Модель 4 уха

Занятие 6. Навыки коммуникации для политического диалога

Цели занятия:

  • 1) участники узнают, что то, что мы говорим и слышим, не обязательно однозначно, как это порой кажется (в понимании этого им поможет модель 4 уровней восприятия сообщения Фридеманна Шульца фон Туна );
  • 2) научатся различать уровни наблюдения, описания, интерпретации, оценки и осознают их разницу, рассмотрев конкретные примеры;
  • 3) разовьют навыки аргументирования своей позиции;
  • 4) научатся слышать и слушать;
  • 5) проанализируют аргументы других и сформулируют контраргументы.

Необходимое время: приблизительно 6 часов.

Общие рекомендации модератору / ведущему

Нижеследующие упражнения направлены на развитие коммуникативных навыков. Активное слушание и аргументирование позволяют развить понимание многосторонности высказанного и услышанного. Для этого здесь приведен ряд упражнений, которые можно проводить и отдельно друг от друга, в связи с чем соответствующие шаги рефлексии приведены непосредственно после каждого упражнения. Более подробную информацию можно найти, например, в указанных источниках .

Ход занятия

Упражнение 1. Модель «Четыре уха»

Шаг 1. Представляется модель «Четыре уха» — 4 уровня восприятия сообщения (, см. также приложение) с приведением соответствующего примера, который демонстрирует, что одно и то же высказывание может восприниматься по-разному — согласно модели Шульца фон Туна, на следующих уровнях:

  • факт (предметный уровень = какая информация сообщается?);
  • призыв (чего хотят добиться этим сообщением?);
  • откровение (что хотят рассказать о себе?);
  • отношение (что думают о других или в каком взаимоотношении находятся друг к другу?).

Классический пример: женщина ведёт машину, мужчина сидит рядом и говорит: «Смотри, там впереди зелёный» (возможна разная интонация):

  • факт — «Светофор показывает, что можно ехать»;
  • призыв — «Ну езжай же!»;
  • откровение — «Я тороплюсь, хочу, чтобы мы быстрее доехали»;
  • отношение — «У тебя замедленная реакция по сравнению с моей».

В качестве разминки и для лучшего понимания этот пример можно проиграть (5–10 минут).

  1. Двое добровольцев садятся перед группой на скамью или стулья. Они как бы сидят в автомобиле.
  2. Пассажир говорит фразу из примера: «Смотри, там впереди зелёный».
  3. Водитель реагирует в зависимости от того, как он понял фразу.
  4. Публику (остальных участников) спрашивают, на каком уровне модели «Четыре уха», по их мнению, водитель понял исходное высказывание, и почему.
  5. После этого добровольцы (или кто-то из них) сменяются другими участниками. Ситуацию проигрывают ещё несколько раз, например, меняя интонацию исходного высказывания или положение тела, или что-то еще, чтобы продемонстрировать различия.

В качестве альтернативы ведущий может использовать свой пример, адаптированный к жизненной реальности участников.

Шаг 2. На 4 карточках разных цветов (лучше всего листы формата А4) записываются 4 уровня согласно модели Шульца фон Туна. Один уровень — на одном листе бумаги большими буквами и разборчиво (см. приложение). Эти 4 карточки или листа можно также использовать во вступительном представлении (шаг 1) для визуализации сказанного. Эти карточки необходимо прикрепить на четырёх противоположных стенах в четырёхугольном помещении на уровне глаз (или немного выше). Получается своего рода компас.

Шаг 3. Ведущий просит всех участников встать. Если в помещении стоят, например, стулья, их необходимо убрать в сторону, так чтобы можно было свободно двигаться между четырьмя карточками. Теперь участников просят подходить к карточкам в зависимости от того, как они понимают зачитываемые высказывания: как факт на предметном уровне, призыв, откровение ведущего или как высказывание об отношении между ведущим, который зачитывает высказывания, и участниками, которые их воспринимают. Разумеется, при этом можно становиться в промежутках между двумя разными уровнями.

Шаг 4. Приведённые ниже высказывания зачитываются по порядку (по возможности ведущим). В разных случаях это можно делать с разной интонацией, жестикуляцией и т. п. После каждого высказывания участники занимают соответствующую позицию в помещении, «ориентируясь» по четырем висящим на стенах карточкам. По возможности это должно происходить молча, без комментариев или дополнительных объяснений. Но не следует быть слишком строгим, так как голосовые реакции участников могут помочь другим лучше понять их восприятие высказывания.

Возможные высказывания:

  • У нас нет времени.
  • Вам нужно выбрать.
  • Я устал / устала.
  • Нам необходимо больше активности!
  • Нет смысла это критиковать.
  • Это слишком неконкретно.
  • Я против этого.
  • Это необходимо убрать.
  • Мне нравится нынешнее руководство.
  • А есть ли альтернатива?
  • Надо было самому взяться за это.
  • Есть вопросы?
  • У кого ещё есть вопросы?
  • Теперь вы можете задать свои вопросы!
  • Сейчас время для ваших вопросов.

Высказывания можно по желанию разнообразить, поменять и дополнить. Рекомендуется также адаптировать их к контексту занятия, чтобы сделать их более занимательными.

После каждого высказывания следует дать участникам немного времени, чтобы занять своё положение и осмотреться, где в помещении находятся другие.

Рефлексия. При необходимости можно предоставить участникам или, по крайней мере, некоторым из них возможность объяснять свою позицию или просто делиться мыслями после каждого высказывания. Это поможет другим и им самим лучше понять разные уровни восприятия.

Если до конца упражнения участники не осознали этого, необходимо указать на то, что разные люди воспринимали одни и те же выражения явно по-разному, несмотря на то, что они были адресованы одним и тем же лицом всем более или менее одинаково. Вопросы к участникам, помогающие в рефлексии:

  • Как вы себя чувствовали?
  • На что это указывает?
  • Где это может пригодиться в реальной жизни и что это означает для нашей коммуникации?

