьской России насчитывалось более 140 различных монополистических объединений, задействованных в 40 отраслях промышленности . Можно с уверенностью сказать, что в начале XX века монополистические объединения становятся неотъемлемой частью экономической жизни страны.

В результате Октябрьской революции были национализированы практически все фирмы, решая тем самым проблему бурно растущего количества монополистических объединений коренным образом. Такое явление, как частное предпринимательство, было устранено. Монополии, тресты и синдикаты официально перестали существовать, но по сути они просто приняли новую форму, полностью теперь подконтрольную государству. Промышленные отраслевые гиганты советского периода являлись по своей сути монополиями.

Административно-командная экономика того времени может и не давала слишком явных негативных последствий, но и не позволяла предприятиям развиваться в полной мере: отсутствовали стимулы и мотивация к увеличению доходности предприятия, наблюдалось нерациональное использование эффекта от масштаба. 70-летний советский период сформировал рынок к монополизации в 90-ые годы

XX века. К 1990-ым годам, по данным Госкомстата, более 2000 предприятий были единственными поставщиками и производителями некоторых видов товаров, а из 340 групп промышленной продукции более 315 производились на одной предприятии . Несмотря на сходные коэффициенты концентрации производства в СССР и США, количество малых фирм в США было значительно больше, что позволяло обеспечивать поиск оптимальных путей научно-технического прогресса и постоянный прирост новых рабочих мест.

Таблица

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Историческое развитие монополии

Период Отличительные особенности Страны

II тысячелетие до н.э — IV век н.э. Внешняя торговля была предметом монополии. Право монопольного использования ресурсов было только у монархов и знати. Распространена монополия на ресурсы и производимые товары на их основе. Появление первых монополий на банковское дело Древний Египет. Вавилон. Древняя Индия. Древний Китай

XVП-XVП вв. Продажа или выдача монархами различного рода привилегий, дающих исключительное право на торговлю, производство товаров или услуг. Огромный рост количества монополизированных товаров и услуг. Монополизирована внешняя торговля Англия. Франция

XIX-XX вв. Появление новых монополистических форм, таких как трест и синдикат. Концентрация производства у синдикатов и трестов. Практически полное отсутствие законодательной базы, регулирующей синдикаты и тресты. Монополистические объединения становятся неотъемлемой и одной из важнейших частей экономической жизни стран Англия. Германия. Франция. США. Российская империя

XX-XXI вв. Появление транснациональных компаний, обладающих доминирующим положением на рынке и контролирующих существенную долю рынка Развитые и развивающиеся страны

Во второй половине XX века появился абсолютно новый феномен в экономической жизни мира. Компании стали выходить на международный рынок, при этом не только в сфере реализации товаров, но и в производстве. Национальные монополии стали превращаться в транснациональные компании,

захватившие уже мировые рынки. Они контролировали более 50% промышленного мирового производства, почти 80% лицензий и патентов .

Обобщенные результаты анализа всего исторического развития монополии приведены в таблице. Подытожив, можно прийти к выводу, что монополии прошли долгий путь формирования и развития со своими особенностями и национальным колоритом на том или ином историческом периоде времени.

ЛИТЕРАТУРА

1. Адам Ш.М. Место и роль транснациональных корпораций в современной мировой экономике // Молодой ученый. 2017. № 11. С. 183-186.

3. Древний Египет. . Режим доступа: http://dptf.drezna.ru/theory/articles/03_10 (дата обращения 14.12.2017).

4. Ерохина О.В. Монополистические объединения Российской империи конца XIX — начала XX вв. // Грамота. 2009. № 11. C. 38-41.

5. Калабеков И.Г. СССР и страны мира в цифрах. Справочное издание. М., 2015. 239 с.

6. КалиничеваГ.И. Экономическая история. К.: МАУП, 2001. 96 с.

7. Латышов А.Ю. Особенности современной монополии как формы организации бизнеса // Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 21. С. 192-200.

8. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Том 27. М., 1969. 647 с.

9. Москвалевич Г.Н. Возникновение монополии и зарождение монополистических отношений в экономике Древнего мира // Вестник — экономист ЗабГУ. 2015. № 10.

10. Муравьева Л.А. Финансово-экономическое развитие Древнего мира // Учет. Анализ. Аудит. 2015. № 1. С. 133-143.