Модели группообразования

Выделяют несколько подходов к пониманию специфики развития малой группы. К их числу относятся модели коллек- тивообразования (стратометрический и параметрический подходы), двухмерные модели развития группы, ряд частных моделей группообразования, а также подход, в рамках которого исследуются социализационные аспекты группового развития (в данном учебном пособии этот подход будет рассмотрен в отдельном параграфе).

Изучая динамику группового развития, А. В. Петровский разработал стратометрическую концепцию коллектива. В основе его типологии групп лежат два критерия:

  • 1) насколько межличностные отношения в группе опосредованы содержанием совместной деятельности,
  • 2) насколько совместная деятельность группы общественно значима.

В соответствии с этими критериями группа может располагаться на континууме, на положительном полюсе которого располагается коллектив (характеризуется высокими позитивными показателями по обоим критериям), а на отрицательном — соответственно корпорация (отличается высоким позитивным показателем по первому и высоким негативным показателем по второму критериям). В концепции А. В. Петровского корпорация понимается как гипертрофированно автономная группа, характеризующаяся «групповым эгоизмом», изоляцией и противостоянием другим группам более крупной социальной общности. В центре континуума — диффузная группа (общность, в которой практически отсутствует совместная деятельность), а промежуточное положение между диффузной группой и коллективом и корпорацией (крайними точками континуума) занимают соответственно просоциальная и асоциальная ассоциации, т. е. группы, в которых степень опосредствования межличностных отношений совместной деятельностью невысока.

Концепция А. В. Петровского отражает деятельностный подход к малой группе. Однако слишком обобщенное описание дифференциации малых групп затрудняет анализ развития отдельной конкретной малой группы.

В основе параметрического подхода к исследованию группы, разработанного Л. И. Уманским, лежат критерии ее развития как коллектива — социально-психологические параметры группы:

  • а) нравственная направленность группы (интегративное единство ее целей, мотивов, ценностных ориентаций);
  • б) организационное единство группы;
  • в) групповая подготовленность в сфере реализации совместной деятельности;
  • г) психологическое единство — интеллектуальная, эмоциональная, волевая коммуникативность. Психологическое единство характеризует процессы межличностного познания, взаимопонимания, эмоциональных межличностных контактов, стрессо- устойчивость, надежность группы в экстремальных ситуациях . Как и в стратометрической концепции, параметрическое описание группы также носит континуальный характер: в зависимости от выраженности каждого из названных параметров группа располагается на континууме. В центре континуума располагается группа-конгломерат (т. е. группа, состоящая из незнакомых между собой людей), позитивный полюс — коллектив, негативный — антиколлектив. Двигаясь к позитивному полюсу, группа последовательно проходит качественно новые стадии — кооперации (развитая, успешно функционирующая организационная структура, довольно высокий уровень групповой подготовленности и сотрудничества) и автономизации (характеризуется процессами групповой идентификации, эталонизации (монореферент- ности), группового обособления, внутренней слитности и спаянности, создающие основу для перехода на высший уровень), а также возможны и промежуточные уровни — номинальная группа и группа-ассоциацияил. А. II. Лутошкин наделил каждую стадию развития группы собственным художественным образом: номинальная группа — «песчаная россыпь», группа-кооперация — «мерцающий маяк», группа-автономия -«алый парус» и т. д.

В отличие от стратомстрического подхода, в рамках параметрической модели группового развития внутриконтинуальное движение группы от ее неразвитого состояния до формирования коллектива исследовано и описано более детально. Однако динамика движения группы в сторону отрицательного полюса также не содержит достаточно полного описания.

Б. Такмсн предложил двухфакторную модель развития группы. Динамика группового процесса, согласно Б. Такмену, зависит от внешних и внутренних условий функционирования группы: деловой (решение групповой задачи) и межличностной (развитие групповой структуры) групповой активности, а также стадии развития группы. В каждой из названных сфер группа последовательно проходит четыре этапа (стадии) своего развития.

Стадии, выделяемые в сфере межличностной активности:

  • — стадия «проверки и зависимости»: члены группы ориентируются в характере действий друг друга, ищут взаимоприемлемое межличностное поведение в группе;
  • -стадия «внутреннего конфликта»: возникают нарушения во взаимодействии между членами группы, отсутствует единство между ними;
  • -стадия «развития групповой сплоченности»: постепенно гармонизируются отношения, исчезают межличностные конфликты;
  • — стадия «функционально-ролевой соотнесенности»: образуется ролевая структура группы.