Упражнение 2. Неизвестный предмет

Шаг 1. Ведущий кладёт перед группой предмет так, чтобы все могли его видеть. (Лучше, чтобы предмет вообще не был знаком участникам или знаком как можно меньше). Также его можно держать, подняв высоко вверх, или передать по кругу, чтобы каждый мог его хорошо разглядеть. Важно, чтобы все могли его видеть.

Шаг 2. Участников просят написать на карточке или листе бумаги ответ (один ответ на одной карточке) на вопрос:

  • Что вы видите?

Шаг 3. Участники индивидуально пишут на одной карточке один ответ. Каждый может написать несколько ответов и взять для этого столько карточек, сколько понадобится.

Шаг 4. Карточки собираются ведущим и по одной предъявляются группе. Для этого ведущему лучше всего взять карточку у участника и держать её так, чтобы всем был виден написанный на ней ответ. По каждой карточке участники вместе должны договориться, является ли написанное описанием, интерпретацией или оценкой. Ведущий модерирует процесс. Карточки распределяются по соответствующим категориям и, например, клеятся на стену в три столбца с соответствующими названиями. Если не вдаваться в дискуссии, это упражнение в зависимости от численности группы может занять 20–30 минут. Глубокие дискуссии, разумеется, удлинят процесс.

Рефлексия. Вопрос ведущего к участникам:

  • Когда вы посмотрите на распределение ответов на три категории: описание, интерпретация и оценка — к какому выводу вы придете, вспомнив при этом вопрос в начале упражнения, который звучал…?

Здесь имеет смысл не повторять первоначальный вопрос, а сформулировать предложение незаконченным, чтобы услышать, какой же вопрос запомнили участники. В этом упражнении начальный вопрос по возможности не следует записывать и оставлять на видном месте, однако его можно несколько раз повторить, не меняя.

Часто количество ответов в категориях «Интерпретация» или «Оценка» превосходит количество ответов в категории «Описание». Для прояснения этого факта рекомендуется спросить у участников:

  • Какой же ответ предполагал изначальный вопрос? (Не предполагал ли изначально вопрос только наблюдение?)
  • Что демонстрирует результат?
  • Где это может пригодиться в реальной жизни и что это означает для нашей коммуникации?

Упражнение 3. Оксфордские дебаты

Подготовка. Для подготовки к дебатам кроме упражнений 1 и 2 рекомендуется провести описанные ниже блоки. Их можно проводить и отдельно как тренинг в другом тематическом контексте. Блоки логически построены один за другим и поэтому должны проводиться в указанном порядке.

Блок 1. Объяснение понятия

Участники вытягивают из набора карточек с понятиями по одной карточке рубашкой вверх и кладут перед собой, не заглядывая в неё. Участник берет свою карточку и читает записанное на ней понятие, и, например пока он встаёт со стула, у него есть время, чтобы подумать, что можно сказать об этом понятии. В течение 1 минуты участник объясняет своё понятие другим. После этого следующий берет свою карточку и точно так же, пока встаёт со стула, думает, что можно рассказать о новом понятии. Стоя он в течение 1 минуты объясняет своё понятие другим, и так далее. Участники не должны брать свои карточки, пока до них не дойдёт очередь.

В качестве понятий можно использовать всё что угодно в зависимости от области интересов участников. Рекомендуется выбирать понятия из той области, которая имеет отношение к теме занятия — например, всё, что касается выборов: «голос», «делегат», «депутат», «кандидатка», «коалиция», «мандат», «место в избирательном списке», «наблюдательница», «оппозиция», «парламент», «партия», «плакат», «подсчёт голосов», «правительство», «представитель», «президиум», «прогноз», «программа», «предварительные итоги», «распределение мест», «результат», «СМИ», «урна», «участие в выборах», «фракция» и т. д.

Блок 2. Аргументирование

Из набора карточек с утверждениями участники вытягивают по одной и имеют 5 минут, чтобы подумать над возможными аргументами / цепочкой аргументов к своему утверждению. После этого участники по очереди выступают перед группой и пытаются в течение 2 минут максимально убедительно аргументировать правильность имеющегося у них утверждения.

В качестве утверждений можно тоже использовать всё что угодно в зависимости от области интересов. В этом случае также рекомендуется выбирать утверждения из той области, которая имеет отношение к теме занятия. Для оживления атмосферы занятия можно предложить каждому участнику предварительно написать на карточке по одному абсурдному утверждению и перемешать эти карточки с карточками, приготовленными ведущим.

Блок 3. Парафразирование

Участник собираются в группы по трое. В течение 2 минут участник аргументирует свою позицию по какому-либо вопросу. Второй участник внимательно слушает, парафразирует услышанные аргументы, начиная свое высказывание словами: «Если я тебя правильно понял / поняла, то…», и пытается опровергнуть данные утверждения. Третий участник наблюдает и оценивает качество парафразирования и логику контраргументов. После этого участники меняются ролями и по желанию выбирают другой вопрос.

В качестве вопросов можно использовать всё что угодно в зависимости от области интересов. Здесь также рекомендуется выбирать утверждения из той области, которая имеет отношение к теме занятия, например:

  • Должны ли выборы быть тайными?
  • Должны ли кандидаты перед выборами показывать свои доходы?
  • Стоит ли регулировать предвыборную рекламу в СМИ?
  • Необходим ли порог, например, 5 % для прохода партии в парламент?

Для содержательной подготовки к дебатам рекомендуется найти необходимую информацию в соответствующих онлайн- или офлайн-источниках. Способ и место поиска необходимой информации всегда зависит от области интересов и возможностей. Для подготовки к теме «Выборы» рекомендуется, например, проанализировать программы кандидаток и кандидатов или партий, участвующих в выборах. См. также занятие «Анализируем предвыборные программы кандидатов» в наст. пособии.

Блок 5. Метод

Для методической подготовки к дебатам можно использовать занятие «Принципы избирательного права» наст. пособия, а именно I этап — «Дебатируем о законопроектах», которое позволяет составить достаточно подробное представление о том, что такое дебаты.

Дебаты

Шаг 1. Участники создают мини-группы по 4 человека.

Шаг 2. Из подготовки к дебатам и занятия участники для каждой мини-группы выбирают одну тему, по которой они хотели бы дебатировать. Необходимо, чтобы на основании этой темы можно было сформулировать подходящее утверждение — так называемый тезис.

Для содержательной подготовки по теме «Выборы» можно использовать цитаты из предвыборных программ кандидатов / партий, например:

  • Образование должно быть бесплатным;
  • Государство слишком часто вмешивается в экономические процессы;
  • Необходимо повысить размер пенсий для родителей, которые выходят в декретный отпуск;
  • Мир станет более безопасным, если мы будем теснее сотрудничать на международном уровне, а не ослаблять наши внешнеполитические связи;
  • Система здравоохранения должна быть организована государством как часть социальной защиты граждан;
  • Социальный — это тот, который создаёт рабочие места.

Шаг 3. Из тем, выбранных мини-группами, определяются 2–3 темы, по которым будут в итоге вестись дебаты (количество тем зависит от того, насколько длительные планируется провести дебаты, сколько имеется времени и каково количество участников). По каждой теме одна мини-группа занимает утвердительную позицию, а другая — отрицательную. Таким образом, все мини-группы распределяются соответственно выбранным позициям.

В случае выбранной в качестве примера темы «Выборы» рекомендуется, чтобы мини-группы ссылались на, по возможности, противоположные в политическом смысле программы кандидатов / партий и принимали соответствующую позицию. Участники мини-групп ведут себя и приводят аргументы как бы с точки зрения принимающих участие в выборах кандидатов / партий, на чьей стороне они выступают в дебатах.

Шаг 4. В течение 20 минут все мини-группы готовят аргументы к темам дебатов и, соответственно, участники каждой мини-группы общаются между собой.

Шаг 5. Объявляется тема первых дебатов. Участники двух мини-групп с противоположными позициями по этой теме начинают дебаты. Они садятся, например, по обе стороны кафедры. Другие участники наблюдают за дебатами, к примеру, как публика, сидящая перед кафедрой.

Шаг 6. В указанной ниже последовательности (см. таблицу 1) выступающие из каждой мини-группы по очереди представляют свою позицию: утвердительную и, соответственно, отрицательную.

Таблица 1

Последовательность выступлений в дебатах участников двух мини-групп

Участники мини-групп, занимающих

утвердительную позицию

отрицательную позицию

Выступающий 1 формулирует тезис, свою позицию и приводит соответствующие аргументы

Выступающий 2 парафразирует сказанное выступающим 1 и приводит контраргументы

Выступающий 3 также парафразирует и обращается к сказанному выступающими 1–2

Выступающий 4 также парафразирует и обращается к сказанному выступающими 1–3

Выступающий 5 также парафразирует и обращается к сказанному выступающими 1–4

Выступающий 6 также парафразирует и обращается к сказанному выступающими 1–5

Выступающий 7 также парафразирует и обращается к сказанному выступающими 1–6

Выступающий 8 также парафразирует и обращается к сказанному выступающими 1–7, после чего резюмирует аргументацию

Каждый выступающий имеет 2 минуты для представления свои аргументов. Ведущий при этом следит за соблюдением списка выступающих, временем и прерывает выступления в случае нарушения регламента. При этом в зависимости от атмосферы, темы и заинтересованности выступающих не рекомендуется быть чересчур строгим, а, например, сигнализировать, когда до конца выступления остаётся 30 секунд, или сделать так, чтобы все видели отсчёт времени (песочные часы, часы для варки яиц и т. п.). В зависимости от опыта и размера группы можно варьировать временной регламент выступлений. Но, как показывает опыт, время выступления не должно превышать 5 минут.

Шаг 7. Наблюдающие участники внимательно слушают и решают в конце дебатов, какая цепочка аргументов была более убедительной. Это можно легко сделать, например, с помощью вопроса ведущего к участникам о том, кто после дебатов согласен с защитниками «утвердительной» позиции, а кто — нет. Для отражения общего мнения участники могут поднять руки в качестве ответа на вопрос: кто «за», кто «против», а кто не смог определиться, т. е. воздержался. Интересно также перед дебатами опросить публику путём поднятия рук, кто как относится к озвученному утверждению.

Рефлексия. С помощью следующих вопросов ведущего к участникам можно вместе с ними оценить, какой же опыт они смогли получить от участия в дебатах:

  • Как вы чувствовали себя в ходе дебатов и почему?
  • Чему вы научились?
  • Где можно применять полученные навыки?

На примере темы «Выборы»:

  • Насколько дебаты помогли вам понять аргументы и факты из программ кандидатов / партий?
  • Знаете ли вы после дебатов, за кого будете голосовать?
  • Если да, то уверены ли вы в своём выборе?
  • Изменили ли вы своё решение во время дебатов?

Уважаемые коллеги! Приглашаю Вас к дискуссии!

Личностно-ориентированные формы и приёмы формирования умений иноязычной диалогической речи на основе коммуникативной модели профессора Фридемана Шульца фон Туна «Четыре стороны сообщения»

Я учитель иностранных языков. И мне, как и каждому учителю хочется, чтобы мои ученики хорошо владели моим предметом.

Согласитесь, что умение общаться является одним из важных качеств любого человека. Именно поэтому формирование коммуникативной компетенции, как основная цель ФГОС по иностранным языкам, находится в центре образовательного процесса по иностранным языкам.

Уважаемые коллеги, какие формы работы, по Вашему мнению, способствуют развитию коммуникативных способностей обучающихся? Конечно же, формы, относящиеся к технологии реализации коммуникативно-деятельностного подхода.

А как осуществить иноязычное речевое взаимодействие на уроке? Как дать верную целевую установку? Ведь не всегда, как бы мы не старались, получаем ожидаемый результат. Многие педагоги расстраиваются, что приложили максимум усилий зря, а дети опять работают только по шаблону, заучивают и воспроизводят материал. Не скрою, у меня, как и у всех педагогов, были сомнения и раздумья по этому поводу. И когда я анализировала работу на уроке, сама себе задавала вопрос: «А как было организовано речевое взаимодействие между учителем и обучающимися, между обучающимися в парах и группах», «Как же включить школьников в реальное общение?»