Стадии, выделяемые в сфере деловой активности:

  • — стадия «ориентировки в задаче»: члены группы ищут оптимальный способ решения задачи;
  • — стадия «эмоционального ответа на требования задачи»: члены группы противодействуют требованиям решаемой задачи, вследствие несовпадения личных намерений индивидов с предписаниями последней;
  • — стадия «открытого обмена релевантными интерпретациями»: члены группы осуществляют максимальный информационный обмен, позволяющий им яснее понять намерения друг друга и предложить альтернативную трактовку информации;
  • — стадия «принятия решений»: попытки решения задач конструктивны и успешны.

Б. Такмен отмечает взаимосвязь обеих сфер групповой активности, но не раскрывает содержание этой связи. Позже Б. Такмен и М. Иенсен дополнили эти стадии еще одной — стадией прекращения деятельности (свертывании отношений в обеих сферах групповой активности, расформировании самой группы) .

Р. Л. Кричевский, Е. М. Дубовская добавляют, что на развитие и соотношение сфер внутригрупповой активности будет влиять способ организации участников группы. Этот способ обусловливается характеристиками деятельности и требованиями, предъявляемыми ее содержанием. К примеру, «в одном случае деятельность может ставить участников ее осуществления в отношения взаимозависимости, когда действия одного из членов группы будут обусловливать действия другого ее члена и наоборот (типичный образец взаимодействующей группы). В другом случае реализация групповой деятельности осуществляется членами группы независимо друг от друга (типичный образец содействующей группы)»»7.

Одна из частных моделей группообразования отражает собственно эмоциональную динамику группообразования»8. Он выделяет ряд фаз группового развития, основываясь на феноменах социальной перцепции, коммуникации и интеракции:

  • 1) фаза первичного восприятия и опознания (формирование первого впечатления о партнере);
  • 2) фаза сближения (формируются оценка и самооценка, развиваются рефлексивные отношения, актуализируется установка на совместное действие);
  • 3) фаза совместного действия (происходит принятие межличностных ролей и определение статуса в общении);
  • 4) фаза сцепления (укрепляются чувства общности «МЫ», формируются нормы общения, включаются механизмы взаимовлияния).

Сравнительно с другими приводившимися схемами группоо- бразования схема, предложенная И. П. Волковым, содержит наиболее подробный, детальный анализ развития эмоциональных отношений в малой группе»9.

Вопросы и задания

  • 1. Составьте схему, отражающую общие характеристики социально-психологических параметров малых групп.
  • 2. Какая из перечисленных моделей, на Ваш взгляд, наиболее полно раскрывает процессы группового развития?
  • 3. Приведите несколько примеров педагогических проблемных ситуаций, для решения которых педагогу необходимо владеть знаниями механизмов групповой динамики.
  • 4. Можно ли, по Вашему мнению, управлять процессом группового развития?

КОНКУРС СТУДЕНЧЕСКИХ РАБОТ — ПРЕДСТАВЛЯЕМ ПОБЕДИТЕЛЕЙ

DOI: 10.14515/monitoring.2014.5.13 УДК 378:316.344.34

А.Б. Бочкарева ФОРМИРОВАНИЕ СПЛОЧЕННОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ ГРУППЫ:

УСЛОВИЯ И ФАКТОРЫ

ФОРМИРОВАНИЕ СПЛОЧЕННОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ ГРУППЫ: УСЛОВИЯ И ФАКТОРЫ

БОЧКАРЕВА Анна Викторовна — студентка Российского химико-технологического

университета им. Д.И. Менделеева. E-mail: bochckareva.anna@gmail.com.

Аннотация. В статье рассматриваются особенности формирования сплоченной студенческой группы, анализируются возможности вузовской среды для инициирования данного процесса. Особое внимание уделяется условиям и факторам, способствующим становлению сплоченных учебных групп, в том числе роли в этом процессе старост и кураторов групп. Эмпирической базой для статьи стало исследование, проведенное в феврале-апреле 2014 г. в РХТУ им. Д.И. Менделеева (опрос 354 студентов).

Опираясь на полученные данные, автор делает вывод, что сплоченность студенческой группы способствует повышению эффективности обучения, формирует навыки работы в команде, ответственность, умение принимать на себя обязанности лидера, общую культуру будущего выпускника. Студентам сплоченная учебная группа оказывает моральную поддержку, помогает учиться, прививает ценность коллективизма, оказывает помощь в трудной жизненной ситуации.

Ключевые слова: образование, студенты, студенческая группа, сплоченность, староста, куратор, компетенция.

FORMATION OF THE UNITED STUDENT GROUP: CONDITIONS AND FACTORS

Keywords: education, students, student group, unity, head, curator, competence.