Уважаемые коллеги, всегда ли мы ставим задачу так, чтобы обучающийся смог принять нашу информацию (вопрос, задание, проблемная задача и т.п.), переработать её и дать верный ответ? Согласитесь, ведь мы часто переживаем такие ситуации, когда в процессе общения что-то идет не так, как хотелось бы…. Словами можно за минуту разрушить отношения, складывавшиеся годами, или, наоборот, укрепить эти отношения еще сильнее. И тогда на помощь приходит умение «разумно говорить». Оно становится нашим спасением в сложных ситуациях. Умеем ли мы общаться друг с другом?

Почему готовые речевые клише общения, заученные на уроке, при составлении диалогов часто не действуют? А что значит молчание или пауза в разговоре? Как мы слушаем? Как высказать критику, не обижая собеседника, а направляя его в развитии?

Это проблемный вопрос. И решение этой проблемы я нашла в коммуникативной модели, предложенной профессором педагогической психологии Гамбургского университета Фридеманна Шульца фон Туна, ведущего психолога-коммуникатолога. Он является автором книг, «Говорить друг с другом» в 3-х томах1 .

Профессор Шульц фон Тун считает, что способность людей эффективно обучаться в группе зависит от их способности взаимодействовать и говорить друг с другом.

  1. «Miteinander reden» Schulz von Thun. «Говорить друг с другом» (издательство Rohwolt, 1989 г.) 1 том -1981г. ,2 том-1988. В 1998 г. вышел третий том книги

Что же такое модели профессора Фридеманна Шульца фон Туна, и чем они интересны? А главное, как их применить в обучении иностранному языку, чтобы погрузить ребят в ситуацию реального общения?

По мнению профессора Шульца фон Туна, коммуникация – это больше, чем просто высказанное слово. В каждом предложении, которое человек говорит кому-то, он сообщает не только фактическую информацию, но и информацию о себе, о своем отношении к собеседнику, а также каждым своим высказыванием он старается привлечь адресата и повлиять не него.

Профессор Шульц фон Тун представляет свою коммуникативную модель в виде квадрата. По его мнению, каждое наше сообщение состоит из 4 аспектов:

Факт – тема сообщения, положение вещей, о которых сообщается.

Отношение – отношение к собеседнику, выражение эмоций

Самораскрытие – посыл, информация, которая транслируется, здесь же ролевое положение.

Призыв – на что мы хотим повлиять.

Позвольте продемонстрировать видеофрагмент

(Grün) https://youtu.be/AHH3qUQMUgk

Наложим на этот сюжет коммуникативный квадрат профессора Шульца фон Туна.

Информация сообщения: «Смотри, там впереди зеленый.» (возможны разные интонации) Молодой человек произнёс слова взволнованно, видно, что он нервничает и торопится.

  • Факт. Конкретная информация: «Светофор показывает, что можно идти.

  • Призыв:

    • «Ну идём же!»

    • Или — «Я хочу/прошу тебя/чтобы ты быстрее реагировала»

  • Возможное (взаимо)отношение:

    • «У тебя замедленная реакция. Почему не идёшь?»

    • «Я думаю, что ты не заметила зеленый свет или медленно реагируешь»

  • Самораскрытие (например):

    • «Я тороплюсь, хочу, чтобы мы быстрее шли».

    • «Я не понимаю ситуацию, почему ты еще не идешь, если я вижу зеленый, я не доволен этим или считаю что ты нуждаешься в моей инструкции».

Конкретная информация

Светофор зелёный

Самовыражение

Я тороплюсь

Обращение

Идём же!

Отношение

Тебе нужна моя помощь

Коммуникация – это, прежде всего, диалог. Поэтому профессор Шульц фон Тун говорит о том, что важно не только правильно подать свою информацию, но и уметь принять ответную информацию от адресата. По мнению немецкого ученого, сообщение можно воспринимать с четырех позиций, соответствующих его сторонам. Профессор Шульц фон Тун называет это «4-Ohren Modell» «моделью с четырьмя ушами» получателя, у которого есть по одному «уху» для приема каждой стороны сообщения. Каким «ухом» я лучше слышу, иногда зависит от меня самого, иногда – от ситуации. И все же каждый из нас имеет свои привычки восприятия.

1. Ухо делового содержания
2. Ухо откровений
3. Ухо отношений
4. Ухо обращений

1. Ухо делового содержания

Конкретная информация

Светофор зелёный

  1. Ухо откровений

Самовыражение

Я тороплюсь

3. Ухо отношений

Отношение

Тебе нужна моя помощь

4. Ухо обращений

Обращение

Идём же!

Таким образом, весь коммуникативный процесс представляет собой «многослойный квадрат» сообщений, который профессор называет «Четыре стороны сообщения», состоящий из посыла информации, её принятия или непринятия и ответной реакции собеседника.

Рассмотрим наш видеосюжет на примере «коммуникативного квадрата»:

Мы видим идеально выстроенную модель диалога. В идеале все 4 уровня должны работать сбалансировано, но в реальности так не бывает. На это влияют и темперамент, и психотип, и невербальное общение и ситуация… Эти составляющие могут либо дополнять и поддерживать друг друга, либо друг другу противоречить. Если они дополняют друг друга, значит, речь идет о согласованном сообщении, а если противоречат друг другу, — то о несогласованном. Если кто-то плачет и при этом говорит, что у него все хорошо, то это несогласованное высказывание, так как вербальное и невербальное его выражения противоречат друг другу. Но если, же он плачет и признается, что ему грустно, то высказывание считается согласованным.

Таким образом, коммуникация существует на двух уровнях: на уровне сообщения и на метауровне. Оба эти уровня раскрывают и определяют друг друга, а значит, каждый из них помогает интерпретировать то, как задуман другой. (Schulz von Thun 1998, с. 36)

Профессор Шульц фон Тун считает, что искать один единственный, идеальный стиль общения нецелесообразно и ненужно. «Общение подобно дереву – материалу, из которого вырезают», говорит он. Основой хорошего общения Шульц фон Тун считает двойное соответствие:

1. Соответствие как согласие с самим собой.

2. Соответствие как согласие со спецификой ситуации и с причиной возникновения общения.

Использование модели коммуникативного квадрата очень эффективно в обучении иностранному языку, особенно при обучении диалогической речи. На уроке иностранного языка. Обучающихся реагируют не только на содержание реплик, но и на поведение и настроение. Общение на уроке получается «живым», «естественным».

В образовательном процессе по иностранному языку в ообщеобразовательной школе структурная модель диалога может быть представлена следующим образом:

Sender)

Получатель (Empfänger)

I. Информация (факт)

II. Принятие информации:

  1. Выражение отношения к информации, к собеседнику

  2. Выражение эмоций (самовыражение)

  3. Сообщение дополнительной информации (факт)

  4. Уточнение подробностей (запрос информации, призыв к деятельности)

III. Принятие дополнительной информации

  1. Полное принятие информации (факт).

  2. Выражение отношения к информации (несогласие, уточнение фактов)

3.Выражение эмоций (самовыражение)

4. Обращение, предложение (призыв)

Возникает вопрос, а как запросить информацию, отреагировать на неё, принять решение. Для этого мы ведем специальный словарь речевых клише (РК). Диапазоны РК расписываются в соответствии с тематикой и годом обучения. Представим некоторые из РК, которые, несомненно, помогут обучающимся поддержать разговор и правильно реагировать на речь собеседника.

Словарь речевых клише

Исходная реплика

Реплика реакции

  1. Спрашивать о самочувствии:

Wie geht’s dir/Ihnen?

(Как у тебя (Вас) дела?)

Wie geht’s? Alles in Ordnung?

(Как дела? Всё в порядке?)

Was ist los mit dir/Ihnen?

(Что с тобой (Вами) случилось?)

Danke ! Super! Toll!

(Спасибо! Супер!Чудесно!)

Soso lala! Es geht.

(Так себе. Пойдёт.)

Nicht so gut. Schlecht.

(Неплохо. Плохо.)

  1. Выразить согласие/несогласие:

Du hast Recht.

(Ты прав.)

Ich bin einverstanden.

(Я с тобой согласен.)

Ich bin dafür.

(Я тоже за это.)

Ich habe nichts dagegen.

(Я ничего не имею против.)

Warum nicht.

(Почему нет?)

Nein. Auf keinen Fall!

(Ни в коем случае!)

Bestimmt nicht.

(Определённо нет.)

Das ist unmöglich.

(Это невозможно.)

(Да)

In Ordnung.

(В порядке.)

(Определенно.)

(Согласен.)

(Точно.)

Nein, auf keines Falls!

(Нет, ни в коем случае!)

Unsinn!

(Бред!)

Vergiss das!

(Забудь это.)

  1. Выражение благодарности:

Danke schön. Vielen Dank.

(Спасибо большое.)

Das ist sehr nett.

(Это очень приятно.)

Bitte schön.

(Пожалуйста.)

Gern geschehen.

(Не за что.)

Nichts zu danken.

(Не за что./ Не стоит благодарностей)

  1. Извиняться:

Entschuldigung! Verzeihung!

(Извини).

Entschuldigen Sie bitte!

(Извините меня, пожалуйста!)

Es tut mir Leid.

(Мне очень жаль.)

Das wollte ich nicht machen.

(Я не хотел этого делать.)

Das geht schon.

(Пройдет.)

Kein Problem.

(Без проблем.)

Das ist nicht tragisch.

(Это не трагично.)

Das ist nicht deine Schuld.

(Это не твоя вина.)

  1. Выражение эмоций:

1. Радость

Das ist aber schön.

(Это прекрасно)

Ich freue mich sehr.

(Я очень рад.)

Toll! Super! Klasse!

(Чудесно. Супер. Классно.)

Das macht Spaß…

(Это доставляет удовольствие)

2. Разочарование

(Жаль.)

Nichts zu machen.

(Ничего не поделаешь.)

  1. Страх

Ich habe Angst, dass…

(Я боюсь, что…)

Schön. Klasse. Fantastisch. Wunderbar.

(Хорошо. Классно. Фантастически. Замечательно…)

(Жаль.)

So ein Jammer!

(Очень жаль!)

Keine Angst, bitte!

(Не бойся!)

  1. Уточнить что-либо, спросить разрешения:

Wie bitte?

(Простите, как?)

Wirklich?

(Действительно?)

Ist das wahr?

(Не так ли/ Не правда ли?)

Ja. Gewiss.

(Да. Точно.)

Selbstverständlich.

(Разумеется.)

  1. Убедиться в понимании:

Alles klar?

(Всё понятно/ясно?)

Hast du mich verstanden?

(Ты меня понял?)

(Ясно)

Gewiß.

(Разумеется.)

  1. Выражение просьбы:

Ich hätte…

(Я бы…)

Könnten Sie…

(Не могли бы Вы…)

Seien Sie so nett…

(Не Были ли вы так любезны…?)

Warum nicht?

(Почему нет?)

Ach, bitte.

(Да, пожалуйста.)

Es wäre nicht schlecht.

(Было бы не плохо, …)

Nein, das geht nicht.

(Нет, так не пойдёт.)

  1. Оценка информации:

Das finde ich gut/interessant.

(Я нахожу это интересным.)

Ich habe das nichts gewusst.

(Я об этом ничего не знал.)

Das ist mir egal.

(Мне все-равно.)

Ich mag das.

(Мне это нравится.)

Schön. Gut. Toll!

(Хорошо.Замечательно.)

Das ist nicht ok/in Ordnung.

(Так не пойдёт.)

  1. Поздравить кого-то:

Ich gratuliere dir / zum…

(Я поздравляю тебя с …)

Ich wünsche dir…

(Я желаю тебе…)

Alles Gute (zum Geburtstag)!

(Всего наилучшего (в День рождения!)

Danke schön. Vielen Dank.

(Большое спасибо.)

(Взаимно.)

Ihnen/dir auch!

(Вас /тебя так же.)

  1. Пригласить кого-то:

Ich schlage vor…

(Я предлагаю…)

Wir können…

(Мы можем…)

Ich möchte dich zu… einladen.