Многие исследователи справедливо полагают, что в сплоченной учебной группе эффективнее, чем в несплоченной, формируются социальные, индивидуальные и профессиональные качества, необходимые для будущей личностной и трудовой самореализации студента

Сегодня особое внимание уделяется приобретению в процессе обучения профессиональных навыков и умений, объединяемых понятием «компетенция». К общекультурным компетенциям, которые должны быть сформированы в вузе, относится готовность к взаимодействию с коллегами и работе в коллективе . Основы этих компетенций могут быть заложены в сплоченной студенческой группе.

В феврале-апреле 2014 г. по квотной выборке был проведен опрос студентов РХТУ им. Д.И. Менделеева с целью выявления основных условий и факторов, влияющих на сплочение учебных групп в вузовской среде. Выборочная совокупность составила 354 человека, из них 62,7% женщин и 37,3% мужчин.

Были рассмотрены следующие условия формирования сплоченных студенческих групп: пол, возраст, курс обучения студентов, материальное положение, тип поселения до поступления в вуз, особенности проживания во время обучения, работа помимо учебы.

Рисунок 1 — Представление студентов о сплоченности своей студенческой группы, % от общего числа опрошенных в каждой категории, отражающей пол респондентов

В зависимости от пола представление респондентов о сплоченности своей учебной группы меняется незначительно (рис. 1). Нужно отметить, что у обоих полов данный показатель достаточно высок. При этом девушки в несколько большей степени склонны считать свою группу сплоченной, чем юноши. Можно предположить, что девушки чуть больше заинтересованы в становлении сплоченного коллектива, активнее участвуют в его формировании.

Далее рассматривалась зависимость оценки сплоченности студенческой группы от возраста респондента и от курса обучения (рис. 2)

Рисунок 2 — Представление студентов о сплоченности учебной группы (в зависимости от возраста респондента), % от общего числа опрошенных в каждом типе сплоченности группы

Наиболее сплоченной свою группу находят 18-летние студенты. С каждым годом процент респондентов, считающих, что их группа является сплоченной, уменьшается. Среди тех, кто оценивает свою группу как сплоченную, почти каждый третий 18-летний (29,0%), почти четверть 19-летних (24,4%), почти пятая часть 20-летних (18,6%). С несплоченной группой обратная ситуация: четверть студентов 20 лет (25,0%) и почти четверть 21 года (24,2%) оценивают свою группу скорее как несплоченную.

100,0 100,0

Рисунок 3 — Курс обучения студентов, % от числа опрошенных на каждом курсе

Данные соотносятся с полученной информацией по курсу обучения (рис. 3): как наиболее сплоченные оцениваются группы бакалавров второкурсников и первокурсников — 76,9 и 71,1% соответственно, наименее сплоченные — специалистов 6-го курса — 63,6% студентов назвали свои группы несплоченными. Вероятно, это связано с тем, что в момент поступления в университет студенты чувствуют себя неуверенно в новой социальной среде и ищут поддержки у своей учебной группы, стремятся к коллективизму. К старшим же курсам, когда они становятся более самостоятельными, происходит отчуждение от группы.

Оценка студентами сплоченности ев оей учебной группы (в зависимости от материального положения)

(в % от общего числа опрошенных в каждой гругте дождаj

72,2

66,7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

61,3 59,3

I || 50,0 50,0

L11 п. i

о

Не могут Покупака Напродукты Едвасводят Затруднились приобретать вещей хватает, на концы с ответить действительно длит, п о льзо в. о д е жду и о бувь ко нц ами дорогие вещи вызывает нет

затруднения

и Сплоченная группа ■ Не сплоченная групп а ■ Затруднились ответить

Рисунок 4 — Оценка студентами сплоченности своей учебной группы (в зависимости от материального положения), % от общего числа опрошенных в каждой группе дохода

Что касается материального положения студентов (рис. 4), более сплоченными являются группы студентов с высоким и средним достатком. Так, 27,8% респондентов, которые не в состоянии приобретать действительно дорогие вещи, говорят, что их группа несплоченная, и так же оценивает свою группу каждый второй студент, который едва сводит концы с концами.

Скорее всего, респондентам со средним и высоким достатком нет необходимости работать, и они могут целиком посвятить себя учебе, регулярно посещать занятия, а значит, поддерживать каждодневные отношения со своей учебной группой. Те же, у кого доход самый низкий, вероятно, вынуждены работать, решать финансовые трудности, поэтому для них отношения со своей студенческой группой стоят далеко не на первом месте.