( Я бы хотел(а ) тебя пригласить на…)

Hast du Lust/Zeit,…zu gehen?

(У тебя есть желание/время пойти…?)

Warum nicht.

(Почему бы и нет.)

(Согласен(сна.)

Ich habe Keine Lust/Zeit.

(У меня нет желания/времени.)

Nein, das geht nicht.

(Нет, так не пойдёт.)

  1. Выражение уверенности /неуверенности:

Ich bin sicher.

(Я уверен(а)).

Natürlich.

(Конечно.)

Das steht fest.

(Это без сомнения.)

Ich glaube nicht, dass…

(Я не верю тому, что…)

Ich bin nicht sicher.

(Я не уверен.)

Ich zweifle daran.

(Я сомневаюсь.)

Hundertprozentig!

(100%)

Bestimmt!

(Определенно!)

Ohne Zweifel!

(Без сомнения!)

(Едва ли.)

Na, ja. Ich weiß nicht.

(Ну, я не знаю.)

  1. Спрашивать разрешение:

Darf ich…?

(Можно мне..?)

Kann ich…?

(Могу я..?)

Ja, bitte.

(Да, пожалуйста.)

Hier darf man nicht…

(Здесь нельзя…)

  1. Выражать надежду:

Ich hoffe, dass …

(Надеюсь, что…)

Es kann sein.

(Возможно.)

(Возможно.)

Na, hoffentlich.

(Надеюсь…)

Das möchte ich hoffen.

(Я хотела бы надеяться.)

Позвольте представить Вашему вниманию, как обучающиеся применили коммуникативную модель профессора Шульца фон Туна при составлении диалога «В кафе».

Просмотр видеосюжета: https://www.youtube.com/watch?time_continue=26&v=t1v6dLFsQA0

Эпизод 1

Эпизод 2

Эпизод 3

Уважаемы коллеги! В завершении в очередной раз хотелось бы подчеркнуть, что общение – процесс двусторонний. Необходимо показывать приемы общения и учить владению ими. Ощущение речевого партнёрства зависит от разных факторов, прежде всего — от организации собеседников. И демонстрация применения модели коммуникативного квадрата профессора Шульца фон Туна является ярким примером эффективной организации иноязычного общения на уроке.

Благодарю за внимание.

Список рекомендованной литературы:

Элеонора Сандуленко, Ольга Пурвин
Общаясь с другим человеком, мы сталкиваемся с непониманием – бывало ли такое? Почему смысл наших слов расходится с их восприятием? Потому что у вас нет четырех языков и двух пар ушей одновременно. О профессиональных инструментах общения расскажут Ольга Пурвин и Элеонора Сандуленко.

Кто разрушит стену непонимания?

Подобно Берлинской стене, рассекавшей когда-то Германию на две части, нарушение коммуникации возводит барьеры непонимания между людьми. А это в свою очередь влечет за собой конфликтные ситуации. Как же помочь людям перестать строить стены в общении с окружающими и разобрать по кирпичику уже построенные? Универсальная коммуникативная модель «Четыре уха» лучше всего объясняет проблему понимания между людьми.

Вот уже более сорока лет экс-профессор Гамбургского университета, а ныне создатель собственного Института коммуникации Фридеманн Шульц фон Тун рассказывает, как людям лучше общаться друг с другом, и пополняет копилку профессиональных инструментов общения.

Разрабатывая свою психологию коммуникации, он опирался на идеи Карла Бюлера, Пауля Вацлавика, Карла Роджерса и Альфреда Адлера, но главная ее ценность — ориентация на практическое применение. В 1981 году вышла книга «Говорить друг с другом» («Miteinander reden»), в которой была описана первая базовая модель коммуникативной психологии «Коммуникативный квадрат» или, как ее еще называют, «Четыре уха».

Что такое «Четыре уха»?

Основой этой коммуникативной модели послужил квадрат. Поскольку в коммуникации есть отправитель и получатель информации, им соответствуют два квадрата — квадрат отправителя (модель «Четыре рта») и квадрат получателя сообщения (модель «Четыре уха»).

Рис.1 Коммуникативный квадрат: модель «Четыре рта» и «Четыре уха»

Каждое сообщение посылается и принимается на четырех «частотах» и всегда содержит:

  • информацию фактическую,
  • информацию о говорящем (самораскрытие),
  • информацию об отношении между говорящим и адресатом,
  • информацию-призыв.

Фактическая сторона высказывания чаще всего выражается эксплицитно. Если вы хотите изложить информацию доступно, старайтесь использовать краткие и четко структурированные фразы. Каждый раз, когда мы что-нибудь говорим, мы что-то сообщаем и о себе. Эта сторона высказывания называется самораскрытие.

Что касается третьей стороны сообщения — отношения, — то, хотим мы того или нет, начиная разговор, даем понять собеседнику, как мы к нему относимся. Сигналы на этом уровне чаще всего посылаются имплицитно («между строк»), и получатель информации может реагировать на них особо чувствительно.

И, наконец, четвертая сторона — это призыв. Это может быть открытый призыв: человек прямо говорит, чего он ждет от собеседника. Скрытый призыв может быть выражен в слезах или упорном нежелании говорить о своей проблеме, в ожидании, что собеседник сам догадается, чего от него хотят.

Руководителю важно развивать умение говорить «четырьмя ртами» и умение слушать «четырьмя ушами», поскольку причиной ошибок или сбоев часто является то, что кто-то кого-то не так понял. А это в свою очередь влечет эскалацию конфликта. Владение техникой «коммуникативный квадрат», поможет руководителю сглаживать острые углы в общении.

Почему происходит провал в коммуникации?

От теории перейдем к ее практическому применению. Рассмотрим типичную для многих организаций ситуацию.

Утро. Руководителю позвонил один из сотрудников, который должен был сегодня доделать финансовый отчет, и сообщил, что не придет на работу, так как заболел. Руководитель принимает решение срочно передать работу Петрова сотрудникам отдела и идет сообщить эту новость коллегам Петрова. Он входит в отдел с фразой: «Петров заболел! А у нас горит квартальный отчет!».

Рис.2 Коммуникативный квадрат «Четыре рта» руководителя

Проанализируем данное высказывание руководителя, применяя технику «коммуникативного квадрата»:

  • Содержание – Некому делать отчет.
  • Самораскрытие – я так рассчитывал на него!
  • Отношение – Петров не имеет права болеть. Как он посмел заболеть в такой ответственный момент?
  • Призыв – необходимо срочно выполнить его работу.

Из приведенного примера мы узнаем о том, что «Петрова нет и отчет делать некому» (фактическая информация). Произнося эти слова, руководитель транслирует свое внутреннее состояние (самораскрытие): «Вот незадача, я так на него рассчитывал». Он недоволен отсутствием Петрова, волнуется и обеспокоен, будет ли готов отчет вовремя. Руководитель дает понять сотрудникам, что они не люди, а машины, которые должны беспрекословно выполнять все, что от них требуется. Таким образом, он посылает на уровне отношений два типа посланий: что он думает о сотрудниках и какие отношения видит между собой и ними.

Плюс к этому здесь еще угадывается и отношение к самому Петрову: «Он не имеет права болеть! Как он посмел остаться дома, не закончив работу!». Четвертая сторона высказывания руководителя — призыв к срочному выполнению работы Петрова. У руководителя внутренний вопрос, требующий немедленного ответа: «Кто будет делать работу Петрова?»

А теперь посмотрим, как воспримут сотрудники слова руководителя. Они могут воспринять сообщение с разных сторон, при этом каждый может оказаться «глух» на какое-нибудь «ухо». От того, к какой стороне высказывания прислушивается сотрудник, будет зависеть его ответная реакция.

Рис.3 Коммуникативный квадрат «Четыре уха» сотрудника

Если у сотрудника развито «ухо содержания», то он попытается понять информацию и отреагировать на уровне фактов.

: «Понятно, его не будет сегодня. Распределим его работу на всех».

В случае если сотрудник воспринимает сообщение «ухом самораскрытия», то его реакция будет эмоциональной.

Самораскрытие: «Значит, все-таки заболел. А мы планировали все сегодня доделать! Я вот не позволяю себе болеть!». В ответе сотрудника слышны досада и недовольство.

Когда «ухо» сотрудника настроено на волну отношения, то он становится особенно восприимчив, и слышит только ответ на вопрос «Как ко мне относится руководитель?». А поскольку руководитель транслирует неуважение к сотрудникам, то они реагируют агрессивно.

Отношение: «Этот Петров вечно болеет, когда полно работы! А мы тут за него отдувайся! Взяли бы вместо Петрова молодого и здорового!». В их ответе слышно раздражение к Петрову и неприятие директивного руководителя.

Что касается стороны воздействия, то сотрудник, у которого больше развито «ухо призыва», сразу слышит в высказывании вопрос: «Кто будет делать работу Петрова?» и незамедлительно отвечает отказом: Призыв – «Я не буду делать его работу! У меня своей работы полно!».

Что делать, чтобы контролировать ситуацию?

А теперь самое время руководителю задать себе вопрос: Что происходит? Почему мои сотрудники так отреагировали? Что я могу изменить в себе, чтобы менять ситуацию? В зависимости от того, сумеет ли руководитель распознать сигналы, которые ему посылают сотрудники, и понять, каким «ухом» они восприняли его сообщение, он может либо усугубить ситуацию, развив конфликт, либо исправить ее, найдя нужные слова.

Обратимся к квадрату одного из сотрудников, который воспринял высказывание руководителя «ухом призыва» и ответил так: «Я не буду делать его работу! У меня своей полно!».

Рис.4 Коммуникативный квадрат «Четыре рта» сотрудника

Модель наглядно показывает, какую информацию посылает подчиненный руководителю. С фактической стороны, он информирует руководителя, что у него есть работа, которую необходимо выполнить в срок, в плане самораскрытия он транслирует начальнику, что таким дисциплинированным сотрудником последний должен гордиться. Но этого не происходит, и к сообщению примешивается обида на несправедливость: «Я не позволяю себе болеть» = Я молодец! Я достойна уважения! А если меня не ценят, то нечего требовать от меня большего!

И тут же слышится сторона отношения — отсутствие сочувствия к больному Петрову и неуважение к руководителю, а отсюда и призыв: «Не хочу делать чужую работу! Оцени меня как добросовестного работника хоть раз!».

Теперь рассмотрим, как руководитель может выйти из сложившейся ситуации, предотвратить эскалацию конфликта, подобрав нужные сотрудникам слова.

Распознав вовремя сигнал, который ему посылает подчиненный, начальник может ответить следующим образом: «Я прекрасно понимаю, что вы сейчас чувствуете. Я знаю, что каждый из вас трудится над частью этого проекта и сегодня мы должны его доделать. Я искренне вам благодарен за вашу преданность общему делу. Я вижу и ценю это. Я хочу, чтобы вы знали: вы все для меня команда профессионалов, которой я горжусь! Я сожалею, что Петрова сегодня с нами нет, он звонил и очень переживал, что своей внезапной болезнью подвел нас. Однако ему не позавидуешь, ведь ветрянка в таком возрасте переносится очень тяжело. Я прошу вас с пониманием отнестись к сложившейся ситуации и предлагаю сейчас распределить между собой работу Петрова, тем более что вместе со мной нас семеро человек. Что скажете?».

Как действовал сейчас руководитель? Во-первых, он присоединился к чувствам сотрудников, во-вторых, «ртом фактов» озвучил, что каждый выполняет свой фронт работы и что сегодня все должно быть готово. В-третьих, он не делает границы между собой и подчиненными, а наоборот, подчеркивает, что они команда, у которой есть общая цель и которая вместе может справиться с форс-мажором. В его словах звучит отношение к сотрудникам как равным и транслируется уважение к коллективу. Благодаря этому начинают выстраиваться партнерские отношения, и призыв не звучит директивно, как в первой фразе, а превращается в просьбу-запрос.