Проанализирована зависимость сплоченности студенческой группы от типа поселения студента до поступления в вуз и от особенности проживания во время обучения.

■ Сплоченная группа ■ Несплоченнаягруппа «Затруднились ответить

Рисунок 5 — Оценка студентами сплоченности учебной группы (в зависимости от типа поселения), % от общего числа опрошенных в каждом типе поселения

Как видно из рис. 5, наиболее сплоченными называют свои группы респонденты, приехавшие из небольших городов — из них 72,3% оценивают свою группу как в целом сплоченную. Почти 2/3 респондентов, приехавших из сел, деревень и поселков городского типа, также высоко оценивают сплоченность своей учебной группы (66,7 и 65,1% соответственно). Наименее сплоченными являются группы, где обучаются студенты из областных центров и мегаполисов — по 54,9 и 53,1% соответственно

Вероятно, студенты, выросшие в крупных городах — мегаполисах, областных центрах, обладают более индивидуализированными, урбанистическими культурными ценностями и в меньшей степени стремятся к сплоченности студенческой группы, чем респонденты, приехавшие из небольших городов, деревень, сел, которые, наоборот, обладают традиционным набором ценностей и настроены на коллектив, на сплоченность.

Выявлена взаимозависимость оценки сплоченности учебной группы и особенности проживания студента во время обучения в вузе — в общежитии, с родителями в семье или отдельно в собственной квартире (рис. 6)

В общежитии <

Вместе с родителями

Снимает комнату, _ 57,9 42,1

квартиру

У родственников, __ 33,3_бб,7

знакомых

Отдельно в своей 16,7_83,3_

квартире

1С плоченная группа ИНесппоченная группа Затруднились ответить

Рисунок 6 — Представление студентов о сплоченности учебной группы (в зависимости от проживания во время обучения), % от общего числа опрошенных в каждом типе проживания

Студенты, проживающие в общежитии, дают самые высокие оценки сплоченности своей учебной группы. Находят свою группу сплоченной менее 2/3 студентов, живущих с родителями (60,2%), и более половины студентов, снимающих комнату или квартиру (57,9%). Гораздо меньше данный показатель у респондентов, проживающих у родственников, либо же отдельно в своей квартире. Доля респондентов, ответивших таким образом, составила 33,3% для первой группы и 16,7% для второй.

Очевидно, что студенты, проживающие в общежитии, более склонны к коллективизму, к положительной оценке сплоченности своей учебной группы. Особенно существенны различия со студентами, живущими в собственной квартире, которые привыкли к самостоятельности и индивидуализму.

204 _

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Полный день Неполный день Иногда Не работает

подрабатывает

I Сплоченная группа ■ Не сплоченная групп а Затруднились ответить

Рисунок 7 — Трудовая деятельность студентов во время обучения в вузе, % от общего числа опрошенных в каждом типе занятости

Более чем половина студентов (58,8%), работающих полный рабочий день, склонна оценивать свою группу как в целом несплоченную. Остальные респонденты — работающие неполный день, имеющие временную работу либо не работающие — оценивают свою группу скорее как сплоченную. Самой сплоченной является группа студентов, которые заняты только обучением — почти 2/3 респондентов (65,1%) дали высокие оценки. Студенты, которые иногда подрабатывают, более сплоченные, чем тех, кто имеет постоянную работу на неполный день (чуть более половины студентов (56,1%) против почти 2/3 (63,2%)). Таким образом, если у студента есть постоянная работа, он уделяет больше внимания своему рабочему коллективу, чем студенческой группе, возможно, воспринимая учебный коллектив как временный, а рабочий как постоянный. Соответственно, студент нацелен скорее на укрепление трудовых отношений, а не отношений в студенческой группе.

Говоря о факторах формирования сплоченной студенческой группы, необходимо отметить роль в этом процессе старосты и куратора (рис. 8).

П ер е д ача не о бк о димпй уче бной

информации К онтр опь и учёт по сещаеъи стц успеваемости

3 ащита инт ерес оё группы в д еканате Решение конфликтов с преподавателями

Участив студентов в вуз.мвроприж.

Р азр ешение внутригруппавых конфликтов Р ешение личных пр о бпем студентов группы

Организ ацин внеучебнойжизни группы Н е вьшопняет никакие функции Другое

Затруднились ответить

Рисунок 8 — Функции, выполняемые старостой студенческой группы, % от общего числа опрошенных; допускалось несколько ответов

Опрос показал, что старосты сплоченных групп в целом выполняют больший объем функций, чем старосты несплоченных. При этом ведущими функциями являются: передача необходимой учебной информации (91,1% сплоченные группы, 84,1% несплоченные), контроль и учет посещаемости и успеваемости (76,0 и 53,0%), защита интересов групп в деканате (53,8% сплоченные группы и 40,2% несплоченные группы) и решение конфликтов с преподавателями (39,8 и 22,0%). Интересно, что спектр деятельности старост несплоченных групп на этом практически ограничивается. Чаще, чем в сплоченной группе, встречается вариант ответа «староста не выполняет никаких функций» (6,1 против 2,3%).