Несложно предположить, что ответят на такую речь сотрудники: «Не переживайте, мы справимся. Отчет будет готов сегодня. Пусть Петров выздоравливает». Уходит агрессия, рушатся стены непонимания, и начинает складываться взаимодействие между людьми.

Удивительно, как быстро меняется ситуация, когда руководитель начинает работать над собой и, меняясь сам, меняет мир вокруг. Модель коммуникативного квадрата помогает внести ясность, проанализировать и понять, что происходит и как можно влиять на ситуацию.

Подводя итоги

Хороший коммуникатор может предвидеть результаты общения, выбирать конкретные способы и методы на основании предполагаемой реакции собеседника. Такое коммуникативное предвидение является важной компетенцией для руководителей любого уровня и направления. Применение данной модели позволяет вести профилактику конфликтов, корректировать собственное поведение с подчиненными, достигать высоких результатов в работе.

Модель Шульца фон Туна — это объяснение глубинной сути коммуникативных процессов, в которые включены собеседники. Это ответы на вопросы: почему нас не понимают; почему мы слышим только то, что хотим; почему мы не можем «продать» свою идею руководителю, а у другого ее легко «покупают». Это путь через осознание к пониманию и открывающейся перед каждым возможности изменения ситуации к лучшему.

Модель «четыре уха» — это реальный инструмент, с помощью которого можно разрушить «стены непонимания», в равной степени доступный школьнику и учителю, коучу и топ-менеджеру, семейному психологу и бизнес-консультанту.

«Стерео» перенаправляется сюда. Для использования в других целях, см Стерео (значения) . «Стереофонический» перенаправляется сюда. Для группы с таким же названием см. Stereophonics . Не путать с дуофоническим звуком .

Разница во времени при стереофонической записи проезжающего автомобиля.

Стереофонический звук или, чаще, стерео , это метод воспроизведения звука, который создает иллюзию разнонаправленной слышимой перспективы. Обычно это достигается за счет использования двух или более независимых аудиоканалов через конфигурацию из двух или более громкоговорителей (или стереонаушников ) таким образом, чтобы создать впечатление звука, слышимого с разных сторон, как при естественном слухе. Таким образом, термин «стереофонический» применяется к так называемым » квадрофоническим » и » объемным » системам, а также к более распространенным двухканальным системам с двумя динамиками. Его часто противопоставляют монофоническому или «монофоническому» звуку, когда звук слышен как исходящий из одной позиции, часто впереди в звуковом поле (аналогично полю зрения ). Стереозвук широко используется с 1970-х годов в развлекательных системах, таких как радиовещание, телевидение, записанная музыка, Интернет, компьютерное аудио и кино.

Как работают стереофонические и дуофонические звуковые системы. Это электронная симуляция восприятия звука-местоположения. Основная диаграмма показывает ситуацию в природе (упрощенный рисунок), а изображение-вставка показывает электронную симуляцию. Примечательно, что таким аудиосистемам требуется более 1 динамика.

Коммуникативный квадрат – это самая знаменитая модель Фридманна Шульца фон Туна, которая в настоящее время вышла далеко за пределы Германии. Эта модель известна так же как модель «Четырех уха» или «Коммуникативный квадрат».

Суть этой модели в том, что если я как человек что-либо сообщаю, то эффективность этого сообщения может быть воспринята на 4-х разных уровнях. Каждое мое сообщение, хочу я этого или нет, всегда имеет сразу четыре послания одновременно:

• Факты, суть дела (то, о чем я информирую) – синий цвет.
• Самораскрытие, сведения о себе (что я даю понять о себе) – зеленый.
• Отношения (что я о тебе думаю или за кого держу) – желтый.
• Призыв (что я хочу, чтобы ты сделал) – красный.

Исходя из этой модели Шульц фон Тун в 1981 году изобразил квадрат для наглядного представления. Сообщения исходят при этом из «четырех клювов» посылающего и достигают «четырех ушей» получающего. За качество коммуникации несет ответственность как посылающий сообщение, так и получатель, причем понимаемая коммуникация является случаем идеальным, исключительным, а вовсе не правилом.

Четыре уровня коммуникации


На уровне сути дела разговора на первом плане стоит информация по конкретному делу. Здесь речь идет о данных, о фактах. Анализ этого уровня можно провести по трем критериям:
1. правда или неправда (соответствует действительности или нет?);
2. релевантны или нерелевантны (относятся ли эти данные к текущей теме или не относятся?);
3. достаточны или недостаточны (исчерпывающие ли приводимые данные для раскрытия темы или нужны уточнения?).

Задача посылающего сообщение на этом уровне состоит в том, чтобы его формулировки были ясными и понятными. Получатель же на уровне уха сути дела тоже может реагировать согласно названным трем критериям.

Для уровня сведений о себе характерно, что, когда человек о чем-то сообщает, то он непременно при этом раскрывает свое отношение к произносимому. Каждое сообщение, хочет этого человек или нет, содержит в себе хоть что-то о личности говорящего – чувства, ценности, свойства и потребности. Это может быть как открыто («Я-сообщение»), так и скрыто.
В то время, как посылающий сообщение через свой «клюв» сведений о себе, открыто или скрыто, осознанно или неосознанно, что-то о себе раскрывает, воспринимает это получающий соответствующим «ухом» примерно так: что это за человек? Какое у него настроение? Что с ним случилось? И т.д.

На уровне отношений посылающий сообщение позволяет распознать, как он относится к получателю, кем я для него являюсь, за кого я его принимаю. Эти отношения могут быть переданы через мимику, тон голоса, жесты, формулировки. Посылающий передает эти ссылки открыто или скрыто. Получатель чувствует при этом через свое соответствующее «ухо», что его ценят, уважают или отвергают, унижают и т.д.

Влияние на получателя происходит на уровне призыва. Обычно, если человек что-то произносит, он хочет этим чего-либо достичь. Он выражает свои желания, призывы, советы или побуждения/указания к действиям. Призывы также посылаются открыто или скрыто. Получатель, получив сообщение, на уровне соответствующего «уха» задается вопросом: Что я теперь должен (не)делать, что думать, что чувствовать?