Рисунок 9 — Представление студентов о роли старосты в сплочении их учебной группы, % от числа опрошенных студентов, охарактеризовавших свою группу как сплоченную

По мнению респондентов, староста играет значительную роль в сплочении студентов (рис. 9). Главную роль старосте отводит чуть более десятой части опрошенных (11,3%), важную — более трети респондентов (35,7%), незначительной такую роль назвали свыше четверти студентов (26,7%). Тех, кто считает, что староста не играет роли в сплочении коллектива -20,4%.

Были проанализированы также функции куратора, влияющие на сплоченность группы (рис. 10).

■ Главная

Важная

и Никакой ролине сыграл

Затруднились ответить

Незначительная

Кур атор-ин форматор Куратор-друг Куратор-приятель Куратор-.. Куратор-организатор Куратор-воспитатель Нет функций Куратор-родитель Другое

Затруднились ответить

Рисунок 10 — Функции, выполняемые куратором студенческой группы, % от числа опрошенных; допускалось несколько ответов

В большинстве несплоченных групп куратор выполняет информационно-административные функции. Он чаще всего выступает как информатор (56,6%), администратор (19,7%), организатор (13,2%). Ответ «куратор не выполняет никаких функций» дали 22,4% респондентов.

Чем больше неформальных функций берет на себя куратор, тем сплоченнее студенческая группа. Студент воспринимает куратора как старшего, более опытного товарища, через него узнает о традициях и нормах университетской жизни. И если куратор прививает первокурсникам ценности коллективизма, студенты охотно перенимают эти ценности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По аналогии с ролью старосты для сплочения группы, приведем данные о том, как студенты представляют себе роль куратора (рис. 11).

в Главная Важная

— Незначительная

■ Никакой роли не сыграл

— Затруднились ответить

Рисунок 11 — Представление студентов о роли куратора в сплочении их учебной группы, % от числа опрошенных студентов, охарактеризовавших свою группу как сплоченную

Главной роль куратора считают всего 2,6% опрошенных, важной ее назвали почти четверть респондентов (24,2%), незначительной — почти треть (29,4%). При этом 42,5% студентов считают, что все-таки не деятельность куратора в первую очередь послужила сплочению их учебного коллектива.

В заключение приведем результаты, отражающие влияние сплоченной группы на студентов в отличие от несплоченной (рис. 12).

Помогает в учебе Способствует приобретению друзей Прививает навыки общения Оказывает моральную поддержку Способствует развитию ответственности Сп о с о б ствует р азвитию ли дер ских качеств Прививает ценность коллективизма Сп о с о б ствует р азвитию о бщей культур ы П о мо гает в трудн ой жизн енн о й ситуации Прививает ценность индивидуализма Уело жняет о бучение в вузе Другое

Группа никак не влияет Затруднились ответить

Рисунок 12 -Влияние, оказываемое учебной группой на студента, % от общего числа опрошенных; допускалось несколько ответов

1,3 2,6

Таким образом, формирование сплоченных студенческих групп — это действительно важный и актуальный вопрос как для студентов, так и для университета.

С точки зрения конкурентоспособности вуза, сплоченная группа помогает в учебе, формирует необходимые для любого специалиста компетенции: навыки работы в команде, ответственность, умение принимать на себя обязанности лидера, общую культуру будущего выпускника.

С точки зрения студента, сплоченная учебная группа оказывает моральную поддержку, помогает учиться, прививает ценность коллективизма, оказывает помощь в трудной жизненной ситуации.

Актуальная проблема формирования сплоченных студенческим групп нуждается в дальнейшей разработке. Нами были намечены только общие тенденции в данной области. Необходимы исследования, направленные на углубленное изучение условий и факторов, влияющих на сплоченность группы с помощью качественных методов.

Литература

2 Грошев В., Макаревич Э. Студенческая группа. М. : Молодая гвардия, 1975.

3 Максимов Н.И. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования: законодательно-нормативная база проектирования и реализации : учеб.-информ. изд. М. : Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2009.

4 Утлик В. Э. Психологический климат студенческой группы // Инновации в образовании. 2010. № 8.